Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Возникновение сравнительно-исторического языкознания




 

На начальном этапе языкознание было составной частью философии (Древняя Греция), но в конце 18 в. происходят изменения в представлениях о языке, которые способствуют становлению языкознания как самостоятельной науки:

- создаются грамматики, в частности, не только описательные, но и сопоставительные, исторические;

- происходит знакомство с санскритом (древнеиндийский язык);

- в культуре действует романтизм (направление, которому интересно прошлое, традиции), поэтому был разработан в конце 18 века метод изучения языка – сравнительно-исторический, и сразу языкознание стало самостоятельной наукой, отделилось от философии и логики.

Основоположниками этого метода стали ученые разных стран:

- русский ученый Алекандр Христофорович Востоков;

- датский ученый Раслиус Расн;

- немецкие лингвисты Франц Бопп и Якоб Гримм.

Франц Бопп анализировал систему спряжения санскрита и сравнивал с данными греческого, латинского, персидского, германского языков и выявил, что европейские языки родственны санскриту, т.к. совпадают глагольные флексии.

Якоб Гримм сравнивал и сопоставлял звуки германских языков со скандинавскими согласными и другими индоевропейскими языками и тоже выявил родство.

Русский ученый Востоков сравнивал данные русского, украинского, белорусского языков со старославянскими особенностями и установил полногласие в восточнославянском языке и неполногласие в старославянском языке.

Начальное ро-, ло- в восточнославянских языках (лодка) и ра-, ла- в старославянском (ладья).

Таким образом, с возникновением сравнительно-исторического метода языкознание стало самостоятельной наукой, было выявлено сходство родственных языков на примере общности звуков, флексий, лексических особенностей в целом (лето - лято).

 

4. Философия языка немецкого ученого Вильгельма фон Гумбольдта (годы жизни: 1767-1835 (2 этап)).

Теоретические основы общего языкознания, философии языка были заложены в трудах немецкого лингвиста Вильгельма фон Гумбольдта, который занимался не только языкознанием, но и философией, государственным правом, дипломатической деятельностью, то есть был разносторонней личностью.

Гумбольдт создал философию языка, то есть теоретические основы языкознания. Он подчеркивал, что:

- язык поднимается над отдельными индивидами;

- язык устроен системно, это органическое целое;

- язык имеет отношение к духовной жизни и к мышлению отдельных лиц;

- язык имеет свои логические формы и влияет на характер мышления;

- язык – это проявление духа народа, результат целенаправленной деятельности, находится в вечном движении.

Многие проблемы, сформулированные Гумбольдтом, находятся в центре дискуссий в настоящее время.

Гумбольдт сложную сущность языка представлял в целом ряде диалектических противоречий:

1.) между социальным и индивидуальным в языке, то есть язык – это орудие мышления каждого индивида и наследство многих поколений.

2.) состояние и эволюция языка, то есть язык – это законченное образование и в то же время вечный процесс;

3.) язык – это система и отдельные акты речевой деятельности, то есть противоречие между языком как системой и речью как функционированием этой системы;

4.) язык – это отражение мыслей говорящего и средство объективизации мысли, то есть с помощью языка выражается и формируется мысль человека.

Таким образом, Гумбольдт разрабатывал проблемы языка в широком плане в философском смысле и это сохраняет свою целостность для современной лингвистики.

 

5. Основные направления сравнительно-исторического языкознания XIX века (3 этап).

 

Сравнительно-исторический метод, возникший в конце XVIII – начале XIX века способствовал становлению различных направлений:

1. Логико-грамматическое направление.

Существовало в разных странах, например, в Германии, в работах лингвиста Беккера, который законы логики применял к современному немецкому языку.

В России логическая школа объединяла таких ученых, как Ф.И.Буслаев, Н.И.Греч.

Буслаев создал несколько работ в рамках логического подхода к языку: «О преподавании отечественного языка», «Историческая грамматика». В этих работах ученый знакомит читателя с достижением сравнительно-исторического языкознания, а так же демонстрирует себя как ученый, который соединяет логический подход к языку со сравнительно-историческим методом. Он считает, что логические законы господствуют в грамматике, и создает логическое учение о предложении. Предмет, о котором мы судим, называется подлежащее. То, что мы судим о предмете именуется сказуемым. Присоединение сказуемого к подлежащему – это суждение. Суждение, выраженное словами – есть предложение.

Ученый считает, что не может быть предложений без сказуемого, так как вся сила суждения в сказуемом, таким образом, не признаются односоставные номинативные предложения (Ночь, улица, фонарь, аптека…).

С логической точки зрения в предложении может быть только два числа – подлежащее и сказуемое. Таким образом, не признаются второстепенные члены и распространенные предложения. (Предложение не всегда содержит суждение, оно может содержать вопрос, призыв, побуждение). Но язык в целом не подчиняется логической модели, поэтому в конце XIX века логическое направление переросло в структурно-семантическое.

2. Натуралистическое направление.

В XIX веке передовые люди находились под влиянием идей естествоиспытателя Чарльза Дарвина. В рамках сравнительно-исторического языкознания сформировалось натуралистическое направление во главе с Августом Шлейхером.

Он в языкознание перенес термины естественных наук: языковая семья, языковой организм, родословное древо и т.д.

Языкознание ученый относил к естественным наукам и считал, что объект языкознания – языки – ведут себя как организмы, т.е. рождаются, растут, зреют и борются друг с другом за существование, стареют и умирают.

Шлейхер применил к языкознанию теорию Дарвина борьбы за существование и естественного отбора. В рамках натурастического направления родилась типологическая классификация языков, т.е. деление языков на типы (изолирующий, агглютинативный, флективный). При этом естественные взгляды распространялись на языки, например, в изолирующих языках (корневых - китайский) слово равно одноклеточному организму (зародышу животного).

В китайском: Во бу па та (Я не боюсь его).

Шлейхер устанавливал родство индоевропейских языков и открыл источник, т.е. реконструируемую форму, от которой впоследствии образовались разные языковые факты. Эту реконструируемую форму он предложил обозначать знаком *. Шлейхер ввел много терминов генеалогической классификации: ветвь, древо, праязык, ближайшее и дальнейшее родство языков.

3. Психологическое направление.

В середине XIX века успешно развивалась наука психология и язык стал рассматриваться как результат психологической деятельности индивида.

Это направление развивалось в разных странах: в Германии, в России (А.А.Потебня. Его важные работы: «Мысль и язык», «Из записок по русской грамматике»). Психологические взгляды ученый применял к слову, к частям речи, к предложению. Например, Потебня отрицал полисемию (многозначность), но различал ближайшее и дальнейшее значение.

Ближайшее значение общеизвестно, используется всеми говорящими на языке.

Дальнейшее значение личное, у каждого индивидуальное. (Ближайшее значение слова квадрат – прямоугольник, у которого все стороны равны, 4 угла по 900. Дальнейшее: Т.Толстая сформулировала дальнейшее значение слова квадрат, когда смотрела на картину К.Малевича «Черный квадрат» - непереходимая черта, пропасть между старым искусством и новым, между человеком и его тенью, между жизнью и смертью, между Богом и дьяволом).

Потебня по-новому ставит вопрос о внутренней форме слова. В слове Потебня выделяет 3 элемента: звук, значение, знак (внутренняя форма).

Внутренняя форма – это один из признаков, которые познаны человеком у данного предмета. (Например, слово «белок». Внутренняя форма соотносится с названием цвета – «белый»).

Внутренняя форма может забываться: рыба, дым.

В целом понятия о слове у Потебни носит субъективный идеалистический характер, т.е. любое слово отражает состояние человека, его мысли, чувственное восприятие, ассоциации и язык в целом – это условие мысли отдельного лица. Поэтому учение Потебни противоречиво.

С одной стороны, он отрицает социальный характер языка, а с другой стороны, видитв каждом слове ближайшее значение, т.е. народное (независящее от конкретного речевого акта).

 







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 3084. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2020 год . (0.003 сек.) русская версия | украинская версия