Так говорят, когда хотят отметить, что убежденность в правоте своего дела помогает преодолеть любые трудности и творит чудеса.
Взявшие меч – мечом погибнут В евангелии (Матфей, 26, 51 – 52) сказано: «И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут». Выражение это было использовано автором сценария фильма «Александр Невский» П. Павленко в несколько измененном виде. Александр Невский произносит пророческие слова: «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет русская земля!» Эта фраза не раз повторялась потом в речах и газетных статьях, хотя, скорее всего, Александр Невский на самом деле ее не произносил.
Злачное место Слова эти произносятся в заупокойной молитве: «Упокой душу раба твоего в месте светлее, в месте злачнее, в месте покойнее». Нечто подобное мы встречает в Библии (Псалтирь, 22, 2), где в псалме Давида упоминается покой на «злачных пажитиях». Первоначальное значение этого выражения – «покойное, свободное, изобильное место» - приобрело со временем иронический смысл: «место для пьянства и разгула». «С Николаем Максимовичем Пустохиным приключилась беда… он невзначай напился пьян и в пьяном образе, забыв про семью и службу, ровно пять дней и ночей шатался по злачным местам». А. Чехов «Беда»
Вкушать от Древа Познания Добра и Зла Библейский миф, изложенный в первой книге Ветхого завета (Бытие, 3, 1 – 24), повествует о произраставшем в раю древе познания добра и зла, плоды которого Бог запретил есть Адаму и Еве под страхом смерти. Однако змий-искуситель сказал Еве, что они с Адамом не умрут, если съедят запретный плод, зато станут мудрыми, «как боги, знающие добро и зло». Ева и Адам нарушили запрет Бога. За это они были изгнаны из рая. Выражение используют, когда хотят сказать о приобретении каких-либо новых знаний. «Ах, душа моя, последнее время стало мне тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла». Л. Толстой «Война и мир» Всякой твари по паре В Библии рассказывается о всемирном потопе, от которого спасся лишь Ной со своей семьей, ибо был он благочестивым. Ной построил ковчег (корабль). По указанию Бога Ной взял с собой семью и разных животных: по семь пар «чистых» и по две пары «нечистых». «И всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского и женского пола. Также и из птиц небесных по семи, мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли» (Бытие, 7, 2-2). Так говорят с иронией о смешанном, пестром составе группы людей или животных. «Мало ли кто ко мне ходит: учрежден ковчег, и лезет всякой твари по паре…» Н. Лесков «Бесстыдник»
Запретный плод В Библии рассказано о древе познания добра и зла, плоды которого Бог запретил есть первым людям на земле – Адаму и Еве. «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Бытие, 2, 16-17). Так говорят обычно о чем-то заманчивом, запретном. О люди! все похожи вы На прародительницу Еву: Что вам дано, то не влечет; Вас непременно змий зовет К себе, к таинственному древу; Запретный плод вам подавай, А без него вам рай не рай. А. Пушкин «Евгений Онегин»
Зарыть талант в землю Слово «талант» у древних евреев означало монету, которая первоначально была достоинством в 6 греческих драхм, а также меру веса (талант золота, серебра, меди). Евангельская притча рассказывает о том, что один землевладелец, уезжая, поручил рабам охранять свое имение. При этом он дал одному рабу пять талантов, другому два, а третьему всего один. Рабы, получившие пять и два таланта, отдали их под проценты, а тот раб, что получил один талант, зарыл его в землю. Хозяин после долгого отсутствия вернулся в свой дом и потребовал от рабов отчета. Два первых раба вернули ему в два раза больше денег, чем получили. Господин похвалил их. Третий раб сказал, что он зарыл талант в землю. «Господин же его сказал ему в ответ: «лукавый раб и ленивый!.. надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я пришед получил бы мое с прибылью» (Матфей, 25, 26 – 27).
|