Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СРЕДСТВА ПРОВОДНОЙ СВЯЗИ. 10.1. Понятие массовая культура




10.1. Понятие массовая культура. Массовая культура – исторический феномен, сложившийся в эпоху индустриализации (прежде всего в США) и особенно расширившийся в период информационных технологий. Связан с массовым распространением технологий тиражирования культурных текстов и средств массовой коммуникации. Её особенности – общедоступность, серийность, машинная воспроизводимость. Имеет коммерческий характер.

В любом обществе существовали высокая (элитарная) и народная (традиционная) культуры. Развитие СМИ привело к формированию МК, упрощённой в смысловом и художественном отношении, технологически доступной для всех. МК – это трансформация культуры в условиях господства современных технологий и обыденного сознания. Она технична и обращена к повседневности. В ней нет вертикального – духовного измерения. Она – порождение урбанистического образа жизни, продукт секулярного сознания. МК – совокупность культурных потребительских ценностей, предоставляемых в распоряжение широкой публики при помощи средств массовой коммуникации в условиях технической цивилизации. МК, или «индустрия развлечений», «коммерческая культура», «поп-культура», «индустрия досуга», обусловлена появлением у значительной части населения досуга, что связано с высоким уровнем механизации производственного процесса. Философская основа – позитивизм, прагматизм, фрейдизм.

 

10.2. Исторический генезис массовой культуры. Отправной точкой эпохи индустриального человека явилось изобретение И.Гутенбергом в XV веке печатного станка - появляется книгопечатание, в XVII – первые газеты и журналы. В 1870 г. в Великобритании был принят закон о всеобщей грамотности. В XIX веке появляются средства информации, основанные на электричестве – телеграф (1840), телефон, радио и кинематограф (1895). Граммофонная запись способствует распространению лёгкой музыки. В 30-х г. XX века были начаты первые телевизионные передачи, в 40-50-х г. телевидение широко распространяется, тесня монополию кинематографа как средства развлечения и передачи информации. В 1969 г. была изобретена видеокассетная техника. В 70-е г. распространяются персональные компьютеры и Интернет.

Массовая культура в её развитом виде сформировалась в США в 50-е г. Возникновению этого феномена способствовало развитие средств массовой коммуникации – газет, массовых журналов, популярных романов, радио, грамзаписи, кинематографа, телевидения, магнитофонной и видеомагнитофонной записи. Всё это демократизировало сферу культуры, открыло к ней доступ широкой, массовой аудитории. С другой стороны, революция в сфере массовых коммуникаций сопровождалась проникновением в культуру коммерческих интересов, погоней за прибылью. Массовая культура превратилась в наиболее удобный механизм для пропаганды и манипулиции сознанием. В системе американского образования изучение массовой, или популярной культуры доминирует над изучением классических гуманитарных дисциплин (курсы по телевидению, кино, рекламе, журналистике, информатике).

 

10.3. Теории массовой культуры. Историческое изменение оценок МК. Для первых работ, анализирующих новый феномен культуры, характерна резко критическая направленность и неприятие МК. Теория МК начинает складываться на основе теории массового общества и изучения влияния средств массовой коммуникации на общественное сознание. В работе Х.Ортеги-и-Гассета «Восстание масс» (1930) говорится о социальной предпосылке нового феномена – массовом человеке, который сейчас главенствует в общественной жизни. Это рядовой, средний человек, получивший возможность, благодаря демократии и технике, удовлетворить свои житейские запросы, человек, лишённый высокой морали служения и долга. У такого человека легко высвобождаются инстинкты, ослаблены моральные запреты, он импульсивен и переменчив. Ф.Ливис в работе «Массовая цивилизация и культура меньшинства»(1930) говорит о стандартизации культуры, проникновении массовых (усреднённых) вкусов в прессу, рекламу, кино. Делается акцент на визуальном. К.Ливис в работах «Художественная литература и читающая публика», «Культура и окружающая среда»(1932) говорит о коммерческой культуре. Книга стала формой товара, отношение писателя и читателя стали отношениями производителя и потребителя. Читающая публика жаждет острых ощущений, которых недостаёт в скучной, размеренной повседневности.

Термин «массовая культура» появляется в американской литературе в конце 30-х г. Д.Макдональд в нач.60-х г. ввёл сокращённый вариант «масскульт».

Наиболее интенсивно исследования проблем МК начались в 50е г., когда обсуждение проблем МК приобрело характер острой дискуссии. Доминирующая критическая позиция представлена в книге Д.Макдональда «Теория массовой культуры»(1953). МК присуща тенденция к гомогенизации, т.е. все элементы культуры становятся однородными. Так, в глянцевых журналах изображение обнажённой манекенщицы соседствует с фотографиями жертв нацизма или фотография голодающего крестьянина чередуется с изображением породистого рысака. Все эти различные по содержанию явления становятся фактом рекламы. Дж.Селдес в книге «Большая аудитория»(1950) признаёт, что МК ориентируется на самые низкие, примитивные вкусы и оценки: с помощью массового искусства мы приспосабливаемся к нормам жизни несовершеннолетних. Английский писатель-сатирик Олдос Хаксли предсказывает в своей антиутопии «Прекрасный новый мир» гибель европейской культуры от МК. Система удовольствий и наслаждений делает людей послушными рабами технократического потребительского государства. Остро критическую оценку МК дают в своих работах социологи Франкфуртской школы Т.Адорно и Г.Маркузе. Т.Адорно принадлежит термин «культурная индустрия» («Диалектика просвещения»1947): начинается коммерсализация искусства, культурные продукты вписываются в систему товарного производства. Г.Маркузе отмечает, что культурная индустрия культивирует ложные потребности и подавляет истинные – быть творческой, независимой личностью. В.Беньямин в работе «Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости» говорит о разрушении ауры художественного произведения – его уникального существования. Известный французский социолог Эдгар Морен в книге «Дух времени»(1962) рассматривает характерные явления МК: систему звёзд, рекламу, эротику, насилие, хэппи-энд и т.д. МК характеризуется неустойчивостью границ между воображаемым и реальным. Она эксплуатирует гедонистические и индивидуалистические идеалы успеха, личного счастья, вечной юности.

Европейские страны до 1970-х г. активно противостояли натиску американской МК и массового искусства. Начиная с 70-х г. противопоставление высокой и массовой культуры сменяется идеей их конвергенции, дополнительности высокой и популярной культуры. В МК начинают различать разные уровни. Теория МК связывается с теорией постмодернистской культуры во французском постструктурализме: исследования системы МК Р.Барта, идеи симулякра – знака, не имеющего реального подобия Ж.Бодрийяра, идея деконструкции Ж.Деррида. «Массовая культура – не упрощённое издание высокой просветительской культуры, а вполне самостоятельное и сложное социальное явление, требующее всестороннего компетентного анализа», как подчёркивает А.В.Захаров[145], а не оценочного подхода. Исследования массовой, или популярной, культуры выделяются в особую область научной деятельности, где объединяются усилия различных специалистов. Тем не менее критические позиции в адрес МК сохраняют свою актуальность. «В современной России все сферы духовно-художественной и эстетической жизни отданы во власть массовой культуры и искусства американского типа», стремительно развиваются по американским образцам реклама и шоу-бизнес, «формируются ценностные установки американского типа – оценки человека не по его делам и творческим достижениям, а по счёту в банке»[146]. «Массовая культура явилась в России средством деморализации»[147], превращения всего в товар и развлечение.

В отечественных работах последних лет ставится проблема советской модели массового общества и культуры: «В отличие от западной МК, опиравшейся в первую очередь на средний класс и выражавшей его потребности, в советской России МК социально ориентировалась на потребности низшего класса. Отвергался набор ценностей западного общества – достаток, индивидуальный успех, комфорт, благополучие семьи, стабильность, порядок – которые были объявлены исторически бесперспективными, «мещанскими». Советский тип МК был связан с ценностями «доиндустриального, традиционного общества – уравнительное распределение, коллективизм, трудовая взаимопомощь, жертвенный активизм и пр.»[148]. А.В.Захаров выявляет следующие тенденции в современной МК:

- Широкая экспансия визуальных форм и жанров, которые повсеместно теснят книжную культуру. Телевизор и компьютер не только снижают интерес к чтению, но и создают новый режим восприятия. Визуальный образ, в отличие от печатного слова, считывается мгновенно и дорефлективно, воздействуя на уровне подсознания. Если в начале XX века, на заре массового общества визуальные искусства (живопись, плакат, кино, фотография) в основном отталкивались от печатного слова и строились как его визуальная репрезентация, то теперь сам художественный образ строится по законам зрелища, с помощью приёма монтажа (инсталляция, перформенс). Массовое общество из читающего постепенно становится глазеющим, а на смену письменной (книжной) культуре постепенно приходит аудиовизуальная, основанная на восприятии зрительных и звуковых образов. Растёт поколение, для которого чтение уже непринципиально, у них развито только визуальное восприятие.

- Общественное сознание срастается со средствами массовой коммуникации. Так называемая четвёртая власть из метафорической стала вполне реальной и могущественной силой.

- Глобальная система массовых коммуникаций выступает мощным фактором нивелировки культурных различий. «Попытки сконструировать новые идеологии по образу и подобию уже известных – как например, новую русскую «национальную идею» - оборачиваются крахом»[149] . В виртуальных сообществах, из которых состоит Интернет, появляется игровая идентичность: индивиды свободно меняют культурные образцы и традиции, подобно имиджам, в зависимости от конкретной коммуникативной ситуации. Современная МК предлагает широкий выбор готовых образцов и стилей поведения.

 

10.4. Современная критика МК. – Развлекательный и рекреационный характер массового искусства: источник бездумного веселья, ласкающее слух и зрение зрелище, заполняющее досуг развлечение и отвлечение. В системе МК искусство теряет свою самостоятельную ценность, приобретая чисто рекреационное назначение, превращаясь в средство заполнения досуга. Поп-культура гасит интерес к книге, к чтению и серьёзному творческому отношению к жизни.

- На смену неграмотности и невежества приходит полуобразованность, полукультурность – субкультурный характер МК, рассчитанной на подростковый возраст – инфантильность МК. Она сохраняет примитивные, инфантильные структуры сознания. МК упрощает человека.

- Сказочность и эскапизм МК: бегство от реальности в мир фантазий и грёз. Мир МК – мир симулякров – образов, не имеющих реального подобия.

- МК зомбирует человека, манипулирует его сознанием.

- Коммерческий характер МК: МК стимулирует потребительское сознание и жажду потребления, рассчитана на потребителя, её консюмеризм – культ вещей.

- Высокая культура обращена к эмоциям, массовая культура – к инстинктам.

- Власть МК – власть низовой культуры: пансексуализм, насилие, ненормативная, бранная лексика. МК широко эксплуатирует секс, соединяя его с насилием и жестокостью.

- Пансексуализм МК неотделим от её телоцентризма: культ тела, его желаний и потребностей.

 

10.5. Формы МК. (1) Индустрия субкультуры детства: детская литература и искусство, промышленно производимые игрушки и игры, детские клубы и лагеря, организации, технологии воспитания и т.п. Массовая общеобразовательная школа, стандартизирующая научные знания и представления на основе типовых программ и редуцирующая их к упрощённым формам детского сознания и понимания.

(2) СМИ, транслирующие населению текущую актуальную информацию, растолковывающие рядовому человеку смысл происходящих событий, формирующие общественное мнение. Интернет – новая форма массовой коммуникации, глобальная компьютерная сеть, глобальный виртуальный электронный рынок.

(3) Политические и идеологические формы МК: система национальной (государственной) идеологии и пропаганды, формирующая политико-идеологические ориентации населения, манипулирующая его сознанием в интересах правящих элит, обеспечивающая желательное электоральное поведение людей, мобилизационную готовность общества (пиар-технологии). Массовая социальная мифология, упрощающая объяснение волнующих проблем. Массовые политические движения: организации, манифестации, демонстрации, пропагандистские кампании.

(4) Система организации и стимулирования массового потребительского спроса: реклама, мода, секс-индустрия и иные формы провоцирования потребительского ажиотажа вокруг вещей, идей, услуг и пр. Эта система формирует стандарты престижных интересов и потребностей, образа и стиля жизни, управляет спросом рядового потребителя на предметы потребления и модели поведения, превращает процесс потребления в самоцель существования.

(5) Индустрия формирования имиджа и улучшения физических данных индивида: массовое физкультурное движение, культуризм, аэробика, спортивный туризм, сфера медицинских, косметических услуг и фармацевтических средств изменения внешности, пола. Является специфической областью общей индустрии услуг, стандартизирующая физические данные человека в соответствии с актуальной модой на имидж, гендерный спрос.

(6) Индустрия досуга – массовая художественная культура: массовая литература разных жанров, развлекательные жанры кино, карикатура и комиксы в изобразительном искусстве, оперетта, эстрадная, рок и поп-музыка, эстрадная хореография, разговорные жанры эстрады, синтетические виды шоу-бизнеса, художественный китч, массовые зрелища, цирк, стриптиз и иные виды эротических шоу, индустрия курортных и культурно-туристических услуг, профессиональный спорт как зрелище. Достигается эффект психологической релаксации человека, передается упрощённое содержание, адаптированное к невзыскательным запросам массового потребителя.

 

10.6. Функции МК. – Развлекательная, рекреационная, компенсаторная, эскапистская, коммерческая, производство имиджей и стереотипов.

 

10.6. Важнейшие проявления МК. Секс и порно-индустрия составляют существенный элемент МК. Порно-индустрия приносит колоссальные доходы. Сексуальная революция 60-х г. смела все преграды с пути порнографии. Теоретики сексуальной революции утверждали, что в основе человеческой деятельности лежит «либидозная энергия», которая подавлена в условиях авторитарной морали и моногамной семьи. Издаются порнографические газеты и журналы (пионер – «Плейбой»), выходят порнофильмы, открываются «сексшопы», стриптиз-клубы. В западной критике принято деление порнофильмов на «мягкий» и «жёсткий» секс: в первом изображение секса хоть как-то романтизируется. Также существует очень подвижное разделение порнографии и эротики. Довольно часто под флагом эротики демонстрируется самая вульгарная порнография. Порнография проникает на театральные подмостки и на телевидение, в рекламу и Интернет. Эротика – это эстетизация и романтизация обнажённого тела и секса. Порнография – это эстетика безобразного и низменного, показ половых органов, жёсткого секса и извращённых форм секса, интерес к чему, с точки зрения западного сознания, характерен для подростковой и невротической психики.

МК основана на привычных стереотипах сознания. Важнейшие стереотипы МК – хэппи-энд (счастливый конец), система звёзд (кумиромания), законы жанра. Стереотипен герой МК: гангстер, полицейский детектив, шпион, изворотливый мошенник. Стереотипны популярные темы МК (например, типичного глянцевого журнала): семья и семейный быт, жизнь выдающихся людей, политических деятелей, звёзд и пр., всевозможные необычные приключения и катастрофы, искусство жить (полезные советы-рекомендации для повседневной жизни – как воспитывать детей, управлять мужем или женой, избавляться от стресса или морщин). В своих стереотипах МК обращена к коллективному бессознательному: вера в суперменов, в пришествие дьявола, коварных инопланетян, кровожадных вампиров и всемогущих экстрасенсов. Стереотип – явление обыденного сознания, стремящегося к упрощению и схематизации действительности. Стереотип устойчив и неизменен.

МК создаёт имиджи. Имидж – иллюзорный, приукрашенный, доведённый до символа образ вещей, личности или событий, который диктует своему носителю определённый образ поведения. Имидж в отличие от устойчивого стереотипа изменчив и пластичен, связан с игровой идентичностью в мире МК. Индивиды меняют свои имиджи – образцы и стили поведения в зависимости от моды и вкусов. И в политике, и в шоу-бизнесе имидж требует непрерывного обновления. Имиджи порождаются СМИ. С помощью СМИ создаются неадекватные символические представления об отдельных людях, странах, нациях, политических деятелях, кинозвёздах, писателях и т.д. Необычный имидж подогревает интерес публики к известному певцу или актёру. Положительный имидж президента (или политического деятеля) включает: происхождение – человек из народа; отношение к семье - хороший, счастливый семьянин, заботливый отец, безупречный муж; жена должна обладать качествами «первой леди»; образование – имидж интеллектуала, волевого, решительного лидера. Имиджелогия по своей технологии и назначению близка к рекламе. Каждая звезда имеет созданный рекламой имидж. Многочисленные журналы наполнены описаниями личной жизни звёзд, их вкусов, одежды, увлечений, скандальными подробностями их интимной жизни. Таким образом создаётся мифологизированный имидж звезды, определённая социальная маска.

Необходимым условием существования МК, способом её распространения и мощным средством формирования общественного сознания является реклама. На первых этапах реклама выступала как средство популяризации товаров и услуг. Но с усложнением конкурентной борьбы, с усилением погони за прибылью и сверхприбылью реклама постепенно превращалась в орудие формирования мнимых, ложных потребностей. Реклама производит ненасытного потребителя. Не полезность и выгодность, а новизна провозглашается главным достоинством вещи. Ударная сила рекламы направлена на то, чтобы заставить потребителя чувствовать себя глубоко несчастным, пока он не купит какую-то новинку. Функция рекламы состоит в том, чтобы обольщать и внушать. Поэтому внешний вид товара становится важнее, чем сам товар. Рекламу не интересует качество товара, её интересует только имидж, которым он обладает. Один из её приёмов: незначительные предметы рекламируются известными людьми, звёздами. Мона Лиза или Мэрилин Монро становятся торговыми марками краски для обуви, пылесосов, носков и проч. На рекламу тратятся огромные средства. XX век – это век рекламы. Существуют самые разнообразные формы и виды рекламы: уличная, печатная, аудиовизуальная реклама. Значительна роль рекламы на телевидении. У многих зрителей создаётся представление, что все передачи – предлог для рекламных телероликов. Реклама должна быть броской, неожиданной, запоминающейся. Другой популярный приём – дайжестирование, краткое изложение, адаптирование. Коммерческая реклама создаёт модели поведения и сознания. Слияние рекламы с арт-практикой порождает клиповую культуру: «Клип разъедает все традиционные виды искусства – литературу, театр, балет. Мельканье чего-то, похожее на картинки, кадры, музыкальные звуки и примитивная ритмика, пластика, обязательные сексуально-эротические элементы – основной набор средств выразительности клиповой культуры»[150], вседозволенной, сексуальной.

Реклама – PR (пиар)-технологии наглядно проявляют себя в профессиональном спорте, где звёзды получают колоссальные гонорары. Феномен А.Курниковой и сногсшибательный коммерческий успех её бренда наглядно продемонстрировал, что заработки звёзд спорта не обязательно напрямую связаны с их реальными профессиональными достижениями. Главное, чтобы знающие люди помогли спортсмену органично вписаться в шоу-индустрию. В этом и состоит секретная технология пиара в спорте, шоу-бизнесе или политике. «Сегодня Мария Шарапова больше чем теннисная звезда, - она рафинированный и растиражированный в огромном количестве экземпляров образ успеха в глазах десятков миллионов молодых людей всех стран и континентов. А именно молодые люди, согласно утверждениям маркетологов, являются основной рекламной целевой группой, самыми активными потребителями разнообразных товаров»[151]. Закономерным итогом PR-концепции стал прорыв Шараповой не только в лидеры мирового тенниса, но, что едва ли не важнее, в лидеры среди рекламных брендов. «В наше время спорт высших достижений стал органичной частью гигантской и разветвлённой индустрии, в которой крутятся колоссальные, не вмещающиеся в сознание деньги. Например, суммарный годовой рекламный бюджет таких гигантов, как NIKE и ADIDAS, давно уже перевалил за фантастическую отметку 500 млн. долларов». Спорт органично вписался в мировую финансовую систему, став составной частью глобального шоу с давно распределёнными ролями: «По приблизительным оценкам, годовой оборот мировой спортивной шоу-индустрии превышает 100 млрд. долларов. В наше время любой элитный атлет представляет собой самую настоящую торговую марку, бренд, небольшое коммерческое предприятие. Чем выше уровень результатов спортсмена, тем он раскрученнее, тем дороже бренд, тем больше оборот компании, продающей имя атлета…Современные атлеты превратились в странный гибрид гладиатора и рекламного агента»[152]. Допинги, сверхчеловеческое напряжение как цена побед сокращают жизнь спортсменов.

Мода. Через механизм моды МК подчиняет все виды и стороны человеческого существования: от стиля одежды до типа хобби, от выбора идеологии до форм интимных отношений. Особую роль в моде играет полностью раскрепощённая эротика и сексуальность (сексапильность): модельеры готовы превратить само обнажённое тело в явление моды. Отсюда – «эротизация спорта» (ЛГ. 2005. №36.С.15), мода на худощавость и вечную молодость. С развитием кинематографии, с появлением женских журналов мода распространяется среди самых широких потребительских масс. Мода изменчива: иметь добротный костюм когда-то означало хороший имидж. Нынче одежда – устаревшая категория моды. В этом смысле можно говорить о либерализации моды, как и о либерализации в партнёрских отношениях. Носите себе джинсы и майку, важно, можете ли вы похвастать спортивным автомобилем последней модели, виллой или яхтой.

Адресат современной индустрии моды – молодёжь и обеспеченные люди всех возрастов. В развитых странах, особенно в тех, которые считаются законодателями моды (Франция, Италия), оборот этой индустрии достигает фантастических размеров. Индустрия моды привела к появлению разнообразных профессионалов в области моды: кутюрье, дизайнеры, модельеры, манекенщицы, фотомодели, обозреватели и др. Ценности моды – современность и престижность. Существует высокая мода как искусство, мода для элиты, богатых слоёв. Классика высокой моды – Коко Шанель, Кристиан Диор, Джанни Версаче. Многие модели, предназначенные для показа, уникальны. Чертой высокой моды является экзотичность, экстравагантность. И существует уличная, массовая мода, ориентированная на массовый вкус. Очень часто мода в сознании ассоциируется с одеждой, но это феномен, охватывающий разные стороны жизни. Есть мода на книги, фильмы, музыкальные группы и стили. С ускорением технического прогресса значительно сократились циклы смены технической моды. Два-три года максимум держится мода на те или иные технологические новшества. Благодаря рекламе, в моду можно запустить всё что угодно.

Гламур – чарующий, чудесный, загадочный, обольстительный, словом, выводящий человека из серости будней. Французское значение этого слова – шарм, обаяние, очарование, привлекательность. В английском языке это роскошь, шик и красота. Гламур – больше, чем стиль в одежде (допускается, что девушка может быть одинаково гламурной как в потёртых джинсах, так и в пышном бальном платье), больше, чем любовные развлечения в фешенебельной обстановке. «Это, скорее, настроение последнего десятилетия, витающее главным образом среди «золотого миллиарда» человечества, нечто типа пленительной ауры, под влияние которой попадает всё больше людей, в результате чего они, не желая отстать от моды, избирают себе прежде всего новую манеру поведения, но не обязательно одежду, украшения и другие материальные предметы»[153]. Гламур сегодня везде – не только на страницах глянцевых журналов, но и на телевидении, в театре, в кино, в живописи. Гламур проникает в идеологию и политику. Мир гламура – это мир блеска и шика, мишуры и манер, в котором нет места старости и болезням, смерти и страданиям, печали и сомнениям, это гигантская рекламная машина, которая навязывает людям товары, вкусы, взгляды. Гламур – это высшие этажи МК, которые возводят себя к барокко, рококо, модерну. Он предполагает «некоторую перегруженность красотой и украшениями, некий перебор в пышности, буйстве красок, изгибах линий…- чувство меры в чрезмерности». Гламур – многослойное и многосложное явление.

Таким образом, если говорить о различных этажах МК, на нижних мы видим всеобщую примитивазацию, на средних – всеобщую коммерсализацию (культ денег и успеха, тела и вещей, пиара и бренда), на высших, гламурных этажах процветает беспроблемность и облегчённость и наконец на виртуальных этажах – игровая идентичность.

 

 

10.7. Популярные виды и жанры массового искусства.

Кино – самое массовое искусство XX века: «фабрика грёз» Голливуда. Кино продолжает оставаться важнейшим видом американского искусства. Своё лицо было у советского кино: психологизм, реализм, интерес к простому человеку. Сегодняшнее российское кино «не нашло своего лица, в нём нет своеобразия. Оно очень часто делается по клише и штампам голливудских фильмов»[154].

Телевидение (теле-компании) – самое массовое сейчас СМИ, где доминируют развлекательные шоу, бесконечные телесериалы, реклама и проч.- гламур. «Телевидение, сейчас развлекающее и отвлекающее от проблем, через 15-20 лет сформирует бездумное и бессмысленное поколение, которое ни на что серьёзное не будет способно. Во всех развитых странах на ведущих каналах – серьёзное телевидение, много общественно значимого. А у нас на ведущих каналах считают, что ТВ – это прежде всего бизнес»[155]. «ТВ превращается в бизнес с размытыми моральными нормами»[156]. Главное средство информационно-культурного, политического, социального общения превращается в монополию юмористов и попсы, т.е. средство развлечения. Формируется стереотип, что культура есть отдых и развлечение.

Ещё одна проблема: «Сегодня 80% новостей в любых СМИ составляет информация, вызывающая отрицательные эмоции»[157]. ТВ пробуждает негатив в человеке: информационный негатив превышает позитив и снижает порог криминальной готовности, человек становится агрессивнее. Идёт духовная атака на молодёжь музыкальными каналами: раздувание подростковой сексуальности, погружение в наркотическую субкультуру. Разрушительные коды передаются через мультфильмы. «Игра на понижение», «Пациенты для психдиспансера», «Окно в безобразие» - заголовки материалов о нашем ТВ В Лит. газете. От мутного потока «телеканализации» защитит только одно – не смотреть телевизор.

Поп-музыка играет огромную роль в современной МК. Звёзды музыкальной эстрады превращаются в идолов, которым поклоняются их фанаты, увешивая стены своих квартир портретами и афишами своих любимых поп-идолов, подражая их причёскам и манерам. «Из средства народного общения эстрадная песня превратилась в орудие шоу-бизнеса»[158]. «Никогда ещё за всю историю отечественной эстрады у нас не было на сцене такого количества безголосых и бездарных певцов…Деньги сейчас решают всё…На Западе личность артиста, его индивидуальность ценятся превыше всего. У нас наоборот, если ты отличаешься от других, тебе говорят: «Простите, вы – не формат». Любой талантливый человек неформатен…Само слово «талант» исчезло из употребления, уступив место слову «бренд»[159].

Комиксы – серии картинок, рассказывающих о похождениях героев. Продолжая лубочную традицию, комикс отличается динамизмом, сжатостью языка. Широко популярны комиксы в США и Японии (манга – забавные истории в картинках). Этот инфантильный жанр превратился из сказки для детей в мифологию для взрослых.

Детектив. Возникновение детективного романа относится к середине XIX века, родоначальник жанра - Э.По. Первым детективом считается рассказ Э.По «Убийство на улице Морг»(1841). Широкую популярность жанру принёс Конан Дойль, создавший популярный образ частного детектива Шерлока Холмса. Необходимым элементом детектива является загадка, связанная с каким-то преступлением, и её расследование. В первых детективных романах доминировало интеллектуальное начало, они были логическими загадками, игрой мысли. Герой Конан Дойля был подчёркнуто интеллектуален. Шерлок Холмс относится к расследованию преступления как к логической загадке, шахматной партии. Классический детектив создаёт стереотип частного детектива. Детектив – порождение города. «Золотым веком» детектива были 20-е г., время расцвета классического детектива, представленного именами Агаты Кристи, Жоржа Сименона и др. В отличие от Конан Дойля, акцент в романах Кристи ставился не на детективном способе мышления и аналитической логике, а на неожиданностях, ложных версиях, эффектной развязке. В романе А.Кристи «Десять негритят» действие происходит на необитаемом острове. Неизвестное лицо приглашает сюда десять человек, среди которых судья, врач, генерал, автогонщик, старая дева, слуги. Шторм отрезает остров от материка. В течение одной ночи гибнут все. Убийства совершаются разными способами, в соответствии с детской считалочкой «Десять негритят». Убийцей оказывается судья Редгрейв, который вершит правосудие, наказывая всех приглашённых на остров за совершённые в прошлом преступления. За 60 лет творческой деятельности А.Кристи написала 67 романов, став классиком жанра. Её романы всегда занимательны. Напряжённое действие здесь самое главное. Жорж Сименон создал образ комиссара Мегрэ. В отличие от Шерлока Холмса, он старается вжиться в жизненные обстоятельства, стать на место преступника, понять и почувствовать мотивы поведения людей. Он знаток жизни, воплощение здравого смысла. Он символизирует мир устойчивых ценностей в эпоху, когда все ценности становятся неустойчивыми. Классический детектив предполагает чёткие этические координаты, этическое обоснование правоты Закона.

Наряду с классическим детективом в конце 20-х-нач.30-х г. формируется «жёсткий» детектив. Он был создан в США: Р.Чэндлер, Ф.Чэйз и др. Акцент смещается с интеллектуального поиска в сферу напряжённого действия. Изменяется традиционный образ детектива-сыщика. Теперь это специалист, грубый и жестокий, прибегающий к силе, циничный и одинокий. Герой борется со злом, хотя и понимает, что оно неустранимо. Усложняется классический стереотип преступника: он может быть внешне привлекательным, представителем высшего общества. Герои живут в продажном обществе, в котором власть связана с преступным миром.

После второй мировой войны из детективного романа выделяются криминальный, полицейский и шпионский романы. В криминальном романе акцент смещается с разгадки преступления на психологию преступника и на детальное описание преступлений и кровавых убийств. К криминальному роману восходит гангстерский фильм. С фильма Фр.Копполы «Крёстный отец» он повествует об организованной преступности. В полицейском романе героем становится не частный детектив, а рядовой полицейский, который борется с мафией или организованной преступностью. Популярный герой шпионских романов английского писателя Йэна Флеминга Джеймс Бонд – сверхшпион, агент 007, преданный слуга Британской империи. Джеймс Бонд – символ того, что связано с силой, успехом и вседозволенностью. Он не герой, а имидж.

Мюзикл – популярный жанр, синтетическое зрелище. Как самостоятельный жанр появляется в 40-е г. Корни жанра восходят к оперетте, музыкально-танцевальным шоу на Бродвее, к музыкальным голливудским фильмам. Расцвет жанра относится к 50-60-м г. Выделяют социальные мюзиклы: «Вестсайдская история» (1961), «Кабаре»(1971); мюзиклы, основанные на традиции народного праздника, карнавала, балаганного зрелища: «Оклахома!»(1943), «Порги и Бесс» (традиции негритянского музыкального театра); музыкальная мелодрама: «Смешная девчонка» (1968) (голливудская сказка о Золушке), «Чикаго».

Фильм ужасов – темы вампиров, монстров. Мастер жанра – Альфред Хичкок, мастер напряжения, чёрного юмора, создатель зрелища, приводящего в дрожь и шоковое состояние. Популярные герои – Дракула, Кинг-Конг.

Фильм катастроф - популярны с 70-х г., отразили апокалиптические настроения времени: «Челюсти» (1975) Стивена Спилберга, «Титаник» (1998) Джеймса Камерона.

Вестерн – один из старейших жанров американского кино, классический образец боевика. Первый вестерн – фильм Э.Портера «Великое ограбление поезда»(1903). Повествует о приключениях суровых ковбоев и мужественных пионеров дикого Запада. Стереотипом жанра являются сцены насилия и жестокости.

Эротический жанр – лав стори: роман Д.Лоуренса «Любовник леди Чаттерлей», фильм «Эммануэль» (1974) и др. Или женский роман. Классика жанра – М.Митчелл «Унесённые ветром»(1936), К.Маккалоу «Поющие в терновнике»(1977).

Научная фантастика. Классика жанра – романы Ж.Верна, Г.Уэлса, Р.Брэдбери, А.Кларка, С.Лема, А.Беляева, братьев Стругацких.

В конце XX века научную фантастику в своей популярности вытесняет фэнтези с элементами мистики, сказочности, мифологии. Родоначальник жанра Дж.Толкиен «Властелин колец» - на основе волшебной сказки возникает особый виртуальный мир со своими законами. Феномен Гарри Поттера: в 1995 г. вышла 1 книга Джоан Роулинг, в 1999 г. писательница стала миллионершей и самой богатой писательницей Великобритании. Впервые в истории английской литературы рейтинг бестлеллеров возглавила детская книга, породившая поттероманию. В 2000 г. 4 книга «Кубок огня» была названа наиболее быстро продающейся в истории книгопечатания. Суммарный тираж книг почти достиг тиража Библии. Между тем критики обвиняют Роулинг чуть ли не во всех смертных грехах: проповедь сатанизма и оккультизма, избыточность текста, заимствованность мотивов. Но «ей удалось создать волшебный мир, параллельный нашему…Роулинг написала пятитомную книгу-страшилку, а страшилки очень популярны среди детей»[160].

В последнее время популярными становятся синтетические жанры: триллер, сочетающий психологическое напряжение фильма ужасов с детективом (политический, эротический и т.д.); фэнтези – сочетание фантастики, сказки, мифологии, приключений и детектива.

Формы функционирования массовой беллетристики – бестселлер (наиболее продаваемая, пользующая спросом литература), дайжест (выжимка, краткое изложение произведения), комикс (перевод текста в серию картинок).

Социология чтения. За последние годы мы из самой читающей превратились в малочитающую страну. Образ читателя серьёзной литературы резко упал в цене. Мужчины читают детективы и триллеры, женщины – мелодраму, любовный роман. «Специалисты говорят сегодня даже о катастрофе чтения в России…40% наших соотечественников сегодня вообще не читают, а 52% никогда не покупают книг, 34% не имеют дома ни одной книги…Всего лишь каждый пятый сегодня берёт в руки периодику». В результате произошла парадоксальная вещь: «книжный рынок В России процветает, поражая многообразием обложек, а массовое чтение увядает…Половина всей книжной продукции так и остаётся на издательских складах невостребованной»[161]. Читатели делятся по полу и возрасту.

Китч (нем. Kitsch – дурной товар, дешёвка) – произведения массового искусства, основанные на имитации – подражании, подделке хорошо известных образцов классического или религиозного искусства. Так, огромный раздел китча составила «Джокондиана»: в виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей от Сталина и Мао до Моники Левински. Китч вторичен, эклектичен, поверхностен, доводит выразительные средства до чрезмерности, тяготеет к самолюбованию, мнимой многозначительности, псевдоинтеллектуальности («Код да Винчи» Дэна Брауна). Всякая стилизация и переделка классики содержит возможность китча. Китч заключает в себе философию китча. Учитель рассказывает, как повела детей в театр на «Ревизора»: режиссёр и артисты «максимально упростили комедию», поставили «как бы «Ревизора». «Как бы – это стиль..,целая философия. Слово «как бы» удивительно точно выражает мироощущение современного человека, в котором ничто не равно себе, всё зыбко, приблизительно, относительно. Как бы добро. Как бы зло. Как бы жизнь. Как бы искусство». В этом слове заключается стремление к «облегчённости существования..,стёртости критериев»[162].

 

Литература

1. Гофман А.Б. Мода и люди, или новая теория моды и модного поведения. М., 2000.

2. Захаров А.В. Массовое общество и культура в России // Вопр.филос. 2003. №9.

3. Ковалёв В. Массовая культура: за и против // Нева. 2003. №9.

4. Массовая культура: Уч.пос. / К.З.Акопян, А.В.Захаров и др. М., 2004.

5. Розин В.М. Мода как феномен идентификации личности в современной культуре. М., 2006.

6. Смольская Е.П. Массовая культура – развлечение или политика. М., 1986.

7. Флиер А.Я. Массовая культура и её социальные функции. М., 1999.

8. Чегодаева М.А. Китч, китч, китч. М., 1990.

9. Шариков А.В. Парадигмальные трансформации отечественного телевидения // Социс. 2006. №10. С.95-103.

10. Шестаков В. Мифология XX века: Критика теории и практики буржуазной «массовой культуры». М., 1988.

11. Яковлева А.М. Кич и художественная культура. М. 1990.

 

Контрольные вопросы

1.Дайте определение массовой культуры.

2.Назовите важнейшие вехи становления МК.

3.Какие существуют важнейшие формы МК?

4.В чём заключается назначение рекламы?

5.Что такое гламур?

6.Назовите важнейшие ценности МК.

7.Назовите важнейшие стереотипы МК.

8.Чем имидж отличается от стереотипа? Приведите примеры.

9.Что такое китч?

10. Назовите наиболее популярные жанры массового искусства.

 

11. Гендерные модели культуры. Социология пола, семьи и брака

 

 

11.1. Гендерные роли мужчины и женщины в истории культуры. Понятие гендер (от англ. gender – пол, род) пришло в отечественную социологию из англоязычных стран в начале 1990-х г. Различие понятий «пол» и «гендер» в западной философии, психологии и социологии долгое время является предметом дискуссий. Впервые малопонятный и раздражающий многих современных российских социологов термин «гендер» появился в Западной Европе и США в начале 1960-х г. и сразу стал претендовать на новое слово в науке, новую интерпретацию понятия «пол», утверждая, что гендер – это социальный, или социокультурный пол. В широкий научный оборот входят понятия гендерные исследования, гендерные роли, гендерные различия, гендерная политика, гендерные стереотипы и нормы, гендерная идентичность. Предмет гендерной социологии – социальный и социокультурный статус мужчин и женщин как гендерных общностей. Преобладающим объектом гендерной социологии в российской социологии традиционно является женский социум. Его состояние характеризуется уровнем решения «женского вопроса» в обществе на данном этапе развития.

Согласно теории В.А.Геодакяна, мужчины и женщины имеют разные эволюционные функции: мужской пол воплощает обновление и изменчивость, а женский – сохранение и устойчивость. Мужской пол – авангард эволюции. Он более изменчив, первым приспосабливается к меняющимся условиям. Женский пол более стабилен, он вбирает то прогрессивное, что выработано на материале мужских особей. Именно на них идёт отбор нового путём проб, ошибок и выбраковки ненужного. В резко неблагоприятных условиях популяции приходится увеличивать материал для отбора, и тогда доля рождающихся мальчиков растёт. Обусловлено это комплексом генетико-физиологических механизмов, отработанных в эволюции. Во время войн, голода, социальных потрясений мальчиков рождается больше. Происходит это сейчас и в России.

Из теории следует ряд гендерных выводов. Поскольку мужчины – авангард эволюции, признаки, более свойственные им, будут распространяться. Те, которые более свойственны женщинам, будут идти на убыль. Если на земном шаре женщины больше курят, чем мужчины, а мужчины употребляют больше наркотиков, значит, количество курящих будет сокращаться, а количество наркоманов – расти. Те же закономерности свойственны и профессиональной деятельности. В конце XIX века, когда появились пишущие машинки, считалось, что работа на них – сугубо мужское дело. Это был период, когда профессия только входила в жизнь (то же ткач – ткачиха). Став массовой, профессия машинистки стала женской. И это было предвестником того, что специальность пойдёт к закату: электронная техника вытеснила машущие машинки. Пока среди программистов, обслуживающих компьютеры, резко преобладают мужчины. Когда программистов и программисток станет поровну – эпоха компьютеризации будет завершена. Когда программистки окончательно вытеснят программистов – это будет означать, что компьютеры исчезнут под натиском ещё более совершенной техники. Эта теория отвечает и на традиционный вопрос, почему в течение многих веков творцами, художниками, учёными были мужчины, а не женщины, которые становятся таковыми в современной культуре. «Так что историческая миссия мужчин – всегда быть впереди, отрабатывать на себе всё новое в биологическом и социальном смысле, больше рисковать, чаще заболевать и меньше жить. Миссия женщин – сохранять и приумножать то лучшее, что создали мужчины»[163]. Мужчина для природы – полигон, на котором отрабатываются крайние качества, с тем чтобы полезные передать потомству, а ненужные отбраковать. Поэтому среди мужчин больше гениев, но также больше алкоголиков, преступников и шизофреников, а у женщин преобладают значения средние, без взлётов и падений. В целом женское начало велит: приспосабливайся к жизни. Техническая революция – дело рук мужчин. Но женщина – мощный помощник. Мужчина более склонен к рискованному поведению. По социальной роли он должен быть более агрессивным: от него требуется, чтобы он зарабатывал, кормил семью, пробивался и делал карьеру, шёл в армию и т.д. Поэтому в роли мужчины быть не так просто.

Мужчина обычно бывает кормильцем, добытчиком, а в семье осуществляет общее руководство и несёт главную ответственность за воспитание детей, тогда как более эмоциональная по своей природе женщина поддерживает групповую солидарность и обеспечивает детям необходимое эмоциональное тепло. Радикальное изменение этой структуры, по Парсонсу, невозможно. Как бы не вовлекалась современная женщина в общественно-трудовую жизнь, женская роль «продолжает корениться прежде всего во внутренних делах семьи, где женщина выступает как жена, мать и хозяйка дома, тогда как роль мужчины коренится прежде всего в профессиональном мире, в его работе, которая обусловливает и его функции в семье – обеспечение ей соответствующего статуса и средств к существованию». Теория взаимодополнительности мужских и женских ролей (инструментальность мужских и экспрессивность женских) широко распространена в обществах разного типа: Индия, Китай, Япония.

Мужское и женское начало трактуются в древних религиях как взаимодополнительные (даосизм, индуизм), как конфликтные (древнегреческая мифология), как иерархически соподчинённые (христианство, ислам).

Древнекитайская мифология утверждает, что всякое человеческое тело содержит в себе и мужское, и женское начало, хотя в женщине больше представлено «Инь», а в мужчине «Ян». На разделении органов и болезней по этому принципу покоится вся китайская медицина. На необходимости гармонического сочетания мужского и женского начал в одном лице настаивает и тантризм. Из этих восточных представлений исходил и К.Г.Юнг, утверждая, что в коллективном бессознательном каждого индивида присутствуют два разных архетипа. Душа – анима персонифицирует женское начало, дух – анимус – мужское. Только сочетание души и духа обеспечивает гармоническое развитие индивида. Мужественность и женственность соотносятся как личное-родовое, предел-беспредельное, рационально-интуитивное, солнечное-лунное, познающее-бытийственное, небесное-земное, активное-пассивное, аполлоническое-дионисийское. Стереотипы мускулинности и фемининности обыденного сознания гораздо конкретнее, в них яснее прослеживается связь с различными социальными ролями.

Существует и глубокая асимметрия в описании и оценках мужчин и женщин: традиционная патриархальная культура трактует мужчину как активное культурное начало (фалло-лого-центризм), а женщину как пассивную природную силу (вагинальное начало). Мужчина как представитель сильного пола занимает высшее и внешнее положение. Слабая женщина – низшее и внутреннее. Деятельность женщины сосредоточена в домашнем, замкнутом, защищённом пространстве. Стереотипы женского поведения – мягкость, терпимость, умение прощать и понять другого. Однако по мере развития социокультурного процесса в отношениях полов, выстроенных таким образом, накапливается конфликтность. На протяжении всей истории развивается внутреннее противоречие в отношениях полов: оберегая и защищая женщину, мужчины постоянно жалуются на убожество и неразвитость «первого домашнего животного человека» (Ш.Летурно).

 

11.2. Сексуальная культура. С точки зрения социологии, сексуальное поведение – лишь определённый аспект социального поведения человека. Пол и сексуальность составляют важную часть культуры человечества. Они представлены в самых разнообразных мифопоэтических символах. Крест, воплощая плодородие, активное мужское начало, соотносится с фаллосом. Древнеегипетская эмблема рождения и жизни «Анх» - сочетание креста с кругом обозначает соединение мужского и женского начал. Многочисленна символика, сочетающая мужскую вертикаль и женский круг. Греческое слово «Эрос» обозначало универсальную космическую силу, соединяющую первоначальные элементы мира. Космогония мыслится как брачное сочетание полярных начал. Фаллос (мегалит, обелиск) символизировал силу, могущество, власть. Женская вагина описывается в мифологиях как таинственное тёмное начало (пещера), таящая в себе опасность и угрозу смерти. Культура пропитана сексуальной символикой, имеющей универсальный космогонический смысл в языческих культурах, а в мировых религиях спасения приобретающей сублимированный смысл. Природа одарила человека даром сублимировать свою сексуальную энергию в творческие сферы.

Любовь – к женщине, мужчине, детям, Родине, Богу является одним из ключевых смыслов жизни. «Пока существует человечество, любовь будет оставаться основным смыслом существования. Это как своего рода кровь общества…Эротическая любовь мужчины к женщине – ключевая, самая сердцевидная. Если она исчезнет, всё погибнет»[164]. Любовь проявляет все качества человека, и лучшие, и худшие. В любви сбрасываются все маски. Люди в любви развиваются, она вносит позитивные изменения в саму личность, в семью, в работу, вызывает прилив энергии и здоровья. Любовь основана на сильном сексуальном влечении полов. Едва ли не главный признак любви – абсолютная единственность и незаменимость её предмета. В совместной семейной жизни, когда люди долго живут вместе, сексуальная любовь трансформируется в любовь-нежность, любовь-уважение, любовь-признание, любовь-принятие другого таким, каков ты есть. Или любовь уходит. Почему? Её питает непознанность, загадка. Чем больше узнаёшь другого, тем меньше остаётся загадки. Проблема любви – это проблема давать-брать. Когда есть этот баланс, есть настоящее взаимопонимание, тогда отношения могут очень долго существовать, возможно, всю жизнь. К сожалению, такие отношения – редкость. Чаще один даёт, а другой только берёт. Да ещё и скучать начинает от однообразия. Как показывает современная психология, «мужчины более влюбчивы и менее отходчивы от любви. Женщина быстрее может разорвать роман, мужчина же будет долго за него цепляться»[165]. Чтобы любовь сохранить и развить, нужно работать. Это обязательно терпение к друг другу, новизна, развитие, уступки, мудрость. Часто люди, когда сталкиваются с ситуацией любви, попадают в эту необыкновенную страну, не знают, что делать: не готовы любить, развиваться, работать. Энергия взаимного влечения полов оформляется в любовь плотскую и одухотворённую, расчётливо-прагматическую и романтическую, в бесконечное количество вариантов.

 

11.3. Изменение гендерных ролей и стереотипов в современной культуре. В современных дискуссиях говорится, что «мужская цивилизация», основанная на агрессии и силе, должна уступить место «женской», основанной на терпимости и гармонии. Или мужской тип мышления, основанный на отношении господства-подчинения, тяготеющий к спору и конфронтации, должен уступить место женскому мышлению, тяготеющему к целостности, не к протипоставлению себя миру, а единению с миром. На конференции «Мужское здоровье» в докладе одного известного специалиста-андролога прозвучала такая идея: «через полторы-две тысячи лет на Земле вообще останутся одни амазонки. На биологическом уровне начались очень серьёзные изменения, мужская хромосома слабеет с каждым днём. Несмотря на то что мужчин рождается больше, к 30 годам их уже гораздо меньше, чем женщин…Средняя продолжительность жизни мужчин в России – 57,5 лет, женщин – 72 года»[166]. Общемировая тенденция – феминизация демографической структуры населения. Согласно переписи 2002 г., количество мужчин в России сократилось до 46,%% населения.

Стремление женщины выразить собственные интересы приводит к оформлению феминистской идеологии, или «женского вопроса». Феминистское движение (лат. femina – женщина) – это стремление женщин добиться равных с мужчиной прав в общественной жизни, преодолеть иерархичность во взаимоотношениях полов и перейти к системе партнёртского взаимодействия. Возникает в XVIII веке, особенно активизируется с конца 60-х г. XX века. Борьба радикально настроенных женщин-феминисток за равноправие с мужчинами обретает порой фундаменталистские формы. Феминизм развивает мужеподобие. Феминистская концепция равных возможностей по существу основана на идее маскулинизации, следования мужскому образцу. От чего рушатся семьи? От того, что женщина идёт по феминистскому пути, давит, требует, оскорбительно контролирует. Появляются феминизированные мужчины с мягким, женским характером и маскулинизированные женщины с их резкостью и агрессивностью.

В XX веке начинается процесс эмансипации женщин, завоевания ими возможности свободной самореализации во всём социальном пространстве вместо традиционного внутреннего пространства «трёх К» - «Kinder, Kuchen, Kirche» («дети-кухня-церковь»). Сексуальная революция второй половины XX века на Западе была прежде всего женской революцией. Но женский вопрос ещё далеко не решён. В XX веке женщина так стремилась стать похожей на мужчину, что ей это в конце концов удалось. Она сделала короткую стрижку, закурила, надела брюки и села за руль автомобиля.

Стремясь отразить современное положение женщин в мире, ЮНЕСКО в анализ уровня «человеческого развития», который определяется тремя показателями: доходом на душу населения; уровнем образования; ожидаемой продолжительностью жизни, включило ещё один – критерий пола. Он используется в каждом из трёх основных показателей и фиксирует разницу в доходах, образовании, продолжительности жизни между мужчинами и женщинами. Разница в доходах – в пользу мужчин, которые, однако, отстают от женщин по продолжительности жизни.

Меняются психосексуальные роли и гендерные стереотипы. Традиционная модель женского поведения (ценности семьи, любви, детей, брака, преданности, послушания) вытесняются инициативной моделью поведения, ценностями индивидуального успеха – самореализация, свобода, профессия, секс, деньги, карьера. Женщины стали занимать более активную позицию и в семье, и в обществе. Всё чаще женщина хочет состояться как профессионал, самореализоваться. Они стали заявлять о себе в традиционно мужских сферах – в бизнесе, политике, экономике, управлении. Ещё совсем недавно формула женского счастья звучала примерно так: «Выйти удачно замуж, сидеть дома и заниматься хозяйством, пока муж на работе». Сегодня для развитых стран – это идеал вчерашнего дня. «Современная женщина – существо не просто работающее, а совершенно самостоятельное, деловитое, способное принимать решения, не спрашивая ничьего совета. В США из четырёх женщин трое уже воспроизводят именно этот тип»[167]. На Западе из четырёх учителей только один – мужчина. Из трёх медиков мужчина тоже только один. Половина всех инженеров и половина научных кадров тоже женщины. В России картина примерно та же. «Среди преподавателей и в здравоохранении женщин 82%, и доля их продолжает расти. В науке и в органах местной власти женщин давно уже большинство»[168]. Вчерашним днём становится роль мужчины как кормильца семьи. Идёт вытеснение мужчин с рынка труда. «Специалисты объясняют это тем, что в силу своих врождённых качеств – особенностей психики, темперамента и ума – женщина оказалась более приспособлена для новых технологий. Она более эффективна, когда по ходу работы нужно бывает перестроиться и быстро сменить одно занятие на другое. Она, говорят психологи, способна несколько дел делать одновременно»[169]. В новых профессиях постиндустриальной эпохи женщины уверенно лидируют. «Согласно последним данным, среднестатическая россиянка зарабатывает в три раза больше, чем среднестатический россиянин»[170].

Мужчины всё больше теряют свою роль в семье и обществе, уступая её слабому полу. Выводы современных психологов: мужчины меньше приспособлены к нынешней чреватой неожиданностями жизни. Женский организм отличается большей биологической жизнестойкостью. Эта утрата главенствующего положения порождает всё новые и новые проблемы. Психологи констатируют кризис маскулинности, мужской идентичности в современном обществе, что выражается в перевесе мужской смертности над женской, вредных привычках, инфантилизации и феминизаци сильного пола. В медицине поведение, свойственное противоположному полу, называется гендерной инверсией. Природа делает отчаянные попытки скомпенсировать провал усилением мужского начала в женщинах. Врачи отмечают «генетическое угасание факторов мужества у мальчиков, юношей, мужчин и приобретение ими сугубо женских характеристик». К этому привело, в частности, наше равноправное и бесполое воспитание: «Девочки на 2-3 года духовно и физически опережают по своему развитию мальчиков», оказываясь для них духовными лидерами, моделью. «У одних мальчиков формируются сугубо женские черты характера. У других складывается комплекс невротического неудачника». Юноши становятся всё женственнее, девушки – мужественнее. Врач и педагог В.Базарный предлагает переход на параллельно-раздельный тип воспитания и обучения мальчиков и девочек в детских садах и школах[171].

Гендерные модели отечественной культуры.

Общественная ментальность у нас – в отличие от писаных законов – патриархальная, дискриминационная по отношению к женщинам. Алкоголизм, наркомания, преступность, насилие – это тупик и крах патриархальной системы, которая унижает женщину, но не даёт и мужчине быть человеком, требует от него грубости, жёсткости, воинственности, доминирования и называет это «быть настоящим мужчиной».

Как подчёркивает И.С.Кон, «историческая традиционная русская сексуальная культура, как на бытовом, так и на символическом уровне, всегда отличалась крайней противоречивостью. Жёсткий патриархальный порядок, логическим завершением которого была пословица «не бьёт – не любит», сочетается с фемининным национальным характером и синдромом «сильной женщины». Откровенный крестьянский натурализм, не знающий закрытости и интимности, соседствует с суровым внемирским православным аскетизмом. Разобщённость телесности и духовности проявляется и в языке, и в телесном каноне, и в представлениях о любви. Изощрённая матерщина и иное сквернословие соседствуют с отсутствием высокой эротической лексики»[172].

В.Шубарт в книге «Европа и душа Востока»(1932) отмечает, что разные народы дали разные образцы человеческих идеалов: «У китайцев это мудрец, у индусов – аскет, у римлян – властитель, у англичан и испанцев – аристократ, у пруссаков – солдат, а Россия предстаёт идеалом своей женщины. Никакая другая женщина, по сравнению с русской, не может быть одновременно возлюбленной, матерью и спутницей жизни. Ни одна другая не сочетает столь искренние стремления к образованию с заботой о практических делах, и ни одна так не открыта навстречу красоте искусства и религиозной истине». Русская женщина всегда была соратницей, помощником, психотерапевтом, воплощая терпение и терпимость.

Для русских поэтов (Н.Некрасова, А.Блока, Б.Пастернака) женщина – это «не пол, а путь, следуя которым единственно возможно постичь Родину, жизнь, Бога». Потому что женщина «всегда идёт через другого» («к примеру, декабристки приобщаются к русской истории и, уверена, к Царствию Небесному через своих мужей»). Это открытие, сделанное певцами «Вечной Женственности», важно в XXI веке, когда «и народы, и отдельный человек идут по жизни путём самости, настаивая только на своих правах, не замечая другого». Но «к самому главному в жизни человек приходит только через другого человека (в Евангелии называемого ближним)»[173].

В России «сильный пол» - женщина. Русские мужчины не взрослеют, остаются инфантильными – настолько сильна материнская доминанта в женщинах. В то же время, как утверждает Лена Ленина, известная россиянка, живущая во Франции (модель, актриса, тележурналистка, писательница), «русская девушка мужчину «как институт» ещё уважает. Европейские девушки считают, что они сами достаточно зарабатывают, им мужчина нужен пару раз в жизни для продолжения рода»[174].

Согласно всероссийской переписи населения 2002 г., среднестатистический россиянин сегодня – это женщина 37,7 года, русская, с высшим образованием, состоящая в браке, имеющая одного ребёнка, проживающая в небольшом городке районного масштаба в двухкомнатной хрущобе вместе с престарелой матерью и не имеющая иных средств к существованию, кроме зарплаты. Молодых вытесняют пожилые, мужчин – женщины, женатых – одинокие. 49% пожилых женщин – вдовы, лишь 35,7% могут опереться в старости на спутника жизни.

Гендерная статистика по Ивановской области на 2004 г.: женщин в области 55,3% от общей численности населения. Мальчиков рождается несколько больше, чем девочек. В возрастной категории до 20 лет парней больше, паритет наступает к 35 годам. Но в более поздних возрастах женщин становится больше. Причина – в более высокой смертности мужчин и меньшей продолжительности жизни. Средний возраст женщин в области 43 года, мужчин – 37. Продолжительность жизни женщин области – 70 с половиной лет. Мужчины в среднем живут на 15 лет меньше. Суммарный коэффициент рождаемости – 1,22. Для простого воспроизводства населения он должен быть 2,15. Семьи ориентируются на рождение одного, реже двух детей. Доля рождений второго ребёнка – 28,9%. Всё меньше людей пытаются создать семью. На 1000 заключённых браков пришлось 694 распавшихся. Чуть не единственная положительная тенденция – повышение уровня образования. Причём по последней переписи населения женщин, имеющих высшее образование, больше, чем мужчин[175].

Для большинства наших соотечественниц та модель жизни, которую они хотели бы реализовать, включает как минимум две базовые цели: иметь детей и интересную работу[176].

11.5. Семья и брак в истории культуры. Основными институтами гендерных отношений являются семья и брак. Семья возникает на самых ранних стадиях общественной жизни как способ устройства, упорядочения, систематизации отношений полов. Семью называют школой социальной жизни, в которой индивид учится повиноваться и управлять, жить в гармонии с другими и для других. Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди жизненных ценностей человека. Функции семьи – репродуктивная, воспитательная, трансляционная, хозяйственно-бытовая, коммуникативная, релаксационная. Первая в традиционном обществе является основной и неотделима от двух последующих – функции передачи традиций предшествующих поколений. Преемственность поколений осуществлялась через институт семьи.

Формы брака исторически развиваются от группового брака (полиандрия и полигиния) к моногамному браку, возникающему в патриархальной и небогатой Древней Греции и органичному для христианского монотеизма. Традиционный брак – нерасторжимый церковный брак или буржуазный брак по расчёту – является достаточно жёстким социальным институтом. Брак и семья были слиты, единобрачие было пожизненным состоянием. Традиционные семейно-брачные отношения были подчинены закону социальной иерархии и субординации. Женщина повиновалась мужчине, а младшие – старшим. Т.Парсонс утверждал, что в семье мужчина играет инструментальную роль кормильца, а женщина – экспрессивную роль эмоциональной поддержки детей и мужа. Ныне работающая мать также оказывается способной выполнять инструментальную роль в семье.

 

11.6. Проблемы современных семейно-брачных отношений.

Вопреки предсказаниям радикалов, моногамный брак и юридически неоформленные постоянные партнёрские отношения отнюдь не отмирают. «Как показывает Всемирное исследование ценностей, граждане постиндустриальных обществ считают частную жизнь важнее политической. Опрос населения 43 стран, проведённый в 1990 г., показал, что самая важная сфера жизни для них – 83% - семья…Семейные ценности явно находятся на подъёме»[177]. Женатые люди больше удовлетворены жизнью, чем одинокие. Семья как ценность не утратила своего значения, но институт семьи переживает глубокие изменения. В 60-е г. в стране начался массовый переход от традиционного сельского образа жизни к современному городскому.

Городская семья становится малодетной. Дети в сельских семьях – помощники по хозяйству, а в городских – «обуза» и «предмет роскоши». Одно из решений демографической проблемы – возрождение малых городов, где условия жизни близки к сельским.

В индустриальном обществе разрушается семья, состоящая из четырех поколений, остаётся маленькое ядро из родителей и детей – нуклеарная семья. Выключение из семьи бабушек и дедушек привело к деконструкции традиционной системы воспитания. Растёт автономия поколений.

Разрушение патриархальных внутрисемейных связей привело к усложнению межличностных отношений. На смену авторитарным отношениям приходят товарищеские отношения. Мало кто из молодых людей сегодня может надеяться на долговременность своих отношений. Типичной формой партнёрства становится так называемая серийная моногамия, когда человек живёт с одним партнёром или партнёршей, но эти отношения продолжаются не всю жизнь, а только какой-то более или менее длительный отрезок времени. Практика повторных браков в городской среде становится всё более распространённой. Установка на возможную временность брачного партнёрства производна от высокой социальной мобильности, которая делает любые социальные идентичности и принадлежности (профессиональные, территориальные, конфессиональные и др.) более изменчивыми и сменными. Это увеличивает степень индивидуальной свободы и связанной с ней ответственности. Проблематичной становится ценность устойчивых отношений.







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 19270. Нарушение авторских прав

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2020 год . (0.027 сек.) русская версия | украинская версия