Студопедия — вопрос: Социокультурное взаимодействие. Особенности культурного конфликта.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

вопрос: Социокультурное взаимодействие. Особенности культурного конфликта.






Мировым сообществом признана жизненная важность свободного обмена идеями и знаниями для интеллектуального прогресса и международного взаимопонимания обществ.

Для определения понятия «социокультурное взаимодействие» необходимо ввести в контекст осмысление взаимодействия как такового. Взаимодействие есть процесс, в котором действие одного субъекта (А) вызывает ответное действие (реакцию) другого (В) или других субъектов (С, Д...). Ответное действие создает основу для продолжения процесса, возникает цепь действий и реакций на них. Социокультурное взаимодействие — это процесс, в котором действия субъектов определяются целью и регулируются ценностями, формальными и неформальными нормами представляемой культуры. Это есть процесс межкультурного взаимодействия, в той или иной мере способствующий изменению культур.

Социокультурные взаимодействия являются частью культурной политики государства. В условиях нарастающей глобализации мирового сообщества, конкуренции крупных стран и сообществ за сферы влияния практики воздействия на другие культуры, активное конструирование положительного образа «своей» культуры в глазах представителей другой культуры, изменение представлений об окружающем мире, социальном устройстве и т.д. приобретают важное значение.

Культурный конфликт представляет собой столкновение ценностей доминирующей культуры и субкультур. Культурный конфликт - причина культурных изменений. Культурный конфликт приобретает различные формы.

аномия - разрушение культурного единства из-за отсутствия четких социальных норм. Процесс распада доминирующей системы ценностей обычно связан с ослаблением влияния религии и политики, что приводит к распаду нравственных принципов;

"культурное запаздывание" - состояние, при котором изменения в материальной сфере опережают возможности нематериальной культуры (обычаев, традиций, законов, убеждений) приспособиться к ним;

господство чужой культуры - навязывание собственной культуры другим обществам. Конфликт возникает в силу несовместимости ценностей таких культур.

В качестве средств разрешения культурного конфликта выступают открытия и изобретения, культурная диффузия:

. инновации - это создание или призвание новых элементов в культуре. Инновации зависят от накопленных знаний, которые заново интерпретируются на практике. Разновидностями инноваций являются открытия и изобретения;

открытие - это получение новых знаний о мире. Открытие снабжает человечество новыми знаниями, которые в процессе изобретения соединяются с известными знаниями и порождают новые элементы;

изобретение - новая комбинация известных культурных элементов или комплексов. Она предполагает новый способ изготовления вещей, то есть технологию. Изобретения содержат в себе не только технические и научные новации, но и социальные. Изобретения подразделяются на материальные и духовные;

. диффузия - взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении. Культурный конфликт может закончиться взаимовлиянием разных культур либо односторонним влиянием.

 

28 вопрос: Молодежь как объект социологического изучения. Социология молодежи как специальная социологическая теория.

Понятие «молодёжь» прошло длительную эволюцию. В разные периоды истории. В разных странах под ней понимались различные группы общества. В первую очередь, разница пониманий возрастного критерия. Например, Пифагор делил по временам года: весна – от рождения до 20, лето 20-40 – это и есть молодёжь. Ж-Ж. Руссо делил молодёжный возраст на 5 периодов: с рождения до года, с года до 12 л, 12-15, 15-20, 20-25. Сейчас наблюдается тенденция увеличения молодёжного возраста. Связано это с тем, что сейчас продлился период обучения, и молодые люди позже вступают в самостоятельную жизнь. В РФ к молодёжи принято относить категорию людей в возрасте от 14 до 30 включительно (в Люксембурге верхняя граница 31 г, во Франции -25).

Молодёжь обычно рассматривают в 3-х измерениях: 1) возраст; 2) психологические особенности; 3) социальные. Обычно социальные и психологические критерии рассматривают в совокупности.

1. особая эмоциональная восприимчивость;

2. стремление идти на риск;

3. высокая степень мобильности;

4. высокая степень адаптации к изменяющимся условиям;

5. стремление к мах проявлению сил;

6. определённое критическое отношение к старому поколению;

7. определённый нигилизм по отношению к окружающей действительности;

8. ощущение зависимости от третьих лиц, но стремятся её преодолеть;

9. стремление к свободе (с одной стороны) и объединению со сверстниками;

10. стремление к идеалу.

Молодёжь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные и гражданские качества и подготавливаемых обществом к выполнению взрослых ролей.

От того, каковы позиции молодого поколения, каков его духовный облик, зависит социальное развитие. Энергия, мировоззрение, нравственное здоровье молодых определяют судьбу, будущее народа.

Вопрос о молодежи всегда остро стоит прежде всего потому, что это поколение наименее интегрировано в социальные связи, наименее устойчиво в своих взглядах, в своем поведении, в отношении к окружающему миру. Обостряется проблема молодежи, как правило, в связи с кризисными периодами в развитии общества. Возникают юношеские группы, молодежная субкультура, часто перерастающая в контркультуру со специфической системой ценностного отношения к труду, потреблению, образу жизни, досугу. Возрастная дифференциация общества тем глубже, чем более закрыты и недоступны молодежи ведущие социальные институты — политические, культурные, чем менее эффективны семья и школа как агенты социализации.

Социология молодежи

отрасль социологии, которая изучает молодежь как специфическую социально-демографическую группу, особенности ее образа жизни и сознания. Основными задачами С. м., имеющими теоретическое и прикладное значение, являются изучение места и роли молодежи в социальном развитии общества, тенденций изменения ее социального облика, процессов, происходящих в молодежной среде, выявление и прогнозирование социальных проблем молодежи и на этой основе разработка теоретических основ социальной политики в отношении молодежи, обоснование форм и методов ее воспитания и управления молодежными процессами. В нашей стране С. м. получила определенное развитие еще в 20-е годы, когда активно исследовались вопросы условий груда и быта молодежи, формирование ее мировоззренческих и профессиональных ориентации. Новый этап в социологических исследованиях проблем молодежи начался в 60-е годы значительное внимание уделяется вопросам места молодежи в социальной структуре, ее социальных и профессиональных ориентации, отношения к труду, трудовой мобильности, роста образовательного и культурного уровня и т. д. Однако и поныне многие направления социологических исследований по молодежной проблематике не получили должного развития.

Практически отсутствуют масштабные исследования проблем стимулирования трудовой активности молодежи, противоречий ее духовного облика, жилищно-бытовых условий жизни, деятельности неформальных молодежных объединений, ориентации в области музыкальной культуры, причин распространения пьянства, наркомании, правонарушений в молодежной среде. Недостаточно исследуются проблемы труда, быта, учебы рабочей и сельской молодежи, учащихся средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, молодежи малых и средних городов, социально-политических движений в молодежной среде. Сложившаяся ситуация в С. м. во многом обусловлена и превалированием теоретической установки на то, что молодежь является преимущественно объектом социального воздействия со стороны общества. Именно поэтому большинство эмпирических исследований сконцентрировано на выявлении жизненных планов молодежи, т. е. на рассмотрении молодости как подготовительного периода к будущему участию в социальной жизни. В современных условиях возникает необходимость в известной переориентации исследований социальных характеристик молодежи, в комплексной разработке проблем социального проведения и социального творчества молодежи, в изучении ее роли в инновационных процессах, происходящих в обществе.

29 вопрос: Семья и брак как социальные структуры и малые группы.

Семья — это группа людей, которые связаны кровнородственными отношениями, и взрослые несут ответственность за воспитание детей. Семья — основанное на кровном родстве, браке или опекунстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.

Первоначальная основа семейных отношений — брак.

Семья как малая группа удовлетворяет личные потребности людей, как институт — социально-значимые потребности общества.

Семья — важный элемент социальной структуры общества, который контролируется семейным законодательством, морально-нравственными нормами, обычаями, традициями.

Семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, а с другой - малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда ее зависимость от общественного строя, экономических, политических, религиозных отношений и относительная независимость.

Функции семьи: 1)Репродуктивная — воспроизводство (главная функция); 2)Воспитательная; 3)Хозяйственно-экономическая; 4)Бытовая; 5)Организация досуга и отдыха; 6)Взаимопомощь; 7)Духовно-нравственная; 8)Функция первичного социального контроля; 9)Социально-статусная.

Типы семьи в зависимости от структуры родственных связей — нуклеарная (простая), расширенная (сложная); от формы брака — моногамная, полигамная.

 

30 вопрос: Социальное управление, его роль и место в системе социального развития.

Социальное управление – основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъектов управления на социальный объект, в качестве которого может выступать общество в целом и его отдельные сферы с тем, чтобы обеспечить сохранение его качественной специфики и целостности, его нормальное функционирование, совершенствование и развитие успешное движение к заданной цели.

В обществе действуют два механизма регулирования общественной жизни: стихийный и сознательный. Примером стихийного регулирования, в частности экономических отношений, является рынок. Аналогичными примерами могут быть миграционные и демографические процессы, когда без включения административных, экономических или иных рычагов наблюдаются отток (приток) населения из различных регионов, падение (возрастание) рождаемости и т. д. Сознательное регулирование отношений между людьми, а также между людьми и окружающей средой, природой всегда было необходимым условием существования, выживания и развития человека. И в этой связи на протяжении всей истории возрастало значение интеллектуального обоснования целей и средств взаимодействуя людей. Организаторская, управленческая деятельность — неотъемлемая черта сознательной, целенаправленной, преобразующей деятельности человека.

Социальное управление можно определить как целенаправленное воздействие на социальную систему для получения заданных результатов. Усложнение системы общественных отношений, бурное развитие коммуникаций, интернациональных связей усиливают потребность в согласовании интересов, в организованности. «Всякое длительно существующее коллективное единство, — писал П. Сорокин, — по мере своего существования, из бесформенного становится оформленным, из нешаблонного — шаблонным, из беспорядочного — упорядоченным, короче — из неорганизованного — организованным»

Возрастание роли и эффективности социального управления связано также с превращением науки в непосредственную производительную силу, с процессами информатизации общества, внедрения ЭВМ, с возникновением и развитием социологии как самостоятельной науки, имеющей целью анализ социальных процессов и их преобразование. Наконец, содержание управленческой деятельности меняется в связи с усилением роли субъекта, личности в социальном развитии. Особенно важным оказывается вопрос о свободе самореализации человека, возможностях проявления им творческой самодеятельности, о необходимости выработки навыков согласовывать свои интересы и поведение с действиями других людей.

Таким образом, социальное управление как специфическая, относительно самостоятельная область человеческой деятельности возникает лишь на определенном историческом этапе развития общества. Оно превращается в своего рода метадеятельность, в надстройку над любыми другими формами деятельности.

Суть управления — в упорядочении той или иной социальной системы, сохранении ее качественной определенности и дальнейшем развитии и совершенствовании. Любое управление начинается с постановки цели, определения задач, принятия решения. Оно включает организацию, технологию, взаимодействия объекта и субъекта, корректировку, контроль, оценку результатов и на основе обратной связи постановку новой цели. Отсюда можно вычленить основные функции управления. Прежде всего это определение цели и принятие решения, или функция «решение».

Следующей функцией выступает функция организации, представляющая собой технологию, механизм реализации решения. Она включает кадровое и ресурсное обеспечение, распределение и согласование работ и т. д.

В связи с тем, что в любой системе наряду с тенденцией к организации действует тенденция к дезорганизации (выход из строя людей, техники, стихийные бедствия и т. д.), важной функцией является функция регулирования, предполагающая введение необходимых компенсаторных механизмов, корректировку, вызванную изменением условий.

Наконец, функции учета и контроля, необходимые для получения обратной связи на основе сбора и анализа информации, без чего управление не может быть эффективным.

 

31 вопрос: Структура и типы личностей.

Личность – конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем социально значимых черт и качеств данного общества.

Феномен личности рассматривался с разных позиций:

- Теодор Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.

- Другой образ личности возник под влиянием идеи Зигмунда Фрейда, рассматривавшего человека как стремящегося к удовольствию, а общество – как систему запретов, табу. Бессознательные (в первую очередь сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действий.

В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации.

- Другая концепция личности – это поведенческая концепция. В соответствии с этой концепцией поведение каждого человека обусловливается и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, средства массовой информации и т. д.

- Деятельностный подход: в рамках культурно-исторической школы Л. С. Выготского сложилось понимание человека как деятельностного существа, преследующего свои цели, задачи, чье поведение и поступки невозможно объяснить только с точки зрения рациональности. В основе личности лежит богатство связей человека с миром, проявляющееся в предметной деятельности, общении, познании.

- К.Маркс рассматривал личность, как биосоциальное существо.

- Американский исследователь Р.Дариндорф отмечал, что личность - есть продукт развития культуры социальных услуг. Это утверждение позволило выделить виды личности:

1) личность, наделенная общественной функцией (крестьянин, бизнесмен, политик);

2) личность образованная массовым обществом (массовый потребитель)

3) личность способная заниматься разными видами деятельности;

4) личность, зависящая от государства

Таким образом, можно утверждать, что современные теории личности рассматривают данный феномен, как результат социального развития. Формирование личности происходит в процессе социализации при общении.

Структура личности:

- Память (система знаний, которую личность в процессе жизни разделяет на научные и обыденные);

- Культура (совокупность социальных норм и ценностей, которыми руководствуется личность в процессе жизнедеятельности);

- Деятельность (взаимодействие человека с другими людьми (трудовая, политическая, научная)).

Типы личности – модели личности, используемые в социологии в качестве образов, образцов, основ для группировки и иного при описании, классификации, упорядочении, изучении различных множеств индивидов.

1. экономический; 2. социальный; 3. эстетический; 4. религиозный (такая типология опосредована социальной ориентацией личности.

1. рабочие; 2. предприниматели; 3. студенты.. (типология по принадлежности к социальной структуре)

По критерию культуры в социологии выделяются модальный, идеальный и базисный типы личности. Модальный тип личности – тот, который реально преобладает в данном обществе. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям. Это тип личности как пожелание на будущее, например всесторонне и гармонично развитая личность у К. Маркса или новый человек Э. Фромма. Базисный тип личности – тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития.

 

32 вопрос: Социология культуры как специальная социологическая теория.

Культура — это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества.

Культурную деятельность принято подразделять на материальную (техника, материальные ценности) и духовную (мораль, наука, искусство).

В социологии выделяют два вида культуры: материальную (продукты ремесел и производства; орудия труда, инструменты; сооружения и здания; техника и др.) и нематериальную (представления, ценности, знания, идеология, язык, процесс духовного производства и др.)

Впервые об особом социологическом подходе к пониманию культуры заявили английские и американские социологи конца XIX века. Они выделили из философского понятия культуры и цивилизации невещественный компонент, который стал основным содержанием социологического понятия культуры.

Первое социологическое определение культуры дал английский этнограф Эдуард Тейлор: "Культура — это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества".

Таким образом социологическое понятие культуры включается в себя:

то, что постигается человеком в процессе его жизнедеятельности;

то, что передается из поколения в поколение, обеспечивая преемственность общества.

В социологической литературе выделяют следующие основные функции культуры: гуманистическая, гносеологическая, информационная, коммуникативная (связана с накоплением и трансляцией социального опыта), регулятивная (связана с созданием ориентиров человеческий действий и системой контроля за этими действиями), управленческая, интегрирующая (связана с созданием системы знаний, ценностей и норм как важнейшим условием стабильности социальных систем).

В социологии принято различать три формы культуры: элитарную (высокую) культуру, народную и массовую.

 

33 вопрос: Эмпирическая социология США, ее влияние на развитие науки. Историю американской социологии можно, хотя и достаточно условно, разделить на четыре этапа.

Первый - этап институционализации (начало 90-х гг. XIX в. — до начала 20-х гг. XX в.) — этап экстенсивного развития, поиска тем, формирования теоретических позиций.

Именно в этот период, в 1892 г., в Чикагском университете впервые в мире был открыт факультет социологии, где работали почти все крупнейшие американские социологи того времени — А. Смолл, У. Томас, Р. Парк, Дж.Г. Мид и др. В 1906 г. было организовано Американское социологическое общество, преобразованное впоследствии в Американскую социологическую ассоциацию.

Началом второго — эмпирического этапа принято считать выход в свет в 1918 г. пятитомного труда У. Томаса и социолога польского происхождения Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке». С этого времени на протяжении полутора — двух десятилетий в США безоговорочно господствовал эмпиризм — прикладная социология. В этот период открывается множество исследовательских центров, факультетов социологии при университетах, бурно растет число эмпирических исследований (как правило, лишенных какого-либо теоретического смысла).

Гретый этап (начало 1950-х) связан с формированием и широким распространением структурно-функционального направления.

С начала 60-х гг. XX в. наступает так называемый «критический», «радикальный» — четвертый этап развития американской социологии. Сутью его является осознание кризиса теоретических, методологических и эмпирических предпосылок, лежащих в основе американской социологии. Принято считать, что последний этап продолжается и в настоящее время.

Таким образом, особенности развития американской социологии сводятся к следующему.

Во-первых, если в Европе социология долго развивалась на инициативной основе (так, О. Конт не имел постоянного заработка, а М. Вебер, Э. Дюркгейм были вынуждены работать вне университетской сферы), то в США социология сразу стала складываться как университетская дисциплина. В 1892 г. в Чикагском университете была откры та первая в мире кафедра социологии и социологический факультет (декан А. Смолл). Уже в 1901 г. курс социологии преподавался в 169 университетах и колледжах, а к концу 1980-х гг. — почти в 250. Параллельно в XX в. шел рост численности членов Американской ассоциации, которая насчитывала в своих рядах в конце 30-х гг. несколько сот человек, в середине 60-х — уже около 10 тысяч, а к середине 70-х — более 15 тысяч человек. В 80-х годах в США ежегодно защищаюсь около 600 докторских диссертаций по социологии.

Во-вторых, с самого начала американская социология стала формироваться как прикладная (эмпирическая) наука. Уже в 1910 г. в стране было проведено более грех тысяч эмпирических исследований. Особый рост их количества пришелся на второй этап (1918- 1930-е). В настоящее время количество исследований достигает порядка шести тысяч в год..

В настоящее время на проведение социологических исследований в США ассигнуется до 2 млрд долларов. Причем около половины этой суммы выделяется правительством, а остальная часть приходится на бизнес.

При этом правительство и предприниматели рассматривают социологию как важный инструмент преодоления социальных конфликтов и обеспечения социальной стабильности, как инструмент социального контроля и управления, повышения производительности труда и обеспечения благосостояния граждан.

Именно благодаря развитию эмпирических исследований, разработке фундаментальной методологии, использованию математического и статистического аппарата, моделирования и эксперимента социология США превратилась в точную науку.

34 вопрос: Теория социального конфликта, характерные черты и особенности.

Социальный конфликт - неотъемлемая часть социальной жизни. Его можно определить как отношение между сторонами социального взаимодействия, связанное с противоречием их интересов.

Конфликт - специфический вид социального взаимодействия, характеризующийся противостоянием как минимум двух сторон по поводу распределения ценностей, ресурсов или власти. От конкуренции конфликт отличается четкой направленностью, наличием инцидентов, жестким ведением борьбы.

Некоторые социологи придерживаются мнения, что конфликт — временное состояние общества, которое может быть преодолено рациональными средствами, т.е. возможно достижение такого уровня общественного развития, когда социальные конфликты исчезнут.

В изучении конфликтов есть два основных направления:

- концепции Дюркгейма, Парсонса, Смелзера, в которых преимущественное внимание уделяется проблеме стабильности и устойчивости (функционализм);

- теории Маркса, Вебера, Дарендорфа, в которых проблематика конфликта занимает доминирующее место при объяснении социальных процессов и изменений (структурализм).

Согласно Парсонсу, подавление конфликта ведет к его обострению, а рациональная регуляция - к «контролируемой эволюции».

Значительный вклад в теорию конфликта внес американский социолог Козер. Конфликт, по его мнению, - это напряжение между тем, что должно быть в соответствии с чувствами определенной группы или индивидов. Источником социального конфликта он называл сомнение неимущих групп в законности распределения ресурсов.

В каждой конфликтной ситуации присутствуют: участники конфликта; объект конфликта. Среди участников конфликта выделяют оппонентов, вовлеченные группы и заинтересованные группы (которые косвенно влияют на ход конфликта).







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 338. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия