Студопедия — Глава 2. Ритмика, как средство гармонизации личности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 2. Ритмика, как средство гармонизации личности






2.1. Ритмика является составной частью физического воспитания детей с нарушением зрения и представляет собой систему физических упражнений, построенную на основе связи движений с музыкой.

Под ритмикой понимают закономерной чередование частей или фраз движений (а также самих движений), строго определенных по длительности исполнения и характеру предлагаемых усилий. Ритмика не только удовлетворяет потребность детей в движении, в увлекательных игровых действиях, но и развивает эмоциональное восприятие музыки. Т.С. Бабаджан обуславливает занятия ритмикой «музыкальным стержнем», движения рассматривает, как выявление эмоций, связанных с музыкальным образом. Развитие чувства ритма является необходимым условием овладения многими видами двигательной деятельности. Человек, обладающий чувством ритма, лучше понимает и усваивает ритмические характеристики движений, которые являются важным компонентом координации движений.

Ритмика предусматривает знакомство с элементами музыкальной грамоты, развитие ориентации в пространстве, «мышечного чувства», формирование художественно-творческих способностей, формирует правильную осанку, воспитывает настойчивость, силу воли, коллективизм. Это очень важно для детей с нарушением зрения, так как этот недостаток отрицательно сказывается, прежде всего, на их процесс восприятия, снижение точности, замедленности, трудности в пространственной ориентировке, неуверенность в себе. Темп работы таких детей отстает от темпа работы учащихся с нормальным зрением, в связи с этим обучение слабовидящих детей осуществляется в особых условиях, способствующих охране зрения, обеспечивающих зрительное восприятие и предотвращение повышения утомляемости. Ритмика – средство эстетического воспитания широкого профиля, ее специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Решая те же задачи эстетического и духовного развития и воспитания детей, что и музыка, танец дает возможность физического развития, что становится особенно важным при существующем положении со здоровьем подрастающего поколения. В «век гиподинамии» ритмика является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психического напряжения, а, следовательно, одним из условий их успешной подготовки к учебной и трудовой деятельности. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения ритмики, связана с мобилизацией и активным развитием многих физических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов. Занятия ритмикой, помогает развивать те стороны личностного потенциала учащихся, на которые содержание других предметов имеют ограниченное влияние: воображение, активное творческое мышление, способность рассматривать явления жизни с различных позиций. Как рекомендует Л.И.Плаксина программа по ритмике для обучающихся с нарушением зрения включает восемь разделов:

  • Теоретические сведенья
  • Специальные ритмические упражнения
  • Упражнения на связь движения с музыкой
  • Упражнения ритмической гимнастики
  • Подготовительные упражнения к танцам
  • Элементы танцев
  • Танцы
  • Музыкально-ритмические и речевые игры

На занятиях ритмикой детей знакомят с теоретическим материалом. Он подбирается так, что на притяжении всех лет обучения осуществляется внутренняя преемственность, последовательное усложнение изучаемого материала. Это делает процесс его усвоения более успешным и позволяет заинтересовать детей музыкой и приобщить их к музыкально-ритмическим занятиям. Освоение музыкально-теоретических знаний происходит здесь в процессе восприятия произведения, а его эмоционально-образное содержание непосредственно отражается в движении детей. Иными словами, движения используются как способ активизации музыкального восприятия, развития эмоциональной отзывчивости на музыку. Другой важной чертой ритмики являются движения, отображающие характер музыки (веселый – грустный), темпа (медленно – быстро), ритма, динамики (тихо – громко), структуры музыкального произведения. Занимаясь ритмикой, важно, чтобы центром занятия была музыка.
Б.М.Теплов пишет: «как только они (занятия ритмикой) превращаются в занятия по воспитанию ритмических движений вообще, как только музыка отступает на положение аккомпанемента к движениям, весь смысл, во всяком случае, весь музыкальный смысл, этих занятий исчезает».

Для того чтобы сами дети на занятии не сосредотачивались только на исполнении движений, занятия должны быть тщательно подготовлены педагогом, разучены элементы танцевальных движений. Важно, что бы обучение носило развивающий характер, а не сводилось к «натаскиванию».

2.2. Взаимосвязь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально- духовного к конкретно- физическому. Музыкально-ритмические движения помогают ребенку научится владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движением других детей, учат пространственной ориентировке укрепляют основные виды движений, способствуют освоению танцевальных и гимнастических элементов.

Большую роль в ритмике занимают специальные ритмические упражнения. Из существующего многообразия методических приемов наиболее простым и доступным считается ритмическая ходьба с акцентом на определенный счет, с хлопками, упражнения с движением рук и туловища, проговариванием стихов, пословиц, скороговорок (без музыкального сопровождения). Такие упражнения развивают не только чувство ритма, но и дыхание, дикцию. Можно использовать не только хождение по прямой, но и включать движения по заданному рисунку (диагональ, круг, змейка, середина класса и т.д.). Для всех слабовидящих детей не зависимо от возраста, состояния здоровья и зрения рекомендованы следующие упражнения: построение и перестроения; упражнения на координацию, точность и равновесие; упражнения без зрительного контроля; упражнения на развитие простой и сложной реакции; упражнения на гибкость; ходьба и бег в умеренном темпе.

Упражнения ритмической гимнастики связаны с функциональными возможностями организма детей. В содержании этих занятий включаются преимущественно общеразвивающие и специальные упражнения, направленные на коррекцию двигательных нарушений, развитие двигательных качеств и устранение недостатков физического и функционального развития. С большим интересом дети выполняют движения с предметом (скакалка, погремушки, ленты, мячи и т. д.). Изначально движения предлагает учитель, затем дети стараются фантазировать и сочинять свои элементы, и небольшие этюды, тем самым, развивая воображения, танцевальную память и воплощать полученный ранее полученный опыт.

2.3. Подготовительные упражнения к танцам занимают важное место в уроках ритмики.

В процессе занятий одной из основных целей является постановка спины или формирование правильной осанки. Осанкой принято называть способность человека держать свое тело в различных положениях. Осанка может быть правильной и неправильной. Правильной осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, обладающего способностью без лишних активных напряжений держать корпус и голову прямо. У ребенка с правильной осанкой – легкая походка, плечи слегка опущены и отведены назад, грудь вперед, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных суставах. Ребенок, не умеющий правильно держать свое тело, стоит и ходит на полусогнутых ногах, ссутулившись, опустив голову и плечи, выпятив живот. Это не только некрасиво, но и вредно. При плохой осанке затрудняется деятельность внутренних органов. Нарушение осанки (сутулость, чрезмерное отклонение позвоночника вперед – лордоз или назад – кифоз, плоская спина) и боковое искривление позвоночника – сколиоз встречаются весьма часто среди детей с нарушением зрения. Самые распространенные нарушения осанки сутулость (опущена спина, плечи сведены кпереди, грудь уплощена, спина круглая, лопатки круговидные). Характерные признаки правильной осанки: прямое положение головы и позвоночника; симметричные лопатки: практически горизонтальная линия ключиц; симметричное положение ягодиц; ровные линии крыльев таза; одинаковая длинна нижних конечностей и правильное положение стоп (внутренние их поверхности соприкасаются от пяток до кончиков пальцев). Правильно подобранные упражнения в процессе занятия ритмикой позволят, в какой то степени исправить недостатки фигуры, помогут учащимся приобрести устойчивость – апломб. Выработка апломба проходит при изучении всех разделов ритмики. «Стержень апломба» - позвоночник. Хорошо поставленная спина – помогает быть всегда подтянутым и с легкостью исполнять все упражнения. Привычка держать корпус подтянутым становится в дальнейшем исполнительским навыком, определяющим творческую дисциплину, как в танце, так и в жизни.

Присутствует на занятиях ритмикой также профилактика плоскостопия. Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующая упрощением ее сводов. Различают поперечное и продольное плоскостопие, возможно сочетание обеих форм. Плоскостопие находится в прямой зависимости от массы тела: чем больше масса тела и, следовательно, нагрузка на стопы, тем более выражено продольное плоскостопие. Основные симптомы продольного плоскостопия – боль и быстрое утомление стоп. При слабовыраженном плоскостопии после физических нагрузок появляется в ногах чувство усталости, при надавливании на стопу возникают болезненные ощущения. Походка становится менее пластичной, нередко к вечеру стопа отекает. Плоскостопие относится к тому заболеванию, которое, возникнув, достаточно быстро прогрессирует. Для профилактики плоскостопия большое значение имеют специальные упражнения и приемы: ходьба босиком по неровной поверхности, ходьба на полупальцах, прыжки, подвижные игры.

Важнейшей считается функция рук – пластическое выражение эмоций, смысла исполняемого танца, и та гармоническая форма, которую придают руки всей фигуре. Широкий свободный и выразительный жест во многом зависит от правильного технического и художественного движения рук в позициях. Изучив позиции рук и различные пор де бра, дети не «зажимаются», чувствуют себя свободно и гармонично, исполняя все движения и композиции. Им руки не мешают, а наоборот помогают в исполнении танцев и танцевальных композициях.

 

2.4. Обучение детей ориентировке в пространстве осуществляется по специально разработанным методикам. Они включают в себя несколько этапов:

- На первом этапе необходимо создать у детей четкие представления о своем теле и его симметричности, о пространственном расположении его частей; обучить их пространственной ориентировке «на себя»;

- На втором этапе – дать детям представления о том, что собственное тело является точкой отсчета при ориентировке в окружающем пространстве, то есть «от себя», детям прививаются навыки полисенсорного восприятия предметов, умение анализировать информацию, полученную с помощью зрения и сохраненных анализаторов, объединять ее в единый образ и применять в практической ориентировке;

- Третий этап – обучение детей моделированию предметно практических построений;

- Четвертый этап – обучение ориентировке в пространстве с помощью схем.

При обучении детей со зрительной патологией пространственной ориентировке необходимо формировать потребность в самостоятельной ориентировке, преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах. Обучение способам и приемам ориентировки в микро пространстве (за столом, на листе бумаги, в книге), формирование необходимых специальных упражнений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством и ориентировки в нем. При обучении ориентировке на собственном теле используются следующие приемы: зрительно - осязательное обследование ребенком своего тела; рассматривание себя в зеркале; нахождение и называние частей своего тела; соотнесение ребенком частей своего тела с телом другого ребенка; словесное обозначение их пространственного расположения; зрительно - осязательное обследование ребенком куклы: выделение и называние частей ее тела; словесное обозначение их расположения.

Особое внимание уделяется умению детей различать правую и левую стороны «на себе», так как ориентировка именно в этих направлениях является необходимой основой освоения не только своего тела, но и пространства вокруг себя. Для обучения ориентировке в окружающем пространстве с точкой отсчета «от себя» педагог формирует у детей навыки использования зрения в ориентировке, развивает умение выделять различные ориентиры. Основой обучения на этом этапе является соотнесение расположения игрушек и предметов с уже освоенными направлениями собственного тела. Большое внимание уделяется усвоению понятий «близко - далеко», «ближе – дальше». Для развития полисенсорного восприятия пространство необходимо научить детей узнавать по звуковой характеристике различные игрушки, предметы, действия окружающих. Дети упражняются в узнавании предметов с помощью зрения и осязания, а затем определяют их расположение в пространстве с помощью слухового восприятия. Следующим этапом коррекционного обучения является формирование у детей умения создавать простейшие модели пространственных отношений между игрушками, предметами и их заместителями. Обучение детей ориентировке в пространстве с использованием схем является следующим, более сложным этапом работы. Проводится оно последовательно по следующим направлениям: обучение ориентировке в пространстве по картинке - плану; знакомство с условными изображениями предметов: формирование умения соотносить расположение в пространстве реальных предметов со схемой; обучение самостоятельному составлению простейших схем замкнутого пространства. Приобретенные детьми навыки работы со схемами способствуют развитию их пространственного мышления, что значительно облегчает зрительно - пространственную ориентировку. Представления об окружающем пространстве расширяются. Дети овладевают навыками самостоятельного ориентирования не только в знакомых помещениях (в группе, спальне), но и в незнакомом замкнутом пространстве.

2.5. Ритмика неразрывно связана с танцем, а танец в свою очередь, как и другие виды искусства, развивает эстетический вкус, воспитывает возвышенные чувства, приучает к культуре общения и к танцевальной культуре в частности.

Основными показателями танцевальной культуры, как считает доцент кафедры «хореография» Кемеровской академии искусства Н.И.Бочкарева, являются:

- музыкальность и выразительность

- правдивость и искренность в передаче образа

- благородство манеры исполнения

- осмысленное отношение к танцу как к художественному произведению

- понимание единства формы и содержания танца.

Показателем танцевальной культуры является так же – эмоциональное восприятие танцевального искусства, способность самостоятельно оценивать произведение, а так же наличие у детей нравственной воспитанности, выражающейся в частности, в поведении в коллективе, их трудолюбии, взаимопомощи, доброжелательности.

Когда смотришь на танцующего, то, кажется как легко и просто все исполняется, но за этой легкостью стоит большой и напряженный труд, как ребенка, так и педагога. Однако при работе с детьми с нарушением зрения необходимо учитывать, что некоторые движения эти дети по медицинским показателям выполнять не должны. Им запрещены резкие наклоны корпуса, быстрый и продолжительный бег, движения, требующие большой физической нагрузки, вращения. Поэтому педагогу приходится строить урок таким образом, чтобы исключить «вредные» для здоровья детей элементы.

Воспитание танцевальной культуры на занятие ритмикой начинается с самых первых минут, когда дети организованно входят в класс под музыку, и приветствуют учителя, исполняя поклон. Поклон – это «здравствуйте» на языке хореографии.

Легкость, музыкальность и выразительность как составные части танцевальной культуры в большей степени отрабатываются занятием у станка и на «середине» зала. Без правильного и систематического исполнения движений у станка невозможно научить ребенка танцевальной культуре и эстетической воспитанности. Тренировочные движения не только развивают выворотность, гибкость, силу ног, приучают детей делать движения точно вперед, в сторону и назад, но и исполнять их в определенном темпе и ритме. Каждое движение у станка рассчитано на развитие определенных групп мышц ног, рук и корпуса. Без работы у станка ребенок не может правильностью и четкостью исполнения. Все проработанные движения у станка пригождаются в работе с танцевальными этюдами.

Следующим показателем танцевальной культуры является музыкальность. Танцевальное искусство и ритмика в частности изначально предметы синтетичные, ибо вне музыки они не существует. Музыка и танец дополняют друг-друга, создают слышимый и зримый образы, что особо важно для слабовидящих детей. Любое движение – будь то у станка или на середине зала строится на основе ритма и музыкального материала. Известный балетмейстер Ж.Ж.Новерр в своих письмах о танце отмечает: «Хорошая музыка должна живописать, должна говорить. Отзываясь на нее, танец становиться как бы эхом, послушно повторяющим вслед за ней все то, что она произносит. Эмоциональный настрой, правильность и искренность в передаче танцевального образа – все это воспитывается через правильно подобранный музыкальный материал, который должен соответствовать каждому определенному возрасту.

Развитию музыкальности, способствует проведение в первые годы обучения различных музыкально-танцевальных игр на занятиях. Зачастую игры сопровождаются пением или стихами. Это развивает в ребенке не только музыкальность, но и расширяет их кругозор, память, воображение. Использование на уроках ритмики различных образов, копируя и подражая им, приближает детей к жизни (повадки животных, отличительные особенности мультяшных персонажей и сказочных героев).

Танец – не только исполнение движений под музыку или пение, но и форма общения, причем и партнеров по танцу и всех присутствующих в классе. Поэтому педагог должен знакомить детей и с правилами этикета, как на танцевальной площадке, так и в быту. Умение пригласить партнера на танец, правильное общение во время танца, все это создает благоприятную, дружескую атмосферу на занятии. Изучая танец на уроках ритмики необходимо показать богатство и многообразие этого искусства. Каждый жанр этого искусства представляет собой возможности познания окружающего мира, человека и человеческих отношений.

Основой основ хореографического искусства является классический танец с его веками выверенной методикой подготовки. Классический танец воспитывает навык правильность осанки, гармонично развивая все тело, раскрепощая движение. Включение в занятие элементов классического тренажа способствует воспитанию опорно-двигательного аппарата, уравновешивая право- и левостороннее развитие всех мышц корпуса и конечностей, развитию сложных координаций движений, расширению двигательного диапазона, тренировке дыхательной и сердечно-сосудистой системы, повышая тем самым жизненную активность организма ребенка.

Профилактический и лечебный эффект народного танца основан на единстве пространственно-территориальных и временно-музыкальных закономерностей. Сила воздействия временно-музыкальных закономерностей проявляется в национальном ритме, который в свою очередь является регулятором ритма социально-бытовых движений, ставших основой традиционных лейтмотивов народного танца. В живых образах танца народ показывал, каким бы он хотел видеть человека, какие черты характера достойны подражания, какие образы поведения и взаимоотношений предпочтительны. Образы народной хореографии, изучаемые на занятии, воспитывают собственные этнические связи ребенка, воспитывают этническую толерантность. Анализируя характер движений, пространственное построение танца, его ритмический рисунок, особенности костюма, дети могут пополнить знания по географии, истории, музыкальной культуре, этнографии народа.

Особенно ярко образы поведения, взаимоотношений представляют нам бытовые танцы различных эпох. Каждая историческая эпоха имеет свои бытовые танцы. Стиль бытовой хореографии во многом определяется условиями жизни людей, моралью и этикетом общества. Бытовой танец дает возможность узнать, «примерить на себя» культуру взаимоотношений, правила поведения, нормы морали различных слоев общества той или иной эпохи.

Современные танцы с их стремительными ритмами, необычными сложными положениями тела хорошо тренируют выносливость, вестибулярный аппарат, систему дыхания и сердце. Кроме того, современные танцы наиболее привлекательны для подростков. В настоящее время существует широкий выбор танцевальных направлений (джаз модерн, контактная импровизация, хип-хоп, брейк-данс и др.), некоторые из этих направлений возможны для изучения на занятиях ритмики с детьми с нарушением зрения.

2.6. Самым любимым для детей младшего возраста является раздел ритмики музыкально-ритмические и речевые игры. Они организуют детей, вырабатывают внимание, сообразительность, быстроту реакции, трудолюбие. Если правильно подобраны игры, в которых детям даются творческие задания – подумай, сочини, сымпровизируй, найди, составь, - то они развивают в детях поисковую деятельность, заставляют мыслить, творить и фантазировать. Поэтому на занятиях необходимо поддерживать в них игровое настроение, чтобы ребенок воспринимал занятия как интересную игру-задачу.

Большое внимание целенаправленному развитию чувства музыкального ритма через игру у детей уделял в своей работе немецкий педагог-музыкант Карл Орф (1978), который является создателем системы темброво-

ритмического воспитания на основе звучащих жестов: притопов, шлепков, хлопков, стуков, щелчков. Эти звучащие жесты автор рассматривал не просто в качестве носителей определенных тембров, но и как одно из средств освоения ритма в движении. Это позволило К. Орфу добиться не только желаемого эффекта, но и способствовало развитию координации движений, воспитанию быстрой реакции у детей. Немецкий педагог широко использовал музыкальную игру в качестве одного из основных видов музыкально-ритмических движений. Кроме того, для достижения большего эффекта в развитии тембро-ритмического чувства у дошкольников К. Орф рекомендовал наиболее частое включение речи в этот процесс (а именно, голоса детей) с целью создания различных тембров. В качестве основной формы этого вида занятий он предлагал использовать речевые игры с движением, в которых текст и характер движений воспроизводились в зависимости от ритмического содержания музыкального произведения, или музыкального отрывка.
(Приложение)

Заключение

Уроки ритмики развивают у детей с нарушением зрения музыкальные способности. В развитии музыкальных способностей у школьников решающее значение имеют следующие проявления творческого начала: воображение, фантазирование, изобретение нового, сочинительство, конструирование, а также психические познавательные процессы, внимание и эмоциональная сфера. Специалист в области музыкальной психологии Б.М.Теплов рассматривает проблему музыкальности разносторонне: в ней выделены общие и специальные моменты. Комплекс музыкальных способностей он определяет как понятие му­зыкальности. Им же обосновывалась возможность изолиро­ванного развития отдельных способностей, связанных с конкрет­ным видом музыкальной деятельности.

За последние годы в нашей стране наблюдается тенденция к росту частоты нарушения зрения у детей школьного возраста. Доказано, что нарушение зрения чаще возникает у детей с отклонениями в общем состоянии здоровья.
Исследования Г.Г. Демирчогляна (1998), Л.Н. Ростомашвили (1997) и др. показали, что изменения здоровья детей тесно взаимосвязаны с функциями органа зрения, а именно, заболевания внутренних органов, нервной системы и позвоночника часто сочетались с близорукостью, нарушениями аккомодации.
Ритмика должна занять важное место в комплексе мер по профилактике нарушения зрения, поскольку музыкально-ритмические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности цилиарной мышцы и укреплению склеры глаза. Специальные упражнения благоприятно влияют на формирование рефракции глаза у школьников. Снижение общей двигательной активности детей при повышенной зрительной нагрузке может способствовать развитию патологии зрения. Физические упражнения обще-развивающего характера в сочетание с ритмичными движениями, применяемые в сочетании со специальными упражнениями, оказывают положительное влияние на функции миопического глаза.
Занятия ритмикой являются мощным средством коррекции и компенсации недостатков в физическом, функциональном и эмоциональном развитии детей с нарушениями зрения. Двигательная активность является необходимым условием нормального функционирования внутренних органов. Это источник здоровья, работоспособности и подготовки к трудовой
деятельности детей. При дефектах органа зрения организм детей находится в неблагоприятном состоянии не только из-за системно-функциональных нарушений, но и вследствие вынужденной гиподинамии. Слабовидящие дети не получают необходимого ежедневного объёма движений. Последнее ухудшает состояние их организма и часто способствует прогрессированию заболеваний. Гиподинамия не только усугубляет любое нарушение развития и приводит к патологии всего нервно-мышечного аппарата, но и отрицательно сказывается на общем развитии слабовидящего ребенка, поскольку представляет резкое снижение активности мощного естественного стимулятора всех функций организма и нервно психического тонуса.

Исходя из этого, становится ясным, что для обеспечения нормального функционирования различных систем организма данного контингента детей, необходима активизация их моторики, в этом помогают уроки ритмики. Трудно переоценить значение регулярных занятий ритмикой
для укрепления здоровья, повышения работоспособности, коррекции двигательных нарушений и недостатков, возможность познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка. Музыкально-ритмические и танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуальности.

ЛИТЕРАТУРА

1.Баринова М.Н. О развитии творческих способностей – Л:1961

2. Башкикова А.А. Ветчинскина К.Т. Нормативная физиология человека. М., 1982.
3. Бекина С.И. Музыка и движение- М.:Просвещение, 1984;

4. Бочкарева Н.И. Ритмика и хореография. Кемерово, 2000.
5. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение,1981;
6. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь – М.: Провещение, 1990;
7. Вопросы музыкальной педагогики Сб. статей вып.2/ ред. - сост. В.И.Руденко – М.: 1980;
8. Гейнрихс И. Музыкальный слух и его развитие - М.: 1978;
9. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология – М.:1993;
10. Жак-Далькрос Э. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и для искусства: лекции – М.:1922;
11. Кобалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М.:1977;
12. Кислова А.И. К вопросу о развитии творческих способностей на уроках ритмики. Искусство и образование. – М., 2007.

13. Кислова А.И. Методические рекомендации по предмету ритмика для системы дополнительного образования. Набережные челны., ИД «Стержень», 2007.

14. Кручинин В.А. Обучение слепых детей ориентировке в пространстве. М.,1992.

15. Леонтьева Н.Н. Анатомия и физиология детского организма. М., 1986.

16. Мазепина Т.Б. Развитие навыков общения ребенка в играх, тренингах, тестах. Ростов-на-Дону., Феникс, 2002.

17. Метлов Н.А. Музыка – детям – М.:Просвещение, 1985;
18.Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. М., 1985.
19. Науменко Г.И. Фольклорная азбука – М.: Изд.центр «Академия», 1996;
20. Петрушин В.И. Музыкальная психология М., 1997







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 197. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия