Агностицизм – Перенесение присущих человеку психических свойств на явления природы (на животных, предметы), а также представление божества в образе человека.Декрету Кабінету Міністрів України „Про систему валютного регулювання і валютного контролю” від 19.02.1993 р. 1) валюта України 2) платіжні документи та інші цінні папери (акції, облігації, купони до них, бони, векселі (тратти), боргові розписки, акредитиви, чеки, банківські накази, депозитні сертифікати, ощадні книжки, інші фінансові та банківські документи), виражені у валюті України; 3) іноземна валюта 4) платіжні документи та інші цінні папери (акції, облігації, купони до них, векселі (тратти), боргові розписки, акредитиви, чеки, банківські накази, депозитні сертифікати, інші фінансові та банківські документи), виражені в іноземній валюті або банківських металах; 5) банківські метали
- Від понття „річ” треба відрізняти поняття „майно” (Ст. 190 ЦК): 1) окрема річ; 2) сукупність речей; 3) майнові права та обов’язки.
- Різновидом майна відповідно до ст. 191 ЦК України вважається „підприємство” як єдиний майновий комплекс. До складу підприємства як єдиного майнового комплексу входять усі види майна, призначені для його діяльності, включаючи земельні ділянки, будівлі, споруди, устаткування, інвентар, сировину, продукцію, права вимоги, борги, а також право на торговельну марку або інше позначення та інші права, якщо інше не встановлено договором або законом. Підприємство як єдиний майновий комплекс є нерухомістю і може бути предметом купівлі-продажу, застави, оренди та інших правочинів. 3. - Ст. 194 ЦК „Поняття цінного паперу” - Цінним папером є документ встановленої форми з відповідними реквізитами, що посвідчує грошове або інше майнове право і визначає взаємовідносини між особою, яка його випустила (видала), і власником та передбачає виконання зобов'язань згідно з умовами його випуску, а також можливість передачі прав, що випливають з цього документа, іншим особам. - Вимоги до цінного паперу: - Обов'язкові реквізити цінних паперів, вимоги щодо форми цінного паперу та інші необхідні вимоги встановлюються законом. - Документ, який не містить обов'язкових реквізитів цінних паперів і не відповідає формі, встановленій для цінних паперів, не є цінним папером. - До особи, яка набула право власності на цінний папір, переходять у сукупності усі права, які ним посвідчуються.
- Групи цінних паперів (ст. 195 ЦК) В Україні в цивільному обороті можуть бути такі групи цінних паперів: 1) пайові цінні папери, які засвідчують участь у статутному капіталі, надають їх власникам право на участь в управлінні емітентом і одержання частини прибутку, зокрема у вигляді дивідендів, та частини майна при ліквідації емітента; 2) боргові цінні папери, які засвідчують відносини позики і передбачають зобов'язання емітента сплатити у визначений строк кошти відповідно до зобов'язання; 3) похідні цінні папери, механізм випуску та обігу яких пов'язаний з правом на придбання чи продаж протягом строку, встановленого договором, цінних паперів, інших фінансових та (або) товарних ресурсів; 4) товаророзпорядчі цінні папери, які надають їхньому держателю право розпоряджатися майном, вказаним у цих документах.
- Форми цінних паперів Цінні папери можуть випускатися в: 1) документарній; 2) бездокументарній формі відповідно до закону.
- Види цінних паперів за визначеністю володільця: 1) цінний папір на пред'явника (права, посвідчені цінним папером належать пред'явникові цінного паперу; 2) іменний цінний папір (права, посвідчені цінним папером належать особі, названій у цінному папері); 3) ордерний цінний папір (права, посвідчені цінним папером належать особі, названій у цінному папері, яка може сама здійснити ці права або призначити своїм розпорядженням (наказом) іншу уповноважену особу).
- Для передання іншій особі прав, посвідчених цінним папером на пред'явника, достатньо вручення цінного паперу цій особі. - Права, посвідчені іменним цінним папером, передаються у порядку, встановленому для відступлення права вимоги (цесії). Особа, яка передає право за цінним папером (індосант), відповідає лише за недійсність відповідної вимоги і не відповідає за її невиконання. - Права за ордерним цінним папером передаються шляхом вчинення на цьому папері передавального напису (індосаменту). Індосант відповідає за існування та здійснення цього права. 4. - Результати інтелектуальної, творчої діяльності (ст. 199 ЦК) Результати інтелектуальної, творчої діяльності та інші об'єкти права інтелектуальної власності створюють цивільні права та обов'язки відповідно до книги четвертої цього Кодексу та інших законів.
- Інформація (ст. 200) - Інформацією є документовані або публічно оголошені відомості про події та явища, що мали або мають місце у суспільстві, державі та навколишньому середовищі. - Суб'єкт відносин у сфері інформації може вимагати усунення порушень його права та відшкодування майнової і моральної шкоди, завданої такими правопорушеннями. - Порядок використання інформації та захисту права на неї встановлюється законом. - Постанова КМУ від 9 серпня 1993 р. „Про перелік відомостей, що не становлять комерційної таємниці” Установити, що комерційну таємницю не становлять: 1. установчі документи, документи, що дозволяють займатися підприємницькою чи господарською діяльністю та її окремими видами; 2. інформація за всіма встановленими формами державної звітності; 3. дані, необхідні для перевірки обчислення і сплати податків та інших обов'язкових платежів; 4. відомості про чисельність і склад працюючих, їхню заробітну плату в цілому та за професіями й посадами, а також наявність вільних робочих місць; 5. документи про сплату податків і обов'язкових платежів; 6. інформація про забруднення навколишнього природного середовища, недотримання безпечних умов праці, реалізацію продукції, що завдає шкоди здоров'ю, а також інші порушення законодавства України та розміри заподіяних при цьому збитків; 7. документи про платоспроможність; 8. відомості про участь посадових осіб підприємства в кооперативах, малих підприємствах, спілках, об'єднаннях та інших організаціях, які займаються підприємницькою діяльністю; 9. відомості, що відповідно до чинного законодавства підлягають оголошенню. - Підприємства зобов'язані подавати перелічені у цій постанові відомості органам державної виконавчої влади, контролюючим і правоохоронним органам, іншим юридичним особам відповідно до чинного законодавства, за їх вимогою.
- Особисті немайнові блага (ст. 201 ЦК) Особистими немайновими благами, які охороняються цивільним законодавством, є: здоров'я, життя; честь, гідність і ділова репутація; ім'я (найменування); авторство; свобода літературної, художньої, наукової і технічної творчості, а також інші блага, які охороняються цивільним законодавством.
Агностицизм – Перенесение присущих человеку психических свойств на явления природы (на животных, предметы), а также представление божества в образе человека. Атараксия – состояние душевного покоя и невозмутимости, достигаемое, по мнению нек-рых древнегреч. философов, мудрецом. Путь к А., как считали Демокрит, Эпикур, Лукреций, лежит через познание мира, преодоление страха, освобождение от тревог. Скептики (Пиррон и др.) учили, что А. достигается воздержанностью от суждений. Стоики развивали учение об апатии как равнодушии к происходящему, к радости и горю. Марксистская этика отвергает сугубо созерцательное отношение к жизни, отстаивая активную жизненную позицию личности. Антропология – учение о человеке. часть ф, в кот осмысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия, изучается его сущность и существование, отношения с миром. Апейрон (неограниченное) – бесконечное, согласно Анаксимандру, бесформенное первовещество, из которого состоят все вещи. У Платона и пифагорийцев – синоним материи. Архэ (начало принцип) в досократовской древнегреческой философии — первооснова, первовещество, первоэлемент, из которого состоит мир. Аскетизм (“упражняющийся в чем-либо”) отречение от жизненных удовольствий, ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т.д. Атомизм – учение греческого ф Демокрита, утверждавшего, что мир состоит из отдельных атомов. Стал основной гипотезой устройства вещества в современной науке (Галилео Галилей, Исаак Ньютон и т.д.). Бытие (Парменид) Доказывал, что существует только вечное и неизменное Бытие, тождественное мысли. Основные его тезисы таковы: Возрождение (или Ренессанс) – термин, обозначающий в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоху, переходную от средневековья к Новому времени. Приблизительные границы В. – 14-16 вв. Восходящая индукция Более общее понятие индукции. Гедонизм (удовольствие) – этич. принцип, согласно к-рому высш. целью и гл. стимулом человеч. поведения является наслаждение. ГЕОЦЕНТРИЗМ (греч. geos - земля и лат. centrum - центр) - учение, согласно которому Земля есть неподвижный центр Вселенной, мира. Традиционно на основе Г. как представления об устройстве, субординации Вселенной, осуществлялись сопряженные с ним мировоззренческие, философские и идеологические выводы. ГЕЛИОЦЕНТРИЗМ - (от греч. helios - солнце) - концепция, согласно к-рой Солнце является центром, вокруг к-рого обращаются планеты, в т. ч. и Земля. В Др. Греции это предположение высказал Аристарх Самосский (4-3 вв. до н. э.), но науч. подтверждение Г. получил впервые только в 16 в. в трудах Коперника. В системе Коперника Солнцу отводилась роль центр, тела Вселенной. Около Солнца движутся планеты, за ними лежит сфера неподвижных звезд, замыкающая Вселенную. Открытия Годился, Кеплера, Ньютона способствовали развитию и уточнению Г. Было доказано, что планеты обращаются не по круговым, а по эллиптич. орбитам, а силой, связывающей планеты с Солнцем и обусловливающей характер их движения, является тяготение. Последующие достижения привели к выводу, что Солнце является центром Солнечной системы, а не всей Вселенной. Создание Г. означало, как писал Энгельс, «вызов церковному авторитету в вопросах природы» (т. 20, с. 347), подрывало религ. идею о центр., избранном месте человечества во Вселенной. ЗАВЕТ - -договор, союз, наказ, обещание. В древности часто заключались заветы: между отдельными людьми (1Ц 20.16), между отдельным человеком и народом (2Ц 5.3), между Господом, царем и народом (4Ц 11.17), между Господом и народом (Езд 10.3) и даже с глазами человека (Иов 31.1). Словом этим назывались также: обещание (4Ц 23.3), наставление (Пр 1.8), обязанности (Мал 2.8). Заветом также называются общие Божии законы о вселенной, Его тайны и слова (Пс 24.14; 49.16; Иер 33.20,25). Завет иногда Господь давал отдельному человеку-например, завет мира и священства Финеесу, сыну Елеазара (Чис 25.12-13). Но наиболее важными для всех людей заветами были те, которые Бог заключал со всеми людьми, и таких заветов было несколько. Кинизм –Основатель школы Антисфен выступал против традиционного со времен элейской школы разделения мира на умопостигаемое («по истине») и чувственное («по мнению») бытие, и т.о. против учения Платона о бестелесных постигаемых умом «видах», или «идеях» (чем предвосхитил аристотелевскую критику идей Платона). КИНИЗМ - а, мн. нет, м. Философское учение киников - представителей философской школы, основанной в 4в. до н.э. Анти-сфеном. Кинический - относящийся к кинизму. | В основе кинизма - утверждение безграничной свобо-ды человека, пренебрежение к любым социальным институтам, к условностям культуры; к. оказал влияние на стоицизм. Креациони́зм (создавать) — теологическая или метафизическая концепция, в рамках которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом. Политеизм (от греч. polys – много и theos – Бог) – многобожие, почитание нескольких или многих богов. Противоположность – монотеизм. ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (лат. providentio - предвижу) - специфическая для теизма концепция истории, в свете которой исторический процесс мыслится как реализация Божественного промысла, имеющего своей целью спасение человечества Полити́я Форма государственного управления, в которой, по мнению Аристотеля, правит большинство в интересах общей пользы. Данная форма государства соединяет в себе лучшие стороны аристократии и демократии, но свободна от их крайностей и недостатков. Релятивизм - философско-методологическая концепция, сторонники которой исходят из того, что "все в мире относительно", абсолютизируют изменчивость действительности и наших знаний о ней, преувеличивают относительность и условность последних. Это теория, согласно которой нет ничего абсолютно истинного и все, будь то вкусы или даже цвета, зависит от индивидуальности каждого или от разделяемой им точки зрения. Принцип релятивизма был сформулирован еще в античности Протагором: «Человек есть мера всех вещей». Это значит, что истинным или ложным все оказывается лишь по отношению к нам. В том, что касается познания, релятивизм ведет к скептицизму; в сфере морали он порождает конформизм; в религии – толерантность. Сотериологизм - учение, которое выявляет смысл человека, смысл существования. Человеку дана абсолютная свобода выбора между добром и злом, а также человек единственное существо в мире, наделенное душой и вниманием, аналитическим разумом. Человеческая свобода(по Спинозе) есть проявление желания человека действовать в соответствии с порядком и связью вещей. Человеческое рабство есть отсутствие этого желания. Истинно свободной является лишь вещь, являющаяся причиной самой себя, субстанция, Бог, Творец. Теория среднего класса(Аристотель) - Аристотель считал, что следует стремиться не к равенству, а к выравниванию собственности, так как резкое неравенство собственности опасно для развития государства. Поэтому Аристотель хвалит общество, где сильный средний класс, и предупреждает, что в том государстве, где у одних много, у других – ничего, можно прийти к двум крайностям: плутократическому режиму ("олигархии") – в интересах только богатых или к пролетарскому режиму ("демократии") – в интересах городской бедноты. Любая крайность может увенчаться тиранией. Утопия( «страна, которой нет»). Течение мысли, изображающее идеальное состояние совместной жизни людей, преимущественно с гуманитарно-коммунистической окраской, произвольно сконструированный образ (идеал) желаемого общества. Эпикуреизм - В древнегреческой и римской философии, позднее во Франции в 17 в.: учение, согласно которому основой счастья человека является удовлетворение жизненных потребностей, разумное наслаждение и покой [по имени древнегреческого философа-материалиста Эпикура]. Эпохэ – принцип рассуждения в философии, который означает приостановку всех метафизических суждений, то есть суждений о бытии предмета вне воспринимающего его сознания. То есть воздержание от суждений о мире. Принцип эпохэ является одним из ключевых понятий скептицизма и феноменологии.
|