Философия Фейербаха.Первый из последователей Гегеля переходит на позиции материализма. В работе «Сущность Христианства» 1841г он с материалистических позиций критикует идеализм и религию. Пишет, что идеализм Гегеля – рафинированная (утонченная) религия. Понятие Бога – это гипертрофированная сущность чел-ка (положительные качества), оторванные и отчужденные от реальных людей. В центре Ф-ой картины мира должен стоять чел-к. Свою Ф он называет антропологической Ф. Однако чел-ка Ф-бах трактует как чисто биологическое существо, поэтому он и не может объяснить сущности социальных феноменов: любви, дружбы, социальной заботы и т.д. Понятие материи то же, что и у фр. мат-тов 18в. Материя как природа или бескон-ая совокупность вещей. Ф-бах, критикую Гегеля, пропустил его главное достижение – диалектику, не смог применить диалектику к объяснению природы и общества => осн недостатки Ф-ии Ф-ха и всего донаучного мат-зма: механицизм, метафизичность, незавершенность. Одним из важнейших достижений Ф-ха явл-ся его трактовка ощущений (сознания). Ощущение – это субъективное выражение объективных свойств вещей. До Ф-ха существовало 2 трактовки ощущений: 1) наивный реализм (Эпикур, Бэкон: соль буквально соленая, роза красная); 2) абсолютный субъективизм: ощущения не имеют ничего общего с реальностью (Беркли, Демокрит, Юм). Более глубокое решение дал Ленин: ощущение – это субъективный образ объективного мира. 12. Русская философия 18-20 вв.: просветители, революционеры-демократы, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, «русский космизм». Особенности: политизирована, опора на коллективизм. Основы просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Разум дает человеку понимание как общественного устройства, так и самого себя. И то и другое можно изменить к лучшему, можно усовершенствовать. Народ – пассивная сила, ее необходимо освободить. Наивысшей формой деятельности разума считалось научное познание. Первый Р мыслитель мир. уровня был Ломоносов - ученый-энциклопедист. Радищев - проблема человека. Народ – активная сила. Если закон не может защитить права, то народ имеет право на бунт, 2 течения: либеральное и радикальное. Чаадаев. Дуализм. Физ. мир построен из атомов и молекул, т.е. эл-тов материальных, из кот. образуются все тела. Тела сущ. в простр., кот. есть объективная форма вн. мира, и во времени, кот. субъективно. Движ. и взаимодействие – физ. явления. Сознание чел. явл. р-том бож. творения. Познание дуалистично: в обл. естествознания действуют рационалистические и эмпир. методы, а в дух. мире, объекты кот. обладают свободой, действует откровение. Революционеры-демократы. Радикальное движение в среде русской интеллигенции сложилось в предреформенную эпоху. Материалисты Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Д.И.Писарев. Они являлись не только филос. теоретиками, но и идеологами Р рев. демократии. Они обосновали принцип единства сознания и бытия, первичность материи по отношению к сознанию, идею о том, что созн есть св-во не всей, а только высокоорганизованной материи - мозга. В природе, по Чернышевскому, не стоит искать идей: в ней лишь разнооформленная материя с разнородными качествами, в р-те столкновения кот. и начинается жизнь природы. Герцен: природа и чел. история вечно и непрерывно изменяются, причем движ. происходит посредством борьбы 2 противоположных тенденций: возникновения и разрушения. Развитие идет через противоречия. Идея общинного социализма. Сельская община как главный опорный элемент в здании будущего русского социализма. Тема отсталости России, ее самобытности и особой миссии в деле общественных преобразований у себя и других народов. Белинский: стремление обосновать и защитить освободительные идеи. Соловьев. Общественно-истор задача ф - спасение челов и человечества. Необходимо подготовить чела к восприятию христ ценностей. Центр идея учения - идея положительного всеединства или “всеединого сущего”. Всеединство - синтез истины, добра и красоты. Всеединое сущее - сфера абсол, божественного - обладает признаками безусловности и всецелости. Реальный мир - самоопределение или воплощение абсолютного сущего, посредник между ними - София (мудрость божия). Материальный мир находится в хаотическом состоянии. Чел является центром всеобщего сознания природы. Его роль - роль освободителя и спасителя прир. Человечество - посредник между прир и божеством. Чел должен изменять прир до ее одухотворения. Отсюда цель мир. истории - единство бога и внебожественного мира, возглавляемого человечеством. Нравственный смысл личности, являющейся связующим звеном между бож. и природными мирами, реализуется в акте любви к др. человеку, к природе, к богу. Истинный предмет любви - Вечная Женственность, личный образ всеединства. Любовь – мистическое чувство, чувство сопричастности одного к др. С помощью любви все наладится. Бердяев - экзистенциализм. Высшей ценностью в окружающем мире является свобода; Свобода, «соборность» (единство духа и воли) составляют основу существования человека; Свобода человека подвергается угрозе извне; Данную угрозу несут в себе прежде всего общество и государство, которые являются соответственно объективацией всеобщей воли и механизмом подавления; Общество и государство стремятся подчинить человека, подавить его индивидуальность; Задача человека – сохранить свою самобытность, не дать обществу и государству ассимилировать себя; Ключевую роль в жизни человека играет также религия; Бог должен быть нравственным символом, примером для человека; Отношения между Богом и человеком должны быть «на равных»; Бог не должен выступать в роли Господа (господина), а человек – в роли его раба; Человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой. Русский космизм - есть учение о неразрывном единстве человека и космоса, о космической природе человека и его безграничных возможностях по освоению космоса. Причины возникновения русского космизма: а) идеи развития и всеобщей диалектической взаимосвязи мира б) религиозные идеи: постулат о единстве всего сущего - земного и небесного в) естественнонаучные: опора на человеческий разум, науку, технику. Бурное развитие науки и естествознания во второй половине XIX века и новые открытия в различных отраслях Космизм с советских позиций — это проект завоевания космоса на основе научных достижений. Космизм как философия и педагогика — модель соответствия мира и человека (микро и макрокосма), предполагающая вселение человека в свой дом (во Вселенную) в качестве смысла его образования и бытия. Фёдоров: основатель русского космизма, Воскрешении предков. Заселить ими другие планеты. Циолковский: разработал проект жидкостного ракетного двигателя и предлагал заселить космическое пространство с помощью орбитальных станций. Вернадский: учение о биосфере («живая сфера») — совокупности живого вещества Земли, проявляющего себя как единый организм. Биосфера постепенно эволюционирует к ноосфере («сфере разума») — к такому состоянию, когда человечество овладеет силами природы, научится контролировать погоду, изменять ландшафт и управлять самой эволюцией живых существ.
|