Виды обществ.Классификация общественных систем может осуществляться на основе различных методологических подходов и критериев Наиболее общим является деление обществ на первобытные и цивилизационные. В свою очередь первобытные общества подразделяются на патриархальные и матриархальные, на общества с присваивающей или производящей экономикой. Среди цивилизационных можно выделить неразвитые общества с несформировавшимися еще социально-экономическими и политическими институтами, низким уровнем жизни населения и общества. Развитые, т.е. уже достигшие высокой степени структурированности, системного уровня развития экономики, обеспечение гарантий благополучия и саморазвития. В процессе эволюционного развития формационной общественной системы, характеризующиеся определенной стабильностью социально образующих отношений, а в ходе революционного изменения общественных отношений складываются общества переходного типа. С позиций марксистской теории, где основным критерием считается способ производства, различают первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную, коммунистическую формации. Цивилизационный подход (А.Дж. Тойнби) на основе «социо-культурного» критерия предполагает существование 21 цивилизации (египетская, китайская, иранская, сирийская, мексиканская, западная, дальневосточная, православная и д.р.) При всем многообразии общественных систем, противоречивости и неравномерности их развития следует выделить три компонента, присущих любому человеческому обществу с момента возникновения: власть, управление, регулирование. Дополнение. Догосударственное общество. Развитие догосударственного общества занимает длительный исторический период, который по существу начинается со времени появления среди людей социального регулирования и управления. Управление - целенаправленное, властное воздействие. Род – группа людей, объединенных кровным или предполагаемым родством, общей собственностью, коллективным трудом и уравнительным распределением. Высшим органом управления в родовой общине выступает общее собрание всех членов рода, т.е. по существу сам род. Социальными регуляторами в первобытном обществе выступают табу, обычаи и мифы. Среди табу наибольшее значение имел запрет на инцест (родственное кровосмешение) Мифы – сказания о деяниях людей, героев, богов, которые воспринимались как реальные настоящие события и эталон для поведения. Обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения. Обычай является основным регулятором общества. Обычаи (табу, мифы) являлись мононормами, т.е. сочетали в себе и нравственность, и религию, и правила поведения. Обычай обеспечивается привычкой, т.е. самим постоянным повторением одних и тех же действий, а так же принудительной силой рода. За нарушения обычаев род мог налагать самые суровые наказания (вплоть до изгнания из рода или смерти). В родовом обществе субъект и объект власти совпадают. II Происхождение государства – определенный исторический этап в развитии общества, который связан с различными факторами, который проходит неодинаково в разных обществах, но который является неизбежным. Теории происхождения государств: 1. Теологическая теория. Свое развитие получила в Средневековье, представители: Августин Аврелий, Фома Аквинский. Суть теории в том, что государство и право возникли по воле божьей, т.е. Бог является творцом государства и права, а государственная власть, ее представители являются ставленниками Божьими. 2. Патриархальная теория. Представители: Аристотель, Покровский. Суть: государственная власть произошла от власти отца, отцовская власть – основа государственной власти. Речь идет не только о сущности государственной власти, но и исторически объясняется, что постепенно семьи, возглавляемые отцом, объединялись в одну большую семью, и таким образом создавалось государство, а власть отца переходит во власть монарха. 3. Теория договорного происхождения. Представители: Гроций, Руссо, Монтескье, Гоббс, Спиноза, Радищев. Согласно данной теории до возникновения государства в обществе царил хаос, люди враждовали между собой, не было порядка. Гоббс назвал это состояние «войны всех против всех», чтобы преодолеть данную ситуацию, был заключен общественный договор. Речь не идет о том, что в каком-то конкретном месте, в какое-то конкретное время люди собрались и заключили между собой договор. Речь идет о том, что на определенном этапе развития общества людьми была осознана необходимость в создании организованной общественной силы, государства. Смысл общественного договора: соглашение в первую очередь между людьми и государством, в соответствии с которым люди, каждый конкретный человек, передают часть своих полномочий государству, чтобы оно надлежащим образом организовывало общественные отношения, справедливо управляло обществом и обеспечивало защиту и безопасность членов общества. Таким образом, теории договорного происхождения видит в основе возникновения государства естественные начала, человеческую волю. Люди «складывают в общий котел» часть своих прав, и из этих прав создается компетенция государства. (Человек сознательно жертвует в пользу государства часть своих прав, сознательно подчиняет себя государству, с тем, чтобы государство могло правильно и справедливо принять общество).
|