Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






ЛАБОРАТОРНА РОБОТА №1


Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 554



Кризисная ситуация, сложившаяся в России, с особой силой проявляется в духовной жизни общества. Положение в культуре нашего отечества оценивается как крайне тяжелое и даже катастрофическое. При неисчерпаемом культурном потенциале, накопленном предшествующими поколениями и нашими современниками, началось духовное обнищание народа. Массовое, бескультурье — причина многих бед. Упадок морали, ожесточенность, рост преступности и насилия — злая поросль на почве бездуховности. Некультурный врач безразличен к страданиям больного, некультурный человек равнодушен к творческим поискам художника, некультурный строитель строит пивной ларек на месте храма, некультурный земледелец уродует землю... Вместо родной речи, богатой пословицами и поговорками, — язык, засоренный иноземными словами, блатными словечками, а то и нецензурной бранью. Сегодня под угрозой разрушения то, что столетиями создавали интеллект, дух, талант нации,— разрушаются старинные города, гибнут книги, архивы, произведения искусства, утрачиваются народные традиции мастерства. Опасность для страны представляет бедственное положение науки и образования. По международным стандартам интеллектуализации молодежи, выработанным по инициативе ЮНЕСКО, СССР в 50-х гг. занимал 3-е место в мире после США и Канады, в 1985 г.— 42-е, в 1990 г.—50-е. На каком месте мы находимся сегодня? Тяжелое состояние отечественной культуры связано с кризисным состоянием и экономики страны в целом, и материально-технического обеспечения культуры в частности. Сегодня на культуру расходуется мизерная часть государственного бюджета. Многие очаги культуры (театры, картинные галереи, клубы, дома и дворцы культуры, киноконцертные залы, студии детского и юношеского творчества и т. д.) закрываются, не имея возможности справиться с финансовыми трудностями. Большинство же оставшихся, чтобы не угаснуть совсем, вместо того чтобы нести людям высокое и светлое искусство, дарить им радость творчества, вынуждены заниматься коммерцией. А коммерциализация культуры, как показывает опыт многих стран мира, теперь, кстати, и нашей, значительно снижает ее уровень и вместе с ней — культурный уровень народа, замедляет или вовсе прекращает культурный прогресс общества.

Возрождение и дальнейшее развитие культуры является важнейшим условием обновления нашего общества. Но культура, как вы знаете, не стоит на месте, она постоянно изменяется. Отсюда вопрос: какую культуру нам следует возрождать? Как считает академик Д. С. Лихачев, речь должна идти, прежде всего, о классической культуре.

Существует и другое мнение, согласно которому необходимо возрождать народную культуру, но при этом имеется в виду лишь старая, крестьянско-патриархальная культура. Однако у сторонников этой точки зрения есть оппоненты, справедливо задающиеся вопросом: а разве, например, в культуре купечества, мещанства, дворянства, других слоев российского общества прежних эпох не было ничего, достойного сохранения и возрождения? Решить спор в данном случае не так просто, как может показаться на первый взгляд. Ведь ни в одном обществе не существует единой «истинной», «правильной» или еще какой-то иной идеальной культуры. Нельзя из культуры, которая складывается веками, что-то вычеркнуть, что-то оставить только по идеологическим соображениям. Как правило, жизнь сама отбирает (и делает это постепенно и осторожно) наиболее ценные в нравственном и эстетическом смысле произведения. Всякие субъективные оценки, основанные на личностном их восприятии, чреваты большими потерями, тем более что критерии положительного и отрицательного в каждую историческую эпоху уточняются применительно к новым духовным ценностям, которые она вырабатывает.

Чаще всего идеализация прошлого имеет место тогда, когда не хотят или не умеют по-настоящему оценить современные достижения. В наше время новый, гуманный уклад жизни, основанный на лучших национальных традициях прошлого и настоящего, пока еще робко, но прокладывает себе дорогу, отбрасывая все то, что мешало людям развивать их духовный мир, облагораживать повседневную жизнь, творить по законам красоты и нравственной чистоты.

После социальных потрясений, войн, революций людям каждый раз приходится решать, что и как восстанавливать, что и зачем строить, в каком направлении созидать. И всегда люди сносили одни, совсем обветшавшие дома, строили и перестраивали другие. Но при этом свято хранили то, что они считали общенациональным достоянием. Проблема защиты и сохранения культурного наследия прошлого, вобравшего в себя общечеловеческие ценности, — проблема общепланетарная.

Опыт, накопленный человечеством в ходе его социокультурной истории, оказывает неоценимую помощь в решении проблем культуры на современном этапе преобразования нашего общества на основе принципов гуманизма и демократии в условиях бурного научно-технического прогресса. Необходимо отметить, что проблемы культуры приобретают сегодня первостепенное, по существу, ключевое значение, ибо культура выступает мощным фактором социального развития. Ведь она пронизывает все аспекты человеческой жизнедеятельности — от основ материального производства и человеческих потребностей до величайших проявлений человеческого духа.

Так как центром культуры является человек со всеми его потребностями и заботами, то особое место в социальной жизни занимают и вопросы освоения им культурной среды, и проблемы, связанные с достижением им высокого качества в процессе создания и восприятия культурных ценностей. Освоение культурных богатств прошлого выполняет интегрирующую функцию в жизнедеятельности каждого общества, гармонизирует бытие людей, пробуждает в них потребность в постижении мира как целого. А это имеет огромное значение для поиска общих критериев прогресса в условиях неудержимой научно-технической революции.

Духовное богатство, накопленное человечеством, тиражируемое с помощью новейших достижений научно-технической революции, делает духовные ценности более доступными каждому, чем прежде. Передаваемая современными средствами массовой коммуникации информация способна приблизить эти ценности к каждому человеку, но ему еще нужно «прикоснуться» к ним, чтобы стать духовно богаче. Однако при том, что, так или иначе, знакомятся с ними все, «прикасаются» к ним немногие. Перед человеком море книг и другой печатной продукции, но все ли читают хотя бы мировую и отечественную классику? В школьные годы по учебным программам еще читают, а потом?.. И это не только в нашей стране, но и в других странах, даже самых цивилизованных. Или другой пример. Молодежь интересуется, много слушает современную музыку, но знания о музыкальной культуре очень поверхностны. Специально проведенный опрос среди молодежи нашей страны показал, что юноши и девушки могут назвать лишь несколько супермодных отечественных и зарубежных поп-рок-ансамблей и, как правило, мало или ничего не знают о других музыкальных направлениях, о достижениях отечественных композиторов и исполнителей, о проводимых международных конкурсах и т. д. Замечено, что те виды культуры и искусства, которые требуют от человека серьезных размышлений, работы души, т. е. к которым нужно «прикоснуться» умом и сердцем, расцениваются нередко как «нудные», «скучные», «трудные» и требующие слишком много времени для осмысления. Действительно, современному человеку, устающему от работы, транспортных неурядиц, все ускоряющегося ритма жизни, необходимы передышки, а значит — отдых и развлечения. И здесь право каждого решать самостоятельно: почитать книгу, пойти в кино, в театр, посмотреть телевизор или напиться и подраться. Все дело в том, что тот, кто ищет в культуре только развлекательности, не найдя ее, легко находит заменитель. В результате вместо культуры появляется эрзацкультура. Однако было бы несправедливо не замечать тех позитивных сдвигов в культуре, которые происходят сегодня в нашей стране. Они проявляются прежде всего в возвращении в духовную жизнь народа культурного наследия во всем его многообразии, в деидеологизации культуры, изживании монополии государства в области культуры, создании условий для творчества и свободного выбора людьми культурных ценностей и видов культурной деятельности, расширении международных культурных связей и многом другом.

 

Вопросы для проверки знаний

 

1. Что входит в понятие «духовная культура общества»?

2. Как связаны материальная и духовная культура?

3. Можно ли считать понятия «духовный мир», «сознание», «менталитет» синонимами?

4. Какие на ваш взгляд, духовные ориентиры присущи сегодня молодым людям в нашем обществе?

5. Каковы проблемы современной культуры?

 

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Учитель: Гайдученко Алла Андріївна | Загальні положення
<== 1 ==> | 2 | 3 | 4 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.254 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.254 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7