Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Класифікація господарських рішень


Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 458



Важной формой рационального познания является также абдукция1. Американский философ Ч.С. Пирс, известный разработчик, по сути автор этой формы рассуждения, определяет абдукцию как "аргуметирование (reasoning), направленное на лучшее объяснение". Подобно индукции абдукция не гарантирует истинности вывода. Но в отличие от индукции, которая дает просто вероятностное описание таких-то и таких-то фактов, абдукция претендует на объяснение (почему они именно такие) этих фактов. Лучшее объяснение луж на асфальте во дворе - недавно прошедший дождь. Хотя возможны и другие объяснения.

Лучшее объяснение возникает как результат выбора из множества объяснительных гипотез. Абдукцию поэтому определяют еще и как "познавательную процедуру принятия гипотез".
Какое объяснение следует считать лучшим? Никто с определенностью ответить не может. Но общая ориентация у нас все-таки есть. Мы знаем, что лучшее объяснение должно выделяться такими чертами, как предсказуемость (будущих событий), когерентность (хорошо согласуется с уже известными нам истинами), простота (стройнее своих конкурентов, не требует вспомогательных гипотез), эвристичность или продуктивность (ведет к новым прозрениям и открытиям). Иногда лучшее объяснение надо просто угадать, интуитивно почувствовать.

Вводя "лучшее" (из возможных объяснений) абдукция разрушает дихотомию истины-лжи и вводит многозначную логику. Вместе с индукцией и аналогией абдукция относится к типу правдоподобных рассуждений. В другом, более широком познавательном контексте ее место определяется так: дедукция доказывает, что нечто должно быть, индукция показывает, что нечто действительно есть, а абдукция полагает, что нечто может быть. Абдуктивны по сути все наши философские рассуждения - об устройстве мироздания, о Боге, об универсальной причинности, об императивности моральных принципов и т.д.

5. Что важнее в познании - чувственное или рациональное начало? В ответе (ответах) на этот вопрос мы сталкиваемся с двумя прямо противоположными точками зрения: эмпиризмом и рационализмом.

Эмпиризм - это точка зрения, согласно которой единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт, то, что мы получаем с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Нет ничего в уме, чего бы не было прежде в чувствах. Разум полностью ограничен материалом, поставляемым чувствами. Он в действительности занят разъединением, перестановкой, сочетанием - словом, упорядочиванием первичных данных опыта. Таков его удел.

Рационализм, наоборот, есть позиция, в соответствии с которой знание (подлинное, истинное, достоверное) может быть получено с помощью одного только ума, без всякой опоры на чувства. Абсолютизируются при этом законы логики, методы и процедуры, разработанные самим разумом. Образцом подлинного, всеобщего и необходимого, знания является для рационалистов математика - научная дисциплина, развиваемая исключительно за счет внутренних резервов интеллекта, его формотворчества, его конструктивизма.

Очевидно, вопрос надо ставить по-другому: не противопоставление чувственного и рационального начал познания, а их внутреннее единство. Невозможно выделить совершенно чувственное и абсолютно рациональное знание. Эмпирический факт всегда теоретически нагружен. Теория тоже, как Антей, вынуждена прикасаться к "матери-земле" фактов. Резонно вести речь об акцентах, о превалировании того или иного начала. В биологии, например, преобладают чувственный опыт, наблюдение, эксперимент, а в логике и математике - идеально-теоретическое моделирование, рациональные обобщения и расчеты.

Одной из конкретных форм единства чувственного и рационального выступает воображение. Оно подводит чувственное (и хаотическое) разнообразие открываемого нами в познании мира под абстрактно-общие понятия. Попробуйте, например, без воображения подвести дворовую жучку под понятие собака. Глядя на нее, мы говорим: собака, но видим-то одну-единственную, эту вот жучку - даже не экземпляр собаки. Для абстрактного мышления образы воображения служат чувственной опорой, своеобразным средством обличения - обнаружения, придания облика невидимому. Конечно, воображение выполняет не только эту связующую функцию. Воображение в широком смысле есть способность создавать новые образы (чувственные или мыслительные) на основе преобразования полученных от действительности впечатлений. Без воображения не обходится создание гипотез, прогнозов, моделей, вообще новых идей.
Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального является интуиция - способность непосредственного или прямого (в виде какого-то озарения, наития) усмотрения истины. В интуиции четко и ясно осознается лишь результат (вывод, истина); конкретные же процессы, к нему ведущие, остаются как бы за кадром, в области и глубинах бессознательного.

В процессе познания задействованы различные психо-физические процессы, познает всегда целостный человек, человек в полноте своих жизненных проявлений и сил.

Более подробный материал об основных формах мышления – в дополнительной лекции.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вимоги до господарських рішень та фактори впливу | Системний аналіз та системний підхід до господарських рішень
1 | 2 | <== 3 ==> | 4 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.191 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.191 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7