Студопедия — Tel: 58097524
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Tel: 58097524

Настоящий Устав, китайский, французский, русский, английский и испанский тексты которого являются равно аутентичными, будет храниться в архиве Правительства Соединенных Штатов Америки. Это Правительство препровождает копии Устава, должным образом заверенные, Правительствам всех других подписавших его государств. В удостоверение чего представители Правительств Объединенных Наций подписали настоящий Устав. Составлено в городе Сан-Франциско, июня двадцать шестого дня, тысяча девятьсот сорок пятого года.

Тетради Инги

Словарь

"Звук и музыка"

Приведены краткие описания практически всех терминов, так или иначе связанных со звуком и музыкой.

 

А

Аббревиатура (сокращение) - употребляются как в самом нотоносце (например знак необходимости повторения опр. количества тактов), так и в сопровождающих его знаках исполнения (f вместо forte).

Абсолютная музыка - противопоставляется определённой музыке, целью которой является выражение чего-то определённого. Это инструментальные произведения, которые свободны от прикладных функций и не связаны с программностью.

Автограф - от греческого "написанное самим",рукопись самого автора.

Авторегулятор — электронное устройство, автоматически регулирующее уро-
вень сигнала на своем выходе в зависимости от уровня сигнала на входе. К ав-
торегуляторам относятся компрессоры, экспандеры, ограничители.

Автоматизация -процесс записи и воспроизведения значений параметров синтеза и обработки звука. Автоматизация требует наличия двух компонентов: 1) Синтезатора или обработчика звука, значения параметров которого должны изменяться во времени. 2) Дорожки автоматизации, на которую будут записываться (а позже считываться) данные о изменяемых значениях параметров. В трекерах обычно дорожки автоматизации находятся в паттернах (и для записи необходимо их наличие, для записи изменений значений обработки звука необходимо создать отдельную дорожку этого обработчика). В секвенсорах данные автоматизации пишутся на дорожки автоматизации, которые создаются для каждой миди дорожки в отдельности. При наличии этих двух компонентов, начало процесса автоматизации требует 1) активации кнопки "запись" на транспортной панели и аналогичной записи на синтезаторе или обработчике (если такая есть, обычно обозначается кнопкой w и находится рядом с окном выбора пресетов) 2) Начала воспроизведения проекта. Далее все изменения параметров выбранного синтезатора или обработчика записываются на дорожку автоматизации. В секвенсорах также присутствуют следующие инструменты работы с автоматизацией: 1) Чтение автоматизации (R), при активации этого режима происходит чтение автоматизации, при повторном нажатии (пассивны режим) чтения автоматизации останавливается. 2) Запись автоматизации поверх других данных автоматизации. В случае если необходимо изменить темп (или параметры дорожек(микшера или мастера)) - нужно создать дорожку автоматизации для мастера (если это предусмотрено), в ряде программ запись изменения значения темпа находится в отдельном окне.

Авторское право - как следует из названия, права автора на произведение. Любое сочинение после завершения защищено авторским правом. Никто не имеет права копировать произведение, видео или другие формы искусства без разрешения автора работы.

Агогика - учение о незначительных изменениях, вводимых в темп во время художественного исполнения, теория выразительного исполнения, противопоставление квантованию.

Акапелла (Acapella) - в настоящее время этот термин означает отдельную запись вокальной партии, т.е. отдельно сохранённой партии вокалиста. Используется для написания каверов, ремиксов и.т.п. на оригинальную композицию.

Аккомпанемент - от французского "accompagnement", дословно переводится как "сопровождение". Так называется, в композициях с участием инструментов или голосов соло, партии остальных (не солирующих) инструментов. Например пианист, аккомпанирующий певцу или инструментальному солисту. [перейти]

Аккорд - слово произошло от "chorda", что в переводи с латыни означает "струна". Аккорд - одновременное звучание нескольких тонов различной высоты. Различают, главным образом, консонирующие и диссонирующие аккорды, мажорные и минорные аккорды. В зависимости от кол-ва входящих в аккорд различных тонов, он носит названия: 3 — трезвучие, 4 — септаккорд, 5 — нонаккорд, 6 — ундецимаккорд. В данной энциклопедии каждый тип аккорда рассмотрен в отдельности. [перейти]

Аккорд струн - множество натянутых на струнном (или смешанном) инструменте струн или другими словами "набор всех струн".

Аккорды для шестиструнной гитары [перейти]

Аккордеон -инструмент, являющийся разновидностью гармоники (см.). В отличие от баяна, на левой своей стороне (на изображении) имеет не кнопки а клавиши.

Аккордовый пассаж - пассаж, состоящий из тонов какого либо аккорда.

Акустика - раздел физики, изучающий звук. Помимо общей акустики, как науки о звуковых колебаниях и волнах, вследствие ее широкого развития в настоящее время выделяют архитектурную акустику, музыкальную акустику, физиологическую акустику, электроакустику, атмосферную акустику, гидроакустику.

Акустика студии — понятие, определяющее влияние помещения студии на звучание создаваемых в ней звуковых сигналов. Это влияние зависит от размеров студии, конфигурации ограничивающих ее поверхностей, отражающих и поглощающих звуковые волны свойств материалов этих поверхностей. С физической точки зрения помещение студии представляет собой замкнутый наполненный воздухом объем, создающий линейную колебательную систему с определенным спектром собственных частот и способностью относительно медленного или быстрого их затухания. Эти свойства студии характеризуются, в первую очередь, ее реверберацией. При передаче звука по электроакустическим каналам акустика студии часто понимается как зависимость звучания передаваемого сигнала от величины отраженных звуков, попадающих в микрофон, или просто соотношение прямого и отраженного звуков. В таком понимании акустика студии связывается с местом установки микрофона. Ее влияние можно изменять расположением микрофона в студии или, например, акустическими щитами.
Акустика заглушения — заглушенное помещение, обладающее максимальным поглощением звуков или, что то же самое, минимальным их отражением от стен, потолка и пола. В таких помещениях звучит только прямой звук источника без примеси отраженных звуков. Для получения подобных свойств поверхность помещения специально обрабатывают звукопоглощающими материалами.
Акустика открытого пространства близка к заглушенной. Примером хорошо заглушенного помещения может служить звукомерная камера, предназначенная для измерения характеристик микрофонов и громкоговорителей.
Акустика разглашения - противоположность заглушенной акустике, уровень отраженных, звуков очень высок, а явления реверберации проявляются в наибольшей степени. Поверхности разглушенного помещения обычно выполняются из твердых материалов: камня, бетона, хорошо отражающих звуковыеволны. Примером разглушенного помещения является эхо-камера.
Акустическая ось — направление преимущественного приема звука для микрофона или излучения звука для громкоговорителя. Акустическая ось проходит через центр диафрагмы микрофона или диффузора громкоговорителя перпендикулярно их плоскости. Чаще всего конструкция электроакустического преобразователя обладает линией симметрии, которая совпадает с акустической осью. Относительно акустической оси откладывается угол падения (излучения)
звука и строятся диаграммы направленности электроакустических преобразователей.
Акустический щит (экран) — свободно устанавливаемая в студии поверхность, используемая для изменения местных акустических условий, а также заграждения от звуков данного места студии. Такая поверхность акустически обработана с обеих сторон, но чаще всего по-разному, для получения различных условий отражения или поглощения звуков.

Акцент - выделение отдельнного тона или аккорда посредством более сильного ударения.

Альт - 1) низкий женский или детский голос, основу которого составляет грудной регистр. 2) альт скрипичный - струнный музыкальный инструмент, схожий по конструкции со скрипкой. Диапазон инструмента соответствует альту (смотри 1).

Альтерация - знаки понижения или повышения тонов основной гаммы и отдельных нот. Диез, бимоль, бекар. [перейти]

Альтерированный аккорд - это аккорд, образующийся посредством повышения или понижения одной из ступеней предшествующего аккорда (минорного, мажорного, септ- нон- терцдецим- аккорда).

Альтовый кларнет, гобой, тромбон - духовые инструменты, средний регистр которых приблизительно соответствует регистру альта. [перейти]

Амбиофония — многоканальная электроакустическая система усиления звука в помещении с возможностью оперативного управления его акустикой. Амбиофоническая система состоит из микрофонов для приема звука от источников, распределенной в помещении (в стенах, в потолке) системы громкоговорителей, устройств задержки и искусственной реверберации, пульта управления. В залах с многоцелевым назначением амбиофоническая система позволяет создавать перестраиваемые оптимальные акустические условия для проведения концертов различного музыкального жанра, театральных спектаклей.

Амплитуда, от французского "amplitude". Амплитуда колебаний - это величина отклонений колеблющегося тела от его положения в покое. Амплитуда волны определяет силу звука, период волны - высоту звука.Амплитуда называется постоянной, если она не изменяется. Пиковая амплитуда - максимальное значение отклонений колебаний в определённый промежуток времени. Акустическая амплитуда измеряется в децибелах (см. Децибелы). Чем громче сигнал, тем выше амплитуда, независимо от формата измерения (пики, RMS, мгновенного). [перейти]

Анализ звука - идентификация и верификация звуковых волн. На этой способности человека основана возможность раздельно слышать различные, но слившиеся в один, звуки.

Английский рожок -деревянный духовой инструментгобой более низкого строя. Английский рожок является транспонирующим инструментом in F, т.е. ноты для английского рожка следует писать на квинту выше действительного звучания. Во французском языке слова "английский" и "угловой" являются омонимами (пишутся одинаково), в тоже время охотничий рожок, который является предшественником Английского рожка, был распространён по всей Европе и имел угловую форму. Рожок получил название "Английский" в следствии ошибки переводчика. [перейти]

Анонимный. Анонимные произведения - автор которых неизвестен. Такие произведения обычно цитируют по номерам данного сборника. Например: Аноним, трек 3, - автор 3-го произведения данного сборника. В случае опровержения авторства, автор называется "псевдо". Например псевдо-Киркоров, если доказано то что эти произведения не могли быть написаны Киркоровым.

Ансамбль, слово имеет французские корень - "ensemble", что означает "вместе". Совместное исполнение произведения сразу несколькими музыкантами. [перейти]

Антифон - переменное пение двух хоров.

Аншлаг - устаревшее название форшлага.

Аппаратная студии — акустически обработанное помещение при студии, в котором сосредоточены технические средства для проведения звукозаписи или передачи. В такой аппаратной обычно находятся звукорежиссерский (микшерный) пульт, коммутатор микрофонов студии на входы пульта, магнитофоны, громкоговорители и другое оборудование.
Аппаратная центральная — центр контроля, коммутации и распределения программ, формируемых в радиодоме или телецентре.

Аппликатура - выбор расстановки и порядок чередования пальцев при исполнении. Главным условием правильной игры на инструментах, в которых извлечение звука требует нажима пальцами, считается применение целесообразной аппликатуры. Аппликатура проще всего при игре на медных духовых инструментах, у которых так мало клапанов, что для их использования достаточно пальцев одной руки. Самая сложная аппликатура у клавишных инструментов.

Арифметическое деление (струны) - деление на известное число равных частей, для указания консонирующих интервалов. Результат дает минорный аккорд. Противоположностью арифметическому делению является гармоническое деление, которое делит струну на 1/2, 1/3, 1/4, 1/5, 1/6, что дает отношения мажорного аккорда.

Ария - вокальная пьеса для соло с оркестром, предназначенная для концертного исполнения.

Артикуляция - способ исполнения и соединения отдельных тонов. К артикуляции относятся связное (legato) и отрывистое (staccato) исполнение, их разновидности. [перейти]

Артист, от французского artiste, - лицо, профессионально занимающееся искусством. art - по фр. означает искусство.

Арфа - струнный инструмент, существовавший ещё в древнем Египте. Формы современной и египетской арф схожи. Арфа является самым большим из инструментов, на которых играют щипком.

Аудиофайл - звук, сохраненный в одном из цифровых форматов. Не путайте с аудиофилом, любителем звукотехники.

АЦП - аналогово-цифровой преобразователь. Многие АЦП также являются ЦАП, которые конвертируют цифровую информацию обратно в аналоговую для контроля.

 

Б

Балалайка - народный русский струнный инструмент. Первое упоминание о нем встречается во времена Петра Великого. Инструмент,вероятно, произошёл от древней домры. Способ игры: щипок и бренчание пальцами по струнам.

Баланс (звуковой) — соотношение звуков, составляющих общую звуковую картину. В зависимости от того, соотношение каких звуков рассматривается, различают акустический или музыкальный баланс. Он определяется в значительной мере размещением микрофонов в студии относительно источников звука и отражающих поверхностей, поэтому часто говорят о микрофонном балансе. Соотношение звуков различных источников можно установить и регуляторами уровня звукорежиссерского пульта, определяя этим баланс источников.
Баланс акустический — соотношение прямых и отраженных звуков, получаемое в том числе и способами искусственной реверберации. При прослушивании звуковой картины на выходе электроакустического канала акустический баланс создает впечатление о размерах помещения и о размещении в нем исполнителей, позволяет судить о соответствии помещения исполняемому произведению, о красоте звучания в созданной акустической обстановке.
Баланс микрофонный — баланс звуков, передаваемых по электроакустическому каналу (каналам), определяемый расстановкой микрофонов в студий.
Баланс музыкальный — соотношение звуков отдельных музыкальных инструментов, зависящее от силы прямых звуков, приходящих непосредственно от исполнителей к микрофонам.
Баланс речевой — соотношение звуков, определяющих звучание голоса на выходе электроакустического тракта. Правильный речевой баланс подразумевает ясное и четкое звучание голоса с хорошей передачей его тембра, слегка «окрашенного» акустикой студии.

Баллада - изначально обозначала песнь для плясок, сейчас балладой чаще называют повествовательные поэтические произведения.

Бандура - струнный инструмент из семейства лютни (бандорра, мандора, мандоэр и др.). Инструмент проник в Малороссию в 15-16 веке и постепенно вытеснил древнюю кобзу, сделавшись весьма распространенным народным инструментом, особенно у украинских казаков.

Банжо, банджо -любимый инструмент американских негров, привезенный ими из Африки, где они и сейчас существует под именем баниа. Банджо представляет собой разновидность гитары с длинным грифом, резонансным ящик имеет форму бубна.

Барабан - известный ударный инструмент, который состоит из деревянного или металлического цилиндра, оба отверстия которого затянуты телячьей кожей (сейчас часто используют различные заменители), закрепленной посредством двух обручей. Оба обруча соединены между собой шнуром, натянутым в виде зигзага. Натягивая сильнее шнур, при помощи сделанных для этого петель, можно сделать тон барабана более светлым. По одной стороне барабана бьют палочками, - на другой стороне туго натянута струна. Вибрация одной стороны передается другой, причем от постоянного трения последней о струну, звук делается трескучим. Без струны звук получается короткий и глухой. Барабан не имеет строя и потому, его партия нотируется только ритмически.

Бас - 1) самый низкий из видов человеческого голоса. 2) Инструменты, исполняющие самые низкие инструментальные партии, также называются басами. Басы - низкие частоты в общем спектре звука. Басы занимают область частотного спектра от 0 Гц до 300 Гц.

Баян - 1) музыкальный инструмент, состоящий из трёх частей: правого и левого полукорпусов и меха. Инструмент является разновидностью гармоники, с аккордовым аккомпанементом и басами на левой клавиатуре, и полным хроматическим звукорядом на правой. Назван в честь древнерусского певца-сказителя Бояна. 2) (Боян) - мифический певец, имя которого упоминается в "Слове о полку Игореве"; в настоящее время слово это сделалось нарицательным.

Бегущие волны - колебания, распространяющиеся в одном направлении (без отражения, при котором возникают стоячие волны).

Бекар - знак альтерации, означающий отмену ранее назначенного знака бемоль или диез для той ноты, перед которой он стоит. [перейти]

Бел -логарифмическая единица измерения отношений двух значений параметра звукового сигнала. На практике широкое применение нашла другая единица — децибел, десятая часть бела.

Бемоль знак альтерации, обозначающий понижение следующей за ним ноты на полутон, также используется после ключа для задания гармонии композиции. [перейти]

Биения - периодическое изменение интенсивности колебаний, которые получаются в результате сложения двух гармонических колебаний с близкими частотами. На слух биения хорошо воспринимаются, когда их частота, равная разности частот гармонических колебаний, выходит за пределы звукового диапазона частот, т. е. ниже 15 Гц — слух при этом отчетливо прослеживает изменение силы звука. По мере сближения частот исходных колебаний частота биений уменьшается и исчезает (нулевые биения) при равенстве частот колебаний. Этим пользуются при настройке музыкальных инструментов.

Бубен - ударный музыкальный инструмент. Представляет собою обруч в несколько дюймов ширины с натянутой на нем телячьей или ослиной кожей (или заменитель). На отверстия, прорезанные по окружности обруча, нанизаны тонкие звенящие металлические пластинки, по его краям прикрепляются бубенчики, т. е. металлические шарики с дробью. Для извлечения звука проводят по коже пальцем или ударяют по ней кистью руки. Бубен употребляется, как сопровождающий инструмент при воспроизведении народных или военных песен. [перейти]

Буквенное нотописание - применение букв для обозначения тонов. Этот способ нотного письма встречается уже у греков (A B C D E F G). [перейти]

В

Вальс - танец с тактовым размером 3/4. Существует несколько разновидностей вальса, например Медленный и Венский вальсы.

Вариациями - называются всевозможные видоизменения какой либо муз. темы, причем последняя и в самой смелой вариации должна остаться узнаваемой.

Вводный тон - так называется тот тон, который как бы "вводит" в следующий тон, заставляет ожидать последнего, часто это тон, лежащий на полтона ниже тоники.

Вибрато — периодическое изменение частоты звуковых колебаний (частотная модуляция) с частотой примерно 3—8 Гц. Вибрато, как музыкальный прием, используется при игре на струнных музыкальных инструментах и в пении и придает звуку особую окраску, повышает его динамичность и эмоциональную выразительность.

Виолончель - басовый инструмент, сконструированый по образцу скрипки вскоре после того, как выработалась форма последней. Этот инструмент вначале занимал второстепенное место, лишь очень медленно завоевывая у гамбы роль сольного, т. е. концертирующего инструмента. Виолончель употреблялась преимущественно для простого басового сопровождения под кратким обозначением "бас". Поэтому в ансамблевых произведениях 17-18 веков под словом "бас" следует подразумевать виолончель. [перейти]

Вой - так называется то явление, когда какой-либо звук продолжает звучать независимо от желания играющего (или использующего акустическую систему).

Вокодер - устройство (аналоговое или программное) служащее для изменения тембра оригинального сигнала путём синтеза произвольного сигнала с богатым спектром и его дальнейшего смешивания с оригиналом. При этом с одной стороны синтезируемый сигнал изменяется, путём выборки из оригинального сигнала формант, а с другой стороны выборка из оригинального сигнала приобретает частоты и гармонию синтезируемого сигнала. Таким образом, в результате этого смешивания можно получить изменённый до неузнаваемости тембр оригинального сигнала. Чаще всего вокодером пользуются для обработки вокала и человеческой речи, для придания последней "голоса робота". [перейти]

Воспроизведение - прослушивание записи после того, как она оказалась на пленке или жестком диске. Обзор аудиофайла после его составления. Также называется «предварительным просмотром», что не имеет смысла, так как вы не просматриваете видео или звук перед редактированием, а делаете это после редактирования, поэтому термин «предварительный просмотр» неточный.

Восьмая - нота, по длительности равная восьмой части целой ноты. [перейти]

Время восстановления (Release) — промежуток времени, необходимый для установления стационарного (номинального) режима устройства при снижении на его входе напряжения до обусловленной величины. Этот параметр используется для характеристики компрессоров, ограничителей и индикаторов уровней. [перейти]
Время срабатывания (Attack) — промежуток времени, необходимый для установления стационарного (номинального) режима устройства при подаче на его вход напряжения обусловленного значения. Этот параметр используется для характеристики компрессоров, ограничителей и индикаторов уровней. [перейти]
Время реверберации (Reverb Time (Decay)) — промежуток времени, в течение которого энергия затухающего процесса реверберации снизится по уровню на 60 дБ (в 106 раз). [перейти]

Выразительность - тонкая нюансировка при исполнении музыкальных произведений, деталей которой не в состоянии изобразить нотное письмо. Сюда относятся небольшие замедления и ускорения темпа, динамические усиления и ослабления, а также оттенки в акцентах и тембре звука, достигаемые посредством различных приемов удара у клавишных инструментов, штриха у смысковых, амбушюра и дыхания у духовых инструментов и вокала, - наличие которых делает игру выразительной.

Вывод - перенос звука из компьютера на аналоговые динамики, цифровой вывод через SPDIF, AES/EBU или другие внешние к компьютеру форматы файлов.

Вырезка - удаление фрагмента из цифрового файла. Также этот термин относится к уменьшению частот в эквалайзере. Например, «вырезка басов» из микса означает уменьшение количества басов.

Г

Гамма — постепенно восходящее или нисходящее движение, охватывающее все звуки определённого звукоряда, размером не менее октавы. [перейти]

Гаммовые аккорды - такие аккорды, которые состоят из тонов, входящих в состав гаммы данного строя.

Гармоника - 1) самый мелкий вид органообразных инструментов, т. е. духовых инструментов с клавиатурой и механическим нагнетанием воздуха. Изобретена в 1829 в Дамиане (Вена), происхождение инструмента ведет к китайской ченги и губной гармонике. 2) Гармоника — обертон, частота которого кратна основной частоте. Основной тон называется первой гармоникой, обертон с двойной частотой - второй гармоникой, обертон с тройной частотой - третьей гармоникой и т. д. Гармоники, содержащиеся в музыкальных звуках, делают их звучание богаче,
придают ему определенный тембр. Гармоники могут появиться и вследствие нелинейных искажений, в этом случае изменение тембра воспринимается как отклонение от нормы и потому является нежелательным (если не было сделано намеренно с помощью дисторшена).

Гармоническая труба - инструмент, изобретенный в начале 19-го века и представляющий собою нечто среднее между валторной и трубой.

Гармония - обозначает то же, что аккорд, созвук, одновременное соединение внутренне связанных между собой тонов. В русском языке, кроме только что приведенного значения, слово гармония употребляется еще в смысле учения о построении и последовании аккордов. [перейти]

Гашение (Concellation) — ослабление сигнала в результате сложения двух противофазных колебаний (см. фаза).

Гимн - хвалебная песня.

Гитара - струнный инструмент, принадлежащий к семейству лютен, но в последнее время уклонившийся от них по форме и меньший по размерам. Играют на гитаре без смычка, щипком. Первоначальная история гитары та же, что и лютни: мавры занесли ее в Испанию, оттуда она перешла в южную Италию, где возникли уже различные ее разновидности. [перейти]

Главная точка - «главная» область прослушивания между двумя динамиками в стерео окружении или в акустическом окружении 5.1. В этой точке все аудиоканалы наиболее точны, она пребывает в одном месте в один момент времени. Относительно небольшая область для большинства акустических сред.

Главный тон - смотри основной тон.

Глубина семплирования - число бит в аудиосемпле. Чем больше число бит, тем больше разрешение аудиофайла и, следовательно, тем более точно аудиофайл будет воспроизводить исходный звук.

Гобой - название происходит от француского Hautbois, что значит "высокий деревянный духовой инструмент". Гобой произошел от древней свирели, также как фагот от бомбарды, все эти инструменты принадлежат к одному семейству - инструментов с двойным язычком. [перейти]

Голос - 1) человеческий голос. Сопрано, Меццо-сопрано, Альт, Тенор, Баритон, Бас. 2) Отдельные, гармонически связанные между собой составные части какой-нибудь композиции, образующие как бы её главную нить, и побочные или дополняющие голоса, служащие только к пополнению гармонии. [перейти]

Голосоведение - ведение голоса посредством шагов его на те или иные интервалы.

Гонг (гонг-гонг, чунг) - то же что тамтам (китайский ударный инструмент). [перейти]

Громкость — ощущение силы звука. Громкость зависит от частоты воспринимаемого звука, т. е. при одной и той же интенсивности ощущение его силы ухом человека на разных частотах будет неодинаковым. Для количественной оценки громкости применяется метод субъективного сравнения данного звука с эталонным, уровень которого можно изменять в ту или иную сторону так, чтобы оба звука — измеряемый и эталонный — казались равными по громкости. В качестве эталонного звука принят гармонический тон частотой 1000 Гц. Уровень равногромкого эталонного тона называется уровнем громкости и выражается в фонах. Таким образом, число фонов, показывающее уровень громкости некоторого звука, совпадает с числом децибел уровня равногромкого эталонного тона.

Гудок - старинный русский народный смычковый инструмент; имел вид схожий с виолончелью, с плоской декой без вырезов. По грифу натянуты были 3 струны, из коих 2 в унисон, а 3-я на квиниту выше, что придавало гудку некоторое сходство с малорос. лирой. Играли на гудке при иомощи дугообразного смычка. Встречался преимущественно на юге России. Примитивные народные духовые инструменты в некоторых местностях также называются г-ми; этим словом обозначается обыкновенно и сигнальный свисток на фабриках.

Гусли - от славянского "гасти"=гудеть, русский народный струнный инструмент, имеюший три разновидности, отчасти соответствующие стадиям его развития: а) Древне-русские гусли, состоявшие из небольшого плоского резонансного ящика, крытого тонкой "гусельной" доской (преимущественно из дерева явора - отсюда эпитет яворчатые) с натянутыми по ней при помощи колков ("пшенечков") 5-7 струнами. Играют на гуслях сидя, положив инструмент горизонтально на колени или на стол. Струны перебираются пальцами. В старину гусли служили, как для сопровождения пению и другим инструментам (гудок, скрипица), так и для самостоятельных импровизаций. Существование на Руси гуслей как народного инструмента относится к глубокой древности, что видно из былин, летописей, "Слова о полку Игореве" и других письменных памятников, а также древних изображений этого инструмента. Параллельно с древними гуслями, но гораздо позднее их, а именно в 14-15 в., появились в России так назыв. гусли-псалтирь, занесенные из западной Европы. Они отличаются от первого вида большим размером и глубиной резонансного ящика (отсюда прозвище "гусельный сосуд"), большим количеством (18-32) струн и трапециевидной, спереди закругленной формой. В 18-м веке псалтированные гусли совершенствуются в клавирообразные гусли, заимствуя у клавикорда того времени строй и внешнюю форму (черные и белые клавиши, ящик на четырех ножках). В этом виде гусли имели большое распространение в России, особенно среди духовенства в 18-м веке и начале 19-го.

Гул - низкие частоты слишком низки, чтобы их ясно расслышать, но занимают часть информационного пространства звука. Шаги, вибрации, двигатели -все это создает шум. Многие микширующие/записывающие пульты содержат фильтры гула, установленные примерно на 60-75 Гц, отфильтровывающие эти низкие частоты для очистки звука. См. Roll off.

Гц - сокращение от герц (число циклов в период). Килогерц обозначается как кГц, мегагерц - как МГц.

Д

Давление - величина, характеризующая силы, действующие перпендикулярно на какую-либо поверхность. Измеряется в ньютонах на квадратный метр. Звуковое давление, в отличие от вышеопределенного, есть изменение давления, вызванное звуковой волной и накладываемое на то среднее давление, которое существует в данной среде (в случае свободного воздушного пространства - на атмосферное давление). Звуковое давление — переменная величина, частота которой соответствует частоте звуковой волны. Существует еще одно понятие — давление звука, которое пропорционально энергии звуковой волны и характеризует некоторое усредненное воздействие звукового давления.

Двойная нота - не совсем удачный термин, принятый в русском языке для обозначения двух нот, одновременно извлекаемых из какого либо инструмента. [перейти]

Двойная точка при ноте увеличивает длительность этой ноты на три четверти. [перейти]

Двойной хор - хор, разделенный на два полухора. Обыкновенно оба полухора бывают 4-голосными и, следовательно, двойной хор 8-голосным. Тем не менее сочинения для двойных хоров (двухорные) могут и не быть сплошь 8-голосными, так как оба хора часто чередуются или представлены каждый только двумя или тремя голосами. Один из двух хоров обыкновенно считается "первым", т. е. пишется в несколько более высоком регистре чем второй, так что сопрано второго хора является как бы вторым сопрано и т. д.

Дека — упругая деревянная мембрана струнного музыкального инструмента, которая взаимодействуя с колеблющимися струнами, вибрирует и благодаря резонансам и большой поверхности обеспечивает усиление звуковых колебаний, передаваемых воздуху.

Деревянные духовые инструменты - группа инструментов современного оркестра, содержащая флейты, гобои, кларнеты и фаготы, вместе с родственными им инструментами (пикколо-флейта, английский рожок, басовый кларнет, бассетгорн, контрфагот и пр.). Инструменты эти обыкновенно изготовляются из дерева. Впрочем серебряные флейты и медные кларнеты также причисляются к деревянным духовым инструментам. Деревянным духовыминструментам противополагаются медные духовые (трубы, валторны, тромбоны, офиклеиды и пр.). [перейти]

Детонировать, - понижать тон. Недостаток чрезвычайно распространенный среди плохо обученных певцов. Обыкновенно детонирование бывает следствием непривычки внимательно относиться к своему пению и в этом случае от него легко отучиться. Гораздо хуже, если причина его кроется в недостатке музык. слуха. То обстоятельство, что хор а capella легко "спускает" тон, т. е. кончает петь ниже, чем начал, объясняется также большей частью детонированием.

Децибел — логарифмическая единица измерения, десятая часть бела.
Как единица измерения, децибел применяется в акустике для определения уровней интенсивности и звукового давления, а в звукотехнике для определения уровней напряжения, тока и мощности. Причем, так как энергетические параметры — интенсивность и мощность — находятся в квадратичной зависимости от таких параметров как давление, напряжение, ток, то для определения изменения сигнала через эти параметры коэффициент в формуле децибел удваивается:

Следовательно, увеличение уровня интенсивности на 10 (20, 3) дБ аналогично изменению уровня давления на 20 (40, 6) дБ. Увеличение уровня мощности на 10 (20, 3) дБ соответствует изменению уровня напряжения или тока на 20 (40, 6) дБ.

Диез - знак альтерации, обозначающий повышение за ним стоящей ноты на полутон. Диез обозначается решёткой, инога употребляется дубль-диез доя повышения ноты на тон. Происхождение: 15-й век, со своими стремлениями к возрождению древнего искусства, восстановил, - конечно на свой лад, - и давно забытую античную музык. теорию. Диез воскрес под видом четверти тона и делались попытки воскресить тайну чудесного действия античной музыки при помощи разнообразных повышений тона посредством диеза. Устраивали инструменты с особыми клавишами для 1/4-тонов и пр. Когда это увлечение прошло, то название "диез" осталось для этого символа. [перейти]

Дилетант - в музыке противополагается профессиональному музыканту. Вкусы дилетантов в среднем не всегда были так плохи и направлены на пошлую, слащавую, злободневную музыку, как в настоящее время. В особенности камерная музыка имела больше поклонников среди непрофессиональных музыкантов, которые занимались музыкой серьезнее и играли вероятно лучше, чем теперь. В наше время под дилетантизмом разумеют поверхностное, несерьезное занятие искусством, - как в области исполнения, так и композиции. Дилетант тот, кто ничему хорошенько не научился. 2)

Дилей (Delay) - эффект, который добавляет к оригиналу сигналу его копии с временной задержкой (больше 0.5 сек), определённой пользователем периодичностью повторений (обычно кратной темпу) и затуханием амплитуды. [перейти]

Динамика - под динамикой подразумевают все, что относится к распределению силы звука. Различие в силе звука - один из главных факторов в музыке; оно выражается либо в противопоставлении контрастов (forte и piano), либо в постепенном нарастании и ослабевании (crescendo и diminuendo). [перейти]

Динамический диапазон сигнала — разность максимального и минимального уровней сигнала. Динамический диапазон определяет область изменений сигнала, а при его восприятии область изменения громкости. Чем шире динамический диапазон, тем больше возможность передачи нюансов громкости звуковой картины и, следовательно, выше качество воспроизводимого звука. Однако каналы передачи накладывают ограничения на динамический диапазон сигналов.
Максимальный уровень сигнала не должен превышать определенного нормированного уровня во избежание перегрузки канала и возникновения так называемых нелинейных искажений. Минимальный уровень сигнала не должен опускаться ниже определенного уровня для того, чтобы шумы, всегда имеющиеся в канале, своим действием не мешали восприятию сигнала.

Дискант - детский голос, по объему соответствующий сопрано. В органе дискантовыми голосами называются те, которые охватывают только верхнюю половину клавиатуры.

Диск-жокей (DJ) — ведущий программу, обычно комментирует воспроизводимые записи, представляет композиторов и исполнителей, совершает экскурсы в историю музыки и рассказывает о последних новинках в музыкальной жизни. В задачу диск-жокея входит создание непринужденной и увлекательной атмосферы восприятия всей программы. В последнее время занимается проведением различных "пати" а также пытается заниматься музыкой делая ремиксы и ремейки, однако, как создание музыки, это часто носит достаточно поверхностный характер.

Диссонанс - нарушение консонанса (т. е. объединяюще-цельного понимания тонов, принадлежащих к одному созвуку) посредством одного или нескольких тонов чуждых, т. е. являющихся представителями других созвуков. Поэтому с музыкальной точки зрения можно говорить только о диссонирующих тонах, а не о диссонирующих интервалах. Какой именно из тонов физически (акустически) диссонирующего интервала в каждом конкретном случае является диссонирующим, зависит от того, в смысле какого созвука рассматривается этот интервал.

Дисторшн (Distortion) - устройство (аналоговое или программное), предназначенное для искусственного завышения уровня сигнала, в результате чего форма волны последнего изменяется (принимает прямоугольную более форму волны) и спектр сигнала обогащается. [перейти]

Дифракция — огибание волнами препятствий. Определяется соотношением между размерами препятствия и длиной волны. Если длина волны во много раз больше препятствия, то картина распространения волн не претерпевает изменения; если длина волны и препятствие соизмеримы, то эта картина изменяется. При длине волны, во много раз меньшей препятствия, дифракция не
наблюдается, распространение волн следует законам геометрической оптики.

Длина волны — расстояние, которое проходит волна за время одного периода колебаний.

Доминанта - название пятой ступени гаммы. Доминантаккорд - аккорд, построенный на доминанте.

Дорожка - отдельная линия, содержащая повторяющиеся звуковые или видеоэлементы.

Дребезжащие тоны - название того своеобразного акустического феномена, когда становится слышен ряд более низких тонов (унтертонов), построенный противоположно ряду обертонов. Если напр. находящийся в колебании камертон поставить на резонирующую поверхность или ящичек и т. п. не вплотную, а лишь слегка, то вместо тона свойственного камертону, послышится один из его ближайших гармонических унтертонов, т. е. нижняя октава или дуодецима.

Дробь [барабанная] - способ игры на литаврах и барабанах, состоящий в быстрой смене ударов обеих палочек. Нотируется как трель или тремоло. [перейти]

Дрожание - манера игры на старинном клавикорде, неисполнимая на современном фортепиано. Оно состояло в легком колебании пальца на клавише, которому соответствовало слабое трение тангента о струну. Нечто подобное представляет дрожание (легкое колебание высоты) тона у смычковых инструментов, а также у цитры и гитары, которое производится посредством быстрого дрожащего движения пальца, нажимающего на струну (vibrato); тремолирование голоса (которое певцы предпочитают также называть вибрированием или vibrato) представляет собой аналогичный эффект.

Дуализм, гармонический - признание двухстороннего (дуалистического) основания гармонии: мажорного консонанса (построенного вверх от основного тона) и минорного консонанса (построенного вниз от основн. тона).

Духовые инструменты - Название всех тех инструментов, в которых струя сгущенного воздуха является элементом, вызывающим звук, а колебания воздушного столба - элементом звучащим. К духовым инструментам не причисляются те инструменты, у которых струны приводятся в колебание ветром (эолова арфа, анемохорд). С другой стороны, инструменты со свободно колеблющимися язычками без труб (гармониум, эолина, гармоника), у которых звучащим элементом является язычок, - все же причисляются к духовым инструментам. Орган, этот "инструмент инструментов", составлен из всех возможных видов духовых инструментов. Однако, каждый из последних, будучи предназначен исполнять один только тон, имеет в органе типически простейшую конструкцию. [перейти]

Душка - название стержня, связывающего в струнных инструментах дно с декой. Душка помещается внутри инструмента, но не на самой средине его, а вплотную у одной из ножек подставки. Благодаря тому, что ножка эта таким образом имеет прочную опору, другая ножка подставки получает способность несколько двигаться: следуя за колебаниями струны, она то касается резонансной доски, то отходит от нее.

Дыхание. Воздух, набранный легкими, при выдыхании может быть сгущен сокращением мускулов и тогда может действовать подобно "ветру", заставляя звучать как собственный духовой инструмент человека (голос), так и другие духовые инструменты, в мундштук которых направлен. Экономизировать запас воздуха, во время набрать его - трудная задача, как для певца, так и для играющего на духовых инструментах. Для того и другого особенное значение имеет глубокое полное дыхание (дыхание полной грудью) там, где это позволяют большие паузы: легкие, основательно наполненные свежим запасом воздуха, не требуют тогда частого короткого дыхания (половинного дыхания). Для певца кроме того важно избегать придыхания перед подачей голоса, и даже в тех случаях, когда такое придыхание почему-либо применяется преднамеренно, делать его по возможности короче. Во время выдерживания тона следует избегать малейшего напряжения при выдыхании, особенно при piano и mezzo-forte. [перейти]

Е-Ё-Ж

Журавль — телескопический штатив, укрепляемый на специальной подвижной станине и служащий для подвески микрофона.

З

Задержание - это временная замена одного из тонов аккорда соседним, внеаккордовым, тоном (большою или малой, верхнею или нижней секундой). После момента задержания задержанный голос разрешается, т. е. делает шаг от внеаккордового тона к замененному им аккордовому. Зажержание может быть а) приготовленным b) свободным.

Задержка реакции - время обработки между исходной, или пусковой, точки и моментом, когда сигнал становится действительно слышимым. Задержка свыше 10 миллисекунд (мс) недопустима при записи, поскольку в этом случае нет возможности установить точное соответствие уже записанного звука с поступающим новым, что приводит к образованию файлов с нарушением времени.

Закрытые трубы - обычное название тех лабиальных труб в органе, которые сверху совершенно или отчасти закрыты.

Запасные (магазинные) мехи - те мехи в органе, гармониуме и т. п., которых не касаются клавишные рычаги и которые служат только для хранения запаса воздуха. Они пополняются воздухом посредством других небольших (черпательных) мехов.

Запев - так называется в русских народных песнях мелодия солиста (запевалы, заводчика, заводчицы), а то и двух солистов, которую подхватывает затем хор.

Запятая - в сочинениях для пения обозначает место, где следует возобновить дыхание.

Затакт - неполный такт, начинающий музыкальную пьесу или фразу; затактом является отдельно стоящая вначале восьмая. В нотном письме принято помещать тактовую черту всегда перед той долею такта, на которую приходится сильная доля тактового мотива. [перейти]

Затухание - термин аналогового звука, обозначающий уменьшение уровня звука. Обычно измеряется в децибелах.

Звук - колебания упругого тела, воспринимаемые нашим ухом при помощи какой-либо посредствующей среды (воздуха). Гармонические звуки, употребляемые в музыке, называются тонами. Иногда оба слова употребляются в особом значении; говорят например: инструмент обладает прекрасным, мягким "звуком" или "тоном", причем подразумевается главным образом тембр инструмента. Акустика различает звук и шум: последний производится неравномерными колебаниями, первый - равномерными. Равномерными колебаниями считаются те, которые равномерно и в одинаковом числе повторяются в известную единицу времени - таковы например колебания часового маятника. Так как от быстроты повторений (периода) отдельных колебаний зависит высота слышимого звука, то колебания с не изменяющимся периодом дают и звуки (тоны) постоянной высоты. [перейти]

Звуковая волна — механические колебания, распространяющиеся в упругой среде. В газах и жидкостях звуковые волны представляют собой продольные волны давления, так как колебание частиц среды происходит вдоль направления распространения волны. В твердых телах звуковые волны могут быть как продольными, так и поперечными, для которых характерно смещение частиц
среды перпендикулярно направлению распространения волны.
Звуковая картина — звуковой образ, создаваемый совокупным звучанием всех элементов прослушиваемого звука.
Звуковая оболочка (Envelope) — характер изменения силы звука во времени. Этим термином обозначают степень нарастания (атаку) какого-либо звука, например отдельной ноты, динамический диапазон и его спад во времени. Термин «оболочка» может быть также отнесен и к частотному содержанию звука и его изменению.
Звуковой сигнал — звук, воспринимаемый или предназначенный для восприятия человеком. Часто, под звуковым сигналом понимаются электрические колебания, несущие информацию о звуке.

Звуковая окраска - смотри тембр.

Звуковой редактор (Аудио редактор) - исходя из названия можно догадаться то что это программа для редактирования записанных звуков. Звуковые редакторы предназначены для записи аудио сигнала и его последующего редактирования. После записи звука доступно изменение его структуры (можно выделить и копировать- вставить определённый промежуток звука, обернуть (реверсировать) по времени) и обработка различными временными и частотными преобразованиями. Обычно, звуковые радакторы имеют две области: 1) Область редактирования определённого аудио файла (открывается после создания нового файла или же открытия уже существующего) 2) Область сведения множества аудиофайлов, которая представляет собой несколько дорожек, на которых размещены используемые в текущем проекте файлы. После сохранения изменённого результата - восстановление его изначального вида может вызвать трудности, в то время как в других программах (секвенсорах) все загруженные в проект аудиофайлы хранятся в исходном состоянии и результат работы сохраняется в отдельный файл (рендеринг). Наиболее распространённые звуковые редавторы: Adobe audition, Wavelab Steingerg, Sound forge. Основы представления звука в цифровой форме рассмотрены в статье "Синтез звука". [перейти]

Звукопоглощение - процесс поглощения звуковых волн пространством и в частности определёнными формами и материалами. Изучение звукопоглощения определённых форм (поверхностей) и материалов необходимо для создания хорошей акустики помещения. Помещение не должно быть слишком заглушенным или наоборот обладать слишком долгим (звонким, глухим). [перейти] [перейти]

Звукоряд - ряд звуков, построенных в известном порядке. От гаммы отличается тем, что гамма предполагает преимущественно последовательный ряд звуков и октавное построение, тогда как понятие звукоряда не ограничено этими признаками. Оттого, например, правильней говорить натуральный гармонический звукоряд, чем натуральная гармоническая гамма и т. п.

Звучность, слово это имеет несколько неопределенное музыкально-техническое значение. Чаще всего под ним подразумевают общую сумму внешних свойств музыкального звука (тембр + сила + высота), особенно если речь идет об ансамбле; говорят например: "воздушная, густая, мягкая, жесткая" звучность оркестра, хора и т. п.

Знак дыхания - смотри запятая.

Знак повторения - смотри реприза.

Знамя - безлинейный певческий знак в русском церковн. пении. Знамена ставились непосредственно над слогами и словами текста песнопений в виде надстрочных знаков. Вполне вероятно, что з-а, которыми писались первые нотные книги в России, были заимствованы у греков и болгар. Это можно заключить из древнейших сохранившихся рукописей. Но несомненно и то, что знамёна в течение столетий претерпели много изменений в своем начертании и конструкции, и в конце концов должны считаться чисто русскою нотною системою. Своеобразные ритмические и мелодические обороты русского пения неминуемо должны были привести русских певцов к изобретению своих певчих знаков и к частному применению наиболее подходящих к русскому голосоведению.

Зона стереовосприятия — часть пространства перед воспроизводящими стереофоническую звуковую картину громкоговорителями, в которой хорошо различаются параметры стереоэффекта. Вне этой части пространства стереофоничность звуковой картины искажается или она просто воспринимается как монофоническая. О размерах и конфигурации площади зоны стереовосприятия
нет единого мнения, однако в первом приближении ее можно представлять в виде некого симметричного криволинейного треугольника, расположенного на оси симметрии, проходящей между громкоговорителями; вершина треугольника находится на расстоянии примерно в половину базы от линии, соединяющей громкоговорители.

И

Игра по партитуре -чтение партитуры. [перейти]

Имитация - повторение мотива, появившегося раньше в другом голосе или звуке. В эпоху расцвета имитационного стиля (15-16 век), искусство имитации было доведено до почти невероятного совершенства, правда - часто во вред выразительности и красоте. Вряд ли искусство композиции совершенно откажется когда либо от тех перспектив, которые открываются при помощи имитационных комбинаций, но все же даже у лучших современных мастеров имитация служит в настоящее время только интересной подробностью, а не корнем и самостоятельной целью сочинения.

Импорт - открытие в приложении файла, созданного в другом приложении.

Импровизация -сочинение композиции без подготовки, без предварительных письменных набросков. "Мгновенное" творчество в области поэзии и музыки. Большинство великих композиторов славились также и как импровизаторы за фортепиано или органом. Различают импровизацию и свободную фантазию, соединяя с первой представление о строгом сохранении формы. Так, в прежние времена доказательством мастерства для хорошего музыканта служила способность импровизировать ("экстемпорировать") фугу на данную тему. Особенно славился этим И. С. Бах, проявлявший в импровизации фуг поразительное искусство. Середину между этими двумя видами импровизации представляет варьирование заданной темы, фантазия на какой либо мотив - искусство, которым должен обладать каждый музыкант.

Индикатор уровня — указательный прибор пиковых значений, предназначенный для предупреждения о чрезмерных сигналах, которые могут вызвать нелинейные искажения вследствие перегрузки. По индикатору уровня можно судить приближенно и о промежуточных уровнях сигнала, в том числе минимальных, оценивая этим его динамический диапазон. Однако суждения о среднем уровне сигнала, а тем более о громкости, по показаниям индикатора уровня весьма эриентировочны, поэтому при звукозаписи и передаче сигнала всегда необходим слуховой контроль.

Инструментальная музыка, в противоположность вокальной, есть музыка, исполняемая на инструментах. Пение, сопровождаемое инструментами, принято также относить к вокальной музыке. Таким образом, под выражением "инструментальная музыка" понимается в обыденной речи музыка, в которой принимают участие исключительно инструменты.

Инструментовка - распределение партий оркестровой композиции между отдельными инструментами. Предполагается при этом, что композитор набрасывает сначала эскиз своего произведения, т. е. чисто музыкальную концепцию последнего, независящую от инструментов, и затем уже при детальной разработке распределяет партии отдельных инструментов. С этой точки зрения можно говорить об инструментовке бетховенской сонаты и др., когда эти пьесы должны быть положены на оркестр. Чтобы придать старинным оркестровым произведениям новую жизнеспособность, приходится инструментовать их несколько иначе ("переинструментовать"), так как многие из инструментов, употреблявшихся в 17-18-м веке (теорба, гамба и др.) вышли из употребления. [перейти]

Инструменты. Музык. инструменты делятся на: струнные, духовые и ударные.

I. Струнные инструменты - это инструменты, в которых звук производится посредством щипка, ущемления и т. п. Смычковые инструменты подразделяются на инструменты с ладами (устаревшие: виола, лира) и на инструменты без ладов (скрипка, альт, виолончель, контрабас, трумшейт). Особую категорию составляют инструменты с клавиатурой: малороссийская лира и фортепиано. [перейти]

II. Духовые инструменты подразделяются на деревянные и медные. Все они, по способу извлечения звука, могут быть отнесены к лабиальным (губным) или к язычковым трубам. Соединением многих духовых инструментов являются орган и родственные ему инструменты (гармониум, шарманка, регаль, оркестрион и пр.). [перейти]

III. Ударные инструменты либо настроены и, следовательно, обладают сравнительно более высоким художественным достоинством (литавры, колокола, ксилофон), либо производят шум, неопределенный в смысле высоты тона (барабаны, тарелки, триангль, тамтам, кастаньеты, бубени пр.). [перейти]

Интенсивность звука — средняя величина энергии, которую переносит звуювая волна за единицу времени через единицу площади поверхности, перпендикулярной к направлению распространения волны.

Интервалом называется соотношение двух тонов по их высоте, - т. е. числу колебаний или длине звуковых волн (длине струн). Различают интервалы консонирующие и диссонирующие. I) Консонирующими интервалами называются те, которые могут быть образованы сочетаниями тонов, составляющих мажорный или минорный аккорд. 2) К диссонирующим интервалам относятся: малая секунда, большая секунда, увеличенная кварта, уменьшенная квинта, малая септима, большая септима. [перейти]

Интонация - В фабрикации инструментов и-ей называется "подстраивание", "выравнивание" тонов, т. е. последнее - по изготовлении всех частей и сборке инструмента - сглаживание небольших неровностей в звуковой окраске. Так, например, в органе - маленькие изменения в устье лабиальных труб или в язычках язычковых труб, в фортепиано - точная установка молоточков и пр. - 2) Относительно человеческого голоса также употребляется выражение интонации, причем под ним понимается "подача звука", особенно когда имеется в виду высота тона (чистая, нечистая интонация, последняя известна также под названием детонирования).

Искажения - нежелательные изменения формы и, следовательно, звучание сигнала. Искажения возникают вследствие несовершенства аппаратуры или неумелых действий пользователя. К основным видам искажений аппаратуры относятся: частотные, фазовые, нелинейные, модуляционные. 2) Искажение - Точка, в которой звук не сохраняет исходные качества. Звук, который превышает физические или электронные ограничения, становится искаженным. Также используется как эффект, особенно в гитарах, скрипках и других струнных инструментах.
Искажения интермодуляционные — один из видов нелинейных искажений, характеризующиеся возникновением модуляции высокочастотных составляющих сигнала низкочастотными. Интермодуляционные искажения на слух воспринимаются искаженным звучанием высокочастотных составляющих звука, что объясняется располагающимися рядом с ними комбинационными частотами. Этот вид искажений встречается обычно в громкоговорителях.
Искажения нелинейные - изменение формы сигнала вследствие непропорциональной передачи различных его значений. Нелинейные искажения зависят от величины сигнала и чаще всего проявляются при больших его уровнях, когда увеличение значения сигнала на входе устройства не приводит к такому же увеличению на выходе. Нелинейные искажения характеризуются тем, что в
спектре сигнала возникают новые составляющие, придающие ему иное звучание. Такими новыми составляющими являются гармоники и так называемые омбинационные частоты. Гармоники изменяют тембр и тем самым изменяют характер звучания источника сигнала (например, музыкального инструмента), и обычно не делают звучание неприятным. Комбинационные частоты нередко являются причиной диссонансного звучания, из-за которого нелинейные искажения относят к наиболее неприятным. О величине нелинейных искажений судят по относительной величине новых составляющих - продуктов нелинейности. Если их величина составляет 2—3%, то это может считаться приемлемым, большие значения нелинейных искажений в профессиональной аппаратуре считаются недопустимыми.
Искажения частотные — изменение формы сигнала вследствие неравномерной частотной характеристики устройства. Частотные искажения приводят к изменению соотношений величин частотных составляющих спектра сигнала, а в звучании - к изменению его тембра. Неравномерность частотной характеристики в доли и единицы децибел для большей части оборудования считается приемлемой и не очень заметна на слух, однако большая неравномерность отмечается ухом. Наиболее распространенными частотными искажениями являются потери высоких или низких частот в сигнале из-за ограниченного диапазона пропускания частот устройства.
Искажения фазовые — изменение формы сигнала вследствие неравномерного сдвига фаз частотных составляющих сигнала на выходе устройства по отношению к входному сигналу. При монофонической передаче сигнала фазовые искажения не имеют значения, так как на слух они не замечаются. При стереофонической передаче сдвиг фаз между сигналами стереоканалов
приводит к перемещению источника звука в звуковой картине, а при сложении стереосигналов — к частотным искажениям. Поэтому к устройствам стереоканалов предъявляется дополнительное требование: равные фазовые сдвиги в каналах.

История музыки.

Греки. Пышный расцвет музыки, как искусства. На торжественных национальных празднествах музыке отводилось место наравне с остальными искусствами. Теория отношений между тонами (интервалов) и ритмики была высоко развита: тоже следует сказать и о системе тонописания, при помощи которой возможно было бы записывать даже хроматические и энгармовические обороты современной музыки. Различались вокальная музыка с сопровождением (китародия - пение с аккомпаним. струнных инструментов, авлодия - пение с аккомпанементом флейты) и чисто-инструментальная музыка (китаристика и авлетика). Существовали даже драматич. представления с музыкой. Инструменты: лира, китара, пектис, магадис, барбитос, тригонон, симмикон, форминкс (все арфо- и цитрообразные инструменты); канон или монохорд (инструм., предназначенный для школьных и научных целей), авлос (прямая флейта); сиринкс (флекта Пана); сальпинкс (труба), керас (рог) и др.

Средние века. Западная музыка. I. Развитие системы церковных ладов из древнегреческой музык. системы. Античная греческая музыкальная теория подробно излагается по-латыни Боэцием и служит предметом изучения для монахов в течение всех средних веков. От того терминология средневековой музыкальной




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Статья 85 | Абберация – отклонение от истины, заблуждение.

Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 530. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия