Лекция Титовой ЮлиПреодоление романтических крайностей в зрелом периоде произошло., Лермонтов от романтизма не отказался, просто ушел от крайностей. Лермонтов переосмысливает устоявшиеся к тому времени темы. Например тема поэта и толпы. Поэт для него остается избранником, поэт – пророк с его высочайшей миссией. Но «любви и правды чистые ученья». На первом месте – любовь. В Пророке Пушкина нет такого слова. Лермонтов в этом плане ближе в своем стихотворении именно к евангельским мотивам. Пушкинский пророк остается у дверей мира, он только собирается выйти, а пророк Лермонтова выходит к народу и народ его изгоняет. Трагичность встречи пророка и земных людей, которые его не принимают. Это коррелируется с пушкинской темой поэта и толпы. Поэта не понимают и не принимают. Он отходит от пушкинской абсолютизации конфликта в том смысле, что толпа по Лермонтову всегда неправа. Стихотворение Журналист, читатель и писатель: Лермонтов критически отзывается о журналисте. Стихотворение Не верь себе. Призвание поэта-пророка. Поэт утрачивает свое значение не потому, что его не понимает толпа, а потому что он сам продал свое вдохновение за золото и деньги. У Пушкина эта тема так жестко не артикулировалась. Как раз в это время возникает достаточно серьезный институт гонораров, возникает профессиональная группа литераторов, которые живут на доходы от своего литературного труда. Возникает проблема торговли талантом и уступкам толпе за счет торговли своим талантом в угоду толпе. Журналист, читатель и писатель. Лермонтов говорит о том, что не столько толпа виновата в бедах литераторов, не столько Читатель (здесь он выступает другом писателя, человеком, который понимает писателя., не конфронтация, а диалог и общие поиски выхода из сложившейся ситуации). Только журналист не понимает реального положения вещей. Проход тема о том, что журналистика грязна, что периодику можно читать только в перчатках. Многие говорят о прототипах, но это не факт. ЧИТАТЬ ЛЕРМОНТОВСКУЮ ЭНЦИКЛОПЕДИЮ. В философской тематике на первое место выходит вопрос смысла жизни. У Лермонтова как ни у кого был характерен особенный пессимизм и безотрадность. Стихотворение Дума: Лермонтов заявляет о своем скептическом взгляде на все свое поколение. Интересная игра лирического МЫ и Я. Одно из самых безотрадных стихотворений – И скучно, и грустно – его часто называют реквиемом. Здесь есть внутренняя жизнь, борьба. С одной стороны – отвержение всех традиционных ценностей (любви и дружбы) à жизнь пустая и глупая шутка. А вечно любить невозможно – значит все-таки есть такая потребность, потребность так любить. Максимализм, абсолютизация своего отношения к миру. Здесь не полный нигилизм, но мерцает мысль о потребности вечной любви. В творчестве Лермонтова в зрелые годы усиливается мотив связи с природой, как о спасении души и обретении смысла жизни., важность внутренней гармонии, простого человеческого счастья. Это есть в лермонтовской поэзии. Когда волнуется желтеющая нива. – Это стихотворение не о природе, а о человеческой душе, о поисках смысла жизни. Одно предложение – сложноподчиненное с условием – когда…тогда. Мозаичность пейзажных зарисовок. Лермонтов тоже обладал талантом краткости. Там разные времена года и все это мозаично собрано в этом небольшом стихотворении. Поиск сымсла жизни, поиск настоящей жизни – это есть в двух ТАК НАЗЫВАЕМЫХ патриотических стихотворениях Лермонтова: Бородино, Родина. Бородино иногда называют микроэпосом. Это аналог песни купца Калашникова. Герой в обоих случаях – носитель простого, роевого сознания. Противопоставление дяди и молодого человека лермонтовского времени – это важно, связь поколений. Утерянная связь поколений – одно из трагических тем Лермонтова и всего его поколения. Такие поколения еще называют потерянными. Богатыри, не вы – осознание временного разрыва между 10-20 – ми гг. и 30-40-ми гг. – поколение измельчало. Родина. Очень Лермонтовский подход – люблю отчизну я, НО странную любовью. Это противопоставление родины как безусловно любимой государству и его идеологии (перекличка с Хомяковым)., разведение понятий родины и государственной идеологии. Лермонтов отвергает принципы николаевской эпохи, хотя он участвует в войне, но он ценит коренную Россию, Россию средней полосы – чета белеющих берез – именно тогда это утверждается как символ России. Народная жизнь в ее повседневности привлекает Лермонтова. Валерик – название чеченской речки. Прохорова считает, что это одно из лучших стихотворений… Лермонтов артикулирует неприемлемость войн между человеком и человеком. Лермонтов не пацифист. Просто пишет о бессмысленности национальных войн (или просто войн), когда человек уподобляется зверю. Есть переклички сцены под Аустерлицем из Войны и мира Толстого и Валерика Лермонтова. Это философская поэзия, осмысливающая очень актуальные общественно значимые проблемы. Лермонтов философствует на разных уровнях. Объединяющее философское стихотворение – Выхожу я один на дорогу. Очень многотемное стихотворение. Главная идея – движение от дисгармонии к гармонии. Композиционно на две части: звезда со звездою говорит, небесная гармония., 2- дисгармония в душе человека. Мучительные вопросы и отрицание, но в итоге – утверждение – я ищу свободы и покоя. Есть некоторая перекличка с Пушкиным – пора, мой друг, пора, покоя сердце просит. Третья часть – покой. Многие исследователи пишут о том, что покой – смерть. Но это не так! Т.к. лирических герой хочется забыться сном, но не холодным сном могилы. Есть некий отзвук буддизма – такое вот забытье, некая нирвана. Не стоит отвергать версию перекличек, если автор не был знаком с теорией, т.к. могут быть другие пути заимствования, параллельное развитие и т.п. Поэмы Лермонтова делятся на связанные с историей России. Вершина – Песнь про купца Калашникова. Она заявила наравне со Смертью поэта о новом короле русской поэзии связанные в Кавказом, Кавказская поэзия. Вершина – Мцыри. Демон несколько особняком стоит. неслучайно есть подзаголовок – восточная повесть. Песнь купца Калашникова. Здесь проявляется удивительный талант стилизации. Лермонтов именно стилизует, он от этого не отходит, а Пушкин отходит, позиционируется себя как человека начала 19в. Леромнтов постоянно выдерживает тон гуслярной поэзии, повествование ведется от лица гусляров. Поэма стилизована под песнь, Лермонтов был знаком со славянофилами. Поэтому в речи поэмы много архаизмов, язык очень характерен для народного языка, Лермонтов вводит тонический размер, чего до него практические не было в русской литературе. Важна идея проникновения в дух времени и противопоставление героя с роевым сознанием. Калашников мыслит себя как часть рода. Калашников – носитель роевого сознания и идеи кровавого отмщения, что тоже типично для роевого сознания. Лермонтов латентно полемизирует с Карамзиным, т.к. у Карамзина – Грозный чрезвычайно жесток и деспотичен, но Лермонтов противопоставляет свою трактовку Ивана Грозного, он апеллирует к трактовкам из народных песен – т.е. Иван 4 – царь грозный, но справедливый. Грозный - обманутый царь, Первый обман – согласие способствовать свадьбе, т.к. не знал Мцыри – поэма о лермонтовской современности. Хотя нет публицистических элементов, но есть тема свободы, тогда это было очень актуально. Лермонтов апеллирует к байроническим поэмам, но он повторяет, а развивает конструкцию. Его герой не приходит к разочарованию, он умирает с благодарностью за три дня на свободе. У Лермонтова исповедь несет в себе не покаяние или разочарование, а прямое заявление о том, что ему не в чем каяться перед Богом, это еще боле подчеркивает бунтарское настроение Мцыри. Лермонтов устраняет признак романтической поэзии - недоговоренность в истории героя, т.к. мы прекрасно знаем героя, особенно по предисловию. Главный герой – НЕ грузин. Грузия намного раньше приняла христианство. Важно, что он не грузин, т.к. он попадает в грузинский православный монастырь – поэтому ему там плохо и он там чужой., он с Северного Кавказа., поэтому для него там все чужие., даже грузинка. Это не его мир. Это важно при психологическом осмыслении его поведения. Бегство из монастыря – особое. Т.К. северо-кавказские народы очень свободолюбивы, не могут жить без свободы в их понимании ее. и еще т.к. это бегство-возвращение., он бежит от чужого мира к своему, его мечта – прижаться к родной груди., он помнит своих родных, он бежит на родину, это определяет его целеустремленность., он не просто убегает из монастыря, он убегает с целью попасть на родину. Идея продолжить борьбу за свободу родины. à свобода в квадрате. Иногда говорят, что Мцыри – одна их вершин в русской романтической поэме. Демон. демон присутствует в библейских текстах. Оригинальность Лермонтова больше в трактовке образа демона. Демон Лермонтова жаждет любви, ему не просто надоело зло, он хочет любви. Любить для него – потребность, которую невозможно реализовать – трагедия. Любить и с небом примириться. В начале говорится от третьего лица, те. это объективно. Не столь моноцентрическое произведение. Есть оппозиция демону – Тамара, как ангельская душа. Демон – черт, Тамара – ангел. Очень важна здесь последняя заключительная сцена. Почему ангел побеждает во второй борьбе за душу Тамары? Она же пала. разговор между Демоном и Ангелом – показывает суть христианской идеи – спасение через страдание – она страдала и любила, она моя – логика речи Ангела. Испытания любовью не выдерживает Демон, в не Тамара., т.к. он губит и жениха Тамары и ее, он не способен к большой, настоящей, спасительной любви. Даже его слезы разрушительны – они прожигают камень. Демон обречен на одиночество. à трактовка одиночества, варианты: как кара за гордыню (как в Маскараде., там герой, кстати, тоже демон), как награда за высокую исключительность (как и в Мцыри). Тема одиночества и тема превосходства над обществом – тема основная для Героя нашего времени.
|