Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Юридичний факультет


Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 786



 

Ответственный редактор Л. И. Глебовская

Художественный редактор И. А. Озеров

Технический редактор Н. В. Травкина

Корректор М. Г. Смирнова

 

 

Подписано в печать с готовых диапозитивов 29.10.2008.

Формат 84х108 1/32. Бумага газетная. Гарнитура «Таймс»

Псчать офсстная. Усл. печ. л. 15,12.

Уч.-изд. л. 13,47 + вклейка = 14.34. Тираж 3 000 экз. Заказ № 7907

 

ЗАО «Ценгрполи граф»

111024, Москва. 1-я ул. Энтузиастов, 15

E-MAIL: [email protected]

 

WWW.СЕNTRPOL1GRAF.RU

 

Отпечатано с готовых файлов заказчика

в ОАО «ИПК «Ульяновский Дом печати»

432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14

 


[1] Колода была русифицирована и опубликована Издательством «Аваллон» под названием «Таро Голоса ангелов», что сбивает с юлку покупателей, которые, открыв колоду, не обнаруживают в ней системы Таро. (Здесь и далее примеч. авт.)

[2] Иногда случается так, что в ответ на один и тот же вопрос человек достает из нескольких колод подряд те же самые карты. В лично знакомом мне случае использовалось две колоды (по 78–79 карт каждая), из которых в ответ на один запрос было извлечено по две карты одинакового достоинства.

[3] Интересно, однако, что в то же время существуют методы гадания, ориентированные на предсказание точного времени происходящего. Но они обычно связаны с вычислениями или астрологическими атрибутациями карт, т.е. подразумевают работу с числами, заложенными в самих образах.

[4] Этим объясняются мудрые – исключительно для прогностических оракулов – советы «не гадать на себя».

[5] Классические варианты, встречающиеся на учебных группах.

[6] Я знала даму, которая осталась очень недовольна работой гадалки, пытавшейся навязать ей неактуальные моральные принципы, и покинула ее, выложив не глядя первую попавшуюся купюру из бумажника. Какая это была сумма, она не знает. На мой взгляд, она поступила честно.

[7] Колода представляет собой «оборотную сторону» колоды Райдера-Уэйта: что бы мы увидели, если бы зашли с другой стороны картинки

[8] Хотя «Сказочное Таро», возможно, и не предполагало изначально особую систему, на практике потребовало подхода, столь отличного от работы с обычными картами (для интерпретации необходимо искать в сказке не только сцену, изображенную на карте, но и рассматривать весь аспект данной сказки целиком), что оказалось совершенно уникальным мантическим инструментом

[9] Во время написания этой главы и совершенно случайно стала обладательницей золотых туфель на огромном каблуке, флисового крошки Ктулху и Труда 3. Фрейда «Остроумие и ею отношение к бессознательному»

[10] В традиции, преложенной Элифасом Леви и Папюсом, эта карта получила номер XXI и была помешена между «Страшным судом» и «Миром». Это связано с атрибутацией Старших арканов буквам древнееврейского алфавита. В частности, лот подход использован в «каббалистическом Таро Г. О. М.».

[11] Остальные две – «Повешенный» (Вода) и «Страшный суд» (Огонь). В настоящее время им иногда приписывают новооткрытые планеты Уран, Нептун и Плутон соответственно.

[12] Вне классической иконографии па карте «Дурак» из животных качестве спутников часто появляются лис или заяц.

[13] Существует даже старая итальянская поговорка «как Дурак тарокки», что означает «быть везде принятым». Впрочем, это связано особенностями игры в тарок, где эта карта может быть выложена вместо любой другой, которую хочется придержать.

[14] Во время написания этой главы я начала с утра ходить на рынок и в пекарню за свежими продуктами, готовить себе правильные завтраки, учиться сервировать стол – все в рамках космизации времени (дня) и пространства (кухни и дома). Появилась неторопливая методичность в противовес прежней хаотической спонтанности, сдерживаемой лишь привычками.

[15] К примеру, маска в колоде «Богемские Барочные коты».

[16] Дюкетт именно с подобным путешествием сравнивает работу с тремя Магами в колоде Тота Кроули. Известны три рисунка Мага, которые подготовила Фрида Харрис. Из них в итоге был выбран один, но издательство AGMuller как-то выпустило колоду с трем одновременно.

[17] Тогда же совершенно случайно выяснилось, что и одном из журналов я была ведущей рубрики «Связь времен».

[18] Там, например, где никого особенно не удивит шестидесятилетний мужчина, муж и отец, вдруг осознавший себя воплощением супруги бога Кришны и Ушедший и соответствующую религиозную рактику.

[19] Грейвс Р. Мифы Древней Греции. Кн. 1 /Пер. с англ. К. Лукьяненко. М.: Прогресс-Традиция, 1999. С. 65-66.

[20] Она была клиенткой Марии Луизы фон Франц и обучалась в институте К.-Г. Юнга.

[21] Число 4, номер карты, соотносится с квадратом. Равносторонние квадраты составляют куб, пьедестал для Императора.

[22] Подробнее об архетипе Зевса см.: Бедненко Г.Б. Боги, герои, мужчины: архетипы мужественности. М.: Класс, 2005.

[23] Психолог У. Джемс разделял «I» (Я) и «me» (я), полагая, что именно I является чистым Эго, познающим элементом, а me – эмпирически познаваемым Эго.

[24] Сигнификатор – обозначение, основной характер, лицо проявленной силы в человеке в данной ситуации или в теме расклада.

[25] Впрочем, есть люди, переживающие такую встречу двух начал, прежде всего, внутри себя, в собственной душе и природе.

[26] И по сей день, выбирая мужчину, женщина выбирает свою судьбу. Не единственный способ ее получить, но все же очень значимый.

[27] Прекрасно тему «грехопадения» показал Филипп Пулман в своей трилогии «Темные начала». И тему «Влюбленных» как выбора – тоже.

[28] Вспомним близнечные мифы.

[29] Аск и Эмбла (Ясень и Ива) – первые мужчина и женщина, созданные скандинавскими богами.

[30] В наше время используется не столь однозначно восхваляющий, но более глубокий метод вхождения в миф и уподобления божеству – мифодрама.

[31] Мы уже говорили об особой целеустремленности кардинальных знаков

[32] Пожалуй, близкой к «Колеснице» в ее надличностной плоскости можно считать 8 Жезлов из «Сказочного Таро» Карен Махони и Алекса Уколова. Там ей соответствует сказка «Дикая охота эльфов» – это своего рода Старший аркан «Колесница», который проносится мимо нас – и период влияния которого лучше переждать.

[33] В карте использована картина прежде известной, а ныне полузабытой художницы Мадлен Лемэр (1845-1928), приятельницы Марселя Пруста, отдавшей большую часть своего таланта флористике, однако неожиданно написавшей эту очень символистскую картину «Колесница фей».

[34] Грифоны – мифические животные, наполовину львы, наполовину орлы, при этом составляющие могут быть разными. Считалось, что в Индии они охраняют сокровищницы с золотом. Здесь на карте, похоже, изображены так называемые львиные грифоны.

[35] В Раке, знаке «Колесницы», экзальтирует Юпитер, который атрибутирован «Колесу Фортуны».

[36] Интересно сходство темы карты с упоминавшейся выше 8 Жсзлов «Сказочного Таро» тех же авторов.

[37] Что говорит о личной инициативе и прямых активных действиях.

[38] Сравним их творческие или озорные в различных колодах 7 Чаш с обычно унылой 7 Чаш «клонов» Уэйта.

[39] Когда умирают старые образы и принципы, нет смысла их удерживать.

[40] Забавно, что исследовательница колоды Висконти-Сфорцы Гертруда Моукли связывает эту трансформацию с появлением в комедии дель арте фигуры Доктора с баночкой мочи больного Арлекина.

[41] Йод – буква древнееврейского алфавита, первая буква божественного имени Тетраграмматона (Йод-Хе-Вав-Хе). Графическая основа всех остальных букв алфавита.

[42] Кроме того, он римским аристократом, ставшим магистром оффиций остготского короля Теодориха, который заподозрил своего первого министра в государственной измене и осудил его на заточение, а затем на мучительную казнь

[43] Или последним античным поэтом и философом

[44] Обратим внимание на то, как в некоторых колодах подчеркивается условность постоянства тех добродетелей, которые стоят на одной ноге, приплясывают или касаются ногой воды. Обычно так изображаются Умеренность, хотя в «Пражском Таро» на земном шаре танцует Справедливость.

[45] Более того, достаточно популярное в нью-эйдж (и нью-эйджевекой психологии) представление, что «все не случайно», или «все взаимосвязано», или «значит, ты сама этого хотела, иди и хорошенько подумай», мне представляется совершенно порочным (и приводит в бешенство).

[46] От англ. weird – таинственный, сверхъестественный, роковой, фатальный, причудливый, жуткий, странный, фантастический, непостоянный. Слово, очевидно, восходит к имени Урд, германской ноны, богини судьбы. «The weird sisters» – богини судьбы.

[47] Это семья, род, нация, государство, земля, раса, человечество. У каждого такого целого – тоже своя судьба.

[48] Хотя допускаю, что тут вполне можно было назвать и другие организмы

[49] Не случаен современный интерес к системной семейной терапии, разбирающей судьбу рода.

[50] Власова Ю., Щербаков А. Эринии, или Это сладкое чувство мести… http://mythodrama.indeep.ru/practice/juvla_erinii.html

[51] Жертвоприношение бога на Мировом Древе мы встречаем в скандинавской мифологии и в христианстве (крест – традиционный символ Древа)

[52] Во время написания этой главы у меня в коридоре, соединяющем квартиры, появился резкий запах гниения. Вызывали милицию, которая подтвердила сходство с трупным запахом, но источника не нашли. А потом появились и соседи, о которых мы подумали, что они уже пахнут… запах гниения мяса или рыбы сменился на запах гнилых овощей, а потом и вовсе, к концу написания этой главы, воздух стал чистым и запахло свежей выпечкой.

[53] Для тех, кто разделяет эту систему мировоззрения.

[54] Это страшная сказка. Я встретила девушку, которая рассказала, что в детстве была так поражена этой сказкой, что позже могла долгое время читать только «Колобок». Разумеется, Колобку все это уже не страшно. А мы тогда поставили сказкодраму на тему «Красных башмачков», и у тамошней девочки все же выросли новые ножки. И ангел помог.

[55] Всегда ли стоит отказываться, когда в игру вступает карта «Дьявол» в ее старом известном смысле? Я бы ответила – не всегда. Но нужно взять на себя ответственность за этот риск. Остальное каждый решает сам. Важнее не «зависать» в этой карте (как и в любой другой!), не делать «шаг вперед, а два назад». Самым опасным может быть недостаточное искушение, самообман внутри этого соблазна… это несет гибель и катастрофу и тем, кто внутри ситуации, и окружающим.

[56] Некоторые авторы полагают, что «Дом Бога» – это неверное прочтение словосочетания «Дом Огня» на французском: карты часто использовались, части рисунка стирались, и прочесть надписи иногда бывало уже трудно.

[57] Такая буквальность, на мой взгляд, совершенно невежлива в романтическом контексте.

[58] Шарфф Д. Э. Сексуальные отношения: секс и семья с точки зрения развития объектных отношений. М.; Когито-Центр, 2008. С. 52.

[59] 2/5 позиция «крест-накрест»

6-4-4

35-73

 

©Издательство «Советская Россия», 1973 г.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требо­вания не только к нам, взрослым людям, но и к детям: не­уклонно растет объем знаний, которые нужно им передать; мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Поэтому созданы новые программ мы подготовки детей к школе в детских садах, новые программы обучения в школе.

Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это — основное ус­ловие успешного обучения. Ведь через посредство речи соверша­ется развитие отвлеченного мышления, с помощью слов мы выражаем свои мысли.

В школе ребятишек будут учить оперировать понятиями, воспитывать у них способность делать умозаключения. Это оз­начает, что в школу они должны прийти хотя и с элементарны­ми, но достаточными знаниями об окружающем физическом ми­ре, о животном и растительном царствах, о людях, с некоторыми эстетическими и нравственными понятиями — о красоте и безо­бразии, о добре и зле, о правде и лжи и т. д. И все это становит­ся доступно детям только через посредство речи.

Всякая задержка в ходе развития речи (плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный запас слов-назва­ний и слов-понятий, суженные или неправомерно широкие по­нятия и т. п.) затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает его на игр, занятий. Особенно тяжело сказываются нарушения в развитии речи. Довольно часто они являются следствием невнимательного от­ношения родных ребенка или персонала детского учреждения к речи малышей. Иногда взрослые просто недостаточно знако­мы с тем, что, собственно, представляет собой процесс форми­рования речи, на что нужно обращать внимание.

Что же следует делать для того, чтобы речь ребенка развива­лась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социаль­ным?..

Ответы на эти вопросы ищут специалисты разных областей знания — психологи, лингвисты, физиологи, дефектологи и т. д. Ими получено большое количество важных фактов, пред­ложены интересные гипотезы для объяснения механизмов речи. Работы эти содержат много ценного и для практики. Родители, воспитатели могли бы почерпнуть в них немало полезного для себя. Однако исследования эти рассыпаны в разных специаль­ных научных журналах и монографиях, и поэтому для широко­го читателя они недоступны или малодоступны.

Задачей этой книги и является попытка обобщить основные факты, которые могут помочь глубже понять процесс формиро­вания детской речи, и рассказать о них возможно более просто. Подобных книг нет, а, как показывают беседы с родителями и работниками яслей и детских садов, нужда в них очень боль­шая. Не зная сущности явления, нельзя успешно влиять на не­го, даже имея хорошие методические рецепты1 (СНОСКА: У нас есть методические пособия, написанные известными педа­гогами. Из них можно особенно рекомендовать следующие: Е. И. Каверина-Банщикова. Методика развития речи детей первых двух лот жизни. М., изд. Ин-та сан. просв., 1948; В. А. Петрова. Занятия по раз­витию речи с детьми до трех лет. М., «Педагогика», 1970; Е. И. Тихеева. Развитие речи детей. М., «Просвещение», 1967.), как подчерки­вал выдающийся педагог К. Д. Ушинский. Вот почему и при наличии хороших методических руководств необходимы также книги, рассказывающие о сущности речевой функции.

Другим поводом для создания этой книги была необходи­мость обратить внимание и родителей и воспитателей на то, что работа по развитию речи у детей должна проводиться особенно серьезно и настойчиво в первые три года жизни. В настоящее время известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Если же в это время создаются неблагоприятные условия, то развитие функций задерживается, и в более позднем возрасте отставание компенсируется с тру­дом и не полностью.

Для речи таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном за­канчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родно­го языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

В книге используются данные исследований многих отече­ственных и зарубежных ученых. Широко представлены дан­ные, полученные в лаборатории, руководимой автором1. (СНОСКА: Это лаборатория высшей нервной деятельности ребенка в Инсти­туте физиологии детей и подростков Академии педагогических наук СССР.)

На протяжении более пятнадцати лет сотрудниками лаборатории изучаются механизмы формирования речи ребенка, а также физиологические условия, которые могут облегчить и ускорить этот процесс.

Естественно, что работы, проводимые учеными в этой обла­сти, стали возможны и дают особенно весомые результаты лишь в нашей стране, где забота о здоровье и гармоническом разви­тии подрастающего поколения является одной из основных задач Коммунистической партии.

Если эта книга окажется интересной и хоть в какой-то мере полезной для тех, кого волнуют вопросы становления детской речи, задачу ее можно считать выполненной.

Автор хочет выразить благодарность воспитателям и роди­телям, которые делились своими наблюдениями. Многие приве­денные здесь примеры подсказаны ими.

АВТОР

 

Глава 1. Что такое речь?

 

ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ ПРИБАВКА НА УРОВНЕ ЧЕЛОВЕКА

 

Высшие животные, например человекообразные обезьяны, могут совершать довольно сложные, как будто «ра­зумные» действия, но приходят к ним путем «проб и ошибок». Шимпанзе Рафаэль в опытах И. П. Павлова научился состав­лять пирамиду из ящиков разной величины для того, чтобы достать подвешенный к потолку плод. Сначала это не удавалось Рафаэлю: он ставил большой ящик на маленький (а однажды даже поставил ящик себе на голову), и все падало. Но наконец, после многих попыток стала получаться правильная пирамида (рис. 1). В опытах учеников И. П. Павлова обезьяне нужно бы­ло составить ключ из нескольких деталей, открыть этим клю­чом дверцу шкафчика и достать лакомство или игрушку. И опять животному пришлось совершить много проб, много раз ошибиться, прежде чем оно достигло цели.

Такой путь проходит и ребенок, знакомясь с окружающим миром. Допустим, полуторагодовалый малыш хочет сесть на стул. Сначала он ложится на него грудью, подтягивается, тол­кает стул, опрокидывает его и падает сам. Мама поднимает и ста­вит стул, а малыш повторяет свою попытку, подойдя к стулу с другой стороны, и опять неудачно. Наконец, он пододвигает деревянный ящик из-под кубиков, встает на него и взбирается на стул. Совсем как обезьянка, он ищет те действия, которые помогут достигнуть цели, и отбрасывает неудачные.

Однако очень скоро человеческое дитя начинает перенимать опыт окружающих его взрослых людей с помощью речи.

Валику 2 года 6 месяцев. Ему подарили заводного медведя, который танцует. Мальчику объясняют: «Вставь ключ вот в это отверстие и поверни несколько раз!»—и ребенок справляется с задачей без проб и ошибок: для него такой способ совсем не обязателен, раз он владеет речью.

С помощью слова малыш получает от взрослых и знания — сначала очень элементарные, а потом все более глубокие. Ему называют предметы, рассказывают, что ими делают. «Вот лож­ка. Держи ложку так, а теперь черпай кашку! Молодец, Митя, как хорошо ест кашу ложкой!» — говорит мать во время корм­ления своему годовалому сынишке.

Ребенка знакомят с некоторыми явлениями. Отец объясня­ет четырехлетнему Гене, откуда берется пар: «Смотри, вода в чайнике нагревается, делается паром и поднимается вверх. Видишь, сколько пара осело на окне? А стекло холодное, пар остывает и опять делается водой — вот уже капельки потекли по стеклу!» Немного спустя внимание ребенка обращают на тучу: «Это воду на земле нагрело солнышко, и она сделалась паром, поднялась вверх — помнишь, как из чайника! — и собралась в тучу. А когда там наберется много пара и он охла­дится, то польется дождем на землю».

Та зависимость явлений, о которой ребенок здесь узнает, может быть объяснена ему пока только с помощью слова — ее нельзя увидеть, потрогать руками. Вот почему речь играет та­кую огромную роль в формировании психической жизни ма­лыша.

 

Рис. 1. И. П. Павлов наблюдает за опытом над шимпанзе Рафаэлем.

 

Одним из первых значение речи для развития психики ре­бенка стал изучать советский психолог Л. С. Выготский. Позд­нее у нас в стране этому вопросу посвятили много исследова­ний психологи А. А. Люблинская, А. Р. Лурия, Н. X. Швачкин и другие. Они установили, что с ранних этапов развития ребен­ка (уже с начала второго года жизни) слово начинает влиять на восприятие свойств предметов, формирование представле­ний о них и т. д. Чем старше дети, тем сильнее и ярче будет влияние речи на все стороны их психической деятельности.

Совершенно исключительное значение имеет речь в приспо­соблении ребенка к требованиям человеческого общества, уста­новлении контакта с другими детьми.

Приходилось ли вам наблюдать разницу в поведении ребят, которые хорошо говорят, и детей с задержкой развития речи? Вот в младшей группе детского сада на ковре в углу комнаты дружно играют трое детей (им по 3 года 2 месяца). Галя сло­жила из кубиков две стенки под прямым углом и сказала: «Домик!» Лена, сидевшая рядом, сейчас же посадила в «до­мик» резиновую кошку. «Кошкин дом! Кошкин дом!» Обе девочки рассмеялись. Боря, который катал невдалеке в авто­мобильчике деревянного петуха, подкатил его к дому: «Здлясте! Я к вам в гости плиехал!» Эти дети долго и с увлечением играют — они понимают друг друга и могут согласовывать свои действия.

Дети, которые владеют речью, легко вступают в контакт и со взрослыми. Средняя группа детского сада собирается па прогулку, и воспитательница помогает ребятам одеваться. «Ле­ня, достань шапку из шкафчика, надень ее, а я помогу завязать ее — вот так! А где же шарфик, Сережа? Ну-ка, поищи его. Молодец!» Дети охотно выполняют то, что говорит им воспита­тельница.

В этой же группе находится Юра — мальчик, который очень отстает от других детей по развитию, плохо говорит и недоста­точно понимает обращенную к нему речь. Одевающаяся рядом Олечка увидела яркие варежки Юры и протянула руку: «Ой, покажи!» — но он не понял, что она хочет, закричал и оттолкнул девочку; она расплакалась. Подобные недоразумения с Юрой получаются очень часто. Вот он подошел к группе ма­лышей, которые что-то строят из кубиков. «Складывай тоже, вот сюда», — говорит ему одни из мальчиков, но Юра выхваты­вает несколько кубиков из постройки: она рушится. Крик, сле­зы, драка, а вес дело в том, что Юра не может понять других детей, не может включиться в игру и вносит лишь раздор и не­приятности.

Воспитание ребят, у которых задержано развитие речи, представляет большие трудности, как в детском коллективе, так и в семье. Родители таких детей и педагоги отмечают, что они упрямы, раздражительны, много плачут, их бывает трудно ус­покоить. Эти дети плохо включаются в общие игры и занятия, так как не могут уловить их сути и не понимают предъявляе­мых требований. Отсюда очевидно значение того, чтобы ребенок своевременно и достаточно хорошо овладел речью.

Понимая огромное значение речи для всего нервно-психи­ческого развития ребенка, естественно поинтересоваться сущ­ностью этого явления — тогда многое в становлении детской речи станет понятнее.

 

 

О ПРОИСХОЖДЕНИИ РЕЧИ

За последние сто лет ученые разных специальностей прове­ли много исследований для того, чтобы выяснить происхожде­ние и природу речи. Изучены все европейские языки, а также языки очень многих отсталых народностей; велись историчес­кие исследования; изучалось развитие речи у детей, ее нару­шения, деятельность аппарата речи. Благодаря этому вопрос о происхождении речи и о том, что она собой представляет, стал значительно яснее. С наиболее важными фактами, установлен­ными учеными, мы и познакомимся в этой книге.

Присущие человеку способности к речи и словесному мыш­лению имеют свою предысторию в развитии животного мира.

Долгое время считалось, что у животных существуют лишь более или менее сложные системы инстинктивных (т. е. врож­денных) звуков, с помощью которых и устанавливается кон­такт в стаде, стае и т. д. Действительно, крики животных в ос­новном непроизвольны — их вызывает сильное возбуждение: страх, ярость и т. д. Такие крики называют также аффектив­ными (аффект — это и есть состояние сильного возбуждения). Эти крики у других животных вызывают инстинктивные от­ветные реакции. Например, тревожный крик курицы вызыва­ет реакцию замирания даже у только что вылупившихся цып­лят. Крик испуга грачей, записанный на магнитофонную лен­ту, рождает панику в стае грачей — они с шумом срываются с места и улетают. Теперь иногда пользуются такими записями, чтобы прогнать птиц с только что засеянного поля, где они склевывают семена.

Аффективные крики-сигналы у животных очень разнооб­разны. У человекообразных обезьян насчитывают до тридцати разных по звукосочетаниям и интонациям криков.

Все животные обычно проявляют способность к подражанию тем звукам, которые свойственны данному виду. Если, напри­мер, залаяла одна собака, то другие, находящиеся поблизости, сейчас же подхватывают лай; начинают мычать все коровы в стаде, если замычала одна, и т. д. Особенно велика способ­ность к звукоподражанию у некоторых птиц (попугаев и птиц из семейства врановых).

Как средство общения животные используют не только кри­ки, но и движения, которые носят в основном инстинктивный характер. Обычно эти движения сопровождают крики. Вероятно, каждый из нас много раз видел и хорошо помнит позу рассер­женной собаки, когда она лает на чужого человека, или уси­ленное виляние хвостом, пригибание вниз головы и прыжки, сопровождающие повизгивания, которыми она встречает хо­зяина.

У всех видов животных есть выразительные движения уг­розы, просьбы, страха и т. д., на которые другие животные отве­чают инстинктивной реакцией самозащиты, нападения и т. д.

Наблюдения последних десятилетий показали, однако, что средства общения животных не исчерпываются инстинктивны­ми звуками и движениями,— у животных имеются и выработан­ные в жизненном опыте формы общения.

Например, физиологи Ю. Конорский и С. Миллер сгибали собаке лапу и при этом давали ей пищу. Через некоторое время, будучи голодной, собака сама стала сгибать лапу — просила таким образом еду. Н. А. Шустин стал давать собаке пищу, когда она лаяла, и постепенно собака научилась просить пищу лаем.

В процессе дрессировки у животных вырабатываются самые разнообразные формы общения друг с другом и с людьми. Осо­бенно велики в этом отношении возможности человекообразных обезьян. Многие ученые (В. Келер, Р. Йерке, Э. Торндайк, М. П. Штодин, Л. Г. Воронин и другие) проводили опыты на этих животных, так близко стоящих к человеку. Вот какие ин­тересные наблюдения провел ленинградский физиолог А. И. Счастный. Когда он давал шимпанзе треугольный жетон, он кор­мил ее, квадратный — поил, круглый — предлагал ей игрушку. Это повторялось много раз. Затем обезьяну не кормили и дава­ли ей сразу все жетоны, она тотчас выбирала треугольный жетон и подавала его экспериментатору. Если обезьяну долго не поили, она выбирала квадратный жетон.

В другом опыте участвовали две шимпанзе, разделенные ре­шеткой. Одна обезьяна была накормлена и напоена, и около нее клали пищу; другая была голодной, но ей давали только игруш­ку; обеим, кроме того, давали наборы жетонов. Голодная шим­панзе выбирала треугольный жетон (пищевой сигнал) и про­совывала его сквозь решетку второй обезьяне. Сытая обезьяна брала этот жетон, отдавала в обмен банан, а также просовывала круглый жетон. Первая обезьяна в обмен на круглый жетон просовывала игрушку, а сама съедала банан. Таким образом, было показано, что высшие животные способны использовать в общении с другими животными и с людьми условные сигналы, если они этому обучены.

В естественных условиях также наблюдаются очень слож­ные формы общения животных, которые вырабатываются в их жизненном опыте. Конечно, это все лишь предпосылки разви­тия человеческой формы общения.

У первобытных людей жестикуляторная и словесная речь возникли из аффективных и звукоподражательных криков и со­провождающих их движений. Происходило это, как считают ученые, под влиянием того, что люди начали применять ору­дия. В процессе труда у них часто возникала все большая не­обходимость объяснить что-то друг другу. Применение ору­дий потребовало уже не возгласов, а слов-наименований, а затем и слов-понятий.

В процессе трудовой деятельности произошло еще одно важ­ное событие: все более совершенствовались тонкие движения пальцев рук, а в связи с этим происходило усложнение строения мозга. Сейчас эта зависимость уже доказана (далее мы остано­вимся на этом вопросе подробнее).

Относительно происхождения слов высказываются различ­ные предположения. Одни ученые считают, что речь возникла из непроизвольных выкриков (Ух! Фу! и т. д.). Полушутя эту тео­рию называют теорией «тьфу-тьфу». Действительно, ведь часто можно слышать: «Тьфу, вот досада!», «Фу, какая гадость!» и т. д.

Другие ученые полагают, что речь возникла из звукоподра­жания (теория «гав-гав»). В русском языке, например, очень много звукоподражательных слов: хлопать, жужжать, шур­шать, хохот, свист, звон и другие. Особенно богата ими детская речь: «топ-топ» — ходить, «тик-так» — часы, «авка» — собака.

Естественно, объяснить происхождение слов, речи одной из этих теорий нельзя; в известной мере верна и та, и другая — материалом для будущей речи служили и аффективные воскли­цания, и звукоподражание.

Современная наука о языке считает, что, когда стала разви­ваться речь, люди сначала выделяли наименования вещей вме­сте с их признаками и теми действиями, которые с ними про­изводят. В этом отношении первобытные слова сходны с первыми словами детской речи, которые можно понять только в конкретной обстановке. Например, слово «ма!» может означать и «мама, иди сюда», и «где мама?», и многое другое.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
СВНЗ 1.7 | Систематичне спостереження.
1 | 2 | <== 3 ==> | 4 | 5 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.211 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.211 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7