Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СЕРИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ.




Понятие серии (от лат. series - ряд) сыграло большую рольв культуре ХХ в. К С. м. почти одновременно и независимо другот друга обратились великий реформатор европейской музыкиАрнольд Шенберг и английский философ Джон Уильям Данн. Шенберг называл серией (подробно см. додекафония)ряд из двенадцати неповторяющихся звуков, которым он заменилтрадиционную тональность. В каком-то смысле серия вдодекафонической музыке стала неразложимым звуком, как ядроатома, а то, что происходило внутри серии, было подобночастицам, вращающимся вокруг атомного ядра. Как писал замечательный музыковед Филипп МоисеевичГершкович, "серия, состоящая из 12 звуков, является ватонической додекафонии тем, чем в тональности являетсяодин-единственный звук! То есть серия - это один, но"коллективный" звук. Серия - это единица, а ее 12 звуковсоставляют ее сущность. Теперь серия, а не звук предстюляютсобой "атом", неделимое в музыке". Совсем по-другому подходил к С. м. Данн (подробно о егофилософской теории см. время). Данн исходил из того, чтовремя многомерно, серийно. Если за событием наблюдает одинчеловек, то к четвертому измерению пространственно-временногоконтинуума Эйнштейна-Минковского добавляется пятое,пространственноподобное. А если за первым наблюдателемнаблюдает второй, то времяпространство становится ужешестимерным, и так до бесконечности, пределом которой являетсяабсолютный наблюдатель - Бог. Серийную концепцию Данна легче всего представить, приведяфрагмент из его книги "Серийное мироздание" (1930). Называетсяэтот фрагмент "Художник и картина": "Один художник, сбежав из сумасшедшего дома, где егосодержали (справедливо или нет, неизвестно), приобрелинструменты своего ремесла и сел за работу с целью воссоздатьобщую картину мироздания. Он начал с того, что нарисовал в центре огромного холстанебольшое, но с большим мастерством выполненное изображениеландшафта, простиравшегося перед ним [...]. Изучив свой рисунок, он тем не менее остался недоволен.Чего-то не хватало. После минутного размышления он понял, чегоне хватало. Он сам был частью мироздания, и этот факт еще небыл отражен в картине. Так возник вопрос: каким образомдобавить к картине самого себя? [...] Тогда он отодвинул свой мольберт немного назад,нанял деревенского парня, чтобы тот постоял в качестве натуры,и увеличил свою картину, изобразив на ней человека (себя),пишущего эту картину". Но и на сей раз (дальше мы пересказываем близко к тексту)художник не был удовлетворен. Опять чего-то не хватало: нехватало художника, наблюдающего за художником, пишущим картину.Тогда он опять отодвинул мольберт и нарисовал второгохудожника, наблюдающего за первым художником, пишущим картину.И вновь неудача. Не хватало художника, который наблюдает захудожником, наблюдающим за художником, который пишет картину. "Смысл этой параболы, - пишет Данн, - совершенно очевиден.Художник, пытающийся изобразить в своей картине существо,снабженное всеми знаниями, которыми обладает он сам, обозначаетэти звания посредством рисования того, что могло нарисоватьнарисованное существо. И совершенно очевидным становится, чтознания этого нарисованного существа должны быть заведомоменьшими, чем те, которыми обладает художник, создавший картину(ср. также философии вымысла). Другими словами, разум,который может быть описан какой-либо человеческой наукой,никогда не сможет стать адекватным представлением разума,который может сотворить это знание. И процесс корректировкиэтой неадекватности должен идти серийными шагами бесконечногорегресса". Хорхе Л. Борхес, на которого серийная концепция Даннапроизвела большое впечатление (см. время), писал поповоду схожих проблем в новелле "Скрытая магия в "Дон-Кихоте" отом, почему нас смущают сдвиги подобные тому, что персонажи"Дон-Кихота" во втором томе становятся читателями первого тома.Борхес приводит мысль американского философа Джосайи Ройса, чтоесли на территории Англии построить огромную карту Англии иесли она будет включать в себя все детали английской земли,даже самые мелкие, то в таком случае она должна будет включатьв себя и самое себя, карту карты, и так до бесконечности."Подобные сдвиги, -,. писал Борхес, - внушают нам, что есливымышленные персонажи могут стать читателями и зрителями, томы, по отношению к ним читатели и зрители, тоже, возможно,вымышлены". С. м. проявилось в литературе и особенно в кино ХХв. Оно присутствует в том риторическом построении, котороеназывается текст в тексте (см.), когда сюжетом романастановится писание или комментирование романа, а сюжетом фильма- съемка этого фильма. Ряд открытий и теорий ХХ в. - теория относительности,квантовая механика, кино, психоанализ, аналитическаяфилософия - предельно усложнил представление ореальности. Одним из способов постижения этой сложностистало С. м., которое подавало нечто, кажущееся сложной цепочкой(серией), как простое звено, элемент для построения единогоцелого. Лит.: Dunne J. W. The Serial universe - London, 1930 (рус. пер.: Художественный журнал. 1995. - No 8). Гершкович Ф. Тональные основы Шенберговой додекафонии // Гершкович Ф. О музыке. - М., 1991. Руднев В. Серийное мышление // Даугава, 1992. - No 3.


Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой





Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 393. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.016 сек.) русская версия | украинская версия
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7