Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Словник термінів


Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 702



«Энеида» стала литературным эпосом, прославляющим судьбу и высокую миссию римского народа. Задумана как поэма о деяния Августа. Работал над поэмой 11 лет. Была потребность в лит-ном пр-нии, которое бы масштабностью и совершенством соответствовало политическому и военному величию Рима. Доля Вергилия – создание римского эпоса. Он творил, когда римская лит-ра достигла зрелости. Замысел Вергилия – прославление Рима, Августа (требовал достойной худ.формы) в качестве образца – Гомер. Энеида была связана не только с гомеровскими поэмами, но и со всем комплексом легенд и мифов о разрушении Трои. «Энеида» по сравнению с Гомеровским эпосом вторична.в «Энеиде» он обращался к легендарному прошлому Рима, к истокам национальной истории, к основанию великой державы. Поэмы по объему меньше, чем у Гомера. Эпическая неторопливость и отступления уступают место четкой композиции, где каждая книга представляет собой отдельный законченный драматический эпизод. У Вергилия миф всегда переплетен с современностью и испытания Энея являются лишь многозначительным началом. Сюжет строится как цепь ярких эпизодов. Остро-драматич сцен.Введение исторической перспективы.

ВОПРОС №36 (Жанровое разнообразие поэзии Горация. Гораций как теоретик искусства)Квинт Гораций Флакк ( 65 д.н.э. – 8 д.н.э. ) – сторонник содержательной поэзии, мастер стиха, виртуоз метрической формы. Счастье по Горацию - в золотой середине. В довольстве малым как источнике независимости. Ложные пути к счастью, погоня за мнимыми благами – основной объект сатиры, направлена против суетных стремлений, корыстолюбия.высмеивает скупость. Раннее творчество – ямбография и сатира. Характерная черта – осознанное творчество. Сатиры отличаются и ораторскими и поэтическими достоинствами. Сохраняя тон непринужденной беседы, Гораций блещет богатством стилистических оттенков. Сборник «Эподы» (2 сборника сатир против гражданской войны). Культивирует философию умеренности и покоя. Большое место уделяет теории. «Оды» («песни») – 3 книги лирических стихотворений. У Горация письмо становится литературным жанром, на этом он прощается с поэзией. Пишет стихи о стихах; «Наука поэзии» – нормативная поэтика; выступает против безыдейной поэзии, считает, что поэт должен изучать философию, порицает посредственность; главное – гармония; эмоциональная насыщенность, язык. У Горация очень своеобразная композиция; опорная точка – не конец, а начало. Философские взгляды – смесь эпикурейства и стоицизма. Цель – независимость от всего; нужно жить сегодняшним днем. Произведение «Памятник».«Сатиры» – сфера частного поведения, в центре – проблема индивидуального счастья.гораций не просто обличает, он философствует. Лирика Горация насыщена мыслью, в противоположность эмоциональной лирике Катулла. Мысль и воображение преобладает над чувством. «Послания» – письма в стихах. Носят личный характер. Слово у него весомо.

ВОПРОС №37 (Жанровое разнообразие поэзии Овидия)

Публий Овидий Назон (43 г.д.н.э. – 18 г.н.э.)

Этапы литературной деятельности: любовная поэзия(юность); поэзия на учено-мифологические темы; стихи времени изгнания. «Любовные стихотворения» – своя героиня (Коринна). Элегии Овидия в значительной мере являются перепевами из Катулла, Тибулла, Проперция, но в противоположность им Овидий не претендует на изображение серьезного и глубокого чувства («шутливый певец любовной неги»). Еще одно отличие: Овидий переносит в поэзию принципы декламационного («риторического») стиля (выражается в нескончаемых вариациях одной темы); в этом отношении он открывает новый этап развития римской поэзии.

«Героини» (иначе «Послания») – возвращение к любовно-мифологической элегии, но не в повествовательной форме, а в виде субъективного излияния влюбленных героинь.книга оригинально построена-как серия писем женщин, персонажей мифов.письма близки к посланию, сохраняют личную интонацию, исповедальный тон.

«Искусство любви» - поэма. 3 части: нахождение любви, как удержать любовь, советы женщинам. Овидий называет себя наставником любви. «Лекарства от любви» – дидактическая поэма в шутливо-наставительном тоне. Цель: помочь тому, чья любовь безнадежна (конец 1 периода творчества).«Метаморфозы» (15 книг) – не сборник сказаний, а связное целое. Хронологическая нить: поэма движется от сотворения мира до момента превращения Юлия Цезаря в комету (конец 2 этапа).здесь он сибирает мифы о превращениях.

«Скорбные стихотворения» – описание последней ночи в Риме (элегический размер). Темы: жалобы на суровый климат Скифии(ссылка), на неверность друзей, прославление преданной жены.

Овидий – мастер легкой формы.

Вопрос 38(римский роман). До нас дошли всего два романа +Петроний Арбитр - несравненный мастер прозаической и стихотворной формы, одинаково хорошо владеющий разнообразными литературными стилями. В том числе и роман. 1 век до н. э. Сатирикон – обширное произведение, сохранившееся не полностью. Извлечения начинаются с 14-ой (или с 13-ой книги) и не доходят до конца повествования. Об объеме сведений нет. Имеет форму «менипповой статуры», повествование в котором проза чередуется со стихами, но по существу он выходит далеко за рамки романа такого типа. Это сатирический роман неизменно-бытового содержания. В античной литературе этот роман стоит изолированно и мы не знаем, имеет ли Петроний предшественников. Роман бытового содержания строится у Петрония как перелицовка греческого любовного романа с сохранением его сюжетной схемы и ряда отдельных мотивов. Роман возвышенного стиля переводится в низменный план, характерный для трактовки бытовых тем в античности, но сатирикон не является пародией в смысле высмеивания любовных романов, ему так же чужда обличительная установка. Петроний стремится лишь развлечь читателя беспощадной откровенностью описаний, далеко выходящих за пределы того, что считалось пристойным в серьезной литературе. Герои попадают во всевозможные переделки встречаются с разными персонажами. Нанизывая это на стержень романтического сюжета, Петроний создает произведения больших размеров, которые отличаются живостью изображения и широким бытовым охватом. Ограниченным по преимуществу низменными сторонами римской жизни. По композиции - сборник историй не связанных по смыслу, но эпизоды с завершенной композицией объединяются личностью одного героя. К основному ходу повествования присоединяются иногда вставные новеллы, поданные как рассказы какого-либо действующего лица. Повествование разнообразно по тону: то выдержано в стиле полной жизненной натуралистичности, то приобретает характер карикатуры и пародии на другие жанры, то переходит в фантастический гротеск. К художественным достоинствам роман следует отнести то, что автор сумел ярко изобразить целый ряд значительных процессов в социальной жизни своего времени. острота художественного видения мира окрашена в той или иной мере пессимистично. У Петрония она получает оттенок скептически презрительного отношения ко всему окружающему. Больше всего Петрония интересуют судьбы искусства. Он неоднократно возвращается к этому вопросу, вкладывая в уста своих персонажей, рассуждая об упадке изобразительных искусств, красноречия и поэзии.

Апулей: - философ, софист, маг. Его творчество чрезвычайно многообразно. Всесторонне образованный. Его обвиняли в колдостве. Писал на греческом и на латинском. Составляет речи, философские и естественно-научные сочинения, поэтические сочинения в различных жанрах. Сохранились философские тракты – о платонизме, выдержки из софистических декламаций на разные темы.

Апология – старается воспроизвести обилие Цицерона; декламация звучит всеми погремушками софистического красноречия.

Метаморфозы или золотой осел - большой роман. Имеет пародийный, серьезный религиозно-нравственный смысл. Источник всех бедствий – любопытство

ВОПРОС №39 (Римский стоицизм. Философские взгляды Сенеки и их отражение в «Нравственных письмах к Луцилию»)

Стоизизм стал для римлян «философией жизни». Он учил готовности мужественно встречать удары судьбы.

Ноый стиль создан декламаторами времени Августа. Лозунги нового направления – «страстность», «стремительность», «порывность». Характерные особенности:

1.Декламационный стиль разворачивался в короткий, точечных фразах и с неожиданными ходами мыслей («сентенции»), в нагнетании метафор,

2.Стирание границ между поэзией и прозой (в прозу – поэтичсекие, в поэзию – ораторские средства выражения)

3.Остроумная краткость сентенций; «блеск описаний», «веселая красота речи»

Луций Анний Сенека (42 г.д.н.э. – 65 н.э) – лучший мастер «нового стиля». Категории произведений:

философские («Нравственные письма к Луцилию»); поэтические (эпиграммы, сатира «Отыквление», трагедии).

Философские взгляды Сенеки непоследовательны и непостоянны. Размышления – вокруг вопросов душевной жизни и практической морали. Философия – лекарство для души. Сенека – эклектик (сочетание стоицизма и эпикурейства). Идеи: все люди равны; мудрец не любит богатство, но предпочитает его; компромиссы с властью. Тема смерти – одна из постоянных тем Сенеки. Философское учение Сенеки не ново. Любимая мысль в том, что жизнь – это подготовка к смерти. Задача его философии – научить жить и научить умирать, дать внутреннюю независимость и душевный покой при сохранении форм жизни. Лучшее произведение – «нравственнее письма к Луцилию». Это дневник размышлений, составляющих в совокупности целый курс практической морали

 

ВОПРОС №40 (Драматургия Сенеки. Сенека и новый стиль)

Драматургия. Обратился к жанру трагедии не для сцены, а для жизни .Трагедии Сенеки написаны декламационным стилем, и момент патетической декламации преобладает над драматическим действием и разработкой характеров. Сюжеты трагедий получают своеобразную разработку. Трагические сцены принимают уродливые формы; речи героев: длинные монологи (влияние риторики), обилие афоризмов (искусственный декламационный стиль) – основные средства для создания трагического впечатления. Взгляды высказываются в духе стоической морали. Осуждается власть тиранов и пресыщенность богатых. Действие вытеснено описанием. Изображение сильных аффектов, пафос мук и страстей. Ярко выражена философская установка. Каждая ситуация дает повод к философской сентенции. Нет примеров. Герой борется с ситуацией как философ, драматург. Борьба между чувством и долгом, разумом и страстью. Осуждает губительные страсти, но признает непреодолимость рока. Изображение сильных эффектов, пафос мук и смерти. Внешние формы остались неизменны (3 актера, 5 актов, хор, мифологические сюжеты). Трагедии не ставят проблем, не разрешают конфликтов.

Своеобразие трагедий: статичность, риторичность, мифологические ассоциации, декламация, кровавы и страшны, ярко выраженная философская установка хоровых партий.

Анализ трагедии Сенеки «Медея». Драматургическая эстетика Сенеки реализуется в трагедии «Медея», которую можно сопоставить с одноименным произведением Еврипида. Греческий трагик, главная героиня – жена, оскорбленная неверностью и эгоизмом мужа Ясона, для которого она пошла на огромные жертвы; Медея – человек, доверие которого было обманутым; любящая и страдающая мать; личность, осознающая свою горестную долю, как результат незавидного положения женщины в эллинском обществе. Сенека: Медея – образ однолинейный, лишенный сложности, воплощение необузданной мстительности. Такой трактовкой Сенека превращает Медею едва ли не в фурию, рабу гибельных страстей. Ее монологи – основной стилевой пласт трагедии; они исполнены патетики, выстроены драматургом по законам риторики.

ВОПРОС №41 (Римская историография)

Огромное влияние оказали греческие историки, особенно Полибий (Полибий: «Цель историографии – истина», она должна приносить гос-у практическую пользу.). Отличие греческой историографии от римской: идея первенства Рима, тесная связь с красноречием. Война с Карфогеном – деятельность римских историографов. В античности историография занимала промежуточное положение между наукой и искусством => 2 тенденции:

1. Научная историография (на 1 месте – познавательный элемент)

2. Художественная историография – поучение и занимательность.

Говорят о старших, средних и младших анналистах. Старшие анналисты: сообщение фактов, история – летопись. Младшие анналисты: элементы риторики, худож-сть. Средние анналисты не занимаются худ.обработкой, используют форму летописи. Фабий Пиктор – первый историограф, сенатор.

Гай Юлий Цезарь (100 в.д.н.э. – 44 в.д.н.э.). Полностью дошли: «Записки о Гайской войне», «Записки о гражданской войне» – носят деловой характер; подлинный рассказ о боях; насыщенный этнографическими и географическими элементами. Пытается писать объективно (о себе – в 3м лице).

Гай Саллюстий Крисп (ок.85 – 35 в.д.н.э.) – одно время находился на гос.службе, мрачно осуждает все происходящее, пессимистичность произведений. 36 – 35 г. – «История». («Заговор Кателины», «Югуртинская война»). Изображает отрицательные стороны истории, жизнь Рима. Двигатели истории: 1. Случай, судьба, фортуна. 2. Отдельные личности. 3. Смена правителей. Основные черты стиля: психологизм; драматизм повествования; художественность; простота, строгость, напряженность; наличие архаизмов и поэтизмов.

Тит Ливий (59 в.д.н.э. – 17 в.н.э.). Правление Августа, восстановление республиканской древности. «История» – 142 книги, период в 740 лет – история Рима (задумана, как национальная история). Осталось 35 книг, которые разделены на декады. Сохраняют структуру хронологии. Все его свидетельство – не его собственные исследования («Историограф, работающий из вторых рук»). Его сочинения не критические, он не исправляет ошибки своих предшественников. Его особенность в том, что он был историком-художником; мастер живого рассказа, обрисовки характеров. Его цель –патриотическое и этическое воспитание читателя. Прошлое – совокупность примеров. Все речи вымышлены, стиль согласно содержанию, развитие художественно-риторического направления.

Публий Корнелий Тацит (54 – 123 в.н.э). Служение гос-ву неотделимо от служению тирану. «История» – книга о глубочайшем кризисе, катастрофе империи. Всего написал 30 книг. «Анналы»: акцент на могуществе и силе римского гос-ва. Власть испытывает страх перед шевелением любого чувства, которое может принести ей опасность. Разрыв между властью и народом. Власть обеспечивает порядок, но отрывается от народа. Уничтожается ответственность личности перед общ-вом. Особенности: контраст между содержанием пр-ний и характером времени, когда они были созданы. Особенности стиля: 1. Новый стиль (четкие и яркие сентенции, внешние эффекты, напряженность) 2. Единство противоречий (оксюморон) 3. События в летописной форме. 4. Психологизм и драматизм. 5. Влияние риторики. История – трагедия, в которой все виновны.

ВОПРОС №42 (Римская элегия)

Поэтическое направление, во многом смыкавшееся с традициями неотериков и культивирующее любовную элегию. Это ответвление римской поэзии быстро расцвело в период становления империи и столь же быстро увяло, оставив пр-ния 4х поэтов (Галл, Тибулл, Проперций, Овидий). Для римской элегии характерна чрезвычайная суженность поля поэтического зрения; она исчерпывается небольшим кругом мотивов и ситуаций. Любовь элегического поэта – трудная, скорбная; он находится в тяжелом «рабстве» у суровой «владычицы». В стихах поэт изливает свои чувства, делится своим опытом; все восприятие мира протекает под углом зрения любовной тоски. Переводя в сферу любви общественные настроения определенного этапа римской истории, элегии создают утопический мир любовных отношений. Жизнь поэта проходит в любовном томлении и служении даме. Все творчество посвящено любви. Римский элегик посвящает свои стихи лишь одной возлюбленной, реальной или фиктивной, целиком завладевшей его сердец. Своеобразие римской элегии в том, что любовь приобретает видимость ведущего жизненного принципа – основы мироощущения.

Элегический жанр был подсказан александрийской поэзией, которая пользовалась нежным элегическим стихом. Разновидности эллинистической любовной элегии:

1. Большие повествовательно-мифологические элегии (отсутствие субъективных чувств поэта)

2. Короткие стихотворения в элегическом размере, эпиграммы, посвященные любовным чувствам поэта.

Непосредственный предшественник – Катулл. Возникновение римской элегии 40-30г.д.н.э. Основоположник: Гай Корнелий Галл (69 – 26 г.д.н.э.)– принадлежал к младшему поколению неотериков. Мастера элегического жанра: Тибулл и Проперций. Тибулл. Идеал – «бездеятельная жизнь» при небольшом достатке, довольство малым, безразличие к богатству, славе и почестям, удел «война». 2 сборника стихотворений: 1 – посвящен Дели => в его представлении она меланхоличная, сентиментальная, заботливая хозяйка. Но в действительности она жаждет денег, поэтому Тибулла посещает мысль о смерти, т. к. ничто не может быть идеалом. Образ любимой не ясен. Главное – выражение собственных чувств поэта. 2 – посвящен Немезиде => усиление трагической тональности. Лейтмотив – все молодые женщины корыстны, видят в деньги, богатство, состояние. Им не нужна любовь простого и бедного, но любящего мужчины. Основные темы: любовь, идиллическая картина сельской жизни, благочестие, отражение к войне и алчности, довольство малым. Поэзия у него мечтательно-лирическая, меланхолическая. Проперций Его стихи отличаются от стихов Тибулла страстностью. Проперций противопоставляет свое элегическое тв-во возвышенному стилю эпоса; он хочет быть только поэтом любви.

Основные темы: муки страсти, вспышки гнева и ревности, терпеливая покорность верного до гроба поклонника, ожидание близкой смерти. До нас дошли 4 книги. Вечная любовь к Кинфии. В них мы видим эволюцию чувств. Он принимает ее такой, какая она есть.

1-ая – обращения и монологи. Стиль - ярко темпераментный, богатый образами и неожиданными переходами.

2-ая – варьирование темы Кинфии. Лит-ая программа – следование по пути эллинистических мастеров элегии – Каллимаха, Филлита.

3-ая заканчивается резким отказом от любовной поэзии.

4-ая – любовная и ученая лирика, тема супружеской любви. Стиль - переход к повествованию. В муках любви он находит отраду.

птибулл офе империи.ризисе.знь.ктическую пользу. . персонажей мифов.писма близки к посланию, сохраняют личную интонацию, испове

Что может и чем поможет бамбуковый уголь?

Полезные свойства древесного угля издавна известны человечеству. На протяжении веков многие цивилизации использовали его не только как бытовое топливо и промышленное сырье, но также для очистки воды и лечения болезней. Древесный уголь получают путем нагрева древесины в печи до определенной температуры без доступа воздуха. При этом из исходного материала удаляются влага и летучие органические соединения, и остается почти чистый углерод, обладающий удивительными способностями. И самой удивительной из них является то, что создается чрезвычайно пористый материал, способный поглощать и удерживать (адсорбировать) широкий спектр химикатов.

Почему же в наши дни особый интерес вызывает именно бамбуковый уголь? Прежде всего бамбук растет гораздо быстрее, чем крупные деревья (он является самым быстрорастущим растением на земле и может вырасти на 1.2 м за один день!), поэтому с точки зрения защиты окружающей среды и сохранения «зеленых легких» планеты гораздо выгоднее делать древесный уголь из бамбука, чем уничтожать для его производства вековые леса. Вторая причина заключается в том, что пористость и соответственно адсорбционные свойства бамбукового угля в три раза лучше, чем у других видов древесного угля. Так, если для обычной сажи отношение площади поверхности к весу составляет 200 м2/г, то у бамбукового угля это соотношение 600 м2/г. Кроме того, побочным продуктом при производстве угля из бамбука является бамбуковый уксус, содержащий большое количество самых разных полезных химических веществ.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Оцінка результатів роботи з постачальниками. | ЗАПИТАННЯ ДЛЯ ПІДГОТОВКИ ДО ІСПИТУ
<== 1 ==> |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.174 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.175 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7