Студопедия — Декоративно-художественные параметры и качества объекта
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Декоративно-художественные параметры и качества объекта






Те немногие французские готические храмы, которые мы видели, внутри суровы, холодны, скупы на декорации. Их изнанка обнажает внутренний каркас конструкции – своды нефов опираются на колонны, каждая капитель украшена разным орнаментом, чаще всего он не повторяется, где-то в глубине прячется маленькая точка алтаря.

Они подавляют своими размерами и сколько бы произведений искусства их не украшало, любой декор тонет в безмерности пространства и они кажутся пустыми. Можно бесконечно любоваться лишь витражами – они огромные, разнообразные, стеклянные притчи, жития святых, сцены Ветхого и Нового заветов. Но это лишь частное мнение, оставим его и разберём интерьер Нотр Дам.

В плане собор образует собой латинский крест. Его длина внутри – чуть больше 138 метров, высота сводов в центральном нефе – 38 м, боковые в два раза ниже – 16,4 метра. Внутри форма собора напоминает перевёрнутый вверх дном корабль и как нельзя лучше оправдывает название “неф” – корабль (от лат. navis – корабль).

Пока мы не отошли далеко от входа, обернёмся назад и рассмотрим убранство западной стены.

Повернувшись лицом на запад, оставим за спиной бесконечно длинный неф. Когда стоишь лицом к западной стене, впечатление от храма меняется. Он уже не кажется холодным и строгим, совсем наоборот – тёплым и необыкновенно красивым. Скульптуры на стене, подобно фрескам в православном соборе повествуют о Библейских событиях. Но если в наших храмах на западной стене по канону изображают Страшный суд, здесь иллюстрации другого рода – события, предшествующие Рождеству Христову.

Схема расположения фигур:

Рассказ начинается с изображения внизу слева трёх пророков (1)

Иоанна Предтечи, Исайи, Давида.

Им соответствуют фигуры слева (8):

Сцена причащения воина – предшественник Христа царь Мельхиседек, он одет в одежды XIII века, царь и священник Бога Всевышнего, подносящий хлеб и вино Аврааму.

Во втором ярусе слева (2):

ангел возвещает Иоакиму и Анне о рождении Марии.

Третий ярус слева (3):

встреча Анны и Иоакима у Золотых ворот.

Четвёртый ярус слева (4):

Исайя указывает на ясли.

Пятый и шестой ярусы (5, 6):

Избиение младенцев

Седьмой ярус (7) – Бегство в Египет и два символа непорочности Марии – Неопалимая Купина и руно Гедеона.
Второй ярус справа (9):

Иоанн Предтеча. В дерево вонзён топор – символ грядущего судного дня.

Третий ярус справа (10):

Иоанн Предтеча обличает Ирода в беспутстве.

Четвёртый ярус справа (11) – Агнец Божий, пятый ярус справа (12) – Захария получает весть о рождении Иоанна:

11, 12

Пятый ярус справа (13) – Крещение Господне, Проповедь Христа (14): Последний ярус справа (15) – история мощей Иоанна Предтечи.

14, 15

Под окном-розой в простенке центрального портала установлена фигура святого Никеза. Он основал первый собор в Реймсе в 407 году и принял мученическую смерть, убитый вандалами на пороге храма.

Св.Никез

Левая сторона центральной части западного фасада.

Правая сторона центральной части западного портала.

Эти сюжеты тесно связаны со сценами, изображёнными на окне-розе. Оно бывает особенно красиво в солнечный день на закате, когда в цветных стёклах витражей резвятся солнечные лучи.

Сюжеты витаража посвящены Пресвятой Богородице. В центре розы помещена сцена Успения Богородицы (М). В 12 лепестках вокруг Успения изображены 12 апостолов (6). В следующем ряду лепестков, их 24, увидим ангелов с серафимов, готовых вознестись на небо вместе с Марией (5), на внешнем круге розы в четырёхлистниках – пророки и цари-предшественники Христа встречают Богородицу в раю.

Схема витражей центрального окна-розы западного фасада

D – Бог, А – два ангела, 1- Исайя, 2 – Иеремия, 3 – Иезекииль, 4 – Даниил, 7 – два ангела с коронами, 8 – шесть царей Израилевых

Боковые внутренние фасады западной стены украшены композициями, которые тесно связаны с темами убранства внешней стороны.

В 1914 году собор подвергся артобстрелу. Сгорели деревянные конструкции, огонь повредил многие скульптуры, пострадали витражи. Боковые части западного портала восстановлены в ХХ веке.

С юга (слева) – сцены Страшного суда.

Страшный суд

С севера (слева) – сцены Страстей Господних.

Страсти Господни

Проходим вглубь собора, к трансептам храма. Изумительны окна-розы трансептов. В окне-розе северного трансепта витражи выполнены на тему сотворения мира.

1-Сотворение Адама, 2-Адам и Ева в раю, 3-Адам и Ева у древа познания, 4-Первородный грех, 5-Бог, осуждающий Адама, 7-Адам, возделывающий землю и грядущая Ева, А-Твари земные, L-ангелы, 8-кормящая Ева, 9-Каин, возделывающий землю, 10-Приготовление к жертовприношению, 11-Жертвоприношение Адама, 12-Каин убивает Авеля.

Витражи южной части трансепта

Самые старые витражи украшают галереи хора, их выполнили в XIII веке. Хоры находятся в восточной части храма, за алтарём. Вокруг них идёт галерея. Схема собора, где указаны этапы строительства:


Самые старые витражи, 1235 года, украшают верхние окна хоров. Под сводами изображены Распятие и Богородица с младенцем. Их окружают апостолы и епископы. Схема расположения витражей хора:

Немного крупнее схема центральной части:

Три витража слева:

 

Три витража справа:

Буквами и цифрами на схеме отмечено время изготовления витражей. Дело в том, что существовало два проекта витражей, но первый из них был на время отставлен. Цифрами обозначена последовательность выполнения витражей во второй четверти XIII века. Боковые витражи хора под литерами А выполнены позже, когда возобновили первый проект.

Некоторые витражи храма выполнены в ХХ веке. Прошу простить почтенную публику за столь долгое повествование и столь медленное продвижение к кульминации церковного убранства. Да простят меня специалисты в истории искусств, но для меня замечание супруга о том, что в реймском соборе Нотр Дам есть витражи Марка Шагала, прозвучала так, будто мне назначена аудиенция с самим маэстро.
-Только не говори, где их искать. Я сама узнаю, – поторопилась я и пошла осматривать все витражи, боясь пропустить те, которые с исторической точки зрения большой ценности не представляют. Но разве можно их спутать с другими?

Шагал закончил работу над витражами в 1971 году. Ему помогали витражный мастер Чарльз Марк (Charles Marq) его жена, Бриджит Симон (Brigitte Simon). Специально для прославленного маэстро, Чарльз Марк возобновил реймскую средневековую технику голубого фона XIII века, которая удивительно оттеняет все композиции Шагала.

Центральная часть шагаловских витражей посвящена Ветхому завету, Христу и Аврааму. Вверху в розе – Торжество Святого Духа, ниже справа – Распятие, под ним – Авраам и Мельхиседек, три ангела у Авраама, сон Авраама. В левой части центрального окна сцены Христа, восстающего из гроба (слева от Распятия), ниже – Снятие с Креста, жертва Исаака, Исаак благословляет Иакова, сон Иакова.

М.Шагал. Витраж галереи хора. Центральная часть

Композиции слева повествуют о царях Иудеи и пророчествах. В окне-розе – Пророки, возвещающие пришествие Христа. Слева сверху вниз: Пречистая Дева с младенцем, справедливый суд царя Соломона, древо Иессеево. Справа сверху вниз: Молящиеся народы, Давид, играющий на арфе, отверженный царь Саул.

Поскольку реймсский собор являлся местом коронации, в левом окне представлены композиции из жизни королей Франции. Помазанники Божии с крещения короля Хлодвига, подобно царям Иудейским, они продолжают древо Иессеево в Новом Завете. В верхнем круглом окне – Агнец Божий, окружённый четырьмя Евангелистами. Справа вверху – Небесное Царствие, слева вверху – притча о Добром Самаритянине. Ниже – земные цари. Ниже справа – коронация Карла VII в присутствии Жанны д’Арк, слева – справедливый суд Людовика Святого. Внизу слева – крещение Хлодвига, слева – коронация Людовика Святого.

Схема сюжетов витражей галереи хора Марка Шагала

Потрясённые величием собора, оглушённые неземной красотой витражей мы пропустили коллекцию гобеленов, которые экспонируются в боковых нефах храма. Семнадцать шпалер, выполненных в начале XVI века заказаны архиепископом Робертом де Ленокуром, посвящены житию Богородицы. Выполнены они в неизвестной мастерской в Реймсе или во Фландрии.

Часть сокровищницы реймского собора выставлены во дворце Тау, он прилегает к собору.

 







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 326. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия