Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Частина І


Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 661



Рассматривая в данной теме исключительность авторских прав, необходимо учитывать, что большинство ученых понимает их как неотчуждаемость, неотторжимость от личности автора в течение всей его жизни, недопустимость перенесения прав автора на другое лицо.

Виды авторских прав:

К неимущественным правам относят право на имя, право на обнародование произведения, включающее право на его отзыв, а также право на защиту репутации автора.

К имущественным правам относят право на использование произведения в любой форме и любым способом, которые включают право на публичный показ, право на публичное исполнение, право на импорт, право на передачу в эфир и т.д.

Право авторства – юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения и вытекающая отсюда возможность требовать признания данного факта от других лиц. Право авторства неразрывно связано с личностью создателя произведения, действует в течение всей жизни автора и прекращается с его смертью.

Право на авторское имя – автор, может использовать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем, под условным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно).

Право на защиту репутации автора. Содержание данного права состоит в том, что при издании, публичном исполнении или ином использовании произведения воспрещается без согласия автора вносит какие-либо изменения, как в само произведение, так и в его название и, кроме того, в обозначение имени автора.

Право на обнародование произведения можно определить как юридически обеспеченную автору возможность публичной огласки созданного им произведения. При этом автор решает два вопроса: готово ли произведение для доведения до неопределенного круга лиц, рассматриваемое право включает решение вопроса о времени месте и способе обнародования.

Имущественные права автора.

Право на воспроизведение – есть право на повторное придание произведению объективной формы, допускающей его восприятие третьим лицам. Особым видом воспроизведения признается репродуцирование, т.е. факсимильное воспроизведение в любых размере и форме одного и более экземпляров оригиналов или копий письменных или иных графических произведений путем фотокопирования или с помощь других технических средств, иных, чем издание. Под правом доступа понимается, что автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления права на воспроизведение своего произведения.

Право на распространение. Под ним понимается, что автор может распространять экземпляры произведения любым способом, в частности продавать, сдавать в прокат и т.д. Под правом автора импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт), понимается возможность осуществлять контроль за ввозом на территорию действия авторских прав экземпляров созданного им произведения, которые изготовлены за границей.

Под показом произведения понимается демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности. Под публичным исполнением понимается представление произведения посредством игры, декламации, пения, танца, в живом исполнении или с помощью технических средств, а также показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком).

Право на передачу в эфир, т.е. первоначальное сообщение произведения публике посредством беспроводной связи, так и последующую передачу произведения в эфире. К праву на передачу в эфире весьма близко примыкает право автора сообщать произведения (включая показ, исполнения или передачу) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств.

Иные права авторов, т.е. те права которые не указаны в законе «Об авторском праве и смежных правах», но следуют из него, так как последний исходит из того, что автору принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом.

Ограничения авторских прав (свободное использование произведения, срок действия авторских прав).

Ограничения авторских прав установленные законом отличаются по объему, затрагивают разный круг произведений и способов их использования. Анализ этих изъятий позволяет объединить их в пять относительно самостоятельных групп, которые включают близкие по целям случаи свободного использования произведений:

- те виды свободного использования результатов творческой деятельности, объединяющим признаком которых является необходимость доступа к произведениям в целях свободного распространения информации;

- случаи репродуцирования правомерно опубликованных произведений в единичном экземпляре без извлечения прибыли;

- публичное исполнение музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний, а также похорон в объеме, оправданном характером таких церемоний, и воспроизведение произведений для судебного производства в объеме, оправданном этой целью;

- использование в некоторых случаях программ для ЭВМ и баз данных, а также производства записей краткосрочного пользования, осуществляемых организациями эфирного вещания.

Срок действия авторского права, по общему правилу, действует в течении всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Указанный срок исчисляется с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Исключения составляют:

- произведения, обнародованные анонимно, либо под псевдонимом;

- произведения созданные в соавторстве;

Авторский договор:

1. Общие положения авторского договора. Из анализа его норм можно сформулировать следующее определение: по авторскому договору автор передает или обязуется передать приобретателю свои права на использование произведения в пределах и на условиях, согласованных сторонами. При изучении вопроса необходимо знать особенности авторского договора, для разграничения авторского и трудового договора.

2. Элементы авторского договора:

- стороны авторского договора;

- предмет и объект авторского договора;

- срок авторского договора;

- цена авторского договора;

- форма авторского договора и порядок его заключения;

3. Содержание авторского договора:

1. Основные обязанности автора:

- создание и передача организации-заказчику своего произведения;

- автор обязан лично выполнить заказанную работу;

- автор должен представить заказанное ему произведение в определенный срок;

- доработка произведения по требованию организации-заказчика.

2. Основные обязанности пользователя:

- должен принять и рассмотреть представленное автором произведение;

- организация-пользователь обязана обеспечить соблюдение всех личных неимущественных прав автора;

- организация-заказчик, обязана привлечь автора к работе по подготовке произведения к использованию;

- на пользователи лежит обязанность по выплате автору вознаграждения за использованное произведение.

3. Ответственность сторон – это мера государственного принуждения имущественного характера, применяемая в целях восстановления нарушенного состояния и удовлетворения потерпевшей стороны, нарушившей договорную обязанность.

Наиболее типичные нарушения авторами своих обязательств:

- просрочка автора;

- отступление от условий договора, недобросовестность автора;

- отказ от внесения в произведение исправлений и дополнений;

- передача произведения для использования третьим лицам;

- ответственность автора за иные нарушения условий договора.

4. Прекращение авторского договора приводит к отпадению прав и обязанностей его участников, а в некоторых случаях – к возложению на кого-либо из них отрицательных последствий данного юридического факта.

Большинство авторских договоров прекращается по следующим обстоятельствам:

- истечения срока действия;

- возможность досрочного прекращения договора в связи с отказом пользователя от дальнейшего использования произведения;

- окончание действия самих авторских прав;

- по взаимному соглашению сторон;

- смерть автора или ликвидация юридического лица, выступающего в качестве стороны договора;

- в одностороннем порядке автором или пользователем.

Темы докладов и рефератов:

1. Классификация авторских договоров.

2. Форма авторского договора и порядок его заключения.

Вопросы:

1. Можно ли предъявить иск субъекту, который использует название произведения автора?

2. Обязано ли издательство выплачивать аванс при заключении договора заказа?

3. Каким документом подтверждается подтверждением получения издательством рукописи?

 

Источники и литература:

1. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (Парижский акт, ВОИС, 24 июля 1971 г.).

2. Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.).

3. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 29 октября 1971 г.).

4. Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-I "Об авторском праве и смежных правах" (с изменениями от 19 июля 1995 г.).

5. Богатова Л. Соглашения в области охраны авторских прав // Интеллектуальная собственность. 1997. № 7-8. С. 58-64.

6. Борщ-Компанеец Н. Договорные отношения при передаче прав на использование объектов интеллектуальной собственности // Финансовая газета (Региональный выпуск). 1996. № 44. С. 6-7.

7. Ботуз С. Правовая защита объектов интеллектуальной собственности в Интернете // Интеллектуальная собственность. 1997. № 3/4. С. 32-39.

8. Воронкова М. Срок действия авторского права // Российская юстиция. 1995. № 2. С. 25-27.

9. Гаврилов Э.П. Авторские права на служебные произведения: Комментарий к закону // Хозяйство и право. 1996. № 12. С. 56-59.

10. Гаврилов Э.П. Авторское право и смежные права // Юридический консультант. 1997. № 12. С. 5-19.

11. Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах. М.: Фонд “Правовая культура”, 1996.

12. Дозорцев В.А. Обратная сила закона в авторском праве // Российский экономический журнал. 1997. № 8. С. 38-43.

13. Интеллектуальная собственность: Сборник типовых договоров. М.: ИНФРА-М, 1995.

14. Интеллектуальная собственность: Словарь-справочник / Под общ. ред. А.Д. Корчагина. М.: ИНФРА-М, 1995.

15. Калягин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2000.

16. Матвеев Ю.Г. Международные конвенции по авторскому праву. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Междунар. отношения, 1978.

17. Хаметов Р. Каким быть авторскому договору // Интеллектуальная собственность. 1997. № 3-4. С. 53-64.

18. Хаметов Р. Реализация смежных прав исполнителей в шоу-бизнесе // Российская юстиция. 1999. № 4.

 

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Визначення показників графіку руху поїздів | Графік руху поїздів
<== 1 ==> | 2 | 3 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.194 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.194 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7