Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Дискретний наказ


Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 429



В рассказе "Дама с собачкой" (1899) Чехов изображает "интеллигентных людей среднего полета". В нем рассказывается о курортном романе, любовном приключении, в котором участвуют Дмитрий Гуров - москвич, филолог, служащий в банке, - и встреченная им в Ялте молодая провинциалка Анна Сергеевна. Главное событие рассказа - перемена, которая под влиянием этой любви происходит: переход героя в новое состояние, его отказ от некоторых стереотипоа и появление новых вопросов.

В начале романа с Анной Сергеевной Гурову казалось, что и в этот раз, после того, как они расстанутся, все скоро кончится, как кончалось при прежних его "похождениях или приключениях". Но когда впервые за несколько месяцев Гуров увидел Анну Сергеевну в толпе зрителей провинциального театра, "то сердце у него сжалось". Отсюда начинается для Гурова отсчет его новой жизни.

И это оказывается лишь началом главных сложностей. Гурову кажется, что это его единственная и настоящая любовь (в этом суть перехода от прежнего Гурова к Гурову новому). Даже если бы героям удалось преодолеть сложности с разводом, переступить через проблему оставляемой семьи и т.п., все равно остаются вопросы "За что она его любит так?", почему любовь пришла к ним, "когда у него голова стала седой" и т.п.

 

"Каких только не бывает в жизни встреч!".И правда, каких только не бывает! Теперь Чехов уже открыто говорит о неповторимости Анны Сергеевны, о непохожести ее на других (Гуров сравнивает ее со своим прошлым «опытом», но такие ему еще не встречались).

Так же, здесь присутствует противоречие фабуле: вопреки привычному развитию событий, где курортный роман (а особенно его кульминация) должен вызывать мимолетную радость, кратковременное счастье, оба героя ничего из этого не испытывают – Гуров чувствует себя очень неловко, а Анна Сергеевна и вовсе в отчаянии («Анна Сергеевна…к тому, что произошло, отнеслась как-то особенно, очень серьезно…», «печально висели длинные волосы», «в унылой позе»). Отклонением от фабулы служит так же внутренний монолог Гурова, который произносится во время совместного пребывания любовников в Ореанде: Чехов показывает читателю, что его герой – человек глубокий, с богатым внутренним миром, человек, способный рассуждать о вечном (чем противостоит обычное представление о герое рассказа курортного романа: невежественного и в высшей степени земного).

Впоследствии Антон Павлович снова ненадолго возвращается в привычную фабулу, что подчеркнуто описанием оставшихся дней, проведенных Анной Сергеевной и Гуровым в Ялте совместно («Потом каждый полдень они встречались на набережной, завтракали вместе, обедали, гуляли, восхищались морем.», «…все одни и те же вопросы…» - автор указывает на обыденность их дней, на однообразное течение их жизни). Однако Чехов сразу же отводит конфликт, являющийся кульминацией любой истории о курортном романе: «Ждали, что приедет муж. Но пришло от него письмо…», таким образом, уже здесь автор совершенно прямо указывает на свое предпочтение сюжета фабуле, он оставляет историю незавершенной, не достигшей своей кульминации – наивысшей точки конфликта, не удовлетворяя ожиданий читателя, уже успевшего предугадать для себя конец, и вызывая у него даже легкое возмущение. В сцене прощания Гурова с Анной Сергеевной автор так же прощается и с фабулой: «И он думал о том, что вот в его жизни было еще одно похождение или приключение, и оно тоже уже кончилось, и осталось теперь воспоминание...». Дмитрий Дмитриевич не просто прощается со своим очередным «приключением», здесь он прощается со всей своей прошлой жизнью, привычками и представлениями, он прощается и с собой, потому что далее читатель увидит совершенно изменившегося, нового человека.

По возвращении домой, Гурову сначала очень комфортно, уютно («дома в Москве», «няня ненадолго зажигала огонь», «дышится мягко, славно»), он постепенно вливается в прошлую жизнь, которая течет размеренно и так привычно. Но, вопреки его ожиданиям, Анна Сергеевна не ушла из его памяти, воспоминания стали ярче, и вот он уже называет свои чувства любовью; Гурову так хочется поделиться с кем-нибудь своими воспоминаниями, да не с кем. И тут он решается завести разговор с чиновником, но тот даже не слушает его – Дмитрий Дмитрич приходит в ярость, и здесь явственно показан внутренний конфликт героя: все его нутро отвергает существующий уклад его жизни, окружающих людей, события, город: теперь он желает большего. Происходит перерождение героя: Гуров, словно птица-феникс сгорает, чтобы родиться заново и стать воистину прекрасным.

Город С. Чехов снабжает обильным количеством серости: пол, обтянутый «серым солдатским сукном», «серая от пыли» чернильница, серое одеяло, «серый, длинный, с гвоздями» забор (глядя на него, создается впечатление, что этот город, эта жизнь - и вовсе тюрьма для Анны Сергеевны) - все это словно описание внутреннего мира героини: читатель уже готов увидеть унылую, несчастную женщину, в чьей жизни отсутствуют абсолютно все краски, кроме черной и белой. Гуров и сам оказывается во всем этом, и оба они несчастны, и серый забор с гвоздями – в жизни каждого из них. Здесь Чехов уже полностью отказался от фабулы, очень категорично, идя по совершенно противоположному пути (в историях о курортных романах герои не могут быть так отчаянно несчастны); в этом читатель убеждается и дальше: «И муж верил и не верил», - полное отсутствие надлежащего данной фабуле конфликта, Чехов намекает, что его и не предвидится.

Отныне у Дмитрия Дмитриевича Гурова две жизни: «одна явная, которую видели и знали все, кому это нужно было, полная условной правды и условного обмана, похожая совершенно на жизнь его знакомых и друзей, и другая - протекавшая тайно» (наиболее отчетливо это видно в сцене, где он идет на встречу с Анной Сергеевной, провожая дочь в гимназию). Теперь они – «очень близкие, родные люди», теперь Гуров заказывает чай (эта сцена поставлена автором в противопоставление со сценой с арбузом в самом начале произведения), не для того, чтобы хоть куда-нибудь себя деть, но он понимает, что Анне Сергеевне нужно время, чтобы успокоиться. Теперь ее мысли больше не являются для Гурова загадкой, он знает, о чем думает Анна Сергеевна, знает об ее переживаниях, мысли эти словно звучат в его голове. Чехов показывает читателю человека в его новом состоянии, человека любящего по-настоящему.

Говоря о фабуле, через двойную жизнь Гурова Антон Павлович передает замысел двойственности своего рассказа – здесь он тоже имеет как бы две жизни, точнее, реальности: жизнь сюжетную и жизнь фабульную. Взяв за основу привычную многим и тривиальную в своем содержании историю, Чехов противопоставил ей сюжет, противопоставил словно играя. А читатель, прочитав рассказ до конца, улыбнется и останется спокойным за судьбу Анны Сергеевны и Дмитрия Дмитрича, ведь автор полностью уверил каждого: их путь «еще только начинается» и «кончится еще нескоро, неизвестно когда».

Периодизация истории русской литературы последней трети XIX века. Ее обоснование.

60 год - время невероятного духовного подъема. Он начался сразу после смерти Николая I. Произошло новое рождение нового гражданского общества. Если западная культура в общем клонится к закату, то русская культура переживает только свое первое рождение. Раньше литература была делом немногих. Пушкин писал свои стихи, адресуясь к двум-трем людям. В 60-е годы только и занимались, что ориентировались на журналы, критику. Почти все писатели в это время были журналистами. Достоевский, Салтыков, Лесков, например. Толстой стал публицистом к концу своего творчества.

Появилась новая интеллигенция купеческо-семинаристского происхождения, которая очень хотела читать. Литература стала знаменем этой эпохи.

С 66 года начались "70 годы" в русской литературе.

70 годы

Обратная реакция, закрываются журналы. Но Некрасов открывает новые.

Это общество окончательно порвало с властью. В 60 годы примирения интеллигенции с властью не состоялось. Революция произошла из-за раскола власти и интеллигенции. Тогда началось народничество и появились нигилисты. Новыми лидерами были: Герцен.

Выстрел Веры Засулич. Она выстрелила в губернатора Требова за то, что тот публично выпорол студента. Засулич выиграла дело. Поддержка террористки была полной.

В 81 году убийство Александра II.

Народничество - молодые люди переодевались в рабочую одежду, шли работать батраками, открывали свои наделы, вели революционную пропаганду. Но стать крестьянами у них не получалось. Крестьяне сами их сдавали в участок, несмотря на то, что народники очень старались им понравиться.

Теория малых дел в 80 г.: мы можем понемногу улучшать жизнь крестьян. Не быстрое преобразование, а последовательная помощь.

80 годы и далее: эпоха сильного спада. Хотели народники исправить ситуацию, но видно, что это сделать так сразу нельзя.

Народ становится фетишем в это время. К нему обращаются все: и народники, и все остальные. Достоевский говорил, что знает народ, а люди спорят с ним.

В 60-70 годы народ наделен всевозможными смыслами и символикой. У него учатся мудрости. Крестьянская община вроде как должна образовать новый государственный строй. Появляется много критических статей о народе. Каждый просвещенный человек должен быть в курсе социальных проблем. Журналы продолжают процветать: "Дело" ит.д. Продолжают традицию Писарева. Потом, "Отчественные записки": Михайловский, Салтыков, Успенский, Гаршин, Достоевский. Салтыков говорит, что надо создать героя нового типа, недворянского происхождения. Пишет это в своей статье.

"Неделя" проповедовала теорию малых дел. Там были опубликованы Исторические письма Лаврова.

Главный выразитель эпохи - Достоевский.

"Вестник Европы" - либеральный журнал. Уклон в гуманитарные науки. Этот журнал близок к символистам. Веселовский, Анненков, Костомаров там напечатал обрыв гончаров новь тургенев

"Русский вестник" Каткова - ее напечатал Достоевский. Печатался Толстой

"Гражданин"

"Новое время" Суворина.

Эпоха расцвета романа. (ВМЕСТО ПЕРИОДИЗАЦИИ) В романе две тенденции: роман о новых людях. Успенский, "Что делать" Чернышевского.

Появляется антинигилистический роман. Лесков "Некуда", "На ножах". Достоевский "Бесы", произведения Христовского, Маркевич, "Новь" Тургенева отчасти.

2-я тенденция: развитие малых жанров: новелла, потом очерк. Появляются целые циклы очерков. Так, у Салтыкова очерки составляли романы. И печатались в журналах. Очерк становится сложным жанром, разветвленным. Описывает русских крестьян, а также старообрядчество. "В лесах и на горах" Меньшикова-Печерского. Появляются уникальные типы: жизнь русского монастыря. Очерк как жанр очень интересен. Он сращивается с романом. В очерке главное - быт, но теперь смысловой жанр, сближается с романом. Он тяготеет к статике. Очерк описывает среду как что-то сложившееся, постоянное. Время тяготеет при этом к вечному прошлому. Лица становятся в атрибуции. Индивидуальное превращается в характерное. Все действия превращаются в определенный цикл. Передача атмосферы важна, ее неповторимого колорита.

Очерк может быть необыкновенно поэтичным. Это трогательная, совершенная жизнь. Идиллия может быть подобием вечности. А можно написать сатиру, то есть неспособность изменить свою жизнь. При этом эти две крайности сопрягаются без проблем.

Очерк спокойно проникает в роман. Так, в "Войне и мире" много статики. Описание военного лагеря и так далее.

Новый жанр - рассказ. Это стремление к малой форме, читатель должен найти тайные смыслы, мелкие детали, которые объясняют целое.

Заново появляется жанр сказки, а также исторической притчи. Очерк тоже дает большие возможности для сказки, ведь мы стремимся изобразить карикатурные типы.

Поэзия в те годы не играет огромной роли, но она идет. В ней характерна психологическая тенденция. Некрасов перевел поэзию в прозаические жанры. Проза в стихах.

Русская поэзия во многом подготавливает психологические достижения. Психологические методы из прозы перешли в поэзию.

"Сумасшедший" Апухтина. Психологизм. Законченная миниатюра.

Аполлон Майков. Поэма "Две смерти", поэт Надсон.

Мотив ночи и пробивающегося сквозь нее света - в поэзии того времени. У Некрасова "в беспросветной глубокой ночи" Апухтин: "О будь моей звездой..." Майков: "Близится вечная ночь..." У Соловьева: "В тумане утреннем..." Грани определенной, таким образом, между поэтами нет, везде беспросветная ночь и солнце.

Возникает образ пути в ночи. Он повторяется потом в "Студенте" Чехова. Студент символизирует поколение 60-70 годов, который бредет по темной дороге бессмысленности жизни. А вдали все-таки виден костер. Это мироощущение всей эпохи. Одна грань - переход к отчаянию. То есть кто-то верит, что солнце взойдет, а кто-то нет. Как раз в это время Некрасов пишет "Кому на Руси жить хорошо". Отражает эпоху.

Появляется огромный пласт сатирической поэзии. Например, Добролюбов. Сатира на почвенников, славянофилов. Россия идет своей собственной дорогой? Нет. Железная дорога - своеобразное окно в Европу, говорит Добролюбов. "В прусском вагоне" Добролюбова.

 

2. Русская литература 1870-х годов: основные имена; соотношение событий гражданской истории и истории литературы.

Литература и общественное движение 70-х гг. во многом и существенном определялись процессами, происходившими в предшествующий период, хронологическое завершение которого для литературы связано с прекращением «Современника» и «Русского слова».

 

В 70-е гг. продолжали свою активную литературную деятельность крупнейшие писатели-реалисты, своим творчеством уже определившие в целом направление развития русской литературы в пореформенную эпоху. Такова творческая и организаторская деятельность Некрасова и Салтыкова-Щедрина. Таковы программные по своему значению произведения Тургенева и Островского, Достоевского и Л. Толстого.

Большое значение для 70-х гг. в силу особенностей данного периода имело творчество писателей демократического направления, непосредственно опиравшихся на революционно-демократическую эстетику, на принципы ее творческого воплощения в романах Чернышевского, в поэзии Некрасова, в сатире Салтыкова-Щедрина.

В 70-е гг. творчество демократов-шестидесятников приобрело подлинно программное значение своей обращенностью и к проблемам народной жизни, и к судьбам передовой разночинной интеллигенции.

В развитии жанров художественной прозы в 70-е гг. характерны явления, также определившиеся еще в предшествующий период: наиболее активно разрабатывается и обновляется жанр романа, продолжается интенсивное развитие малых жанров, особенно очерка.

70-е годы — качественно особый период и в русском общественном движении, и в развитии литературы. Своеобразие этого периода определяется в первую очередь особенностями, характером, судьбами революционно-народнического движения. Именно в этот период народничество окончательно оформилось, достигло апогея в своем развитии, определилась ясно и его идейная ущербность, историческая ограниченность, утопичность социалистических идеалов народников. Глубинные социальные процессы, совершавшиеся в пореформенной России, и вызванное ими народническое движение определяли в конечном счете особенности самых различных явлений и областей общественной жизни 70-х гг.

 

Связи литературы 70-х гг. с общественно-освободительным движением нашли глубокое отражение в проблематике творчества отдельных писателей, в разработке конкретных тем произведений. С наибольшей очевидностью и непосредственностью эти связи проявились в демократической литературе, в творчестве литераторов-разночинцев, выходцев из той общественной среды, которая и выдвинула основной контингент деятелей революционно-народнического движения. Главной темой этой литературы и в 70-е гг. была народная жизнь, социальные процессы, в ней происходящие, настроения и чаяния широких трудовых масс. Второй главнейшей темой, неразрывной с первой, явились умственные и нравственные искания самой разночинной интеллигенции, призванной, как считали ее передовые представители, помочь народу, пробудить его, возглавить его борьбу против несправедливого существующего порядка во имя лучшего социального устройства.

Новым выходом к проблематике народной жизни и к народному читателю является «Азбука» Л. Толстого. Вопросы народной жизни занимают значительное место в романе «Анна Каренина». Некрасов и Салтыков-Щедрин в своем творчестве были во многом идейными вдохновителями демократической мысли 70-х гг., хотя непосредственного участия в революционно-народническом движении они не принимали. С революционными народниками их тесно связывало решительное неприятие современного самодержавного строя и всяческой реакции, всесторонняя критика складывающихся буржуазных отношений.

Происходят качественные сдвиги в развитии малых жанровых форм. К вершинным достижениям подошел в своем развитии очерк.Циклы очерков стали новым своеобразным жанром литературы и в то же время лабораторией обновления сопредельных традиционных жанров художественной прозы: рассказа, повести, романа. В ряду виднейших мастеров в создании циклов очерков и рассказов — Салтыков-Щедрин («В среде умеренности и аккуратности», «За рубежом» и др.), Глеб Успенский («Новые времена, новые заботы», «Из деревенского дневника», «Крестьянин и крестьянский труд», «Власть земли»), Эртель («Записки степняка»), писатели-народники. Все более емким по своему идейному и эстетическому смыслу становится рассказ (Гаршин). На страницах «Дневника писателя» со своими художественными миниатюрами выступает Достоевский. Сложным путем к народным рассказам пришел Л. Толстой.

Литературное движение 70-х гг., важные перемены социально-исторического характера с необходимостью подготовляли новый, последующий период в русской литературе, в развитии реализма художественного творчества.

Русская литература 1880-х годов. Основные имена и тенденции.

80-е гг. — время «разнузданной, невероятно бессмысленной и зверской реакции». Вторая революционная ситуация завершилась убийством Александра II. Начались казни и ссылки революционеров; всякая — даже либеральная — мысль подавлялась. Правительство ввело ряд ограничительных и полицейских мер в области просвещения, усиленно преследовало периодическую печать и в 1884 г. за связь с революционным подпольем закрыло «Отечественные записки». Новое земское положение (1890) полностью подчинило деревню земским начальникам, тем самым возвратив дворянству власть, которую оно частично потеряло в 60-е гг.

Реакция 80-х гг. оказала огромное воздействие на общественные настроения. Началось быстрое перерождение народничества, пессимизм и разочарование стали чуть ли не господствующим мироощущением людей этой поры.

Все больший размах приобретают крестьянские бунты, и все большую роль в политической жизни страны начинает играть рабочее стачечное движение. Быстрый рост капиталистического развития России все более обострял социальные противоречия. В 80-е гг. появляются первые марксистские организации. Они утвердили свои идеи в борьбе с народничеством и подготовили в 1895 г. организацию ленинского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса».

Чехов и Короленко, самые талантливые из литераторов нового поколения, только начинали свою литературную деятельность. Их значение в истории русской литературы определится несколько позднее — на рубеже двух веков. В значительной мере лицо эпохи определяло старшее поколение писателей, завершавшее свой литературный путь (Л. Толстой, Щедрин, Лесков, Тургенев, Островский). У каждого из них был свой самобытный путь в литературе, и к 80-м гг. каждый из них пришел со своим комплексом социально-эстетических идей.

Новые социальные и нравственные проблемы, поставленные самой жизнью, настоятельно требовали и новых форм своего воплощения. Необходимость поисков этих новых форм ощущают в эти годы все, но наиболее остро — Л. Толстой. В эти годы Толстой открыто встает на точку зрения патриархального крестьянства и формулирует свою теорию «непротивления злу насилием». Одновременно он приходит к выводу о необходимости коренного изменения современного искусства, так как оно оторвано от народа и непонятно ему.

Сходная тенденция обнаруживается в творчестве Лескова; оно характеризуется, с одной стороны, резким усилением критического и публицистического начала, а с другой — не менее резко выраженным интересом к проблемам нравственного преображения человека и мира.

М. Е. Салтыков-Щедрин оставался в литературной борьбе нового десятилетия представителем и хранителем заветов и идей революционной демократии. Но и в его творчестве были сильны новые веяния. В 80-е гг. он направил свой удар не столько против самой реакции, сколько против общества, примирившегося с нею и тем самым оправдывающего ее существование. Об этом пойдет речь и в «Современной идиллии», сатире на либерализм, сомкнувшийся с реакцией, и в «Письмах к тетеньке», и в «Мелочах жизни», и в «Пестрых письмах», направленных против «мелочного» существования «среднего человека». В поздних произведениях Щедрина чувствуется боль за общественно пассивного, безыдейного человека; он не мог мириться с серым существованием «среднего человека», задавленного «мелочной жизнью».

Стремлением к поискам новых форм реалистического искусства отмечены как творчество писателей старшего поколения, так и произведения ряда молодых авторов, и прежде всего произведения Гаршина, Короленко, Чехова, выступившего в конце 80-х гг. с повестью «Скучная история», в которой говорилось о необходимости «общей идеи», оправдывающей и делающей осмысленной жизнь человека.

В литературе 80-х гг. видоизменилось соотношение жанров. Роман, игравший еще во второй половине 70-х гг. ведущую роль, уступает место очерку, рассказу и повести. Господство малых жанров было обусловлено рядом особенностей самой эпохи.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ринковий наказ, або наказ по ринку. | Тема. Феноли.
1 | <== 2 ==> |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.245 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.245 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7