Студопедия — Примечания к 5 части
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Примечания к 5 части






[mccxxviii] Яньшин П. В. Эмоциональный цвет: Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. Самара: СамГПУ, 1996. С. 208.

[mccxxix] Лестер Ирина. Зачем нам феминизм? // «Женщина Плюс…». 2002. № 3 (27). С. 13–15; Абарбанел Гейл, Ричман Глория. Жертва изнасилования // «Все люди — сестры». Бюллетень № 1–2. Петербургского Центра Гендерных Проблем. СПб., 1993. С. 106–124.

[mccxxx] Яньшин П. В. Эмоциональный цвет… С. 197–199.

[mccxxxi] Дорофеева Э. Т. Сдвиг цветовой чувствительности как индикатор эмоциональных состояний // Психические заболевания. Л.: Медицина. С. 319–327.

[mccxxxii] Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. М.: МГУ, 2001. С. 55.

[mccxxxiii] Пиаже Ж. Психология интеллекта // Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: ИП, 1969. С. 84.

[mccxxxiv] Фрумкина Р. М. Цвет, смысл, сходство. М.: Наука, 1984. С. 10.

[mccxxxv] Там же. С. 24.

[mccxxxvi] Лингвисты нередко смешивают понятия о светлоте и яркости. Последняя, по определению фотометрии, является характеристикой цветного света, а не цветовых образцов, цвет которых принято характеризовать понятием светлоты.

[mccxxxvii] Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997. С. 231–290.

[mccxxxviii] Kay P., McDaniel C. The linguistic sighificance of the meaning of basic colour terms // Language. 1978. V. 54. P. 629 (Цит. по: А. Вежбицкой, 1997. С. 238).

[mccxxxix] Категориальной универсалией цвета, согласно концепции Анны Вежбицкой, является цветовой фон природы. Так, по мнению этого исследователя, коричневые и рыжие цвета представляют культурный интерес, который безусловно связан с важностью почвы и скота в жизни человека и поэтому должны рассматриваться в контексте зрительной релевантности таких пространств (конструктов), как небо (чаще всего голубое), море (чаще всего синее), земля, покрытая травой (обычно зеленой), земля, покрытая снегом (белым) и голая земля (обычно коричневая). Однако этой концепции противоречат по меньшей мере три положения. Во-первых, голая земля не всегда является черноземом, так нередко встречаются и красноземы, и желтоземы, и песчаники. Во-вторых, человек чаще обращает внимание на фигуру на каком-то фоне, чем на фон за кокой-то фигурой. Внутренние универсалии для фигуры (компоненты интеллекта и времени) достаточно детально представлены в работах по хроматизму. И в-третьих, материалы, к примеру, чукотского языка показывают, что с подобного рода предметными цветовыми универсалиями связаны названия лишь для желтых, зеленых и синих тонов, тогда как обозначения для белого, черного и красного цветов не выводятся из названий и поэтому не связываются с какими-либо из перечисленных универсалий (Шемякин Ф. Н. К проблеме словесных и чувственных обобщений (на материалах названий цвета в чукотском языке) // Изв. Ак. Педагог. наук РСФСР. М., 1960. Вып. 113. С. 75).

[mccxl] Здесь, правда, следует учесть, что в лингвистике под означаемым нередко имеют в виду не реальный предмет, а соответствующий концепт или понятие, что, вообще говоря, снимало бы сам предмет дискуссии, если бы обсуждение велось исключительно в пределах лингвистического анализа и не переставляло акценты в основах хроматизма.

[mccxli] Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. М.: МГУ, 2001. С. 56.

[mccxlii] Витгенштейн Л. Философские работы. М.: Гнозис, 1994. Ч. I. С. 125.

[mccxliii] См., к примеру, коллективную монографию (Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. Л.: Наука, 1990).

[mccxliv] Иное дело, если это слово сопоставляется с материальным объектом, например, с краской, о чем в данном случае речи не идет.

[mccxlv] Яньшин П. В. Эмоциональный цвет: Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. Самара, 1996. §5.4.

[mccxlvi] Серов Н. В. Светоцветовая терапия. 2001. Часть 3.

[mccxlvii] Это подтверждается феноменом образования образ-концепта, в котором смысл образа (концепт) принципиально не отделим от образа (апертурного цвета). Об этом размышлял еще Витгенштейн в § 239 Философских исследований: «Откуда человеку знать, какой выбрать цвет, когда он слышит слово «красный»? — Очень просто: он должен взять тот цвет, образ которого всплывает в его сознании при звуках услышанного слова. — А как ему узнать, каков тот цвет, «образ которого оживает в его сознании»? Нужен ли ему для этого еще какой-то критерий? (Разумеется, существует некая процедура: выбор цвета, возникающего у кого-то в сознании, когда он слышит слово…) Фраза: «Слово “красный” обозначает цвет, возникающий в моем сознании, когда я слышу слово “красный”» — была бы дефиницией, а не объяснением сути обозначения чего-нибудь словом» (Витгенштейн Л. Философские работы. М.: Гнозис, 1994. Ч. I. С. 170).

[mccxlviii] Яньшин П. В. Введение в психосемантику цвета: Учебно-методическое пособие. Самара: СамГПУ, 2001. Гл. 6.

[mccxlix] Любопытно, что не только лингвисты, но и психологи старательно обходят хроматическое соответствие психического идеальному. К примеру, в своей замечательной книге О. А. Орехова пишет, что «хрома» включает три основных значения: обозначение цвета; цвет как ощущение; энергия — эмоции, чувства как их информационно-энергетическое отношение (Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб.: Речь, 2002. С. 39). Однако никогда еще обозначение цвета не включалось в понятие “цвет”, включая сюда и термин “хрома”. Так, у большинства античных мыслителей наиболее часто используемым значением “хрома” было именно представление о цвете как идеальном (внутреннем, чисто психическом!) образе по меньшей мере относительно материальной краски внешнего мира. Цветообозначение же является материальным относительно этого образа. Еще раз напомню, что в любом разделе науки (в отличие от философии), вероятно, никогда не будет соблюдаться принцип абсолютного детерминизма — в силу относительной идеализации как объектов, так и граничных условий их исследования.

[mccl] Если под «образом» понимать субъективную картину мира всех планов интеллекта, а под «концептом» — смысл образа, то «образ-концепт» включает смысл образа с картиной мира, объективированной Ид-планом. Иначе говоря, образ-концепт представляет собой смысл архетипического образа, сублимированного в процессе фило- и онтогенеза. Поэтому — в отличие от образа и концепта — в образ-концепте смысл и несущий его образ принципиально неразделимы в силу сублимации. Наиболее характерный пример образ-концепта — апертурный цвет, где смысл и образ цвета содержат информацию исключительно в интегрированном сублимацией виде (Под «сублимацией» в хроматизме понимается вид обобщения на уровне «чувственно-образной» логики подсознания).

[mccli] Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс (Экспериментальная психология). СПб.: ДНК, 2000. С. 29–31.

[mcclii] Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. С. 28–30.

[mccliii] Rousseau R.-L. Le langage des couleurs. St Jean de Braye, Dangles, 1980, P. 124, 189–191.

[mccliv] Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л.: В. О., 1990. С. 9, 45, 112.

[mcclv] Серов Н. В. Античный хроматизм. Гл. 7, 14, 17; Серов Н. В. Эстетика цвета. § 1.2–1.5.

[mcclvi] Соколов Е. Н. Векторная психофизиология // Психол. журн. 1995. Т. 16. № 4–5. Леонов Ю. П. К теории цвета в евклидовом пространстве // Проблема цвета в психологии. М.: Наука, 1993. С. 54–67; Серов Н. В. Атрибуты и функции цветового пространства // Оптич. Журн. 2001. Т. 68. № 5. С. 43–47.

[mcclvii] Серов Н. В. Хроматизм мифа. С. 112, 212. Он же. Античный хроматизм. СПб.: Лисс, 1995. С. 447–474; он же. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. СПб.: Бионт, 1997. С. 42–45.

[mcclviii] Серов Н. В. О междисциплинарном языке и моделировании интеллекта // Теоретические и прикладные вопросы психологии. СПб., 1997. С. 193–201; он же. Семантика цвета в традиционных культурах. Дисс. на соиск. уч. ст. докт. культуролог. наук. СПб.: СПбГУ; М.: Деп.ВИНИТИ, 1998. С. 1–282; Serov N. Semantics of color in chromatism // The 9th Congress of International Color Association // Proc. SPIE, 2002. Vol. 4421. P. 48–51.

[mcclix] Серов Н. В.. Семантика цвета в традиционных культурах. Дисс. на соиск. уч. ст. докт. культуролог. наук. СПб.: СПбГУ; М.: Деп.ВИНИТИ, 1998. С. 1–282; он же. О классификации формул физики на основе теории размерностей // Физика твердого тела. Л.: ЛГУ, 1975. С. 236–241.

[mcclx] В самом деле, казалось бы, «нельзя в одну реку войти дважды», — как говаривал Гераклит и упорно повторяют современные философы, забывая, что принципы научной идеализации еще Платоном только начинали осознаваться.

[mcclxi] Дорфман Л. Я. Эмпирическая психология: исторические и философские предпосылки. М.: Смысл, 2003. С. 45.

[mcclxii] Весьма показательным мне показался вопрос участницы одной из конференций в конце 2002 года: «А кто вам сказал, что психология должна быть наукой; это вы сами так решили?». — Чтобы не ссылаться на авторитеты, я ответил утвердительно. В действительности же, эта проблема в течение веков вставала перед учеными и прежде всего — в ее этическом аспекте. Лицам, которых волнует эта проблема, я мог бы рекомендовать внимательно прочитать 10 Главу монографии Карла Роджерса «Становление личности. Взгляд на психотерапию» (М.: ЭКСМО-Пресс, 2001) и сопоставить все «за» и «против» лично для себя.

[mcclxiii] Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. С. 246.

[mcclxiv] Там же. С. 43.

[mcclxv] Килошенко М. И. Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. СПб., 2001.; Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. М., 2001; Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб., 2002; Бреслав Г. Э. Цветопсихология СПб., 2000; Яньшин П. В. Эмоциональный цвет: Самара, 1996; он же. Введение в психосемантику цвета. Самара, 2001.

[mcclxvi] Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб., ДНК, 2000. С. 21.

[mcclxvii] Там же. С. 248, 380, 211.

[mcclxviii] Бреслав Г. Э. Цветопсихология… СПб.: Б&K, 2000; Ульяновский А. В. Мифодизайн рекламы. СПб.: Петрополь, 1995.

[mcclxix] Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. С. 445.

[mcclxx] Так, например, Рудольф Арнхейм полагает, что «объективный перцепт — это объект, который мог бы быть рожден в нервной системе, если бы не существовали активные внутренние силы, вызывающие различия при восприятии. В ряде случаев на объективный характер перцептов косвенно указывает их сходство с физическими эквивалентами <…> Будучи измеренными, яркость цвета или длина соответствующей волны — это не свойства объекта восприятия, а лишь его физические корреляты; между тем, одни лишь перцепты доступны человеческому опыту» (Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. С. 341). На мой взгяд, эти рассуждения позволяют лучше понять первоочередную важность перцепта в жизни человека, и в то же время еще раз доказывают принципиальную неразделимость образа и цветового концепта в сублиматах, то есть в образ-концептах.

[mcclxxi] Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. М.: МГУ, 2001. С. 54–58.

[mcclxxii] Цит. по: Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. С. 441.

[mcclxxiii] Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. С. 28, 29.

[mcclxxiv] Там же С. 31, 20, 211..

[mcclxxv] Вспомним, что о связи психологии и философии говорил и Пиаже, но основополагающим принципом его теории было все же подразделение терминологии для этих областей познания (Пиаже Ж. Психология интеллекта // Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: ИП, 1969. С. 70).

[mcclxxvi] Никандров В. В. Метод моделирования в психологии: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2003. С. 20.

[mcclxxvii] Приведение хроматического тезауруса в качестве примера для Сборника мне кажется достаточно обоснованным. Ибо у любого серьезного исследователя закономерно возникает вопрос: «На какой основе можно создавать подобный Сборник?» И, разумеется, вряд ли это сможет быть реальным мероприятием, если он будет основан на одной из «субъективных» (см. § 1.1.) теорий одного из исследователей. Именно это «рассогласование» известных мне психологических теорий и позволило предложить в качестве основы хроматическую модель интелекта, объективированную мировой культурой. Это предложение связано и с тем, что переход от объективного к субъективному всегда осуществляется более адекватно, чем обратный переход.

[mcclxxviii] Серов Н. В. Светоцветовая терапия. § 8.4.

[mcclxxix] Напомню, что согласно К. К. Платонову, к первой подструктуре относятся исключительно социально обусловленные свойства личности (направленность, моральные свойства и отношения; ко второй — индивидуально приобретенный опыт (знания, навыки, умения, привычки, уровень личной культуры); к третьей — индивидуальные особенности отдельных психических процессов (форм отражения); наконец, к четвертой — биологически обусловленные свойства личности (темперамент, инстинкты, органические изменения) (Платонов К. К. Теория и методы изучения личности // Личность и труд / Под ред. К. К. Платонова. М.: Мысль, 1965. С. 21; он же. Личность при социализме. М.: Наука, 1968. С. 69–70). В хроматизме же рассматриваются не структуры (ибо они обозначают некие материальные свойства отношений) а системные функции. См. мою «Светоцветовую терапию», где эти функции сопоставлены с подструктурами К. К. Платонова. Структуры же и подструктуры могут рассматриваться в физиологии на уровне материальных субстратов этих относительно идеальных функций.

[mcclxxx] Пиаже Ж. Психология интеллекта // Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: ИП, 1969. С. 177–214.

[mcclxxxi] Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. С. 123.

[mcclxxxii] Там же. С. 248.

[mcclxxxiii] Там же. С. 245.

[mcclxxxiv] Платонов К. К. Личность при социализме. М.: Наука, 1968. С. 21.

[mcclxxxv] Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. С. 247.

[mcclxxxvi] Платонов К. К. Личность при социализме. М.: Наука, 1968. С. 21.

[mcclxxxvii] Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. С. 243.

[mcclxxxviii] Серов Н. В. Светоцветовая терапия. 2001. Ч. 3.

[mcclxxxix] Там же. С. 36.

[mccxc] Там же. Ч. 2.

[mccxci] Фрумкина Р. М. Цвет, смысл, сходство. М.: Наука, 1984. С. 19.

[mccxcii] Шопенгауэр А. ПСС. Т. I. М., 1901. С. 193.

[mccxciii] Невская А. А., Леушина Л. И. Ссимметрия полушарий головного мозга и опознание зрительных образов. Л.: Наука, 1990. С. 28–30, 75–82.

[mccxciv] Кольцова М. М. Обобщение как функция мозга. Л.: Наука, 1967. С. 169.

[mccxcv] Невская А. А., Леушина Л. И. Ссимметрия полушарий … С. 28–30, 75–82.

[mccxcvi] Основанием этому служит гипотеза нейрофизиологов, согласно которой межполушарные различия существуют не только на когнитивном уровне, где производится классификация сенсорных сигналов и принимаются решения о зрительных образах, но и на более раннем этапе — еще при описании изображений с помощью врожденных, необучаемых механизмов зрительной ситемы (Невская А. А., Леушина Л. И. Ссимметрия полушарий…. С. 82–84).

[mccxcvii] Напомню, что Л. Витгенштейн намечал проблему Видение общего следующим образом: « Представь, что я показываю кому-нибудь разноцветные картинки и говорю: «Цвет, который ты видишь на всех этих картинках, называется “охра”. — Это — определение, и другой человек поймет его, отыскав и увидев то общее, что есть в этих картинках. Тогда он может взглянуть на это общее, указать на него. Сравни этот пример с таким: Я показываю ему фигуры разной формы, но окрашенные одним цветом и говорю: «То общее, что в них имеется, называется “охра”» (Витгенштейн Л. Философские работы. М.: Гнозис, 1994. Ч. I. С. 113).

[mccxcviii] Василевич А. П. Исследование лексики в психолингвистическом эксперименте. На материале цветообозначения в языках разных систем. М.: Наука, 1987. С. 53.

[mccxcix] Матурана У. Биология познания // Язык и интеллект / Сост. В. В. Петров. М.: Прогресс, 1995. С. 95–142.

[mccc] Серов Н. В. Светоцветовая терапия, 2001. § 11.3.

[mccci] Цит. по: Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, АСТ, 1997. С. 352.

[mcccii] Позже, правда, сама Э. Рош отказалась от этой гипотезы, но в информатике ее экспериментальные и аналитические работы, подтверждавшие существование «прототипов» и «фокусных цветов» считаются вполне работосопособными. См.: Лакофф Дж. Когнитивное моделирование // Язык и интеллект / Сост. В. В. Петров). М.: Прогресс, 1995. С. 143–184. Аналогичный вывод сделан и в хроматизме в связи с тем, что между «прототипами» фокусных цветов и апертурными цветами архетипов мной было установлено множество связей.

[mccciii] Витгенштейн Л. Философские исследования. § 501.

[mccciv] Цит по: Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. I. / Сост. М. С. Козлова. М.: Гнозис, 1994. С. 426. Для лучшего понимания смысла ОК отметим, что этот афоризм Витгенштейн заключает следующими словами: «Какое странное признание». Действительно для формальной логики это абсолютно непонятно, тогда как для образной — априорная истина. Это Витгенштейн — как гений аналитической философии — выразил весьма четко.

[mcccv] В этом смысле публикации психологов до сих пор пленяют своей философичностью. Что, к примеру может означать фраза: «Психический образ — результат сложно организованной деятельности, опосредованной категориальными структурами различного типа и происхождения». См., например, Яньшин П. В., Фомина Ю. В. Специфичность эмоциональной категоризации хроматических и геометрических признаков у детей дошкольного возраста // Психол. Журн. 2002. Т. 23. № 1. С. 61–70. При этом как всегда испытуемые не ранжированы ни по гендеру, ни даже по полу. Поэтому, разумеется, без философии здесь не обойтись.

[mcccvi] Международный светотехнический словарь / Под ред. Д. Н. Лазарева. М.: Русский язык, 1979. С. 71–72.

[mcccvii] Луизов А. В. Свет и цвет. Л.: Энергоатомиздат, 1989. С. 27.

[mcccviii] 2 Нюберг Н. Д. Курс цветоведения. М.; Л.: ГИЛП, 1932. С. 94–103; Максимов В. В. Трансформация цвета при изменении освещения. М.: Наука, 1984. Гл. 1.

[mcccix] 3 Максимов В. В. Трансформация цвета при изменении освещения. М.: Наука, 1984. Гл. 1; Nayatani Y. On attributes of achromatic and chromatic object-color perceptions // Col. Res. Appl., 2000. V. 25. P. 318–332.

[mcccx] Рабкин Е. Б. Методы спектральной индикации // Проблемы физиологической оптики. 1969, Т. 15. С. 43–48.

[mcccxi] Джадд Д., Вышецки Г. Цвет в науке и технике. М.: Мир, 1978. С. 422.

[mcccxii] Hard A., Sivik L. A theory of colors in combination. A descriptive model related to the NCS color-order system // Color Res.& Appl. 2001. V. 26. P. 4–28.

[mcccxiii] Кравков С. В. Цветовое зрение. М.: АН СССР, 1951. С. 67.

[mcccxiv] Ярбус А. Л. О работе зрительной системы человека // Биофизика. 1975. Т. 20. Вып. 5. С. 916–919; Graham C. H., Brown J. L. Color contrast and color appearances: brightness constancy and color constancy // Vision and visual perception (Ed. C. H. Graham). N.Y., John Wiley & Sons 1966. P. 469–472.

[mcccxv] Nayatani Y. On attributes of achromatic and chromatic object-color perceptions // Col. Res. Appl. 2000. V. 25. P. 318–332; Серов Н. В. Светоцветовая терапия. СПб.: Речь, 2001. Гл. 14.

[mcccxvi] Серов Н. В. Светоцветовое представление информации // Научно-техническая информация. 2001. Сер. 2. № 12. С. 1–3.

[mcccxvii] Серов Н. В. Светоцветовое представление информации // Научно-техническая информация. Сер. 2. Информационные процессы и системы. 2001. № 12. С. 2.

[mcccxviii] Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. М.: ИЛ, 1963. С. 243–332.

[mcccxix] Цветовые образцы хроматических тестов (хром-тестов) помещены на задней стороне обложки «Светоцветовой терапии». СПб.: Речь, 2001, 2002.

[mcccxx] Серов Н. В. Светоцветовая терапия. 2001. § 1.6.

[mcccxxi] Оствальд В. Цветоведение. М.; Л.: Промиздат, 1926. Гл. 4.

[mcccxxii] Серов Н. В. Светоцветовая терапия. Смысл и значение цвета. СПб.: Речь, 2001. Гл.11.

[mcccxxiii] В «Светоцветовой терапии» не учитывались функции процесса осознания информации, что и привело к безразмерной характеристике сознания как компонета интеллекта.

[mcccxxiv] Серов Н. В. Атрибуты и функции цветового пространства // Оптич. Журн. 2001. Т. 68. № 5. С. 43–47. Прошу отметить, что в формулах (4) этой статьи и (14.43) «Светоцветовой терапии» вкралась опечатка. Должно быть: l2 =(lо -a l1) / (1 -a).

[mcccxxv] Colby K. M. Energy and structure in psychoanalysis. N.Y., 1955. Eysenck A. A critical and experimental study of color preference // Am. J. Psychol. 1941. 54. 385–394.

[mcccxxvi] Серов Н. В. Светоцветовое определение информации // Информатика. 2001. Сер. 2. № 12. С. 1–3.

[mcccxxvii] См.: Тонквист Г. Аспекты цвета. Что они значат и как могут быть использованы? // Проблема цвета в психологии. М.: Наука, 1993. С. 14–15, 45–46; Канаев И. И. Очерки из истории проблемы физиологии цветового зрения от античности до ХХ века. Л.: Наука, 1971. С. 148–153.

[mcccxxviii] В психологии задание граничных условий нередко не оговаривается. Поэтому мы акцентируем тот факт, что только благодаря граничным условиям можно легко разрешить достаточно сложные проблемы и парадоксы. Так, например, известный под именем «бесконечного спуска» парадокс первичности яйца или курицы не имеет решения ни в формальной логике, ни в онтологии. Законы же семантической логики (разрабатываемые в рамках хроматизма) позволяют ввести четкие критерии познания этой системы благодаря заданию граничных условий. Так, при появлении новой (неизвестной ранее) информации о том, к примеру, какое будет яйцо — «золотое» или «серебряное», мы наблюдаем случай экстремальных условий (рождения нового как революционный путь, занимающий к тому же много меньший интервал времени, чем эволюционный путь) и, безусловно первичным здесь будет курица. При обычных же, то есть нормальных (известных заранее) условиях вылупления и роста цыпленка первичным в этом эволюционном (более длительном) процессе становится яйцо и т. д.

С этих позиций весьма проблемный вопрос о соотнесении образа и предмета (см., например, Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 4. С. 120–121) в хроматизме решается однозначно именно благодаря заданию четких граничных условий. В нормальных условиях существования субъект (строго говоря, реципиент) соотносит свойства и отношения предмета в образе. В экстремальных же условиях (процесс рождения, творческого озарения и т. п.) субъект (творец) соотносит свой образ с предметом, который он создает ab ovo. Иное дело, что реципиент (в отличие от творца) этот образ может и не осознавать, что нередко позволяет ему категорически отрицать его существование на недизъюнктивном уровне описания. Вообще говоря, такой подход к разрешению этого парадокса может сводить развитие современной психологии исключительно к безубразному (следовательно, и внесемантическому) описанию предметов исследования в связи с тем, что может отрицать первичность образа как принцип порождения информации (то есть нового знания) и утверждать истинность лишь эволюционного пути развития науки.

[mcccxxix] При поиске факторов, от которых в наибольшей мере зависит величина вегетативных компонентов эмоциональной реакции, выяснилось, что к ним можно отнести величину потребности, на базе которой возникает данная эмоциональная реакция, и прогнозируемую мозгом вероятность удовлетворения этой потребности (Симонов П. В. Вегетативные корреляты эмоциональных состояний // Физиология вегетативной нервной системы. Л.: Наука. С. 596–617).

[mcccxxx] При М = 0 величина отношения (38) стремилась бы к бесконечности, что противоречило бы атрибутам настоящего времени, тогда как при d = 0 стремилась бы к нулювеличина Id. Отсюда остается предположить, что Md ® Id. Поэтому соотношение (38) следует признать чисто гипотетическим без введения дополнительных данных.

[mcccxxxi] Серов Н. В. Атрибуты и функции цветового пространства // Оптич. журн. 2001. Т. 68. № 5. С. 44.

[mcccxxxii] Оствальд В. Цветоведение. М.; Л.: Промиздат, 1926. Гл. 4.

[mcccxxxiii] Серов Н. В. Атрибуты и функции цветового пространства // Оптич. журн. 2001. Т. 68. № 5. С. 46.

[mcccxxxiv] Серов Н. В. Светоцветовая терапия. § 12.2

[mcccxxxv] Серов Н. В. Электронные термы молекул // Оптика и спектроскопия. 1984. Т. 56. Вып. 4. С. 390, 405.

[mcccxxxvi] Вавилов С. И. Глаз и Солнце. М.: АН СССР, 1961. С. 71–110.

[mcccxxxvii] Кравков С. В. Цветовое зрение. М.: АН СССР, 1951. Гл. 4.

[mcccxxxviii] Результаты этих исследований мы приводим без поправок на хроматическую аберрацию, поглощение, отражение и рассеяние света глазными средами, что, как известно, лишь смещает границу Vl (Vl’))(Graham C. H., Brown J. L. Color contrast and color appearances: brightness constancy and color constancy // Vision and visual perception (Ed. C. H. Graham). N.Y.: John Wiley & Sons 1966. P. 469–472).

[mcccxxxix] Кравков С. В. Цветовое зрение. М.: АН СССР, 1951. С. 125.

[mcccxl] Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968; Цуканов Б. И. Время в психике человека. Одесса: Астропринт, 2000.

[mcccxli] Данный парадокс разрешается при задании граничных условий на изучаемую систему (см. примечание выше). Помимо этого следует учесть, что для испытуемого K? Одежды = K?, так как K? одежды = K? тела и, следовательно, K? одежды = K??тела.

[mcccxlii] Стимульные образцы хром-тестов приведены на обложке всех изданий «Светоцветовой терапии».

[mcccxliii] Ming-Chuen Chuang, Li-Chen Ou. Influence of a holistic color interval on color harmony // Color Res & Appl. 2001. V. 26. P. 29–39.

[mcccxliv] Собчик Л. Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. СПб.: Речь, 2001.

[mcccxlv] Строго говоря, в хроматизме используется круг оппонентных цветов Геринга, который включает в себя как дополнительные, так и контрастные цвета. Для поставленных нами задач этот фактор является весьма существенным, так как позволяет учитывать оппонентный характер взаимодействия компонентов интеллекта.

[mcccxlvi] Серов Н. В. Светоцветовая терапия. 2001. § 14.2–14.3.

[mcccxlvii] Wittgenstein L. Bemerkungen über die Farben. Frankfurt, 1979. S. 10–11.

[mcccxlviii] Метамеризация (физиолог.) — бессознательный процесс одинакового цветового ощущения от стимулов, образованных смесями различных спектральных цветов.

[mcccxlix] Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л.: В. О., 1990; он же. Античный хроматизм. СПб.: Лисс, 1995; он же. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. СПб.: Бионт, 1997; он же. Светоцветовая терапия. СПб.: Речь, 2001.

[mcccl] Сегодня практически все лингвисты пришли к выводу, что вербальный язык не в состоянии решить проблему адекватной интерпретации собственно языковых сложностей (к примеру, в проблемах «лексического класса», «цветовых концептов», «конверсных отношений» и т. п.), и что для этого необходимо построение некоего контекстно-зависимого языка, который был бы в состоянии сочленить лигвистические и чувственные предикаты на уровне единого представления. См.: Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. М.: МГУ, 2001. С. 34; Вежбицкая А. Обозначения цвета и универсалии зрительного восприятия // Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997. С. 286; Фрумкина Р. М. Цвет, смысл, сходство. М.: Наука, 1984. С. 27–31.

[mcccli] Так анализируя новые контексты межконфессионального диалога, М. А. Сиверцев отмечает, что пространство личного религиозного опыта оказывается пространством становления особого религиозного самосознания, включающего и право на личную духовную автономность, и принятие другой религии как пути столь же ценного, как и путь собственной традиции. См. статью: М. А. Сиверцев. Межрелигиозный диалог в эпоху глобализации // Человек. 2002. № 5. С. 76–87. Обоснование аналогичных выводов на примере цветового пространства приведено также в моей статье Аксиология цвета в культурах Востока и Запада // Евразия. 2001. № 2. С. 85–91.

[mccclii] Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. I. М.: Гнозис, 1994. С. 479

[mcccliii] Гуревич П. С. Роптания души и мистический опыт (Феноменология религии У. Джеймса) // Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. С. 411.

[mcccliv] Сиверцев М. А. Межрелигиозный диалог в условиях цивилизации / Человек, 2002, № 5. С. 76, 81–82

[mccclv] Здравомыслов В. И., Анисимова З. Е., Либих С. С. Функциональная женская сексопатология. Пермь: Репринт, 1994. С. 22–25.

[mccclvi] Хельмиус Г. Сценарий взросления… СПб., 2003; Тэниэхилл Р. Секс в истории. М., 1995; Эндимион. Философия низа…СПб., 1992; Лев-Старович Зб. Секс в культурах мира. М., 1991.

[mccclvii] Судзуки Д. Т. Лекции по дзэн-буддизму / Пер. с англ. М.: Ассоциация молодых ученых, 1990. С. 52–54.

[mccclviii] См. также: 3 Царств 8: 27; 2 Парал. 6:18. В буддизме эта мысль выражается более психологично: «Трудность заключается именно в том, что оно есть особо интимная вещь, которую наиболее трудно постигнуть, так как человеческий глаз не может взглянуть на самого себя» (Судзуки Д. Т. Лекции по дзэн-буддизму. С. 30). С этой концепцией в хроматизме смыкаются и заключения современных нейрофизиологов, которые постоянно отмечают невозможность планомерного сопоставления определенных функций со структурами гипоталамо-гипофизарной области мозга. Эти же заключения делает А. С. Батуев (Батуев А. С. Высшие интегративные системы мозга. Л.: Наука, 1981. С. 211–224). По данным же А. В. Завьялова, источником наиболее эффективных системоорганизующих влияний, адресованных остальным структурам, являются ретикулярная формация, хвостатое ядро и гипоталамус (Завьялов А. В. Соотношение функций организма. (экспериментальный и клинико-физиологический аспекты) М.: Медицина, 1990. С. 96, 143–146).

[mccclix] Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. I. М.: Гнозис, 1994. С. 487.

[mccclx] Серов Н. В. Светоцветовое представление информации // Научно-техническая информация. 2001. Сер. 2. № 12. С. 1–3 (См. формулу (18) в настоящем издании).

[mccclxi] Судзуки Д. Т. Лекции по дзэн-буддизму / Пер. с англ. М., 1990. С. 28–29.

[mccclxii] Цит. по: Клеман О. Истоки. Богословие отцов Древней церкви. Тексты и комментарии. М.: Путь, 1994. С. 77–78.

[mccclxiii] Цит. по: Судзуки Д. Т. Лекции по дзэн-буддизму / Пер. с англ. М., 1990. С. 51. Как замечает Судзуки (С. 103) по поводу непереводимости представления «праджня» на западные языки, «европейцы не имеют духовного опыта, сколько-нибудь напоминающего праджню. Праджня — особое преживание человека, когда он чувствует в глубинах своего существа бесконечную тотальность вещей. Говоря языком психологии, это переживание конечного эго, разрывающего свою тягостную оболочку и обращающегося к бесконечному, которое порождает все конечное, ограниченное и потому преходящее. Мы можем рассматривать подобный опыт как целостную интуицию того, что выходит за предел любого нашего частного, специфического опыта». Итак, выводы биогеохимика В. И. Вернадского полностью совпадают как с христианской, исламской и буддийской концепциями, так и с опытными данными хроматизма.

[mccclxiv] Разумеется, я вполне сознаю, что для создания мировой религии потребуются годы и годы, однако, на мой взгляд, предложенная здесь модель вполне работоспособна именно в силу веры каждого индивида в принципиальную связь как с собственным внутренним «непознаваемым» божеством под- и бессознания, так и со всем человечеством, наблюдающим за его земной жизнью путем постоянной связи биополя «ноосферы» с его гипоталамусом. О божественности.







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 358. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия