Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Introduction


Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 411



Впервые слово "социология", обозначающее область научного знания было введено в научный оборот французским мыслителем Огюстом Контом (1798 – 1857) в 1842 г. в его главном произведении «Курс позитивной философии». Как и многие другие философы того времени, Огюст Конт находился под воздействием крупных успехов в области естественных наук. Высшим видом систем он полагал общество, человечество.

Первоначально Конт называл социологию «социальной физикой». Он считал, что социология должна рассматривать общество как некий обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага. Этот организм, по его мнению, действовал в соответствии с жестокими законами, подобно закону всемирного тяготения в физике. В связи с этим всю социологию О. Конт разделял на социальную статику (описывающую взаимоотношения между социальными институтами) и социальную динамику (раскрывающую законы изменения общества) и допускал применение законов механики к изучению общества и его основных элементов. Общество, согласно Конту – органическое целое, каждый член которого не мыслим вне связи с целым.

О. Конт считал, что с помощью науки можно познать скрытые законы, которые управляют всеми обществами. Социология должна использовать, по Конту, следующие методы:

- наблюдение за ходом проистекания общественных процессов;

- эксперимент, т.е. наблюдение за изменениями, вызванными специально;

- сопоставление жизни человечества с животным миром;

- сравнение жизни разных стран и народов по определенным показателям;

- исторического анализа, сопоставления разных состояний человечества или отдельных народов в разные исторические времена.

Такой подход с тех пор называют позитивизмом. Позитивизм, согласно Конту – знание полезное и точное. Говоря о получении знаний об обществе и законах его функционирования и развития, О. Конт предполагал, прежде всего, необходимость изучения отдельных социальных фактов, их сопоставления и проверки, практически полностью отрицая роль общей теории в социологии. Такой подход к получению и использованию научного знания принято квалифицировать как эмпиризм в социологии.

Историческая и научная роль Огюста Конта состоит, прежде всего, в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамки отдельной науки, которую назвал социологией. К сожалению, О. Конт не смог определить достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития. Проведение им полной аналогии социальных явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике, химии и медицине, ставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни. Даже первоначальное изучение общества показало, что социальная жизнь в значительной степени отличается от тех закономерностей, с которыми имеют дело естественные науки.

Две идеи, берущие начало в работах Конта, четко просматриваются в ходе развития социологии: 1) применение научных методов для изучения общества; 2) практическое использование науки для осуществления социальных реформ.

Главные произведения О. Конта: «Курс позитивной философии» (1842) и «Система позитивной политики» (1850 – 1854).

4. Герберт Спенсер (1820 – 1903), выдающийся английский мыслитель, создатель учения о социальной эволюции, внес существенный вклад в развитие мировой социологии. Немаловажное влияние оказала на него эволюционная теория Чарльза Дарвина. Спенсера считают основателем школы органической аналогии, он сравнивал общества с биологическими организмами, а отдельные части (государство, церковь, образование и т.д.) – с частями организма (сердцем, нервной системой и т.д.). Каждая часть несет какую-то пользу целому и выполняет жизненно-важные функции.

Основной закон социального развития, по Спенсеру – закон выживания наиболее приспособленных индивидов. Научное признание получила заложенная Спенсером теория социальной эволюции. Концепция выживания сильнейших, примененная к социальному миру, получила название социальный дарвинизм. Концепция социального дарвинизма Спенсера получила широкое распространение в Англии и США как теоретическая база, оправдывающая существование «дикого» капитализма.

5. Идеи Эмиля Дюркгейма. Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - основатель французской социологической школы. Он стремился, прежде всего, к автономии социологии, отделению ее предмета от предмета других наук об обществе, а также к объяснению всех феноменов общественной жизни исключительно с социологических позиций.

На начальных этапах своего научного творчества Дюркгейм во многом опирался на позитивистскую философию О. Конта, но пошел гораздо дальше и выдвинул принципы новой методологии: натурализм – понимание законов общества по аналогии с законами природы и социологизм – социальная реальность существует независимо от человека.

Дюркгейм – первый профессор социологии во Франции – сформулировал принципы в социологии, ставшие хрестоматийными.

По Дюркгейму, предмет социологии – социальные факты, составляющие систему социальной действительности.

Дюркгейм очень много внимания уделял изучению таких форм, а также видов поведения, отклоняющихся от общепринятых правил и норм. Введенный им в научны обиход термин «аномия» (от фр. anomie - беззаконие, неорганизованность) служит объяснению причин отклоняющегося поведения, дефектов социальных норм, позволяет подробно классифицировать типы такого поведения.

6. Макс Вебер (1864-1920) - немецкий экономист, историк и социолог. Находясь под влиянием Маркса и Ницше, Вебер тем не менее разработал собственную социологическую теорию, которая и в настоящее время оказывает решающее воздействие на все научные социологические теории и на деятельность социологов во всех странах мира.

Взгляды Маркса и Вебера существенно различались. Маркс главным для прогресса считал экономические факторы, верил в историческую миссию пролетариата. Вебер превыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности. Согласно Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами, сознанием. Коллективное сознание – скорее метафора, нежели точное понятие. Признавая в Марксе великого ученого, Вебер не приемлет предложенный им путь революционного преобразования капиталистического общества.

Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. В этом смысле взгляды Вебера принципиально отличались от взглядов Конта, Маркса и Дюркгейма, которые полностью игнорировали статистику и изучение мотивов поведения. Для того, чтобы выявить эти мотивы, социолог, по мнению Вебера, должен мысленно поставить себя на место того, кого он изучает, и разобраться, почему тот поступил так, а не иначе, что им руководило, какие цели он преследовал.

Одним из центральных пунктов его теории явилось выделение им элементарной частицы поведения индивида в обществе - социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми.

7. Творчество Карла Маркса. Значительный вклад в развитие социологии внес Карл Маркс (1818-1883). Идейными предпосылками творчества Маркса явились: идея Гегеля о противоречии как источнике развития общества; философия Фейербаха, благодаря которой у Маркса возникла концепция отчуждения труда; английская политэкономическая мысль, у которой Маркс заимствовал понимание труда, как основного источника стоимости продукта; идеи утопического социализма.

Одной из основных его заслуг по праву считается научный анализ современного ему капиталистического общества. В качестве инструмента такого анализа Маркс использовал классовую структуру общества: все индивиды принадлежат к определенным социальным классам, разделение на которые происходит по признаку владения средствами производства и размера вознаграждения, получаемого с этого владения. Разделение на классы основано на неравенстве, а это значит, что один класс (класс собственников средств производства) находится в более выгодном положении, чем остальные, и присваивает себе часть результатов труда другого класса (рабочего класса).

8. Бихевиоризм(от англ. – поведение, буквально – наука о поведении) – направление в позитивистской социологии, в основе которого лежит понимание поведения человека как совокупности длительных реакций на воздействие внешней среды (стимулы). Основная формула бихевиоризма: стимул – реакция. Это направление зародилось в американской психологии в конце XIX – начале ХХ вв. Его классическая форма достигла расцвета в 20-е гг. нынешнего столетия.

В качестве основного метода бихевиоризм использует описание, регистрацию и измерение внешних проявлений поведения в контролируемых условиях. Философским основанием бихевиоризма является позитивизм, а его экспериментальную основу составляют исследования поведения животных. Вместе с тем эксперименты проводились не только на животных, но и на людях. В результате были получены уникальные методики воздействия на поведение.

Бихевиоризм абсолютизирует прямую связь между стимулом и реакцией, рассматривая ее как универсальный объяснительный принцип. Попытки преодолеть ограниченность схемы “стимул – реакция” путем включения в нее дополнительного звена – “промежуточных переменных” сохраняют главный порок бихевиоризма – механическое понимание человека и его поведения.

Бихевиоризм оказал значительное влияние на все отрасли знания, связанные с изучением человека. В социологии оно выразилось в появлении “социального бихевиоризма”, впитавшего в себя основные идеи, методы и термины этого направления. Кроме уже названной теории “стимул-реакция”, социальный бихевиоризм включает теорию “поля”, теории “социального обучения”, а также различные “психотерапевтические” теории. Теория “поля” отличается от теории “стимул-реакция” тем, что в ней делается акцент на индивидуальных особенностях, реакции организма на стимулы внешней среды. Сторонники этой теории считают, что на основе учета индивидуальных особенностей организма можно определить такие стимулы, которые вызовут заранее планируемые реакции. В “психотерапевтических” теориях главное внимание уделяется прошлым событиям в жизни того или иного индивида. Теории “социального обучения” придают при объяснении социального поведения равное значение как индивидуальным особенностям человека, так и факторам внешнего воздействия на них.

 

10. Функционализм в том или ином виде присутствовал во всех социальных теориях, где имелись принципы системного исследования общества. Наиболее полно основы функционализма сформулировал Т. Парсонс (1902 – 1979 гг.) и Р. Мертон (1910 г.). Опираясь на достижения математики, кибернетики и др. они предложили рассматривать общество как целостную систему, элементы которой находятся в функциональных связях и отношениях друг с другом.

Т.Парсонс разработал «теорию социального действия». Оно заключает в себе:

1) субъект действия (агент);

2) цель действия;

3) ситуацию действия;

4) нормативную ориентацию субъекта.

Все эти элементы необходимы для того, чтобы вообще рационально описывать действие как таковое. По концепции Парсонса, человеческое действие всегда образует системы. Действие всегда взаимосвязано с другими действиями и составляет вместе с ними более широкую совокупность действий. Согласно Парсонсу, функционирование общества, его сохранение обусловлено определёнными предпосылками. Основные из них:

1) адаптация;

2) целедостижение;

3) интеграция;

4) непрерывность системы.

Система должна уметь «заботиться о себе» и выполнять эти функциональные задачи, чтобы она вообще могла существовать как система.

11. Символический интеракционизм (Д. Мид,Г. Блумер,А. Роуз, А. Стросс)главный акцент делает на лингвистическую или предметную сторону коммуникации, особенно на роль языка в формировании сознания, человеческого Я и общества.

Так, с точки зрения создателя теории символического интеракционизма Д. Мида (1863 – 1931 гг.), поведение человека является сугубо социальным, и индивид может стать человеком только в социальной среде. Причём люди одновременно и создают социальную среду и находятся под её воздействием. Люди обретают свою человеческую природу благодаря тому, что они взаимодействуют с помощью символов, важнейшие из которых находятся в языке. В основе символического интеракционизма лежит представление о социальной деятельности как совокупности социальных ролей, которая фиксируется в системе языковых и других символов. Чтобы общение продолжалось, каждый вовлечённый в него должен ещё и интерпретировать намерения других с помощью «принятия роли», т.е. поставить себя на место партнёра.

12. Субъективистское направлениевозникло в конце 60-х гг. XIX века и существовало до начала XX века.

П.Л. Лавров (1828 – 1900 гг.). В изучении социологии он опирался на философию, историю и этику. Пытался найти истоки общественности в животном мире, понять специфику именно человеческого общества, проследить разные состояния социокультурной эволюции, начиная с первобытных форм и кончая цивилизованными формами, включающими великие цивилизации древнего мира, культуру античности, средневековья и нового времени. В этом отношении он был одним из пионеров генетической и исторической социологии. Его, как и Конта, волновал процесс «подготовления» мысли – космические, геологические, физико-химические, биологические и психологические линии эволюции, вплоть до «сопутствующих» мысли социальных процессов, ибо мысль и культурное неотделимы от социального, как личность неотделима от общества.

«Ведущей силой социального прогресса, считал

П.Л. Лавров, является личность с её критическим сознанием». Он рассматривал личность как создателя и носителя нравственного идеала и как силу, способную изменить общественные формы. Единственно возможной целью прогресса, по мнению П. Л. Лаврова, является достижение солидарности во всех сферах общественной жизни. Капиталистический строй разъедает солидарность людей. Только новое общество – социализм – в состоянии установить истинную солидарность всех трудящихся.

 

Н. К. Михайловский (1842 – 1904 гг.) доказывал несостоятельность аналогий и параллелей между обществом и организмом. Считал, что история управляется постоянными законами. Исторические законы определяют необходимость и направление развития, а индивидуальная деятельность – скорость социального прогресса. Идея определяет не только выбор исторического направления, но и даёт «реальное содержание» законам истории.

Н. К. Михайловский был эволюционистом и пытался определить общее направление прогресса. Его знаменитая «формула прогресса» звучит следующим образом: «Прогресс есть постепенное приближение к целостности, неделимости, к возможно полному и всестороннему разделению труда между органами и возможно меньшему разделению труда между людьми. Безнравственно, несправедливо, вредно, неразумно всё, что задерживает это движение. Нравственно, справедливо, разумно и полезно всё, что уменьшает разнородность общества, усиливая тем самым разнородность его отдельных членов». В этом определении главный упор делается на чисто метафизическую трактовку количественных моментов двух разновидностей разделения труда – «экономического» и «органического» на каждом этапе развития.

 

Ярким представителем психологического направления был Л. И. Петражицкий (1867 – 1931 гг.). Социология, по его мнению, должна изучать именно человеческое участие в различных процессах общественной жизни, т.е. психическую деятельность индивидуального характера. Показал ущербность натуралистического редукционизма. Особое значение он придавал роли эмоций как автономному, нормативному, доминирующему фактору социального поведения. «Эмоции, – считал Л. И. Петражицкий, – являются генетической основой нашей психики. Воля, чувства, интеллект – это продукты эволюции эмоций. Благодаря взаимодействию индивидов образуется новый эффект – групповая, «народная психика» с её «нормами – законами», которые и определяют мотивацию».

Долгое время, объяснял Л.И.Петражицкий, взаимодействие «норм – законов», институтов и поведения людей осуществлялось бессознательно, но с возникновением социологии появилась возможность вести человечество сознательно, путём особой «политики права». Петражицкому принадлежит идея разделения права на «официальное» и «интуитивное». Первое – санкционировано государством, оно отстаёт в своём изменении от изменений духовной, экономической и социальной жизни, тогда как второе – свободно изменяется в соответствии с социокультурными сдвигами. «Интуитивное право» более «доброкачественно» в сравнении с «официальным».

Петражицкий отрицал объективный, естественно исторический характер общественных отношений. Содержание любого социального явления состоит не в объективном отношении, «оно существует реально в психике того, кто изучает его, переживает в данную минуту». Данный взгляд социолог применял при анализе самых разнообразных явлений – права, власти, идеала, наказания и т.п. Л.И. Пет-ражицкий создал «эмоциональную» психологию и на этой основе отразил своё понимание социального мира.

Позитивизм Ковалеского,писал о солидарности между группами, использовал сравнительно-исторический метод – это паралелльное изучение фактов и явлений общ. Эволюции.

Одним из крупнейших социологов ХХ столетия был Питирим Александрович Сорокин. В 1922 г. он защитил докторскую диссертацию “Система социологии”, затем был выслан из России, работал в Гарварде, где создал и возглавил первый социологический факультет, опубликовал ряд работ по динамике культуры, социологической теории, теории конвергенции. В 1964 г. П.А.Сорокин был избран председателем Американской социологической ассоциации, признан “живым классиком социологии”, оставив потомкам огромное теоретическое наследие.

Обратимся лишь к одной из проблем, разработанных великим ученым. В книге “Социальная мобильность” П.Сорокин рассматривал понятия горизонтальной и вертикальной мобильности. Горизонтальная мобильность - фактическое перемещение в физическом пространстве, миграция. Вертикальная мобильность - изменение социального статуса, “движение вверх и вниз по социальной лестнице”. В разных типах общества это движение различно по виду и скорости. В каждом обществе существуют так называемые “лифты”, посредством которых осуществляется это движение. Классическими примерами таковых являются армия, школа, бюрократия, профессиональные и богословские организации. Они так же необходимы социальному организму, как и органы контроля кровотока в сложном биологическом теле. Сорокин пришел к выводу, что мобильность способствует развитию умственной гибкости и разносторонности интеллекта вообще, но, в свою очередь, порождает скептицизм, цинизм, приводит к патологической изоляции, моральному падению, самоубийству.

К. Маркс (1818-1883) – согласно

 

13. Социология — наука о жизнедеятельности общества как совокупности социальных связей и отношений между его субъектами: социальными общностями, институтами, личностями.

Соответственно объектом науки социология является общество, обладающее качеством целостности и системности, а предметом — его субъекты: социальные общности, институты и личности.

Особое место в структуре науки занимаютконкретно-социологические исследования. Они снабжают информацией к теоретическим и практическим размышлениям все уровни социологии, делают ее наукой, основанной на социальных фактах из реальной общественной жизни.

Теоретической основой, фундаментом социологии является философия, в рамках которой социологическая проблематика решалась в течение 2,5 тыс. лет, пока в XIX в. не стала самостоятельной наукой. Именно из философии черпает социология парадигмы, концепции, подходы, отдельные идеи, методы и терминологию. Большое влияние на развитие социологии оказали и продолжают оказывать история, этика, правовая наука. Наиболее близкими к социологии науками и по возрасту, и по историческому развитию, и по отношению к философии как к прародительнице можно считать психологию и политологию. Очень тесные связи социология имеет с такими науками, как экономика, этнография, антропология. Менее тесные, хотя и не менее значимые для своего развития связи у социологии с физиологией, математикой, статистикой, географией и другими науками

14. В структуре социологической науки можно выделить три уровня:

§ фундаментальных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области;

§ прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую значимость проблем, на основе существующих фундаментальных знаний;

§ социальная инженерия- уровень практического внедрения научных знаний, с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий.

Своеобразной формой пересечения всех этих уровней выступают такие структурные элементы социологии, какотраслевые социологии: социология труда, экономическая социология, социология организаций, социология досуга, социология здравоохранения, социология города, социология деревни, социология образования, социология семьи и т. д. В данном случае речь идет о разделении труда в сфере социологии по характеру исследуемых объектов.

15.Термин «функция» в переводе с латыни означает «исполнение». В социологии под этим термином понимают роль, назначение, специфическую деятельность элемента системы. Социология как наука является не только элементом системы наук, но и частицей всеохватывающей системы человеческого общества. Какие функции выполняет социология в обществе?

Гносеологическая (теоретико-познавательная) функция позволяет получать новое социологическое знание, создавать и уточнять теории, концепции, выработать общий взгляд на общество, его социальные связи.

Информационная функция дает возможность получать социологические знания не только специалистам, но и общественности.

Управленческая функция не означает, что социологи непосредственно управляют обществом. Их задача состоит в выработке рекомендаций для социального управления, в объяснении социальных явлений, в поиске их причин и возможных решений.

Организационная функция социологии заключается в организации различных групп: на производстве, в политической сфере, в воинских частях, на отдыхе и т. д.

Прогностическая функция позволяет предсказывать будущее. Особенно ценна она для тех, кто составляет и утверждает долгосрочные планы, принимает ответственные решения, касающиеся отдаленного будущего.

Пропагандистская функция социологии дает возможность формировать общественные идеалы, ценности, создавать образы героев общества, определенные общественные отношения. Особенно активно эта функция проявляется в образовании, политике, в деятельности средств массовой информации, в военной сфере.

Наличие этих функций показывает значимость, полезность социологии для общества, ее функциональность.

16.Г.В. Осипов определяет социальный закон как "относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между народами, нациями, классами, социально-демографическими и профессиональными группами, а также между обществом и социальной организацией, обществом и трудовым коллективом, обществом и семьей, обществом и личностью, городом и деревней, социальной организацией и личностью и т.д."

Другой пример социального закона приводит А. Зиновьев. Социальный закон содержится в следующем утверждении: "если в одном учреждении человеку платят за такую же работу больше, чем в другом, то человек поступит работать в первое из них при том условии, что для него работа в этих учреждениях не отличается ничем, кроме зарплаты". Может случиться, что работник выберет учреждение, в котором меньше платят, но которое расположено ближе к дому или имеет лучшие условия труда. Это не опровергает приведенного выше утверждения, так как в данном случае явно не выполняются условия действия закона. Не может быть учреждений с абсолютно одинаковыми условиями работы, кроме зарплаты, однако приблизиться к этому вполне возможно.

Законы различаются по времени действия

Общие – действующие во всех общественных системах. (Закон стоимости и товарно-денежных отношений). Специфические — действующие в рамках одной или нескольких общественных систем. (Закон перехода от одного типа общества к другому)

 

Законы различаются по степени общности.

Законы — характеризующие развитие социальной сферы в целом. Законы — определяющие развитие отдельных элементов социальной сферы: классов, групп, наций и т.д.

 

Законы различаются по способу их проявления:

Динамические — определяют направление, факторы и формы социальных изменений, фиксируют жесткую, однозначную связь между последовательностью событий в конкретных условиях Статистические (стохастические) — отражают тенденции при сохранении стабильности данного социального целого, обуславливают связь явлений и процессов не жестко, а с определенной степенью вероятности. Фиксирует лишь индивидуальные отклонения от заданной динамическим законом линии движения. Характеризуют не поведение каждого объекта в исследуемом классе явлений, а некоторое свойство или признак, присущий классу объектов в целом. Устанавливают тенденцию поведения данного класса объектов в соответствии с их общими свойствами и признаками.
Причинные — фиксируют строго детерминированные связи развития социальных явлений (для повышения рождаемости надо улучшить соц.-быт. условия жизни). Функциональные — отражают эмпирически наблюдаемые и строго повторяющиеся взаимные зависимости между социальными явлениями.  
Пример: способ производства при переходе от одной соц.-эконом. Формации к другой Или закон об определяющей роли бытия по отношению к сознанию. Пример: Зависимость производительности труда от квалификации; знаний от активности на занятиях. Пример: демографические процессы, процессы текучести кадров. Рост экономической самостоятельности женщин повышает вероятность разводов.
    Законы развития (развития самоуправления). Закон развития обуславливает переход от одного качества соц. объекта к другом. Законы функционирования (распределения ролевых функций в семье)
             

I категория. Законы, отражающие инвариантное (не изменяющееся) сосуществование социальных или связанных с ними явлений. Т. е. если есть явление А, то обязательно должно быть и явление Б. (Пример: При тоталитарном управлении обязательно есть латентная оппозиция).

II категория. Законы, отражающие тенденции развития. Они обуславливают динамику структуры социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому. Это определяющее воздействие предыдущего состояния структуры на последующее носит характер закона развития.

III категория. Законы, устанавливающие функциональную зависимость между социальными явлениями. Обеспечивается сохранение социальной системы, но подвижны ее элементы. Эти законы характеризуют вариабельность системы, возможность принимать различные состояния.

Если законы развития обуславливают переход от одного качества социального объекта к другому, то законы функционирования создают предпосылки для этого перехода.

(Пример: Чем активнее студенты работают на занятиях, тем лучше они владеют учебным материалом).

IV категория. Законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями.

(Пример: Необходимым условием повышения рождаемости в стране является улучшение социально-бытовых условий для женщин).

V категория. Законы, устанавливающие вероятность связей между социальными явлениями.

Антонио Карерас. Как стать свободным

© Предисловие, перевод и примечания Селиванов С.А., 1995 год

Предисловие переводчика.

В конце июня 1992 года Лама Оле Нидал в очередной раз приехал в Россию для проведения практики По-ва (одна из шести йог Наропы, перенос сознания (как, например, перенос сознания из тела в сферу будды Амитабы в момент смерти).

Собственно практика в том году должна была проходить в Иркутске, но визит Ламы Оле начался в Петербурге. Как всегда, Лама Оле читал несколько публичных лекций, одну из которых, будучи учеником Ламы Оле, я посетил. Лекция прошла как обычно и, как обычно, после лекции Лама Оле предложил задавать вопросы. Среди прочих вопросов прозвучал и такой - как вы относитесь к Карлосу Кастанеде и его книгам? Лама Оле отвечал, что до недавнего времени не относился никак, т.к. книг его не читал. Однако недавно у него появился друг, которому он полностью доверяет и который является учеником Карлоса Кастанеды. Судя по тому, что он рассказывает, всё, что написано в книгах Карлоса Кастанеды, правда. С точки зрения Ламы Оле, учителям традиции дона Хуана не хватает сострадания - слишком уж они жестоки со своими учениками. После этого краткого комментария Лама Оле добавил: "А если кто-либо желает получить более подробную информацию, то, пожалуйста, обращайтесь прямо к этому человеку. Его зовут Антонио и он сейчас здесь в зале".

После этих слов значительная, как мне показалось, часть присутствующих, в том числе и я, слегка привстала, завертела головами и выдохнула вопрос - Где?! Однако найти Антонио среди нескольких сот человек, находящихся в зале, было абсолютно невозможно, поэтому, выяснив у знакомых, что Антонио будет сопровождать Ламу Оле во время всего его пребывания в России, я решил, что случай ещё представится и отправился домой.

Во время телефонного разговора с другом в Иркутске, я упомянул, что среди сопровождения Ламы Оле будет некий Антонио - ученик Карлоса Кастанеды, на что мой друг, хихикнув, ответил, что в Иркутске есть человек, которого это заинтересует чрезвычайно.

Должен сказать, что к тому времени я уже был знаком с книгами Карлоса Кастанеды, был весьма заинтересован сам и вполне понимал, почему это интересует других. Но в то же самое время я не вполне, как выяснилось, был готов к тому, что впоследствии произошло.

По прибытии в Иркутск меня тут же познакомили с Сашей Г., тоже буддистом и поклонником Карлоса Кастанеды, о котором упомянул мой друг в телефонном разговоре. Заставив меня повторить то немногое, что Лама Оле сказал про Антонио, Саша заручился моим согласием помочь ему в его разговоре с Антонио, т.к. сам он английского языка не знал.

На следующий день, встретив на вокзале Ламу Оле и сопровождавших его людей - всего человек 80 или 100 - мы все отправились на базу отдыха в тайге; на берегу Ангары, где собственно и началась По-ва, которая, как обычно, длилась неделю. Поскольку практика занимала всё время с утра до вечера, а Саша Г. кроме того, будучи одним из руководителей иркутского центра Карма Кагью (одна из четырёх школ современной Ваджраяны, характеризуется применением учения на практике с самого начала обучения), был вынужден заниматься ещё и хозяйственными делами, времени найти Антонио среди участников По-ва и поговорить с ним в течение всей недели так и не нашлось. Каждый раз, встречаясь со мной, Саша спрашивал, когда же мы пойдём говорить с Антонио, на что я отвечал, что пусть он его найдёт, а за мной дело не станет. Вечером накануне отъезда из лагеря Саша нашёл меня и сказал, что узнал наконец-то, где живёт Антонио, но когда мы пришли в нужный коттедж, то к великому нашему огорчению выяснилось, что Антонио уже спит.

Следующее утро началось с суеты и суматохи, связанной со сдачей матрасов и прочего казённого имущества и подготовкой к отъезду. Через пару часов, несколько сот участников По-ва собрались с вещами на большой по-ляне в ожидании автобусов, которые должны бьши отвезти всех в Иркутск. Тут появился Саша и заявив, что сейчас последний шанс поговорить с Антонио, предложил сделать последнюю попытку. Спрашивая у всех подряд где Антонио, мы некоторое время бродили среди толпы, пока кто-то не ткнул пальцем в группу из трёх человек, двух ребят и девушки. Один из ребят лет 30-ти действительно оказался Антонио, его друзей звали Хуан и Лорена.

Подойдя к ним и обращаясь к Антонио, я без предисловий объяснил, что у Саши есть вопросы в связи с Карлосом Кастанедой, а я готов выступить в роли переводчика. Антонио согласился. Саша задал вопрос (не помню какой), Антонио ответил, Саша тут же задал другой. Так продолжалось пару минут, после чего Антонио вдруг сказал, что будет, возможно, лучше, если мы оставим частные вопросы и используем время более продуктивно. Мы не возражали.

Сделав паузу, Антонио сказал: "Прежде всего, всё, что написано в книгах Карлоса - чистая правда". На меня это простое заявление произвело сильное впечатление.

Я не могу полностью воспроизвести эту импровизированную лекцию, т.к. переводил очень быстро, практически синхронно, но за достоверность того, что воспроизводится ниже, ручаюсь. Как я уже говорил, первоначально мы говорили втроём, но через какое-то время я с удивлением обнаружил, что Антонио и я стоим в центре круга, образованного плотной толпой слушателей.

Часть лекции, вызвавшая волнение и оживление публики, началась с невинного вопроса - чем сейчас занимается Карлос? Антонио ответил, что большей частью Карлос путешествует по миру в поисках мест силы. Места силы, пояснил он, бывают двух видов. Первый - это места, где практиковали великие практики, колдуны и маги, и второй - места, в которых в землю входят энергетические нити, образующие мир. Практика в таких местах весьма плодотворна, но и чрезвычайно опасна. Если энергетический потенциал пытающегося практиковать в таких местах недостаточен, то место поглощает его энергию и человек погибает. Антонио добавил, что по его ощущениям в этих местах таких мест много, а одно он простовидел, и, отвечая на вопрос где, ответил - в том месте, где Ангара вытекает из Байкала.

Надо сказать, что правый берег в этом месте гаюский, по нему проходит дорога, а левый крутой и покрыт сопками, В этом же месте ровно посередине Ангары находится Шаман-камень. Он выступает из воды метра на полтора и имеет правильную пирамидальную форму. Местные ребята сказали мне, что если подплыть к нему на лодке и взглянуть вниз - то впечатление гораздо сильнее. Вода в Байкале, как и Ангаре в этом месте, как известно, удивительно прозрачная и при взгляде вниз становится ясно, что Шаман-камень - невероятных размеров пирамидальный монолит, основание которого теряется во мраке, несмотря на кристально прозрачную воду, даже в солнечные дни.

Так что место силы, котороевиделс правого берега Антонио, когда мы все ездили на Байкал, находится в сопках на левом берегу Ангары напротив Шаман-камня. Антонио подчеркнул, что в отношении этого места речь не идёт о предположении - он его видел. Вообще с Шаман-камнем связана даже местная легенда. В Байкал, как известно, впадает великое множество рек и речушек, а вытекает из него только Ангара. А легенда такая - старик Байкал влюбился в красавицу Ангару и хотел оставить её при себе. Ангара же хотела сбежать – и чтобы остановить её, Байкал бросил Шаман-камень на её пути. Но красавицу, как известно, таким способом не удержишь.

Далее Антонио говорил в общих чертах о том, что мы энергетические существа и проблема в том, что энергию мы постоянно теряем, в самых неожиданных местах. Тут он остановился и сказал: "Я много говорю об энергии и её потерях, может быть уместно будет продемонстрировать, как это происходит. Для этого мне нужен доброволец". Он повернулся к слушателям и жестом предложил стоявшей напротив него девушке стать таким добровольцем. Та, однако, отказалась, замахав руками и сказав, что не хочет, чтобы в её энергетическую структуру кто-то вторгался. Антонио обвёл взглядом толпу и не обнаружив желающих, повернулся ко мне и сказал: "Ну что же, давай на тебе, раз ты уж всё равно переводишь". Я согласился.

Он попросил меня лечь на землю на спину, руки вытянуть вдоль тела и положить на землю ладонями вниз, а правую ногу поднять вверх, держа её прямой перпендикулярно телу и поверхности земли, После этого он присел рядом и надавил двумя руками на поднятую ногу с внутренней стороны, пытаясь положить её на землю. Одновременно он объяснил, что положить ногу можно только приложив значительное усилие и тело при этом обязательно перевернётся набок, т.к. у меня достаточно энергии, чтобы зафиксировать в тазобедренном суставе поднятую ногу относительно тела. Говоря это, он давил двумя руками на ногу, но, поскольку упирался я сильно, нога и тело оставались в прежнем положении. Закончив объяснение Антонио навалился на ногу всем телом - и моё тело повернулось набок и нога легла на землю, оставшись, однако, в прежнем относительно тела положении.

После этого Антонио предложил мне встать, поставил меня на некотором расстоянии от себя и сказал: "Обычная ситуация, скажем в метро, я просто прохожу мимо". С этими словами он прошёл мимо меня, слегка, скользящим движением, без всякого толчка, коснувшись своим правым плечом моего правого плеча. При этом ничего необычного я не почувствовал. Затем он опять предложил мне лечь на землю и принять описанную выше позу. Когда я это сделал, он одной рукой надавил на мою поднятую ногу - и к моему величайшему удивлению она покорно легла на землю. Тело при этом положение не изменило, т.е. набок не повернулось.

Повторяю, я был очень удивлён, т.к. при касании плечом не почувствовал ничего, а удержать ногу в поднятом положении старался так же сильно, как и в первый раз,
Затем Антонио опять предложил мне встать и прошёл мимо меня с другой стороны, скользящим движением коснувшись своим левым плечом моего левого плеча. После чего я опять лёг, поднял ногу - и выяснилось, что теперь опять, как и до начала демонстрации, Антонио может положить мою ногу на землю, только навалившись всем телом, при этом моё тело переворачивается набок, но ногу мне удаётся удержать в жёстко зафиксированном относительно тела положении.

Затем Антонио опять продемонстрировал, на мне же, отъём энергии - стуча своим кулаком по моему правому запястью, и её возврат - стуча по левому. Подтверждался отъём и возвращение энергии тем же, уже описанным способом. Ни во время, ни после этих манипуляций ничего необычного я не ощущал. Следующая запомнившаяся часть беседы касалась вреда наркотиков. Понятие наркотика трактовалось Антонио весьма широко и включало как то, что считается наркотиками нашим государством, так и разрешённые тем же государством табак и алкоголь. По словам Антонио, все такого рода препараты при приёме вызывают освобождение энергии и эта энергия становится нам доступной. Однако, ввиду того, что пользоваться своей энергией сознательно и контролируемо мы не умеем, это приводит к её бесполезной потере.

Он привёл следующий пример - предположим, у вас в руках пожарный шланг, брандспойт, из которого бьёт под большим давлением струя воды. Всякий, кто хоть раз оказывался в таком положении, знает, насколько трудно, если человек недостаточно силён и тренирован, даже просто удержать его в руках, не говоря уже о том, чтобы произвести какую-нибудь полезную работу, погасить пламя, например. Обычно человек просто поливает без толку всё вокруг, включая самого себя. И ничего такого уж страшного в этом нет - до тех пор, пока в шланг подаётся вода.

Но - тут Антонио сделал паузу - в какой-то момент, и произойдёт это неожиданно, вода кончится, энергия иссякнет - и тогда вы умрёте. Если конечно, с улыбкой добавил он, рядом не окажется Будда, который, конечно, может спасти вас. Но рассчитывать на это не приходится - такое случается редко. Так что Антонио настоятельно рекомендовал с такими вещами не экспериментировать - это опасно для жизни.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
The Garden Party | Mr Reginald Peacock's Day
<== 1 ==> | 2 | 3 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.229 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.229 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7