Студопедия — Определение визуальной коммуникации: зрение, зрительный процесс, образ. Основные принципы семиотики
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Определение визуальной коммуникации: зрение, зрительный процесс, образ. Основные принципы семиотики

 

Основные принципы семиотики

 

Тема 7. Визуальные медиатексты

1. Определение визуальной коммуникации: зрение, зрительный процесс, образ

2. Визуальные медиатексты: подходы к измерению

3. Методология визуального анализа

4. Элементы визуальной коммуникации: точка, линии, контуры и формы, масштаб, направление, освещение, перспектива, пропорция, цвет

5. Этапы декодирования визуального сообщения и его помехи

 

Определение визуальной коммуникации: зрение, зрительный процесс, образ

Слайд: Процесс изучения визуальных изображений

Визуальная коммуникация играет важную роль в жизни каждого человека: все мы, потребители визуальной продукции, смотрим телевизор, читаем газеты, журналы и книги, ходим в кино. Мы живем, в «информационном обществе», где получаемая информация имеет преимущественно визуальный характер. Очень важно, чтобы каждый понимал, какое воздействие оказывают визуальные образы на человека и как научиться «читать» и интерпретировать различные их формы. Ведь специалисты по МК (люди создающие и использующие образы), несут ответственность перед теми, кто испытывает влияние их деятельности. Изображения, несмотря на то, что наша жизнь наполнена ими, остаются для нас чем-то таинственным. Как можно найти в них какой-либо смысл? Как они вызывают ответную эмоциональную реакцию? Это те вопросы, на которые нужно ответить в процессе изучения визуальных изображений.

Слайд: Образ

Люди живут в мире вещей, которые можно увидеть, в мире визуальном, и 1. значительная часть нашей физической и эмоциональной энергии расходуется на зрительный процесс. 2. Эти образы помогают нам формировать восприятие окружающего мира. 3. Люди получают 80% информации с помощью зрения. 4. Общественная жизнь наполнена образами: мы их видим на рекламных щитах, в газетах, на кино- телеэкранах, на фотографиях друзей и близких, на картинах, которыми увешаны стены. Картины на стенах, например, не только служат украшением жилища, но и сообщают окружающим об эстетических предпочтениях, социально-экономическом статусе и вкусе хозяина.

Визуальная коммуникация стала центральным аспектом жизни человека, и 5. значительная её часть осуществляется косвенно, символическими средствами: словами, знаками и символами всех видов. Мы используем их для выражения своего эмоционального состояния, развития и реализации творческих импульсов. Именно поэтому различные организации уделяют большое внимание таким визуальным явлениям, как костюмы и униформа, различные символические объекты, вывески, фирменные знаки, флаги, портреты и статуи выдающихся личностей.

6. Образы необходимы, чтобы сделать более реальными для восприятия философские идеи и выдающиеся личности прошлого, направить эмоции людей в определенное русло. Трудно эмоционально увлечься абстрактным объектом, поэтому религиозные и политические организации сосредотачивают внимание человека на таких героических персонажах и выдающихся личностях, которые достаточно просто визуально изобразить, они узнаваемы, поэтому их взгляды легко усвоить другим людям.

Пример: Исследования показывают, что зрение примерно на 1\10 относится к физическим функциям организма и на 9\10 – к умственной деятельности человека. В ходе зрительного восприятия поступающие на сенсорных вход световые сигналы принимаются глазом и трансформируются в имеющие определенное значение образы. Интерпретация зависит от интеллектуального уровня, физического и эмоционального состояния человека. Изобразительные искусства показывают, насколько разнообразным может быть восприятие зрительных сигналов. Двенадцать человек, изображающих один и тот же объект, создадут 12 разных образов, потому что интересы, опыт и взгляды каждого из них неповторимы и уникальны, так же как и зрение. (Дуанн и Сара Пребл, «Художественные образы»)

Слайд: Воображение

Воображение остается удивительной способностью человеческого разума создавать мысленный образ несуществующего или невидимого предмета. Воображение относится к психическим процессам, а образ осязаем и материален. Но образ почти всегда также и продукт воображения, что означает, что видимые и ментальные образы неразрывно связаны между собой. Существует связь между творчеством и воображением – способность созидать мысленные образы, которые часто совсем не связаны с известными нам предметами или явлениями.

Пример: Визуальные образы способствуют развитию науки. Известный психолог Карл Густав Юнг в работе «Человек и его символы» подробно рассматривает влияние сновидений на деятельность человека. В подтверждение своей гипотезы о важности снов Юнг описывает историю открытия формулы бензола. Однажды немецкому химику XIX века Фридриху Кекуле, исследовавшему молекулярную структуру бензола, приснилась змея, заглатывающая свой хвост. (Символ «змеи вечности» (змея, заглатывающая свой хвост), изображенный в греческой рукописи III века до н.э.) И этот образ помог ему открыть молекулярную структуру бензола. Он истолковал свой сон как замкнутое углеродное кольцо, 1861.

Данный эпизод показывает взаимосвязь между визуальными образами и творчеством. Видения, являющиеся нам во сне или в мечтах, зарисовки в записных книжках, иллюстрации в печатных изданиях, образы, на которые мы обращаем внимание в кино и телевидении, яркие впечатления – все это представляет собой материал, позволяющий воображению выйти за рамки обыденности, отбросить общепринятые представления и убеждения и создать что-то новое.

Слайд: Визуальные образы и психика

Визуальные образы способны выдать психическое состояние человека. Концепции Фрейда (три составные части психики – Оно, Я и Сверх-Я), Юнга (теория архетипов, коллективное бессознательное). В 1977 году Удэ-Пестель, немецкий психотерапевт, написала книгу «Бетти: история и творчество ребёнка в ходе лечения, где речь идет об одной из её пациенток – маленькой девочке со значительно (если не полностью) нарушенной психикой. Бетти обожала рисовать и сделала сотни рисунков, сохраненных её отцом. В процессе лечения рисунки Бетти постепенно изменялись. Когда курс лечения подходил к концу, а Бетти постепенно вернулась к нормальному состоянию, её рисунки стали похожи на те, которые рисуют обычные маленькие девочки.

Визуальные образы способны показать все страдания измученной души, так же как и стимулировать сексуальные желания, вызвать сильные чувства, стать причиной благородных или, наоборот, гнусных поступков. Однако причина такого воздействия визуальных образов на человека заключается не в них самих, а, по всей вероятности, в эмоциональной реакции, связанной с нашими нравственными убеждениями и моральными ценностями. Люди, которых природа одарила возможностью создавать визуальные образы, обязаны, учитывая всю силу их воздействия на окружающих, помнить о нравственном значении своего творчества и полностью осознавать свою ответственность.

Слайд: Искусствовед Алана Гованс. «Неизменное искусство. Новые формы традиционных функций искусства в обществе». Во все времена искусство исполняло следующие функции.

1. Воплощение воображаемого. Когда было необходимо запечатлеть внешний вид предмета, искусство создавало изображения, заменяющее собою сам предмет.

2. Иллюстрирование (освещение). Искусство создавало изображения, которые использовались для освещения событий.

3. Убеждение или обличение. Искусство создавало образы, ассоциирующиеся с идеями, на основе чего возникали общественные нормы и понятия.

4. Привнесение прекрасного. Искусство привносило красоту в наш мир, ублажая взор и радуя разум. Конечно, понятия совершенства формы, композиции, цвета или пропорций строятся на культурных традициях и потребностях отдельно взятого общества.

Чтобы понять, в чем состоят функции искусства и которая из четырех указанных функций доминирует в конкретном произведении искусства, необходимо 1. определить его важность для зрителя, художника или общества в целом, 2. проанализировать, какое влияние на образ оказывают наши жизненные условия и 3. выяснить, каким образом оно связано с другими произведениями искусства и визуальными образами.

 

Слайд: Зрительный процесс.

Мозг человека разбивает визуальный образ на отдельные компоненты и исследует каждую отдельную часть, после чего снова воссоединяет их в одно целое. Мозг подвергает обработке такие явления, как цвет, фактура, очертания объектов, светотень, рассматривая каждое из них по отдельности, и соединяет их в целостный образ (каким образом выполняются эти действия, до сих пор остается загадкой).

Следует учитывать культурные особенности. В странах Запада внимание фокусируется непосредственно на рассматриваемых объектах, а не на пространстве, в котором они находятся. В Японии, наоборот, «к пространству относятся с почитанием, его считают вечным и универсальным». Люди обладают одинаковым физическим строением глаза, но то, что они видят, или, если выразится точнее, на чем они фокусируют внимание, зависит от их принадлежности к той или иной культуре.

1) Верить: истинность и ложность зрительных образов в масс-медиа

То, во что мы верим, зависит от ряда факторов, включающих наш возраст, образование, социально-экономический статус, страну проживания, происхождение и индивидуальные качества. Говоря о вере во что-нибудь, мы считаем, что это истинно. Философы говорят об относительности истины, замечая, что то, во что мы верим, не всегда соответствует «реальному миру». Мы верим, что определенные предметы существуют в реальном мире, поскольку мы видели их, с другой стороны, наша уверенность в истинности утверждений обычно основывается на аргументации и умозаключениях.

С одной стороны, если мы видим что-нибудь, мы уверены в его существовании; возможность увидеть позволяет удостовериться «собственными глазами» в истинности происходящего. С другой стороны, возможность увидеть не всегда выступает оптимальным ориентиром для понимания происходящего. Зрительный процесс дает только частичную возможность понять увиденное, то, что мы видим, не всегда полностью соответствует действительности. Компьютерные технологии дают возможность художникам, создателям фильмов и представителям подобных профессий оперировать всевозможнейшими визуальными образами. Профессионалы данной сферы могут с легкостью видоизменять фотографии, создавать их в рекламных роликах, выполнять много других действий, что подчас вызывает сомнения относительно реальности увиденного. В реальность и истинность многого из того, что показывают средства массовой информации, больше верить нельзя.

2) Социальные аспекты зрения

Очень многие люди «одержимы» своим внешним видом – прической, кожей лица, фигурой и комплекцией. Различные отрасли промышленности предлагают всевозможнейшую продукцию для борьбы с лишним весом, угрями, целлюлитом, морщинами и т.д. При выборе супруга индивид в первую очередь ориентируется на внешние данные (хотя и утверждают потом, что выбор обусловлен исключительно человеческими качествами, нравственными принципами, религиозными взглядами, общностью интересов и т.п.). Мы получаем огромное количество информации о других (и предоставляем информацию о себе), основываясь на визуальном восприятии.

Пример: значение дизайна при выборе автомобиля. Для большинства из нас автомобили не просто средство передвижения; автомобиль может рассказать очень много о своем хозяине, его социальном статусе, вкусе и предпочтениях. То же самое относится к жилищу человека. Окружающие, формируя свою точку зрения о ком-нибудь, часто учитывают размеры его дома или квартиры, интерьер и даже вид из окна. Дизайн интерьера – цвет обоев, тип мебели, её расстановка; все эти вещи могут казаться на первый взгляд банальными и незначительными, но на самом деле они прочно связаны с важными аспектами психики человека. (фен-шуй)

Окружающие также судят о человеке, часто на подсознательном уровне, по его внешности или тому, насколько привлекательны супруг индивида, ставшего объектом рассмотрения. Различные социальные и психологические исследования показывают, что люди, считающиеся «привлекательными», оцениваются окружающими выше, получая в опросах более высокую оценку их общечеловеческих качеств, нежели те, кто попал в список «непривлекательных». Мы составляем мнение о своей привлекательности по реакции окружающих. Наша идентичность, таким образом, в значительной мере обусловлена мнением «значимых других», их ответной реакцией на нас.

Пример: Это позволяет объяснить, почему люди так волнуются перед так называемым «слепым» свиданием. Этот термин важен, поскольку указывает на значение зрительного фактора в системе человеческих взаимоотношений. Даже после телефонного разговора с возможным партнером по «слепому» свиданию, мы обычно чувствуем себя недостаточно комфортно из-за того, что не видели этого человека.

 

Слайд: Зрительная и личностная идентичность

При зрительном восприятии учитывается социальный статус человека – окружающие оценивают его автомобиль, одежду, дом, супругу. Эти наблюдения формируют общие представления о человеке, о том, кто он и что собой представляет – о его идентичности. Люди, из-за своих физических качеств и прочих наблюдаемых особенностей, часто получают различные прозвища, которые играют весьма важную роль в развитии личности. Нежелательные идентификации могут вести к различным видам компенсаторного поведения. Напрашивается вывод: то, чем мы стали, в значительной мере обусловлено тем, как мы выглядим в глазах окружающих.

Пример: Считается, что блондинки довольно веселые и бесшабашные, а рыжие – очень темпераментны. Вспомним о проблеме облысения и той психической травме, которую оно наносит мужчинам, тщетно старающимся замысловатыми прическами скрыть свою лысину. На отношение к человеку также влияет, высок ли он ростом, худой он или полный и т.д. (Чехов. Толстый и тонкий)

 




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Этапы декодирования эстетического сообщения и его помехи | 

Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 456. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия