Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Декабря 1996 года


Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 506



Римская лит-ра формируется на базе греческой (вторична; на основе заимствованных текстов создавали что-то свое).На формирование – влияние общественной жизни, социального устройства. Дисциплина – основа римского общества. Язык италийской культуры – латынь. Из всех форм устного творчества: пиршественные песни (зачаток эпоса); игровые (драма), гимны.Римская лит-ра в лучших проявлениях нередко представляет собой творческую переработку всего того, что давала греческая лит-ра разных периодов. Старые греческие жанры получают у римлян обновленную форму. 1римский писатель- Аппий Клавдий слепой. Ливий андроник (275-200)римский раб, обучал богатых детей латынскому языку, перевел «ОДИССЕЮ». Выполнял переводную работу. Гней невийсоздал трагедию на римском материале(претекста), первый писал комедии, образцы новой аттической комедии.

Периодизация:

1.Ранняя римская лит-ра (сер 3 – сер 2 в.д.н.э.)

2.Римская лит-ра последнего периода республики (сер 2 – сер 1 в.д.н.э.)

3.Римская лит-ра эпохи Принципата Августа (вторая половина 1 в.д.н.э. – 1 в.н.э.)

4.Поздний период римской лит-ры (1 – 2 в.н.э.)

ВОПРОС №30 (Римская комедиография)

В Риме наибольшим успехом пользовалась комедия. Театр здесь был средством развлечения, поэтому развивается комедия.к актерам относились отрицательно, ими были рабы(росций-комич актер).рос циган впервые стал пользоваться маской(он был косой).в комедии хор был исключен. Комедия пережила сложную эволюцию. Ателана –народная комедия, которая напоминает комедию масок. Устойчивы набор масок:

1.Макк (молодой дурак)

2.Папп (старый дурак)

3.Буккон (хвастливый глупец)

4.Доссен (хитрый горбун)

На смену ей- Паллиата (pallium – плащ) – переводная комедия из греческой жизни. В основе пьесы «средней» и «новой» аттической комедии. 2 вида паллиат различных по темпу действия: первую создал Плавт (motoria); 2й тип – statoria (Теренций). Тогата – оригинальная римская комедия из народной жизни (от слова «тога» – национальная римская одежда). Представители: Тетиний, Атта, Охраний. Главные герои – римляне («комедия таверны»). Изменение типажа и сюжета (устранялся торжествующий над хозяином раб, много место уделено женским персонажам, любовь перенесена в сферу свободных граждан). Обычные темы: социальное неравенство влюбленных, браки против воли родителей, несправедливые семейные подозрения. Сенека: «Тогата находится в промежутке между трагедией и комедией»

ВОПРОС №31 (Плавт. Проблематика, драматургическое мастерство)

Плавт (ок.250 – 184 в.д.н.э.) – относится к числу первых римских писателей (до него: Невий, Эппий – писатели просветители и энциклопедисты). Работал в области паллеаты, переделывая произведения главным образом мастеров «новой комедии» Менандра, Филемона (Плавт берет греческую комедию и упрощает ее). Сохранилась 21 комедия: «Амфитрион» (Как Зевс соблазнял Алкмену, происхождение Геракла), «Клад», «Хвастливый воин». Плавт – драматург с демократической направленностью, под видом греческих действующих лиц выводил на сцену явления римской жизни с характерным языком. Исходя из «новой комедии», римский драматург ослабляет ее серьезную сторону. Приближает свои пьесы к более примитивным формам комической игры. Прологи Плавта перекликаются с парабасами древней аттической комедии и служат для разных целей: сообщают сюжетные предпосылки пьесы, заглавие оригинала и имя его автора, и почти всегда содержит просьбу о благосклонности и внимании.он создает клоунаду, сюжет утрирован, снижен. Нет серьезной трактовки любовной темы. Снижает и философскую тему. Плавт непревзойденный мастер языка. Комедии полны шуток. Хор у него отсутствует. Значительное отличие Плавта от новоаттической комедии – ведение диалога. У поэта они полны каламбуров, гипербол, не чужды и грубые шутки, чрезвычайно красочны.«Клад»: сюжетные ходы очень похожи на «новую» аттическую комедию, но, в отличие от нее, Плавт усиливает комизм. Прием «Qui pro quo»(герои говорят о разных вещах, думая что говорят об одном).стандартный набор персонажей. Герои у него всегда однолинейны. «Хвастливый воин»: у Плавта самая яркая и живая фигура – раб (фигура сказочная, он не индивидуализирован).образ показан гротескно. У него раб самый близкий для воина человек, вступает с ним в споры,он самый подвижный герой. Следы контаминации: совершенно не логичным представляется мотив потайного хода (прием усиления комизма). Плавт готов пожертвовать точным сюжетом для того, чтобы развеселить публику.

ВОПРОС №32 (Теренций. Художественное своеобразие комедий «Братья» и «Свекровь»)Второй крупнейший римский комедиограф Публий Теренций Афр (ок.159 – 90 г.д.н.э.) – провозвестник гуманной паллиаты. Сюжеты комедий заимствует у Менандра и Аполлодора Каристского,он старался сохранить идеологическую направленность и художественные особенности своих оригиналов, их строгую архитектонику, последовательное ведение характеров и серьезный тон.в центре его комедий семейная, нравственно-этическая проблематика. Адресовал свои пьесы просвещенным,состоятельным кругам Рима.теренций серьезен, философичен, в нем меньше динамики, раскованности, беззаботного смеха.

«Свекровь» (по Менандру) – тип трогательной (слезная) комедии. Традиционный пролог (обращение к зрителям) никогда не служит у Теренция композиционным целям. Экспозиция дается во вступительных сценах, но сохраняется иногда самостоятельность: для нее вводится специальная фигура , которая выслушивает и сопровождает репликами рассказ об исходной ситуации (экспозиция – диалог гетеры Вакхиды и раба Парменона). Композиция продумана, выдержана.У него практически нет отрицат персонажей.У Теренция очень мало «смешного». В «Свекрови» нет ни одного комического образа; немногочисленные сцены с участием рабов вносят легкий юмористический момент. Интриги здесь нет; развитие действия вытекает из характера персонажей. Пьеса рассчитана на сочувствие зрителя к обыденным неплохим людям, запутавшимся в трудной ситуации («Свекровь» скорее похожа на драму, чем на комедию). Параллельные фигуры (Сострата – Миррина; Лахет – Фидипп)

«Братья»: о проблеме воспитания – строгого или либерального. Отличается четкостью композиции.

Особенности обработки греческих пьес:

1.Прологи посвящены практически исключительно литературной полемике

2.Защищает контаминацию

3.Никаких оппозиционных выпадов

4.Нет нарушений иллюзий (как у Плавта), обращение к зрителям

5.Нет специфических греческих черт

6.В диалогах избегает шутовства или грубости; язык Теренция – язык образованных кругов римского общества

7.Нет раскрытия тайны в прологе

 

ВОПРОС №33 (Литературная и ораторская деятельность Цицерона)

Марк Тулий Цицерон (03.01.106 – 42 д.н.э.) – римский политический деятель, оратор и писатель.

Проповедовал самые высокие идеалы, но не всегда им следовал. Сфера его деятельности – политика. Его принципы слишком идеалистичны. Главная цель жизни – примирение и согласие высших сословий. Политическая школа: Сцевола и Красса; учился у риторов и писателей.

Примкнул к тем, кто был в оппозиции с Суллой. 76 год – должность квестера. Сделал карьеру благодаря только своим собственным талантам. 70 год – общественное признание. 63 год – консул (величайший подъем и начало падения).

Трактаты: «Об ораторе», «О законах», «О государстве» (изгнание). 50 год – возвращение. Цицерон непричастен к гражданской войне. После смерти Цезаря начинается борьба за власть; Цицерон – глава республиканской партии. Оратор без труда рисует иронический портрет противника. Гораздо менее интересны поэтические опыты Ц-на. Как почти всякий образованный чел-к этого времени, он в известной мере владел стихом, но поэтического дарования у него не было. Античная критика дала очень высокую оценку роли Ц-на в создании стиля латинской прозы; его язык, в сущности, составляет норму так называемой «классической» латыни. На основе его языка создается «новолатинская» гуманистическая проза, сыгравшая огромную роль в деле оформления национальных литератур народов Европы. Идейное влияние Ц-на в это время вряд ли поддается учету; его произведения, известные каждому образованному чел-ку, стимулировали мысль в самых различных областях лит-ры и науки.

Литературная деятельность Цицерона:

1.Судебные и политические речи (58 речей)

2.Философские сочинения

3.Сочинения об ораторском искусстве 9 трактатов

4.Политические сочинения

5.Переписка (800 писем)

Выступает против ораторов-ремесленников. Ораторское искусство должно быть доступно массам, так как оратор работает на народ. Особый аспект его деятельности: создание латинского литературного языка. Учение о 3х стилях: простой (для убеждения); средний (для услаждения); высокий (взволновать и увлечь). После его смерти ораторское искусство «затухает».

ВОПРОС №34 (Жанровое разнообразие поэзии Катулла. Неотерики и Катулл)

«и ненавижу, и люблю». Неотеризм – новое направление в римской лит-ре, которое осмелилось противопоставить старому республиканскому идеалу «достойного гражданина» свой общественный идеал образованного, умного и изысканного «ученого поэта», полнота жизни которого определяется его внутренним миром. Неоретики – новые поэты.

Название движению дал Цицерон. Программа неотериков:

1.Отказ от больших форм, эпоса и драмы

2.Разработка малых жанров: эпиллий, эпиграмма, элегия.

Неотерики выбирали редкие мифы, малоизвестные варианты. Патетика любовной страсти, «легкий и ученый» стиль, отделка формы, обогащение новыми стихотворными размерами.

Катулл (80 – 54 г.д.н.э.) – литературное наследие состоит из 3х частей. Большие про-ния в «ученом» стиле; с другой стороны – мелкие стихотворения, «шутки» (эпиграммы, элегии). Катулл – остро субъективный поэт. Одна из важнейших тем – любовная. Вторая – насмешка (резкая и беспощадная, всегда против кого-то конкретно). Писал элегии, эпиллии, эпиграммы, эпитоламии. Стихи против Цезаря и политических деятелей. Вся поэзия пропитана отношением автора к предмету описания. Одни темы в ученых поэмах и в мелких стихах. В центре его поэтического мира - психологическая жизнь индивида, он воспевал дружбу(сердечная привязанность, душевная близость). Он - поэт широкого и разнообразного диапазона: и лирик, и ученый поэт, и создатель бранных стихов (памфлет на цезаря).он поэт крайностей(ругает, так ругает!). ругань часто не мотивирована.новизна: вводит нового лир героя (это человек обычный в его обыденной жизни, он отходит от общества, это поэт, он презирает общественное мнение). Катулл переходит от потребительской любви к жертвенной. Катулла называют родоначальником любовной элегии.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Рішення | Оцінка результатів роботи з постачальниками.
<== 1 ==> |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.213 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.213 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7