Студопедия — ВВЕДЕНИЕ. На современном этапе развития общества существует реальная общественная потребность в активизации творческого потенциала личности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВВЕДЕНИЕ. На современном этапе развития общества существует реальная общественная потребность в активизации творческого потенциала личности






Развитие музыкально-творческих способностей учащихся начальной школы путем использования музыкально-игровой драматизации

 

На современном этапе развития общества существует реальная общественная потребность в активизации творческого потенциала личности. Поэтому мысль ученых направлена на разработку методов, способствующих целенаправленному воспитанию у учащихся творческого типа мышления, творческой активности. Эта проблема нашла свое отражение в работах философов, психологов, педагогов и методистов (Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, В.А. Моляко, В.А. Сухомлинского, Г.С. Костюка и др.) [17;20;38;45;30]. Перед учреждениями образования выдвигаются новые приоритетные цели, направленные на изменение характера их деятельности и дальнейшего развития. Суть изменения деятельности учреждений состоит, прежде всего, в обращении к синкретической личности ребенка (Л.С. Выготский) [16], его духовному потенциалу. Эти процессы строятся на идеях гуманистического подхода, который, в свою очередь, выдвигает задачу формирования ценностных ориентаций синкретической личности младшего школьника.

Предлагаемые новые типы нестандартных уроков, игровые по форме проведения, ориентированы на решение этой важнейшей задачи для образования и, в частности, для общего музыкального образования подрастающего поколения.

В структуре синкретической личности младшего школьника ценностные ориентации, которые характеризуют его внутренний, духовный мир, его направленность представляют сложное интегративное образование.

Формирование ценностных ориентаций детей ученые предлагают осуществлять в ходе проведения музыкальных уроков - путешествий, уроков-драматизаций (термин Н.А. Ветлугиной), уроков-дискуссий, на которых реализуется диалогичная в своей основе и поисковая по направленности музыкально-игровая деятельность младших школьников. Поисковая музыкально-игровая деятельность детей на данных уроках находит реализацию в играх-диалогах, играх-импровизациях, музыкально-дидактических играх, развивающих играх, в частности в разгадывании кроссвордов, ребусов, криптограмм в процессе разучивания младшими школьниками песен, в драматизации, импровизации на заданную тему, сочинении песен и стихотворений.

Особенностью уроков (музыкальных путешествий, уроков-драматизаций, уроков-дискуссий) является то, что дети благодаря активному включению в музыкально-игровую деятельность не только ведут «диалог» с композиторами, поэтами, артистами, «героями» музыкальных произведений, учителем музыки, но и постигают этико-эстетические ценности музыкального искусства: мудрость, справедливость, великодушие, терпимость, настойчивость, сдержанность, нежность, скромность, отраженные в качествах личностей, создающих музыкальные произведения, в качестве образов и героев произведений.

Уроки музыки в форме диалога, направленные на формирование ценностных ориентаций младших школьников, предоставляют каждому учителю следующие возможности:

- проанализировать и обобщить результаты собственной музыкально-педагогической деятельности;

- наработать самостоятельный поиск решения задачи в общем музыкальном образовании – формирование ценностных ориентаций детей;

- обобщить методы, приемы, средства музыкальной работы с детьми.

В дипломной работе проанализированы теоретические взгляды психологов и педагогов-методистов на соотношение воспроизводящей и творческой деятельности в процессе обучения. На этой основе определяется их роль в музыкальном развитии учащихся. Музыкально-творческое развитие учащихся на начальных стадиях обучения изучали: Н.А. Ветлугина ("Теория и методика музыкального воспитания в детском саду" (соавтор - А. Кенеман)); Л.А. Баренбойм ("За полвека": Очерки, статьи, материалы.); Д.Б. Кабалевский ("Воспитание ума и сердца", "Прекрасное пробуждает доброе"), О.А. Апраксина ("Методика музыкального воспитания в школе"), и др.

Изучение методических трудов, научных положений и разработок Н.А. Ветлугиной, О.А. Апраксиной, О.Я. Ростовского и др., позволяет сделать вывод о том, что до сих пор отсутствует единая методика формирования и развития музыкально-творческих способностей учащихся, их устремлений к музыкально-творческой деятельности.

Актуальность темы дипломной работы обусловлена поисковым характером современной музыкальной педагогики, ищущей пути совершенствования учебного процесса и всей системы образования с учетом возрастающих требований к современной личности.

Цель дипломной работы – научно-методическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка эффективности педагогических условий, которые обеспечивали бы формирование музыкально-творческих способностей учащихся в учебно-воспитательном процессе средствами музыкально-игровой драматизации.

В соответствии с целью дипломной работы были определены следующие задачи:

- обозначить критерии и показатели музыкально-творческих способностей учащихся четвертого класса в музыкально-игровой деятельности;

- экспериментально апробировать педагогические приемы эффективного формирования у учащихся музыкально-творческих способностей в процессе музыкальной деятельности.

На основе цели и задач сформулированы объект и предмет дипломной работы.

Объектом дипломной работы является процесс формирования музыкально-творческих способностей младших школьников.

Предмет дипломной работы – музыкально-игровая драматизация как средство реализации творческого потенциала учащихся четвертых классов.

В связи с объектом и предметом выдвигается гипотеза, согласно которой активное использование музыкально-игровой драматизации на уроках музыки и во внеклассной работе будет способствовать как развитию музыкальных, музыкально-творческих, так и формированию общих творческих способностей.

Если исходить из того, что в характеристике детского творчества важен не столько конечный результат, сколько сам процесс творческой деятельности, то можно предположить, что развитие музыкально-творческих способностей младших школьников будет осуществляться в условиях включения ребенка в деятельность, предполагающую формирование новых представлений на основе прошлого опыта, развитие личностного отношения к предлагаемому материалу, умения оценивать его по методу сравнения с усвоенным ранее. При этом проявляется сочетание интеллекта, эмоций, суждений, сопровождающихся жестами, мимикой и другими внешними проявлениями. Важнейшим средством, позволяющим соединить в единое целое знания и поведение младших школьников, будет использование в познавательном процессе (урочном и внеурочном) учащихся музыкально-игровой драматизации.

Исследовательская работа проводилась в 4-ом классе общеобразовательной школы, поскольку для учеников данного возраста игровая деятельность является ведущей.

Накопленный научно-методический и практический опыт, позволяет определить основные направления формирования музыкально-творческих способностей учащихся 4-го класса:

1) исследование особенностей подготовительного этапа развития музыкально-творческих способностей с учетом программы начальной школы;

2) разработка методики, позволяющей активизировать интерес учащихся к занятиям на уроках и во внеурочное время;

3) на основе активной творческой музыкальной деятельности развивать у детей воображение, фантазию, нестандартное мышление, необходимое в будущем человеку любой профессии, способствовать творческому отношению к любому делу.

Теоретические основы исследования процесса формирования творческих способностей учащихся определились в процессе изучения трудов философов, психологов (Л.М. Архангельского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Б.М. Теплова) [5;27;36;17;46], педагогов (Ю.К. Бабанского, А.Б. Щербо и др.) [8;51]. Научному обоснованию положений исследования способствовали результаты известных ученых в области музыковедения и музыкальной педагогики - Б.В. Асафьева, В.Н. Шацкой, О.А. Апраксиной, Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского, Н.Д. Леонтовича и др. [7;49;4;13;22;33]. В частности, для данной дипломной работы основополагающей стали методика и результаты исследования Е.А. Борисовой, которая в своей диссертации рассматривает формирование творческих способностей младших школьников в процессе музыкально-игровой драматизации [11].

При выполнении дипломной работы использовались различные методы психолого-педагогических исследований:

· изучение литературы по проблеме в области философии, психологии, общей и специальной дидактики, частных методик музыкального образования и воспитания;

· изучение школьной документации (календарные, внеурочные планы учителей, материалы методических объединений);

· проведение педагогического эксперимента (констатирующего и формирующего), содержанием которого являлось формирование музыкально-творческих способностей учащихся;

· анализ результатов деятельности учащихся, их математическая обработка.

Исследование прошло ряд этапов:

I этап – подготовительно-поисковый. Изучение и анализ литературы по проблеме. Накопление и обоснование собственного опыта.

II этап – исследование уровня музыкально-творческих способностей детей исследуемого возраста, проведение констатирующего эксперимента, выдвижение рабочей гипотезы, разработка методики экспериментальной работы, определение целей и задач.

III этап – формирующий эксперимент. Уточнение и корректировка содержания и методического обеспечения, анализ и обобщение экспериментальной практики.

IV этап – завершение дипломной работы. Оформление результатов.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, который включает 57 источников.

Во введении обоснована актуальность выбранной темы, сформулирована цель, определены основные задачи, обозначены объект и предмет дипломной работы, на основе которых выдвинута гипотеза.

В первой главе «Развитие музыкально-творческих способностей учащихся младших классов как педагогическая проблема» раскрываются теоретические и педагогические основы формирования музыкально-творческих способностей младших школьников, а также рассматриваются понятие, роль и значение музыкально-игровой драматизации в учебно-воспитательном процессе начальной школы. Вторая глава содержит описание эксперимента. Поскольку эксперимент включает в себя констатирующий и формирующий, при этом формирующий проведен на основе двух методических вариантов, данная глава имеет ряд подпунктов:

1) анализ практики организации музыкально-игровой деятельности учащихся четвертого класса;

2) формирование музыкально-творческих способностей младших школьников в процессе музыкально-игровой драматизации;

3) методика и результаты формирования музыкально-творческих способностей личности в процессе целенаправленного обучения на уроках музыки;

4) методика и результаты формирования музыкально-игровых навыков учащихся четвертого класса в процессе внеклассной художественно-творческой деятельности;

5) динамика развития музыкально-творческих способностей младших школьников в условиях музыкально-игровой деятельности.

В заключении даны обобщающие выводы.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 201. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия