Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Склад фонду оплати праці


Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 496



-г^;-- Какие уровни, по вашему мнению, являются наиболее значимыми для эффективной Креативности отдельного человека? Группы?


СТРУКТУРА КРЕАТИВНОГО ПРОЦЕССА


Обзор главы 2 Основные задачи главы 2

Ввести базовые принципы и типы процессов моделирования вНЛП.

Помочь читателям понять когнитивные микроструктуры собственных креативных стратегий

Вывести и определить основные типы и фазы креативного процесса применительно к референтному опыту читателей

Дать определение ряду базовых принципов и методов повышениякреативности.

Разделы и цели каждого раздела

Раздел 2.1.Моделирование и креативность

Провести различие между микро- и макроаспектами моделирования поведения и описать возможности применения модели ТОТЕ как базовой парадигмы для моделирования.

Раздел 2.2. Определение структуры эффективного в прошлом креативного опыта

Помочь читателям заполнить опросник ТОТЕ по креативности.

Раздел 2.3. Структура когнитивных процессов в креативности. Модель ROLE

Ввести базовые когнитивные понятия о модели ROLE и помочь читателям соотнести их с собственными ответами на опросник креативности ТОТЕ и другим референтным опытом.

Раздел 2.4. Типы креативности

Дать определение трем основным типам креативности (инновация, открытие и изобретение) и соотнести их с элементами ТОТЕ.


Глава 2. Структура креативного процесса

раздел 2.5. Повышение креативности

^Объяснить типы влияния на когнитивные стратегии и их воздействие

vjtfa креативность. Определить три способа повышения личной креа-

й&вности.

раздел 2.1. Моделирование и креативность

Задача этой главы — сконцентрироваться на некоторых элементах процесса моделирования. В НЛП процесс моделирования строится рокруг выявления программы, с помощью которой тот или иной человек обеспечивает эффективность своих действий. Базовая структура таких программ связана с элементами модели ТОТЕ. Какие цели ставит перед собой успешный человек? Какие доказательства он использует, чтобы оценить продвижение по пути к своей цели? Какими видами деятельности или действий эффективный человек располагает для достижения своих целей?

Здесь следует отметить очень важный аспект моделирования эффективной модели ТОТЕ: что предпринимает эффективный человек, если его действия не увенчиваются успехом? Не всегда компетентность и мастерство гарантируют удачность первой же попытки. Зачастую компетентность связана с умением адаптироваться к проблемам, которые обеспечивают окружение или другие части системы.

Принято говорить, что вы по-настоящему приступаете к управлению, только когда сталкиваетесь с проблемой или встречаете сопротивление своим действиям. До тех пор вы всего лишь даете указания. У вас попросту нет необходимости «управлять», пока не возникнет какая-либо проблема. Говорят также, что вы начинаете продавать товар только в тот момент, когда сталкиваетесь с проблемой или сопротивлением. До тех пор вы всего лишь принимаете заказы. Вы не обучаете никого до тех пор, пока не сталкиваетесь с проблемой или сопротивлением. До тех пор вы просто снабжаете слушателей информацией. Реакция на трудности — важнейший элемент эффективной программы.

Есть ряд элементов, с которых мы начинаем моделирование. Креативный процесс может быть моделирован на микро- и макроуровне. Микромоделирование в НЛП подразумевает определение специфических, но релевантных деталей индивидуального креативного процесса. Макромоделирование в НЛП подразумевает определение общих паттернов, связанных со стилем или подходом к креативности.


Часть I. Личная креативность

Микромоделирование связано с рядом вопросов, в том числе — какой вид репрезентативной системы и на каких этапах психической программы или стратегии использует данный человек. К примеру, базовая процедура микромоделирования подразумевает определение когнитивных паттернов, сопровождающих каждый элемент индивидуальной ТОТЕ для креативности. Процедура макромоделирования служит для того, чтобы определять, какие классы целей, процедур доказательства или операций связаны с теми или иными типами или стадиями креативности.

Мы начнем с микромоделирования и перейдем к макромоделированию в следующих главах. [Примечание: Ряд хороших примеров стратегий микромоделирования креативности в НЛП приводится в книге Took for Dreamers («Инструментарий мечтателя»).]


Глава 2, Структура креативного процесса РАЗДЕЛ 2.1. КАРТА А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Моделирование и креативность        
             
Выдающегося человека можно смоделировать и перенять его креативные навыки   Микромоделирование: определите, какие типы/ комбинации чувств и языка (или репрезентативных систем) используются для каждого элемента программы ЮТЕ   Макромоделированш определите, как разл ные уровни креативн процесса (где/когда-что—как—почему— кто) взаимодействую между собой в ходе общих процедур ич-ого
    т
Он может также  
смоделировать i i
себя сам, чтобы лучше «управлять» собственной     микроаспекты креативности       макроаспекты креативности  
           
        Существуют различные типы «подсказок», которые можно наблюдать в поведении моделируемых людей    
     
                           

Ключевые положения

Индивидуальная стратегия, или ЮТЕ, может быть смоделирована и передана как навык.

Процесс моделирования в НЛП может применяться к индивидуальным креативным стратегиям, чтобы определить структуру стратегий других людей.

Креативный процесс может быть смоделирован на микро- или макроуровне. НЯП различает несколько типов ключей для различных уровней моделирования.


Часть I. Личная креативность

РАЗДЕЛ 2.1. КАРТА Б

 

 

 

 

             
ЮТЕ определяет психическую программу, результатом действия которой является поведение в соответствии с трех-частной структурой: • цели; • доказательства; • действия   Каждому элементу структуры соответствуют сенсорные репрезентации и их комбинации ^__^« внутри человека ^ внутри группы
     
   
Цель можно определить в терминах: • визуальных, • вербальных, • физических; • физических ощущений   «Вербальная» цель — т. е. «качество» — может создавать «доказательства» («насколько хорошо она реализована») различных типов: • физические; • сенсорные   Действия различаются по типам: • визуальные (диаграммы); • физические (действия); • лингвистические (слова); • эмоциональные (ощущения)
         

Ключевые положения

Базовая процедура микромоделирования креативности подразумевает определение когнитивных паттернов, сопровождающих каждый элемент индивидуальной ТОТЕ креативности для данного человека.

Практикум

Какие части креативного процесса, по вашему мнению, требуют наибольшего умения?

Какой элемент собственной креативной стратегии вы больше всего хотели бы смоделировать?

Что бы вам больше всего хотелось смоделировать в креативных стратегиях ваших сотрудников?


Глава 2. Структура креативного процесса

РАЗДЕЛ 2.1. КАРТА В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Следствия использования ЮТЕ      
         
Если человек перед собой ц использовать п . твердо ставит ель, он должен 1бкие средства/ о с потенциальной стью системы     2. Если человек «фиксирует» действия, варьировать будут результаты этих действий  
    I  
вэриаоельно I I
      в зависимости от вариабельности контекста   для различных людей
    I   I  
3. Иногда мы приступаем к действиям, не определив предварительно конкретной цели; цель появляется в процессе работы за счет систематизации опыта текущих результатов   I
  Иногда мы прибегаем к этому средству, чтобы сравнить результаты
  I
  Здесь имеет место статистическое распределение результатов

Ключевые положения

Процедура макромоделирования служит для определения того, какие части ТОТЕ назначены постоянными, а каким предоставлена гибкость

Практикум

На что больше похож ваш креативный процесс: на мозговой штурм или на «управляемую торпеду», которая следует прямо к заданной цели?

Приведите примеры из вашей профессиональной реальности, в которых цели фиксированы, а действия являются гибкими.

Приведите примеры из вашей профессиональной реальности, в которых фиксированными являются действия, а результаты варьируют.


Часть I. Личная креативность

РАЗДЕЛ 2.1. КАРТА Г

 

            ЮГЕ и креативность  
  Один из способов творить заключается в проведении «мозгового штурма», затем фильтрации/отборе его результатов   Другой способ включает в себя постановку цели (как условия задачи), затем «включения» в креативный процесс для достижения  
  этой цели  
г Базовые элементы креативности применительно к тому ■ '  
как ставить цели   i как определять/ воспринимать доказательства   1 как определять выбор действий и альтернатив   1 как реагировать на проблемы/ затруднения
  Разные люди могут использовать одни и те же режимы мышления для одного элемента и различные — для других  
                           

Ключевые положения

ваз Р

Макромоделирование в НЛП подразумевает определение взаимосвязей личными уровнями креативного процесса.

Микромоделирование в НЛП подразумевает определение специфических но оеле вантных деталей индивидуального креативного процесса. фИЧесКИХ' но °еле-Практикум

SnanTTe В ПаМЯ™ креативнь1Й пР01*есс' чеРез ^орый вы прошли при выполнении упражнения в предыдущей главе. Какие когнитивные особенности кажутся вамнаиболее важными для вашего креативного процесса? F

Что было наиболее гибким элементом: цели, доказательства или действия? Какие микро- и макропаттерны вы заметили в креативных процессах «соучеников»?


Глава 2. Структура креативного процесса

Раздел 2.2. Определение структуры эффективного в прошлом креативного опыта

В этом разделе вы заполните опросник по определению ТОТЕкреативности. Этот опросник связан с контекстом, в котором вы уже когда-либо проявляли способность быть креативным. Здесь вам будет предложен ряд вопросов относительно целей, доказательств и действий — своего рода упражнение на самомоделирование.

Первый вопрос потребует краткого описания контекста, в котором вы лично ощущаете готовность проявить креативность. Выберите что-либо релевантное для вас лично. Оптимально, если это что-то, связанное с вашей профессиональной реальностью.

Следующий вопрос таков: «Каковы цели или задачи, для достижения (решения) которых вам необходимо проявить себя креативным в данном контексте?» Креативность инициируется и мобилизируется конкретными целями, и эти цели могут обнраружиться на любом количестве уровней: на уровне «почему», на уровне «как» или на уровне «что». Вместо того чтобы пытаться осознанно вычислить, на каком уровне находится ваша цель в данный момент, постарайтесь ответить на этот вопрос, опираясь на свои интуитивные сиюминутные ощущения.

Вопрос № 3 гласит: «Что вы используете в качестве доказательства, чтобы определить, что достигли своих целей?» Необязательно отвечать на этот вопрос слишком подробно. Однако здесь вам дана возможность попрактиковаться в детальном описании своих методов — так, чтобы кто-то другой мог понять, что вы имеете в виду.

Вопрос № 4: «Что вы делаете, чтобы достичь своих целей? Какого рода шаги или действия вы предпринимаете, чтобы быть креативным?» Подумайте о конкретных когнитивных и поведенческих процессах, которые вы задействуете для того, чтобы проявить креативность в указанном вами контексте.

Наконец, вопрос № 5: «Если вы сталкиваетесь с непредвиденными проблемами или затруднениями, какова ваша реакция?» Как вы реагируете на проблемы? Что вы предпринимаете, чтобы стабилизировать проблемные ситуации, возникающие в данном контексте?

Этот набор вопросов позволит вам узнать кое-что интересное о составляющих вашей индивидуальной эффективности. Даже если вам уже неоднократно доводилось проявлять креативность в указанном контексте, вы сможете получить дополнительную информацию о соб-


Часть I. Личная креативность

ственных креативных процессах, если упорядочите свой опыт согласно пяти пунктам опросника.

Чтобы смоделировать ТОТЕ, связанную с событием в прошлом, важно обладать способностью думать о структуре процесса, «как если бы» вы переживали этот опыт заново. Ваша задача — сделать как можно больше заметок о своих переживаниях в моменты, когда вы по-настоящему вовлечены в креативный процесс. В то же время вы должны осознавать, что о многом можете только догадываться в ретроспективе. Вы отвечаете на эти вопросы по памяти, и может статься, что вы никогда прежде не думали о подобных вещах. Поэтому не исключено, что вы задним числом примете решение о том, на что был более всего похож ваш креативный опыт.

Упражнение: исследование структуры креативного процесса

Найдите несколько свободных минут, чтобы на отдельном листе бумаги ответить на следующие вопросы — по возможности, максимально подробно.

В каком контексте вам уже удавалось проявить свою креативностьили способность к инновациям?

Каковы цели или задачи, для достижения (решения) которых вданном контексте вам требуется креативность или инновации?

Что служит для вас доказательством того, что вы достигли желаемого?

Что вы предпринимаете для достижения своих целей? Каковы конкретные шаги и действия, которые вы используете для креативного решения своих задач в данном контексте?

Когда вы сталкиваетесь с непредвиденными проблемами или затруднениями, препятствующими достижению целей в данномконтексте, как вы реагируете на них? Какие конкретно шаги илидействия вы предпринимаете, чтобы исправить ситуацию?


Глава 2. Структура креативного процесса РАЗДЕЛ 2.2. КАРТА А

Инструкции по заполнению опросника ТОТЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         
1 Определите контекст:   1.     Креативность  
1 • в котором вы уже   Какую цель     стимулируется:  
I проявляли креатив-1 ные способности;   вы ставите перед собой?          
         
I • личного (по контра-1 сту с общим) типа       желаемыми результатами   реакциями на критическ ситуации  
f I    
jjj Поместите себя[ в это переживание,Г «как если бы этоf происходило\ сейчас»'1   Цели могут находиться на уровнях «почему», «как» или «что»  
* 2. Какие признаки Г свидетельствуют 6 О ТОМ, ЧТО ВЫ   3. Что вы делаете? Какие действия   4. Применительно к проблеме/неопределенности ситуации,  
приближаетесь к своей цели (или уже достигли ее)?   могут способствовать достижению ваших целей?   что вы делаете, чтобы откорректировать: • направление ваших действий • ваше поведение?  
I    
               
Ответы должны быть достаточно детализированы, чтобы можно было описать их для других людей   Существуют различные виды действий, например технические или управленческие операции в коммерческой организации
                           

Ключевые положения

щ Вы можете смоделировать собственный креативный процесс путем конкретизации X модели ТОТЕ для любой ситуации, в которой вам довелось эффективно проявить свою 5Г креативность.


Часть I- Личная креативность

Чтобы смоделировать ТОТЕ, связанную с событием из прошлого, важна способность думать о структуре процесса так, «как если бы» вы переживали это событие снова.

Практикум

Поупражняйтесь в создании ассоциаций с рядом примеров креативности за счет ментального переживания их.

Диссоциировавшие^ сравните «переживание» былых впечатлений с обычным «размышлением о них». Чем различаются виды информации, которую вы черпаете из памяти тем или иным путем?


Глава 2. Структура креативного процесса РАЗДЕЛ 2.2. КАРТА Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

i                      
— С каждым элементом JOTE соотносятся различные «порции» шашего креативного опыта   Осознайте, что каждый элемент — это результат: • самоисследования и • самомоделирования   Разделение информаци на подобные части помогает воспроизводи даже такие детали, о которых вы не за дум ь лись в прошлом и ть
  ва-
i            
Действуйте, «как если бы»:   Иногда вы можете задним числом «открыть» стиль   • визуальный • вербальный  
примите ретроспективное решение   мышления/восприятия, который использовали   • физический • эмоциональный    
               
  Собранна) 1 вами информация о вашем креативном процессе может послужить для исследования  
     
     
  Микро- (и макро-) аспектов ваших креативных процессов   различий между отдельными людьми и типами креативности  

Ключевые понятия

Разделение и организация прошлого опыта согласно модели ЮТЕ позволят вам по-новому взглянуть на него.

Даже ретроспективные догадки могут содержать полезную информацию о вашем креативном процессе.

Практикум

Приведите ряд примеров из прошлого, когда вам удавалось проявить креативность. Как вам кажется — на интуитивном уровне, — что в них есть общего?

Попробуйте воспроизвести в деталях несколько ситуаций, в которых вы проявляли Креативность. Постарайтесь мысленно достроить те элементы ситуации, которые не можете припомнить в точности.

Какую информацию вы почерпнули из своих догадок? В чем сходство и отличия между догадками и настоящим воспоминанием?


Часть I. Личная креативность

РАЗДЕЛ 2.2. КАРТА В

 

 

 

  Выводы по результатам самоисследования/ самомоделирования  
     
  «Как» следует использовать информацию, чтобы  
   
         
обогатить собственные креативные ■ процессы   передавать собственные креативные процессы другим   получать пользу от креативных процессов других людей
             

Ключевые положения

Самомоделирование может усилить личную креативность путем:

обогащения индивидуального осознания,

способствования потенциальному переносу ключевых элементов креативностив другие индивидуальные контексты и

создания словаря, позволяющего сравнивать ваш креативный процесс с аналогичными процессами других.

Практикум

Сделайте заметки о том:

что нового вы осознали относительно собственного креативного процесса благодаря опроснику,

какие элементы процесса могут оказаться наиболее полезными для переноса вдругие контексты, в которых вы вынуждены проявлять креативность, или передачи вашим сотрудникам,

как вам кажется, чем ваш креативный процесс отличается от аналогичных процессов у ваших сотрудников или людей, которых вы хорошо знаете.


Глава 2. Структура креативного процесса

1здел 2.3. Структура когнитивных процессов креативности. Модель ROLE

\ предстоит обнаружить, что ответы на нашу анкету содержат него ценной информации относительно вашего креативного процесса. . также ряд других фильтров, которые мы намереваемся исполь-ать для получения информации о когнитивной структуре вашего ативного процесса. Эти фильтры позволят вам обнаружить как икро-, так и макроуровневые паттерны.

Данный набор понятий поможет вам исследовать ту стратегию ативности, контур которой вы очертили в работе с опросником, и 1вить ряд деталей, потенциально релевантных для:

более полного понимания собственного процесса креативности; понимания различий между людьми и различными типами креативности и креативных процессов.

Это послужит продолжением процесса вашего личного исследова- самоизучения, начатого в предыдущем разделе. Затем, в после-Iдующих разделах, мы сосредоточим внимание на том, как на основавши результатов этих исследований создать способы:

jtl) расширения или обогащения ваших креативных способностей; 1*2) переноса креативных способностей в другие контексты, где вам •» пригодился бы повышенный творческий потенциал; fl 3) получения пользы от креативных процессов других людей.

j* Следующее упражнение связано с моделью, которая в НЛП полу-|* чила название ROLE. Прежде чем переходить к этому материалу, вам

ч нужно осознать, что задача данной книги — не в том, чтобы сделать из ^ вас эксперта по НЛП. Скорее, мы ставим перед собой цель выявить

,< значимые, релевантные для вас понятия или средства НЛП, которые ■• будут способствовать вашим креативным способностям. Часть инфор-jc кации в этом разделе представлена настолько детализированно, что > вы сможете получить пользу от того или иного навыка, необязатель-f ио овладев им в совершенстве. Таким образом, если какие-то элементы нового материала интуитивно покажутся вам проясняющими что-г либо, или очевидными, или добавят что-то к вашему пониманию —

v берите эти приемы на заметку. Если же какая-то информация покажется вам не важной, не имеющей отношения к вашей деятельности,

, пусть это вас не беспокоит Проводя стандартный курс НЛП, мы тра-


Часть I. Личная креативность

тим от 20 до 25 дней на то, чтобы научить людей сознательно совершенствовать базовые навыки нейролингвистического программирования. В нашем случае задача обучения — наделить вас рядом ключевых инструментов НЛП, которые должны усилить вашу бессознательную компетентность. Мы уверены, что многие из этих инструментов покажутся вам стимулирующими, значимыми и легко будут переняты на интуитивном уровне.

Модель ROLE

В английском языке «ролевой моделью» {role model) называют человека, который служит образцом и примером для подражания. Таким образом, термин преднамеренно заключает в себе некоторую двусмысленность ROLE. Однако, что более важно, буквы, составляющие данную аббревиатуру, помогут вам еще глубже понять структуру собственных мыслительных процессов. Буквы R, О, L, Е соответствуют первым буквам четырех основных категорий микроуровневых когнитивных понятий, которые нам предстоит изучить.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Економічний зміст і завдання обліку праці та її оплати. | Облік вироблення
1 | <== 2 ==> | 3 | 4 | 5 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.199 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.199 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7