Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Дисциплінарні стягнення, які накладають


Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 545



'I

-t

/:>

Л

•ill

i* MC

Of-

Право и государство, согласно марксистскому историко-мате-: риалистическому учению, являются надстроечными явлениями (фор­мами), обусловленными базисными (производственными, экономи­ческими) отношениями частнособственнического общества. Право­вые отношения (и право в целом) возникают, по Марксу,из эконо­мических отношений частной собственности, обслуживают эти от­ношения, являются необходимой формой их выражения и суще­ствования. Поэтому марксистское негативно-коммунистическое от­ношение к частной собственности полностью распространяется и на все надстроечные явления (право, государство и т. д.), порож­денные частнособственническим способом производства, оформляю­щим и обслуживающим его.

В контексте такого историко-экономического материализма и в целом социальной философии марксизма право как обусловлен­ная надстроечная форма не имеет собственной сущности, собствен­ной ценности, собственной истории. Уничтожение собственности по существу предопределяет и судьбу права.

Для Маркса, а затем и Ленина, вопрос о послекапиталистиче-ских судьбах права как буржуазного феномена — это второстепен­ный, обусловленный и подчиненный момент того процесса, сущест­во которого состоит в преодолении частнособственнических (эконо­мико-стоимостных и товарно-денежных) отношений, порождающих право, правовую идеологию и всевозможные правовые иллюзии. Поэтому данный вопрос ставится и трактуется Марксом в связи с прогностическим анализом проблемы распределения продуктов по­требления в условиях будущего нетоварного строя, возникающего в результате революционного отрицания частной собственности и капитализма в целом.

Формы распределения (правовые или неправовые) обуслов­лены, согласно Марксу, способом самого производства. "Всякое рас­пределение предметов потребления, — поясняет он, — есть всегда лишь следствие распределения самих условий производства. Рас­пределение же последних выражает характер самого способа про-

Раздел II. Философия отрицания права. Идеология коммунизма

изводства. Например, капиталистический способ производства по­коится на том, что вещественные условия производства в форме собственности на капитал и собственности на землю находятся в руках нерабочих, в то время как масса обладает только личным условием производства — рабочей силой. Раз элементы производ­ства распределены таким образом, то отсюда само собой вытекает и современное распределение предметов потребления. Если же ве­щественные условия производства будут составлять коллектив­ную собственность самих рабочих, то в результате получится так­же и распределение предметов потребления, отличное от совре­менного"1.

В историческом развитии и смене отношений собственности коммунизм как способ производства, идущий на смену капитализ­му, — это, согласно марксизму, прежде всего и главным образом ликвидация буржуазной частной собственности и вместе с тем — всякой частной собственности, поскольку буржуазная частная соб­ственность представляет собой исторически последнюю и наиболее развитую форму выражения частной собственности вообще. В со­ответствии с таким подходом также и буржуазное право выступает как наиболее развитая, исторически последняя форма права вооб­ще. Поэтому, говоря о праве, Маркс, Ленин и вообще ортодоксаль­ный марксизм имеют в виду буржуазное право. После буржуазного права, согласно марксистской коммунистической доктрине, какое-то небуржуазное право (например, социалистическое право) просто невозможно в принципе, по определению. Так же невозможно, как невозможна какая-нибудь новая (послебуржуазная) форма частной собственности на средства производства.

Социализм (социализм марксистский, ленинский, пролетарско-коммунистический) — это, согласно доктрине и практике ее реали­зации (в виде реального социализма советского образца), всеобщее, последовательное и радикальное отрицание любой и всякой част­ной собственности на средства производства. Все остальное, что следует отсюда (в том числе и применительно к праву), что извест­но о доктринальном и реальном социализме, все другие его свойст­ва, черты и характеристики (включая и создание правоотрицаю-щей "социалистической собственности") — лишь неизбежное след­ствие такого тотального отрицания частной собственности как сути коммунистического, т. е. логически и практически самого последо­вательного, самого антикапиталистического и самого антиприват­ного социализма.

Данное принципиальное положение четко сформулировано Марксом и Энгельсомв "Манифесте Коммунистической партии": "Отличительной чертой коммунизма является не отмена собствен­ности вообще, а отмена буржуазной собственности. Но современная

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19. С. 20.

Глава 1. Собственность и право '•

буржуазная частная собственность есть последнее и самое полное выражение такого производства и присвоения продуктов, которое держится на классовых антагонизмах, на эксплуатации одних дру­гими. В этом смысле коммунисты могут выразить свою теорию од­ним положением: уничтожение частной собственности"1.

Для осуществления этого пролетариат, поясняют Маркс и Эн­гельс, в борьбе против буржуазии объединяется в класс, путем ре­волюции завоевывает политическую власть и превращает себя в господствующий класс и в качестве господствующего класса силой упраздняет старые производственные отношения. "Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все ору­дия производства в руках государства, т. е. пролетариата, органи­зованного как господствующий класс, и возможно более быстро уве­личить сумму производительных сил"2.

Таким образом, не только завоевание пролетариатом полити­ческой власти, но и последующие преобразования им отношений собственности осуществляются насильственными средствами. Имея в виду пролетарские преобразования в способе производства, авто­ры "Манифеста" писали: "Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собствен­ности и в буржуазные производственные отношения, т. е. при помо­щи мероприятий, которые экономически кажутся недостаточными и несостоятельными, но которые в ходе движения перерастают са­мих себя и неизбежны как средство для переворота во всем способе производства "3.

Какая же форма собственности, согласно марксизму, прихо­дит на смену ликвидируемой буржуазной частной собственности? Это имеет принципиальное значение, в том числе и для судеб права. В "Манифесте" говорится о централизации после пролетар­ской революции "всех орудий производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс"4. Вместе с тем эта централизуемая в руках пролетарского государ­ства собственность характеризуется как коллективная собственность, принадлежащая всем членам общества. "Итак, — пишут Маркс и Энгельс, — капитал — не личная, а общественная сила. Следова­тельно, если капитал будет превращен в коллективную, всем чле­нам общества принадлежащую, собственность, то это не будет пре­вращением личной собственности в общественную. Изменится лишь общественный характер собственности. Она потеряет свой классо­вый характер"6.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 4. С. 438.

2 Там же. С. 446.

3 Там же.

4 Там же.

5 Там же. С. 439.

116 Раздел II. Философия отрицания права. Идеология коммунизма

Необходимость перехода от буржуазной частной собственности к общественной собственности обосновывается и в "Капитале".

Исторический генезис капитала (т. е. буржуазной частной соб­ственности) — это, по Марксу, экспроприация непосредственных производителей, т. е. уничтожение частной собственности, покоя­щейся на собственном труде. "Частная собственность, как противо­положность общественной коллективной собственности, — отмеча­ет он, — существует лишь там, где средства труда и внешние усло­вия труда принадлежат частным лицам. Но в зависимости от того, являются ли эти частные лица работниками и неработниками, из­меняется характер самой частной собственности"1.

Частная собственность свободного работника на его средства производства (например, крестьянина — на возделываемое им поле, ремесленника — на соответствующие инструменты и т. д.) состав­ляет основу докапиталистического мелкого производства. Такой спо­соб производства предполагает дробление земли и других средств производства, исключает их концентрацию и кооперацию, сковыва­ет дальнейшее развитие производительных сил. Уничтожение дан­ного способа производства, "превращение индивидуальных и раз­дробленных средств производства в общественно концентрирован­ные, следовательно, превращение карликовой собственности мно­гих в гигантскую собственность немногих, экспроприация у широ­ких народных масс земли, жизненных средств, орудий труда, — эта ужасная и тяжелая экспроприация народной массы образует пролог истории капитализма"2.

В результате первоначального капиталистического накопле­ния был осуществлен переход от частной собственности непосред­ственного производителя к буржуазной частной собственности. "Ча­стная собственность, добытая трудом собственника, основанная, так сказать, на срастании отдельного независимого работника с его ору­диями и средствами труда, вытесняется капиталистической част­ной собственностью, которая покоится на эксплуатации чужой, но формально свободной рабочей силы"3.

Развитие данного процесса приводит к превращению работни­ков в пролетариев, а условий труда — в капитал. Капитализация собственности — это вместе с тем "дальнейшее обобществление труда, дальнейшее превращение земли и других средств производ­ства в общественно эксплуатируемые и, следовательно, общие сред­ства производства"4.

Теперь уже экспроприации подлежит капиталист, эксплуати­рующий рабочих. "Эта экспроприация совершается игрой имма­нентных законов самого капиталистического производства, путем

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23. С. 770—771.

2 Там же. С. 771.

3 Там же. С. 772.

4 Там же.

Глава 1. Собственность и право

централизации капиталов"1. Общественный характер производства требует установления общественной собственности на средства и условия обобществленного труда. Вместе с тем формируется и ор­ганизуется пролетариат как класс, призванный и способный осу­ществить эту экспроприацию буржуазной собственности. "Монопо­лия капитала становится оковами того способа производства, кото­рый вырос при ней и под ней. Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они стано­вятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взры­вается. Бьет час капиталистической частной собственности. Экс­проприаторов экспроприируют"2.

В социально-политическом плане такая экспроприация экспро­приаторов означает пролетарскую революцию, в экономическом — переход от буржуазной частной собственности к собственности общественной. Резюмируя итоги своего анализа исторических тен­денций капиталистического накопления, Маркс пишет: "Превра­щение основанной на собственном труде раздробленной частной собственности отдельных личностей в капиталистическую, конеч­но, является процессом гораздо более долгим, трудным и тяжелым, чем превращение капиталистической частной собственности, фак­тически уже основывающейся на общественном процессе произ­водства, в общественную собственность. Там дело заключалось в экспроприации народной массы немногими узурпаторами, здесь народной массе предстоит экспроприировать немногих узурпа­торов"3.

Под упомянутой здесь общественной собственностью в про­гнозе Маркса речь идет о собственности на средства производ­ства при социализме (после революционной экспроприации ка­питалистической частной собственности). Логика такого прогно­стического вывода (как в данном контексте, так и в целом в мар­ксистском учении о переходе от капитализма к коммунизму) вполне понятна. Но здесь же, при освещении тенденций капита­листического накопления, Маркс (в духе диалектической триа­ды: тезис — отрицание тезиса — отрицание отрицания) пишет: "Капиталистический способ присвоения, вытекающий из капи­талистического способа производства, а следовательно, и капи­талистическая частная собственность, есть первое отрицание индивидуальной частной собственности, основанной на собствен­ном труде. Но капиталистическое производство порождает с не­обходимостью естественного процесса свое собственное отрица­ние. Это отрицание отрицания. Оно восстанавливает не частную собственность, а индивидуальную собственность на основе дос­тижений капиталистической эры: на основе кооперации и обще-

1 Там же.

2 Там же. С. 773. •"

3 Там «e. • . т. . л Wji4 . ^ л

Раздел II. Философия отрицания права. Идеология коммунизма

го владения землей и произведенными самим трудом средства­ми производства"1.

Эта прогнозируемая для социализма "индивидуальная собст­венность" имеет потребительский характер и распространяется лишь на предметы потребления, поскольку собственность на сред­ства производства, согласно Марксу, является здесь (при социа­лизме) общественной.

Данное принципиальное обстоятельство (потребительский харак­тер и границы "индивидуальной собственности" при социализме, в условиях общественной собственности на средства производства) прямо признается и обосновывается в "Критике Готской программы", опи­рающейся на анализ и выводы "Капитала". Так, характеризуя об­менные отношения на первой фазе коммунизма, Маркс пишет: "Со­держание и форма здесь изменились, потому что при изменившихся обстоятельствах никто не может дать ничего, кроме своего труда, и потому что, с другой стороны, в собственность отдельных лиц не мо­жет перейти ничто, кроме индивидуальных предметов потребления"2.

Общественный характер собственности на средства производ­ства при социализме обосновывается и во многих других произве­дениях Маркса и Энгельса. Так, уже в "Манифесте" подчеркивает­ся потребительский характер индивидуального присвоения (т. е. личной собственности) после уничтожения буржуазной частной соб­ственности и перехода к общественной собственности на средства производства. "Мы, — писали Маркс и Энгельс о позиции комму­нистов, — вовсе не намерены уничтожить это личное присвоение продуктов труда, служащих непосредственно для воспроизводства жизни, присвоение, не оставляющее никакого избытка, который мог бы создать власть над чужим трудом"3.

В работе "Развитие социализма от утопии к науке" Ф. Энгельс, резюмируя итоги развития от средневекового общества к капита­лизму и от капитализма к социализму, писал: "Пролетарская ре­волюция, разрешение противоречий: пролетариат берет обществен­ную власть и обращает силой этой власти ускользающие из рук буржуазии общественные средства производства в собственность всего общества... Отныне становится возможным общественное про­изводство по заранее обдуманному плану. Развитие производства делает анахронизмом дальнейшее существование различных об­щественных классов. В той же мере, в какой исчезает анархия об­щественного производства, отмирает политический авторитет госу­дарства. Люди, ставшие, наконец, господами своего собственного общественного бытия, становятся вследствие этого господами при­роды, господами самих себя — свободными"4.

1 Там же.

г Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19. С. 18.

3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 4. С. 439.

4 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19. С. 229—230.

Глава 1. Собственность и право

тохфоэ

Также и в трудах В.И. Ленина применительно к социализму речь идет об общественном характере собственности на средства производства и потребительском характере личной собственности. В работе "Государство и революция" Ленин вслед за Марксом сле­дующим образом характеризует отношения собственности и обу­словленные ими распределительные отношения на первой фазе коммунизма: "Средства производства уже вышли из частной соб­ственности отдельных лиц. Средства производства принадлежат всему обществу. Каждый член общества, выполняя известную долю общественно-необходимой работы, получает удостоверение от об­щества, что он такое-то количество работы отработал. По этому удостоверению он получает из общественных складов предметов потребления соответственное количество продуктов. За вычетом того количества труда, которое идет на общественный фонд, каждый рабочий, следовательно, получает от общества столько же, сколько он ему дал"1.

Марксистский социализм, социализм в трактовке Маркса, Эн­гельса и Ленина, социализм пролетарский, социализм с точки зре­ния "научного социализма, являющегося теоретическим выраже­нием пролетарского движения"2, — это по существу коммунистиче­ский социализм, составная часть самого коммунизма как новой (по-слекапиталистической) формации, начальная, низшая, первая фаза (или ступень) коммунистического общества, за которой должна, со­гласно марксистскому учению, последовать высшая фаза, полный коммунизм.

Данное обстоятельство имеет существенное значение для все­го марксистского учения о переходе от капитализма к коммунизму. Так, применительно к проблеме собственности фундаментальное единство низшей и высшей фаз коммунизма (так сказать, неполно­го и полного коммунизма) состоит в том, что обе эти фазы базиру­ются, согласно марксизму, на общественной собственности на сред­ства производства. Отмечая это, В.И. Ленин писал: "Но научная разница между социализмом и коммунизмом ясна. То, что обычно называют социализмом, Маркс назвал "первой" или низшей фазой коммунистического общества. Поскольку общей собственностью ста­новятся средства производства, постольку слово "коммунизм" и тут применимо, если не забывать, что это не полный коммунизм"3.

Коммунизм (естественно, с его первой фазы, с социализма), согласно марксизму, начинается и развивается как общество, ос­нованное на общественной собственности на средства производст­ва. Развитие такого общества должно, согласно марксистскому про­гнозу, с необходимостью привести к полному коммунизму. "Но, стре-

1 Ленин В.И. Поли. собр. соч., т. 33. С. 92.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19. С. 230.

3 Ленин В.И. Поли. собр. соч., т. 33. С. 98.

Раздел II. Философия отрицания права. Идеология коммунизма

мясь к социализму, — писал Ленин, — мы убеждены, что он будет перерастать в коммунизм, а в связи с этим будет исчезать всякая надобность в насилии над людьми вообще, в подчинении одного человека другому, одной части населения другой его части, ибо люди привыкнут к соблюдению элементарных условий общественности без насилия и без подчинения"1.

Вместе с уничтожением частной собственности и установлени­ем общественной собственности на средства производства при со­циализме, согласно марксизму, преодолеваются стоимостные отно­шения, товарно-денежное производство и рынок, вводятся в мас­штабе всего общества централизованное плановое хозяйство, обще­государственная система учета и контроля за мерой труда и по­требления, всеобщая обязанность трудиться и т. д.

Обосновывая концепцию нетоварного способа производства уже на низшей фазе коммунизма, Маркс писал: "В обществе, основан­ном на началах коллективизма, на общем владении средствами производства, производители не обменивают своих продуктов; столь же мало труд, затраченный на производство продуктов, проявля­ется здесь как стоимость этих продуктов, как некое присущее им вещественное свойство, потому что теперь, в противоположность капиталистическому обществу, индивидуальный труд уже не околь­ным путем, а непосредственно существует как составная часть со­вокупного труда"2.

Доля отдельного производителя в общественном рабочем дне — это его индивидуальный трудовой пай. И каждый отдельный про­изводитель "получает от общества квитанцию о том, что им достав­лено такое-то количество труда (за вычетом его труда в пользу общественных фондов), и по этой квитанции он получает из обще­ственных запасов такое количество предметов потребления, на ко­торое затрачено столько же труда"3.

Такую оплату индивидуального труда предметами потребле­ния Маркс характеризует как обмен двух разных форм одного и того же количества труда — обмен, осуществляемый во внетовар-ной форме и без посредства денег. Роль денег здесь осуществляет названная квитанция о размере трудового вклада.

Ликвидацию товарного производства при социализме прогно­зировал и Ф. Энгельс. "Раз общество возьмет во владение средства производства, — писал он, — то будет устранено товарное произ­водство, а вместе с тем и господство продукта над производителя­ми. Анархия внутри общественного производства заменяется пла­номерной, сознательной организацией. Прекращается борьба за от­дельное существование. Тем самым человек теперь — в известном

2 61,С 83- J.' * Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19. С,||

Там же. ' '

S« О £8 ,т ..рог. .фу.-.0i,S 3 et л „рсО -Ф

Глава 1. Собственность и право

смысле окончательно — выделяется из царства животных и из зве­риных условий существования переходит в условия действительно человеческие"1. Преодоление товарного производства и конкурен­ции, введение плановости, установление власти и контроля людей над условиями своей жизни приведет, согласно Энгельсу, к тому, что люди станут "господами" своей обобществленной жизни2. Об­щественное бытие людей станет теперь их собственным свободным делом. Человек возьмет под свой контроль те объективные чуждые силы, которые до этого господствовали над историей. Люди начнут сами вполне сознательно творить свою историю, добиваясь по­ставленных целей общественного развития. "Это, — заключает Эн­гельс, — есть скачок человечества из царства необходимости в цар­ство свободы"3.

Марксистскую концепцию бестоварного социализма отстаивал и Ленин. Это ясно из уже приведенных его высказываний. При со­циализме, согласно Ленину, основным средством управления обще­ственным производством и всей общественной жизнью становится всеохватывающий, универсальный, всенародный учет и контроль. "Учет и контроль, — подчеркивает он, — вот главное, что требуется для "налаживания", для правильного функционирования первой фазы коммунистического общества. Все граждане превращаются здесь в служащих по найму у государства, каковым являются воо­руженные рабочие. Все граждане становятся служащими и рабочи­ми одного всенародного, государственного "синдиката". Все дело в • том, чтобы они работали поровну, правильно соблюдая меру рабо­ты, и получали поровну"4.

Такой контроль при социализме, согласно Ленину, должен ох­ватить всех — как бывших эксплуататоров, так и рабочих, развра­щенных капитализмом. "Все общество, — писал он, — будет одной конторой и одной фабрикой с равенством труда и равенством пла­ты. Но эта "фабричная" дисциплина, которую победивший капита­листов, свергнувший эксплуататоров пролетариат распространит на все общество, никоим образом не является ни идеалом нашим, ни нашей конечной целью, а только ступенькой, необходимой для радикальной чистки общества от гнусности и мерзостей капитали­стической эксплуатации и для дальнейшего движения вперед"5.

В реальной истории "деспотическое вмешательство в отноше­ния собственности", а вместе с тем неизбежно и во все остальные сферы общественной, политической и духовной жизни общества предстало в виде насильственных мероприятий пролетарской ре­волюции и тоталитарной диктатуры. Впрочем, это вполне соответ-

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19. С. 227.

2 Там же.

3 Там же. С. 228.

* Ленин В.И. Поли. собр. соч., т. 33. С. 101.

5 Там же. С. 102.

122 Раздел II. Философия отрицания права. Идеология коммунизма

ствовало суждениям Маркса о судьбах государственности после капитализма, при социализме. "Между капиталистическим и ком­мунистическим обществом, — утверждал он, — лежит период ре­волюционного превращения первого во второе. Этому периоду соот­ветствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной дик­татурой пролетариата"1.

О каком же праве применительно к этим условиям в прогно­стическом плане говорил Маркс?


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 2. Дисциплінарний Статут Збройних Сил України. | Накладення дисциплінарних стягнень в особливих випадках.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | <== 8 ==> | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.189 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.189 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7