Культура как объект социального познания и предмет социологического исследования.Культура – исключительно многообразное понятие. Его границы слишком размыты, чтобы дать одно чёткое определение. Этот термин появился в Древнем Риме, где слово “cultura” обозначало возделывание земли, воспитание, образование. В ходе частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческой жизни. На сегодняшний день в различных областях научной деятельности было сформулировано более 250 определений культуры. Для социологии важно подчеркнуть социальный характер этого явления. Но поскольку культура охватывает практически все сферы жизнедеятельности человека, социология определяет культуру в самом широком смысле. Если под обществом понимать совокупность людей, то культурой следует назвать всю совокупность результатов их деятельности. Культура включает в себя: • вещи (материализованные результаты человеческой деятельности); • образцы человеческих отношений; • символические объекты, в том числе ценности и нормы. Социологический анализ культуры даёт возможность изучать социальное и территориальное распространение в обществе форм и способов создания, освоения и использования людьми объектов культуры. Он позволяет выявить устойчивые и изменчивые тенденции в культурной динамике, а также обусловливающие их социальные механизмы. Благодаря этому оказывается возможным установить реальный вклад различных социальных групп в культурную жизнь и направления её движения. В социологии нет единого подхода к исследованию явлений культуры. Рассмотрим некоторые, наиболее характерные для современной социологии подходы к исследованию культуры. Предметный подход. Культура понимается как искусственно созданное и противостоящее природному, естественному. Культурой является всё то, что создано человеком. Она разделяется на материальную (предметы, с помощью которых реализуется деятельность человека) и духовную (ценности, с помощью которых организуется прежде всего коммуникация субъектов). Деятельностный подход. Культура определяется как качественная характеристика любых форм и результатов человеческой активности, задающая её границы, определяющая её возможности и придающая ей смысл и значимость в глазах социализированных в ней субъектов. Конечная цель социологического анализа культуры, с позиций деятельностного подхода, – оценка культурного потенциала индивидов и групп как через количество и качество усвоенных содержаний, так и через те личностные творческие “вставки”, которые они делают, самореализуя себя в социокультурной жизни. Ценностный подход. Культура представляет собой систему ценностей, признаваемых тем или иным социумом. Технологический подход. Развивая деятельностный подход, данная теория подчёркивает функциональность культуры. Культура как особая совокупность средств и механизмов для решения проблем, с которыми сталкиваются её носители, технологична по своей природе. С точки зрения технологического подхода, важно не столько то, что делается, а скорее то, с какой целью делается. Символический подход. Суть культуры понимается как организованность определённых символических форм. В основе культурного взаимодействия лежат понимание символов и умение с ними работать. Игровой подход. Культура рассматривается как самоценная игра, организующая уже имеющиеся содержания, порождающая новые смыслы и возможные схемы коммуникации и действия. Текстовый подход. Он исходит из того, что культура формируется и развивается в особом знаковом пространстве, отдельном от собственно социального пространства. Носителями автономной знаково-оформленной значимой информации являются сообщения на том или ином языке. Коммуникативный подход. Этот подход близок к текстовому, но обращает внимание прежде всего на взаимосвязь знаковой и социальной реальностей через системы коммуникаций. Сообщения могут передаваться по различным каналам как пространственно между культурами, их подсистемами и субъектами, так и во времени. Диалоговый подход. Культура является сложным, иерархически структурированным и многоуровневым, полифункциональным, самоорганизующимся образованием, в котором постоянно организуется диалог (полилог) различных традиций и содержаний как в пространстве её существования, так и в исторической ретроспективе. Субъектный подход. Данный подход специально фиксирует своё внимание на носителях культуры. Культура рассматривается, с одной стороны, как “репрессивный” механизм по отношению к индивидуальному поведению, с другой стороны, как “развивающее” индивида начало. Таким образом, культура является очень сложной системой и требует такого же системного изучения. Синтез различных подходов к исследованию культуры позволяет составить наиболее полное представление о предмете социологии культуры как зоне взаимодействия знаковой и социальной реальностей.
|