Студопедия — Тема 8. ОБЩЕСТВО
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 8. ОБЩЕСТВО






Общественное бытие. — Взаимодействие обществен­ного бытия и общественного сознания. — Общество как целостность особого рода. — Прогресс и его кри­терии. — «Мир естественного» и «мир искусственно­го». — Общество открытого и закрытого типов.

Бытие предстает как многоуровневый процесс, который не мо­жет быть сведен только к предметно-вещественному миру. Много-уровневость бытия предполагает специфичность каждой из его форм и несводимость одной к другим. Каждая форма бытия должна быть понята как исторически развивающаяся и изменяющаяся. Природа, человек, общество — суть основные формы бытия. И если природа является исторически первой предпосылкой возникновения человека и человеческой деятельности, она существовала до, существует вне и независимо от сознания, то общественное бытие понимается как материальная жизнь общества, связанная с производством матери­альных благ и теми отношениями, в которые люди вступают в про­цессе этого производства. Общество — от лат. societas — соединять, объединять, затевать совместный труд. По структуре общественное бытие представлено реалиями повседневности, предметно-практи­ческой деятельностью (практикой) и отношениями между людьми. Общественное бытие (сотканное из отношений людей к природе и друг к другу) возникает вместе со становлением человеческого об­щества и существует относительно независимо от индивидуально­го или общественного сознания. В свою очередь, индивид застает его как «сумму условий и обстоятельств» своего конкретно-историче­ского существования. Общественное бытие — это объективная об­щественная реальность, первичная по отношению к сознанию от­дельного индивида и поколения.

Одной из важнейших категорий, характеризующих общест­венное бытие, является труд — целесообразная деятельность чело­века, в процессе которой он при помощи орудий труда воздейст­вует на природу и использует ее в целях создания предметов для удовлетворения своих потребностей. Испокон веков труд, его ор­ганизация, осуществление и последствия находятся в центре чело­веческого существования. Идея первичности материального произ­водства в жизни общества отличает материалистическое понима­ние истории от идеалистического.

Само общественное бытие рассматривается в неразрывной связи с другими формами бытия: неорганической и органической. Разви­тие общества невозможно без непрерывного взаимодействия со сферой неорганики (косной материей) и органической формой бытия. В наличном бытии, бытии «здесь» и «теперь» три формы бытия (не­органическая материя, живая и социальная) существуют одновре­менно, воздействуя друг на друга. Конечность жизни отдельного че­ловека сопряжена в рамках социального бытия с бесконечностью существования человечества в целом. В свою очередь, становление и развитие общественного бытия, в частности «мира искусственно­го», предполагает непрерывное «оттеснение природных границ».

Общественное бытие имеет конкретно-исторический характер и пронизано животрепещущими проблемами современности. Обще­ственное бытие как онтология социальной жизни, отражает необ­ратимый исторический процесс. Особенностью общественного бы-тия является его осознанное развертывание в социальном простран­стве и историческом времени той или иной эпохи. Именно поэтому общество должно быть понято в единстве его предметности и про­цессуальноcти, т.е. не только как результат жизнедеятельности ин­дивидов, но и как конкретно-исторический цивилизационный про­цесс развития.

Социальное бытие выступает как вид социального творчества и теснейшим образом взаимодействует с общественным сознанием. История как деятельность преследующего свои цели индивида, т.е. историческое творчество, предстает как объективно бытийствую-щий процесс.

Взаимодействие общественного бытия и общественного сознания. Каждое поколение, вступая в жизнь, застает определенные матери­альные условия, сложившиеся в предшествующий период, те или иные общественные отношения. Уровень развития общества и спо­соб производства оказываются факторами, не зависящими от воли и сознания вступающего в жизнь поколения, но во многом опре­деляющими его сознание. Именно поэтому тезис о том, что бытие определяет сознание, отражает истинное положение вещей, является верным способом изучения общества. Изучение закономерностей и противоречий общественного бытия позволяет понять особенность политических, философских и религиозных воззрений той или иной эпохи. Общественное бытие воздействует на общественное соз­нание через ряд опосредствующих звеньев: государственный строй, хозяйственные и правовые нормы, политические приоритеты.

Вместе с тем при определяющей роли общественного бытия общественное сознание обладает относительной самостоятельно­стью. Это сказывается в том, что общественное сознание представ­лено многообразными формами (философия, наука, религия, право, мифология, искусство), которые имеют специфическую внутрен­нюю логику своего развития, отличающуюся от законов развития материальной практики. Изменения общественного бытия не создают наново все формы общественного сознания: научные, фило­софские, художественные идеи сохраняют свою преемственность. Новое ощущает на себе влияние традиций старого. Изменения в общественном бытии не могут вызвать мгновенного и автоматиче­ского изменения во всех формах общественного сознания. Общест­венное сознание опирается на наличие традиций, привычек, обы­чаев, которые выступают в качестве цементирующих и инерцион­ных элементов и во многом объясняют те или иные поведенческие реакции, вступающие в противоречие с данным уровнем развития общественного бытия. Вместе с тем общественное сознание может опережающим образом обнаруживать тенденции развития общест­венного бытия. И с этим связана активность общественного созна­ния. Идеи, если они овладевают массами, становятся действитель-ной материальной силой!

По своей сущности общественное сознание представляет собой единство воззрений, стремлений, интересов людей, живущих в об­щих условиях социальной среды. Оно предполагает некую общность взглядов представителей той или иной эпохи. История общественно-то сознания как бы движется, отражая историю общественного бы­тия. Общественное сознание представляет собой осознание общест-вом самого себя, своего общественного бытия и окружающей дей­ствительности. Изменения в общественном сознании подготавлива­ются изменениями в общественном бытии. И хоть исторически вы­работанные нормы общественного сознания во многом определяют личностное сознание, в этом аспекте общественное сознание высту­пает как коллективный разум, тем не менее по отношению к от­дельному индивиду правомерно говорить об индивидуальном свое­образии его сознания, которое рождается вместе с ним, преодоле­вает все вехи личного жизненного пути и вместе с ним умирает.

Общество как целостность особого рода, объект, элементами которого являются действующие индивиды, наделенные сознани­ем, волей и умом. Жизнедеятельность общества должна быть понята не только как результирующая коллективного взаимодействия, она зависит и от конкретной деятельности преследующих свои цели индивидов. В отличие от природных закономерностей, которые час­то имеют стихийный характер, общественные закономерности пред­полагают целесообразную и целенаправленную деятельность людей. Общество представляет собой целостную систему, неравновесного и открытого типа. Если природные закономерности, отраженные есте­ствознанием, имеют повторяющийся характер, то законы общест­венного развития проявляются как законы-тенденции.

Под объективными факторами развития общества подразуме­вают факторы, которые не зависят от сознания людей, их воли и характера. Это могут быть или природно-климатические условия, или специфика конкретного способа производства. Субъективные условия развития общества предполагают особенности социальных действий индивидов, групп, классов или наций. В истории XX в. фиксируется возрастание роли субъективного фактора в развитии общества, т.е. возрастание активности социальных субъектов.

Прогресс и его критерии. Характеризуя развитие общества, об­ществоведы обращаются к понятиям «прогресс» и «регресс». Про­гресс (от лат. progressus — движение вперед, успех) понимается как тип направленного развития, связанный переходом от низше­го к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О про­грессе можно говорить как применительно к системе в целом, так и по отношению к отдельным ее параметрам.

Представление о прогрессе — направленном изменении к луч­шему возникло в древности. Однако поначалу оно носило в основ­ном оценочный характер. Идея исторического прогресса родилась из отрицания христианской эсхатологии — религиозного учения о конечной судьбе мира и человека. Сначала прогресс был отмечен в сфере научного познания, а затем идея прогресса была распростра­нена на область социальных отношений.

Просветители связывали с понятием прогресса царство разума и в ранг конечной цели истории возводили идеалы и иллюзии нарож­дающейся буржуазии. Невозможно не упомянуть имени итальянского философа XVII в. Дж.Вико, который наиболее тщательно разрабаты­вал идею общественного прогресса. Он утверждал, что все народы проходят три этапа своего развития: божественный, подчиненный жрецам, героический, реализующийся в аристократическом государ­стве, и человеческий, возможный в республике или представитель­ной монархии. Пройдя эти этапы, человечество осуществляет движе­ние по нисходящей линии. Начинается эпоха упадка, а затем все по­вторяется вновь. Таким образом, именно просветители обратили вни­мание на противоречивый характер исторического развития. Поэто­му понятие прогресса необходимо соотносить с понятием регресса.

В целом прогресс характеризуется нарастанием темпов развития и принимается как объективный закон исторической эволюции. Одна­ко одной из существенных особенностей прогресса является присутствие в нем регресса отдельных элементов, связей и функций. Французский буржуазный социолог Р.Арон в своей книге «Разочарование в прогрес­се» ссылается на разрушительные войны, катастрофические феноме­ны, общую деградацию человечества. Пессимистические выводы сопро­вождаются рассуждениями о биологическом перенаселении земли, биологическом вырождении человека в условиях научно-технической революции и ставят под сомнение саму идею прогресса.

Конечно, вряд ли возможно представить себе всемирную исто­рию без катаклизмов и потрясений. Желание видеть мир исключительно упорядоченным, представлять естественно-исторический процесс в картинках всеобщего благоденствия — это область утопи­ческих прожектов, нежели теоретических прогнозов.

Еще Гесиод в античности представлял историю, прошедшую пять веков, где каждый был, увы, хуже предыдущего. Речь шла о «золотом веке», где царствовали благочестие и высокая мораль, «се­ребряном», в котором началось падение морали и благочестия. Оно завершилось самым худшим из веков — «железным», демонстри­рующим полный развал нравственности. В рассуждениях Гесиода четко прослеживалась идея регресса (от лат. regressus — обратное движение, движение вспять). Позиция Гесиода объяснима и по­нятна: он жил в эпоху распада общинно-родового строя, и именно крушение старых устоев нашло отражение в его рассуждениях.

И хоть с общественным прогрессом всегда связывали восходя­щее поступательное развитие человеческого общества от низших ступеней к высшим, долгое время подлинная сущность, законы и движущие силы исторического прогресса оставались невыяснен­ными. Идеалистически ориентированные философы и социологи отыскивали источник прогресса в духовном начале, в бесконечной способности к совершенствованию интеллекта, в уровне развития морали и правовых идей. Однако оставалось непонятным, что же заставляет развиваться эти высшие духовные силы.

Фаталистическое понимание прогресса, когда последний при­нимался за нечто неизбежное, настраивало на пассивность, созер­цательность, безынициативность в отношении к жизни. Волюнтари­стское понимание прогресса связано с отрицанием объективных за­конов всемирной истории, стихийным волеизъявлением, изобрете­нием произвольных оценок общественного развития. Религиозное видение исторического прогресса в своей основе имело теологиче­ские представления о божественном креационизме (творчестве) и финализме (конечном состоянии мира).

Материалистическая философия всегда настаивала на том, что корни исторического прогресса следует искать в сфере материаль­ного производства, в области экономики. В ней высшим объектив­ным критерием общественного прогресса признавалось развитие производительных сил общества, включающих в себя человека и созданные им средства труда. В соответствии с развитием произво­дительных сил определяется прогрессивность того или иного об­щественного строя.

Однако при этом следовало учитывать, что производительные силы определяют развитие общества только в конечном счете, во всемирно-историческом масштабе, в общем виде. Каждый достиг­нутый уровень производительных сил дает массу различных воз­можностей, и путь социального движения зависит от многих обстоятельств, в частности от исторического выбора, сделанного субъ­ектом социальной деятельности.

Развитие духовной культуры в целом невозможно вывести непосредственно из уровня развития производительных сил, пото­му что надстроечные явления обладают относительной самостоя­тельностью по отношению к экономике. Известно, например, что Россия в XIX в. значительно отставала от Запада по уровню разви­тия производительных сил. Однако это не помешало ей достичь высот культуры, явить свету великих композиторов, писателей, мыслителей и художников.

Прогресс — многогранное явление. В качестве конкретных кри­териев общественного прогресса выделяют экономический, социаль­но-политический, идеологический и гуманистический. С их помо­щью определяется прогрессивность тех или иных социальных сис­тем, политических режимов, общественных движений. Общество представляет собой сложную систему, включающую многообразное количество элементов и процессов. Они предстают как подсистемы, которые также развиваются, способны к прогрессу и имеют собст­венные критерии прогрессивных изменений. Вместе с тем эти част­ные критерии характеризуют лишь отдельные стороны обществен­ной жизни и не дают представления о прогрессе в целом. Развитие общества как динамической саморазвивающейся системы вовсе не означает, что все ее подсистемы будут развиваться одинаково, имея равную интенсивность. Как правило, их развитие осуществляется неравномерно и прогресс одних сфер связан с регрессом или одно-плоскостным развитием других.

Западные социологи рекомендуют искать критерии прогресса в сфере сознания и ставят эту проблему в этической плоскости в зависимости от того, чувствует ли себя человек наиболее счастли­вым и самоуспокоенным или нет. Однако такого рода оценки не­избежно страдают субъективностью, так как цели, идеалы и на­строения людей постоянно меняются. Поэтому устоявшимся счи­тается критерий, берущий за основу уровень развития производи­тельных сил: более высокий соответствует более сложной и про­грессивной форме производственных отношений и общественной организации в целом.

Исторический прогресс особенно отчетливо обнаруживается в смене общественно-экономических формаций. С точки зрения фор-мационного взгляда на историю механизм данного процесса та­ков: на определенной стадии развития исторически ограниченный тип производственных отношений, господствующий в данной об­щественно-экономической формации, начинает тормозить разви­тие производительных сил, что в итоге ведет к смене обществен­но-экономической формации. Новая формация предлагает более быстрое развитие производительных сил, а следовательно, и рост темпов прогресса.

Понятие прогресса носит относительный характер. Возможность прогресса определяется наличием конкретно-исторических условий. Например, возникновение жизни зависит от множества физико-химических условий, температуры планеты, наличия атмосферы. Условия могут способствовать ускорению прогресса или же тормо­зить его, а иногда и препятствовать ему. И несмотря на то, что раз­витие в целом идет по восходящей линии, для сохранения «веры в прогресс» следует помнить о его противоречивом характере.

«Мир естественного» и «мир искусственного». В развитии общест­ва большую роль играют взаимодействия мира естественного — при­родных закономерностей и мира искусственного, связанного со вто­рой очеловеченной природой и активной деятельностью социаль­ного субъекта. Различия мира «естественного» и «искусственного» отражает одно из коренных качественных отличий классов явлений объективной действительности. В эпоху научно-технической рево­люции и универсального применения науки выявление болевых точек взаимопроникновения этих двух миров весьма актуально.

Мир естественного, природа является исторически первой пред­посылкой возникновения человека и человеческой деятельности. Природа — это данность объективная и первичная не только в генетическом, но и в актуальном смысле: без нее невозможна жизнь и деятельность человека. Особенность мира естественного связана с бытийным различием между природой в целом и отдельными ее сущностями. Природа в целом бесконечна в пространстве и во вре­мени, эволюционируя и изменяясь, она была, есть и будет. Бытие отдельных вещей, состояний и процессов природы сменяется их небытием, оно конечно. И когда бытие отдельной вещи прекраща­ет свое существование и уступает место небытию, это вовсе не означает прекращение бытия природы в целом.

Вторая, антропологическая, очеловеченная, рукотворная при­рода, именуемая миром искусственного, является исторически бо­лее молодой, но весьма сложной реальностью.

В предметах «второй природы» опредмечены: труд, знания и культура человека, они предназначены для выполнения функций обеспечения жизнедеятельности людей и потому изначально те-леологичны, т.е. целесообразны. Искусственное, прежде чем войти в мир искусственного, должно кем-то быть создано, спроектиро­вано, произведено. В то время как развитие природы подчинено естественно-исторической закономерности и не терпит предзадан-ности и заранее поставленной цели.

Бытие «второй природы» не может быть понято по логике ее саморазвития. Бытие предметов мира искусственного представляет собой единство природного материала и опредмеченного духовно­го (идеального) содержания, опредмеченной деятельности и со­циального предназначения. Перед последующими поколениями та­кая реальность выступает как заданная и ниспосланная.

Природа — это бесконечное непреходящее бытие, где сущест­вование человека, человеческой цивилизации и даже человечества является преходящим моментом. «Вторая природа» — мир искусст­венного связана с пространством и временем существования чело­веческого общества. В ходе исторического развития происходит пе­реход от примата естественного базиса общественного производст­ва — земли, которая играла определяющую роль еще при перво­бытно-общинном строе, к примату искусственного базиса — про­мышленного производства, главенствующего при капитализме.

«Первая природа» теоретически описывается фундаментальными законами естествознания. В ее познании преобладают процедуры ана­лиза. В мире искусственного важным и оказываются задачи синтеза. Логика «инженерного синтеза» вряд ли может стать столь же эффек­тивной в вопросах естественно-научного знания. Законы природы причудливо, а иногда и конфликтно переплетаются с преобразую­щими действиями людей, сталкиваются с их частными, а зачастую и корыстными интересами. Поэтому между двумя мирами возникают не только отношения самосогласованности и гармонии, но и про­тивостояния и конфликты. Сегодня конфликт обнаружил себя в виде экологической и энергетической проблем. В связи с этим весьма важной оказывается задача разработки теории конструирования или основ методологии создания мира искусственного, включающих в себя и общую теорию управления, и теорию организации, и теорию систем. Выявляя специфику мира естественного и мира искусственно­го, важно понимать неразрывное единство этих двух миров, их не­преодолимый, но своеобразный симбиоз.

Общества открытого и закрытого типов. При анализе современ­ных типов общества, с учетом методологии К.Поппера, можно вы­делить такую форму организации общественного устройства, как открытое общество. Речь идет о модели среднеевропейского цивили­зованного общества, о некоем общем типе. Образ открытого обще­ства характеризуется прогрессивной изменчивостью и социальны­ми инициативами. Противоположное ему общество закрытого типа тяготеет к самосохранению, воспроизведению принятого порядка, возводит в абсолют императив подчинения. Впервые два типа обще­ства — открытое и закрытое были выделены и проанализированы в известной работе А.Бергсона «Два источника морали и религии» (1932). Согласно Бергсону, каждому из этих типов соответствует своя форма морали (закрытая или открытая) и своя разновидность ре­лигии (статическая или динамическая). Открытость предполагает также устремленность к будущему, неизведанному, а закрытость озна­чает пребывание в неподвижном, «задержанном и остановленном» состоянии. Можно говорить о многомерной (полной) и одномерной (усеченной), внутрисоциальной и межсоциальной открытости. Сточ­ки зрения Т. Парсонса, социальные системы предстают как откры­тые, когда они находятся в состоянии постоянного взаимообмена на входах и выходах в окружающую среду.

За исходные в шкале основополагающих признаков открытого общества берутся базисные, экономические структуры, где пред­полагается своеобразный «метаболизм», т.е. свободное сосущество­вание многообразных форм собственности, отсутствие дискрими­национных и юридических барьеров, выполнение договоров и ува­жение к частной собственности.

Информационные приоритеты открытого общества предпола­гают, что накопление, комментирование и опровержение сведе­ний о политических, экономических, социальных и прочих пара­метрах происходит не в режиме жесткого контроля, а в условиях информационной причастности к важнейшим социальным акциям. Информационная открытость переносит процедуру оценки деятель­ности правящей элиты за пределы самой элиты и властных струк­тур, благодаря чему становится реальным рычагом самокоррекции общественного целого. К гуманитарным характеристикам открыто­сти относится идея свободы личности, уважение к индивидуально­сти, суверенитет, широкое общение и возможность самореализа­ции. Естественным фоном развития гуманности оказывается демо­кратия.

Ключевым в теории открытого общества является либерализм, отстаивание свободы всегда было, есть и будет основной задачей открытого общества. Конечно же, открытое общество несвободно от противоречий. Они проявляются в напряжении между индивидуаль­ной инициативой и институциализмом; в предельной изменчивости открытого общества, а также в его принципиальной критичности.

К основным ценностям открытого общества Ф.Хайек относит: частную собственность, индивидуальную свободу, право, справедли­вость, корпоративную деятельность. Для К.Поппера ими являются: вера в разум, индивидуализм, равенство в правах и свободах. Вызов ценно­стям такого общества связан с абсолютизацией жестконормативных, рассудочно регулируемых способов организации жизнедеятельности; с идеей «централизованного контроля» и управления; с ориентацией на природный инстинкт. Претензия централизованного планирования на обладание рациональным знанием о необъятном множестве фактов и обстоятельств удлиняет цепь управленческого процесса. Стремление к централизованному планированию и тотальному регулированию всех сторон жизнедеятельности Ф.Хайек называет «дорогой в рабство». К характеристикам социальной организации закрытого обще­ства относятся: манипулирование поведением человека, жестко про­граммируемые императивы и фетиши идеологии. Они приобре­тают мистическую власть над мировоззрением людей, оказывая бла­годаря средствам информации такое влияние, в котором напряже­ние индивидуального самосознания и ответственности подавляется механизмом подчинения и безответственности. От имени анонимного авторитета (государства, идеологии, национальной идеи или началь­ства) происходит транслирование общепринятого от поколения к поколению. В закрытом обществе говорящий не имеет возможности называть вещи своими именами. Реальный эмпирический субъект обязан жить по образцу «двойного стандарта», отчетливо представ­лять, что и где он может сказать, независимо от того, как на самом деле он думает и оценивает происходящее.

От гражданина закрытого общества требуется вера в принятую доктрину и культ коллективизма. Мышление «сообщества единовер­цев», послушание оказываются главной добродетелью обывателя и составляют атмосферу закрытого общества. Неповиновение, наличие особого мнения осуждается. Аномальным и принципиально несвой­ственным данному типу является индивидуальная состязательность и мораль личной инициативы и успеха. Эффективная самореализация становится предметом настороженности и зависти. Важнейшим эле­ментом закрытого общества является сам субъект общественного про­цесса — субъект с агрессивным и «оборонным» сознанием.

Открытому обществу противостоят Авторитет, Сообщество и Бюрократия. Не допустить подчинения индивидуальной свободы авторитету, не дать свободе затеряться в лабиринте бюрократиче­ских структур — значит избежать грубых ошибок. Идеальная регу-ляция поведения в отношении конкурентов заключается в использо­вании при смене лидеров механизма рациональной дискуссии, а не насилия, стремление чему-то научиться у своих оппонентов. К мелким препятствиям на пути становления демократического, а в перспективе — открытого общества можно отнести: отсутствие в общественном сознании должного уважения к закону и праву, недооценка роли частной собственности, игнорирование свободы и соответствующим образом понятой справедливости. Важное зна­чение имеет характер человеческих отношений. Особо актуально сохранение хрупкого гражданского мира и политического согла­сия. Анализ будет грешить утопизмом, если в качестве «врагов» открытого общества не видеть бедность, порождаемую ею беспо­мощность, преступность, комплекс самых опасных психических отклонений: от апатии до потери контроля над собой.

Тоталитаризм и террор рассматриваются как высшая степень закрытости общества. В тоталитарности с ее отрицанием инакомыслия можно увидеть «своеобразный способ гармонизации» отноше­ний и средство «достижения единства», предполагающее, однако, всеобщую подконтрольность. Три основы общества — власть, идео­логия и собственность — при тоталитарных режимах концентриру­ются в едином русле.

Однако образ европейского Запада не следует унифицировать. Запад разделяют на Запад католический и протестантский, англо­американский и континентальный. Стратегия открытого общества, понятого во многом метафорически (как цивилизационного, спра­ведливого и процветающего), в проекте его создателя К.Поппера в деталях не уточнена. Путь России в направлении цивилизованно­го будущего непохож на уже освоенные маршруты, Россия не может быть вписанной в общий стандарт европейского развития.

В современном анализе типов общественных структур к пред­ставлениям об «открытом», «информационном» обществе добавля­ются концепции «постиндустриального» (Д.Белл), «единого инду­стриального» (Р.Арон и Ж.Фурастье), «технотронного» (З.Бжезин-ский), «справедливого общества» (Дж.Роулса). Весьма неопределен­ная характеристика образовавшихся на территории бывшего СССР обществ как посттоталитарных также отвечает требованиям данной классификации. Все они объединены общим типом функциониро­вания в прошлом как подвиды закрытого общества. Вместе с тем прогноз, предполагающий благополучное будущее развитие Рос­сии с учетом ее самобытности и универсальности, возможен. Он концентрируется в аспекте нахождения оптимального режима функ­ционирования социального устройства с центральной идеей обще­ственного блага.

ЛИТЕРАТУРА

1. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1—2. М., 1992.

2. Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. М., 1992.

3. На пути к открытому обществу. Идеи Карла Поппера и современ­ная Россия. М., 1998.

4. Ноттурно М. Открытое общество и его враги: сообщество, автори­тет, бюрократия//Вопросы философии. 1997, № 11.

5. Сорос Дж. Советская система: к открытому обществу. М., 1991.

6. Лешкевич Т.Г. Неопределенность в мире и мир неопределенности. Ростов-на-Дону, 1994.







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 805. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия