Студопедия — I. Рабочая программа
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

I. Рабочая программа






 

 

Редактор М.Н. Щербакова

Компьютерная верстка С.В. Ясько

 

Подписано в печать 15.06.2011.

Формат 60х84 1/16. Печать офсетная.

Усл. печ. л. 5,5. Уч.-изд. л. 5,95.

План 2011 г. Тираж 200 экз. Заказ

 

Типография ИрГУПС, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15

Частное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Русская христианская гуманитарная академия»

Факультет философии, богословия и религиоведения

Кафедра философии

 

  Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры­­­­­­­­­­­­­­­­­­ философии Протокол от ___________ № ___________ зав. кафедрой д.ф.н, проф. Шмонин Д.В.   «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе д. филол. н, доц. К.Е. Нетужилов «______» ________________2011 г.   _________________  

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«философия культуры»

(4-5 курс, 8-9 семестры)

Учебно-методический комплекс дисциплины составлен

в соответствии с государственным образовательным стандартом

высшего профессионального образования по специальности

Философия

 

 

Автор-составитель: д.ф.н. Бурлака Д.К.

 

Санкт-Петербург

 


Содержание учебно-методического комплекса

I. Рабочая программа

1. Пояснительная записка

2. Тематический план дисциплины

3. Содержание курса

4. Литература

5. Формы контроля

 

II. Учебно-методические материалы

1. Тексты для подготовки

2. Терминологический глоссарий

 

III. Самостоятельная работа студентов

 

IV. Методические рекомендации по прохождению дисциплины

V. Учебно-методическая карта дисциплины


 

I. Рабочая программа.

1. Пояснительная записка.

 

Цель курса – обобщить, систематизировать и проблематизировать познания в области изучения мировой и отечественной культуры, полученные за время обучения в Вузе.

 

Задачи курса.

- Сформировать целостное представление о культуре как развивающейся системе взаимосвязанных элементов.

- Проанализировать различные подходы к пониманию сущности культуры и ее происхождения.

- Очертить понимание культуры в онтологическом, аксиологическом и гносеологическом аспектах.

- Исследовать строение культуры в единстве ее важнейших формообразований

- Рассмотреть общие законы развития культурных систем.

- Проанализировать основные концепции, сложившиеся в философии культуры и культурологии.

- Рассмотреть наиболее влиятельные подходы к пониманию важнейших сфер культурно-исторической жизни.

- Прояснить основные понятия и категории философии культуры.

- Сформировать компетенции для самостоятельной исследовательской и педагогической работы слушателей.

 

Место курса в профессиональной подготовке выпускника.

 

Место курса в образовательном процессе определяется следующими обстоятельствами. Во-первых, курс реализует требования ГОС ВПО в соответствующей предметной области. В этом ракурсе культура рассматривается как самостоятельная предметная область философского дискурса наряду с другими философиями «родительного падежа», как-то: философия науки, философия истории, философия права, философия языка и т.д. Однако культура в широком смысле представляет собой «вместилище» всех указанных сфер человеческой деятельности, выступая аккумулированным опытом истории. Поэтому, во-вторых, данный курс исполняет интегральную функцию по отношению к весьма объемному культурно-историческому материалу (история художественной культуры, философии, религии, социально-политической истории), который предлагается каждому студенту РХГА в соответствии с моделью культурологически-ценностного гуманитарного образования. Кроме того, в третьих, данный курс – особенно в его третьей части «Морфология культуры» - интегрирует знания, полученные студентами в рамках спецкурсов по частным областям философского знания (философия политики, истории, науки, религии, этика и эстетика), переводя специализированные дискурсы в целостный контекст. В-четвертых, курс несет метафизическую нагрузку, тематизируя посредством погружения в конкретно-исторический материал важнейшие категории метафизики, как то: единичное-особое-всеобщее, пространство-время-вечность, бытие-ничто-сущее.

 

Структура курса.

 

Курс состоит из четырех частей. Первая - Онтология культуры - формирует (в соответствии с авторской концепцией) - общее представление о сущности культуры, исходя из ее места в сущем, причинах ее происхождения и основных структурных элементах. Содержание данной части «Философии культуры» коррелятивно соответствующим темам общеобразовательного предмета «Введение в философию».

Вторая часть – Гносеология и аксиология культуры – посвящена обзору основных концепций, сформированных в истории философии и культурологической мысли. В большинстве известных нам вариантов вузовских курсов по философии культуры именно данная тематика выступает важнейшим и едва ли не единственным предметом изучения. Мы же не ограничиваемся им, учитывая значительный объем преподавания истории философии в РХГА. Кроме того, не должен вводить в заблуждение якобы малый объем информации по отечественным авторам, скомпанованный в одну тему «Ключевые идеи отечественной философии культуры». Сама программа РХГА в определенном смысле является воплощением культурфилософских идей русских религиозных мыслителей, их идеям и интуициям уделяется специальное внимание в курсах по истории русской культуры, литературы, философии, церкви, а наш вариант «Философии культуры» в самой значительной степени пропитан ими. Объединенние под одной шапкой эпистемологии и аксиологии обусловлено самим характером постижения феноменов культуры, которое неразрывно связано с их оценкой. Данный раздел затрагивает и онтологическую проблематику, конкретизируя содержание первого раздела.

Третий раздел – Морфология культуры – строится как культурфилософский обзор важнейших формообразований, созданных человеческим духом в его историческом развитии. Речь идет о технике и хозяйстве, науке и государстве, праве и искусстве, семье и образовании, религии и философии. Все они рассматриваются как конституэнты организма культуры, обеспечивающие его развитие и функционирование, а также в качестве результата «органопроекции», интерпретируемой в более широком (и аллегорическом смысле)нежели у П.А. Флоренского. Содержание третьей части делает общее представление о культуре более конкретным, представляя собой своего рода «физику» культуры в аристотелевском смысле.

Четвертая часть – Метафизика культуры – выступает обобщением пройденного пути и возвращением к исходному пункту, в котором культура была понята как целое. На этом уровне познания от синкретической целостности, элементы которой еще не поняты в качестве самостоятельных подсистем, мы переходим к анализу целого как единства многообразного, когда под последним понимается уже не эмпирическая коллекция фактов культуры или панорама концепций, а ряды формообразований культурно-исторической жизни. Предмет изучения четвертой части – культура в единстве ее материальных и духовных факторов, структуры, обеспечивающие цельность культурно-исторической жизни (ценности, категории и универсалии культуры), а также вопрос о ее экзистенциальном смысле и эсхатологической судьбе.

 

Требования к уровню освоения курса.

В результате прохождения курса студенты приобретают:

Знания:

- Основных концепций культуры

- Проблем и понятий философии культуры и культурологии

- Строения культурного пространства и основных его элементов

- Значения культуры в развитии человека и человечества

 

 

Умения:

- Изучать, классифицировать и оценивать феномены культуры

- Применять методики культурологического анализа к конкретным предметным областям.

- Критически анализировать и аргументированно поддерживать культурологические идеи и концепции.

- Применять культурологическую аргументацию при обосновании собственной позиции.

 

Компетенции:

- Овладеть понятийно-категориальным аппаратом философии культуры.

- Быть готовым к самостоятельной исследовательской и педагогической деятельности в предметном поле культурологи и философии культуры.

 

Материально-техническое обеспечение курса:

- Компьютер, проектор и экран (для демонстрации учебных материалов, фото и аудио материалов)

- учебная литература как основное средство обучения

- нетехнические вспомогательные средства (схемы, таблицы)

 

Формы проведения занятий:

- Лекции, практические занятия.

Практические занятия проходят в форме:

- семинаров

- анализа материалов (из собрания преподавателя, классических текстов философии культуры, а также артефактов культуры, взятых в качестве материала для анализа)

- докладов студентов

 

Формы итогового контроля и система оценки:

Учебно-методический комплекс рассчитан на 72 часа аудиторной и 74 часа самостоятельной работы в течение двух семестров, из них лекций – 48 часов, практических занятий – 24 часа.

Формы контроля – зачет (первый семестр), экзамен (итоговый).

Зачет проводится по темам II раздела.

Зачет состоит из двух частей:

1. Письменная часть – реферат на одну из предложенных или согласованных с преподавателем тем (см. 3.1).

2. Устный ответ, выявляющий знакомство студента с основными культурфилософскими подходами и концепциями.

Вопросы к зачету совпадают с названиями тем второго раздела.

 

Экзамен состоит из 2 частей:

устный ответ (40%)

тест (20%)

Помимо этих составляющих, при выставлении итоговой оценки учитывается:

Работа на практических занятиях (20%)

Самостоятельная работа (20%)

 

Оценки выставляются по следующим показателям:

95-100% - А (5)

90-94% - В (5-)

80-89% - С (4)

70-79% - D(4-)

60-69% - Е (3)

0-59% - F (2)

 

 

Тематический план.

Тема Лекции Семинары Всего
1. Основные термины и методология курса.      
2. Сущность культуры.      
3. Проблема происхождения культуры.      
4. Строение культуры в ее генезисе.      
5. Когнитивное, праксиологическое, эстетическое и сакральное измерения культуры.      
6. Культура как целостная система.      
7. Итоговые определения культуры.      
8. Гносеологические и аксиологические измерения философии культуры.      
9. Первые опыты построения философии культуры.      
10. Формирование классической философии культуры.      
11. Философия культуры Гегеля.      
12. Марксистская концепция культуры.      
13.Представления о культуре в позитивизме и постпозитивизме.      
14. Прагматические концепции культуры.      
15. Понимание культуры в философии жизни.      
16. Философия культуры в рамках неокантианства.      
17. Феноменологические подходы к пониманию культуры.      
18. Философия культуры Освальда Шпенглера.      
19. Историко-культурологическая концепция А. Тойнби.      
20. Социологические и социально- фундированные концепции культуры.      
21. Психоаналитические концепции культуры.      
22. Игровые концепции культуры.      
23. Лингвоцентричные и семиотические концепции культуры.      
24. Экзистенциалистские и персоналистические концепции культуры.      
25. Структуралистские концепции культуры.      
26. Постмодернистские концепции культуры.      
27. Теология культуры.      
28. Понимание культуры в мистико-эзотерических учениях.      
29. Ключевые идеи отечественной философии культуры.      
30. Понятие морфологии культуры.      
31. Техника.      
32. Наука.      
33. Научная картина мира.      
34. Экономика.      
35. Полития и политика.      
36.Государство.      
37. Право.      
38. Мораль.      
39. Эстетическое измерение культуры.      
40. Сакральное измерение культуры.      
41. Осевое измерение культуры.      
42. Место философии в культуре.      
43. Культура как целое и ее скрепы.      
44. Материя и форма культуры.      
45. Пространство культуры.      
46. Время культуры.      
47. Единичное, особое и всеобщее в строении культуры.      
48. Внерациональные условия единства культуры.      
49. Символизм культуры и проблема ценностных оснований творчества.      
50. Проблема онтологического статуса культуры.      

Содержание курса.







Дата добавления: 2015-06-16; просмотров: 314. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия