Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Теоретичні відомості.


Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 603



Поддержка регионов осуществлялась в рамках приоритетного национального проекта "Образование" в 2007-2009 годах. Основная цель комплексных проектов модернизации образования - предоставить всем школьникам независимо от места жительства возможность получить качественное общее образование. При этом под качеством образования понимается удовлетворение актуальных и перспективных запросов и потребностей личности, общества, государства, включая социальную мобильность, профессиональную и жизненную успешность, физическое, психическое и нравственное здоровье граждан.

Комплексные проекты модернизации региональных систем образования предусматривали введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей, переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений, развитие региональной системы оценки качества образования, развитие сети общеобразовательных учреждений региона (обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства), расширение общественного участия в управлении образованием, а также, начиная с 2008 года, повышение квалификации педагогических кадров.

Победителям предоставлялись субсидии из федерального бюджета на реализацию своих комплексных проектов. Общий объём средств федерального бюджета на реализацию КПМО в 2007 году составил 4,05 млрд. рублей, в 2008 году - 5,9 млрд. рублей. Общий объём регионального софинансирования КПМО в 2007 году составил 7,7 млрд. рублей, в 2008 году - 15,3 млрд. рублей.

В январе-марте 2007 года состоялся первый конкурс субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования. На конкурс поступили заявки от 53 субъектов Российской Федерации, 51 заявка допущена к экспертизе. Решением конкурсной комиссии на основе обсуждения результатов экспертизы путём тайного голосования для оказания государственной поддержки на реализацию комплексных проектов модернизации образования в 2007-2009 годах отобран 21 субъект Российской Федерации. В отобранных регионах обучается 4,2 млн. школьников, что составляет порядка 30% обучающихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Кроме того, трём субъектам Российской Федерации - участникам отбора (Москва, Санкт-Петербург, Тюменская область) конкурсная комиссия присвоила статус победителей-консультантов, имея в виду использование их опыта и возможностей при методическом сопровождении реализации комплексных проектов модернизации образования.

В ноябре 2007 года стартовал второй конкурс регионов, на который поступили заявки от 33 субъектов Российской Федерации, 31 заявкадопущена к экспертизе. После обсуждения представленных региональных комплексных проектов на заседании конкурсной комиссии было проведено тайное голосование, по результатам которого определились10 регионов-победителей второго конкурса. Они получили софинансирование из федерального бюджета на реализацию представленных проектов в 2008-2009 годах.

Несмотря на различные стартовые возможности, все регионы-победители приняли обязательства по обеспечению к окончанию проекта (2009 год) современных условий не менее 70 процентам школьников. В Республике Мордовия, Новосибирской, Свердловской областях планируется, что данный показатель превысил 90 процентов.

В итоге реализации нацпроекта планировалось довести долю учащихся, которые учатся в условиях, полностью отвечающих современным требованиям, до 70 %. К примеру, оснащенность школ учебным оборудованием за 2 года повысилась с 4% до 24% от потребности. За два года было создано и оснащено в "пилотных регионах" около 6 тысяч базовых школ.

Позитивные изменения институционального характера касаются разработки и принятия нормативно-правовой базы, обеспечивающей системный легитимный характер нововведений. Выполнение субъектами Российской Федерации, внедряющими КПМО, обязательств позволило получить ощутимый эффект уже в 2007 году. В частности, за счет введения новой системы оплаты труда с начала 2007/2008 учебного года в пилотных школах субъектов Российской Федерации, внедряющих КПМО, зарплата учителей повысилась в среднем не менее чем на 25%. Существенно (более чем на 80%) зарплата повысилась у наиболее качественно работающих педагогов. В среднем по всем "пилотным" школам доля таких учителей составляет около 15%.

 

 

Мониторинг http://mon.gov.ru/pro/pnpo/mon/

Символика ПНПО http://mon.gov.ru/pro/pnpo/brand/

Отечественная история. Краткий курс

Фирсов Сергей Львович

 

Часть I. Русская земля: с древнейших времен до XVII в.

Древняя Русь

Закономерности исторического развития Руси раскрываются при их изучении со времени расселения в Европе индоевропейцев. Индоевропейцы расселились в Европе в III–II тыс. до н. э. на стадии позднегобронзового и раннего железного веков. Индоевропейские истоки славян, в частности русских, а также многочисленных романских и германских народов можно проследить и в наши дни в словах «мать», «брат», «сестра», в числительных от 1до 10 и во многих других явлениях культуры. У индоевропейцев существовала экономика, основанная на пашенном земледелии, животноводстве, сельских промыслах (охота, рыболовство, бортничество — сбор меда диких пчел). Они использовали колесные и водные средства передвижения. Все это позволяло им в процессе расселения на континенте приспосабливать свои потребности к многообразным почвенно-климатическим условиям. Индоевропейцы жили оседло, в поселениях, укрепленных либо неукрепленных, объединяясь по определенным семейным и социальным признакам, с «главой дома» и со «служителями». Это была большая экзогамная семья, в которой существовало право кровной мести.

Греческие и италийские племена интенсивно развивались в зоне активного этнического и культурного взаимодействия в Средиземноморье, создав вI тыс. до н. э. — первой трети I тыс. н. э. античные рабовладельческие цивилизации. Этногенез, социально-экономическое и политическое развитие германцев, славян, балтов и других индоевропейских народов, расселившихся к северу от Средиземноморья в лесной зоне Европы, происходили более медленными темпами. Но в III в. н. э. германцы, а в V–VI вв. славяне широко включились в так называемое Великое переселение народов, что было вызвано закономерностями их внутреннего развития на поздней стадии племенного строя. Образовывались межплеменные союзы, вытеснившие соседние племена с занимаемых территорий. В результате внутренних раздоров происходило дробление племен,причем отделившиеся под руководством князей переселялись на новые территории.Включение племен в Великое переселение происходило также вследствие экономических факторов (экстенсивного земледелия) и демографических факторов(численность населения росла быстрее, чем площади освоенных пахотных земель).По всем этим причинам славяне расселились в VI в. от рек Эльбы и Савы до Дона, от Псковского озера и Ильменя до Дуная.

Для общественного строя славян были характерны основные институты и социальные категории позднего племенного строя. Верховным органом самоуправления и суда являлось народное собрание, участниками которого были мужчины. Все члены племени были свободны и равноправны. Однако существовала и племенная знать — по происхождению (из знатных родов), по мудрости и по мужеству. Традиционно из знатных людей избирался на народном собрании князь. Наряду с советом старейшин он руководил ежедневной жизнью племени. Князь содержал дружину — свободных людей, которые ему служили в качестве воинов-профессионалов на принципах дружбы-службы. В военных действиях князь являлся предводителем дружины, обеспечивал воинов оружием и конями. В мирное время дружина получала от него «кормления» в виде пиров и раздач продовольствия. Кроме того, когда не было войны, члены племени добровольно приносили князю и его дружине продовольствие в дар, в то время как у дружинников, занятых военным делом и княжеской службой, сформировалось презрение к физическому труду. Дар был социально обусловлен необходимостью осуществления князем и дружиной безопасности племени.

Семьи у славян являлись в то время большими,патриархальными, состоявшими из хозяйственно автономных малых семей(имущественная и правовая ответственность была коллективной). В состав такой семьи наряду с мужами и женами входила челядь — младшие и еще неполноправные отроки и дети, патриархальные рабы (из пленных) и, в знатных родах — слуги и сироты (обедневшие и утратившие семейные связи члены племени). У славян рабы могли продаваться, но по прошествии определенного времени они освобождались и становились полноправными членами племени. Патриархальные рабы использовались в качестве вооруженных слуг, пастухов или наделялись землей, на которой они вели хозяйство и платили с него оброк господину. У таких рабов были свои семьи.

Восточнославянские племена, расселившиеся в VII–IX вв. вдоль обширных речных систем на пространствах Восточной Европы, сохранили традиционную для славянского мира экономическую структуру, основанную на пашенном земледелии. Широкое использование орудий из железа, распространение двухпольной и трехпольной системы земледелия, развитие сельских промыслов и ремесла способствовали распаду больших патриархальных семей и появлению хозяйственно самостоятельных малых семей с индивидуальной, по преимуществу правовой и имущественной ответственностью. Эти малые семьи объединялись в соседские общины, нераздельные отцовские и братские семьи. С образованием соседских общин и нераздельных семей возможности ограничения кровной мести,осознанный отказ от которой (с правом выкупа за убийство) существовал уже в племенном обществе, еще более укрепились.

В конце VIII–X вв. Восточная Европа более не была «медвежьим углом» европейского континента. В 70–80-е гг. VIII в. начал активно действовать великий транзитный Волжско-Балтийский путь, по которому в Восточную Европу и страны Балтии поступало восточное серебро. На рубеже VIII–XIX вв. по Волхову и Днепру был освоен Балтийско-Черноморский путь (путь «изваряг в греки»). Активная торговля, развитие ремесел (в IX — начале X в.повсеместно распространились гончарный круг и массовое ремесленное производство керамики на заказ и продажу) способствовали развитию племенных центров в города, ставшие местом сосредоточения ремесла и торговли. Появились города, выполнявшие роль укрепленных опорных пунктов на торговых путях. Равнинный рельеф Восточной Европы, сеть объединяющих ее районы полноводных и судоходных рек, по которым, как и по суше, пролегали великие транзитные и внутренние пути, стали объективными факторами, способствовавшими образованию огромного многонационального Русского государства, в котором определяющее экономическое, социальное и политическое значение имели восточные славяне.

Название этой страны стало одно, обобщающее — Русь, Русская земля (земля — с дополнительным значением «государство»). Понятия «Украина», «Белоруссия» появились позже, в особых исторических условиях XIV–XV вв. Поэтому период IX–XIII вв. является единым для современных русского, украинского и белорусского народов. Стоит также заметить, что в X–XIII вв. в состав Русского государства входило более 20различных народов.

В VII–IX вв. появились межплеменные союзы и племенные княжения, племенной строй распадался. Для племенных княжений стала характерна определяющая роль князя и знати, хотя в них еще сохранялись и развивались племенные институты (например, народное собрание). Трансформация восточнославянского общества вела к внутренне обусловленному образованию государства. В этот процесс в середине VIII — середине IX в. включились также и скандинавы.Очевидно, в середине VIII в. начались их переселения в Восточную Европу. С началом Эпохи викингов в конце VIII — первой половине IX в.на Восточную Европу (как и на другие регионы европейского континента) распространилась завоевательная экспансия норманнов.Они наложили дань на северо-западное межплеменное объединение словен, кривичей и мери. Около 860 г. те восстали против варягов. Но затем в этих землях начались междоусобные распри, что привело к избранию князем конунга Рёрика(Рюрика; ум. в 879). Этот правитель ранее нападал из Фрисландии на Западнофранкское королевство(расположенное на территории современной Голландии и северо-западной части Германии), за что франки вынудили его оттуда переселиться. С дружиной он вынужден был отправиться в Ютландию (современную Данию), но, изгнанный франками и оттуда, в конце концов нашел прибежище в Средней Швеции. Избрание князем именно Рёрика (Рюрика) было продуманным, так как он не был шведом и должен был решать стоявшие перед славяно-мерянским объединением задачи (включая защиту их земель от скандинавских нападений).

Летопись облекла приглашение Рюрика на княжение в характерную форму: «Земля наша велика и обильна, а наряда(порядка. — С. Ф.) в ней нет. Да и поидите княжить и володеть нами».Летописный рассказ повествует и о том, что вместе с Рюриком пришли два его брата — Синеус и Трувор. Эти имена восходят к выражениям sinn hus — «свой дом»,а также tru — «вера» и var — «договор» (сравните со словом «варяги»). Отсюда следует, что, согласно преданию, отразившемуся в именах братьев Рюрика, конунг прибыл на Русь «со своим домом» (т. е. служилыми людьми). Местом поселения Рюрика стала Ладога: он подчинил своей власти псковских кривичей и финно-угорский народ весь. Из преданий о Рюрике следует, что он решал стоявшую перед формировавшимся тогда многоэтничным государством задачу политического объединения северо-западных земель Восточной Европы, где был князем.

После его смерти вместо сына князя — малолетнего Игоря (ум. в 945) правителем стал его дядя Олег (ум. в 912). Судя по политическим и военным действиям, князь Олег был энергичным и талантливым руководителем, продолжившим строительство формировавшегося северо-западного государственного образования. Олег подчинил своей власти группу смоленских кривичей. Так же он поступил и с государственным образованием полян в Среднем Поднепровье, во главе которых в 830–870-е гг. находились правившие в разное время скандинавские конунги Аскольд и Дир. Согласно летописному известию, в 882 г. Олег завоевал Киев и сделал его стольным городом. Начался новый период в истории Русского государства, период Киевской Руси. Обычно этим словосочетанием обозначают время домонгольского существования Русского государства, продолжавшееся до первой трети XIII в. За этот период Киевская Русь пережила два этапа: политически единого (в средневековом значении названного термина) государства со столицей в Киеве (по первую треть XII в.) и политически раздробленного Русского государства, или «Русской земли» (после первой трети XII в.).

Происхождение названия нового государства — Русь —недостаточно ясно. Существует несколько версий. Одни исследователи связывают происхождение слова «Русь» со Средним Поднепровьем, объясняя его этимологию славяно-иранским языковым взаимодействием, корневой формой которого является«рос». Другие исследователи разрабатывают теорию скандинавского происхождения слова (от Ruotsi — обозначения в финской среде мореходов-гребцов преимущественно из Средней Швеции). Есть также мнения о том, что слово «Русь»произошло из языка прибалтийских славян, кельтов, готов. Существуют и иные объяснения.

Укрепление княжеской власти в Киеве перенесло центр политической активности Русского государства на юг. Олег начал подчинять своей власти соседние восточнославянские племена древлян, уличей, тиверцев, а также северян и радимичей. Он строил города, устанавливая в них административно-судебное управление княжеских посадников. Существовала единая денежная система, состоявшая из серебряных гривен и их меховых денежных эквивалентов — кун (куниц) и вевериц (белок). Были в ходу и привозные арабские серебряные монеты — дирхемы. Куница или белка (мех и денежная единица)взимались ежегодно от дыма (дома) — хозяйства малой семьи. Такая податная (т.е. налоговая) система — подымное — была распространена не только на Руси, но и по всей Европе. Во второй половине X в.она была дополнена податным обложением с пахотной земли, обработанной одним плугом, — поплужным обложением.

Появившаяся на Руси династия потомков Рюрика — Рюриковичи —обладала высшими властными функциями. Племенные князья находились «под рукой»Киевского князя, именовавшегося великим. Этот титул использовался, скорее всего, в качестве величального, поскольку выделял Олега, а затем и Игоря из прочих князей великокняжеской семьи, а также князей племенных княжений,входивших в состав Руси. Прямое административно-судебное управление и централизованный сбор податей осуществлялись посредством полюдья — разъезда великого князя и его приближенных в зимнее время, с ноября по апрель, по племенным княжениям. В то же время в хозяйствах местной знати продолжал использоваться труд челяди — пленных и соплеменников, находившихся в разных формах зависимости. В годы правления Олега были совершены походы и на соседнюю с Русью Восточную Римскую империю — Византию. В 907 г. войско Олега осадило столицу империи — Константинополь, в 911 г. с императором был заключен выгодный мир: русские купцы получили право беспошлинной торговли с Византией. Вскоре после похода Олег умер, по преданию, укушенный змеей, притаившейся в черепе ранее скончавшегося любимого коня князя.

Новым князем стал Игорь, сын Рюрика. Он подавил восстание древлян, организовал и осуществил в 941 г. новый поход на Византию, так как спустя 30 лет после заключения договора с Олегом византийцы перестали соблюдать его условия. Поход оказался неудачным. Лишь следующий поход (944 г.) заставил правителей империи заключить с Игорем новый договор. Условия мира по-прежнему имели прежде всего экономическое содержание. В следующем году Игорь бесславно погиб: увеличив подати с древлян и пытаясь собрать их,князь спровоцировал восстание и оказался его жертвой. По легенде, за смерть Игоря,жестоко казненного древлянами, отомстила его жена Ольга (ум.в 969). Однако местью ее действия не ограничились. Став регентом при малолетнем сыне Святославе Игоревиче(942–972), княгиня провела необходимые для реорганизации государства реформы.Ольга заменила племенное деление государства территориальным — по погостам в сельской местности и по городам с волостями. Князья-наместники и посадники в городах, назначенные или выбранные, но обязательно утвержденные княжеской властью, а также старосты в погостах в равной мере стали осуществлять прямое княжеское управление. Племенные князья должны были, лишаясь своих княжеств,поступать в службу киевской княжеской династии, в противном случае они уничтожались. Племенные народные собрания перестали существовать.

Итак, реформа княгини Ольги завершила строительство новой государственной системы с ее основными политическими и социально-экономическими институтами, свойственными Русскому государству и в последующие периоды. Это:

1) публичная власть (династия Рюриковичей и княжеский административно-судебный аппарат);

2) территориальное деление;

3) регулярно взимаемая фиксированная система налогов и повинностей;

4) правовая система, основным источником которой была «Русская Правда» (сборник древнерусского обычного права, в котором предусматривалось применение денежных штрафов как меры наказания и отсутствие членовредительских наказаний);

5) княжеское войско и воинская повинность вместо племенного воинского права-обязанности.

Создание единой государственной системы требовало и религиозного ее завершения. На Руси такой религией стало христианство,знакомству с которым во многом содействовали торговые и политические контакты с Византией. Уже в княжение Игоря в Киеве существовали христианские общины,объединенные в соборной церкви Пророка Илии. Можно предположить, что при Ольге число христиан на Руси выросло, а между 946 и 957 гг. княгиня совершила путешествие в Константинополь, где приняла крещение. Однако в присылке епископа и священников Ольге в Византии, как предполагают ученые, отказали. Тогда, играя на противоречиях Византии и Священной Римской империи, в 959 г. она отправила послов к германскому королю Оттону, в 962 г. ставшему императором. В конце 961г. (или в начале 962 г.) посланный Оттоном I епископ Адальберт прибыл в Киев. Но попытка организовать епископство не удалась: повзрослевший князь Святослав не желал отказываться от своих языческих верований. В 962 г. он изгнал из Киева епископа и, вероятно, отстранил от управления мать. Эти действия можно объяснить не ненавистью Святослава к христианству, а задуманным им планом великого Восточного похода. Князь опасался на долгое время оставить страну, раздираемую религиозными противоречиями.

Святослав вел активную борьбу с Хазарским каганатом —федеративным союзом племен во главе с хазарами (кочевым тюркоязычным народом Юго-Восточной Европы). С VIII в. вХазарии начался переход от кочевий к оседлости, получило распространение занятие земледелием, появились города, развивалась внутренняя и внешняя торговля. В конце VIII — начале IX в. государственной религией Хазарии был объявлен иудаизм. В даннических отношениях с этим государством оказались славянские племена полян, северян и вятичей. Но уже в IX–X вв. каганат утратил свое могущество под давлением печенегов, алан и русов. Последний удар Хазарии и был нанесен Святославом. Война с каганатом, которую вел князь, позволила сразу решить многочисленные политические и экономические задачи Русского государства.Святослав подчинил племенное княжение вятичей, платившее хазарам дань, разрушил столицу зависимых от каганата волжских булгар, контролировавших Среднее Поволжье, и разгромил сам каганат. В ходе кампании 964–966 гг. киевский князь освободил от хазарского контроля Волжский и Донской торговые пути на Восток, в Азовское и Черное моря. Князь захватил крепость Саркел, установив контроль над нижним Подоньем, и Таманский полуостров, выйдя к крымским владениям Византии. Святослав заставил царя Восточно-Болгарского царства Петра II заключить с ним союз против Византии. Только в результате напряжения всех сил Византийская империя смогла вытеснить русское войско с Балканского полуострова, осадив Святослава в городе Доростоле (на Дунае). В 971 г. князь заключил с Византией почетный мир, а в следующем году, на пути домой, был убит у днепровских порогов печенегами — кочевниками, с конца IX в. жившими в Северном Причерноморье (до Дуная). Они занимались скотоводством, не забывая и такой важный источник обогащения, как набеги на соседние страны. Будучи грозной силой, печенеги часто использовались византийцами в их борьбе с Русью. Убийство Святослава и было осуществлено по подстрекательству Византии. По преданию, печенежский князь Куря сделал из черепа Святослава чашу для вина.

Смерть Святослава привела к братоубийственной борьбе его сыновей — Ярополка, Олега и Владимира. Первый сидел в Киеве (как старший),второй — в древлянской земле, а третий — в Новгороде. В то время Новгород стал политическим и идеологическим центром Северной Руси взамен Ладоги. Из Новгорода начинался знаменитый путь «из варяг в греки», который мог нормально использоваться только тогда, когда контролировался единой властью. Древлянская земля контролировала западное направление торговых путей из Среднего Поднепровья. При Святославе его сыновья, князья-наместники,являлись гарантами политического единства страны, но после его кончины заложенные в экономической и политической организации Русского государства факторы этого единства также закономерно стали причиной междукняжеской борьбы за единовластие.

В соперничестве победил Владимир, успешно продолжившийполитику своих предшественников (им были завоеваны Галиция и Волынь). Он подавил восстания радимичей и вятичей, сохранив традиции сильной центральной власти. Давнюю тенденцию к религиозно-идеологическому единству Руси Владимир попытался первоначально реализовать путем создания единого языческого пантеона.В 980 г., после захвата Киева, он включил в этот пантеон Перуна, Хорса,Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. Перун почитался как повелитель грома и молний, которыми он рассеивал тучи, оплодотворял землю дождями, выводил солнце из облаков. Перун считался покровителем дружинников и военного дела в целом.Хорс представлялся в виде белого коня, бегущего с востока на запад. Конь,считавшийся у славян священным животным, связывал небо и землю, богов и людей.Даждьбог олицетворял Солнце и, по представлениям славян, жил в стране вечного лета, ежедневно делая круговой оборот (по небу). Существовала вера в то, что осенью Даждьбог умирал, а 24 декабря — рождался новым, молодым. Богом ветра и всякой непогоды считался Стрибог. Все, кто так или иначе зависел от превратностей погоды, почитали этого бога. Вообще,общеславянское слово «Бог», присутствующее в названиях упомянутых языческих богов, обыкновенно связывают с обозначением доли, удачи, счастья (сравните:богатый — имеющий бога, долю; убогий — не имеющий доли, бога). Симаргл был олицетворением «вооруженного добра», являясь охранителем труда земледельцев. Мокошь была покровительницей женщин и женского рукоделия.Почиталась она как богиня-пряха и покровительница торговли.

Впрочем, пантеон языческих богов был вскоре разрушен самим его создателем: социально-экономическое и политическое состояние государства переросло возможности язычества как религиозно-нравственной системы, языческая религиозность переставала быть связующим звеном различных социальных групп Киевской Руси. Очевидно, с течением времени все это (в той или иной степени)стало ясно князю Владимиру, чей интерес к религии Единого Бога мог находить основание в истории собственной семьи. Его бабушка умерла христианкой, не стеснял христиан (хотя и посмеивался над ними) его отец — язычник Святослав.Старший брат Владимира Ярополк, правивший в Киеве в 973–980 гг., был расположен к христианству и женат на гречанке (впоследствии его племянник, Ярослав I,окрестил кости дяди, положив их в киевской церкви Пресвятой Богородицы).

По легенде, в 986 г. к Владимиру приходили послы от волжских булгар, Римского Папы, крымских иудеев и константинопольских греков — с предложением принять новую веру именно от них. В данном случае важно то, что Владимир сам делал свой выбор. В 987 г. Владимир собрал приближенных и спросил их совета. Те предложили отправить послов, чтобы последние, посмотрев религиозную жизнь разных народов, рассказали о своем впечатлении. Более всего послам понравилось византийское богослужение, которое они наблюдали в константинопольском храме Святой Софии. В 988 г., как сообщает летопись, князь отправился в Крым, где взял крепость Корсунь, отправив послов к византийским императорам-соправителям Василию II и Константину VIII с требованием отдать ему в жены их сестру Анну. Как наказание свыше, в это время Владимир лишился зрения, прозрев лишь после крещения. После этого он женился на византийской принцессе. Как бы легенда ни была далека от реальных событий, важно отметить одно принципиальное обстоятельство: христианство способствовало расширению возможностей киевских князей во внешней политике и в заключении династических союзов.

Крестившись сам, князь приступил к крещению народа. Крещение Руси началось летом 988 г. с принятия новой веры киевлянами. В дальнейшем Владимир объезжал Русь вместе с прибывшими из Византии духовенством, своей властью и авторитетом содействуя религиозному просвещению государства. Первый киевский митрополит Михаил (ум. в 991), так же как и князь, много ездил, ниспровергая«идолов», строя храмы и проводя крещения. При втором митрополите — Леонтии —появляются русские епархии с епископами во главе. Дело распространения христианства пошло энергичнее. Впрочем, христианство в русских землях распространялось не без сопротивления населения, приверженного язычеству.Разрушая высшие уровни прежней религии, христианство не могло уничтожить низшие уровни религиозных верований славян. Система религиозного синкретизма (так называемое «двоеверие») соединила христианские религиозные ценности с элементами прежних языческих верований. От язычества сохраниласьпрежде всего вера в лешего, водяного, домового, русалку и других представителей«неиндивидуализированной нечисти».

* * *

В эпоху Киевской Руси, как и в любое другое время,государство жило и внутриполитическими страстями. Региональные интересы местной знати подчас отличались от задач власти князя Киевского. В Полоцке, например,обособился Изяслав Владимирович, родоначальник династии полоцких князей.Святополк Ярополкович, племянник Владимира, им усыновленный, составил заговор против отчима. Заговор был предотвращен только быстрыми действиями Владимира. В1014 г. против власти отца восстал его сын Ярослав, отказавшийся посылать в Киев ежегодный налог. Только смерть Владимира (1015 г.) предотвратила поход киевлян против новгородцев. Как и смерть Святослава, кончина Владимира вызвала братоубийственную войну. Севший на киевском престоле Святополк Ярополкович пытался уничтожить своих сводных братьев, сыновей Владимира. В междукняжеской борьбе погибли ростовский князь-наместник Борис, муромский — Глеб, древлянский— Святослав. В 1016 г. Ярослав, в дальнейшем прозванный Мудрым, нанес Святополку поражение, заставив его бежать в Польшу. В 1018 г. Святополк,возвратившись с польским войском, одержал над Ярославом победу и на короткое время снова овладел Киевом. Опираясь на новгородцев, в том же году Ярослав сумел изгнать Святополка и утвердиться в стольном городе своего отца.

Не будет преувеличением сказать, что Ярослав продолжил деятельность Владимира по строительству Русского христианского государства. Он издал новый Церковный устав, указывавший состав судебных дел и лиц, подлежавших церковному суду, а также первый писаный свод светских законов как основной источник права для княжеского суда — Правду Ярослава. Князь возвел мощные укрепления вокруг Киева, территория которого в то время увеличилась до 80 га.Ярослав построил новый кафедральный собор Святой Софии. В его княжение были возведены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. Софийские соборы освящали все пространство Русского государства на протяжении основных торговых путей по Днепру, Волхову и Западной Двине. Это знаковое строительство Софийских соборов в пограничных регионах символично обозначало Русскую землю как Дом святой Софии. Единство государственного пространства реализовывалось и в практике междукняжеских отношений. Когда князь Тмутараканский (на Таманском полуострове)Мстислав Владимирович решил вернуться в русские земли, то после сражения при Листвене в 1024 г., данного ему братом Ярославом, получил территории к востоку от Днепра, тогда как Ярослав — к западу. Резиденция Ярослава была перенесена в Новгород, а Киевом он управлял через своих посадников. Лишь после смерти Мстислава в 1036 г. Ярослав вернулся в Киев,восстановив единовластие в стране. По примеру отца он маркировал пределы своих владений городами-крепостями, основав Ярославль на Волге, Юрьев — в южной Эстонии и Юрьев — на реке Рось в пограничной со Степью зоной. В 1036 г. Ярослав нанес решительное поражение печенегам, с тех пор фактически прекратившим свои набеги на Русь. В середине XI в. печенеги отошли к Карпатам и Дунаю. Часть их в дальнейшем переселилась в Венгрию и Болгарию, ассимилировавшись с местным населением. Другая часть, осев на русских границах, постепенно ославянилась.Место печенегов в Причерноморье заняли половцы, впервые упомянутые в русской летописи в 1054 г.

Русь Ярослава Мудрого — это сильное христианское европейское государство, продолжавшее традиции династических отношений с другими христианскими державами. Эти отношения сложились и окрепли еще в годы княжения отца Ярослава — Владимира Святославича, после смерти жены, византийской принцессы Анны (в 1011), как предполагают историки, женившегося на дочери немецкого графа Куно Онингенского, родственника Саксонской династии германских императоров. Племянник Владимира, Святополк Ярополкович женился на дочери польского короля Болеслава Храброго. Связи с Западом никак не мешали и активно развивавшимся связям с христианским Востоком — с Византией. Русь приняла«византийскую веру» по своей воле и всегда оценивала этот факт как результат свободного выбора. В глазах византийцев русские, приняв крещение, становились частью «византийского содружества», т. е. сверхнационального единства христианских народов, которое символически возглавлялось императором и Патриархом Константинополя. Однако главенство Византии означало не прямую зависимость от нее, а только признание принципа единой и всемирной христианской империи. После принятия христианства влияние Византии превратилось в главный фактор развития русской культуры. Размеры и характер этого влияния следует оценивать в свете трех элементов, которые определяли жизнь византийского общества: римской политической традиции, греческого литературного наследия и православной христианской веры.

Византийская теория об отношениях Церкви и государства нашла свое совершеннейшее воплощение в концепции «симфонии властей», созданной императором VI в. Юстинианом. Император обязан был охранять и укреплять Православную Церковь, так как только Церковь обеспечивала законность имперских притязаний и только через нее император мог осуществлять свою функцию распространителя апостольской веры и охранителя христианской истины в жизни общества. Важным обстоятельством было и то, что в границах империи Византия поддерживала необходимый культурный плюрализм, что служило целям всемирной христианской миссии. В X в., когда Русь приняла византийское христианство, на славянский язык уже были переведены многочисленные библейские, литургические, богословские и исторические тексты.Это облегчило распространение новой веры в стране.

Приняв религию от Византии, Русь получила возможность приобщиться к огромному опыту христианской культуры в ремеслах, архитектуре,живописи и т. д. Достаточно быстро высокого уровня достигли образование и грамотность (о чем свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты XI–XIII вв.) В страну приехали греческие священники и учителя. В конце X — первой трети XIII в. глава Киевской епархии — митрополит, как правило, тоже был греком (в домонгольскую эпоху из 23 киевских митрополитов 17 человек были греками, 2 — русскими, а у 4 национальность неизвестна). Иларион был автором«Слова о Законе и Благодати», произведения, в котором соединена церковная проповедь и политическая речь. В «Слове» митрополит пытался указать место Руси во всемирно-историческом процессе распространения христианства на все страны мира.

Стоит также заметить, что быстро и успешно укоренившись в славянских землях, христианство никогда не становилось там орудием светского познания: культурное приобщение к древней греческой цивилизации ограничивалось языковым барьером. И все-таки в течение Средних веков православная вера служила связующим звеном между Русью и Византией, несмотря на огромную историческую и культурную дистанцию. На Руси всегда была подсознательная убежденность в том,что христианство «импортировано» от греков. Любое отклонение мыслью и словом от полученного сокровища расценивалось как потенциальная ересь. Контакты между Русью и Западом развивались тогда параллельно таким же контактам с Константинополем.

Династические союзы первой половины — середины XI в. с европейскими правящими домами лишь в небольшой мере раскрывают направления русской внешней политики того периода. Так, внуки князя Владимира были женаты: Изяслав Ярославич — на дочери польского короля Мешко II Гертруде, Святослав — на Оде, дочери саксонского графа Леопольда Штаденского, Всеволод — на дочери византийского императора Константина Мономаха. Елизавета Ярославна вышла замуж за норвежского короля Харальда, а после его гибели — за датского короля Свена. Анна Ярославна была замужем за французским королем Генрихом I, а после его смерти — за графом Крепи и Валуа Раулем II. Традиция активных политических и династических союзов была продолжена правнуками Владимира: Владимир Всеволодович Мономах женился на Гите,дочери последнего англосаксонского короля Харальда II. Сестра Владимира Мономаха была замужем за штаденским графом Генрихом Длинным, а после его смерти— за германским императором Генрихом IV. Такую же династическую политику вели и другие Рюриковичи. Их органичное включение в систему династических связей правящих домов христианских государств Европы XI — начала XII в. свидетельствует о том, что Русь рассматривалась ими как равный в социальном и политическом отношении партнер, а сама она оставалась в едином культурном и политическом европейском пространстве.

Это значило также и то, что общественный строй Руси определялся такими же, как и в других странах средневековой Европы, феодальными отношениями. Княжеская служилая система была феодальной, поскольку раздачи денег, должности, кормы-кормления являлись феодами, натурально-денежным обеспечением за службу князю. Они представляли собой ренту — доход, не требующий«предпринимательской» деятельности.

В господских хозяйствах использовался труд смердов. Этим словом в XI— XIII вв. называлось все свободное сельское население (неслучайно, что в Новгородской и Псковской землях вплоть до XV в.свободное сельское население, имевшее центры административно-судебного управления в погостах, называлось смердами). В северо-восточных княжествах это древнее название было заменено в XIV в.новым социальным термином «крестьяне», ставшим следствием религиозной самоидентификации — «христиане» в противоположность поработившим в конце 1230-х — начале 1240-х гг. русские земли нехристианам-ордынцам. Понятие «челядь» продолжало обозначать широкую по составу группу зависимых людей. В состав челяди входили и холопы. Холопами были пленные, их дети, русские люди, продавшие себя в холопство или женившиеся на«робе» — холопке. Холоп находился в полной личной зависимости от господина,который владел его жизнью и имуществом. В конце XI — начале XII в. в качестве особой общественной категории появляются закупы — люди, попавшие в зависимость через денежную ссуду, долг под проценты — купу. Закупы должны были отработать ее в хозяйстве господина и были заняты только в сельских работах.

Труд зависимых людей, равно как учеников и подмастерьев,использовали городские купеческие и ремесленные хозяйства. Крупные и мелкие служилые люди, владельцы господских хозяйств имели свои дворы-хозяйства в городах, управляла которыми княжеская администрация. Города платили князю денежно-натуральную подать, торговые пошлины, проездные и судебные пошлины,часть которых становилась кормом служилых людей — феодом-рентой.

Развитие общественных отношений на Руси вело к постепенному изменению всех структур государства. С XIII в. стало формироваться и военно-служилое сословие дворян,состав которого был образован преимущественно из профессиональных слуг княжеского двора. В XII в. быстро растут города как торгово-ремесленные,политические, военные, идеологические и религиозные центры. В первой трети XIIIв. существовало уже до 150 городовс укрепленной территорией от 2,5 до 300 га.

После смерти Ярослава Мудрого (1054 г.) формируются местные княжеские династии в Черниговской, Смоленской, Ростово-Суздальской земле, на Волыни и в Галиции. Киевские князья Всеволод Ярославич (правил в 1078–1093),Святополк Изяславич (правил в 1078–1113), Владимир Всеволодович Мономах (правил в 1113–1125) и Мстислав Всеволодович Великий (правил в 1125–1132) предпринимали усилия для сохранения политического единства страны и системы киевского княжения как высшей политической власти. Но в последней четверти XI — первой половине XII в. образовались наследственные княжеские владения со столами в Чернигове, Переяславле, Смоленске, Ростове,Суздале, на Волыни и в Галиции, а представители разных ветвей княжеского дома Рюриковичей начали борьбу за раздел и передел своих владений. В то время наследие передавалось не от отца к сыну, а от старшего брата к младшему. После смерти (или устранения) последнего из братьев наследие переходило к сыну старшего брата, далее от него — к старшему сыну второго брата и т. д. В 1097 г.в городе Любече состоялся княжеский съезд, на котором был сформулирован новый принцип взаимоотношения между князьями: «каждый да держит вотчину свою». Это было признание самостоятельности и автономии местных центров и падение единовластия киевских князей.

XI–XII века были временем частых набегов на русские земли половцев. Половцы являлись народностью тюркской группы. С XI в.у них сложились отдельные племенные объединения(союзы), во главе которых стояли ханы. Русские князья, борясь друг с другом, не стеснялись обращаться к половцам за вооруженной помощью, тем самымсодействуя разграблению собственной земли. В 1103 г. Владимир Мономах организовал походы «в степь», после которых половцы, потерпев поражение, вынуждены были частично отойти в Грузию. Но со второй половины XII в. набеги половцев усилились, в результате чего пограничные русские земли были опустошены. Одно из наиболее известных выступлений русских против половцев получило отражение в знаменитом «Слове о полку Игореве». В «Слове» описывается выступление против половцев новгород-северского князя Игоря Святославича и его союзников,произошедшее весной 1185 г. В мае выступление завершилось полным разгромом русских войск. Впервые за всю русскую историю сам князь тогда оказался пленником. «Слово» вкладывает в уста князя объяснение причин поражения:предшествующие междоусобные войны с другими русскими князьями. Враждовавшие между собой князья не могли сопротивляться страшному врагу Руси,объединившемуся тогда под властью хана Кончака.

Во второй трети XII в. произошли качественные изменения в политической системе Русского государства. В результате восстания 1136 г. в Новгороде образовалась боярская республика, не зависящая более от Киева. Князь потерял свое значение главы Новгородского государства. С тех пор новгородцы,приглашая князей, заключали с ними договоры, по которым права и обязанности князя сводились главным образом к выполнению функций военного порядка.Верховная власть перешла в руки веча, с тех пор избиравшего посадника и тысяцкого. В 1150–1180-е гг. владимиро-суздальские князья Андрей Юрьевич Боголюбский (между 1120 и 1125–1174) и его брат Всеволод Большое Гнездо(1176–1212) создали систему великого княжения Владимирского как самостоятельного от киевской власти политического объединения северо-восточных князей. В 1169 г., организовав поход на Киев, захватив и разграбив его, Андрей Боголюбский посадил в нем в качестве наместника брата, сам же остался во Владимире. Будучи сторонником усиления централизованной власти, Андрей Боголюбский вызвал недовольство некоторых крупных бояр и в результате заговора был убит. В дальнейшем, в годы правления во Владимире его брата Всеволода,власть Владимиро-Суздальского князя еще более укрепилась — от политической позиции Всеволода зависела судьба южной Руси и Киева.

С течением времени великое княжение Киевское приобрело лишь символически-престижное значение. Но Киевская Русь как политически единое государство во второй трети XII в. прекратила свое существование, а Киевская земля превратилась в одно из русских княжеств. Однако сохранилась культурно-историческая традиция Русской земли. На всем ее пространстве существовала единая материальная культура, литературный язык и литература также оставались едиными. Русская митрополия поддерживала единое культурное пространство единством церковной организации (в XI–XIII вв. на Руси действовало около 10 тыс. храмов и до 300 монастырей), а ее глава имел традиционный титул«митрополита Киевского и всея Руси». Уже в XII в. князья стали передавать православному духовенству земли и право сбора разного рода податей и пошлин с живших на этих землях жителей. Даже когда к концу XII — началу XIII в.социальные и политические процессы разделили русских людей на жителей разных земель-княжеств — киян, смолян, полочан, новгородцев, владимирцев и т. д., они сохраняли общее самоназвание — русин, т. е. относящийся к Руси.

Русь XIII—XV вв. Возвышение Москвы

Для русских земель XIII век был одним из наиболее драматических периодов истории. Начало этого века явилось и важным хронологическим рубежом во всемирной истории. В 1204 г. столица Византии— Константинополь был захвачен крестоносцами, что самым негативным образом сказалось на взаимоотношениях католической Европы и православного мира. Завершилась традиционная поляризация между Восточной и Западной Римскими империями. Византия распалась на ряд независимых феодальных областей, а рыцари основали Латинскую империю с центром в Константинополе,которая просуществовала до 1261 г. Католики на долгие годы оказались хозяевами столицы православного мира, что в Киевской Руси воспринималось как религиозная трагедия. Кроме того, победа крестоносцев имела и экономические последствия:великий водный путь «из варягв греки» с тех пор перестал играть важную торговую роль. «Варягам» теперь легче было связываться с греческими странами не через Днепр, а через Рейн.

Другим принципиальным событием, изменившим течение жизни в Киевской Руси, стали монгольские завоевания, охватившими в XIII в. всю Азию и ряд стран Европы. В 1219 г. монгольские войска, до того покорившие северный Китай, появились в Средней Азии. Были разрушены крупнейшие города — Бухара, Самарканд, Ургенч, Мерв. В 1222–1223 гг.монгольские войска вторглись в Закавказье и прошли в степи Северного Кавказа.Далее завоеватели двинулись в причерноморские степи, разгромив половцев.Русские полки во главе с киевским князем Мстиславом Романовичем впервые столкнулись с ними 31 мая 1223 г. на реке Калке, выступив совместно с половцами. Совместным русско-половецким дружинам монголы нанесли сокрушительное поражение, дойдя до Днепра. Однако наступления на русские земли тогда не последовало: это была лишь «проба сил». Решение о возобновлении наступления на Восточную Европу было принято спустя два года после смерти основателя Монгольской империи — Чингисхана, в 1229 г. За пять лет завоеватели дошли до низовьев Волги, на севере — до границы леса и степи. В 1235 г. на съезде кочевых феодалов (курултае) решение о продвижении в Европу было вновь подтверждено.Возглавил войска внук Чингисхана — хан Батый.

Нашествие Батыя на Северо-Восточную Русь началось поздней осенью или в начале зимы 1237 г. Первой пала Рязань, жители которой во главе с князем отказались исполнить требования завоевателей: выдать им 1/10 часть от всего, что они имели. Затем Батый двинул свои войска во Владимиро-Суздальские земли. 4 марта 1238 г. на речке Сити он разгромил силы владимирского князя Юрия Всеволодовича, до того захватив стольный город Владимиро-Суздальской земли —Владимир. В городах Южной Руси войска Батыя также встретили упорную борьбу,хотя это не помешало захватчикам разорить города Переяславль, Глухов, Чернигов(1239 г.), а осенью 1240 г. взять Киев. В дальнейшем были захвачены крупные города Галицко-Волынской Руси — Волынь и Галич. Весной 1241 г., закончив опустошение Южной Руси, Батый начал наступление на Венгрию. На время завоеватели покинули русские земли, «Батыев погром» завершился. Его успех во многом был связан с тем, что завоеватели умелоиспользовали военно-технические достижения своего времени (в частности, у Батыя были китайские инженеры, благодаря знаниям которых кочевники быстро захватывали укрепленные крепости противника). Все русские земли, за исключением Новгорода,испытали силу врага и подверглись опустошению. Последствия этого опустошения сказывались на социально-экономическом развитии Руси, морально-психологическом состоянии ее жителей в течение многих последующих десятилетий.

В 1242 г., после поражения в битве при Оломоуце (в Чехии),войска монголов повернули обратно на восток и осели в степях нижней Волги. Ими было образовано государство Золотая Орда с центром в городе Сарае. Русь не стала частью (улусом) этого государства, сохранив собственное управление,православную веру и культуру. На территории русских княжеств фактически не было ордынской администрации. Но княжества были подотчетны власти хана: с 1243 г.русские князья утверждались на своих «столах» особыми ханскими грамотами —«ярлыками», за которыми они должны были лично являться в Орду. В 1260-е гг.установилась практика выдачи митрополиту Киевскому особой ханской грамоты, в которой перечислялись льготы, предоставлявшиеся «церковным людям»: освобождение от уплаты ордынской дани, от постоя ордынских отрядов, от уплаты таможенных сборов. При этом еще в 1250-е гг. сбор дани с отдельных русских городов и земель завоеватели передали откупщикам — купцам из Средней Азии и Ирана. На Руси их называли «бесермены», «басурмане» — так произносили здесь слово«мусульмане». В то время основная масса кочевников сохраняла языческие верования. В период правления хана Берке (1255–1266) правящая верхушка Золотой Орды только начинает обращаться к исламу.

В глазах русских людей ордынский хан заступил место христианского константинопольского императора. Но повиновение не исключало ненависти. Не случайно только во второй половине XIII в. ордынцы совершили 14карательных походов на Русь. К тому же, признавая хана «царем», русские постоянно слышали напоминание Церкви о существовании христианской империи. Ведь именно Православная Церковь делала русских членами исторического «византийского содружества», что стало основой возрождения XIV в. XIV век положил начало и новым отношениям ханов Золотой Орды к христианам. Со времен мусульманина хана Узбека (1312–1342), женатого на дочери императора Византии Андроника Младшего(христианке), старшая жена хана ведала делами христиан, считалась их покровительницей.

В то время как войска Батыя опустошали северо-восточные и южные земли Руси, возникла угроза и северо-западным территориям. Шведские феодалы давно стремились покорить земли Новгорода, через которые проходил важнейший торговый путь, связывавший север Европы с Русью и странами Востока.Покорить русские земли стремились и немецкие рыцари, бывшие «духовным мечом»Римского престола на востоке Европы. Летом 1240 г. на берегу реки Невы высадилось войско шведов, морально поддерживаемое Папой Римским. Однако наступление шведам не удалось: новгородцы во главе с князем Александром Ярославичем одержали блестящую победу над врагом, в результате которой князь и получил свое известное прозвище Невский. В том же 1240 г. поход на Русь начали и немецкие рыцари, сумевшие захватить город Псков. Победа над ними также была достигнута Александром Невским, весной 1242 г. изгнавшим рыцарей из Пскова. Окончательная победа княжеских дружин произошла 5 апреля 1242 г. в результате Ледового побоища —битвы на льду Чудского озера. Покорить Северо-Запад не удалось.

В русских княжествах в XIII–XIV вв. продолжала сохраняться своя военно-административная организация, хотя русские князья и правили от имени верховной власти хана. Повседневный контроль заих деятельностью осуществляли ханские представители — баскаки (в переводе с тюркского — «давители»). Именно по доносам баскаков хан посылал на того или иного непокорного князя карательное войско или вызывал его для суда и расправы в Орду. Городские восстания конца XIII — первой четверти XIV в.привели к изгнанию баскаков из русских княжеств и ликвидации баскачества. Постепенно сбор дани для Орды начал переходить к князьям, что увеличивало самостоятельность Руси. Однако отдельные разрозненные выступления князей против ордынских войск и даже частные успехи не могли серьезно ослабить Орду.

Такой центр начинает складываться только с возвышением Москвы. Основанная в 1147 г., Москва выделилась в самостоятельное княжество (из состава Великого княжества Владимирского) в эпоху сына Александра Невского — великого князя Владимирского Дмитрия. В качестве удела он выделил Москву своему младшему брату Даниилу (1276–1303). Даниил старался не вмешиваться в усобицы и поддерживать мирные отношения как с великим князем, так и с его соперниками. Постепенно выявились и все выгоды географического положения Москвы, находившейся в центре русских земель. Княжество менее других русских земель страдало от внешних врагов: от усилившейся в XIII в.Литвы его защищала территория Тверского княжества, от войск Орды — леса и территории Рязанского, Переяславского и Владимирского княжеств. В Москву стекалось население из разоряемых и приходивших в упадок от частых набегов русских земель. Возвышению Москвы способствовали речные и сухопутные торговые пути, делавшие княжество центром торговых связей на Руси и обогащавших княжескую казну. Вокруг Москвы складывалось этническое ядро, из которого постепенно выросла русская (так называемая великорусская) народность. Так центр политической жизни постепенно перемещался в сторону Московского княжества. К концу правления Даниила территория Московского княжества выросла примерно в три раза, его границы на юге доходили до Оки, а на западе — до лесных массивов на водоразделе Волги и Днепра. Влияние московского князя возросла настолько, что сын Даниила Юрий (1303–1325) открыто вступил в борьбу за великокняжеский ярлык (так как политическое главенство над Русью принадлежало тому князю, который получал от хана ярлык на великое княжение Владимирское).

В 1304 г. Владимирским великим князем стал тверской князь Михаил Ярославич, первый принявший титул великого князя «всея Руси».Соперничество московского князя с тверским при Юрии Даниловиче проходило с переменным успехом, завершившись переходом ярлыка на великое княжение в руки третьего московского князя Ивана Даниловича по прозвищу Калита («кошель»;1325–1340). Старавшийся проводить независимую от Орды политику тверской князь АлександрМихайлович, имевший в первой половине 1320-х гг. великокняжеский ярлык, лишился его после 1327 г. Причиной было восстание в Твери, вызванное жестокостями сборщиков дани. Иван Калита предложил Орде свои услуги для подавления восстания и в благодарность в 1328 г. стал великим князем. Калита проводил политику подчинения Москве других земель и княжеств, при этомстараясь поддерживать мирные отношения с ханом, откупаясь от него данью и заявляя о своей покорности.

О росте влияния московского князя свидетельствовал и перенос в город кафедры митрополита Киевского, с 1299 г. находившейся во Владимире. Это произошло в 1308 г. при митрополите Петре, который сохранил в своем подчинении и Киев, и Владимир. Митрополиту Петру подчинялось и православное население Литвы. Пользовавшийся глубоким уважением и почитанием московского князя,митрополит Петр был также и политической фигурой, стоявшей у колыбели московской государственности. Похоронили Петра в соборе Успения Пресвятой Богородицы — в строившемся тогда главном московском храме. Задумав посвятить главный храм Богородице, Иван Калита сделал серьезную политическую заявку — ведь культ Богородицы со времен Крещения Руси занимал особое место в русском православии,являясь своего рода религиозно-политическим знаменем Киевских и Владимирских великих князей. С идеями государственной преемственности Москвы от Киева перекликается и закладка 25 ноября 1339 г. Иваном Калитой новой крепостной стены. Новый Кремль заложили в день памяти Климента, Папы Римского, мощи которого креститель Руси князь Владимир перенес в Киев.

Политику Калиты продолжили его сыновья — Симеон Гордый и Иван Красный, при которых произошло дальнейшее усиление Московского княжества. С особенной силой успехи объединительной политики московских князей сказались в княжение внука Ивана Калиты — великого князя Дмитрия Ивановича (1359–1389). Его княжение проходило в крайне сложных обстоятельствах. Ставший правителем в девятилетнем возрасте, Дмитрий сумел удержать великокняжеский ярлык только благодаря поддержке сплотившихся вокруг него московских бояр и регента — митрополита «всея Руси» Алексия(1354–1378). Парадоксальность ситуации заключалась в том, что регент московского князя был духовным наставником и христиан — политических противников Москвы (Твери и Литвы), т. е. по существу лицом политически пристрастным.

Как сильное европейское государство Литва появилась в XIII в., противостоя ордынским набегам с востока и немецкому натиску с запада. С течением времени литовские князья-язычники стали покровительствовать юго-западным русским землям, высвобождавшимся из-под власти Орды. К 1350 г. Литовское государство великого князя Ольгерда, чье тяготение к православной традиции усиливалось угрозой со стороны католической Польши и тевтонских рыцарей, помимо Жемайтии — территории,населенной язычниками-литовцами, состояло из русских земель: так называемой«Черной Руси» (Гродно, Слоним, Новогрудок), Полоцкого и Витебского княжеств(впоследствии составивших основу Белоруссии) и южной Руси, большей части Волыни и Галича. Официальным языком в этом государстве был русский.Присоединение русских княжеств, постепенно перешедшее в замысел объединить все территории Киевской Руси в Литовском государстве, подразумевало религиозную и идеологическую ориентацию на Византию. Разумеется, политические амбиции литовских князей сталкивались с амбициями князей московских, также стремившихся доминировать на русских землях. Вопрос о том, кто будет победителем в этой борьбе, и решался в XIV в.

В 1360–1370-е гг. великий князь Ольгерд трижды водил свои войска на Русь, однажды подойдя к самой Москве. Он поддерживал и политических противников Москвы — тверских князей, в конце концовпотерпевших поражение от московского князя Дмитрия (1375 г.). Сложные отношения с Литвой сказывались и на отношении к единству русской митрополии: Москва не хотела признавать митрополитом «всея Руси» церковного иерарха, приемлемого для Литвы. Политическое противоборство приводило к внутрицерковным конфликтам. В то же самое время Золотая Орда вступала в период затяжного кризиса: с 1360 по 1380г. там сменилось четырнадцать ханов. Однако политика разрыва отношений с Ордой неизбежно означала войну ханов против Руси. Московский князь Дмитрий не мог не понимать этого, направив свои полки для участия в обороне Нижегородского княжества в 1377 г. Ордынцы одержали тогда полную победу, повторив разорение Нижнего Новгорода и год спустя. В 1378 г. захвативший в Орде власть хан Мамай организовал поход на Русь, целью которого было разорение Москвы. Однако ордынское войско на реке Воже потерпело поражение от московской рати. Это означало открытую войну. Мамай начал готовить новое выступление против Москвы, стремясь уничтожить княжество и восстановить ордынскую власть в наиболее тяжелых для Руси формах. Союзником Золотой Орды в тех условиях выступила Литва. Поддержал Мамая и рязанский князь Олег. Москва оказалось в исключительно непростой ситуации, тем более что в борьбе с Мамаем не приняли участие Тверь, Новгород и Нижний Новгород.

Однако московский князь сумел собрать огромное по тому времени войско (до 150 тыс. ратников) и подготовиться к битве, которая произошла на Куликовом поле (правый берег Дона при впадении в него речки Непрядвы) 8 сентября 1380 г. Эта битва и решила исход борьбы. Русские оказались победителями, выдержав страшный удар ордынских войск и в критический момент битвыумело использовав находившийся в засаде полк.Литовский князь Ягайло в битве не участвовал, остановившись в 30–40 км от Куликова поля. Таким образом, московский князь Дмитрий, с тех пор получивший почетное прозвище Донской, стал победителем Орды, доказав на практике, что мощный враг может быть повержен. Моральное значение этой победы было не меньше военно-политического. Победа на Куликовом поле укрепила и силы, стремившиеся к единству Руси, способствуя также и усилению Московского княжества. И хотя в 1382г. новый хан Тохтамыш сумел разорить Москву и восстановить власть Орды над Русью, ситуация принципиально изменилась: Московское княжество стало самой мощной политической силой русских земель.

Идея единения русских земель становится не только основной политической идеей Московского княжества, но и получает народную поддержку.Ярким показателем этого можно считать распространение на Руси в XIV в. церковного праздника Троицы.Популяризация этого праздника связана с именем одного из наиболее почитаемых на Руси (а затем и в России) святых — преподобного Сергия Радонежского (1314/1322 (23?)–1392), основавшего недалеко от Москвы Троицкий монастырь (в дальнейшем ставший Троице-Сергиевой лаврой). Идеи единения, любви и согласия,культивировавшиеся Сергием Радонежским, нашли свое зримое выражение в творчестве великого иконописца Андрея Рублева, особенно в его знаменитой«Троице».

Укреплению политического и религиозного влияния Москвы способствовали и внешние обстоятельства, связанные с Литовским государством: в1386 г. была принята так называемая Кревская уния, по которой великий князь Ягайло перекрещивался из православных христиан в католики. Причина была политическая: он женился на юной польской королеве Ядвиге и становился польским королем. Кревская уния радикально изменила расстановку сил в Восточной Европе.Литва больше не могла претендовать на наследие Киевской Руси: культурная и религиозная зависимость от польской короны устраняла Литву как серьезного соперника православного Московского государства.

Рост влияния Москвы продолжился при сыне и преемнике Дмитрия Донского — Василии I (1389–1425 гг.). В 1392 г. была ликвидирована политическая самостоятельность Нижегородского княжества, а в самом Нижнем Новгороде «сели»московские наместники. Тогда же к Москве отошли Городец, Мещера, Таруса.Московское влияние усилилось и в Новгородских землях. Можно сказать, что процесс объединения русских земель Москвой означал ограничение власти бывших независимых князей, превращение их в вассалов великого князя Московского. С течение времени стало обычным делом назначение бывших удельных князей, получавших чин боярина, полковыми воеводами, наместниками. Большая часть Московского княжества, непосредственно подчиненная великому князю, получила новое территориально-административное деление. Вместо ликвидируемых уделов и новоприсоединенных земель постепенно образовывались уезды, власть в которых и возглавляли назначавшиеся великим князем наместники. Свое управление они осуществляли на основе кормлений. Что это означало? Это значило, что они и их подчиненные обеспечивались как натуральными, так и денежными «кормами».Разумеется, на «корм» шла лишь часть собиравшихся с населения повинностей,которая не предназначалась центральным властям. Административные и судебные функции как центральных, так и местных властей в то время не были разделены.Для средневекового правосознания подобное являлось вполне характерным явлением точно так же, как и неравенство перед законом. Материальную базу могущества государственной власти тогда составляли черносошные земли, т. е. земли, которые князь не роздал еще во владение своим слугам и с которых получали основные налоги.

Политическое объединение Руси было замедленно войной,которая вспыхнула при великом князе Василии II Темном (1425–1462) и продолжалась около 30 лет. Война была вызвана династическим кризисом —столкновением двух принципов престолонаследия: родового (от брата к брату, как было в Киевской Руси) и семейного (от отца к сыну). Победа Москвы над более развитым Севером в тех условиях означала усиление крепостнической централизации. Причины победы Москвы можно усмотреть в создании сильного военно-служилого войска (Двора), готового на все, чтобы получить от московского князя землю.

На эпоху великого княжения Василия II пришлось два события,оказавших существенное влияние на формирование русской государственности.Первое из них — поставление Рязанского епископа Ионы на русскую митрополию (в декабре 1448 г.) с согласия великого князя, но без официального одобрения(«благословения») Константинопольского Патриарха. Этому событию предшествовал Флорентийский собор 1439 г., на котором присутствовал и глава Русской Церкви грек Исидор. Целью собора было добиться воссоединения Западной (католической) и Восточной (православной) Церквей. В условиях нараставшего турецкого натиска на земли Византии греческие власти, надеявшиеся получить помощь от Запада,согласились на церковную унию. Православные обряды сохранялись, но признавалось главенство Папы. Митрополит Исидор также подписал соглашение. Однако на Руси решения Флорентийского собора не приняли, а митрополита арестовали (вскоре,впрочем, ему удалось бежать на Запад). В сложившейся ситуации авторитет Константинопольского Патриарха в глазах русских православных людей существенно упал. У русских церковных иерархов и в окружении великого князя созрело и окрепло мнение, что Москва не должна зависеть от Константинополя. Так было положено начало процессу автокефалии (независимости) Русской Православной Церкви от Церкви Византийской. В 1461 г. (после смерти Ионы) его преемник Феодосий был избран «митрополитом всея Руси» уже без титула Киевский.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Розділ 1. Методологічна частина програми емпіричного соціологічного дослідження | Принцип действия.
<== 1 ==> |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.2 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.2 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7