Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Середній рівень навчальних знань


Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 600



Еще в древние времена знахарей почитали чудотворцами. Врачи Древней Греции были Жрецами Асклепия, - бога исцеления /в дальнейшем образ Аскле-пия утратил свои божественные черты и превратился в покровителя медицины/. Практика целительства и ритуалы проходили в замкнутом пространстве, или на отгороженной территории, прилегавшей к храму, где пациент засыпал в надеж-де на то, что ему приснятся целительные сны.
Учитель искусства целительства, кентавр Хирон изображается страдающим от неизлечимой раны.
Мейер /1949 г./ проводит параллели между аналогией целительства и ана-лизом.
А. Гуггенбюль-Крейг /1971 г./ продолжил исследования образа раненого целителя и в практике анализа, и более широко - к помогающим профессиям. К таким профессиям относятся следующие: врач, священник, педагог, социаль-ный работник. И так как данные профессии имеют много общего в процессе работы, то и теневые аспекты деятельности психоаналитика и психотерапевта бу-дут связаны с их характером. Крейг предполагает, что архетипы имеют два по-люса, поскольку в основе архетипа лежат полярности. Их можно рассматривать в единой связке /Сенекс-Пуэр - пожилой античный бог Апполон и его тень, вечное дитя - Дионис/. Крейг выявляет "теневые двойники" роднящих профес-сий Так, для священника-проповедника теневым аспектом могут быть следую-щие качества: лицемерие, лживость, всемогущество, тень мнимого пророка. Полюсом привлекающих качеств профессии являются: поиск истины - тема греховности, прощение, Веры, Надежды, Любви.
Для врача "теневой" двойник представлен в качестве шарлатанства и всемо-гущества, а полюсом привлекающей стороны - тема болезни и здоровья. Для педагога "теневой двойник" представлен в чертах высокомерия, стремления к власти, инквизиции. А полюсом привлекающей полярности является аспект Взрослого и Ребенка; опытная зрелость и детская наивность, мудрость и твор-чество.
Итак, профессии близкие по своей архетипической проблематике должны выносить тяжесть обеих полярностей. Они могут становиться "ранеными цели-телями" или вытеснять один полюс архетипа, проецируя его вовне, и тем самым оказываясь под влиянием той или иной формы стремления к власти.
Процесс расщепления архетипа - это скорее внутреннее событие и зависит от психического развития, человеческих способностей. "Раненый целитель" в высоком смысле этого слова представлен в образе Иисуса Христа. Он мог ис-целять душу и тело, врачевать экзистентные болезни человечества - грехи и смерть. Страдая от соблазнов, испытывая страх смерти, он искупил грехи чело-вечества и подарил ему бессмертие.
Психоаналитика и психотерапевта привлекают архетипические полярности душевной болезни и душевного здоровья, бессознательного и сознательного. Психоаналитику и психотерапевту также угрожает "теневой двойник" в виде верховного мага, могущественного волшебника, шарлатана
А. Гюггенбюль-Крейг пишет: "От воздействия архетипической тени страда-ет психотерапевт. Существует психологический закон, суть которого сводится к тому, что сила стремления к свету прямо пропорциональна активизации тени. Психотерапевт, стремящийся к осознанию, путем которого он желает помочь пациенту, рискует оказаться под влиянием бессознательного начала в гораздо большей степени, чем обычный человек. Налицо парадокс: чем больше усилии прокладывает психотерапевт к осознанию, тем бессознательнее он становится... Сознательное стремление к добру подразумевает наличие в бессознатель-ном такой же по силе злой воли" /31/.
Эти процессы происходят в следствие того, что в психотерапии присутству-ет напряжение между полюсами целителя и больного, которое обостряется про-тиворечиями сознательного и бессознательного. В критических ситуациях бес-сознательное проецируется на пациента, а аналитик, который должен помогать пациенту в осознании своих проблем, вопреки правилам начинает играть роль "совершенно сознательного человека". "Чем больше света, тем гуще тень" /3/. Под покровом этой тьмы скрываются "теневые двойники" священника, врача и психоаналитика - мнимого пророка и шарлатана. Такая психологическая си-туация создает идеальное поле деятельности для архетипической тени. Бессоз-нательная деструктивность проявляется как в расщеплении архетипа, так и в существовании "теневых двойников". Таким образом, "зло угрожает аналитику со всех сторон" /4/.
Попытаемся рассмотреть архетипическую полярность: целитель - больной. Когда человек болен, в нем усиливается черты архетипа врач - больной, он стремиться получить поддержку и помощь у "внешнего целителя", а в нем са-мом формируется "целитель внутренний". Этот психологический феномен представляет собой "исцеляющий фактор". "Внутренний целитель" присутству-ет в самом пациенте, в его сознании. У целителя в качестве исцеляющего фак-тора выступает архетип "раненого целителя". Данный образ демонстрирует в целителе присутствие черт больного. Пациент содержит в себе черты целителя, а целитель - черты больного.
При расщеплении архетипа одна из полярностей вытесняется в бессозна-тельное, что приводит к психическим расстройствам. При вытеснении архетипа проекции вовне больной проецирует «внутреннего» целителя на психотерапев-та, а психотерапевт собственное "ранение" проецирует на больного. В этом случае формируется слабый, пассивный, уязвимый, с отсутствием воли к исце-лению больной, а с другой стороны всесильный, неуязвимый, всемогущий це-литель. Функция архетипа "раненого" целителя призвана к одному - побудить в пациенте исцеляющий фактор, без которого он ничего не сможет добиться.
Гросбек /1975 г./ продолжает мифологическую тему "архетипический образ раненого целителя", начатую Мейером и применяет ее к современному психо-анализу в описании Гюггенбюля-Крейга. Его волнует возможная динамика расщепленного архетипического образа "раненого" целителя в психики пациен-та, и аналитика. Он составил серию диаграмм для иллюстрации создания и сня-тия проекции на анализе:
1. Ранний этап анализа
На рис. 1 видно, что идет двусторонний процесс взаимодействия между аналитиком и пациентом /1,2/.
Оба имеют в своем бессознательном архетип "раненого" целителя, где про-исходит взаимодействие между ролью и бессознательным компонентом /5,7,8,3/.
Аналитик проецирует свои "раны" на пациента, а пациент - своего целителя на психотерапевта /4,6/.
На этом этапе отсутствует связь между внутренним бессознательным цели-телем пациента и внутренней бессознательной "раной" врача /9/.
2. Аналитический процесс
На рис.2 показан начальный этап анализа. Идет дальнейшее взаимодействие аналитика и пациента. Здесь Эго аналитика вместе с Эго пациента рассматри-вают материал пациента, где архетипические образы и темы побуждают анали-тика к лечению.
На рис.3 присутствует архетипический образ "раненого" целителя. Анали-тик выявляет сильные и слабые стороны пациента. Сильные стороны пациента связаны с "исцеляющим фактором", внутренним целителем. Пациент тоже ис-следует возможности аналитика - его слабости и то, что он может предложить. Как видим, взаимодействие обоих формируется «раненым» целителем.
На рис. 4 изображена борьба аналитика за равновесие между невротическим контрпереносом и собственно контрпереносом. Его "раны" служат наличием эмпатии в работе /2,4,5/, но есть угроза идентификации с пациентом /2,3/. Та-ким образом, пациент проходит через психопатологию аналитика /1,2,4,5/ с желанием аналитика объективной оценки.
Контрперенос аналитика вызывает в пациенте возможность видеть в нем целителя. Это позволяет пациенту принять аналитика и построить перенос. Что позволяет пациенту взаимодействовать со своим внутренним целителем, кото-рый идентифицируется с его потенциалом.
На рис.6 показан заключительный этап анализа, где позади остается пара-ноидно-шизоидная тенденция к расщеплению образа другого на «только ране-ного» и «только целителя». Это пара целостного объекта. Но данный этап появ-ляется не на каждом анализе, возможны регрессии к этапам предыдущих схем
Р. Ассаджоли рассматривает архетипические надличные качества в стадии их преобразования. Он утверждает, что любое содержание нашей психики мо-жет пасть, быть низведено на более низкую ступень проявления. Так сострада-ние может превратиться в жалость к себе, радость в маниакальность, покои в инертность, юмор в сарказм. И наоборот, любой теневой двойник может под-няться до качеств высших уровней психики. Так, гиперактивная субличность может быть рассмотрена как извращенный архетип высокого символа энергии, соблазнитель - дальний родственник любви, упрямец - извращенная форма волн. Можно продолжить перечень архетипических надличных качеств в ста-дии преобразования из падших проявлений в высшие символы:
Падшие проявления
качеств архетипов
Высшие
Архетипические качества
Агрессия
Демагогия
Донжуанство, непостоян-ство
Инерция
Упрямство
Фанатизм
Жалость
Сарказм
Безрассудность
Бунтарство
Без инициативность
Глупость
Энергия, Сила
Мудрость
Любовь
Спокойствие
Воля
Вера
Милосердие, Сострадание
Юмор
Мужество
Свобода, Независимость
Терпение
Простота
Архетип может расщепиться в случае вытеснения в бессознательное одной из полярных частей. Вытесненная часть архетипа может проецироваться вовне. Полярности расщепленного архетипа стремятся к повторному объединению. Расщепление архетипа ликвидируется посредством применения власти. Например, если расщепляется архетип мать-дочь, то большую роль в отношениях между матерью и дочерью начинает играть проблема власти. На практике это означает, что мать перестает ощущать в себе дочернее начало, не признает ни-каких слабостей, тогда как дочь становиться беспомощным существом, зависи-мым от матери, которая, используя силу, дочерью манипулирует. Возникает от-ношение между сильной, доминирующей матерью и слабой, зависимой доче-рью, не ощущающей в себе материнского начала. Сочетание власти и покорности - вот результат попытки объединить расщепленный архетип посредством власти.
Архетип Великой Матери, его архетипические полярности - жизнь - смерть. При расщеплении архетипа одна часть хочет расти и развиваться, а дру-гая - вернуться к истокам для обретения силы. В основе закладывается либо симбиоз с объектом, либо сепарация-индивидуация. В последнем рождаются предпосылки формирования архетипа Героя, сумевшего преодолеть материн-скую зависимость. Архетипический образ Великой Матери несет в себе два на-чала кормящей, и дающей жизнь с одной стороны, лишающей чего-то, пожи-рающей - с другой стороны. Амбивалентность заключена в чувстве любви-ненависти. В процессе расщепления архетипа, его надличные высокие качества могут упасть, превращаясь в падшие проявления символов. Так архетип Вели-кой Матери, расщепляясь, роняет ряд качеств:
- доброту на безрассудство;
- истину на всемогущество;
- волю на упрямство,
- энергию на агрессию,
- веру на фанатизм,
- сострадание на жалость;
- благородство на сентиментальность и т.д.
Расщепившись он превращается в Пожирающую Мать, но полярности рас-щепленного архетипа стремятся к повторному объединению и при помощи вла-сти архетип предстает в новом качестве. Появляется сочетание власти и покор-ности как результат архетипических полярностей. Работа с теневыми двойни-ками архетипа требует полной трансформации всех падших проявлений качеств и их поднятие до высших уровней психики:
1. Для этого важно донести до осознания пациента сущ-ностное предназна-чение данного качества.
2 Следующий аспект, требующий проработки и дающий закрепление пер-вого заключается в осмыслении того, что пациент может предпринять в своей жизни для наиболее яркого функционирования данного сущностного качества.
3. И третьим аспектом осознания и проработки является понимание того, что будут иметь и получать для себя проявления этих надличных качеств, под-нятых до высших уровней психики. Именно третий аспект дает возможность интеграции конфликтующих сторон психики, где две становятся одним. Все качества, поднятые до высших уровней психики стремятся к единству в своем устремлении.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основна література | Достатній рівень навчальних знань
<== 1 ==> | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.212 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.212 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7