Специфика древнекитайской философии.В Древнекитайской культуре большую роль играло так называемое "Пятикнижие" ("Книга Песен", "Книга истории", "Книга Перемен", "Книга Обрядов", "Летопись"), в котором в религиозно- мифологической форме выражено мировоззрение древних китайцев. Специфика древнекитайской философии во многом определяется образом жизни древних китайцев, социально- политической структурой китайского общества и рядом других причин. Китайское общество - это очень сильно иерархизированное общество с развитым ритуалом и церемониями ("китайские церемонии"). Основатель конфуцианства Конфуций (книга Лунь Юй.) на долгие столетия стал непререкаемым авторитетом в Китае, а конфуцианство со II в до н.э. получило статус государственной идеологии. В конфуцианстве Дао означает "правильный путь" и означает линию "правильного" поведения. Другая крупнейшая школа китайской философии - даосизм (основатель - полулегендарная личность Лао-Цзы. В даосизме Дао трактуется глубже и шире. Дао - это естественный закон мироздания и человек не должен мешать Дао. Поэтому в даосизме сформулирована так называемая установка "у вэй" - деятельное недеяние. Смысл принципа "у вэй" состоит в том, что действия человека должны быть организованны так, чтобы не вмешиваться в естественный ход. Основные этапы развития средневековой философии. Проблема соотношения веры и знания в эпоху Средневековья. Теоцентризм и символизм средневекового мировоззрения Понять специфику средневековой философии невозможно без учета той колоссальной роли, которую играло в то время христианство. В течении периода с III по V вв. н.э., который получил название периода, патристики, упор делают на волю, а не на разум. Крупнейшие христианские мыслители отцы Церкви такие как Ориген, Климент Александрийский, Афанасий Великий, Василий Великий. Христианство являлось мировоззренческой доминантой средневековой культуры. Для средневекового мировоззрения характерны теоцентризм, символизм и дуализм. Теоцентризм не означает, что Бог а центре мира в географическом, астрономическом плане. Бог не в центре мира, ибо Он вне мира как внепространственный и вневременной личностный. Главная проблема патристики, как соотнести христианство с античным наследием. Схоластика возникает в период зрелого средневековья (XI-XIII вв.). Более устойчивое, упорядоченное социальное бытие делает более спокойным и оптимистическим восприятие мира. Разум снова востребован. Крупнейшим систематизатором средневековой схоластики был Фома Аквинский реалист считал, что общие понятия (универсалии) существуют самостоятельно и предшествуют единичным вещам. В рамках средневековой схоластики шла упорная полемика между реалистами и номиналистами. Номиналисты (У.Оккам, И.Росцелин) считали, что реальным бытием обладают отдельные единичные вещи, а общие понятия возникают лишь как результат абстрагирования в уме человека. Ренесанский гуманизм. Натурфилософия позднего Возрождения.
Ренессансный гуманизм является первой стадией развития гуманизма, движением, в котором гуманизм впервые выступил как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли, вызвав подлинный переворот в культуре и мировоззрении людей того времени. Принцип гуманизма предполагал отношение к человеку как к высшей ценности, уважение достоинства каждой личности, ее права на жизнь, свободное развитие, реализацию своих способностей и стремления к счастью. Эпоха Возрождения - это переходный период от средневековья к Новому времени Человек по иному начинает оценивать Бога, мир и самого себя в отношении к Богу и миру. Он теперь творец прекрасных произведений и творец самого себя. Происходит реабилитация земного бытия человека. Земная жизнь человека перестает восприниматься как юдоль печали, краткий отрезок времени.
|