Студопедия — Мастер-класс: Тульская колыбельная кукла-оберег
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Мастер-класс: Тульская колыбельная кукла-оберег

Наиболее распространённой в отечественной

коммуникативистике классификация этапов развития

коммуникационных систем, предложенная А.В. Соколовым1

:

1. Общинная коммуникационная система (этап

археокультурной словесности2). Этот этап длился более 35

тысяч лет – приблизительно с 40 тысячелетия до 3-4

тысячелетия до н.э.

 

2. Рукописная коммуникационная система (этап

палеокультурной книжности). Эта коммуникационная

система доминировала в Европе и на Ближнем Востоке около

4,5 тысяч лет – с 3-4 тысячелетия до н.э. до второй половины

XV в. н.э.

 

3. Мануфактурная коммуникационная система (этап

неокультурной (мануфактурной) книжности). Период

интенсивного развития – со второй половины XV века до

начала XIX века, т.е. около 350 лет.

 

4. Индустриальная коммуникационная система (этап

неокультурной (индустриальной) книжности). Этот этап

длился около 150 лет - с начала XIX века до середины ХХ

века.

 

1 Подробнее см.: Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. – СПб.: изд-во

Михайлова, 2002.

2 А.В. Соколов поясняет, что под словесностью следует понимать «такое состояние культуры, когда

коммуникационная деятельность происходит в формах устного управления или устного диалога, а

социальная память представлена в виде неовеществленных ее разделов и символьно-иконических

каналов»: Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. – СПб.: изд-во Михайлова,

2002. – С.155.72

5. Мультимедийная (цифровая) коммуникационная система

(этап мультимедийности). Это доминирующая сегодня

система, и этот этап начался примерно в середине ХХ века и

продолжается до сих пор, т.е. приблизительно 60 лет.

Поясним, что каждая исторически новая коммуникационная

система ни в коей мере не отменяет и не отрицает предыдущую.

Скорее, на каждом новом этапе происходит сращение уже

традиционных коммуникационных средств, каналов и условий с

новыми, инновационными или технически модернизированными.

Рассмотрим основные характеристики этих коммуникационных

систем и содержание этапов их развития.

3.2. ОБЩИННАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Этот тип коммуникационной системы относится к

первобытнообщинному периоду эволюции человечества, которому

фактически действовало ограниченное количество

коммуникационных каналов: непосредственно визуальный

(изображения, предметы, жесты выступали в качестве средств

передачи информации), музыкальный (звук и звуковые гармонии

выступал в качестве средства ритуальной коммуникации) и

непосредственно устный (средством коммуникации является слово).

По всей видимости, словесное общение (связная устная речь)

стало основным типом коммуникации достаточно поздно – в период

верхнего палеолита, то есть около 20-30 тысяч лет назад. По мнению

многих учёных, на протяжении тысячелетий именно

иконографические средства выступали в качестве главного средства

коммуникации, инструмента социальной памяти и способа познания

действительности. Первые изображения (петроглифы –

изображения, высеченные на камне и не относящиеся к системе

знаков) выполняют номинативную функцию, то есть называют,

определяют что-либо (чаще всего – животных), а также нарративную

функцию, то есть повествования о чём-либо (например, об удачной

охоте, ритуальном обряде или происхождении мира). Это по своей

сути предметно-сюжетные, примитивные знаки (см. рис.8).

Безусловно, человек с самых ранних этапов своей эволюции

использовал возможности своего артикуляционного аппарата для

передачи сообщений – например, выкрики для предупреждения об

опасности, определённые сочетания звуков для обозначения 73

предметов окружающего мира или побуждения других индивидов к

определённым действиям. Однако, чаще всего понятие «речь» не

включает в себя подобное использование звуков в коммуникативных

целях. Под речью понимают сложный психолингвистический процесс,

в ходе которого формируются и формулируются смысловые

конструкции, опосредованные языком. Иными словами, прежде чем

начать говорить (в полном смысле этого слова), древнему человеку

пришлось сформировать свод правил использования устных

вербальных знаков (слов), т.е. создать язык. Бесспорно, эти правила

формировались в том числе (и не исключено, что прежде всего) на

основе доречевых устных артикуляций.

Рис. 8. Петроглифы периода верхнего палеолита

(ок. 30 тыс. лет до н.э.)

Однако тот факт, что слово в итоге стало «ядром» и человеческой

коммуникационной системы, и всей общественной жизни,

объясняется долгим предшествующим этапом доминирования

визуальных каналов коммуникации. А.В. Соколов пишет:

«Изображения, сперва примитивные, затем реалистические,

наконец, схематические служили ступенями для развития

интеллекта первобытного человека. Без опоры на наглядные

образцы, представляемые изобразительным искусством,

интеллектуальный прогресс палеолитических общин был бы весьма 74

затруднен, а значит, было бы невозможно господство устного

слова»1

.

Основными характерными чертами общинной

коммуникационной системы обычно считают следующие:

1. Синкретичность коммуникации. Этим термином обозначают

феномен слитности, единства, неразрывности:

- различных коммуникационных каналов – визуального,

музыкального и вербального;

- формы и содержания знака.

Это означает, что в архаичных обществах люди, во-первых,

передавали и получали сообщения, используя одновременно

несколько каналов, и, например, слово, произнесенное в

сопровождении ритма, не рассматривалось как самостоятельный

инструмент коммуникации. Во-вторых, древний человек не проводил

строгого различения между самим знаком (изображением, звуком,

словом, жестом) и тем, что он означает.

Это было крайне важно для поддержки ритуального характера

коммуникации: во-первых, строгие последовательности используемых

в коммуникации средств и каналов позволяли в точности

воспроизводить коммуникативную ситуацию, а значит, без искажений

транслировать важные сообщения, особенно те, которые содержат в

себе информацию о коллективном, необходимом для выживания

опыте; во-вторых, произнесение слова воспринималось как

«оживление», «опредмечивание», «материализацию» того, что оно

означало. Произнести имя предков – означало сделать их

присутствующими в данной коммуникативной ситуации. Назвать

животное – означало вызвать его «здесь и сейчас».

«Следы» архаичной коммуникационной системы мы можем

наблюдать и сегодня. Любое произведение искусства представляет

собой не что иное, как синкретичный текст, в котором сливается

форма и содержание, вымысел и факт, риторика и логика, а также

различные коммуникационные средства (например, кинематограф,

танец, театр и т.п.). Мы не оцениваем тексты искусства на предмет их

«истинности», то есть соотнесения сообщений с действительностью.

Скорее, нам важнее «искренность» сообщений – то, насколько

честным был художник в момент своего высказывания. Это – именно

1 Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. – СПб.: изд-во Михайлова, 2002. – С. 156.75

отголосок археокультурной словесности, для которой свойственно

неразличение формы и содержания знака.

Еще одним примером может быть широкое использование так

называемых «перформативных высказываний», то есть глагольных

форм, содержанием которых является факт их произнесения; речевые

акты, равноценные поступку, подразумеваемому в нём. Например,

объявление выговора, оглашение вердикта в суде, клятвы, признания

в любви или обещания являются перформативными высказываниями.

Их суть состоит в том, что их значение, предикация (то, что

сообщается в этих высказываниях), фактически сводится к самому

факту произнесения этого высказывания. Например, для того, чтобы

сообщить о принятом решении об увольнении сотрудника,

необходимо чтобы кто-то в письменном или устном виде произнёс

фразу «Вы уволены» или её аналог. В данном случае форма

высказывания становится его содержанием и наоборот, а

перформативные высказывания можно трактовать как в высшей

степени синкретичные высказывания.

2. Сакральность слова и ритуальность коммуникации.

«Священность» слова, которая проявляется в том числе в

синкретичности его формы и содержания, обусловлена

необходимостью устной трансляции наиболее важных знаний и

необходимого социального опыта. Отсутствие каких-либо средств

записи или материальных носителей наиболее существенной

информации (за исключением, видимо, рисунков и некоторых

предметов) заставляло архаичных людей вырабатывать определённые

вербальные модели и схемы фиксации и трансляции важной для

выживания и адаптации сообщества информации. А.В. Соколов

поясняет: «Священные словеса передавались из уст в уста; их

поэтика строилась так, чтобы облегчить запоминание и

исключить искажения при устной передаче; этому способствовали

ритмический размер, повторяющиеся стандартные фразы,

музыкальное сопровождение многих гимнов. Даже позже, когда

стала известна письменность, божественные откровения

запрещалось фиксировать; они доверялись лишь

слуху посвященных»1

.

Ритуальность коммуникации фактически являлась условием

1 Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. – СПб.: изд-во Михайлова, 2002. – С.158.76

надёжности хранения знания в социальной памяти и точности

передачи социальной информации от поколения к поколению и от

сообщества к сообществу. Безусловно, сейчас мы можем лишь строить

гипотезы о характере устных ритуальных текстов тех времён. Однако,

многие исследователи склоняются к тому, что некоторые тексты

позднего периода этого этапа были частично зафиксированы в

древнейших памятниках письменности.

3. Суггестивность коммуникации, выражающаяся в

принуждении индивида к совершению определенных действий, в

подавлении нежелательных форм поведения и стимулировании

желательных для сообщества. Иначе говоря, суггестивная

коммуникация строится на принципе непосредственного,

«приказного» управления социальными действиями. «Её принцип

сводится к формуле «приказ – выполнение». В связи с этим

предполагается, что древние слова были глаголами,

интердиктивными и императивными, побудительными и

повелительными»1

.

Суггестивная коммуникация способствовала повышению

сплочённости группы, координации действий членов сообщества, но в

то же время, по мнению Б.Ф. Поршнева, способствовала развитию

контрсуггестии, сопротивлению прямому принуждению: «История

человеческого общества насыщена множеством средств

пересечения всех и всяческих проявлений контрсуггестии. Всю их

совокупность я называю «контрконтрсуггестия». Сюда

включается и физическое насилие, сбивающее эту психологическую

броню, которой защищает себя индивид, и вера в земные и неземные

авторитеты и, с другой стороны, принуждение послушаться

посредством неопровержимых фактов и логических

доказательств»2.

4. Формализация устных средств коммуникации.

Необходимость устной передачи и усвоения информации в

оригинальном виде, без какого-либо искажения содержания

сообщений предполагала использование особых средств кодирования.

Такими средствами выступали рифмы, размер, образные средства,

повторы, использующиеся в устной коммуникации: их применение

1 Основы теории коммуникации / под ред. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2003. – С. 47.

2 Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. – М., 1974. – С.197.77

облегчало задачу запоминания и хранения в памяти сообщения в

исходном виде. Впоследствии этот аспект архаичной коммуникации

создал основу для развития вербальных форм искусства – например,

поэзии и песенного творчества.

Итак, использование речи и вербальных средств коммуникации

позволяло архаичным людям решать следующие задачи:

- коллективно познавать окружающий мир, хранить,

транслировать и изменять знание о нём;

- регулировать внутригрупповое взаимодействие,

координировать действия, распределять задачи внутри группы,

консолидировать сообщество;

- формировать коллективную и индивидуальную картину мира,

модели самосознания и самоуправления индивидов.

Общей особенностью этой коммуникационной системы являлся

своего рода «принцип повтора»: повторяемость и

воспроизводимость информации в исходном виде в условиях

архаичного общества были залогом выживания и воспроизведения

социальной системы.

Следует отметить ещё один существенный результат развития

речевых способностей архаичного человека и речевого канала

коммуникации в целом: по мере того, как он занимает всё более и

более центральное место в коммуникационной системе, его

«конкурент» - иконические (графические) средства коммуникации

также менялись в сторону большей схематичности и абстрактности.

На поздних этапах первобытнообщинной системы рисунок перестал

выполнять «предметно-сюжетную» или «иллюстративно-

рассказовую» функцию – её вполне успешно можно было

реализовывать с помощью устной речи. Изображение уже не просто

называет и имитирует предмет; скорее, рисунок стал использоваться в

качестве специфичного конденсата основной информации, а его

восприятие и понимание предполагало достаточно высокий уровень

абстрактности мышления. Для того, чтобы интерпретировать,

например, символический орнамент, необходимо абстрагироваться от

предметного знакового выражения; нужно знать о правилах

иконографического обозначения тех или иных (групп) предметов,

явлений или отношений.

Это важное следствие имеет отношение, в частности, к

зарождению древнейших форм письма. Собственно, появление 78

письменности принято считать первой коммуникационной

революцией в истории человечества.

3.3. РУКОПИСНАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Появление письменности на основе архаичных иконических

текстов и канонических устных произведений повлекло за собой ряд

кардинальных изменений как в области системы коммуникаций, так и

всей общественной жизни. Очевидным является то, что

возникновение письменности способствовало преобразованию

культурной системы, а значит – способов познания мира, общения

между людьми, самопознания и самоуправления.

Пожалуй, самой большой загадкой в истории систем

коммуникации является вопрос о происхождении письменности. До

сих пор нет единого мнения о более или менее точном времени

появления письма (чаще всего говорят о периоде 5000 – 3000 лет до

н.э.), о последовательности смены форм раннего письма, прежде чем

были сформированы современные системы письменности, об

отнесении к категории письма некоторых семиотических систем

(например, т.н. «предметное письмо» или «узелковое письмо»).

Однако, большинство исследователей в целом склоняется к тому,

что первыми формами письменности были пиктографическое

(рисуночное) и иероглифическое письмо.

Пиктографическое изображение изображает предмет, при этом

оно основано на визуальных ассоциативных связях; форма знака

напоминает предмет или воспроизводит его существенные признаки.

Иероглифический письменный знак обозначает слово или

словосочетание; это более сложное смысловое образование,

правильная интерпретация которого требует зачастую погружённости

в соответствующий культурный контекст. Многие виды

иероглифического письма сохранились до сих пор, более того,

являются культурообразующими (например, в современном Китае),

хотя сами иероглифы в значительной степени трансформировались с

течением столетий (см. рис.9).79

Рис. 9. Пиктограмма «лошадь» - средневековый китайский иероглиф

«лошадь» - современный китайский иероглиф «лошадь»

Особым типом письма, распространённым в нынешнее время в

большинстве культур, является фонетическое письмо,

представляющим собой систему правил и символов письменной

фиксации устной речи. В фонетическом письме каждый символ

соотносится с отдельным звуком или группой звуков. В некоторых

видах фонетического письма символы выражают только согласные

звуки (консонантное письмо), как например, в исторически первом

финикийском письме, появившемся в конце 2-го тысячелетия до н.э.,

или частично в современном арабском письме. Достаточно

распространённым является слоговое письмо, в котором каждый

письменный знак обозначает слог, как, например. в некоторых

версиях современного японского письма. Однако наибольшее

распространение получила консонантно-вокалическая разновидность

фонетического письма, в которой каждой фонеме – как согласной, так

и гласной – соответствует одна графема.

Итак, древнейшие памятники письменности относятся примерно

к III-IV тысячелетию до н.э. (древнеегипетская, шумерская,

вавилонская, ассирийская, индусская, древнекитайская, критская

цивилизации). По всей видимости, главным фактором появления

письменности стал цивилизационный: «появление городов, торговли

и ремесел; образование мощных централизованных государств;

классовое расслоение населения. Варварские племена и их

объединения не нуждались в письменности; письменность – новый

коммуникационный канал, востребованный цивилизацией»1

.

Поясним, что образование крупных государств, появление

городов и развитие торговли ставит перед людьми актуальную задачу

преодоления пространственных барьеров в распространении

информации. Государство, занимающее несравненно большую

площадь, нежели территории ранних человеческих поселений и даже

ранних городов, требует более или менее налаженной системы

информационной связи между центром и периферийными областями.

1 Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. – СПб.: изд-во Михайлова, 2002. – С.159.80

Связь между городами также представлялась крайне насущной

задачей, особенно в контексте экономического обмена, который

предполагает помимо прочего фиксированный учёт хозяйственной

деятельности. Экспансия государства (включая характерную для него

культуру) также предполагала распространение и закрепление на

новых территориях правовых и распорядительных норм. Для этого

требовались более удобные и эффективные средства коммуникации,

нежели традиционная устная речь. Письмо стало именно таким

средством.

С помощью письма стало возможным хранить информацию на

протяжении долгого времени в неизменном (оригинальном) виде,

распространять зафиксированную информацию на достаточно

большие расстояния, копировать информацию без значительного

искажения содержания сообщений.

А.В. Соколов выделяет следующие периоды палеокультурной

книжности:

– древнейшие цивилизации (III тыс. – I тыс. до н.э.) –

Древний Египет, Месопотамия, Крит;

– античность (VIII в. до н.э. – V в. н.э.);

– средневековые (V–XIV вв.)1

.

Укажем на основные особенности рукописной

коммуникационной системы.

1. Сакрализация письменного слова, десакрализация устного

слова. Сакральные функции устного слова, выражавшего то, что

полагалось истинным, незыблемым, вечным знанием, переносятся в

письменный текст. Теперь базовые основы коллективного

мировоззрения, наиболее концептуальная информация о

мироустройстве и социальном опыте хранится в рукописном виде, что

частично решает проблему потенциального искажения этой

информации при передачи её от группы к группе или от индивида к

индивиду.

Письменные сакральные тексты, по всей видимости, имеют

коллективного автора; более того, их авторство либо скрывается, либо

не представляет вообще никакого значения, поскольку сам текст

трактуется как надсубъективное, надсоциальное явление. Он хранит

каноны, догмы, и это впоследствии станет основой любой

1 Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. – СПб.: изд-во Михайлова, 2002. – С. 160.81

современной мировой религии.

В то же время сакральный «дух» в некоторой степени уходит из

устной коммуникации; устная речь приобретает черты в большей

степени повседневного, «земного» явления, что приводит к

появлению новых, «обыденных» форм устной коммуникации – от

фольклора до бытовых разговоров «ни о чём».

2. Впрочем, задачи сохранения наиболее важного знания в

неизменном виде с распространением рукописных книг решались

лишь частично. Важным следствием развития рукописной

коммуникационной системы является социальная дифференциация

по признаку грамотности. Важно не только зафиксировать

информацию в более или менее стабильном виде с целью

последующей её трансляции. Не менее важно обеспечить доступ к

этой информации со стороны всех, кого она касается. Однако именно

здесь возникают существенные социальные ограничения. Грамотность

означала не только возможность получения ключевых знаний, но и в

целом большую степень социальной компетентности: умеющий

читать в большей степени зависел от признанного авторитетного

мнения, а не от общественного мнения, а его степень эрудированности

гораздо выше, чем у неграмотных индивидов.

В то же время неграмотный человек в социальном отношении

был зависим от грамотного: для получения нужных сведений,

понимания сакральной информации или для обеспечения

минимального уровня образования необходимо было обращаться к

владеющим грамотой. Безусловно, эти отношения очень часто

принимали экономический характер. Именно в этот период

появляются первые признаки того, что информация становится

товаром, который можно обменять на те или иные материальные

блага, а обладание ею гарантировало определенный социальный

статус.

В связи с этим происходит обособление и внутренняя

дифференциация грамотных людей по признаку использования

письма и чтения как профессионального инструмента. Это не

только писцы, учителя, врачи и «библиографы» (в античной Греции

они занимались переписыванием книг в публичных библиотеках). Но

и служители культа, философы, публичные деятели. Эта социальная

дифференциация во многом стала возможна в силу социального

распределения доступа к информации.82

3. В античные времена благодаря письменной культуре

формируется институт авторства и фиксируются базовые

модели описания мира. Если письменные сакральные тексты

принципиально лишены авторства, то труды философов, историков,

врачей, поэтов и политиков увековечивают их авторов на многие

тысячелетия. По словам А.В. Соколова, «рукописная

коммуникационная система положила начало документированной

социальной памяти»1

; или, если следовать мысли Никласа Лумана,

фундаментальные античные письменные тексты (Геродот, Фукидид,

Ксенофонт, Тит Ливий, Тацит и др.) сформировали первые схемы

самоописания общества. Вся дальнейшая история как наука или

философия как стратегия познания опирались именно на эти,

античные эпистемические схемы. В античных текстах заложен

фундамент нашего – европейского – сегодняшнего способа познания

(описания и объяснения) действительности.

4. Книга как изолирует определенную информацию от масс,

так и создаёт принципиальную возможность для массового

распространения информации.

С одной стороны, сакральное переносится в письменный текст,

освобождая «пространство» в устной коммуникации для обмена

информацией другого рода. Это даёт определённым социальным

слоям широкие возможности для социального управления и

регулирования доступа к сакральным, тайным, эзотерическим или

крайне важным (например, в аспекте образования) знаниям.

С другой же стороны, при условии многократного точного

переписывания или копирования содержимого книги возможно

распространение любой зафиксированной в книгах информации на

теоретически не ограниченное количество людей. Ясно, что в

описываемые времена, даже с учетом по нынешним меркам

небольшого количества населения не только Европы, но и всей Земли,

эта задача была практически нереализуемой. Однако, письменность

принципиально открывает возможности для просвещения, т.е.

максимально широкого распространения информации, причём

гораздо более детальной и гораздо менее искажённой, чем это могло

бы быть на этапе археокультурной словесности. Собственно, на

1 Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. – СПб.: изд-во Михайлова, 2002. – С.162.83

предыдущем этапе в силу ограниченных физических,

пространственных и временных возможностей массового

распространения информации, а также в силу отсутствия больших

территорий, заселенных представителями одной общины / племени,

такой задачи не стояло вообще.

5. В античный период начинает формироваться институт

книжного дела. А.В. Соколов поясняет, что этот институт включает в

себя «а) изготовителей (переписчиков) манускриптов; б) торговых

людей, содержащих книжные лавки; в) библиотеки разных типов»

.

Ситуация кардинально изменилась уже в период раннего

Средневековья, когда как уровень грамотности, так и объём

манускриптов и хранящих их библиотек резко сократился. Однако

было бы очень грубым преувеличением говорить, что письменная

культура исчезла – скорее, она стала культурой меньшинства. До

нынешних дней дошло огромное количество письменных

свидетельств средневековой эпохи. Судя по этим текстам, они если и

не решали проблему просвещения или облегчения коммуникации

между сообществами (деревнями, городами, регионами,

государствами), то в некоторой степени способствовали этому.

Известно, что средневековая Европа представляла собой довольно

пёстрое в культурном, социальном и языковом отношениях

образование. Распространение рукописных книг в те времена в

незначительной степени, но всё же способствовало преодолению этой

разобщённости. Впрочем, говорить о масштабных изменениях в

культуре, социуме и даже языковой дифференциации вследствие

распространения книг не стоит.

Сформированный в античные времена «каркас» института

книжного дела существовал и в эпоху Средневековья: появление в

Европе в XIV веке сети университетов не могло не сопровождаться

распространением «книжной» информации в «интеллектуальных»

социальных слоях. В этой связи любопытным является одно из

распространенных «самоопределений» этого периода в XV – XVI

веках – «средняя античность»2.

1 Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. – СПб.: изд-во Михайлова, 2002. – С.162.

2 Гене Б. История и историческая культура средневекового Запада. - М., 2002. - С. 11.84

Рис. 10. Образец средневековой рукописи (Коран, Египет, Х в. н.э.)

Исследователи до сих пор спорят о том, следует ли представлять

Средние века как «тёмное время», эпоху мракобесия, антигуманизма и

клерикального тоталитаризма.

Во-первых, повторим, термин «Средневековье» со всеми его

распространёнными сегодня коннотациями имеет отношение к

Западной Европе, в то время как тот же период в Китае, Средней Азии

и Ближнем Востоке, а также Центральной и Южной Америке

характеризовался именно расцветом письменной (книжной)

культуры, а институт книжного дела особенно интенсивно развивался

в Китае и Японии.

Во-вторых, многие свидетельства, дошедшие до наших дней в

том числе в виде рукописных текстов, говорят об обществе того

времени как о достаточно открытом и дифференцированном, главной

проблемой которого, с точки зрения нынешнего социального

устройства, было отсутствие технических возможностей массовой

коммуникации. Согласно этому взгляду, средневековое европейское

общество было вполне готово к просвещению и массовому

информационному обмену, однако не обладало достаточной для этого

технической базой. Именно поэтому в рамках этого подхода принято

считать, что Средневековье завершилось в XV веке с изобретением

машинного книгопечатания. Действительно, вторая половина XV века

(после изобретения печатного станка) радикально контрастирует с его

первой половиной как в политическом и экономическом, так и в

социальном и культурном отношениях. Но при этом сторонники этого 85

подхода делают поправку на социальную дифференциацию по

признаку грамотности («грамотная элита» - «неграмотный простой

народ»).

В-третьих, ситуация с письменной культурой в самой

средневековой Европе и связанных с ней территориях была крайне

неоднородной: в то время как в одних её областях отмечался подъём

таких средств коммуникации, как архитектура, литература и

изобразительное искусство (в том числе иконопись), то в других

областях не было никаких свидетельств развития средств хранения и

трансляции информации.

Итак, рукописная коммуникационная система позволила

человечеству:

- хранить и передавать информацию в относительно

неискажённом виде;

- распространять информацию, преодолевая пространственные и

временные барьеры;

- способствовать как социальной дифференциации (по признаку

грамотности), так и социальной кооперации (по признаку равного

доступа к информации);

- связывать содержание сообщений с категорией адресанта

(письменный текст получает большее доверие в зависимости от его

автора);

- выработать общие модели описания общества, в том числе его

истории.

Ключевым коммуникативным принципом рукописной системы

был «принцип традиции», в соответствии с которым истинным и

«правильным» становилось то, что было зафиксировано в

авторитетных письменных источниках.

Обратим внимание на ряд существенных следствий

распространения рукописной письменной культуры в западной

(европейской) цивилизации.

1. Книжная культура устанавливает примат письменной

информации: наиболее важным и значимым знанием признаётся то,

которое содержится в манускриптах, считающимися основными,

базовыми (для религии, политики, образования, науки). Если

информация, переданная устно, не соответствует той, которая

зафиксирована письменно, предпочтение отдаётся письменным 86

текстам. Это обстоятельство имеет одно очень важное следствие:

культурные стандарты (ценности, концепты, нормы, правила)

закрепляются преимущественно в письменных текстах, в то время как

устная коммуникация закрепляется за областью повседневной,

сиюминутной, «текущей», «преходящей» жизни. Впоследствии (в

Новое время и позднее) это приводит, помимо прочего, к оформлению

литературных стандартов национальных языков.

2. Письменный текст предполагает амбивалентное

толкование. Один и тот же текст (особенно составленный на

нормативном, но не закреплённом в повседневной жизни языке)

может быть истолкован по-разному в зависимости от языковой,

культурной, социальной компетенции адресата, а также от

политической и религиозной ориентации читателя. Таковы были,

например, тексты на латинском языке в эпоху Средневековья.

3. Продукты письменной культуры превышают объёмы

человеческой памяти. Если устная коммуникация предполагает

оперирование только актуальным содержанием памяти индивида, то

письменные тексты «освобождают» человека от необходимости

помнить всё, что помнить необходимо. С одной стороны, это приводит

к беспрецедентному повышению авторитетности письменных

источников («я верю не тому, что я услышал, а тому, что написано»), а

с другой стороны – к зависимости познавательной активности

человека от книги.

4. Книжная культура ставит проблему материального

носителя информации. Процитируем авторов учебника «Основы

теории коммуникации» под редакцией М.А. Василика: «С

возникновением письменности человечеству пришлось решать

еще одну важную проблему — проблему поверхностей, пригодных

для письма. Камень, глина, дерево, медь и латунь оказывались

тяжелыми и громоздкими; широкие листья, вроде пальмовых,

легко повреждались. Кроме того, все перечисленные материалы

(как позже береста на Руси) обладали одним существенным

недостатком — делали практически невозможным внесение

изменений или исправлений в текст (…) Значительный прорыв

совершили египтяне, изобретшие папирусную бумагу для

письма. Из папируса, произраставшего на отмелях Нила, 87

египтяне нарезали длинные узкие полосы, которые они

переплетали, сушили на солнце и выравнивали куском раковины

или камнем. В результате получалась ровная и прочная поверх-

ность для письма. Технология производства бумаги,

придуманная древними египтянами, имеет много общего с

современным бумажным производством»1

.

Эта обеспокоенность тем, на каком носителе будет

зафиксирована информация, и насколько и в каком объёме возможно

вносить изменения в написанный текст, сохраняется вплоть до наших

дней и, видимо, представляет собой зону перспективных задач для

современной прикладной коммуникативистики. Появилось даже

значимое направление в науке, трактующее историю

коммуникационных систем с точки зрения развития материальных

носителей информации – медиология2. И это далеко не новые задачи

для современных технологий – они были известны с давних времён

именно благодаря появлению письменности.

Однако, главная проблема рукописной культуры – массовое

распространение информации и сопутствующие задачи

(консолидация различных сообществ, регулирование деятельности

больших групп людей, внедрение единых культурных стандартов)

были в значительно степени решены в результате второй

коммуникационной революции – мануфактурного производства

письменных текстов.

3.4. МАНУФАКТУРНАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА («ЭПОХА

ГУТЕНБЕРГА»)

Принято считать, что эпоха неокультурной книжности, в

которую начала зарождаться система массовой коммуникации,

началась с изобретением немецким ювелиром Иоганном Гутенбергом

печатного станка в середине XV века. Точная дата изобретения не

установлена, но известно то, что первые книги Гутенберг отпечатал не

позднее первой половины 50-х гг. XV века. Доподлинно установлено,

что среди первых произведений печати была латинская грамматика и

папские индульгенции. Первые экземпляры (всего их было 200)

1 Основы теории коммуникации / под ред. М.А. Василика. – М.: Гардарики.2003. – С. 50-51.

2 См., например: Дебрэ Р. Введение в медиологию. - М.: Праксис, 2010.88

знаменитой двухтомной Библии Гутенберга были напечатаны в 1455

году (см. рис.11).

Рис.11 Библия Гутенберга (экземпляр, хранящийся в музее г. Майнц)

В 1474 г. в немецкой хронике появилась такая запись: «в 1474 г.:

«Замечательное искусство книгопечатания было изобретено в

Майнце. Это искусство искусств, наука наук. Его чрезвычайная

продуктивность позволила вызволить из мрака сокровища знаний и

мудрости, чтобы обогатить и просветить мир»1

.

Несмотря на попытки Гутенберга держать в секрете свой ноу-хау,

за 50 лет (с середины до конца XV в.) по всей Западной Европе было

создано более тысячи типографий. Первые печатные книги (позже

их стали называть «инкунабулы») издавались небольшими тиражами

в 100 – 300 экземпляров, но общее количество наименований

изданий, выпущенных во всех типографиях за несколько десятилетий,

составило примерно 40 тысяч. Соответственно, за полвека в Европе

было издано более десяти миллионов инкунабул, при том что

население Европы во второй половине XV века составляло

приблизительно 70-80 млн. человек2. На фоне относительного

социального и политического спокойствия и экономического

благополучия, а также сокращения эпидемий и массовых смертей в

Европе того времени наблюдался подъём образования, что,

1 Владимиров Л.И. Всеобщая история книги. – М., 1988. – с. 97.

2 Баччи, М.Л. Демографическая история Европы. – СПб.: Александрия, 2010. – С.14.89

естественно, сопровождалось ростом числа грамотных людей. Всё это

говорит о высочайшей востребованности изобретения Гутенберга в

обществе того времени.

В России «эпоха Гутенберга» началась спустя сто лет: в 1550-х гг.

были изданы «анонимные» книги в Московском печатном доме,

созданном Иваном Третьим, а в 1564 году русские диаконы Иван

Фёдоров и Пётр Мстиславец напечатали первую авторскую книгу на

русском языке - «Апостол». Но даже спустя век после изобретения в

Европе печатного станка книгопечатание не получило широкого

распространения в Русском государстве в том числе из-за серьёзного

сопротивления новой технологии со стороны переписчиков

рукописных книг.

Строго говоря, сам принцип печати текстов на различных

носителях (от тканей и пергамента до шкур животных и дерева) был

достаточно давно изобретён и в некоторых культурах довольно

широко применялся для тиражирования текстов и изображений

(например, ксилографическая или «гравюрная» техника печати на

бумаге применялась в Китае ещё до IV в. н.э.).

Принципиально новой стала разработанная и практически

реализованная Гутенбергом и его учениками система

типографической печати, позволившей составлять и тиражировать

различные тексты, используя один и тот же набор литер – небольших

металлических подвижных букв, из которых можно составлять слова,

строки и делать оттиски на бумаге с помощью пресса.

Этот способ является более эффективным, чем

ксилографическая печать, поскольку одного набора литер достаточно

для производства различных текстов, в то время как

ксилографическая печать предполагает использование одной

заготовки для одного текста или изображения. Наборный подвижной

шрифт также уже был известен, по крайней мере, в Китае (его

придумал в XI веке китайский изобретатель Би Шэн1), однако

китайская версия печати оказалась слишком неудобной для

тиражирования иероглифических текстов, поскольку для каждого

иероглифа (а их насчитывается тысячи) требовалась отдельная

литера. Но для европейского фонетического письма использование

наборных шрифтов оказалось в то время в высшей степени

эффективным.

1 Флуг К. К., История китайской печатной книги Сунской эпохи Х — XIII вв., М.— Л., 1959.90

Рис. 12. Печатный станок Иоганна Гутенберга

Новый способ создания печатных текстов («искусственное

письмо», как его называли тогда современники в Германии) оказался

не просто техническим новшеством, занятным изобретением или

«ещё одной» технологией в производстве. Печатный станок, а точнее

наборная печать как технология составления, копирования и

тиражирования письменных текстов действительно произвела

масштабную культурную революцию. Так, по мнению А.В. Соколова,

книгопечатание стало мощным фактором развития культуры

Возрождения и осуществления церковной Реформации. Первые

книги, изготовленные мануфактурным способом, представляли собой

не только религиозные и учебные тексты, но и литературные

произведения Данте, Боккаччо, Петрарки. Переводы Библии,

выполненные Мартином Лютером и тиражированные с помощью

новой технологии печати, обеспечили основу для кардинальных

перемен в европейской религиозной жизни.

Отметим главные характеристики мануфактурной

коммуникационной системы, обусловленные изобретением печатного

станка:

1. Печатный текст приобрёл черты массового. Это

означает, что печатная продукция в отличие от манускриптов 91

рассчитана на широкую аудиторию, а значит должна быть особым

образом тематизирована, оформлена, структурирована для

облегчения чтения. Несмотря на то, что первые книги, в основном,

касались религиозной тематики, уже через 50 лет было отмечено

широкое распространение книг медицинского, научного,

исторического, политического содержания. Огромным спросом стали

пользоваться романы и учебники. По формально-композиционным

признакам печатные книги существенно отличаются от манускриптов:

если рукописные издания содержали текст, не разбитый на абзацы,

главы, параграфы, а слова в этом тексте зачастую писались слитно, без

пробелов, то печатные книги приобрели все известные нам сегодня

атрибуты «нормального» печатного текста именно с целью упрощения

процесса индивидуального чтения.

2. С предыдущей особенностью связана ещё одна: книга

индивидуализирует процесс познания. Далеко не многие люди могли

позволить себе приобрести манускрипт. Собственно, дело не только в

их очень высокой стоимости, но и в отсутствии необходимости в этом.

Для того чтобы получить знание, содержащееся в манускрипте,

человеку независимо от уровня его грамотности требовалось

обращаться за помощью к посредникам – священослужителям,

библиографам, философам, учителям – чтобы прочитать книгу или

интерпретировать его содержание. «Сакральный» статус содержания

рукописных книг означал, что это знание ценно для всего общества и

не может быть сугубо индивидуальным. Начиная с XV, а точнее с XVI

века (когда затраты на производство книги значительно сократились,

а значит печатная продукция стала доступна гораздо большей части

населения, чем ранее) для того, чтобы получить знание, содержащееся

в печатной книге, достаточно её купить или прочитать в библиотеке.

Чтение книги не обязательно предполагает посредника или

публичной ситуации. А индивидуализированное чтение предполагает

относительную свободу и самостоятельность интерпретации.

3. Внедрение печатных технологий резко сокращает

затраты на осуществление письменной (печатной) коммуникации.

Информации, публикуемой на страницах книг, становится

несравненно больше, чем в предыдущую рукописную эпоху, она

становится разнообразнее и значительно доступнее широким слоям

населения.92

4. Печать способствовала распространению и хранению

знаний в стандартизированной форме. Это обстоятельство стало

крайне важным для развития образования, науки и технологий. При

рукописном копировании книг переписчик мог допускать ошибки,

неточно интерпретировать содержимое оригинала, изменять или

удалять фрагменты из субъективных этических, религиозных,

политических и прочих соображений. Процесс мануфактурной печати

если и не исключал полностью риски субъективного изменения

содержимого источника, то резко сокращал их. Благодаря новой

технологии появилась возможность формализовывать информацию,

что очень важно для образовательной и научной коммуникации.

5. Мануфактурное производство печатных текстов стало

регулироваться институционально. Это означает, что начала

формироваться система норм письменной (печатной) коммуникации,

которая впоследствии распространяется и на другие формы

коммуникации. Речь идёт об институционализации понятий

оригинальности и ценности текста, авторства и плагиата, появляются

литературные жанры и закрепляются нормы литературного языка,

оформляются нормы институционального контроля над содержанием

печатных текстов (например, цензура: в 1564 г. католическое

духовенство составило и издало в Ватикане «Индекс запрещенных

книг», которым руководствовались вплоть до ХХ века).

6. Закрепление в печатных текстах норм литературного

языка в дальнейшем привело к формированию национальных языков

и способствовало светскому просвещению. Использование единых

языковых стандартов в печатной продукции при условии её

распространения на большой территории способствовало созданию

более или менее единого информационного пространства, что

актуально для создания управляемой государственной системы.

7. Печатные технологии способствовали росту интереса к

актуальной информации. Печатный станок использовался не только

для изготовления книг, но и информационных листков, прототипов

современных газет и журналов. Информационные листки

удовлетворяли потребностям людей в получении оперативной

информации в контексте экономической деятельности. Они 93

использовались также и в политических целях. Первые образцы

периодической печати стали появляться в Европе в начале XVII века:

Zeitung в Германии (1609), Weekly News в Англии (1622), La Gasette во

Франции (1631). В России первая газета появилась в 1703 году и

называлась «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и

памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных

странах».

С одной стороны, интерес к актуальной информации был

обусловлен интенсивными экономическими и культурными

процессами, а с другой стороны – вызывал опасения властей. Пресса

сыграла не последнюю роль как в европейских революциях XVII-XVIII

веков, так и в американской революции XVIII века. Не случайно в

одном из ключевых документов Нового времени – «Декларации прав

человека и гражданина» (1789 г.) особое внимание обращено именно

на проблему свободы печати: «Свободное сообщение мыслей и мнений

есть одно из наиболее драгоценных прав человека; а потому каждый

гражданин может свободно говорить, писать и печатать лишь под

условием ответственности за злоупотребление этой свободой в

случаях, определённых законом».

Использование газет в качестве объекта политического

воздействия или в качестве политического инструмента входит в

достаточно распространённую практику именно в мануфактурную

печатную эпоху.

Итак, несмотря на разнородность этого этапа – от позднего

Средневековья практически до середины Нового времени –

коммуникационная система того времени строилась на «принципе

востребованности» информации. Интересы, запросы и

возможности аудитории становятся одним из решающих факторов в

процессе массового распространения информации. Коммуникация

становится в большей степени ориентированной на адресата, в то же

время становится окончательно автономной категория адресанта,

наделенного определенными характеристиками (авторство,

надёжность, авторитетность и т.п.). Но самое главное – печатная

продукция способствовала увеличению количества и повышению

качества коммуникационных связей как в пространственном, так и во

временном отношениях.

В то же время «эпоха Гутенберга» раскрыла ещё одну важную

закономерность коммуникации: различные средства коммуникации

вызывают у аудитории доверие различного уровня, и «грамотное» 94

использование коммуникационных ресурсов может способствовать

решению манипулятивных задач. Вера в сакральность содержимого

книги ушла, вместо неё появилась категория доверия, которая может

быть более или менее устойчивой в зависимости от источника

информации. В эту эпоху становится окончательно понятным: важно

не только ЧТО сказано, но и КАК это сказано. К сожалению, этот

вывод далеко не всегда использовался в последующей истории в

благих целях.

3.5. ИНДУСТРИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Становление этого этапа принято связывать с концом XVIII -

началом XIX века, когда в Европе прошла целая волна если не

цивилизационных, то очень значимых социальных, политических и

культурных преобразований: Великая французская революция,

Наполеоновские войны, Венский конгресс, в результате которого

изменилась политическая карта Европы, промышленный и

технологический прогресс, развитие искусства и науки в совокупности

сформировали потребность в модернизации средств коммуникации.

Однако главным фактором изменений в коммуникационной

системе явился ряд технических открытий и инженерных

изобретений, которые в совокупности принято определять как

третью коммуникационную революцию. Главным образом это

касается возникновения и развития электронных средств

коммуникации. Перечислим основные достижения в этой области:

 конец XVIII – начало XIX в.: изобретение ротационной

машины (модернизированная версия печатного станка,

производительность которой составляет около 10000 экземпляров в

час, с возможностью двусторонней печати) (Ф. Кёниг);

 конец XVIII – начало XIX в.: появление телеграфа (К. Шапп,

П.Л. Шиллинг, С. Морзе и др.);

 начало XIX в:. изобретение печатной машинки (П. Турри, К.

Шоулз, М.И. Алисов);

 1839 г.: начало использования дагеротипии как исторически

первого способа фотографии (Л.-Ж. Дагер);95

 1858 г.: начало использования трансатлантического кабеля

для мгновенной передачи сообщений между континентами;

 1876 г.: получен патент на изобретение телефона (А. Белл);

 1877 г.: получен патент на фонограф – устройство

звукозаписи (Т. Эдисон);

 1895 г.: первое публичное применение радио (А.С. Попов);

 1895 г.: первое публичное использование кинематографа

(Л.-Ж. Люмьер и О. Люмьер);

 1911 г.: передача изображения по проводам на расстояние -

телевидение (Б.Л. Розинг);

 1928 г.: сеанс первого публичного телевизионного вещания

(BBC).

Применение этих изобретений в коммуникационных целях

означало формирование системы массовой коммуникации, при

которой адресатом становится абстрактная, численно не ограниченная

общность людей, не связанных между собой пространственно.

Обратим внимание на те характерные черты индустриальной

коммуникационной системы, которые были связаны с этими

изобретениями.

1. Высокая производительность ротационных (печатных) машин

позволяла резко увеличить количество печатной продукции, сократив

расходы на её производство. Это создаёт условия для появления

массовой прессы, то есть первого полноценного средства массовой

информации в нынешнем его понимании. Основной её задачей было

не только оперативное информирование как таковое, но и получение

коммерческой выгоды от распространения информации. Этот

относительно дешёвый носитель информации при большом тираже

мог приносить значительную прибыль.

Э. Тоффлер в работе «Метаморфозы власти» так говорит об этом

этапе коммуникационной эволюции: «Бенджамин Дей был

владельцем типографии, и ему было всего двадцать три года, когда

ему в голову пришла "безумная" идея, благодаря которой ему

удалось резко повлиять на историю того, что мы называем теперь

массмедиа, т.е. средствами массовой информации. Это было в 1833 96

г., когда население Нью-Йорка уже выросло до 218 000 человек.

Однако у крупнейшей ежедневной газеты здесь было лишь 4500

подписчиков. В то время, когда средний рабочий в Америке

зарабатывал 75 центов в день, нью-йоркская газета стоила 6

центов, поэтому лишь немногие люди могли позволить себе купить

ее. Газеты тогда печатались на ручном станке, который мог

произвести не более нескольких сот копий за час. Дей использовал

замечательный шанс.

3 сентября 1833 г. он выпустил нью-йоркскую газету "Сан" и

стал продавать ее по одному пенсу за штуку. Он выпустил на

улицы толпу мальчишек, чтобы продавать свою газету, - это было

инновацией для того времени. За 4 доллара в неделю он нанял

человека, который посещал суды и давал полицейскую хронику. Это

было одним из первых случаев использования репортера. В течение

четырех месяцев газета "Сан" стала самой популярной в городе. В

1835 г. Дей купил самый совершенный печатный станок с паровым

двигателем, и тогда ежедневный тираж "Сан" вырос до

неслыханной ранее цифры - 20 000 экземпляров. Дей изобрел

общедоступную, массовую прессу, криминальные истории и т.п.

Его инновации шли параллельно и приблизительно в одно и то

же время с деятельностью других "сумасбродов" - Генри

Гетерингтона с его системой пересылки корреспонденции по всей

Англии всего за два пенса, и Эмиля де Жирардена с газетой "Ла

пресс" - во Франции. Низкокачественная "пенсовая газета",

называемая в Англии "нищей прессой", была, однако, чем-то более

важным, чем обычное коммерческое предприятие. Она долгое время

влияла на политику»1

.

Отныне пресса становится не просто средством просвещения

масс или оперативного информирования, а инструментом

формирования общественного сознания и социальным «агентом»,

активным и очень влиятельным участником общественно-

политических процессов. В России же в XIX веке пресса становится

культурообразующим феноменом; явлением, вокруг которого

формировалось особое информационно-культурное поле, которое

определяло общественно-политическую жизнь страны.

1 Тоффлер Э. Метаморфозы власти. – М.: АСТ, 2001. – С.398 – 399.97

Рис. 13. Российская газета «Колоколъ» (1857)

Более того, функции СМИ (прессы, а позднее – радио и

телевидения) стремительно развивались за достаточно короткий срок.

Помимо просвещенческих и информационных функций СМИ

начинают активно осваивать функции воздействия. Пропаганда,

внушение, принуждение становятся весьма распространёнными

явлениями в системе массовой коммуникации. Эффективность

воздействия на массовое сознание достигалась в том числе и за счёт

массового распространения технических средств коммуникации.

Например, в 1836 году у только что основанной французской

политической газеты “La Presse” было 10 000 подписчиков, что в тех

условиях представлялось гигантской цифрой. В конце 1930-х в США

91% городских семей и 70% сельских имели радиоприёмники. В СССР

в 1940-м г. было издано 45,8 тыс. названий книг и брошюр тиражом

462,2 млн. экз. Всего за 1918–1988 гг. советские издательства

выпустили в свет 3,9 млн. печатных единиц общим тиражом 70,6

млрд. экз.

А.В. Соколов приводит следующие данные о количестве

печатных изданий в России и СССР: «1703–1800 гг. – 15 изданий;

1801–1850 гг. – 32 издания; 1851–1900 гг. – 356 изданий.

В 1913 г. в России издавалось 2915 журналов и газет (1757

журналов и 1158 газет). В Советском Союзе в 1988 г. выходило в 98

свет 5413 журналов (включая сборники и бюллетени) и 4430 газет

(без низовых и колхозных). Причем суммарный тираж журналов

примерно вдвое превышал сумму тиражей разовых изданий, а

совокупный годовой тираж газет был в 12 раз больше, чем тираж

журнальной периодики. Грубо говоря, на каждого грамотного

жителя СССР в 1988 г. приходилось ежегодно 10 книг, 20 номеров

журналов и 240 экземпляров газет»1

.

2. Коммерциализация и политическая ангажированность

массовой прессы в XIX веке сопровождались еще одной тенденцией:

профессионализацией коммуникационной системы. В XIX веке

сложилась такая ситуация, когда литература, журналистика,

публицистика перестали быть просто видом аристократического,

творческого или волонтёрского занятия; эти виды деятельности стали

приносить деньги. Коммерциализация отношений потребовала от

участников коммуникации их институциональной регуляции, то есть

введения определенных правил и норм участия в производстве

массовой информации. Появляются такие профессии, как

«журналист», «репортёр», «редактор», «корректор», «рекламный

агент» и т.п. Речь не идёт о том, что появились некие новые функции,

которые привели к необходимости «придумать» новые профессии.

Функции редактора или рекламного агента люди выполняли и в

предыдущем столетии. Профессионализация производственных

функций в XIX веке была вызвана именно необходимостью

регулировать коммерческие отношения и защищать коммерческие

интересы участников производственных и коммуникационных

отношений.

Профессионализация отношений в сфере производства и

распространения информации приводит к окончательному

появлению в XIX веке института журналистики, формулированию

основных коммуникационных, эстетических и экономических

принципов создания рекламы, разграничению профессиональных и

непрофессиональных художников. музыкантов, артистов, литераторов

и др.

3. Стремительная индустриализация общественной жизни,

появление новейших технических средств коммуникации, глубокие

1 Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. – СПб.: изд-во Михайлова, 2002. – С. 176.99

культурные изменения сопровождаются процессом формирования

наций. Существенную роль в этом сыграла система массовой

коммуникации того времени, которая обеспечивала распространение

одинаковых сообщений на территории, составляющей предмет

политического и государственного интереса. Средства массовой

коммуникации демонстрируют образцы единого для населения

государства языка, единого дискурса, формируют единую повестку

дня, обращают внимание на общие проблемы и стимулируют единые

действия. Результатом такого воздействия становится создание

единого информационно-коммуникативного пространства и

формирование национальной идентичности у граждан страны.

А.В. Соколов поясняет: «Формирование нации в истории

литературных языков служит водоразделом, разделяющим

«донациональный» и национальный периоды их развития. Для

последнего характерна демократизация литературного языка,

сближение его с народным разговорным языком и формирование на

этой основе национального языка, становящегося нормой речевого

обращения»1

. Носителем национального языка выступают средства

массовой коммуникации – главным образом, литература и пресса.

Задача формирования национального языка представлялась особенно

актуальной в полиэтнических индустриальных обществах.

4. Формирование массовой культуры. Унификация

содержания массовых сообщений, образование наций, урбанизация

населения, изменение социальной структуры населения, зарождение

общества потребления в конце XIX - начале XX века сопровождается

интенсивными процессами унификации культуры. Меняется система

общественных ценностей: особое значение приобретают такие

качества жизни, как комфорт, удовлетворение, интерес, чувство

счастья, гедонизм. Основными носителями этой идеологии становится

городской средний класс, буржуазия, а также средне- и

высококвалифицированные рабочие, располагающие достаточными

средствами и временем для организации своего досуга. Они же на

рубеже XIX – ХХ вв. являются основными потребителями массовой

информации. Массмедиа сполна удовлетворяли их потребности в

незамысловатых развлечениях, создающих иллюзию красивой жизни

и компенсирующих однообразие труда. Реклама, любовные и

1 Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. – СПб.: изд-во Михайлова, 2002. – С.181.100

приключенческие романы, фривольные новеллы, комиксы,

незамысловатые кинофильмы, а несколько позже – телевидение как

главный носитель стандартов массовой культуры – эти культурные

продукты в то время пропагандировали (и пропагандируют до сих

пор) гедонистически-потребительское отношение к жизни и

соответствовали общественным настроениям значительной части

общества.

Массовый спрос на массовый же развлекательный продукт

приводит к формированию специфичного типа вкуса – массового

вкуса и специфичного типа культуры – массовой культуры.

Д. Бу




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
КОММУНИКАЦИЙ | Семинарское занятие №3

Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 553. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.016 сек.) русская версия | украинская версия