Студопедия — Методическое пособие. На практических занятиях основная роль отводится решению ситуационных задач с использованием нормативно-правовой базы и групповому обсуждению методов и
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Методическое пособие. На практических занятиях основная роль отводится решению ситуационных задач с использованием нормативно-правовой базы и групповому обсуждению методов и






На практических занятиях основная роль отводится решению ситуационных задач с использованием нормативно-правовой базы и групповому обсуждению методов и результатов решения на основе действующей статистической отчетности, с построением графической части и анализа показателей в динамике.

Важная роль отводится также самостоятельному изучению ряда вопросов, целью которых является использование показателей статистической отчетности и правовых документов, постоянное повышение своей квалификации. Групповая защита результатов исследования студентов по варианту задания.

 

Методическое пособие

Специальность: Актёр театра и кино

 
 


г. Павлодар,

2011г.

КУРС АКТЁРСКОГО МАСТЕРСТВА

М. ЕРШОВА

Тема: Бессловесные элементы действия.

 

Каждое действие человека имеет конкретную цель (пусть не всегда осознанную) и его можно разложить на составные действия более мелкого объема. Мельчайшими составляющими действия являются оценка, пристройка и воздействие.

Действие – движение с целью. Действие это всегда цель. Действие бывает словесное и бессловесное.

Оценкой называется первый момент всякого осознаваемого субъектом действия, когда цель действия только возникает в сознании.

Оценка - это момент, в течении которого нужно, образно говоря, " уложить в голову" нечто увиденное, услышанное, так или иначе воспринятое, для того чтобы определить что же делать, принимая во внимание новое обстоятельство.

С внешней, мышечной стороны " оценка" - это всегда более или менее длительная и более или менее полная неподвижность.

«Правило оценки»

Чем труднее " оценка", тем соответственно она длительней - тем длительней неподвижность, входящая в нее и следующая за первыми рефлекторными движениями.

Для овладевания оценки нужно соблюдать правило последовательности элементов: мобилизация, пристройка, вес. Для успешного овладения оценкой необходимо добиваться сосредоточенного внимания на деле, т.е. «важности дела» для персонажа.

Дело – какой-либо процесс, имеющий начало и конец и требующий от субъекта концентрации внимания на препятствиях, встречающихся при реализации.

Пристройка - это в сущности, преодоление физических преград, препятствий на пути субъекта к его цели, пока его внимание поглощено не ими, а целью последующего воздействия. Пристройка начинается немедленно после " оценки" - в тот самый момент, когда в сознании возникла конкретная, предметная цель. Прежде всего " пристройки" могут быть разделены на две группы: " пристройка" для воздействия на неодушевленные предметы, и " пристройка" для воздействия на партнера.

…" пристраиваясь" к воздействию на живого человека, мы вынуждены исходить из своих субъективных представлений о его свойствах и качествах … характер такой " пристройки" определяется прежде всего тем, какова будет, по представлению действующего, реакция партнера на последующее воздействие… Причем главную роль здесь играет представление действующего о соотношении сил своих и партнера.

Если человек не размышляет в процессе этого дела, то все изменения поз связаны с его пристройкой, приспособлением своего тела к тому или иному материальному предмету.

Следует следить, чтобы в погоне за яркостью, исполнитель ни в коем случае не терял " дела", которым занимается его персонаж. Это легко определится, когда исполнитель не следит благополучно или неблагополучно развивается его дело, т. е. " равнодушен" к проблемам, возникающим на пути его осуществления.

Таким образом, " пристройки" для воздействия на живого человека можно разделить на группы:

ПРИСТРОЙКА
сверху снизу наравне
Пристройки " снизу" и " сверху" отличаются друг от друга не только по своему психическому содержанию, но и с внешней мускульной стороны.
Пристройку " сверху", наоборот характеризует тенденция быть выше партнера…выпрямить позвоночник. То есть откинуться от партнера. Мускульная мобилизация пристройки " сверху" противоположна мускульной мобилизации пристройки " снизу". Пристраивающийся " снизу" тянется к партнеру, он готовится получить просимое так, чтобы как можно меньше затруднять партнера, он вынужден ждать и в полной готовности воспринимать любую реакцию партнера… В каждое мгновение он готов к ответу. Пристройка " наравне" характеризуется соответственно мышечной освобожденностью, или даже - разболтанностью, небрежностью.

Пристройки обладают чрезвычайной выразительностью именно потому, что они непроизвольны. Они " автоматически", рефлекторно отражают то, что делается в душе человека: и его душевное состояние, и его отношение к партнеру, и его представление о себе, и степень его заинтересованности в цели.

При игре следует добиваться реальной занятости внимания каким-либо делом, пусть, на первых порах, вроде бы и не свойственном играемому персонажу.

Если удастся подобрать стихи с диалогом персонажей крайне полезно работать над ними, используя все варианты пристроек персонажей друг к другу.

Вес. Многие особенности " пристроек" (и вообще поведения человека) связаны с ощущением (разумеется, подсознательным) веса собственного тела и веса к силам человека.

Увлеченность делом, перспективы успеха, надежды " окрыляют" человека, увеличивают его силы или уменьшают относительный вес его тела... Все это влечет за собой выпрямление позвоночника, подъем головы и общей мускульной мобилизованности, " кверху", облегчение головы, корпуса, рук, ног и пр., вплоть до открытых глаз, приподнятых бровей и улыбки... Падение интереса к делу, ожидание поражения, угасание уменьшают силы или увеличивают относительный вес тела.

Для овладения этим параметром человеческого поведения технологически удобно выделить три " веса ":

· тяжелый,

· легкий

· с достоинством.

Мобилизация - это та или иная концентрация внимания человека на цели. Мобилизации предшествует " мобилизованность " - степень готовности человека к деятельности до уяснения цели. После уяснения цели, то есть " оценки ", " мобилизованность переходит в ту или иную мобилизацию.

Мобилизованность выражается в общей собранности внимания и, следовательно, в направлении взгляда, в глазах, в дыхании. В общей подтянутости мускулатуры тела, в частности в подтянутости спины - позвоночника. Это - рабочее состояние тела, приспособленность его к затрате усилий и относительно широкому выбору действий - к тем и таким, какие потребуются, как только цель конкретизируется, готовность преодолеть препятствия, которые еще не возникли, но вот-вот возникнут, которые возможны, вероятны на пути к цели.

«Правило последовательности элементов»

Мобилизация > Пристройка > Вес

«Ряд бессловесных эелементов»

Мобилизованность > Оценка > Мобилизация > Прийстройка > Вес > Воздействие

«Правило бессловесных элементов»

Оценка > Пристройка > Воздействие

УПРАЖНЕНИЕ №1: Оценка. Органичное замирание.

Овладейте органичным замиранием в процессе выполнения какого-либо дела: чтение газеты с оценкой и без неё. Или в разговоре: один что-то говорит другой с оценкой слушает его, потом без неё, а потом тоже с ней, только она сконцентрирована на другом.

УПРАЖНЕНИЕ №2: Пристройка.

Нужно два человека. Они играют роли. Один – важный, другой его подчинённый и наоборот. Все действия происходит в тишине, без слов, только мимика.

УПРАЖНЕНИЕ №3: Вес.

Представим, что мы наблюдаем за человеком, который выполняет какое-либо одно бессловесное действие (еда, поездка в транспорте, раздумье, смотрит телевизор, огорчился, обрадовался, идёт старичок). Найдём отличия в поведении, которые можно было бы объяснить различным ощущением веса собственного тела. Определите какие части тела тяжелеют и легчают раньше, какие потом. Подискутируйте на эту тему.

УПРАЖНЕНИЕ 4: Пулемётная очередь оценок.

На любое слово партнёра сделайте ряд оценок с общим подтекстом «не может быть» или «неужели».

УПРАЖНЕНИЕ 5: Большой и маленький (пристройка).

Занимайтесь каким-либо делом с разными пристройками. Пронаблюдайте изменения в мускульной стороне.

УПРАЖНЕНИЕ 6: Вход с пристройкой.

Выполняйте вход в помещение в заданной пристройке, используя различные виды “входов”: к предмету, к делу, думая, от предмета.

УПРАЖНЕНИЕ 7: Царь горы.

Один из обучающихся отвечает на все реплики партнеров в заданной пристройке. Если кому-либо удается “скинуть его с горы”, то на гору забирается он сам.

УПРАЖНЕНИЕ 8: Вес по событию.

Попробуйте сыграть изменение веса по схеме: что-то делал - вдруг произошло (увидел, услышал, заметил, понял) что-то неожиданное - это оказалось большой неприятностью, расстраивающей Ваши планы (" потяжелел") или большой радостью (" полегчал").

УПРАЖНЕНИЕ 9: Психопат.

Меняйте пристройку на противоположную после каждой реплики партнера.

Тема: Лепка фразы в логике словесного воздействия

 

Объектом словесного воздействия является сознание человека. Мы воздействуем на партнёра с целью переделать, перестроить его сознание, приспособить его к интересам действующего.

Действовать словами - это значит рисовать ими картину " не для слуха, а для глаза" партнера. Чтобы действовать словами нужно, прежде всего, видеть, - отчетливо представлять себе то, о чем говоришь.

Внешняя сторона словесного действия - звучащая речь; в ней физически, материально реализуется психическая сторона процесса. Если человек страстно добивается своей цели, если ему очень нужно переделать сознание своего собеседника, тогда его речь делается богатой интонационными красками, она начинает звучать выразительно.

Рисуемая словами картина должна запечатлеться в сознании партнера. Что именно в первую очередь и как самое главное должно запечатлеться в нем? На это указывает ударное слово каждой данной фразы. Субординация ударных слов в различных фразах при рисовании одной картины создает " перспективу речи", которая увлекает слушателей.

Умение произнести длинную фразу - это именно и есть умение расставить предметы в рисуемой картине так, чтобы, с одной стороны, зритель картины (слушатель) ясно увидел целое - каждую часть, фрагмент, предмет картины в том ее качестве и с той конкретностью, чтобы они служили целому, не утрачивая своей особенности.

Таблица «Типы расположения предметов».

Тип расположения Характеристика
Перечисление Ряд предметов однородных (иногда только по какому-нибудь одному из признаков); а) их законченное, ограниченное множество; б) их неограниченное множество. Характерным признаком этой формы является своеобразно-равномерное повышение (а иногда и понижение) голоса на каждом новом члене ряда, то есть после каждой запятой.
Сопоставление Ряд предметов, отличных друг от друга, более или менее равнозначных в целой картине. Сопоставление двух предметов требует разности звуковых тонов голоса, привлекающие внимание слушателя к тому, что рисуемые предметы отличаются друг от друга
Противопоставление Группировки предметов, противоположных друг другу по тому или иному качеству - картина контрастных представлений. Основной принцип " лепки" противопоставлений заключается в создании наибольшей разности голосовых красок при изображении контрастирующих предметов, причем на первый план выходит не изображение самих предметов, а именно изображение контраста между ними. Важной особенностью противопоставлений является неразрывность фразы при " лепке", точка ликвидирует противопоставление и превращает его в сопоставление описательного характера.
Основа и пояснения Единый предмет на фоне других или несколько предметов, расположенных на разных планах; перемещение этих планов - демонстрация детали крупным планом и возврат ее в фон. Временные отходы от сюжетной линии фразы, с целью уточнения, пояснения каких-либо важных деталей, не укладывающихся в сюжет выражаются в " лепке" интонационными скачками голоса " вверх" или " вниз" относительно интонационного уровня сюжета. Переходы эти сопровождаются, обычно, небольшими паузами, в которых слышится тенденция рассказчика вернуться к сюжету (если такой тенденции нет, то фраза-картина будет разбита точками на несколько отдельных несвязанных частей).
Эпическая речь Бесконечная, следующая друг за другом смена разнообразных предметов-картин, крепко связанных единой повествовательной последовательностью. Эпическая форма повествования может включать в себя множество интонационных конструкций, в том числе и вышеупомянутых. Главным ее признаком является " превращение всех точек в запятые", указывающих на то, что повествование еще не закончилось, что дальше будет показано нечто еще более важное и интересное. Интонационно это достигается повышением каждой последующей фразы на одну высотную ступень голоса, а затем интонационного и смыслового скачка через несколько ступеней вниз.

Ударное слово (фраза) – это главное слово (фраза), которое несёт информацию, при помощи которого можно понять цель действующего. Расстановка ударных слов или фраз очень важна для актёра.

В словесной живописи к способам и средствам выразить свою точку зрения на рисуемые предметы и навязать ее слушателю относятся: паузы, повышения, понижения, усиление и ослабление звука и темп. Именно этими средствами выделяются ударные слова:

- Чтобы выделить ту или иную часть рисуемой картины ее ограничивают паузами;

- Чтобы показать крупным планом - замедляют темп ее рисования;

- Чтобы сделать ее " светлой " - повышают голос;

- Чтобы сделать ее " темной " - голос понижают.

- Чтобы стушевать ту или иную деталь, не нужно выделять ее паузами;

- Чтобы отнести те или иные места картины к фону, нужно увеличить темп.

Умение верно лепить фразу - эффективное вспомогательное средство в работе над построением яркой индивидуальной логики действий создаваемого образа.

УПРАЖНЕНИЕ №1: Медленное чтение.

Для этого упражнения удобно выбрать нерифмованное и достаточно длинное предложение из сказок. Задача учащихся - прочитать ее как можно за большее время, сохранив при этом смысловую целостность (чтобы фраза не рассыпалась). Учащиеся должны обнаружить всевозможные механизмы удлинения фразы (громкость, логические паузы, использование высоты голоса, взаимодействие с партнерами).

УПРАЖНЕНИЕ №2: Охотники на привале.

Учащиеся рассказывают остальным партнерам длинную и захватывающую историю о том, что с ними произошло (необязательно достоверную) и, по команде преподавателя, используют различные конструкции лепки в своем рассказе (Например: " как можно больше противопоставлений").

УПРАЖНЕНИЕ №3: Басни.

На материале одной или несколько басен (общих для всей группы учащихся) ищутся различные варианты лепки отдельных фраз и, смысл, складывающийся из именно такого варианта лепки. Для работы над баснями необходимо подключать и наработанные навыки актерского мастерства в бессловесных и словесных воздействиях. Немаловажной деталью, определяющей лепку является позиция рассказчика, его отношение к рисуемой им картине, и, естественно, слушатели и цель рассказа.

 

УПРАЖНЕНИЕ №4: Словесный рисунок.

Найдя в драматургическом или литературном материале описательное место, в котором персонаж рисует перед своими слушателями достаточно объемную и сложную картину (особенно удобны для этого упражнения произведения Гомера, позволяющие одновременно нарабатывать и навыки эпической формы повествования или басни). Учащиеся должны максимально подробно нарисовать описанную картину, а затем рассказывать ее по тексту, сверяясь со сделанным рисунком. Одним из наиболее важных навыков, нарабатываемых в этом упражнении является навык " держать целую картину", а не описывать ее отдельные, несвязанные части. По мере наработки этого, добавляется задание сделать какие-то части картины более или менее важными (относительно целого), что подразумевает использование определенных форм лепки фразы и других инструментов речи.

Тема: Способы словесного действия

 

Действующий словом человек стремится к тому, чтобы картина вызвала в его сознании ту, а не другую. В зависимости от того, на какую именно психическую работу рассчитывает действующий словом (разумеется, не отдавая себе в этом отчета), в зависимости от этого, он применяет тот или другой способ словесного воздействия.

Шесть " адресов" воздействия на сознание - внимание, чувство, воображение, память, мышление и воля.

Адресат – это область сознания на которую воздействует действующий словом.

Все воздействия имеют общую, единую цель - воздействовать на сознание партнера в целом; а оно, в свою очередь, подчинено еще более общей цели - воздействовать на его поведение.

Общие признаки и особенности этих способов - или, как мы будем для краткости называть их - простые (основные, исходные) словесные действия или ноты.

Таблица «Адреса воздействия на сознание и их ноты».

Область сознания Простое словесное воздействие Цель действия и физическое выражение ноты
ВНИМАНИЕ звать Цель: только обратить на себя внимание, привлечь к себе внимание партнера, оно даже не всегда требует произнесения слов.
ЧУВСТВА ободрять Цель: Укрепить в партнере уверенность в том, что он ведет себя " правильно". Пытаться сделать его выше, бодрее, помогать ему полегчать. Физ.сторона: тенденция использовать высокие тона голоса, " тянуться к партнеру", пристройка почти " снизу", прямой взгляд.
упрекать Цель: Вернуть партнера к осознанию тех его интересов, о которых он забыл, каким он изменил, сделать его тяжелее. Физ.сторона: тенденция использовать низкие тона голоса, тело приспособлено к ожиданию изменений в поведении партнера, пристройка почти " сверху", прямой взгляд.
ВООБРАЖЕ-НИЕ предупреждать Цель: Нарисовать картину, которая помогла бы партнеру чего-то избежать, намекнуть на возможные последствия. Физ.сторона: Ожидание результатов воздействия: внимательнейшее наблюдение за партнером. Косой взгляд, тело настороженное, готовое к обороне. Некоторая неуверенность.
удивлять Цель: Нарисовать нечто приятное для партнера, расширяющее его горизонты. Физ.сторона: Ожидание результатов воздействия: внимательнейшее наблюдение за партнером. Яркая пристройка сверху, " удобное" устройство тела в пространстве, прямой взгляд.
ПАМЯТЬ узнавать Цель: Извлечь нечто из памяти партнера. Физ.сторона: Пристройка наравне, ожидание ответа без всякого его предрешения, полная неподвижность после действия, до выяснения его результатов.
утверждать Цель: Заложить нечто в память партнера. Физ.сторона: Пристройка наравне, бросить внимание партнера на мгновение после совершения действия.
МЫШЛЕНИЕ объяснять Цель: Добиваться, чтобы сознание партнера усвоило некую пространственную или временную связь явлений, для того чтобы сделать партнера " единомышленником". Физ.сторона: Пристройка скорее снизу, к " работающей голове партнера".
Отделываться Цель: Добиваться, чтобы сознание партнера усвоило некую пространственную или временную связь явлений, для того чтобы партнер не мешал, позволил вернуться к прерванному делу. Физ.сторона: Готовность тела " бросить" партнера на последнем слове.
ВОЛЯ приказывать Цель: Добиваться немедленного, конкретного физического действия, реакции от партнера. Физ.сторона: яркая пристройка сверху, тело ожидает выполнения. Освобожденность тела, прямой взгляд, часто сопровождается жестом рукой и головой
просить Цель: Добиваться немедленного, конкретного физического действия, реакции от партнера. Физ.сторона: яркая пристройка снизу, тело ожидает получения просимого, минимально затруднив партнера. Тянуться к партнеру, ловить его взгляд.

Работа над выразительностью, яркостью, разнообразием речевых воздействий необходимо с самого начала связывать с работой над телом исполнителя, то есть с характером мобилизации, и своеобразием пристроек. Неразрывность работы тела и голоса должна выразиться в понимании учащимися, того, что положение корпуса, рук, ног, направление взгляда, мимики и дыхания является формой для рождения и существования всех оттенков речевого воздействия.

Способ перехода от одного адресу к другому в принципе всегда импровизационен, но законы его построения универсальны: оценка, пристройка, новое воздействие на партнера. Пропуск хотя бы одной из этих ступеней выявляет " неправду". Длительность же ступеней может быть разной, в ней секрет появления несхожих характеров, даже при выполнении одной партитуры воздействий с одним текстом.

УПРАЖНЕНИЕ №1:

Придумать предлагаемые обстоятельства (историю, предысторию), в которых человек (персонаж), занятый каким-либо делом, обращается преимущественно к одному из шести адресов сознания партнера. Проследите, какими глаголами можно назвать Ваши действия, когда Вы апеллируете к вниманию, чувствам, воображению, памяти, мышлению, воле партнера. Отметьте, какие особенности мобилизации взгляда, отдельных частей тела и т.д., возникают при воздействии на разные области сознания.

УПРАЖНЕНИЕ №2:

Одна заданная фраза произносится по очереди исполнителями. Задачей упражнения является поиск разнообразных подтекстов: каждое следующее произнесение должно отличаться от предыдущих.

УПРАЖНЕНИЕ №3:

Придумав историю (или лучше использовав историю, " родившуюся" в ходе занятий), например ссора в магазине, визит к начальнику за справкой и т.п. последовательно апеллировать к различным областям сознания партнера, отслеживая возникающие характеры персонажей.

УПРАЖНЕНИЕ №4: Скульптура.

Группе из нескольких исполнителей предлагается " построить" скульптуру, называющуюся " Я приказываю", " Я предупреждаю" и т.д., используя названия всех простых словесных воздействий. Рекомендуется обратить внимание на достижение максимальной выразительность скульптуры за счет направления и содержания взгляда " материала скульптуры", мобилизации и демобилизации отдельных частей тела.

УПРАЖНЕНИЕ №5: Цепочка воздействий.

Всем учащимся раздается партитура из 2-3-4 нот - простых словесных воздействий. Каждый придумывает себе задачу и добивается в этюде ее решения, используя заданную цепочку воздействий.

УПРАЖНЕНИЕ №6: Экскурсовод.

Учащиеся тянут билеты, в которых указаны характеры экскурсоводов, например: начинающий, восторженный энтузиаст, формалист, недоверчивый перестраховщик, глупый ментор и т.п. Учащиеся должны определить ту ноту словесного воздействия, который максимально соответствует заданному характеру и провести экскурсию в заданном характере.

УПРАЖНЕНИЕ №7: Зарисовки.

Исполнители, показывают небольшие сценки-зарисовки, в которых одно и то же действие выполняется разными людьми, например: " упрекает" старик, бизнесмен, ребенок, нищий и т.п.

Тема: Логика действий в паузе и монологе

 

Среди бесчисленной массы возможных объектов человеческого действия существует объект, резко отличающийся от всех остальных. Этот объект - собственное сознание каждого данного человека. Воздействие, обработка этого объекта в терминологии Ершова называется Логикой Сосредоточенного Думанья.

Думанье есть всегда результат того, что возникшее обстоятельство не отвечает представлениям думающего об этом обстоятельстве или, что более характерно, не отвечает интересам думающего. Поэтому, думая человек всегда решает ту или иную проблему, а проблема эта есть сложившееся в данный момент соотношение интересов этого человека и возникших перед ним обстоятельств.

Думанье включает в себя оценки, пристройки и воздействия.

Оценки приобретают содержание возникающих в памяти или в воображении ассоциаций, мыслей, идей, представлений и т.п. Оценка эта, как и всякая другая, выражается в неподвижности, в остановке движения; но остановка эта вызывается не раздражением извне, не изменением во внешней среде, а возникновением новой мысли, нового образа, к которому привела предыдущая мысль.

Поскольку думанье есть решение какой-либо проблемы, пристройка, следующая за оценкой, является пристройкой к делу, которое следует начать делать, если это решение явится окончательным. Если так и произойдет, значит, процесс думанья завершен, если нет, значит, сознание занято воздействием, в специфической логике поведения: думанье, выражающейся в проверке намечающегося решения или поиске нового решения проблемы.

Монолог – думать вслух.

Монолог действительно выражает мысли, чувства, состояние и настроение героя.

В монологе актёр озабочен тем, чтобы найти решение проблемы.

Монолог - это всегда сопоставление или противопоставление намерений, представлений, проектов, предполагаемых решений, аргументов, различных сторон одного мыслимого явления.

Работа исполнителя будет тем успешнее, чем выше будет достигнут уровень мобилизации персонажа (чем важнее для него окажется произносимый текст, принимаемое решение).

«Алгоритм работы над монологом».

1. Разбить монолог на несколько кусков, исходя из предположения, что этот монолог есть поиск решения какой-либо стоящей перед персонажем проблемы. Куски соответствуют приходящим персонажу в голову вариантам решения проблемы и осознаваемым препятствиям, которые могут помешать этому с соответствующими пояснениями и отступлениями.

2. Технологически, в исполнении, это должно соответствовать моментам возникновения более значимых оценок и более резкого изменения параметров бессловесного действия между кусками, чем внутри куска.

Избегать моментов демобилизации артиста-персонажа между кусками и отстроек внимания внутри кусков.

УПРАЖНЕНИЕ: ОСЛОЖНЯЮЩИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Возьмите небольшое стихотворение, известное всем. Пусть актеры по очереди прочитают его с осложняющими обстоятельствами, например:

если бы у него болел зуб

попала соринка в глаз

жали бы туфли

был пирожок во рту

хотелось бы в туалет

Можно также представить такие ситуации:

поездка в переполненном транспорте

под звуки вальса в парке

когда рядом плачет ребенок и актер хочет его развеселить

Как бы эти внешние условия влияли на характер разговора?

УПРАЖНЕНИЕ: ИДИ СЮДА!

А. С. Макаренко свидетельствовал, что он стал считать себя мастером, когда научился говорить эту фразу с 18 различными интонациями. Предложите это сделать вашим актерам.
Эта фраза может быть произнесена с различными оттенками: восклицательным, вопросительным, удивленным, ошеломленным, ироническим, сатирическим, уничижительным, любовным, доносительным, безразличным, саркастическим, патетическим, униженным, насмешливым, прокурорским, жестоким, командирским, пренебрежительным, просительным, презирающим, снисходительным и т.п. Актеры, сидя по кругу, произносят фразу: " Иди сюда! " (или любую другую) с различной интонацией.

УПРАЖНЕНИЕ: СТРОКИ В СИСТМЕ СТЕРЕО

Нередко среди актеров - любителей встречаются люди, испытывающие неловкость при выражении эмоций. Строки, ими произносимые звучат невыразительно и неубедительно. Даже когда вы постоянно напоминаете им о необходимости более яркой демонстрации чувств персонажа, их игра по выразительности мало отличается от объявления стюардессы о необходимости пристегнуть ремни при взлете.

Безнадежный случай? Скорее всего, нет. Это происходит не потому, что они недостаточно эмоциональны, а возможно оттого, что стесняются демонстрировать чувства. Они боятся выглядеть невыразительными. Попытайтесь применить упражнение под названием " Строки в системе стерео". Попросите актера, который не испытывает затруднений прочитать текст одновременно с исполнителем. И тогда эти двое получат возможность эксперимента в выражении эмоций, не оставаясь при этом в одиночестве. Ведь дуэтом петь легче, чем солировать, а квартетом и того легче. Возможно, что иногда придется устраивать читку втроем или вчетвером.

Вы, как режиссер, должны всячески поощрять любую инициативу и не забывайте при этом веселиться. После того, как актеры расслабятся, им будет легче читать в одиночку. Это прекрасный способ дать возможность более опытным актерам подбодрить начинающих.

УПРАЖНЕНИЕ: СТОП! Я НЕ СЛЫШУ!

Одна из наиболее общих ошибок у непрофессиональных актеров (впрочем, как и у профессионалов) это неумение громко воспроизводить слова. Это огорчает всех. Вы должны воспроизвести великолепно написанные слова, но зрители, исключая тех, кто прекрасно умеет «читать по губам», совершенно не понимает, о чем говорит актер. Эту ошибку легко допустить при постановке пьесы, если режиссер руководит актерами с близкого расстояния. Попытайтесь разместить своих помощников в разных местах зрительного зала и начинайте декламировать поначалу что-нибудь знакомое, а затем и строки из пьесы. Пусть те, кто слушают вас, всякий раз, когда они не слышат строк, кричат «стоп!». Напомните, что в незаполненном зрительном зале звук слышен более отчетливо, в то время как люди «поглощают» звук, и поэтому до них все должно доходить очень отчетливо. Это упражнение даст всем возможность научиться правильно, произносить текст пьесы. Если вы сами не слишком сильны в декламации, пригласите руководителя хора и даст вам 10-минутный урок. Никогда не позволяйте великолепным текстам не быть услышанными зрителями.

УПРАЖНЕНИЕ: ГРУЗИНСКИЙ ХОР

Это упражнение на развитие дыхания. Вся группа одновременно тянет один звук, например «а». Тут важно экономно расходовать дыхание. Звук должен быть ровным, одинаковым по громкости, не затухающим. Кто последний – тот молодец. Можно тянуть и другой звук: «и», «е», «о». Но когда тянут «а», то это очень напоминает грузинский мужской хор.

УПРАЖНЕНИЕ: МЕТРДОТЕЛЬ

Метрдотель – это распорядитель в ресторане, но еще так называют человека, который объявляет о появлении гостей.

Представьте себе бал в каком-нибудь графском доме, один за другим заходят гости. Их имена и объявляет метрдотель. Он делает это важно, громко и четко. Так, что никто не переспрашивает потом: кто-кто это там пришел?

Теперь о самой игре. Выберете несколько длинных непростых имен. Например:

ИЕРОВААМ

ПАРАЛИПОМЕНОН (хотя это не имя, ну и что?)

И т.д.

Станьте в круг и по очереди произносите одно имя.

Вот несколько правил, как это делать:

Не надо разделять слово. Оно должно звучать слитно. (к примеру ИЕРОВОАМ можно произнести как Иерово Ам - смешно, потому что «ам»!)

Не выделяйте одни гласные больше других, не надо делать сильного ударения

Не глотайте и не растягивайте окончания и буквы под ударением.

УПРАЖНЕНИЕ: ЧИТАЕМ, КАК ДЕТИ

Попробуем говорить детскими голосами. Чтобы это лучше получалось, почитайте вслух какой-нибудь текст по очереди. Читайте медленно, запинаясь, повторяя слова, плохо проговаривая, шмыгая носом, как это делают первоклашки. Вам будет легче это сделать, если вы все поиграете в школу. Пусть кто-то будет учительницей (или учителем). Он говорит, кому читать, другие «дети» должны читать про себя, водить пальцем по тексту. Еще совет: чтобы текст действительно трудно вам давался, переверните страницу и читайте «вверх ногами». При этой игре-упражнении вы тренируете не только свои голосовые данные, но и учитесь входить в образ (в данном случае в образ ребенка).

УПРАЖНЕНИЕ: МИНИ-ИСТОРИЯ ДЛЯ ОДНОГО АКТЕРА

Напишите для каждого человека своей театральной группы задание на листочке. Актеры по очереди должны изобразить описанную там мини-историю при помощи мимики. Остальные участники пусть угадают, что они видели. Мини истории могут быть следующие:

Вы включили телевизор. Показывают какой-то «ужастик». Вам страшно. Вы закрываете глаза. Потом переключаете на другую программу. Там показывают что-то смешное. Переключаете снова. Там показывают футбол. Вот забили гол. Ура! Изображайте ваши эмоции. Переключаете опять. Здесь идет какой-то неприличный фильм, вам и смотреть-то стыдно. Еще один канал – здесь что-то скучное, вы засыпаете.

Читаешь журнал

Пишешь письмо

Подслушиваешь под дверью

Ешь вкусное, потом от него тошнит

Рассматриваешь картины на выставке, пытаешься незаметно отколупнуть краску

УПРАЖНЕНИЕ: МИНИ-ИСТОРИЯ ДЛЯ ДВУХ АКТЕРОВ

Пусть двое актеров разыграют без слов следующие ситуации:

Один читает газету, смеется, другой подглядывает

Двое едут в общественном транспорте. Один сидит, другой стоит и хочет, чтоб сидящий уступил ему место, а сидящий делает вид, что не замечает его

Двое сидят за столом и кушают. Одни угощает, а другой не хочет есть какое-нибудь блюдо, он и выплюнуть его пытается, пока другой не видит, и ему в тарелку переложить и т.д.

УПРАЖНЕНИЕ: РАЗМИНКА ЛИЦА

Перед игрой на сцене актеру необходимо сделать разминку лица. Хорошо этим также начинать каждое занятие театральной группы. Возьмите зеркало. Найдите подвижные части лица: брови и лоб, глаза, губы и щеки, язык, нос (ноздри). По очереди двигайте, к примеру, только бровями. Поднимите их, как можно выше, затем опустите, как можно ниже. Поднимите по очереди: одну, потом другую бровь. Потом сделайте несколько разных движений с глазами, губами. 3-5 минут разминки дадут вам ощущение подвижности своего лица. Вы почувствуете, что даже говорить вам стало легче (при условии, что вы перед этим хорошо размяли губ и язык).

УПРАЖНЕНИЕ: ИЗУЧИТЕ СВОЕ ЛИЦО

Для актера очень важно, чтобы его лицо было выразительным. Если человек хорошо выражает свои эмоции на лице, то зрителю легче понять сцену.

Давайте изучим свое лицо. Рекомендую это упражнение в числе первых упражнений по мимике лица. Для чего нужно знать свое лицо? Мы не всегда знаем, как мы выглядим в той или иной ситуации (когда удивляемся, например, или когда сердимся). Изучив мимику своего лица, подкорректировав ее, актер будет уверен, что, играя в сцене гнев, он изображает на своем лице гнев, а не суетливость, например. В моей практике встречались люди, которые некоторые эмоции изображали на своем лице нестандартно, не так как все. Вот, к примеру, изобразим удивление. Что вы делаете, когда удивляетесь? Рот приоткрыт, брови ползут вверх, глаза широко раскрываются. Это общепринятое выражение лица. Если актер будет так играть, то зрители поймут, что он удивляется. Но я знаю парня, у которого вместо удивления на лице можно было прочесть совсем другое. Он так делал глазами, как будто заигрывает. В таком случае зритель может не правильно понять сцену. Поэтому надо изучить свое лицо. Итак, пусть каждый актер принесет с собой из дома небольшое зеркальце. Садитесь поудобнее и начинайте изображать эмоции. Вся группа пусть делает это одновременно по команде лидера. Задача лидера – смотреть, кто как изображает, и корректировать мимику. Например, кому-то надо выше п







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 1035. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия