Студопедия — ПОДМАЛЕВОК
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПОДМАЛЕВОК






 

Так как подмалевок в картине есть первый слой живописи ее,которому надлежит за-тем принять на себя последующие слои, то, в интересах прочности живописи, следует его выполнять таким образом, чтобы он давал возможность при полной гарантии прочности произведения в короткий срок приступить к дальнейшим пропискам.

 

Наиболее отвечающей техникой этому заданию будут водяные краски:акварель и темпера.

 

П о д м а л е в о к в о д я н ы м и к р а с к а м и выполняется только на эмульсионном грунте, на котором как акварель, так и темпера ложатся вполне хорошо. Грунт этот должен содержать в своем составе значительно меньшее количество масла,чем эмульсионный грунт для масляной живописи.

 

А к в а р е л ь, однако, пригодна лишь в произведениях малого размера; кроме того, тон акварельных красок под лаком не похож на тон масляных красок.Вот почему аква-рельный подмалевок требует полного покрытия его масляными красками.

 

Наиболее применимой в подмалевке нужно считать живопись темперой.Особенно уместна она при выполнении произведений больших размеров. Здесь может быть исполь-зована, разумеется, лишь темпера высших качеств, т. е. казеиновая или яичная темпера.

 

Т е м п е р н ы й п о д м а л е в о к дает большую силу краскам,которые под лаком становятся настолько интенсивными, что масляная краска, заканчивающая живопись, мо-жет по цветосиле спасовать перед ними. Это обстоятельство при выполнении подмалевка необходимо учитывать. Лучшим материалом для прописки подмалевка будут в данном случае масляно-лаковые краски.

 

Темперный подмалевок ведется жидкими красками корпусными и прозрачными,но обязательно тонким слоем без всякой пасты.Перед пропиской масляными красками он раскрывается 4%-ным раствором желатины, который так или иначе закрепляется,после чего следует раскрыть его жидкими даммарно-или мастично-скипидарными лаками.

 

Выполняемый таким образом подмалевок дает возможность художнику в скором времени по его окончании, т. е. через несколько дней, приступить к дальнейшей работе масляными красками, которые в случае надобности могут быть легко удалены с подмалев-ка без каких-либо дурных последствий для последнего.

 

П о д м а л е в о к м а с л я н ы м и к р а с к а м и, как в техническом, так и в живо-писном отношениях выполняется различно.

 

Выполнение живописи по этому методу на клеевом и полуклеевом грунтах является наиболее целесообразным, так как с применением последних число масляных наслоений уменьшается, что весьма благоприятно отражается на прочности живописи, но может быть применим и безукоризненно приготовленный масляный грунт.

 

Цвет грунта может быть различным: белым, серым, коричневым, красноватым и дру-гим, причем цветные грунты могут быть значительной темноты, так как их легко сделать при желании просвечивающими и совершенно не просвечивающими через слои красок, что всецело зависит от системы наслоения их.

 

Одним из часто применяемых и достаточно продуктивных способов живописи в под-малевке есть выполнение ее «в протирку» масляными красками, разжиженными эфирными маслами, скипидаром, нефтью и т. п., как то практикуется и в живописи «алла прима».

 

Тонким, как бы акварельным слоем красок устанавливаются здесь формы, общий ко-лорит картины и весь ансамбль ее.

 


Разумеется, подобный подмалевок требует наименее тянущего грунта, так как только при этом условии он может сохранить свою тональность и быть полезным делу.

 

Высыхание подмалевка, исполненного этим методом, очень быстрое, если краски от-носятся к скоро сохнущим, и притом сквозное вследствие тонкости слоя красок,что, ко-нечно, имеет большое значение для дальнейшей работы над картиной.

 

Но можно вести подмалевок и пастозным письмом,причем техника его будет зави-сеть всецело от свойств применяемого при этом грунта.

 

На клеевой тянущий грунт краски наносятся в том виде,в каком они получаются из тюбиков, без всяких разжижителей. Вследствие всасывания масла грунтом они густеют на нем, становятся до известной степени вязкими, хорошо принимают на себя новые мазки красок. Это дает возможность художнику легко вводить тон в тон, мешая, таким образом, краски не столько на палитре, сколько на самой картине.

 

Вследствие частичного поглощения масла грунтом краски темнеют вскоре по нанесе-нии их на него, что заставляет живописца выдерживать живопись в более светлом тоне. Слишком тянущий грунт, поэтому даже непригоден для работы и требует какой-либо до-полнительной его обработки.

 

Положительные свойства этого подмалевка заключаются в том, что краски его скоро сохнут и крепко связываются с грунтом. Недостатком же является изменение тона красок в процессе живописи, а также при протирке подмалевка лаком перед дальнейшей его про-пиской.

 

Масляный подмалевок на эмульсионном грунте, богатом маслом, тем более на масля-ном грунте, значительно в этом отношении облегчается, так как нанесенные на них краски не изменяют своего тона. Краски могут наноситься здесь также пастозно, причем предпоч-тителен набор быстро сохнущих красок.

 

Содержание масла в красках подмалевков, нанесенных на эмульсионном и масляном грунтах, превышает, конечно, содержание его в подмалевке на клеевом грунте. Это, разу-меется, необходимо учитывать как при просушивании подмалевков, так и в Дальнейшем процессе живописи.

 

Старые мастера, особенно более отдаленного от нас времени, смотрели на свою рабо-ту в подмалевке как на подготовительную черновую работу, где все внимание мастера бы-ло поглощено постановкой рисунка, моделировкой форм, деталями композиции; что же касается колорита, то для него в подмалевке подготовлялась лишь необходимая база, опи-раясь на которую и создавался впоследствии колорит картины, свежесть которого во мно-гом объясняется описанным выше методом работы.

 

Современная живопись придерживается, в общих чертах, той же системы в работе, но метод живописи «алла прима» получил в ней очень большое значение. Каждая эпоха, как видим, создает собственную систему живописи, с чем, конечно, нельзя не считаться.

 

Подмалевок в живописном отношении должен вестись с таким расчетом, чтобы упро-стить, по возможности, все дальнейшие его прописки. Правильно исполненный подмале-вок, поэтому при второй прописке легко довести до конца с небольшой нагрузкой красок.

 

В деле подмалевка и вообще многослойной живописи и современный художник дол-жен иметь практическое знакомство с элементарными законами оптики,которыми в со-вершенстве пользовались старые мастера живописи.

 

Например, при нанесении теплых тонов на темные получается утепление поверх ле-жащего тона красок; при нанесении же теплых тонов на холодные и обратно— холодных на теплые — получается ослабление цвета каждого из них и т. п.

 

Вторая прописка начинается лишь после просушки первой, т. е. подмалевка.


 


Длительность просушки подмалевков зависит от многих условий: от того, чем, как и на чем исполнялся подмалевок, от состава его красок и, наконец, от условий температуры и света, при которых выполняется картина.

 

Подмалевок, исполненный темперой, будет готов к прописке раньше других подма-левков. Затем в порядке готовности следуют масляные подмалевки на клеевом грунте, и наконец, пастозные масляные краски на эмульсионном и масляном грунтах. Эти последние требуют особой заботливости при высушивании,так как простые масляные краски мед-ленно просыхают в толще своих слоев. Что касается масляно-лаковых красок, то благодаря составу связующего их вещества сквозное просыхание их во всех слоях идет интенсивнее, чем в простых масляных красках.

 

Хорошо просохшая живопись узнается по следующим признакам:1) она не дает от-липа, 2) при скоблении ногтем и ножом обращается в порошок,но не в стружку, 3) при дыхании на нее не запотевает.

 

В случае надобности подмалевок перед повторным прописыванием может быть -хо рошо проскоблен и выглажен ножом, специальным скребком и пр.

 

Выскабливание, пемзование и выглаживание слоев масляной живописи особенно уместно при подмалевке с пастозным(жирным) наслоением красок, так как здесь срезы-ваются излишние шероховатости и, что особенно важно, снимается верхняя корочка засо-хшего масла, которая при сильном высушивании масляной краски препятствует прикреп-лению наносимых поверх нее слоев масляных же красок. После этой операции подмалевок промывают чистой водой и высушивают.

 

При не пастозном письме подмалевка нет надобности в его выскабливании,но необ-ходима иная обработка его, так как верхняя пленка крепко засохшего слоя масляных кра-сок не только непроницаема для масла, но и «не принимает» масла; другими словами, мас-ло, наносимое на поверхность ее, не смачивает ее и не раскладывается на ней равномерно, а собирается в капельки и скатывается. Поэтому и вновь наносимый слой масляных красок не пристает плотно к поверхности уже засохшего слоя и, следовательно, не связывается с ним прочно. Чтобы высохший слой масляной краски вновь приобрел способность прини-мать на себя краску, в том случае, если он не подвергался скоблению и шлифовке, его про-тирают отбеленным маслом, которое втирается в него ладонью руки. Масло наносится в самом малом количестве, чтобы только смочить им поверхность, которую предполагается вновь прописывать. После этого уже приступают к делу.

 

Вместо масла подмалевок может быть покрыт жидким теплым раствором венециан-ского терпентина (бальзама) в скипидаре, как то практиковалось в старину, или же жидким раствором скипидарного лака, так как эфирные масла легко смачивают засохшую масля-ную краску. Той же цели достигают примесью к краскам лаков для живописи, содержащих эфирные масла.

 

При несоблюдении этих правил обращения с подмалевком верхние слои живописи приобретают наклонность к осыпанию, причем тем большую, чем дольше выстаивался подмалевок; примеров тому имеется немало в произведениях живописи позднейшей эпохи.

 

При дальнейшем прописывании подмалевка могут быть введены лессировки,если они входили в план выполнения живописи, или вторичное прописывание ведется так на-зываемым «полуписьмом», т. е. тонким слоем корпусной краски, причем живопись и за-канчивается этим приемом. Необходимо иметь, однако, в виду, что слишком большое на-ращение красок в масляной живописи считается недопустимым;каждый вновь нане-сенный слой должен быть просушен, и только тогда можно приступить к дальнейшей ра-боте.


 


Итак, придерживаясь того или иного метода живописи, необходимо всегда выполнять основные правила:

1) не наносить масляных красок толстыми слоями вообще и тем более красок, богатых маслом;

 

2) пользоваться в живописи всегда умеренно тянущим(масло) грунтом, равно как и подмалевком и вообще нижележащими слоями живописи,насыщая их

 

маслом при недостаточном его содержании в последних.

 

Лучшим приемом живописи при второй прописке является живопись«алла прима», которая дает свежесть живописному исполнению.

 

Вторая прописка ведется более жидкими красками, чем подмалевок. Здесь примени-мы лаки для живописи и сгущенные масла. Последние вводятся в краски в смеси со скипи-дарными лаками (см. «Лаки»). Вторая прописка по содержанию в ее красках связующих веществ, таким образом, превышает подмалевок. Старинный принцип наслоения масляных красок — «жирное по тощему» — соблюдается при этом вполне. Не следует, однако, зло-употреблять здесь маслами и лаками, а лучше придерживаться известной умеренности.

 

Если подмалевок велся в условных тонах,то для облегчения труда полезно начать вторую прописку в локальных тонах натуры с лессировки или полулессировки, поверх ко-торых уже следует корпусная живопись.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 196. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия