Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Демонстрационная ролевая игра




Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение:

Тренер: «Время от времени каждый из нас неизбежно оказывается (1) ущемленным в своих законных правах (2) малознакомыми людьми (3) в официальной ситуации. Один из вариантов поведения в этой ситуации (самый легкий) - бегство, как мы видим, не может повысить нашу ком­петентность и имеет массу негативных последствий. Самое неприятное среди этих последствий - это то, что мы оказываемся в замкнутом кру­ге - отказ от самоутверждения провоцирует новое ущемление прав. Мы можем тренировать альтернативу бегству - коммуникацию, поведение. Сейчас мы попробуем сравнить по эффективности три способа поведения в непростой ситуации предъявления требований. Чтобы точнее описать суть компетентного поведения в этой ситуации, попробуем сначала про­анализировать два крайних варианта поведения - неуверенное и агрес­сивное.

Демонстрационная ролевая игра «Рубашка»

 

Ситуации Инструкции
1. Сегодня утром в магазине (место, вре­мя) вы купили рубашку - импортную, в упаковке. Была большая очередь. Когда вы пришли домой, то обнаружили, что на спине большая дыра и устранить этот дефект невозможно. Вы снова приходите в магазин (собственное поведение) к то­му же самому продавцу и говорите: ... Постарайтесь как можно более точно скопировать поведение агрессивного человека
2. (начало то же) Вы долго сомневаетесь, но, наконец, решаетесь идти в магазин и попробовать обменять рубашку на новую. Вы подходите к тому же продавцу и говорите: ... Постарайтесь как можно более точно скопировать поведение стеснительного, неуверенного и застенчи­вого человека

6 Ромек


С помощью котренера выбираются претенденты на роли «агрессив­ного» и «неуверенного».

Тренер описывает ситуацию и дает игрокам инструкции, написан­ные на карточках.

Ситуация разыгрывается в ролевой игре, в роли партнера - «покупа­теля» и «продавца» - участники группы. От них требуются определенные актерские способности: они должны вести себя так, чтобы участники группы смогли получить две модели - агрессивного и неуверенного по­ведения для последующей когнитивной проработки.

Если участникам ролевой игры не удается вести себя агрессивно или неуверенно, то в качестве страховки для них совместно с группой разрабатывается «сценарий» и «текст роли». Для этого группе предлага­ется ответить на вопрос: «Что, по вашему, должен говорить или делать агрессивный (неуверенный) покупатель?» - и вспомнить знакомого агрессивного или неуверенного человека и постараться описать его по­ведение.

Котренер составляет на листе ватмана «текст роли». Ролевая игра ра­зыгрывается повторно с теми же участниками.

В качестве вариантов можно предложить другие ситуации игры: Ситуация «Курильщик».

В помещении, где вы работаете, один из сотрудников постоянно ку­рит, подходя к окну. Это уже стало у него привычкой, хотя большинство сотрудников не курят. Сегодня табачный дым вам очень мешает рабо­тать, у вас разболелась голова. Вы подходите к коллеге и говорите: ... Ситуация «Бездельники».

Полчаса назад, проходя по коридору, вы видели трех сотрудников вашего отдела. Они курили и весело что-то обсуждали. Сейчас вы снова их видите на том же месте, хотя в отделе довольно много срочной рабо­ты. Вы подходите к курильщикам и говорите: ...

Инструкции к этим ситуациям те же, что и в предыдущей игре. Выбор варианта зависит от состава участников, от вкуса тренера и не имеет большого значения - главное, чтобы участники ролевых игр смогли продемонстрировать неуверенное или агрессивное поведение. Обычно это им удается достаточно легко.

Возможен также вариант, когда ситуацию разыгрывают тренер и ко­тренер. В этом случае достигается значительная экономия времени. Недо­статок такого варианта состоит в значительно большей пассивности чле­нов группы — они могут привыкнуть к тому, что инициатива исходит от тренеров и будут отказываться от участия в последующих ролевых играх. При недостатке времени возможна также демонстрация заранее под­готовленных видеоклипов с записью ролевых игр, но участники здесь оказываются в еще более пассивной ситуации.

Последние два варианта дают большую экономию времени. Первый вариант дает участникам дополнительные переживания, которые можно обсуждать и анализировать, предложив участникам группы следующие вопросы:

Какие чувства вы испытывали, копируя агрессивное (неуверенное) поведение?

 

Что вы чувствовали по отношению к партнеру?

Как вы оцениваете напряжение до, во время и после окончания игры?

7. Таблица Ланге и Якубовски (Тренировка способности различать уве­ренное, неуверенное и агрессивное поведение, оценивать их последствия)

Тренер рассказывает о вербальной и невербальной коммуникации, отдельных компонентах невербального поведения, готовит на доске или листе ватмана таблицу для различения уверенного, неуверенного и аг­рессивного поведения и предлагает участникам группы заполнить таб­лицу уверенного, неуверенного и агрессивного поведения для двух край­них столбцов.

Тренер заполняет таблицу на доске или ватмане и предлагает участ­никам группы помочь ему заполнить средний столбец — «уверенное по­ведение».

8. Проведение ролевых игр

Сформированная в предыдущих пунктах программы ориентировоч­ная основа уверенного отстаивания своих прав должна быть теперь пере­несена в плоскость реального моторного поведения каждого из участни­ков группы. Это довольно сложная задача, поскольку у большинства уча­стников группы наверняка до сих пор не было опыта участия в ролевых играх и они не знают точно, что от них ожидается.

Важнейшая задача команды тренеров на этом этапе — устранить не­определенность положения участников группы и задать ритуал проведе­ния ролевых игр. В сознании участника группы должна возникнуть четкая и ясная последовательность действий, которая впоследствии будет вос­производиться во всех ролевых играх.

Одновременно команда тренеров должна реализовать и тренировоч­ные цели: каждый участник группы должен пережить первый успех, он должен почувствовать вкус к обучению, обязательно должен научиться чему-нибудь новому.

Если не решаются эти две задачи, то последующая работа тренеров станет очень тяжелой, участники группы будут чувствовать себя неуве­ренно и незащищенно, каждый из них привлечет весь свой арсенал за­щитных механизмов для сохранения привычного стиля поведения, груп­повая динамика прочно затормозится на стадии борьбы за лидерство.

Неточности в формировании ритуала ролевой игры и нарушение прин­ципа успеха в обучении проявятся в разнообразных атаках и отказах уча­стников группы.

Они будут, например, говорить, что ситуации неподходящие; инст­рукция может помочь только в ограниченном круге ситуаций; дать об­ратную связь они не могут, поскольку все уже сказано; нужно поскорее переходить к следующей теме и т.д.

Все эти замечания заслуживают внимания, если они не мешают вы­полнению ритуала; ритуал будет выполняться, если команда тренеров жестко придерживается его, начиная с самого первого тренировочного занятия.

Итак, предлагаемый нами ритуал проведения первых ролевых игр по теме следующий:

 

 

 

1. Инструкция. Обсуждение.

2. Демонстрационные ролевые игры, иллюстрирующие инструкцию.

3. Оценка списка стандартных ситуаций всеми участниками группы.

4. Тренировочные ролевые игры с обратной связью, начиная с самой простой для группы ситуации с участниками, для которых эта ситуация не представляет большой сложности.

5. Генерализующий тренинг - для тренинга используются ролевые игры, предложенные самими участниками группы.

На отдельном листе ватмана тренер пишет инструкцию по уверенно­му отстаиванию собственных прав (см. прил. 5, С. 174). Котренер раздает участникам информационные листки с аналогичным содержанием.

Оценка списка стандартных ситуаций ролевой игры:

а) участники группы оценивают перечисленные в предлагаемом им списке ситуации ролевых игр по степени их сложности;

б) котренер готовит таблицу для суммарной записи оценок, данных участниками группы;

в) тренер предлагает участникам группы записать свои оценки в об­щую таблицу;

г) тренер вкратце подводит итоги, отмечая самую легкую и самую сложную ситуации. Участники группы получают возможность сравнить свои оценки с оценками других.

Отбор ситуации. Отбор участников.

Для первой ролевой игры с помощью заполненной таблицы тренер отбирает самую простую для группы ситуацию и двух участников, для которых эта ситуация не представляет особого труда. Отказов в этом слу­чае почти не бывает.

 







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 443. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.023 сек.) русская версия | украинская версия