Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Опрацювати нормативно-методичні матеріали.


Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 492



 

Кстати, свободный творческий процесс (трата оперативного энергопотенциала) сопровождается столь бурным его восстановлением и накоплением, что это положительно сказывается на здоровье, следовательно, в какой-то степени служит восстановлению основного энергопотенциала. Не случайно гении (тем более - творцы) все были долгожителями, а если умирали рано, то не своею смертью.

Вы уже получили от нас несколько формулировок - что такое энергопотенциал. Если привести их к общему знаменателю - получим окончательную формулу: энергопотенциал - это материальная основа способности действовать: жить, преобразовывать и творить.

Перед тем как перейти к описанию методов и технологии приращения оперативного энергопотенциала, вспомним, что нам уже известно.

1. Энергопотенциал материален.

2. Энергопотенциал текуч. Он либо прибывает, либо убывает; третьего - застывшего - состояния нет.

3. Энергопотенциал кумулятивен. Он имеет тенденцию локализоваться в работающей части тела.

4. Энергопотенциал универсален. Он дает жизнь и телу, и психомоторике, и критичности.

5. Энергопотенциал аккумулируется в информации. Но не во всякой информации, а только в созданной талантами, гениями и творцами.

6. Энергопотенциал космичен. Он связан со всеми энергиями, существующими в галактике.

7. Энергопотенциал скован "золотым сечением".

 

Хватит. Семь - очень хорошее число, золотая середина "Миллерова кошелька". И хотя, откровенно говоря, мы могли бы продолжить этот список, все же предпочитаем остановиться: эти семь принципов вполне охватывают целостность понятия "оперативный энергопотенциал". А целостность нужно беречь, иначе система перестанет работать; по меньшей мере - перестанет выдавать достоверную информацию.

Тут бы, кажется, можно и перейти к практической стороне дела, да нас смущает одно обстоятельство: названные семь принципов, такие простые и очевидные и для нас, и для подготовленных читателей, могут показаться всего лишь набором звучных слов для читателей неискушенных. Поэтому мы приносим извинения за последнюю задержку и предлагаем семь небольших главок - по числу принципов, - чтобы уравнять шансы наших читателей. Разумеется, самые нетерпеливые могут эти главки пропустить и приступать прямо к ознакомлению с технологией использования, восстановления и накопления энергопотенциала.

Энергопотенциал- материален

Нашу энергию нельзя увидеть (хотя ее свечение в рентгеновских лучах выдает наличие жизни - у мертвого тела сияющего энергетического ореола нет) и нельзя пощупать. Точно так же, например, невидима и неощутима электроэнергия.

Как обнаружить наличие электрического тока? Можно - приборами, которые показывают величину ее способности к действию; а можно и просто заставить ее работать (что одно и то же). Для этого надо, чтобы электроэнергия встретила сопротивление. И вот - накаляется нить в лампе, вращается ротор, плавится металл. Да что там! - просто бьет в пальцы, которыми вы взялись за контакты.

С нашей энергией - та же картина: она проявляется только в виде жизни, в виде ее активной формы - действия.

Следовательно, о живой энергии мы можем говорить как о веществе, а об энергопотенциале - как о количестве вещества.

Еще пример. Возьмем полено; такое же (по весу) количество угля и такое же - урана. Масса у всех одна, но энергопотенциал сопоставим только у первых двух. Ведь дерево может дать лишь небольшое количество тепла, зато уголь - яркое пламя. Но и он прогорит быстро, а уран даст тепла в миллион раз больше, и - на многие годы.

Уровень эмоций, уровень чувств, уровень интуиции.

Обратите внимание: энергопотенциалы рабов и потребителей ограничены и сопоставимы; энергопотенциал созидателя открыт в бесконечность.

 

Выводы.

 

1.Можно потерять весь оперативный энергопотенциал - и не умереть. Если в теле остался только основной энергопотенциал - оно существует, но не живет.

2. Смерть наступает не в тот момент, когда иссякнет весь основной энергопотенциал, а на некой промежуточной стадии, когда распад клеток опережает рождение новых. Естественная смерть. Как вы помните, после нее - за счет остатков основного энергопотенциала - еще некоторое время растут волосы и ногти.

3. При разумной трате оперативный энергопотенциал не только полностью восстанавливается, но и приращивается, накапливаясь в тканях в виде вещества. Оно положительно воздействует на работоспособность и здоровье, а значит - опосредствованно - и на основной энергопотенциал.

 

2. ЭНЕРГОПОТЕНЦИАЛ ТЕКУЧ

 

Оперативный энергопотенциал находится в постоянном изменении. Если суть основного энергопотенциала - это заряд и создаваемое им энергетическое поле, то суть оперативного - волна. Вот почему он ежесекундно изменяется, причем изменяется синусоидально. Вот почему он либо прибывает, либо убывает; третьего - застывшего - состояния нет.

Благодаря волнообразности оперативный энергопотенциал

1) устойчив,

2) имеет неограниченную емкость (чтобы увеличить ее - достаточно увеличить амплитуду; следовательно, его "сосуд" - весь мир),

3) легко принимает и отдает энергию (воспринимает энергию положительных эмоций и гасит отрицательные; обеспечивает любую деятельность и заставляет действовать, преодолевая лень, если человек почему-либо выбрал пассивный образ жизни; тело мудрее головы!).

Текучесть энергопотенциала - это свойство, позволяющее телу устанавливать (поддерживать) гармоническое равновесие со средой.

Значит, текучесть энергопотенциала - это одно из обязательных условий достижения комфорта.

Комфорт для раба - безопасная раковина. Благодаря текучести раб может манипулировать своим энергопотенциалом, направляя его на те участки раковины, которые подвергаются информационному и энергетическому воздействию извне. Значит, текучесть энергопотенциала позволяет ему удерживать, сохранять ту малую территорию в этом огромном мире, которой он действительно владеет. Позволяет ему быть.

Комфорт для потребителя - удовольствие в меру. Иначе говоря, он стремится поддерживать свою гармонию в равновесии с окружающими гармониями. И текучесть энергопотенциала он использует для того, чтобы брать - собирать энергетический нектар с окружающих гармоний.

Комфорт для созидателя - рукотворен. Созидатель испытывает чувство освобождения, он получает удовольствие от процесса - когда вытягивает занозу (решает задачу, проблему). Благодаря текучести энергопотенциала созидатель может его отдавать - материализуя вне себя в новые предметы и идеи.

Разумеется, все три процесса (сохранять, брать, отдавать) существуют в каждом человеке.

У раба доминирует сохранение; отдает он свой труд; берет положительные эмоции от простых развлечений, от самолюбования (в сотый раз напомним, что раб видит в осколках своей целостности незримое для окружающих людей средоточие истины, добра и красоты) и от окончания работы (Господи! наконец-то... - и его можно понять: ведь он работает шаблоном, а это и для раба с трудом переносимо).

У потребителя доминирует брание (простите за неловкий неологизм), потребление энергии; отдает он информацию; сохраняет - себя.

Созидатель - отдает. Но как инструмент природы, как ее антиэнтропийный механизм он служит сохранению мировой энергии. А берет он от продуктов своей деятельности: во-первых, информацию, и, во-вторых, энергопотенциал.

Следовательно, текучесть - как свойство энергопотенциала - позволяет рабу - сохранять жизнь тела, потребителю - сохранять жизнь души, созидателю - сохранять жизнь природы.

Именно текучесть энергопотенциала обеспечивает нашу возможность развиваться - и умственно, и физически. Как мы неоднократно подчеркивали - возможность практически неограниченную.

Именно благодаря текучести оперативный энергопотенциал автономен и самовоспроизводим.

Автономен - значит, позволяет нам действовать по велению души. Значит, кроме нас самих, им никто не может распорядиться. Но - надеемся - вы понимаете, что автономен он относительно. Ведь оперативный энергопотенциал немыслим без фундамента - основного энергопотенциала, и без среды - окружающего мира.

Самовоспроизводим - значит, может быть так потрачен, что возвратится с прибылью.

Очень важно, чтоб вы правильно поняли это на первый взгляд парадоксальное, а на самом деле простое свойство мыслящего тела.

Мы не задумываясь пользуемся законом сохранения вещества и энергии (как писал Михайло Ломоносов, сколько чего в одном месте прибавится, столько того в другом месте убавится). Для неживой природы этот закон действует безукоризненно. Кстати, при этом работает закон энтропии: ведь за перенос надо платить. Но каждая медаль имеет и обратную сторону; само наличие энтропии подсказывает ситуацию, при которой превращения вещества и энергии должны происходить с плюсом. Это известный вам антиэнтропийный процесс. Напомним, что его порождает человеческий созидательный труд.

Когда мы слышим слово "воспроизводство", напрашивается трактовка: сколько потратил - столько и получил. Но энтропия это равенство перечеркивает: практически затратить нужно больше. В случае же человеческого созидательного труда "воспроизводство" подразумевает возвращение затрат - да еще и с процентами (антиэнтропия). Когда это возможно? Только в случае, если мы тратим свой энергопотенциал вне.

Следовательно -

 

1) раб не может воспользоваться этим свойством (самовоспроизводством), ведь он тратит свой оперативный энергопотенциал лишь на погашение отрицательных эмоций (внутри себя) и на реактивные действия, имеющие целью самосохранение (внутри раковины);

2) и потребителю это недоступно - ведь он тратит энергопотенциал на внутреннюю работу, которая не что иное, как переваривание информации и неприятностей; правда, свой энергопотенциал он добывает вовне, но ведь добывает не трудом, а паразитируя на результатах трудов чужих, обсасывая гармонии, созданные чужими руками; он не тратит энергопотенциал вовне, а потому не имеет и прибыли;

3) только созидатель использует такое свойство оперативного энергопотенциала, как воспроизводство.

Здесь самое важное - понять, с чего созидатель имеет навар.

Почему он тратит энергопотенциал вовне (на решение задач и проблем)?

Потому что не может иначе - дискомфорт заставляет его действовать. Будь у него энергии совсем чуть-чуть - он бы сжался, как раб. Будь у него энергии в самый раз - он бы увильнул от дискомфорта как потребитель. Созидатель этих возможностей не имеет; сила прет из него; он должен пустить свою энергию в дело; и он ее тратит - перемалывая дискомфорт.

Чем привлекает его эта вынужденная работа?

1) Он ощущает облегчение; 2) получает желанный комфорт; 3) получает удовлетворение, сломав очередной стереотип и создав нечто новое. Каким образом к нему возвращается затраченная энергия?

Очень просто: включается механизм потребления. Потребитель пользуется им, чтобы снимать сливки с чужих гармоний, а созидатель - с только что созданной им самим. Сколько затратил - столько и получил.

А где же навар? Получите: у таланта навар - оригинальная информация (для него оригинальная), у гения - новая освоенная территория (она нова для всего человечества).

 

Должны подчеркнуть, что информация, собственноручно полученная талантом, не имеет ничего общего с тем, что обычно подразумевается под этим словом. Добытая кем-то другим, а вами полученная, например, из справочника, информация выполняет единственную функцию - это сведение. Оно служит для ориентации в окружающем мире, в материале - чтоб не заблудиться - и только! Если же информация 1) добыта собственным трудом, 2) при решении задачи, - она становится инструментом эпк, то есть самостоятельным средоточием энергопотенциала, психомоторики и критичности. Для человека, который ее создал. Таким инструментом можно пользоваться всю жизнь - ведь он годится для любой созидательной работы (в любой области культуры) и никогда не затупляется (как зубы бобра от работы самозатачиваются, так матрица при решении новых задач совершенствуется).

Если с талантом и созданной им информацией более-менее ясно, то с гением и освоенной им новой территорией посложней.

Напомним: при решении задачи происходит самовыражение души таланта; при решении проблемы душа гения самовоплощается.

Она воплощается в веществе природы. И дает созданному продукту жизнь. Этот предмет - эта территория - обретает самость. Которая необычайно привлекательна - ведь она 1) проста, 2) энергонасыщена и 3) содержит колоссальное порождающее начало. Вот почему на вспаханное гением поле устремляется множество огородников-любителей, каждый из которых способен возделать лишь небольшую грядку. Поразительный факт: чем талантливей огородники, тем больше их может поместиться (не мешая друг другу) на этом поле, чем они бездарней - тем им меньше места. Если же туда забредет "черный человек" - он один может вытоптать все. Но и заросшее бурьяном однажды возделанное поле будет ждать своего часа - потому что гармонию уничтожить нельзя.

Для самого гения, вспахавшего это поле, навар состоит в том, что он в любой момент может воспользоваться сконцентрированной в нем энергией. Зачем Леонардо повсюду возил за собой "Джоконду"? Потому что она служила для него не иссякающим аккумулятором.

Мы не случайно столь много места уделяем этому. Текучесть - свойство всей энергии Вселенной. Энергия не знает ни границ, ни препон. И наше тело для нее - всего лишь сгусток материи (равноправный с окружающими), которому энергия обеспечивает жизнь.

Вокруг нас такая же энергия, как и в нашем теле - вот что важно понять. И эта окружающая нас энергия может стать нашей, если мы 1) осознаем такую возможность и 2) научимся ею пользоваться.

Важно понять, что, упорядоченная человеком в гармонию и информацию, энергия вечна. Для нее не существует ни пространства, ни времени. И благодаря текучести мы сегодня можем пользоваться идеями и гармониями, которые были созданы на заре человечества - Библией, трудами греческих философов, ассирийским и египетским монументализмом.

Пока человек не познал космос - небо для него было твердью. Пока не стала известна радиосвязь - никому и в голову не приходила возможность мгновенно связываться с людьми на других материках. Пока вы не знаете, что ваши возможности накапливать энергопотенциал практически неограниченны, вы будете думать о себе уничижительно, как раб.

Если вы поймете текучесть - вы получите перспективу. Вы уверитесь, что высота, на которую вы можете подняться, зависит только от ваших сознательных усилий. Вы станете жить более насыщенно - а значит и более интересно. Вы поймете, что нормальная жизнь - только та, которая до последнего дня дарит вам новое - новое видение, новое действие, новое достижение.

К сожалению, здравый смысл (рабов и потребителей) и толкующая его наука учат нас противоположному. Учат экономии сил, учат философии линии наименьшего сопротивления, учат искусству сохранения себя. Кто не слышал от своих родителей: "ешь больше - будешь сильнее" (здоровее, умнее - да! да! - именно "умнее": это утверждалось даже в ученых монографиях). Кто не знает знаменитого "экзамена": когда в прежние времена хозяин нанимал работника, он сажал его за стол и смотрел, как тот ест; много ест - значит, и толк с него будет, потому что и наработает больше, и не дурак.

По этой теории наше тело - всего лишь машина, которая превращает один вид энергии в другой: энергию пищи в 1)механическую работу и 2) движение мысли. Иначе говоря, по этой теории энергию мы только тратим.

Вы поняли, что это должно означать?

Во-первых, что наш оперативный энергопотенциал зависит только от пищи. И ограничен возможностями нашей физиологии.

Но это же не соответствует действительности! Ведь уже на уровне чувств оперативный энергопотенциал зависит прежде всего от общения с гармониями, а на уровне интуиции энергетическая прибыль от созидательной работы столь велика, что многократно превышает прибыль и от пищи, и от физических упражнений.

Во-вторых, это должно означать, что весь свой энергопотенциал мы получаем при рождении - в виде жизни. Благодаря пище мы растем и развиваемся и трудимся - и все же полностью пища не может восстановить наши траты.

Каждый прожитый день - это не плюс еще один день нашей жизни, это жизнь минус один день.

Сколько дней прожили - на столько оставшаяся жизнь короче.

Узнаете? Это принцип "шагреневой кожи". Который учит нас, что буквально с первых шагов жизни мы должны умерять свои претензии, ну а в зрелом возрасте и вовсе сводить их к минимуму. Короче говоря, если на заре мы можем себе позволить (хоть иногда) полноценную жизнь, то в сумерках нас может хватить разве что на пресное существование...

Но ведь это же чепуха! Человек развивается не только телом, но и духом. Что такое мудрость? Это опыт, который опирается на огромный энергопотенциал. Вот почему художник в конце жизни способен создавать шедевры, о которых в юности не смел и мечтать.

 

Мораль.

 

1. Благодаря текучести мы можем концентрировать столько энергии, чтобы сломать любой стереотип. (Напомним, что стереотип - это прокрустово ложе для одних, задача - для других, ну а гений - если он в хорошей форме - может разглядеть в нем и проблему.)

2. Текучесть позволяет нам концентрировать столько энергии, что мы можем быть уверены: неразрешимых задач нет.

3. Творческая работа - это процесс упорядочения энергии, поиск формы, когда эта энергия становится универсально годной к употреблению. Эта работа производится благодаря текучести и исключительно силами оперативного энергопотенциала.

 

3. ЭНЕРГОПОТЕНЦИАЛ КУМУЛЯТИВЕН

 

Это означает, что он имеет тенденцию сосредоточиваться в работающих органах и системах тела. У человека интеллектуального труда это мозг; у человека физического труда это мышцы; у обжоры и гурмана - желудок. Где растет мозоль? - там, где кожа испытывает постоянное давление.

Так и с энергопотенциалом. Умелый полководец сосредотачивает главные силы на решающем участке битвы. Тело кумулирует энергопотенциал на главном направлении: в первую очередь - для жизнедеятельности, во вторую - для работы.

Энергопотенциал ребенка направлен на развитие, энергопотенциал раба - на самосохранение, потребителя - на жизнь ради удовольствий, созидателя - на творческий процесс.

Обратили внимание? Везде энергопотенциал идет на развитие. У раба - на укрепление скорлупы и тренировку реактивности; у потребителя - на развитие матрицы и культуры мышления. Развитие - это процесс реализации предварительно заложенной программы.

Следствие 1. Развитие ничего не имеет общего с творчеством, которое всегда - созидание нового.

Следствие 2. Развитие может входить как составной элемент в творчество, но не ищите элементов творчества в развитии - их там нет. Каким органом тела человек трудится - в том и кумулируется энергопотенциал. Наглядней всего это у каратиста. Сосредоточив свою энергию на нескольких сантиметрах руки, он разбивает ребром ладони стопу кирпичей. Но если ему необходимо оказать воздействие на сознание другого человека, вся его энергия перетекает в мозг, кумулируется, - и наносит хотя и незримый, но реальный удар.

Интеллектуал берется за лопату - и работает на удивление успешно. Землекоп начинает рассуждать - и мы убеждаемся, что это мудрый человек. Правда, бывает и так, что работник интеллектуального труда берется за лопату - и ничего, кроме конфуза, из этого не выходит, Отчего? Ответ напрашивается: это вовсе не интеллектуал, а человек на уровне эмоций или чувств, который с помощью эрудиции, стереотипов и подобающих манер (отличное знание роли) создавал привычный нам (опять же стереотип) образ интеллектуала.

То же и с землекопом. Если его интеллектуальные откровения не распространяются дальше "сообразим на троих" и "Спартак" - чемпион", значит, земляной труд для него не источник радости и удовлетворения, а постылая лямка.

Интересный факт: все гении (признанные в этом ранге не современниками - потомками) были очень сильными (Платон, Леонардо, Ломоносов), по самым скромным оценкам - физически крепкими людьми. Вроде бы тщедушные телом, Пушкин и Суворов, по свидетельству современников, были сделаны из железа. Кстати, большинство из них были поклонниками физического труда и специальных упражнений.

Позвольте маленькое отступление. Уж если заговорили о гениях, обратите внимание:

все - без исключений! - они прославились продуктами труда, созданными именно интеллектом. Почему восхищают - и никогда не приедаются - их скульптура, живопись, поэзия, философские трактаты, проза, музыка, архитектура? Потому что после общения с ними мы чувствуем себя обогащенными. Чем обогащенными? - ведь зачастую это обогащение происходит помимо нашего сознания. - Нас обогащает, нас наполняет заложенный в эти гениальные творения энергопотенциал.

Чтобы воспринять незнакомые мысли - нужен собственный труд; чтобы понять непривычную музыку или живопись - нужна огромная предварительная собственная работа. Энергопотенциал - если он заложен в продукт труда гения - перетекает из него свободно, без наших специальных усилий.

Именно это - главное отличие продукта гениальной работы от претенциозного новаторства и элитарных поделок. Ведь гения никогда не заботит быть непременно непохожим на других, он не думает о формальных изысках, не старается понравиться. В чем его работа? - Он решает проблемы. И когда это проделано, он старается донести свое решение в простой и ясной форме - чтобы быть понятым. Откуда же возникает в его работе новая форма? - Она естественно проявляется на свет божий вместе с новым содержанием - как его неотъемлемая часть, как его естественная и единственная (у гения не бывает иначе) одежка.

Чтобы понять гения - не требуется специального образования. Мало того, чтобы понять гения - образования не требуется вообще. Потому что - повторяем - главное, что отличает гениальную работу, это огромный энергопотенциал, который свободно перетекает в потребителя, и в эти минуты произведение гения становится для него зеркалом. Общаясь с работой гения, человек познает себя. Отчего это так ему нравится? - Да потому, что для любого из нас нет более привлекательного занятия, чем разговор о себе - любимом. К чему мы все это пишем? Часто приходится слышать выражения: "гений силы", "гений движения", "гений Игры"... Примеров несть числа. Борец Поддубный, штангист Терзийский, футболисты Пеле и Марадона, шахматисты... У шахматистов и вовсе: что ни чемпион мира - то и гений. Каспаров только так - не ниже! - в каждом интервью себя оценивает. Чем отличается силач? Количеством энергии, выделяемой в единицу времени. Чем отличается спортсмен-технарь? Точностью; значит - и минимумом ошибок. Чем отличается выдающийся игрок? Он умеет заставить своего противника ошибаться. Что является продуктом их деятельности? Они Чувства, которые вызывают у зрителей.

Почему ни одну шахматную комбинацию, тем более - ни одну шахматную партию - авторы не могут признать гениальной? Во-первых, потому, что энергопотенциал, получаемый вместе с возбужденными этой комбинацией чувствами - ничтожен. Во-вторых, потому, что она ну никак не может быть для нас зеркалом (ведь она абстрактна!). В-третьих, потому, что, однажды сыгранная, она становится приемом, который способен повторить любой третьеразрядник. А гениальное произведение неповторимо.

Всех перечисленных выше спортсменов отличала изумительно развитая психомоторика, работу которой обеспечивал достаточный энергопотенциал. Критичность же была в роли "чего изволите?", и призывали ее только в экстремальных ситуациях.

Во что кумулировался их энергопотенциал? В конкретные действия. Поэтому действия - их цель. Гениев же отличает феноменально развитая критичность, которая обслуживается оптимальными энергопотенциалом и психомоторикой.

Во что кумулируется их энергопотенциал? В конкретные образы, которые выделяются из ряда им подобных неиссякающим энергетическим запасом. Действия для гениев - всего лишь средство. Кстати, этим и отличаются спорт и любая игра от труда и искусства. Цель спорта и игры - действие; труда и искусства - предметы и образы. Чтобы закончить разговор о кумуляции энергопотенциала, ответим на вопрос, который уже вертится на вашем языке и представляется вам ужасно коварным: а как же культуристы? Не вы ли, уважаемые авторы, обвиняли их в подмене цели, в бессмысленности и даже вредности их многопотного труда? Ведь строя тело, накачивая мышцы, они кумулируют энергопотенциал, который при необходимости могут использовать в интеллектуальной работе, не так ли?

Попытаемся выкрутиться. Если мышца участвует в умной, тем более - в творческой работе, в которой задействован весь организм, - она становится равноправным (с интеллектом!) участником процесса познания и освоения мира. Инструментом познания. Инструментом творчества. Таким же органом мозга, как и интеллект. Такая мышца никогда не отличается величиной (для нашей энергии важно не количество, а качество мышечной ткани). Она гармонична, ловка и неутомима.

Если же мышца занята работой по созданию самое себя, она растет тупо, как растет мозоль. Биологический смысл этого роста в том, чтобы защитить себя от механического разрушения. Чем больше масса - тем легче принять удар нагрузки. Единственная задача, которая ей знакома - это выживание; перед остальными она беспомощна и бесполезна. Весь энергопотенциал, который вырабатывается в ней, идет на строительные цели, кумулируется в белковые структуры. В этой форме энергия почти не перетекает (она узко специализирована и потому связана). Выжать ее интеллектуальным напряжением невозможно - она откликается только на непосредственную нагрузку и готова только к знакомой физической работе.

 

Вывод: если мышца умельца - это слиток урана, то мышца культуриста - кусок полированного дерева.

 

4. ЭНЕРГОПОТЕНЦИАЛ УНИВЕРСАЛЕН

 

Энергопотенциал имеет не одну, а много специальностей; выполняет не одну, а много функций. Три из них - основные. Они вам известны. Первая - и наиважнейшая - поддержание жизни. Поддержание обмена, защиты, канализации и проч. Вторая - наполнение психомоторики (помните? - "энергопотенциал - кровь в теле психомоторики"). Третья - обеспечение работы критичности. Естественно, все это происходит одновременно. И напрашивается простая схема: чем выше энергопотенциал - тем энергичней (вынужденно!) работает психомоторика - тем выше уровень критичности. А следующий шаг сделает даже слепой: развивай энергопотенциал - остальное придет само!..

Просто. Ясно. Почти гениально. Впрочем, почему "почти"? Уж если взялись себя хвалить, тормоза только помеха. Если же всерьез, то описанный процесс - всего лишь частный случай. И - увы - очень редкий случай. Почему "увы"? Да потому, что это - норма, так работает тело созидателя. Человека, у которого было нормальное детство (когда психомоторика успела свободно и полностью развиться) и благоприятное отрочество (когда сформировался свой, личный, незаемный, самостоятельный взгляд на мир - основа критичности). Как бы затем ни понизился энергопотенциал такого человека - все наработанное остается при нем. Напомним наш любимый пример. Человек, задавленный обстоятельствами, - это воздушный шар, грудой тряпья лежащий на земле. Но стоит наполнить его летучим газом (энергопотенциалом), как он обретает свою форму (психомоторика), а затем и полетит куда необходимо (заработает критичность). Это - норма и как всякая норма это - редкость. Потому что чаще всего мы встречаемся с неразвитой психомоторикой (при этом человек не способен самостоятельно мыслить, что и компенсирует стереотипами и чужим знанием) и примитивной критичностью (когда в оценках любых явлений он пользуется не огромной шкалой, а лишь ее полюсами "да" и "нет").

Что же произойдет, если в неразвитую психомоторику попытаться закачать большое количество энергии? Методов такой подкачки два. Первый рассчитан на перспективу; это всевозможные физические упражнения и методики, в том числе и наша с которой вы познакомитесь позже в этой же главе. Второй - немедленного действия, когда эффект достигается приемом алкоголя, наркотиков, токсинов и допингов.

При первом методе (подчеркнем еще раз: психомоторика этого раба - а он именно раб, иначе обстоятельства были бы иными - неразвита) вся добываемая энергия материализуется в структуры тела. В мышцы. Он становится сильным, даже - сколь угодно сильным, но энергопотенциала при этом остается практически столько же, как и до начала накачки. Почему? Да потому, что энергопотенциал живет не в тканях тела, а в объеме, освоенном психомоторикой. При втором методе происходит полный разлад ЭПК. Алкоголь при малых дозах воздействует только на эмоциональный фон; при больших дозах (не будем забывать, что у него неразвитая душа - ведь он раб) избыточная энергия берет на себя функции души.

Она подменяет слабенькое мышление и освобождает инстинкты. Как вы помните, раб способен только на реактивные действия. Оказавшись благодаря приливу энергии вне раковины, он ищет первую попавшуюся цель, чтобы приложить к ней силу. Привычка к неактивным действиям делает эту силу разрушающей - буйство пьяниц и молодых хулиганов, устраивающих беспричинные побоища и вандализм, знакомы каждому. Избыточная сила должна быть потрачена! - но неразвитая психомоторика не способна сформировать цель, и сила делает это сама - происходят уже известные вам явления: 1) подмена цели и 2) облагораживание зла. Если алкоголь - это энергия, поступающая извне, то наркотики, токсины и допинги действуют иначе: они открывают краник основного, базового энергопотенциала. У наркоманов и токсикоманов эта энергия используется на подавление отрицательных эмоций и высвобождение положительных. При допинге она используется на кратковременное усилие - и тоже сгорает без компенсации.

И во всех этих случаях результат один: укороченная жизнь.

А что же произойдет, если попытаться подкачаться большим количеством энергии при примитивной критичности?

Напомним: примитивная критичность - значит; мир делится на белое и черное, хорошее и плохое. А как различать: где хорошее, а где плохое? Да очень просто! - по самому себе. Мне хорошо - значит, хорошее; мне плохо - бяка. "Я - истина!"

 

Вы уже знаете, что самостоятельно мыслить этот раб не умеет, вместо мыслей он пользуется заемными стереотипами. Тогда откуда же появилась столь высокая и непререкаемая самооценка: "я - истина"? Из воображения. Чтобы развить свою душу, чтобы построить себя в реальности, требуется огромный энергопотенциал. Но его нет, строить нечем, и раб прибегает к суррогату: он себя воображает. Таким, каким бы он хотел быть. Воображает - и ставит знак равенства между этим мыльным пузырем и своею душой. Именно воображает, потому что воображение довольствуется ничтожным энергопотенциалом и столь же мало возвращает в виде положительных эмоций (иначе внутри раковины начался бы перегрев).

Кстати, воображение не делает раба более приятным в общении. Напротив, надуманная исключительность делает его категоричным, угловатым и отчужденным (он сознательно отчуждается, спасая в раковине свою исключительность). Его ни в чем не убедишь - он не только не понимает, он даже не слышит чужие аргументы. И все же - хотя рядом с ним жить неуютно - это возможно: пусть он и тяжелый сосед, но и зла много не натворит - нет сил...

И вот представьте, что это ограниченное, зашоренное, стереотипное сознание (критичность-то примитивна) получило подкачку колоссальным приливом сил - упражнениями, алкоголем, допингами... Что - этот раб станет лучше видеть? больше понимать? станет добрей? разглядит задачи, о которых представления до сих пор не имел?.. Нет, нет и нет! Он останется таким же железобетонным, ограниченным и тупым, только на какой-то срок приобретет огромные размеры и возможность давить все вокруг, все, что не соответствует его стереотипам, которые он принимает за идеал. Какие из этого напрашиваются выводы?

1) Как бы ни был важен и незаменим энергопотенциал, он может лишь одно: давать жизнь. Телу. Психомоторике. И критичности.

2) Если психомоторика и критичность своевременно не были развиты, энергопотенциал не во что накапливать. Если же его компенсируют за счет силы, он становится орудием разрушения.

3) Компенсаторные возможности энергопотенциала велики, но не выходят за границы целостности (которые очерчены возможностями данной психомоторики и данной критичности).

4) Другие функции энергопотенциала (например, информационная и самосовершенствования) могут начать работать лишь в том случае, если психомоторика и критичность достаточно развиты.

5) Следовательно, если вы будете питаться гречневой кашей и салатами и вовремя ложиться спать, и не перерабатывать, и ничего не брать близко к сердцу, и заниматься в разумных дозах физическими упражнениями, - вы, конечно же, будете здоровы и довольны жизнью. Но если когда-то в юности механизм вашего таланта самопроизвольно, естественно не включался в работу - его теперь никакой силой не заведешь. Значит, чтобы заработал никогда прежде не работавший механизм таланта, мало правильно жить - нужно еще и наладить этот механизм: развить в достаточной степени психомоторику и критичность.

Вывод: функция проявляется только тогда, когда есть орган. Слава Богу - было бы желание: построить орган никогда не поздно.

 

5. ЭНЕРГОПОТЕНЦИАЛ АККОМУЛИРУЕТСЯ В ИНФОРМАЦИИ

 

Мир заполнен словами. Они вокруг и внутри нас. Они звучат, они читаются, они ежесекундно нескончаемой лентой льются через мозг. Мы смотрим на дом и отмечаем - "дом", хотя ничего при этом не думаем. Стирая белье, думая при этом о завтрашнем экзамене и слыша бубнящее радио, мы не осознаем, как слова, относящиеся к стирке, к сопромату и сгнившему на поле скошенному ячменю тянутся через сознание нескончаемой чередой. По сути, для нас мир чувственный и мир осознаваемый - это мир слов.

На доме как бы висят бирки - "дом", "серый", "далеко"; на животе - "желудок", "тяжесть", "грибы"; на цветах - "чернобривцы", "желто-черные", "вода" и "протухла". Мы привыкли к этому словесному туману, мы почти не замечаем его. Почему? Да потому, что в любой момент нами владеет доминанта на некое конкретное слово, понятие, символ. Мы видим только эту яркую точку (символ, конечно, лучше сравнить с пламенем), а все остальное уходит на периферию зрения - в тень.

Каким образом слово становится доминантой? Слово - это всегда реакция на потребность, обозначение потребности. Вы голодны - и в вашем сознании начинают доминировать слова, связанные с едой. Вы поели (значит, свободная энергия сфокусировалась на желудке, помогая организму утилизировать то, что вы туда набросали), ощущаете энергетический спад, - соответственно в сознании возникают слова, либо связанные со сном (чтобы переждать, пока энергия освободится), либо с поиском положительных эмоций (чтобы как-то компенсировать энергетический дефицит).

 

При чем здесь энергопотенциал?

Любое слово выполняет три основные функции:

1) оно является зарядом, энергетическим сгустком, который образовался при создании этого слова; то есть это как бы закрученная пружина;

2) оно выражает образ - значит, предметный слепок, за который цепляется чувство, чтобы создать поток энергии; то есть это ключ к энергетической пружине;

3) оно несет смысл - это код, в котором сосредоточен опыт прежнего пользования этим словом; то есть как бы руководство к действию. Следовательно, любое слово не только энергоемко, но и энергонасыщенно. И только от нас самих зависит, какого КПД от этого слова мы добьемся. Вспомним приснопамятную Эллочку Щукину. Из десятков тысяч слов, которыми в обиходе пользуется человечество, она обходилась тридцатью. Почему она не реагировала на остальные снова? Потому что они для нее были всего лишь шумом. В них она не видела образа, не улавливала смысла, а потому не могла воспользоваться их энергетическим зарядом.

Отсюда мораль: каждый из нас может воспользоваться энергетикой только тех слов (понятий, символов), которые он освоил, которые стали его инструментом (инструментом мышления и руководством к действию), частью его существа. Остальные слова для нас энергетически мертвы. То же и с текстом; например, с тем, который вы сейчас читаете. При всей оригинальности концепции таланта и новизне высказываемых на каждой странице идей, авторы скромно претендуют лишь на 1) обобщение, 2) упорядочивание и 3) толкование с позиций современного научного знания, мудрости народа и мудрости тела. Новые концепции (например, нашу концепцию ЭПК) нельзя придумать. Их можно почувствовать, затем - проявить, затем - понять; наконец, увидеть - в себе и в природе.

Потому что все будущие концепции в каждом из нас и в атмосфере, которой мы дышим. Но многие ли это осознают? Созидатели это знают, что и неудивительно: ведь они живут напряженной духовной жизнью. Потребители тоже знают об этом, но лишь понаслышке; впрочем, это их не смущает, и они счастливо паразитируют на духовных исканиях других. Наконец, рабы имеют о духовной жизни весьма смутное представление.

Как же на этих трех этажах читают наш текст?

Для созидателей - это узнавание собственных образов, чувств и мыслей. Узнавание того, чем они жили - но не осознавали этого, не умели сделать последнего шага, чтобы выкристаллизовать, сформулировать суть. А уж если они повстречают совсем новое для себя - они приходят в восторг. И не только потому, что такие люди щедры душой (отдавать - это их жизненная потребность; в отличие от своей меньшой братии людей на уровне чувств, которые суть потребители продукта, эти - потребители своего труда).

Новое для них - это красиво решенная другими неожиданная для них задача, которая открывает дверь в неожиданную для них залу, в перспективе которой они видят множество покуда закрытых дверей. Ну как же, глядя на это пиршество предстоящей творческой работы, не прийти в восторг!..

 

Для потребителей наш текст - грозди на уходящей ввысь виноградной лозе. Они с наслаждением лакомятся теми гроздями, что у них под рукой, умело угадывая самые сладкие, но и не очень огорчаясь, если попадется ягода с кислинкой. Ведь для насыщения им немного нужно - одна-две грозди (это эмоционально насыщенные, образные куски нашего текста). На остальное они и не претендуют. Им важно, что они постояли у подножия, окинули восхищенным взглядом непомерно щедрый урожай, попробовали и убедились - здорово!

Собирать все плоды, а потом еще и утилизировать их - для них слишком хлопотное занятие. Кому надо - пускай потрудятся: стоящее дело! Они же удовлетворены ощущением сопричастности, положительными эмоциями, которые возникают, когда они говорят: "Видел и пробовал - впечатление незабываемое! Надо бы собраться и проштудировать все как следует". Разумеется, до этого у них никогда руки не дойдут, да им это и не нужно, наверное.

Для рабов нашего текста нет. Есть какая-то гигантская постройка, в которой при желании они могут разглядеть каждый кирпич (каждое отдельно взятое слово), и это узнавание отдельных кирпичей рождает в них уверенность, что и все остальное они знают. А если так - зачем читать? Добро, был бы это детектив или футбол по телевизору или карты - занятия, от которых они получают именно то, что хотят получить; занятия, где нового нет, есть только неожиданное, которое через минуту, через час, через день станет без всяких усилий с их стороны источником эмоций.

И от наблюдения этого процесса (а также от положительного результата - для них он обязателен!) они получают необходимые положительные эмоции. А наш текст - это сплошь новое: почти в каждой фразе, в каждом абзаце, на каждой странице. Утилизировать это новое? Так ведь это же, граждане, работа! Причем работа, за которую и денег-то не плотют! Так вот пусть ею и занимаются те, кому нечего делать, кто не знает, к чему себя применить...

Короче говоря, текст, созданный на уровне символов, они видят только на уровне слов, - и потому категорически не приемлют его. Им просто- напросто скучно: ведь все это давно известно!.. Мы не сомневаемся в их искренности. И в их правоте. Но - в правоте на уровне философии коммунальной кухни.

Значит, созидатели воспринимают наш текст на том языке, на котором он написан, - на языке символов (мы просим не морщиться и тем более не волноваться лингвистов и семиотиков, для которых "символ" = "знак"; для нас понятие "символ" означает бесконечную информацию + бесконечный энергопотенциал; то есть наш "символ" отличается от энергетически нейтрального - но информационно бесконечного - "знака" своей энергией); потребители - на языке понятий (отсюда их избирательность: они воспринимают только иллюстративную часть и по этим кусочкам гармонии - в силу своей доброжелательности доверяя нам и получая удовольствие от собственной причастности, - положительно судят о целом, в общем-то, недоступном им тексте); а рабы не воспринимают его совсем, поскольку язык символов им недоступен, как, скажем, авторам этой книги недоступен китайский язык.

Значит, созидатели воспринимают весь энергопотенциал, аккумулированный в этой книге; потребители пополняют им свой энергопотенциал настолько, насколько позволяет их энергоемкость; рабы не могут подступиться к заключенному в этой книге энергопотенциалу, и это вызывает у них раздражение - почти немедленную отрицательную реакцию.

Что же поднимает слово по ступеням: 1) слово-шум, 2) слово-наименование, 3) слово-понятие и 4) слово-символ?

Аккумулированный в нем энергопотенциал.

Слово-шум - это мыльный пузырь, и столько же в нем заключено энергетики.

Слово-наименование - повторим - несет в себе столько энергии, сколько ее было затрачено при создании этого слова.

Слово-понятие - это как бы снежный (энергетический) ком, вылепленный созидателем; чем больше этот ком катают по снегу, тем больше он растет. Слово-символ - это атомный генератор, неисчерпаемый ни энергетически, ни информативно.

Для примера рассмотрим эту градацию на символе "энергопотенциал".

Для человека, который видит в слове "энергопотенциал" только слово, - все ясно. Энергия? - чего ж тут непонятного. Потенциал? - очевидно, речь идет о количестве. Следовательно: количество энергии. Так это ж мы проходили в пятом классе!..

Перед человеком, воспринимающим "энергопотенциал" как понятие, распахивается богатая, красочная картина. Ведь для него энергопотенциал и 1) материален, и 2) текуч, и 3) кумулятивен - продолжение списка свойств смотрите в начале главы. Охватывая все это, человек формирует какую-то свою единственную (посильную ему) целостность и начинает пользоваться ею как инструментом, чтобы грамотно распоряжаться своим энергопотенциалом, а если повезет - то и прирастить его.

Если же человек овладевает этим словом как символом, весь мир по- новому открывается перед ним. Он видит все через этот символ, он чувствует все через этот символ, он понимает все посредством этого символа. И он сознательно начинает наращивать энергопотенциал, поскольку ощущает этот символ неотрывным от себя, частью себя, поскольку само приращение - на каждом шагу - одаривает его все новыми и новыми задачами. Значит, обрекает на непрерывный творческий процесс.

Помните? Самое поэтичное из Евангелий - Евангелие от Иоанна - начинается знаменитой фразой: "В начале было Слово..." Теперь мы можем точно сказать, каким по энергоемкости было это Слово. Это был символ.

Доказательство: во-первых, это было самое первое слово, значит, оно охватывало весь мир; во-вторых, оно обладало колоссальной порождающей способностью, колоссальной творческой потенцией; в- третьих, апостол Иоанн, как мы уже сказали, был поэтом, человеком на уровне интуиции, значит, язык символов был для него самым естественным.

 

ГЛАВА ПЯТАЯ.

Психомоторика

 

Удивительно не то, что мало талантливых людей (мы-то считаем иначе, а потому уточним: мало людей, проявивших свою талантливость), удивительно, что такие встречаются вообще. Наше воспитание на всех возрастных уровнях: младенцев, малышей, детей, подростков, юношей, да и взрослых тоже, - это огромная глухая и безжалостная машина. Это мясорубка, в которую попадает живое, трепетное, чуткое естество. Оно способно вырастать до колоссальных размеров и в таких же масштабах, утилизируя энергию, творить добро, а его снова и снова пропускают через колосники, раздавливая, обезличивая, оглушая, убивая интерес к окружающему, - и перемалывают, перемалывают, перемалывают, пока эта живая, самобытная, трепетная самость не превратится в стандартный, хорошо перемолотый и в меру нашпигованный специями в духе "времени" котлетный фарш.

Удивительно щедра к нам природа. Сколько сил нам дает! Уже и руки, крутящие мясорубку, устали, уже надоело нашему палачу, - а мы, оказывается, еще способны держаться, способны сохранить себя - свою целостность, свою идею, свою правду. Свой талант. Вопреки всему.

 

ДОРОГА В АД ВЫМОЩЕНА БЛАГИМИ НАМЕРЕНИЯМИ

 

Кто самый страшный враг новорожденного? Думаете - холод, вирусы, инфекции? Нет - его мать.

Правда, она не знает об этом, она старается делать как лучше - как ее учили. И делает все возможное, чтоб не дать своему ребенку развиться нормально. Не станем перечислять всех ошибок, рассмотрим одно- единственное ее действие: пеленание.

Его не избежал никто из нас, и наших детей пеленают по той же системе, Опыт передается напрямую - от матери к дочери, от свекрови - к Невестке; в детских консультациях будущих мам и пап учат этому нехитрому, но обязательному искусству на куклах. Младенца в первые месяцы его жизни, а тем более новорожденного, мы даже: представить не можем неспеленутым.

Логика простая: 1) пеленки сохраняют тепло, компенсируют неразвитую терморегуляцию младенца; 2) спеленатый младенец доставляет меньше беспокойства: он не разворачивается (значит, не застудится), не будит себя ручками, не ударится о прутья кровати; 3) у него будут ровные ножки.

Первое вроде бы самое серьезное - наличествует даже научная терминология; второе можно расшифровать как понятное стремление родителей заниматься младенцем как можно меньше, а ночью ("мой ночью спит!" - высшая похвальба) даже поспать; третье... третье даже как-то неловко квалифицировать, настолько оно безграмотно. Почему орган движения должен сам по себе гнуться, если природа сделала его прямым? Почему орган опоры должен гнуться, если опираться надежней и экономичней на прямую кость? - непонятно... Но мы не приучены думать самостоятельно, а бабка из квартиры напротив сказала, что ножки надо особенно надежно пеленать - и мы слепо следуем за ее "мудростью".

 

МОЖЕТЕ В ЭТОМ УБЕДИТЬСЯ

 

Не думать - легко (хотя за это платим стократ на каждом шагу, просто мы не знаем, за что платим, - ведь и для этого надо задуматься), но раз уж вы читаете этот текст, соберитесь с силами и представьте, что вас спеленали и уложили в постель, что так вы будете есть и спать, что писать и какать вам придется под себя, что никакие жалобы вам не помогут. Теперь ответьте на следующие вопросы:

- как долго вы сможете лежать молча, без крика?

- так же ли будут работать ваши внутренние органы, двигаться кровь, лимфа, желчь и прочее, называвшееся в древности жизненными соками?

(на всякий случай все же напомним, что толчки при ходьбе стимулируют перистальтику, мышечные сокращения способствуют кровообращению, мелодия движений нормализует нервную систему...)

- что будет с вашей нервной системой? с психикой? с вашим сознанием?

- как долго продержатся мышцы? когда они начнут атрофироваться?. То-то же.

А младенец все это выдерживает. Мало того - некоторые дети вырастают здоровыми (уму непостижимо, как им это удается), некоторые - даже талантливыми! Впрочем, вы уже знаете из предыдущего, что все это удается за счет огромного энергопотенциала. Уж если новорожденный может провисеть на одной руке три минуты, то и пеленки переживет. Правда, любому терпению есть предел - и он начинает кричать.

 

ЖИВАЯ МАШИНА

 

"Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге, - везде окончательным фактом является мышечное движение" (Сеченов - 1863 г.).

Значит, психомоторика - это координация (движения, действия, мысли), порождающая соответствующую психическую реакцию, и наоборот - душевное действие (эмоциональное, волевое, интеллектуальное), воплощенное в живом движении.

Значит - сочетание, совместная работа и взаимное порождение двух свойств: психики и моторики.

Вспомним: энергопотенциал тоже имел два свойства.

Почему и там, и там - их по два? Потому что природа ищет самый экономичный, самый надежный вариант. А что может быть проще и надежней диполя? Например, два полюса магнита, плюс и минус электричества, китайские Инь и Янь создают самый простейший и самый надежный механизм. Свойства энергопотенциала - величина и направление. Не правда ли, знакомое сочетание? Кажется, еще в пятом классе проходили. Вспомнили? Правильно - вектор! Следовательно, энергопотенциал - живая сила - это вектор, направленный из человека. Иначе говоря, энергопотенциал - это символ наших возможностей. Наших возможностей преобразовывать мир. Сам по себе энергопотенциал существовать не может. Он может наполнять, вливать жизнь, приводить в движение. Что наполнять? во что вливать жизнь? что приводить в движение? Разумеется - наше тело, Которое мы описываем понятием психомоторики.

Психомоторика - это наше "я" в состоянии статики. Это механизм, способный к работе, но не действующий, пока его не подключили к источнику питания. Воздушный шар, лежащий на земле бесформенной грудой. Автомобиль без бензина, паровоз без угля, трамвай без тока, мельница без ветра. Мыслящее тело, которое само по себе не действует, но способно действовать, если вдохнуть в него жизнь, если оно станет живым.

 

ОДНО ОТРАЖЕНИЕ В ДВУХ ЗЕРКАЛАХ

 

Как вы поняли из текста Сеченова, любое действие начинается в душе и заканчивается в ней же. Это разные стадии одного нерасторжимого процесса. Одной целостности.

(А что же будет, спросите вы, если сперва 1) подумал, и только затем 2) сделал?

(Похвальный порядок, хотя обычно поступают наоборот: сперва действуют - и лишь затем используют мозг, чтобы обосновать свою правоту.)

В предложенном вопросе речь идет не об одной, а двух целостностях. Первая - "подумал" - действие в уме, выбор подходящего варианта из всех возможных. Это действие порождено мыслью, чувством и волей. Они слиты воедино и застывают, обретают форму в виде выбора. Вторая целостность - "сделал" - действие физическое. И здесь та же картина: мысль, чувство и мышечное усилие - слитые воедино - порождают действие.)

 

ОН ПЫТАЕТСЯ СПАСТИСЬ

 

Спеленатый малыш должен не, просто жить, как было бы, если бы спеленали кого-нибудь из нас. Он должен расти, он должен развиваться, должен учиться владеть своим телом, учиться думать. Да еще и вживаться в окружающий мир, осваивать его (чуть не написали "покорять", но мы не сторонники экспансии ни в чем, так что пусть и наш малыш просто сосуществует со всем остальным миром). Теперь вы уже знаете, что он этого в огромной степени лишен. Энергопотенциал помогает ему выжить в экстремальной ситуации, тот же энергопотенциал (в данном случае - энергия генотипа, которая переполняет его) ищет себе работу, ищет малейшую возможность преодолеть ситуацию, взять верх над нею. Как же действует малыш? Задача у него простая: получить свободу движений. (Только и всего! Представляете? - не свободу развиваться, свободу владеть своим телом, свободу учиться думать, свободу осваивать мир - нет! Ему нужна только свобода движений, все остальное придет через это, через одну-единственную эту свободу, не само собой, но через нее, благодаря ей - единственному инструменту, который открывает нам мир и дает нам жить в нем, причем иногда - даже с удовольствием.)

Чтобы решить эту задачу - получить свободу движений, - в распоряжении малыша есть несколько приемов.

Первый - он брыкается.

Спеленатый, он сжимается и разжимается, причем с невероятной силой, У него нет другого выхода: чтобы нормально дышать, нормально переваривать пищу, чтобы не застаивались в членах кровь и лимфа, - нужно хоть чуть-чуть освободить для себя жизненное пространство. Наверное, с таким же отчаянием и силой бьется, отжимая от себя землю, расчищая по крохам место для дыхания, только заживо погребенный. Зато какая радость для тела, когда малыша на минуту распеленали! Он болтает ручками и ножками, он пользуется, каждым мгновением, чтоб сделать как можно больше движений. И как он ликует при этом! Его истомившаяся энергия рвется наружу, она больше не мучает его - ну как же, испытывая такое облегчение, не ликовать!

Второй прием - крик.

Малыш начинает кричать, потому что ему плохо, тяжко, даже невыносимо (и больно - когда затекают члены). Этот крик - знак отрицательных эмоций; крик их сопровождает, дает им выход. Тем самым малыш облегчает свое положение: вспомните - при отрицательных эмоциях энергопотенциал теряется стремительно. Так в паровой машине сбрасывают пар - чтобы она не разорвалась - до оптимального давления. Значит, малыш кричит до тех пор, пока уровень его энергопотенциала не уравновесится с ничтожными возможностями обездвиженного тела.

Этот крик - непроизволен. Но вскоре малыш замечает, что внешний мир в лице отца и матери отзывается на этот крик. Реакция бывает двух видов: 1) малыша разворачивают, чтобы поглядеть, не мокрый ли он; 2) его начинают укачивать. Оба варианта малышу нравятся. Если его развернули - он обретает, свободу; если укачивают (на руках, в коляске - все равно) - его тело в крайних точках качания получает перегрузки - своеобразную компенсацию движений, их эрзац. При этом его тело напрягается, мышцы расходуют энергию - ему становится легче и он успокаивается. Впрочем - ненадолго. Ведь затраченная энергия возвращается к нему с избытком, и когда уровень ее превысит допустимый и создаст дискомфорт - опять раздается крик.

 

НА ДОБРОВОЛЬНОЕ РАБСТВО СПОСОБНЫ ТОЛЬКО ВЗРОСЛЫЕ

 

Итак, только поначалу малыш кричит непроизвольно, самостоятельно справляясь с ситуацией. Когда же он замечает, что его крик вызывает помощь извне - свободу или качание, - малыш начинает пользоваться криком, можно сказать, сознательно. Привычка формируется и закрепляется в считанные дни. И вот он уже начинает управлять ситуацией.

Хотите знать, что будет дальше?

В три года он по любому поводу бросается на пол и устраивает истерику: "Буду плакать, пока не дадите конфетку".

В восемь лет на просьбу сходить в магазин за хлебом отвечает: "Дашь двадцать копеек - пойду".

В пятнадцать: "Буду ходить в школу, если купите японскую электронику".

В двадцать три: "Что это за родители, которые не могут прокормить своего ребенка до пятидесятилетнего возраста..."

 

ЛЮБИМЫЙ ВРАГ

 

Правда, есть и другой вариант развития отношений. Если родители, устрашась растущего аппетита, захотят поставить ребенка - подростка - юношу на место и перестанут ему потакать, настаивая на послушании, они встретят яростное противодействие. Любая привычка - глубоко укоренившееся растение. Причем вредная привычка дает более глубокие корни - они проникают в душу без сопротивления, по едва заметным трещинам, значит, и иссушают самые сокровенные ее тайники.

Первый уровень противодействия - непослушание; второй - негативизм (ребенок все делает наоборот); третий - ненависть.

Противодействие может быть открытым, и это еще полбеды. С ним возможно справиться, если прозревшие, умудренные правильным анализом возникшей ситуации родители сумеют... вы верно нас поняли: направить внимание и энергию ребенка на решение интересной для него задачи. Придумать ее ох как непросто, да что будешь делать! Теперь это у них единственный выход. Сумеют создать такую задачу и увлечь ею ребенка - он вернется к норме (не только норме общения, но и к энергетической норме, ведь задача обладает способностью очень долго подпитывать энергопотенциал - до тех пор, пока ее не решат либо пока она интересна), нет - значит... извините: что посеяли, то и пожнете.

Но куда хуже противодействие скрытое. Ребенок внешне послушен, ласков, льстив, но живет другим, другими чувствами. Он живет не так, как хочет, как считает правильным - и это ужасно. Потому что в его глазах родители - виновники этой ситуации. Они - враги, с которыми он вынужден сосуществовать. Он ждет свободы, чтобы наконец раскрыться и взять свое и уйти. Или - не раскрываться, но брать, брать, брать; даже когда уже все выбрано - скрести по живому...

Это мститель. За что? Он этого не осознает, но мы можем пояснить: за несостоявшуюся судьбу, за мучительную раздвоенность, за безусловную бесталанность. Да, да, да! - из-за этого финала мы и разворачивали все это длинное рассуждение. Чтобы показать, что дети, поведение которых строится на противодействии, не могут быть творцами. Их психика, их ум с детства настроены на негативизм, на разрушение. А ведь путь к самовыражению, к воплощению таланта - решение задачи - всегда созидание!

Кстати, теперь вы, надеемся, понимаете, что проблема "отцы и дети" - не надуманная, а вполне реальная проблема, но относится она лишь к тем семьям, где поведение детей доминантой имеет противодействие.

Примечание: Но и скрытое противодействие - не безнадежный вариант. Если родители поняли, что на самом деле скрыто за показным послушанием, показной лаской, хитростью (напомним, что хитрость - это компенсация недостаточной силы ума; истинно умные, а тем более мудрые люди никогда не бывают хитрыми - им это не нужно, они вполне обходятся умом; кстати, по этому поводу есть замечательная украинская пословица: хитрый разум - ум глупцов) и лестью, они, не показывая ребенку, что поняли его страшную игру, могут отвлечь его от нее - да, да! - опять все той же задачей. Невероятно интересной и очень трудной задачей, при решении которой он не сможет обойтись без них - без совместного творческого труда. Только так его можно спасти.

 

СМЫСЛ ЕСТЬ ВО ВСЕМ!

 

Ребенок поел - и тут же пописал: это норма. Но у некоторых он мочит пеленки буквально через каждые десять-пятнадцать минут. С чего бы это? Теперь ответить на вопрос вам не составит труда: пока меняют пеленки, малыш получает на несколько мгновений живительную свободу. Вот вам еще один пример того, как несмышленыш (такой ли уж несмышленыш?) управляет ситуацией.

 

ВСЕ ХОРОШО В МЕРУ

 

И, наконец - хотите знать главную причину, отчего болеют дети? Не от простуд, не от инфекций - он "перегрева". От энергетического избытка. Переедание так же плохо, как и недоедание - это вы знаете; сгореть на солнце (можно даже погибнуть от теплового удара) или быть его лишенным вообще (без ультрафиолета не синтезируется в теле витамин Д) - невелика разница.

Когда у человека энергетический дефицит - это значит, что его печень не справляется с кроветворными задачами, почки - с канализацией. Значит - слабость, сопровождаемая неврозами, затем - психозами, болями в сердце, страхами, мигренями, короче - не жизнь, а мука. Энергетический избыток точно так же поражает внутренние органы. "Перегрев" лишает их возможности нормально функционировать, организм слабеет, и тут уж достаточно малейшего сквозняка - получите простуду, самой слабенькой инфекции - получите тяжелую затяжную болезнь. Нарушается нормальный рост и развитие органов, и это неизгладимо и неисправимо - как рубец - на всю жизнь.

 

ВСЕ ПРОХОДИТ? - НЕТ, ОСТАЕТСЯ

 

Энергетический "перегрев" не только сжигает защиту организма - не менее беспощаден он и с обменом веществ.

Рассмотрим только один случай - кальцинирование.

Замечено, что рахиту подвержены главным образом те дети, которых больше всего пеленают и кутают. При рахите искривляются ножки (обратная реакция! Ведь старательно пеленают как раз для того; чтобы были прямыми) - это знают все; но разве менее важно, что при нем уплощается грудь (что влияет на конституцию легких и сердца) и становится специфической форма черепа? Обычно - в норме - кости черепа развиваются вслед за развитием мозга. Именно мозг диктует объем и форму черепа - повторяем, в норме. А после рахита - экономя кальций - организм "разбрасывает" недостачу на все кости, в том числе и черепные. И мозгу приходится приспосабливаться, зажиматься в тесных рамках, которые ему отпущены. Это влияет и на умственные способности, и на характер. Значит - и на судьбу.

Искривленные конечности и ослабленный позвоночник деформируют координацию движений. Раз нарушена координация, то ущербны и мышцы. Их объем минимален, значит, таковы же и 1) познавательные возможности, 2) снижена выносливость и 3) ничтожна способность накапливать энергию. А если добавить к этому уже известное вам: что координация движений - это отражение координации мозговых процессов, - приходится сделать вывод, что переболевшие рахитом ограничены в своих творческих возможностях.

Значит, болезнь - это тоже пеленание. Пеленание враждебной средой. И если вы стали хроником, считайте, что пеленки приросли к вашей коже, стали вашей сущностью, диктуют вам образ мыслей и поведения. И ваше творческое лицо при этом изменится. В какую сторону - трудно сказать: искаженный ракурс вашего мировосприятия может дать самые неожиданные результаты. Зато можно утверждать с уверенностью: спеленатый болезнью человек способен на немногое. Он работает судорожными рывками: соберется с силами - и дернется, и опять собирает себя по крупицам. А здоровый талант светит всегда.

Правда, можно попытаться компенсировать дефицит: специальными упражнениями повести себя к норме; например, в случае с рахитом - насильно развивать координацию и наращивать мышцы. Но как же необъятна, как титанически огромна эта работа! какого неимоверного терпения она потребует!. Ведь уже для того, чтобы принять решение - проявить характер, - нужна энергия. А где ее взять? И каждый шаг - шажок! - на этом пути требует мужества и терпения, терпения, терпения, потому что усилия будут огромны, а результаты ничтожны, но нужно научиться радоваться этим крохам и знать им истинную цену, и складывать их одну к одной, складывать и терпеть, и идти вперед - годами...

Для человека нет ничего невозможного, пока он идет вперед. Пока он идет вперед, его жизнь полна смысла, а иногда и счастья. И тут нельзя не вспомнить Торо, который когда-то сказал: не важно, придет ли корабль в гавань, важно, что он идет правильным курсом. С точки зрения экономистов это может быть и нелепо, но про человеческую судьбу - в самый раз.

Дай бог ему победы, но если подумать, что вся эта титаническая работа была бы просто не нужна, если б его в младенчестве не пеленали...

 

ВОТ ПОЧЕМУ МЫ ТАКИЕ

 

Кстати, существует серьезная научная работа, в которой доказывается, что славянский характер с его типическими чертами: послушанием, терпеливостью, медлительностью, инерционностью, тугодумием, мечтательностью и т.д. - сложился как следствие традиции пеленать детей. А ведь прежде, в дохристианскую пору, этой традиции у славян не было, и нрав славянских народов был иным - живым, дерзким, предприимчивым. Оно не могло уйти далеко, историческая память сидит в нас прочно. Так, может быть, есть смысл поверить умному человеку? - глядишь, и вернемся на круги своя.

 

ДА ЗДРАВСТВУЕТ КОМФОРТ!

 

Итак, мы уже знаем, что пеленание 1) душит энергопотенциал, 2) тормозит развитие психомоторики.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Визначити кореспонденцію рахунків по операціях з обліку операцій з втрати від участі в капіталі | Прочитайте.
1 | 2 | 3 | <== 4 ==> | 5 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.283 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.283 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7