Студопедия — Мусульманское право
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Мусульманское право






В Арабском халифате сложилось мусульманское право – шариат или «праведный путь», которое развилось в одну из мировых правовых семей современности. Шариат изначально возник как нормативная система, тесно связанная с теологией ислама. Будучи конфессиональным, т. е. обслуживающим вероисповедание, он отличался от европейского канонического права тем, что выступил в качестве всеобъемлющих предписаний, а не регулятором строго очерченной сферы религиозной и тесно связанной с ней общественной жизни. Шариат воплотил указания, которыми мусульманин обязан руководствоваться в самых разнообразных жизненных ситуациях, не забывая среди повседневных дел о Боге.

В универсальном по функциям шариате принято выделять три части: религиозную догматику, исламскую этику и практические нормы. Первые две части составляют религиозно-этическое учение, третья часть – систему социально-нормативного регулирования, причем в ней различаются культовые предписания, устанавливающие порядок исполнения религиозных обязанностей, и нормы, регулирующие иное, обыденное, поведение мусульман. В лекции основное внимание уделяется этому последнему элементу нормативной части шариата, сходному по смыслу с уже знакомой европейцу юридической формой жизнедеятельности людей, т. е. касающейся их бытовых взаимоотношений.

Главным источником религиозно-этического учения являются Коран и Сунна. Коран – это священная книга, сборник божественных откровений, переданных устами пророка Мухаммеда. Сунна – священное предание, состоящее из рассказов сподвижников Мухаммеда о суждениях и поступках пророка. Лишь небольшая часть содержания названных книг может быть отнесена к источникам нормативной стороны шариата. Так, из 6219 стихов (аятов) Корана, объединенных в 114 главах (сурах), только около 500 относятся к ней, да и то подавляющее большинство стихов касается религиозного ритуала. Регулирование иных жизненных отношений можно обнаружить не более как в 80 аятах. Аналогичная картина имеет место в Сунне. Помимо незначительного места, которое занимает в священных книгах интересующая нас нормативная часть шариата, она складывается из нескольких разновидностей предписаний.

Первую группу составляют положения Корана и Сунны, имеющие ясный смысл и однозначно понимаемые верующими. Эти нормы, главным образом, касаются вопросов заключения брака, сроков и условий развода, отношений в семье. Например, о количестве жен в полигамном браке можно судить из следующего отрывка: «…женитесь на тех, что приятны вам, женщинах – и двух, и трех, и четырех» (4. 3). Совсем мало обнаружим конкретных предписаний, касающихся обязательств. Так, о форме договора и силе некоторых доказательств говорится: «Если берете в долг между собой на определенный срок, то записывайте это… И пусть записывает между вами писец по справедливости… И пусть диктует тот, на котором обязательство… И берите в свидетели двух из ваших мужчин. А если не будет двух мужчин, то – мужчину и двух женщин…» (2. 282). Немного встретим определенных наказаний за преступления: «Вору и воровке отсекайте руку» (5. 42); «Прелюбодея и прелюбодейку – побивайте каждого из них сотней ударов» (24. 2).

Вторую разновидность положений Корана и Сунны составляют не конкретные требования, которые следует соблюдать в тех или иных ситуациях, а лишь общие рамки или ориентиры поведения. Это можно проиллюстрировать изложением одного из руководящих начал обязательственного права: «Будьте верны в договорах» (5. 1) или закреплением возможности заменить месть материальным возмещением причиненного вреда: «Предписано вам возмездие за убитых: свободный – за свободного, раб – за раба, и женщина – за женщину. А кому будет прощено что-нибудь его братом, то – следование по обычаю и возмещение ему во благе» (2. 173). В приведенных примерах не прописаны условия действительности договоров, размеры компенсации.

Наконец, третья группа включает такие положения священных книг, в которых отсутствуют не только определенные правила, но и ясные ориентиры. Требуется специальный анализ текста, чтобы распознать в нем юридический смысл. Например, в одном из рассказов Сунны люди сравниваются с одинаковыми по размеру зубьями гребня. Из сопоставления этого образа с идеей социального братства членов религиозной общины был сделан вывод о юридическом равенстве всех мусульман. Образных выражений со скрытой нормативной подоплекой большинство, и они могут по-разному трактоваться.

Задачу найти рациональные средства интерпретирования неоднозначных предписаний Корана и Сунны, а главное, решить проблему ответа на вопросы, по которым священное писание вообще хранит молчание, поставили перед собой мусульманские богословы-правоведы. С помощью различных способов умозаключения они сформулировали большинство правил, регулирующих взаимоотношения людей. Их выводы явились атрибутом мусульманского права, составили фикх, т. е. доктринально-нормативную часть шариата. В ее создании наиболее значительный вклад внесли Абу Ханиф (умер в 767 г.), Малик ибн Анас (умер в 795 г.), Мухаммед ибн Идрис аш-Шафии (умер в 820 г.), Ахмед ибн Ханбаль (умер в 855 г.).

При разработке фикха они использовали логические приемы, позволявшие распространить по аналогии конкретизированные положения Корана и Сунны на широкий круг сходных отношений или выделить из образных высказываний пророка их правовую составляющую. Кроме этого они ориентировались на иджму (общее согласие мусульманской общины), представлявшую собой как общепринятую религиозной средой интерпретацию текста священных книг, так и новые нормы, соответствовавшие мнению компетентных теологов и единодушно поддержанных знатоками ислама. Иджма стала догматической основой практической деятельности судей, выражением правильного понимания божественного откровения и справедливости. Установленные в ней принципы или институты права получили значение и силу юридической истины.

Вспомогательным источником права был адат – не противоречащие исламу неписанные обычаи, сложившиеся у арабов или завоеванных ими народов. А вот указы халифа (фирманы) и более поздние государственные законы (кануны) не стали авторитетной базой мусульманского права, т. к. они не считались производными от шариата и, как правило, ограничивались регулированием административных отношений.

Таким образом, именно фикх вместе с иджмой создали нормативную базу для отправления правосудия. Безусловно, юридическая доктрина должна была строиться на общих ценностях ислама. Следующие примеры послужат иллюстрацией того, из каких религиозно-этических начал выводились некоторые принципы права.

Религиозное поощрение склонности к умеренности лежит в основе характерного для шариата стремления излишне не обременять человека, не сковывать его жесткими ограничениями. Опираясь на положение Корана о том, что «Аллах хочет для вас облегчения, а не хочет затруднения» (2. 181), не трудно понять правило мусульманской юриспруденции: при коллизии двух норм предпочтение отдается той, применение которой сопряжено с меньшими усилиями. По тем же соображениям религиозные запреты редко носят абсолютный характер, не допускающий никаких компромиссов. Наивно полагать, что употребление мусульманином в пищу запрещенных продуктов является грехом во всех ситуациях. В Коране записано: «Он ведь запретил вам только мертвечину и кровь, и мясо свиньи, и то, что заколото не для Аллаха. Кто же вынужден, не будучи нечестивцем и преступником, – нет греха на том: ведь Аллах прощающ, милосерд!» (2. 168). Из религиозного неприятия крайностей выведен правовой принцип: «Необходимость делает разрешенным запретное».

Другим исходным началом шариата является стремление избегать причинения вреда, т. к. в Коране сказано: «…не причиняйте людям урона ни в чем» (11. 86). Желание исключить ущерб или по возможности уменьшить его размер отразилось в следующих принципах права: «Не допускается причинять вред и отвечать ущербом за ущерб», «Более ощутимый вред предотвращается менее серьезным», «Предупреждение порчи предпочтительнее получения выгоды».

Шариат всемерно охраняет собственность, ибо в Коране записано: «И не простирай своих глаз на то, чем мы наделили некоторые пары» (20. 131). Отсюда повышенное внимание к ее защите правоведы положили в основу принципов: «Приказ о распоряжении чужой собственностью недействителен», «Никто не вправе распоряжаться собственностью другого без его разрешения», «Никто не может присваивать имущество другого лица без правового основания».

Ислам проникнут заботой о праведной душе. Он советует судить о ней не столько по поступкам людей, сколько по их намерениям. В Коране сказано: «Нет на вас греха, в чем вы ошиблись, а только в том, что замышляли ваши сердца» (33. 5). Поэтому правовая доктрина требовала при оценке поведения человека обращать внимание на его внутренние побуждения: «Дела оцениваются по преследуемым ими целям», «Содержание сделок зависит не от слов, а определяется целями, которые преследуют при их заключении, и смыслом, который в них вкладывают».

Приведенных примеров достаточно для подтверждения вывода о том, что многие правовые принципы не прямо содержатся в Коране, а были сформулированы мусульманскими юристами на основе рационального осмысления священного писания, впрочем, как и других источников шариата, включая раннюю судебную практику.

Далее рассмотрим отдельные институты мусульманского права.

В праве личного статуса юридическое положение человека определялось его вероисповеданием. Полноправными лицами являлись только мусульмане. К христианам, иудеям нормы шариата применялись в тех случаях, когда они заключали сделки с мусульманами или совершали преступления. Рабы не признавались субъектами права, но могли с согласия своих хозяев вести торговые операции и приобретать имущество, заключая договоры, подобные римскому пекулию.

Из представления последователей пророка о том, что шариат составляет часть божественного порядка, полноценным субъектом права выступал Аллах. Мусульманин же рассматривался носителем божественных обязанностей. Лишь в той мере, в какой он соблюдал религиозный долг, он получал субъективные права на те или иные притязания. Поэтому правоведы разрабатывали вопрос не столько о правоспособности, сколько о дееспособности лица, т. е. о его возможности участвовать в сделках и других актах по приобретению имущественных прав. Полностью дееспособными признавались лица, достигшие совершеннолетия и обладавшие здравым рассудком. Факт достижения совершеннолетия в каждом отдельном случае устанавливал судья.

В вещном праве различалась собственность как юридическая возможность воздействия на вещь, и владение как фактическое господство над вещью. Здесь имеется сходство с римским правом, но в отличие от него шариат допускал владение только на законном основании. Обладание вещью помимо воли собственника, например, вследствие ее неправомерного захвата, не считалось владением. Вместе с тем, военные трофеи в виде недвижимости становились имуществом захватчика, поскольку это специально санкционировалось шариатом.

Собственность имела три свойства. Во-первых, исключительную возможность обладания вещью, господства над ней, ибо единственным владельцем ее считался собственник. Во-вторых, абсолютное воздействие на вещь, состоящее в неограниченном праве пользования ей, но без ущерба другим лицам. В-третьих, постоянство собственнических прав, т. к. отсутствовало их приобретение по давности владения; собственность считалась «вечной» и существовала до тех пор, пока сохранялась вещь.

Различались следующие способы приобретения собственности: в качестве военной добычи, посредством сделки, получение по наследству, пожалование верховной власти.

Классификация имущества как объекта вещных прав была сходной с тем, что известно по римскому праву: движимые и недвижимые, заменимые и незаменимые и т. д. Вместе с тем, отражая тесную связь с религией, мусульманское право расширило круг вещей, которые не могли находиться в собственности. В частности, к ним отнесли не только вещи всеобщего пользования, но и «нечистые вещи»: вино, свинину, запрещенные книги.

Собственность на землю в Арабском халифате имела свои особенности. Выделялся правовой режим Мекки с прилегающей землей, составлявшей первоначальную территорию религиозной общины. Здесь могли селиться только правоверные мусульмане, вводились природоохранительные меры, состоявшие, например, в запрещении рубки деревьев, охоты. Существовали особые участки земли – икта, которые предоставлялись человеку за государственную службу. С населения этих земель он имел право собирать налоги в свою пользу. Покоренные арабами территории обычно переходили в собственность халифа. Частная собственность на землю была мало распространена и занимала подчиненное положение к государственной собственности и общинному землевладению.

К вещному праву относился своеобразный институт шариата – вакф. Так называлось имущество, обычно недвижимое, которое человек передавал на какие-либо религиозные или благотворительные цели. Теряя собственность, он сохранял за собой право выступать в качестве управляющего вакфом и резервировать определенный доход с него для себя и своих наследников. К этому институту часто прибегали состоятельные мусульмане, т. к. имущество, составлявшее вакф, освобождалось от государственного обложения.

В обязательственном праве договор рассматривался в качестве юридической связи, возникающей из взаимного соглашения сторон. Условия договора могли выражаться в любом виде – в документах, неофициальных письмах, устно. Законно заключенные соглашения были незыблемыми и освященными Кораном, в котором говорится: «Счастливы верующие, которые соблюдают свои доверенности и договоры» (23. 1, 8).

Шариату была свойственна значительная доля односторонних обязательств, содержащих заявления о совершении или не совершении каких-либо действий. Эти обязательства представляли собой большей частью религиозные обеты.

Положения ислама играли важную роль при решении вопроса о недействительности договоров. Например, по шариату взимание процентов и ростовщичество запрещались, считались греховным делом, исходя из текста Корана: «Аллах разрешил торговлю и запретил рост» (2. 276). Незаконными являлись также сделки, которые служили источником доходов, противных нравственности, такие как спекуляция. Однако все эти правовые запреты на практике искусно обходились.

В шариате стало признанным то, что всякому договору, целью которого является передача полномочий собственника, обязательно должна сопутствовать фактическая передача вещи. Не допускалась продажа вещей, которых еще не было в натуре. Наконец, безусловно, положительной чертой мусульманского права изначально было следующее положение: ответственность за неуплату долга не распространялась на личность должника, и его нельзя было продать в рабство.

В уголовно-правовой сфере к ответственности привлекали людей, находившихся в здравом уме, совершеннолетних. Как правило, вина являлась обязательным признаком преступления. Однако в делах о государственных преступлениях сохранялось объективное вменение. В частности, за мятеж смертной казни с конфискацией имущества, кроме виновного, подвергались его родственники – мужчины, а их жены и дети продавались в рабство.

Правоведы-богословы разделяли преступления на три группы.

Первую группу составляли преступления, которые восходили к указаниям самого пророка Мухаммеда. Они трактовались как посягательства на права Аллаха и не допускали прощения. К ним относили отступление от ислама, кражу, прелюбодеяние, ложное обвинение в прелюбодеянии, бунт.

Вторую группу составляли посягательства не на права всей мусульманской общины, а на права отдельных лиц. Умышленное убийство влекло за собой кровную месть. Если родственники прощали убийцу, то тот мог откупиться от нее. За неумышленное убийство устанавливался выкуп, который сопровождался двухмесячным постом и отпуском на волю раба-мусульманина. За телесные повреждения наступала ответственность по принципу талиона.

Третью группу преступлений составляли действия, которые не считались наказуемыми деяниями в период становления халифата, и в силу этого не упоминались в первичных источниках шариата. К ним относились легкие телесные повреждения, оскорбления, хулиганство, взяточничество и др. Мера наказания по таким делам зависела от мнения знатоков шариата или от усмотрения судей.

Наказание по мусульманскому праву рассматривалось следствием двойной природы проступка как деяния, не только причиняющего вред, но и греховного. Поэтому и преступнику надлежит «претерпеть» дважды: на этом свете – по приговору суда, а на том свете – мучиться в аду. Виды наказаний мало отличались от тех, которые были известны европейскому праву. Существовали простая и квалифицированная смертная казнь, членовредительские и болезненные телесные наказания, денежный штраф. Обращают на себя внимание специфические для арабов позорящие наказания: бритье бороды, запрещение носить чалму.

Судебное производство носило обвинительный характер. Дело возбуждалось заинтересованными лицами, кроме преступлений против государственной власти. Процесс проходил устно и публично, обычно в мечети. Стороны обязаны были сами вести дело, не прибегая к помощи адвокатов.

Доказательствами по делу являлись собственное признание, свидетельские показания, клятва. Свидетелями считались только очевидцы события, полностью убежденные в своей правоте, совершеннолетние, не совершавшие ранее преступлений. Показания «неверных», сумасшедших признавались ничтожными. Клятва требовалась от потерпевшего при отсутствии у него свидетелей.

Судья оценивал доказательства по внутреннему убеждению с учетом некоторых формальных требований. Бесспорным доказательством следовало считать совпадающие показания двух мужчин. Показание женщины шло как половинное доказательство.

Дело следовало рассмотреть в одном заседании, а не перекладывать на другой день. Судебное решение являлось окончательным и бесповоротным. Оно могло быть изменено тем же судьей после пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

3. Общественно-политический строй и право Китая

В средневековом Китае общественный строй отражал особенности хозяйственных укладов, сочетавших традиционные черты с новыми веяниями.

Большая часть земли была объявлена собственностью правителя, а работавшие на ней крестьяне – податными держателями нескольких наделов. Со второй половины III в. земледелец получал два надела, один из которых он обрабатывал для себя, а другой – для государства, отдавая полученный с него урожай в казну. С конца V в. крестьянин имел три надела: пахотный, используемый для выращивания зерновых культур, промысловый, служащий для разведения технических культур, и приусадебный. Пахотная земля была изъята из гражданского оборота, не передавалась по наследству, возвращалась государству при потере крестьянином трудоспособности. За наделы земледельцы платили налоги, привлекались к общественной работе, воинской повинности.

Поступившие от крестьян налоги затем распределялись между лицами, осуществлявшими публичную власть. За службу сановники бюрократически организованного аппарата управления часто наделялись земельными пожалованиями: одними – для «кормления», т. е. с правом присвоения налогов, собираемых с определенной территории; другими – для сдачи в обработку крестьянам с целью получения арендной платы. Например, в Китае с конца III в. чиновники в зависимости от ранга наделялись землей, которая не облагалась государственными налогами и повинностями. Обрабатывающие участки крестьяне-арендаторы отдавали землевладельцу часть урожая. С VIII в. чиновники стали получать жалование зерном и деньгами из казны, а «кормления» и служебные наделы являлись только дополнением к такому вознаграждению.

Государственная надельная система сдерживала развитие поместного хозяйства. Чиновное землепользование в редких случаях могло переходить по наследству, создавая частное хозяйство. Источниками частных владений были личные приобретения. Заметим, что участки заново возделанной земли с самого начала отходили в собственность тех, кто их обрабатывал. Богатеи, чиновники скупали не только эту недвижимость, но даже, в обход закона, приобретали пахотные и промысловые наделы. Когда в 780 г. были сняты запреты на продажу земельных участков, отменены переделы земли в общинах, сановные господа воспользовались ситуацией для пополнения своих вотчин скупкой земли у мелких собственников и общин, активным захватом пустошей.

Вместе с тем, такая предприимчивость не получила общегосударственных размеров. Слабое распространение вотчинного хозяйства и барщины, в свою очередь, привело к тому, что крестьяне в массе своей не были привязаны к земле отдельных господ. Их зависимое положение определялось прикреплением к налоговому тяглу с тем, чтобы результатом крестьянского труда могли воспользоваться гражданские и военные чиновники. Сбор налогов с сельских жителей облегчался сохранением у них общинных отношений с круговой порукой и коллективной ответственностью перед казной. Сельская община представляла собой замкнутый хозяйственный мирок с наследственным, независимым от рынка разделением ремесла и земледелия. Натуральное производство не способствовало товарообороту между городом и деревней.

Городское ремесленное производство, также как и сельское, долгое время шло не на рынок, а на удовлетворение потребностей сановных кругов. Купеческий же капитал выступал посредником между ними и ремесленниками. Правовой статус городского и деревенского обывателя не отличался один от другого. Городская семья в Китае считалась таким же двором, как и сельская, внесенная в общегосударственный реестр. К VII веку относятся первые упоминания о китайских торгово-ремесленных объединениях. Они имели свой устав, избирали главу цеха, устанавливали цены на товары.

Вышесказанное показывает отсутствие в стране суверенного домениального землевладения, что обусловило зачаточное состояние вассально-ленных отношений. Неразвитость же рынка явилась препятствием для накопления политической силы в городах. Все вместе отразилось на характере общественно-политического строя. По сравнению с Европой здесь не сложился особый сословный порядок с присущей ему иерархией неравноправных сословно-корпоративных групп, а значит, не было условий для возникновения сюзерениальной и сословно-представительной монархии.

В Китае сохранялась традиционная общественная структура. Выделялись три сословных группы: «благородные», «добрые» и «подлые» люди.

Первая группа включала привилегированных лиц – светскую и духовную знать, титулованное военное и гражданское чиновничество. Они освобождались от трудовых повинностей, телесных наказаний, а некоторые – даже от налогов. Богатство открывало дорогу в ряды «благородных» купцам, ростовщикам, ремесленникам, землевладельцам. Китаец мог купить почетное звание и стать неслужилым чиновником или мог приобрести образование, необходимое для сдачи экзамена при замещении какой-либо должности. Титулованное чиновничество ранжировалось по девяти разрядам, от которых зависело место в служебной иерархии, престиж и жалование.

В группу «добрых» людей входили мелкие землевладельцы и ремесленники, которые несли основные тяготы трудовой повинности и налоговых выплат.

К «подлым» людям вначале относили государственных и частных рабов, а по мере отмирания надельной системы – неполноправных арендаторов частных земель, батраков, домашнюю прислугу. Хозяева могли бить их палками, сажать в частные тюрьмы.

В государственном строе Китая сохранялись традиционные основы организации высших и местных управленческих структур. По-прежнему имело место всесилие чиновной бюрократии, тотальный политический контроль за общественной и частной жизнью подданных, постоянная забота правящих верхов о проведении в общегосударственном масштабе общественных работ. Это позволяет говорить о сохранении «восточной деспотии» в эпоху Средневековья. Вместе с тем, власть правителя не была абсолютной. Она сдерживалась моральными и религиозными нормами, влиянием на него придворной знати и родственников.

Во главе централизованного государства стоял император, сосредоточивший в своих руках верховную законодательную, административную и судебную власть. При императоре существовал Государственный совет из наиболее видных сановников. Бразды правления находились у двух высших чинов – канцлеров, называвшихся «левым» и «правым». Каждый ведал тремя из шести ведомств:

– ведомством чинов, ответственным за назначение, перемещение, смещение всех гражданских чиновников и служащих управленческого аппарата;

– ведомством доходов, учитывавшим население и сельскохозяйственные земли, определявшим размеры налоговых поступлений;

– ведомством обрядов, занимавшимся церемониями светского и религиозного характера;

– ведомством военным, отвечавшим за назначение, перемещение, увольнение всех военных чинов, снабжение армии, организацию почтовой службы;

– ведомством судебным, контролировавшим правосудие по всей империи;

– ведомством общественных работ, организовывавшим строительство и ремонт ирригационных и оборонительных сооружений, дорог.

Территория китайской империи делилась на провинции, области, уезды.

Управление в провинциях возлагалось на уполномоченных из центра, так называемых «посланцев мира» – «левого» и «правого». Каждый из них имел штат помощников, исполнял разнообразные обязанности, связанные с учетом людей и земель, сбором налогов, наблюдением за строительными работами и распределением воды. Борьбой с коррупцией и злоупотреблениями чиновников занималось провинциальное надзорное управление. Оно же контролировало отправление правосудия. Специальный представитель имперской власти надзирал за всеми провинциальными службами, принимал от населения жалобы, представлял в столицу доклады о деятельности местных чиновников.

В низовых территориальных единицах страны сохранялось местное самоуправление. За порядком следили общинные старосты, стоявшие во главе каждых пяти дворов. Они отвечали за обработку земли, направляли крестьян на отбывание трудовой повинности, ловили преступников. Все жители деревни были связаны круговой порукой, которая облегчала сбор налогов, выполнение общественных работ.

Развитие китайского права проходило в конфуцианских традициях, главным образом по линии разработки норм уголовного права, которые подвергались периодической систематизации. Основная цель кодексов состояла не в регулировании проявления личной свободы, а в насаждении репрессий. Они легализировали карательные меры, призванные дополнить нравственные принципы повиновения младшего лица старшему лицу, подданных – воле правителя. По-прежнему моральная норма «ли» возвышалась над юридическим требованием «фа». Например, при общем поощрении доносительства ложный донос на прямого родственника по моральным соображениям наказывался самым строгим образом – смертной казнью. Хотя институт необходимой обороны еще не был разработан, от юридической ответственности освобождались люди, защищавшие ближайших родственников, если нанесение вреда нападавшему лицу не было продиктовано преступной волей.

Классификация преступлений в свете конфуцианской морали покоилась на концепции «10 зол», сложившейся в глубокой древности.

К первому из форм зла относился «заговор о мятеже против государства», против естественных «небесных» установлений. Ко второму – «великое непокорство» или бунт против существовавших порядков, требований морали, в частности, разрушение храмов, могил предков. В третье зло, называвшееся «заговором, изменой», включали переход на сторону врага, бегство из страны и т. п. Лица, совершившие преступления, относящиеся к первым трем видам зла, вместе со всеми мужчинами их семьи подвергались обезглавливанию, а женщины (матери, жены, дочери) обращались в рабство.

Следующая группа форм зла объединяла менее значимые по степени общественной опасности деяния, которые условно можно отнести к тяжким преступлениям. Четвертое зло – «неподчинение, непокорство» – охватывало преступления против близких родственников: их убийство, причинение телесных повреждений. Пятое зло – «несправедливость, порочность» – означало поведение, противоречащее естественному порядку вещей, преступления, совершенные с особой жестокостью, а также все виды колдовства, приготовление ядов. Шестое зло – «выражение великого непочтения» – содержало нарушение особо значимых запретов, к числу которых были отнесены, например, кража предметов религиозно культа, а также хищение вещей, используемых императором.

Борьба с остальными из «10 зол», так или иначе, была связана с защитой нравственного порядка в семье, который считался основой социальных устоев. Седьмая форма зла – «выражение сыновьей непочтительности» – охватывала неподчинение родителям, в том числе брань в адрес родителей, их плохое содержание, выделение из семьи без их разрешения. Восьмое зло – «несогласие, разногласие» между кровными родственниками – включало широкий перечень преступных деяний: от умысла убить или продать в рабство близкого родственника до избиения женой мужа. Девятое зло – «несправедливость, неправедность» – содержало преступления, совершенные против людей, связанных с преступником не столько семейными, сколько социально-иерархическими узами. В это зло входило, например, убийство подчиненным своего начальника, учителя-наставника в конфуцианской морали. К десятой форме зла отнесли кровосмесительные половые связи, которые приравнивались к поведению «птиц и зверей».

«10 зол», хотя и не покрывали всех уголовно наказуемых деяний, выступали мерилом отношения к другим преступлениям. Ответственность по ним определялась в традиционном для китайцев ключе с учетом семейных и служебных связей между обвиняемым и потерпевшим, интенсивности преступной воли.

В VI веке упорядочили систему основных наказаний, включившую удары тонкими палками пяти степеней (от 10 до 50 ударов), битье толстыми палками пяти степеней (от 60 до 100 ударов), каторжные работы трех степеней (от 1 года до 3 лет), ссылку трех степеней (в зависимости от отдаленности места отбытия наказания). Самой суровой мерой являлась смертная казнь в двух формах (путем обезглавливания или удушения). Позже стали использовать различные дополнительные наказания.

В судебном процессе усилились инквизиционные черты. Дело обычно начиналось по жалобе потерпевшего, которая составлялась по определенной форме с помощью уличных писцов, сидевших у ворот суда. До рассмотрения дела преступника держали в тюрьме. Судьи с помощью подручных лиц проводили допросы, очные ставки, назначали пытки к тем подозреваемым, которые не сознавались. Исходя из презумпции виновности, ставилась задача добиться собственного признания как наилучшего доказательства. Если признание вины не было вырвано после троекратного допроса под пыткой, то ее могли применить к обвинителю, чтобы уличить его в поклепе. По приговору подсудимого могли оправдать, объявить виновным или его дело признать сомнительным. В последнем случае ему давали возможность откупиться. Приговор, осуждающий человека на смертную казнь, утверждался императором.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состояли особенности возникновения Арабского халифата?

2. Назовите существенные черты его общественного строя.

3. Охарактеризуйте ведомственное управление и местную администрацию в халифате.

4. Опишите доктринально-нормативную часть шариата.

5. Выделите особенности институтов мусульманского права:

– права личного статуса;

– вещного права;

– обязательственного права;

– преступлений и наказаний.

6. Покажите влияние поземельных отношений на общественный строй Китая.

7. Какие черты «восточной деспотии» сохранились в государственном строе средневекового Китая?

8. Охарактеризуйте концепцию «10 зол» в уголовном праве Китая.

Литература

1. Большаков О. Г. История халифата / О. Г. Большаков. – М., 1989.

2. Грановский Т. Н. Лекции по истории Средневековья / Т. Н. Грановский. – М., 1986.

3. Керимов Г. М. Шариат и его социальная сущность / Г. М. Керимов. – М., 1978.

4. Рогожин А. И. История государства и права стран Азии и Африки / А. И. Рогожин, Н. Н. Страхов, И. П. Сафронова. – Харьков, 1981.

5. Сагдагар М. И. Основы мусульманского права / М. И. Сагдагар. – М., 1968.

6. Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право: вопросы теории и практики / Л. Р. Сюкияйнен. – М., 1986.

7. Шарль Р. Мусульманское право / Р. Шарль. – М., 1959.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 312. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия