Студопедия — Й век - век Реформации, век рождения протестантизма
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Й век - век Реформации, век рождения протестантизма






Снова и снова мы были свидетелями все большего упадка папской церковной жизни и напрасных усилий этой церкви реформировать себя и остановиться на пути духовного разложения. Но увы, - усилия оставались усилиями, и папство, вместе с руководимой им католической церковью, погружалось все глубже в стоячее болото формализма и мертвечины. Но вот в начале шестнадцатого века поднялся вихрь, который расколол церковь на две части - на церкви римско-католическую и протестантскую. В начавшейся борьбе за чистоту евангельского учения, исходившей от немецких, швейцарских и французских церковных деятелей, Рим не захотел уступить, желая сохранить свое прежнее господствующее положение. В результате протестанты вышли из папской церкви и основали свою протестантскую церковь. Основную роль в великом движении Реформации играл д-р Мартин Лютер.

Основоположник Реформации доктор Мартин Лютер (1483 10 ноября - 18 февраля 1546 гг.)

Мартин Лютер родился 10 ноября 1483 года в немецком городке Эислебене. Он происходил из крестьян Тюрингенской земли. Отец его был горняком и, ведя весьма строгий образ жизни, держал и детей своих, как говорится, в ежовых рукавицах. Своего сына Мартина - будущего реформатора - он воспитывал особенно строго и часто наказывал его даже физически. Но в религиозном отношении в семье Лютера царила атмосфера равнодушия. Отец хотел, чтобы Мартин стал юристом, и он направил его для учебы в город Эйзенах, где проживали родственники его матери. Мартин обладал приятным голосом и пел во дворах богатых людей, чтобы этим зарабатывать свой хлеб насущный. Очаровав своим пением сердце знатной женщины Котты, он попадает в ее благочестивый дом, где в самой христианской атмосфере живет несколько лет, пока не наступило для него время поступить в 1501 году в прославленный в то время и бывший центром гуманизма Эрфуртский университет. С великим рвением изучал он здесь древние языки и философию. Вынеся из благочестивого дома Котты большую богобоязненность, Мартин Лютер ежедневно прилежно молился и посещал церковь. Одновременно он подолгу засиживался в городской библиотеке, поглощая книгу за книгой. Однажды в этой библиотеке он нашел латинскую Библию и принялся за её изучение. Как ему хотелось обладать такой Книгой! Но в то время это почти было несбыточной мечтой. Изучение этой латинской Библии дало много ему, как будущему переводчику Вульгаты (латинской Библии) на немецкий язык. В 1505 году Лютер получает звание "магистра", что дает ему право самому преподавать. Исполняя желание отца, он отдает себя изучению юридической науки и своими необыкновенными способностями приводит в удивление весь университет.

Богоискание Лютера-студента

Но знание не давало покоя и мира душе блестящего студента. Были дни, когда он сомневался в своем спасении. Он стремился к максимальной праведности, чтобы умилостивить святого Бога, а Христа, как любящего Спасителя, он не знал еще. Мучения его души всё возрастали. Однажды, на обратном пути из родительского дома, его застала сильнейшая гроза. В страхе и ужасе он воскликнул: "Помоги мне, святая Анна, и я стану монахом" (святая Анна считалась покровительницей горняков). И еще одно событие того времени потрясло его сердце: это была неожиданная насильственная смерть его близкого друга. Мартин собрал своих товарищей, чтобы провести с ними последний вечер. К концу вечера он изумил их своим решением уйти в монастырь. Сопровождаемый плачущими друзьями, он направился в Августинский монастырь, чтобы благочестивыми упражнениями и добрыми делами спасать свою душу. Он истязал себя постами и бессонными ночами, чтобы быть угодным Богу монахом. Но мира для души своей он не обрел.

Д-р Штаупиц - путеводитель Лютера ко Христу

В это время мучительнейшей внутренней борьбы Мартин Лютер приобретает себе ценнейшего духовного наставника и пастыря в лице д-ра Штаупица, профессора богословия Виттенбергского университета, часто посещавшего Эрфуртский монастырь. Штаупиц стал не только другом для юного монаха Лютера, но и путеводителем его ко Христу, Спасителю мира. Когда движение Реформации достигло значительных размеров и привело к разрыву с католической церковью, Штаупиц, под влиянием своего архиепископа, ярого противника Реформации, расстался с Лютером и прекратил с ним даже письменную связь. И все же оба до конца своей жизни хранили в глубине своих сердец чувство любви и дружбы друг к другу. В своем последнем письме к Лютеру, датированном 1524 годом, Штаупиц писал: "Мы многим обязаны тебе, приведшему нас от рожков свиней к злачным пажитям жизни". А Лютер писал Штаупицу:"... хотя я стал тебе неприятным, все же я с благодарностью вспоминаю тебя; ведь с твоей помощью свет Евангелия впервые засиял в моем сердце".

Человек оправдывается верою

Штаупиц много сделал для высокоодаренного монаха Лютера: он содействовал в 1507 году его посвящению в сан священника и переводу его в 1508 году профессором в Виттенбергский университет. Здесь, в Виттенберге, он жил в Августинском монастыре и еще усиленнее занялся изучением Библии и трудов блаженного Августина. Он проповедовал также в маленькой церквушке, выстроенной из дерева и глины. А в университете он истолковывал Библию, особенно послания к Римлянам и Галатам, и, объясняя их, неожиданно для себя пришел к новому свету - познанию величайшей истины Евангелия, что человек оправдывается верою, а не делами или заслугами.

Значение путешествия Лютера в Рим

Для будущего реформатора имело чрезвычайно важное значение его путешествие в 1510 году в Рим по делам своего монастыря. То, что он встретил в Риме, потрясло его веру в папство. Подъезжая к Риму, Лютер пал на колени и воскликнул: "Приветствую тебя, святой Рим!" А покидал он его с самыми неблагоприятными впечатлениями. Ни малейшей святости он не нашел там, и ему принадлежат слова: "Если существует ад, то Рим воздвигнут на нем".

Для получения прощения своих грехов Лютер на коленях поднялся до самой вершины так называемой "Пилатовой лестницы". Но радости прощения этот "подвиг" ему не принес.

По примеру Иоанна Крестителя

Вернувшись из Рима, Лютер начал решительно, следуя примеру Иоанна Крестителя, проповедовать о Христе как Агнце Божием, взявшим на Себя грех мира, и призывал своих слушателей к вере в эту великую и драгоценную истину. Проповеди его производили необычайное действие, и из маленькой монастырской церквушки он перешел в просторную дворцовую церковь. Слава Лютера как проповедника росла. Но несмотря на это, он оставался глубоко смиренным рабом Христа.

Искренность Лютера

В Виттенберге вспыхнула чума, многие бежали из города, побуждали и его к этому, но он говорил: "Сказать, что я не боюсь смерти, я не могу, но я надеюсь, что Господь спасет меня от этого страха". Так он был искренен в своих признаниях. Ни о какой своей исторической роли в деле Реформации церкви он в то время не думал, и она явилась перед ним совершенно неожиданно. Как же это случилось?

Причина написания 95 тезисов

У ворот города Виттенберга появился доминиканский монах Иоганн Тецель и начал продавать так называемые "индульгенции", то есть папское отпущение грехов. Папой в это время был Лев X. Ему требовалось много денег. Он заканчивал постройку грандиозного собора Петра в Риме, для чего скупал, где только мог, драгоценные произведения искусства и предметы роскоши. Папа не жалел денег на редчайшие рукописи древних римских и греческих писателей. А где же взять деньги на все это? И вот придумывается система индульгенций - продажа прощения грехов за деньги. Начало этого кощунственного коммерческого предприятия делается в Германии. Папа договаривается по этому делу с Майнцским архиепископом Альбрехтом, который и поручает продажу индульгенции монаху Тецелю. И вот из Германии в Рим через Альпы потянулись вереницы телег с деньгами для папской казны, а итальянцы с насмешкой говорили: "Вот телеги с грехами немцев". Тецель кощунственно заявлял, что он продажей индульгенций спас больше душ, чем апостол Петр своими проповедями.

Купившие индульгенции жители Виттенберга приходили к Лютеру и сообщали ему, как легко теперь стало освобождаться от тяжести своих грехов - были бы только деньги. Лютер с возмущением говорил приходящим к нему людям, что они обмануты, что ни один грех не прощается Богом за деньги, что для этого нужно сокрушение и покаяние и оставление грехов. Люди шли снова к Тецелю и передавали ему слова своего священника Лютера. Тецель начал грозить Лютеру сожжением за его ересь и непризнание папского прощения.

31 октября 1517 г. - признан "Днем Реформации"

Вот что побудило Мартина Лютера написать свои знаменитые 95 тезисов, направленных против продажи прощения грехов за деньги. 31 октября 1517 года Лютер прибил эти тезисы к дверям дворцовой церкви в Виттенберге. Вот этот день прибытия тезисов всеми протестантскими церквами и признан "Днем Реформации".

Колесница Реформации тронулась в путь

Лютер не только прибил свои тезисы на таком видном месте, как главный вход в дворцовую церковь, но он послал копии их майнцскому архиепископу Альбрехту с очень смиренной просьбой: уделить им хоть небольшое внимание. Трудно сказать, прочитал ли внимательно эти тезисы молодой архиепископ - аристократ из рода Гогенцоллернов; известно только одно, что он направил их дальше в папскую канцелярию в Риме. Не сразу получился эффект от этих тезисов Лютера. Известны слова одного монаха, который, в связи с этими тезисами, сказал Лютеру: "Ты выразил в них истину, милый брат, но это ничего не даст. Иди в свою келью и скажи Богу: будь милостив ко мне!".

Но все получилось иначе. Словно лесной пожар, распространялась весть о тезисах Мартина Лютера. Днем и ночью работали гутенберговские печатные станки по размножению тезисов, их переводили на немецкий язык, их переписывали и передавали из рук в руки. Словом, колесница Реформации тронулась в путь, разнося идеи тезисов во все концы Европы. Где только не читались тезисы Лютера: в монастырях и в княжеских дворцах, в поселках горняков и домах горожан. Кто только был грамотен, тот тянулся к тезисам. И их не только читали, но и обсуждали.

Тезисы Мартина Лютера

Что же писал Мартин Лютер в своих тезисах? Приведем слова некоторых из них.

"Наш Господь и Учитель Иисус Христос сказал: "Покайтесь, и поэтому Он хочет, чтобы вся жизнь верующих была постоянным покаянием".

"Папа может освобождать только от наказания, которое он возложил по своему личному усмотрению или согласно канонам церкви".

"Человеческим учением занимаются те, которые говорят, что как только зазвенят деньги в ящике, душа освобождается из чистилища. Нет, как только деньги зазвенят в ящике - появляется позорная торговля и нажива".

"Нехристианской проповедью занимаются те, которые говорят, что покаяние не нужно тем, которые купили себе прощение грехов".

"Каждый истинный христианин, принадлежит ли он к числу живущих или умерших, имеет права на все блага Христа и церкви, как на Божий дар, - независимо от индульгенций".

"Надо учить христиан, что дающий бедному и нуждающемуся лучшее дело делает, чем тот, кто покупает индульгенции".

"Истинным сокровищем Церкви является драгоценное Евангелие о славе и милости Божией".

Вот содержание лишь нескольких тезисов, и может казаться, что речь в них идет, в основном, об индульгенциях, то есть продаже прощения грехов за деньги. Но в них сокрыто немало взрывчатого вещества, от которого могло пострадать все здание папства.

В тезисах Мартина Лютера поставлена под сомнение власть папы отпускать и прощать грехи, и в них же вся продажа индульгенции раскрыта как гнусная прибыльная торговля.

Половина Европы объята пожаром Реформации

Огонь, сокрытый в тезисах Лютера, загорелся ярким пламенем, и через короткое время почти половина Европы была объята его пожаром Реформации. Одни ликовали, что наконец нашелся человек, который восстал против всех мерзостей Рима; другие кипели гневом и ненавистью по отношению к вольнодумцу Лютеру. А сам Лютер как смотрел на себя? Он питал надежду, что папа поймет позор торговли прощением грехов и возмутится действиями бессовестных продавцов индульгенций. Он совсем не думает стать реформатором церкви и еще менее уходить из нее. Противодействие врагов его идеям побуждало его проверять их все больше и тщательнее с Библией в руках, и чем больше он исследовал Священное Писание, тем все больше вся система папства представала пред ним как чисто человеческий вымысел. И кумир миллионов зашатался перед его внуренним взором.

Противники М. Лютера

Серьезного противника Лютер приобрел себе в лице Иоганна Экка - профессора университета в Ингольштадте, который поносил его как еретика и возмутителя, презирающего папу и распространяющего яд Гуса.

Начал действовать и сам папа. Он послал Лютеру приглашение явиться в Рим. От этого опасного путешествия, результатом которого была бы верная смерть Лютера, удержал его курфюрст Саксонский Фридрих Мудрый, при дворе которого проповедником состоял друг Лютера - Спалатин. Фридрих просто запретил Лютеру поездку в Рим. Тогда папа, не пожелавший вступить в конфликт с Фридрихом, поручил своему представителю в Аугсбурге, кардиналу Кайетану, пригласить к себе Лютера и предложить ему отречься от своих идей, изложенных в тезисах. Лютер явился пред лицом кардинала и в ответ на его требование сказал, что он не может отречься от своих убеждений, потому что они основаны на Священном Писании, которое и самим папой не может быть порвано.

Диспут в Лейпциге. Протест Лютера против всей системы папской церкви

Упомянутый нами, как серьезный противник Лютера, профессор Экк из Ингольштадта решил нанести удар по учению Лютера, и с этой целью был устроен открытый диспут Экка с д-ром Карлштадтом - сторонником и близким сотрудником Мартина Лютера. Диспут состоялся в июле 1519 года в городе Лейпциге. В то время Лейпциг принадлежал к той части Саксонии, которой управлял не курфюрст Фридрих Мудрый, благосклонно настроенный в отношении Лютера, а сторонник папы герцог Георг. В громадном зале были установлены две кафедры - одна против другой. Присутствовали сливки тогдашнего общества - ученые и аристократы. Присутствовал и сам герцог. Было послано приглашение и Лютеру. Он принял приглашение и прибыл в Лейпциг.

Вокруг неограниченной власти папы в церкви и непогрешимости соборов

Диспут начался 27 июня и продолжался до 16 июля. Вначале горячий бой шел между Экком и Карлштадтом, защищавшим идеи тезисов Лютера. Но Экк был много сильнее в слове, и Карлштадт чувствовал, что он терпит поражение. Диспутанты обливались потом. Лютер, видя, что красноречивый оратор Экк наступает, а друг его вынужден отступать, прервал свое молчание и вступил в дискуссию. Это было уже 4 июля, через неделю после начала диспута. Словесная дуэль между Лютером и Экком была ожесточеннейшая. Дискуссия развернулась вокруг главнейшего церковного вопроса того времени - вокруг неограниченной власти папы в церкви и непогрешимости соборов. Лютер доказывал, что папа является главой церкви только по человеческому установлению, а Священное Писание не знает папского господства в церкви. Наконец, Экк задал Лютеру прямой вопрос: "Значит, ты считаешь, что церковные соборы могут ошибаться?". Лютер ответил контрвопросом: "А как вы докажете, что собор не может ошибаться?". Тогда Экк воскликнул: "Если ты так думаешь о соборах, то ты для меня мытарь и язычник!"

Решающее слово Лейпцигского диспута

Это было решающим словом Лейпцигского диспута. Лютер дерзнул высказать сомнение в непогрешимости соборов.

Значит, он такой же "еретик", как Петр Вальдес, как Виклиф, как Гус. Из монаха, протестующего против продажи индульгенций, получился протестант всей системы папской церкви.

Лютер открыл католицизму лицо Реформации

Это был знаменательный день в Лейпциге, когда Реформация раскрыла свое лицо перед всем католическим миром. Лютер увидел путь, которым надлежало ему идти. В Лейпциге перед ним засияли имена Вальдеса, Виклифа, Гуса, с учением которых он был мало знаком. Вернувшись в Виттенберг, он принялся за изучение сочинений Гуса и убедился, что они пропитаны мыслями Августина и апостола Павла. Он писал Штаупицу: Мы все - гуситы, и Павел и Августин тоже гуситы; значит, еще 100 лет тому назад была известна Истина, и ее осудили".

Три важнейшие сочинения Лютера

После Лейпцигского диспута Лютер написал три важнейшие сочинения: 1) "Христианскому дворянству немецкой нации об улучшении христианского состояния", 2) "О вавилонском пленении церкви" и 3) "О свободе христианина". В этих сочинениях Лютера главным является не полемика с католической церковью, а новые христианские положения. В них содержатся призывы к созданию новой церкви. Они являются целой программой для Реформации и обновления церкви. Открыто и смело излагает Лютер в этих книгах свое понятие о церкви и государстве, о папе и духовенстве, о христианской жизни и христианских обычаях, о таинствах и богослужении.

1520 год - год высшего подъема идей Реформации

Эти книги сделали в необычайно короткий срок Мартина Лютера самым популярным человеком своего времени. Они привели в движение целое поколение, и вся Германия была охвачена желанием, вместе с Лютером, приступить к строительству новой церкви. 1520 год становится годом высшего подъема идей Реформации.

Папская булла

Но не спал и Рим. В Виттенберг приходит папская булла с отлучением Лютера от церкви и с угрозой наложения интердикта на город. Но папа опоздал: Лютер не только не боится его, но готов провозгласить папу антихристом. 10 декабря 1520 года он бросает, в присутствии профессоров, студентов и граждан города Виттенберга, папскую буллу в костер. Связь с Римом порвана окончательно.

Стойкость Лютера на Рейхстаге в Вормсе (1521 г.)

Германский император Максимилиан умер, и на престоле оказался его преемник - молодой Карл V, тогдашний король Испании. Он, как ярый приверженец папы, был готов железной рукой взяться за истребление "еретиков" и на назначенном в 1521 году рейхстаге в Вормсе добиться осуждения и ссылки Лютера. Но его железные руки связывал все тот же благосклонный к Лютеру курфюрст Фридрих, отказавшийся в пользу него, Карла, от избрания на императорский престол. Фридрих сказал Карлу, что в Германии нет обычая осуждать человека, не выслушав его. Тогда Карл объявил о своей готовности предоставить Лютеру возможность выступить на рейхстаге в свое оправдание. Он пригласил Лютера в Вормс, пообещав ему охрану на пути туда и назад. Несмотря на предупреждения друзей не доверяться императору и напоминания ему вероломства императора Сигизмунда в отношении Яна Гуса, Лютер все же решил направиться в Вормс. Прощаясь со своим лучшим другом и соратником Филиппом, Меланхтоном, Лютер сказал ему: "Если я буду умерщвлен моими врагами и не вернусь больше - ты продолжай наше дело и будь непоколебим в истине. Лишь бы только ты остался в живых, ведь ты более ученый воин, чем я."

Путешествие Лютера в Вормс было настоящим триумфальным шествием. Все хотели его видеть. Многие кричали ему: "Вернитесь назад! Вас сожгут!" Лютер отвечал: "Пусть враги зажгут огонь на протяжении всего пути от Виттенберга до Вормса, я все равно пойду, чтобы засвидетельствовать там о нашем Господе Иисусе Христе!"

Шестнадцатого апреля 1521 года Лютер прибыл в Вормс. Войдя через два дня в зал заседания рейхстага, происходившего в резиденции епископа, Лютер увидел блестящее собрание: на престоле сидел сам император Карл, рядом с ним по одну сторону эрц-герцог Фердинанд, по другую - папский нунций, далее - курфюрсты, герцоги, архиепископы и епископы, посланцы городов, князья и графы. Было решено сразу же заняться делом Лютера. Ему было предложено ответить только на два вопроса. Указывая на стол, где лежали все сочинения, написанные Лютером, ему был задан первый вопрос: признает ли он их за свои сочинения? Лютер ответил одним словом: "да". И тут же последовал второй вопрос: согласен ли он отречься от всего, что написал? Он попросил один день на размышление, и не потому, что начал колебаться, а для того, чтобы обдумать ответ, который он даст всему этому высокому собранию.

На следующий день Лютер снова предстал перед судом рейхстага. Ему был задан тот же вопрос: готов ли он отречься от своего учения? Отвечая на этот вопрос, Лютер сказал, что им написано три рода книг: в одних он затрагивает вопросы христианской жизни и добрых дел. Эти книги по душе даже его противникам. В других он касается папства и пороков церкви. Они, естественно, не нравятся врагам его, но отречься от них он не может, так как в них содержится только правда. Третий род его книг направлен против отдельных лиц, и он признает, что они написаны несколько остро и ядовито, но и от них он отречься не может. Свою краткую речь в Вормсе Лютер закончил историческими словами: "Здесь я стою, и не могу иначе. Помоги мне Господь! Аминь!"

В конце апреля 1521 года, под императорской охраной (Карл V сдержал свое слово), Лютер направился в обратный путь в Виттенберг, а через месяц, в угоду папе, рейхстаг в Вормсе объявил его вне закона, что означало: никто не имел права его кормить, поить, давать ему у себя ночлег, - наоборот, каждый обязан был взять его, связать и передать в суд. Книги его были осуждены к уничтожению.

Лютер в убежище замка Вартбург. Друзья оплакивают Лютера

Как спасти Лютера, очутившегося в такой опасности? И тут снова появляется благосклонный к нему курфюрст Фридрих. На пути в Виттенберг Лютера неожиданно окружает отряд вооруженных всадников, они силою забирают его в плен и уводят в неизвестном направлении. Все это было сделано по приказу курфюрста. Лютера помещают в глухом, скрытом в горах Тюрингии замке Вартбург. Только особо доверенные лица знают о его местопребывании. Он переодет в "рыцаря Георга" и известен в тесном кругу только как таковой. А в народе идет слух о его убийстве. Знаменитый немецкий художник Альберт Дюрер выразил общенародную печаль в своих словах, посвященных таинственному исчезновению Лютера: "О Боже, если Лютер мертв, кто же будет нам с такой ясностью проповедовать святое Евангелие! О, вы все, благочестивые христиане, помогите мне оплакать этого преданного Богу человека!". Но никто не оплакивал его так, как его друг и соратник Филипп Меланхтон.

Титанический труд Лютера

Девять месяцев пробыл Лютер в своем убежище в Вартбурге. Самым драгоценным плодом его пребывания здесь был перевод Библии на немецкий язык, который был начат именно в замке Вартбург и закончен в 1534 году. Он начал перевод Библии с Нового Завета, и в сентябре 1521 года уже вышло из печати первое издание Нового Завета на немецком языке. Из всех многочисленных трудов Мартина Лютера его перевод Библии на немецкий язык является трудом поистине титаническим.

Назревающий раскол в Реформации

Что заставило Лютера покинуть свое тихое и безопасное убежище в Вартбурге? Это были тревожные события в Виттенберге, которые грозили расколом Реформации. В Виттенберге образовалась радикальная группа, которую возглавил известный нам уже Андрей Карлштадт, безуспешно состязавшийся с профессором Экком на диспуте в Лейпциге. Карлштадт мечтал о радикальном преобразовании всей жизни церкви. То, к чему Лютер стремился постепенно, осторожно и вдумчиво, Карлштадт решил совершить мгновенно. Он приступает круто к своим преобразованиям: месса (литургия) отменяется; вводится причастие с хлебом и вином и для мирян; закрываются монастыри, и монахи и монахини освобождаются от обета безбрачия; начинается борьба со всеми видами изображений в церкви - уничтожаются иконы и выносятся статуи, удаляются круцификсы (распятия) с алтарей. В Виттенберге появляются сторонники известного крайнего анабаптиста Фомы Мюнцера. Их проповеди разжигают еще больше огонь фанатизма.

Драгоценное наследие Лютера

В эти трудные дни в Виттенберге появляется Мартин Лютер и приступает к своим проповедям - призывам к умеренности, к обдуманности и трезвости в мыслях и действиях. В недельный срок разбушевавшиеся страсти успокаиваются, а главное - в своих проповедях по возвращении из Вартбурга Лютер преподносит своим слушателям очень ценное учение о независимости каждой поместной церкви и о праве каждого верующего быть священником Бога Всевышнего. Это учение о независимости каждой поместной церкви и всеобщем священстве верующих принадлежит к самому дорогому наследию, оставленному великим реформатором.

С 1522 года Реформация шла несколькими духовными течениями

События в Виттенберге, заставившие Лютера немедленно покинуть Вартбург, свидетельствовали о появлении в Реформации других духовных сил, на которые мы должны будем обратить наше внимание, тем более что эти силы крепли и росли с поразительной быстротой. Эти другие духовные силы развивались своим путем, создавая свое богословие и свою церковную практику. Словом, начиная с 1522 года Реформация шла уже не одним путем, а несколькими духовными течениями.

Филипп Меланхтон (1497-17 апреля 1560 гг.) и рейхстаг в Аугсбурге

Доктора Филиппа Меланхтона можно без преувеличения назвать гением Реформации. Он родился в 1497 году и был на четырнадцать лет моложе Лютера. Судьба, а вернее, воля Господня свела их вместе в Виттенберге, куда Меланхтон был направлен курфюрстом в качестве профессора древних языков и философии. Здесь он сблизился с уже прославившимся своими 95 тезисами Мартином Лютером. Можно сказать, что Меланхтон, прибывший в Виттенберг в качестве только ученого, под влиянием Лютера встал на путь искания евангельской истины, и, найдя ее в Священном Писании, он стал одним из ее виднейших деятелей великой Реформации. По своему характеру Лютер и Меланхтон были противоположностью: Лютер был, если можно так выразиться, молнией и громом в своей деятельности; Меланхтон обладал нежным сердцем и мягким нравом. Своей ученостью Меланхтон превосходил Лютера, и Лютер всегда сознавал это. Они удивительно дополняли друг друга, и были моменты в их совместной деятельности, когда с пользой мог действовать только Лютер, в других же нужны были действия только Меланхтона.

Борец за единство всех искренне любящих Христа

Гений Меланхтона сказался в выработке им знаменитого "Аусбургского исповедания", которым и сегодня регулируется деятельность евангелическо-лютеранской церкви. Какова же история возникновения этого исповедания?

Рейхстаг в Аугсбурге

Император Карл V назначил на 1530 год рейхстаг в городе Аугсбурге с целью примирить на нем религиозные разногласия и привести Германию к единой вере. От сторонников Лютера было потребовано в письменной форме выражение их веры. Для выработки вероучения в городе Торгау собрались лютеранские богословы. Среди них были Лютер и Меланхтон. Это собрание богословов в Торгау наметило 17 пунктов вероучения лютеранской церкви.

Наступило время рейхстага. Лютер, как объявленный вне закона, не поехал в Аугсбург. Туда был направлен самый подходящий человек - Меланхтон. Он должен был состязаться там с богословами Рима и отстаивать вероучение своей церкви. Меланхтон блестяще выполнил свою миссию и составил там, в Аугсбурге, текст "Аугсбургского исповедания", которое надо считать поистине гениальным творением его ума и сердца. 25 июня 1530 года "Аугсбургское исповедание" было зачитано в присутствии императора в самой торжественной форме.

Меланхтон обладал самым широким сердцем и удивительным миролюбием. Во всей своей деятельности он стремился осуществлять слова Августина: "В главном - единство, во второстепенном - свобода, а во всем - любовь". Этими словами он руководствовался и в своем отношении к кальвинизму. Но на этой почве у него были порой разногласия с Лютером, хотя они никогда не отражались на их самой сердечной любви друг к другу.

Жизнь Меланхтона полностью гармонировала с его учением. Он был идеальным семьянином, самым приветливым и любвеобильным христианином и самым бескорыстным служителем Христа. Кардинал Бембо назвал его "духовным учителем" Германии по его удивительно глубоким сочинениям.

Меланхтон был всегда борцом за единство всех искренне любящих Христа. Умер он 17 апреля 1560 года, и его последними словами были слова Христа: "Да будут все едино".

Распад Реформации на три отдельных течения

В шестнадцатом веке мы видим имена еще и других деятелей Реформации. На сцене церковной жизни появляются Ульрих Цвингли и Иоганн Кальвин со своими соратниками, и возникает мощное анабаптистское движение.

Реформация распадается на три отдельных, вполне определившихся течения: лютеранство, кальвинизм и анабаптизм.

Мартин Лютер не был единственным реформатором в шестнадцатом веке. В Швейцарии появились еще два реформатора, имена которых пользуются не меньшей известностью, чем имя Мартина Лютера. Это Ульрих Цвингли, центром деятельности которого был город Цюрих, и Иоганн Кальвин, деятельность которого протекала в Женеве.

Оба швейцарских реформатора - и Цвингли, и Кальвин - вели свою деятельность независимо друг от друга. Не зависели они и от Мартина Лютера.

Ульрих Цвингли - швейцарский Реформатор (г. Цюрих)

Цвингли был сыном богатого крестьянина. Он родился в 1484 году в горной деревушке Вильдгаузене и получил образование в Берне, Вене и Базеле. Он пришел к своим духовным воззрениям тогда, когда Мартин Лютер еще никому не был известен. Как страстный почитатель знаменитого гуманиста Эразма Роттердамского, Цвингли задался целью обновления христианства на гуманистических началах. Он хочет вначале только одного: поднять церковь на более высокий нравственный уровень, не думая ни о какой реформе учения церкви.

Реформаторская деятельность Цвингли

В 1516 году он был священником одного католического прихода в Гларусе; но через четыре года был призван на служение в Цюрих. В это время в Швейцарии появился францисканский монах Самсон со своими индульгенциями, и Цвингли, подобно Мартину Лютеру, обрушился на него в своих проповедях.

Эта борьба Цвингли с продажей папских индульгенций привела его к реформаторской деятельности. За борьбой с индульгенциями последовала его борьба с другими непорядками церкви. В результате городской Совет города Цюриха, в поддержку Цвингли, издает приказ, чтобы впредь все проповедники читали в церквах только чистое Евангелие, за что так ратовал Цвингли.

В 1523 году в Цюрихе, как и в Виттенберге, начинается штурм икон и всяких изображений в храмах, но Цвингли, в принципе соглашаясь с правильностью такой борьбы с "идолами", не одобрял ничего того, что носило характер восстания и насилия. Он был против алтарей, крестов и даже органов - все это должно было, по его мнению, исчезнуть из церковного обихода, но только спокойно и без шума - под руководством Совета города. Так и совершилось. Постепенно вся церковная жизнь в Цюрихе совершенно изменилась.

Главные сочинения Цвингли

В своих главных сочинениях - "Кратком введении в христианство" и в "Комментарии к истинной и ложной религии" - Цвингли дал всем своим реформам богословское обоснование, а Совет города Цюриха точно и планомерно проводил их в жизнь.

Реформы, которые предлагал Цвингли для проведения в жизнь, были всегда глубоко продуманными. Он шаг за шагом сносил до основания все старое и воздвигал на расчищенном месте новое здание церковной жизни, закладывая в него камень за камнем.

Священное Писание - фундамент реформ Цвингли

Фундаментом для реформ служило для Цивнгли исключительно Священное Писание. Евангелие было в центре всех его мыслей и планов, и на основании его он строил новое здание Церкви.

Соединение в одно целое государства и церкви

Учение об оправдании верою занимало и в догматике Цвингли, как и у Лютера, центральное место. Но что было характерно для реформации Цвингли, так это его учение об обязанности власти заботиться о порядке и благополучии в церкви. Дерзновенной рукой Цвингли соединяет в одно целое государство и церковь. Правда, власть он видит пока перед собой только в лице Совета города Цюриха. И этот Совет предоставляет себя в полное распоряжение реформации Цвингли. Вся жизнь в городе - общественная и личная - принимает совершенно своеобразный вид. Всякого рода увеселения либо регулируются, либо запрещаются. Запрещаются театральные зрелища, не носящие серьезного нравственного характера. Ограничиваются танцы. Люди привлекаются к ответственности за бранные слова и особенно за сквернословие. И надо сказать, что в результате всего этого мораль населения города Цюриха была значительно поднята.

Личное участие Цвингли во всех его реформах

Сам Цвингли был душой всех своих реформ. Он ходил по улицам города, наблюдая за поведением граждан; он посещал мастерские, чтобы видеть труд работающих в них. Он принимал участие в заботе о бедных, интересовался положением в школах. В его собственном доме дверь была всегда открыта для всех, и почти ежедневно в своем доме он сажал гостей, знакомых и незнакомых, за трапезу.

Совет г. Цюриха помогает Цвингли

Такова была деятельность реформатора Цвингли, и город Цюрих уподобился острову посреди моря, в котором господствовали злые стихии. Правда, в городе существовала еще католическая церковь, был и епископ, было и верное папе духовенство. Существовали и монашеские ордены. Но удивительно: ни один представитель папской церкви не дерзнул сунуть палку в колеса реформации, руководимой Цвингли и городским Советом. Эта неприкосновенность реформированного Цюриха объясняется только тем, что Совет города беспрекословно следовал за своим духовным вождем - реформатором Цвингли.

Была и другая причина неприкосновенности Цюриха: ведь он был единственным пока городом в Швейцарии, который находился под влиянием Цвингли, и враги Реформации не находили нужным идти против него в атаку.

Еще одна из причин стойкости реформированного города в том, что все свои реформы Цвингли стремился созидать на нерушимом основании святой книги Библии.

От Цюриха - в другие города

Реформация не долго была уделом одного только города Цюриха. Идеи Цвингли проникли и в другие швейцарские города, как-то: Берн, Базель, Констанц, Шафгаузен и в другие места. Идеи Цвингли перекинулись даже в Южную Германию. Им католицизм старался ставить преграды, но, как это ни удивительно, дело никогда не доходило до религиозной войны.

Цвингли ни разу не испытал вооруженной схватки с противниками своего учения. Но вскоре, после начала своей деятельности, он встретился с совершенно другими идеями и взглядами внутри своего реформированного города. Кто же они - эти инакомыслящие? Это швейцарские анабаптисты, называвшие себя "братьями во Христе".

Крестьянская война в Германии (1525 г.)

Прежде чем мы уделим внимание мощному движению анабаптистов шестнадцатого века, мы должны сказать кратко о великой трагедии, разразившейся в дни Реформации, а именно: о Крестьянской войне, вспыхнувшей в 1525 году почти по всей Германии.

Эта война заключалась в восстании крестьян против феодальной аристократии, против помещиков. Мы касаемся ее кратко, потому что она относится больше к истории социальных движений, нежели к религиозным явлениям.

Мартин Лютер, рассуждали крестьяне, освободил народ от папского ига, почему мы не можем освободиться от ига нащих господ - помещиков?

Фома Мюнцер

Видную роль в истории Крестьянской войны играл анабаптистский проповедник Фома Мюнцер, который своими проповедями вдохновлял крестьян на восстание. Вскоре восстание крестьян приняло грандиозные размеры и вылилось в настоящую "Крестьянскую войну".

В битве под Франкенгаузеном крестьяне потерпели полное поражение, а позиция, которую Лютер занял в Крестьянской войне, нанесла тяжелый удар как престижу Реформации, так и популярности самого реформатора.

Фома Мюнцер был казнен, и с ним тысячи других.

Отношение М. Лютера к крестьянской войне

Но трагедия Реформации заключалась в том, что Мартин Лютер, с самого начала восстания к







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 179. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия