Сократ (469 -399 г. до н. э.)Быт – наша повседневная жизнь. Быт оказывает большое влияние на человека. В особенности на его мироощущение. Человек в быту больше свободен, чем на производстве. Быт – это сфера где человек более расслаблен. Самым близким человеку является одежда и украшения, далее бытовая утварь и посуда, мебель, экстерьер, город, автомобили, поезда, самолёты, корабли. Это должно быть человекоразмерным. Эстетическое отношение человека к вещам не определяется только ценой, а удобством, символической памятью и красотой. Вещи одухотворяют среду, они создают определённый климат, вызывают определённые чувства.
Эстетика (с лекций) Термин Эстетика был введён немецким философом Александром Баунгартеном в 18 веке. До этого существовала в рамках философии. Эстетика – чувственное познание. Иммануил Кант «Эстетика это наука о красоте» Эстетика – это наука о совершенном чувственном познании, основанном на симметрии, гармонии и пропорции. Чувственное познание может подвергнуться анализу. (Александр Баумгартен)
Эстетическое – чувственное отношение к миру. Эстетика проявляется во всём: отношение к людям, одежда и т.д. Современное определение эстетики: философская наука, которая изучает два взаимосвязанных круга явлений: 1.) Сферу эстетического, как специфическое проявление ценностного отношения человека к миру (охватывает все аспекты нашей жизни; специфика в том, что это относится только к человеку; ценности это то, что наиболее значимо). 2.) Сферу художественной деятельности людей, т.е. искусства. АНТИЧНАЯ ЭСТЕТИКА (5-6 век до н. э.) Возникает философия и эстетика в её рамках.
Философия (филео – любовь, софия – мудрость) – любовь к мудрости.
Для мировоззрения древних греков характерны:
- космоцентризм (космос – что-то ограиченное в пространстве, имеет центр, симметрию; гармонично устроенный).
- Демократия (Город – полис, свое народное собрание, свои законы)
- Двойственное отношение к искусству: восторгаются произведениями, недолюбливают художника (физический труд удел рабов).
Космологизм – мир это космос, ограниченный в пространстве, гармонично устроенный (есть середина, есть границы и гармония). Мир – макрокосм, человек – микрокосм; человек должен быть устроен гармонично, как и космос. Пифагор Пифагор – первый философ, который открыл свою школу - пифагорийскую. Пифагорейцы: · Связывают понятие прекрасного с общей картиной мира (гармоничный космос) · Выявляют пары противоречий: добро и зло, единство и множество. Прекрасное и безобразное – отсутствует, так как это понятие входит в пару добро и зло. · Развивают учение о гармонии сфер: каждая планета окружена воздухом и прикреплена к прозрачной сфере. При движении планета издаёт характерный звук, который зависит от скорости движения. Вселенная – гармонично отстроенный оркестр. Был культовой личностью и ему приписывали волшебные свойства.Чтобы попасть в его школу, надо было пройти пятилетнее молчание. Школа – группа единомышленников.Считал, что музыка очень важна и может влиять на здоровье и душевное состояние. Говорил, что космос звучит (каждая планета – определённая нота, каждый звучит и важно не сфальшивить). Гераклит Эфесский (из Эфеса) Самая прекрасная обезьяна безобразна в сравнении с родом людей (относительность красоты). Демокрит Пытается объяснить происхождение искусства естественными причинами Искусство возникло из подражания человека природе (от паука ткачеству, от ласточек домостроению и т.д.). Музыка не от нужды, а от излишества благ. Мимесис – искусство как подражание природе.Прекрасное в человеке – это гармоничная жизнь, равновесие физических и душевных сил, равновесие и надлежащая мера во всем. Искусству, как и мудрости, нужно учиться, но высокие достижения возможны лишь при наличии таланта, душевного огня и вдохновения. Сократ (469 -399 г. до н. э.) Самый известный Афинский философ. Ничего не писал, считал, что тексты безличны и предпочитал личное общение. Категорически отказывался брать деньги за обучение (в отличие от софистов).
Взгляды на красоту связаны со временем, в котором он жил. Во времена Сократа искусство не отделилось от ремесла. Сократ говорил: «Прекрасно то, что полезно».
Эстетика Сократа: Майовтик а - метод философствования Сократа: Сократ помогает родиться знаниям. Пытался знания из практического уровня перенести в теоритический: вопрос о красоте для скульпторов, о мужестве военному. Они дают конкретные примеры красоты, а Сократ провоцирует их на общее определение. “Прекрасна только та вещь, которая пригодна для чего-либо. И навозная корзина сделана прекрасно, если ее можно использовать, а золотой щит – безобразный”.
Скульптуру он выдвигает на первое место: она может показать не только прекрасное тело, но и состояние души.
Разделяет позицию мимесиса, но подражание – это не простое копирование, так как нелегко встретить человека, у которого одного все было бы безупречно. Идеальных людей нет, художник должен творчески воспроизводить природу, отбирать лучшие признаки и соединять их в идеал.
“Какие люди достойныбыть изображенными в искусстве? Достойны изображения те, у кого присутствуют прекрасные, благородные черты характера, высокие нравственные качества” – Сократ объединяет этику и эстетику, добра и красоты, что называется калокагатия (калос – прекрасный, агатос – хороший) – идея воспитания человека Совершенного, сочетающего в себе совершенство телесной красоты и духовно-нравственного склада. Сократ выдвигает человека в качестве главного объекта искусства. Не всем нравились вопросы, которые онзадавал, и на него подали в суд – развращение молодёжи.Сначала его оправдали, но Сократ не признал вину, и его признали виновным.
|