Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Філософія історії про суб’єкт, рушійні сили, умови та чинники історичного процесу.


Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 1194



ТРАДИЦИЯ В НАУКЕ - это способ перевода индивидуальной познавательной деятельности в социально заданную форму. Науку и традицию часто противопоставляют, рассматривая традицию как то, что навязывает человеку предрассудки в восприятии и понимании мира, а науку - как то, что позволяет человеку взглянуть на мир непредвзято и познать объективную истину (Так же рассуждает и Ф. Ницше, описывая «историческую болезнь» ученого: в течение долгих лет он изучает то, что думали и говорили другие и в конце концов теряет способность к самостоятельности суждений.)

Необходимо учесть и то, что европейская культура является письменной, т. е. традиции передаются через классические тексты. Но текст является не только средством сохранения знания, но в такой же мере и средством его забывания, когда утрачиваются действительное содержание традиции, ее смысл, и остаются лишь слова, только правильное их использование позволяет безошибочно функционировать в обществе. В результате возникает стремление очистить процесс познания от культурных предрассудков и поставить ученого непосредственно перед лицом природы. Эта идея выражается в идеале объективного знания, который формируется в Средние века. (Познание уподобляется строительству храма. Пока идет строительство, необходимы леса, по которым передвигаются рабочие. Но когда храм построен, леса должны быть убраны. Храм - это и есть объективная истина, а леса - исторические и культурные условия его производства. )

Возможность подобного рода объективного знания не раз была поставлена под сомнение в философии. В частности, постпозитивистская философия (Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд) доказала, что исторические, культурные, социальные условия производства научного знания входят в само содержание науки. Научная деятельность возможна только в контексте истории, культуры, а значит и традиции. Именно благодаря традиции науку удается сохранить как особого рода социальный проект и передавать от поколения к поколению.

В философской литературе выделяют различные формы сохранения и передачи научных традиций: парадигма; дисциплина; научная школа и научное направление; классификационные системы научных дисциплин.

Парадигма - понятие, введенное Т. Куном в его знаменитой работе «Структура научных революций».

Дисциплина - это конкретное единство традиции и новации. Формой контроля за воспроизводством традиции в данном случае является постоянная реактуализация правил. Но дисциплина не может быть бесконечным повторением одного и того же. Она может существовать только как процесс получения новых высказываний, иначе она бессмысленна.

Научное направление, как правило, связано с именем крупного ученого, но не обязательно предполагает непосредственные контакты между представителями одного направления. Очень близкими по смыслу понятиями являются «научное сообщество» (Т Кун) и «дискурсивное сообщество» (М. Фуко). В основе научных традиций могут лежать как образцы действий (методов исследований), так и образцы продуктов. Традиции определяют форму фиксации полученных результатов, принципы организации и систематизации знания. И образцы - это не только образцы постановки эксперимента или решения задач, но и образцы продуктов научной деятельности

Функции традиций. ориентируют при определении предмета исследования; выступают как образцы постановки экспериментов и решения задач; управляют ходом научного исследования; определяют формы фиксации полученных результатов, принципы организации и систематизации знаний.

Различают три вида традиций: 1)вербализованные (существующие в виде текстов-монографии, учебники) и невербализованные (не выраженные полностью в языке) (концепция неявного знания Майкла Полани- Неявные знания передаются на уровне образцов от учителя к ученику, от одного поколения ученых к другому); 2)частнонаучные и общенаучные (по сфере применения и распостранения);3) традиции получения знаний и традиции оформления полученных знаний (инструкции, описания экспериментов, образцы решения задач)

Гуссерль Начала геометрии: очевидно, что традиция есть, но где её истоки? Теонрема Пифагора существует один раз, как бы часто мы её не выражали. Возникает теорема в психологическом, но существует уже не как психологическое. S-воспоминание и обновление инфо субъектом-наследуется другим-письменная (виртуальная) передача инфо-реактивация образа.

Против свободных ассоциаций борется строгий язык науки, смыслы втягиваются в традицию. Как реактивировать традицию, если традированию не учат, а учат воспринимать готовые предложения? Не передаётся метод реактивирования первоначал. Поиск истоков геометрии=ТП. Традиция – живое самотрадирование.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Релігія як соціально-історичний феномен | Філософія французького Просвітництва 18 ст.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | <== 11 ==> | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.176 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.176 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7