Студопедия — Тема 5. Политические традиции и символы
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 5. Политические традиции и символы

1. Усиление неравномерности социально-экономического развития. И в самом деле, если одни общества (особенно некоторые африканские страны) ещё не преодолели даже «индустриальный барьер», то другие (скажем, американское, германское, французское) видимо, уже вступили в постиндустриальную стадию. Неравномерность по разным причинам может проявляться и в территориальном плане внутри одного и того же общества. К примеру, итальянский юг традиционно менее развит, чем север: восток сегодняшней ФРГ, в силу своего сорокалетнего «увлечения» социализмом, тоже пока заметно отстает от запада этой страны.

2. Социальная открытость и экспансия контактов вовне. Общество стало терять свои национальные и государственные очертания и превращаться в глобальную цивилизацию. Этот процесс называется глобализацией.

3. С другой стороны, возрождаются и усиливают свое влияние архаичные структуры: этнос, семья, товарищество. Усиливается кризис идентификации, т.е. социального причисления (например, смена пола).

 

Угрозы и риски развитию современного общества:

1. возникает угроза утраты человеком своей индивидуальности;

2. возможность аномии, т.е. отсутствие разделяемых всеми членами данного сооб­щества ценностей и норм и, как следствие, возникновение социального хаоса;

3. манипуляция массовым сознанием;

4. раз­деление мира на основной и периферийный с уготованной многочисленному населению периферии бедностью (теория «золотого миллиарда»).

 

Тема 5. Политические традиции и символы

Вопросы к лекции:

1. Политические традиции.

2. Политическая символика

 

1. Политические традиции

 

Традиция в переводе с латинского означает передача, предание. Это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени.

Традиции могут проявляться в общественной и политической жизни, в практической активности граждан, социальных слоев, групп, партий и организаций, в политической борьбе. Поэтому они являются важным элементом политических систем, политической культуры общества.

При столкновении политики и политических решений с традициями чаще всего побеждают именно традиции. Поэтому недооценка или неучет влияния и веса традиций приводит к поражению политических лидеров и партий, к их изоляции от населения.

Проявление традиций, как правило, стихийно, спонтанно. Однако в некоторых случаях сознательная деятельность личностей, общественных организаций и политических партий способствует возникновению традиций.

Важной особенностью традиций является то, что они есть форма передачи определённых отношений, эта форма может быть наполнена разным содержанием, которое нередко значительно отличается от того первоначально содержания, которое было в нее заложено. Таким образом, на протяжении истории реальное содержание традиции может меняться. В этом одна из причин устойчивости традиций. Эта особенность позволяет и в современных условиях использовать в практике традиции, унаследованные от далекого прошлого. Например, одна из традиционных форм выражения мнения общества по поводу власти и ее деятельности являются демонстрации, но если в СССР это был способ выражения своей лояльности и поддержки существующему режиму, то сегодня часто это также способ общества показать свое недовольство деятельностью власти.

Традиции тесно связаны с народной памятью и с наследием. Традиция означает, что в головах людей имеется известное представление об должном, о том, как должно быть, и это должное так или иначе направляет и упорядочивает современную практику.

Роль традиций в области общественной жизни и общественной активности настолько велика, что некоторые массовые действия сохраняются веками, несмотря на попытки гражданской или духовной власти их ликвидировать (народные праздники, шествия, парады, манифестации, несение почетного караула, возложение венков, чествование политических лидеров и т.д.). При советской власти была отменена рождественская елка, и все же со временем пришлось ее вернуть уже в качестве елки новогодней.

В политической культуре функционирует также сложный, многообразный и трудно определяемый мир легендарных, а то и мифических воспоминаний: святые места, героизированные личности, старые страхи, старые проклятия или, наоборот, симпатии, которые сохраняются и воспроизводятся в романтических рассказах, сказках, произведениях, песнях, учебниках. В политической культуре политическая традиция тесно пересекается с фольклором, частично смешивается с ним, создавая причудливую, трудно анализируемую картину. Но недооценивать традиции нельзя, их устойчивость может сильно сказываться на политических решениях, политических симпатиях и ориентациях сегодня.

Многие традиции активно проявляются в периоды крупных общенациональных потрясений (революция, война за освобождение, восстание). В этом смысле можно утверждать, что такие потрясения не только создают традиции, но и вскрывают (так сказать, оживляют, реставрируют) многие традиции, которые сложились уже давно, но длительное время дремали.

В качестве традиций выступают те или иные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обряды. Примером возвращения забытых традиций в России стало посещение руководителями государства церковных церемоний, возвращение законодательному органу страны прежнего названия «Государственная дума» и др.

Политические традиции могут исключить или значительно упростить выбор участников политического процесса, обеспечить предсказуемость его осуществления. Вместо того чтобы обосновать и защитить свои позиции в выборе той или иной альтернативы, люди часто отделываются простым ответом – «по традиции», «так всегда было».

Традиции безличны. Люди реагируют не на личностную политику, а на принятые в данном сообществе нормы, например, голосовать за представителя той или иной партии, социальной группы.

С особой силой традиции возрождаются в кризисные периоды, потому что политические силы ищут опорные точки для решения новых проблем. Обращение к традициям может в этом случае либо придать дополнительные возможности для решения кризиса, либо, наоборот, дезориентировать их, если они просто накинут на себя одежду прошлого. Это называется – вливать новое вино в старые меха.

Традиции более устойчиво и эффективно передаются в социальной общности, которая более сплочена, структурирована. В этом случае человек подвергается более концентрированному воздействию, образцу поведения и мышления. Например, вступление в партию, союз, объединение означает присоединение не только к программе, но и одновременно подключение к определенной общественной памяти, к истории, как ее видит данный коллектив, к традиции, которые он олицетворяет.

Традиции отличаются, как правило, значительной устойчивостью. В тех случаях, когда они приобретают общенациональный и межклассовый размах, они сохраняются длительное время даже после того, как исчезли причины, их породившие, или исчезли те классы и слои, среди которых они возникли и укоренились. Так, например, не смотря на изменившиеся условия и отмену официального празднования 7 ноября в качестве дня Октябрьской революции, в этот день некоторые партии и общественные организации тем не менее проводят свои мероприятия, а во многих семьях этот день отмечается застольем. Сохранен и праздник «День труда», который отмечается 1 мая, но общероссийская демонстрация в этот день уже не проводится.

К числу традиционно-нормативных элементов политической культуры относятся политические обычаи и ритуалы, политическая мода. Если политические обычаи – это длительное массовое стандартное политическое поведение, то политическая мода – это кратковременный (непродолжительный) массовый стандарт. Политический же ритуал представляет собой фиксацию установленного способа политической деятельности, канонизированную церемонию (процедуру) определенного политического поведения, например инаугурация президента, принятие присяги, исполнение гимнов, и.д.

 

2. Политическая символика

 

Важнейшим условием сохранения идентичности любой нации или государства как именно данной, вот этой социокультурный и политической общности являются национально-государственные символы. Они выступают связующими элементами политической культуры, носят ярко выраженную эмоциональную окраску и способны играть мобилизующую роль. Символ представляет собой концентрированное зримое выражение идеи явления или понятия.

Государственная символика воплощает прежде всего идею национально-государственного единства и величия. Политическая символика – это специфическое средство общения между людьми, она маркирует принадлежность людей к конкретной социальной общности, помогает осознавать центральную идею это общности.

Символы можно изображать условно-графически (христианский крест, серп и молот, нацистская свастика), а также человеческими или иными фигурами: Джон Булль в Англии, дядя Сэм в США, медведь в России, лев в Великобритании, страус в Австралии. Символами могут быть растения – для России это ель и береза, для Ливана – кедр, а для Канады – клен. Выразителем национального духа, фактором, способствующим формированию национального самосознания и в то же время воплощением лица страны, могут выступать те или иные города, например, когда речь идет о вопросах и проблемах политического характера, могут сказать, что между Вашингтоном и Москвой возникла напряженность, имея в виду отношения между США и Россией. Или начинают говорить о газовом конфликте между Москвой и Киевом, имея в виду Россию и Украину.

На поведение людей часто более сильное влияние могут оказать не столько сами действия правительства, политических партий и деятелей, сколько система символики, ориентирующая людей на конкретный тип социальных отношений. Часто символы создаются искусственно, на основе неполной, предвзятой трактовки тех или иных социальных и общественно-политических процессов и явлений. И тем не менее общий язык символики свидетельствует о единстве политической культуры данного общества.

Как отмечал немецкий философ Освальд Шпенглер, единство всякой культуры зиждется на общем языке ее символики. Каждый народ создает и почитает собственные символы, они строятся на длительной традиции и способствуют национальной самоидентификации. Одна часть символов формируется спонтанно в процессе жизнедеятельности всех или большинства членов культурного, политического сообщества, другая — создается и целенаправленно внедряется элитами. Со времени возникновения национального государства политические лидеры создавали и использовали национальные символы для обоснования проводимого ими политического курса. Министр иностранных дел Франции Ламартин говорил в 1848 г.: «Если вы отнимете у меня трехцветный флаг... то отнимете у меня половину мощи Франции как здесь в стране, так и за границей». То же самое можно сказать применительно к большинству государств современного мира.

Одно из центральных мест среди символов занимают национальные гимны, которые представляют собой официальные патриотические символы или, как пишет К. Серулоу. «музыкальный эквивалент девиза, герба или флага страны». Гимны, подобно другим национальным символам, становятся чем-то вроде «визитной карточки» нации. Они — современные тотемы — знаки, с помощью которых народы отличают себя друг от друга или подтверждают границы своей «идентичности».

Каждая страна имеет свой государственный или национальный флаг, олицетворяющий ее независимость, суверенитет и место в мировом сообществе. Показательно, что главы государств (президенты, монархи), вступая в должность, произносят клятву верности при обязательном присутствии государственного флага. Оскорбление флага в большинстве стран рассматривается как уголовно наказуемое преступление, флаг в сочетании с гимном и другими атрибутами государственности во многих странах превратился в эмоциональное воплощение нации. Не случайно, когда граждане одной страны хотят выразить свое недовольство и протест действиями другого государства, они прибегают к публичному сожжению флага этого государства. Как правило, ни одна официальная церемония не обходится без государственного флага. Он водружается на зданиях резиденции главы государства и правительства. В дни официальных праздников государственный флаг вывешивается на общественных зданиях. Государственные флаги являются неизменным атрибутом при двух- или многосторонних переговорах между различными странами. Флаги перед зданием ООН символизируют страны, входящие в эту международную организацию.

Государственный флаг каждой отдельно взятой страны имеет собственную историю. Так, современный российский флаг в его нынешних цветах восходит к военно-морскому флагу, который впервые появился в 60-х годах XVII в. В конце того же века он стал общепринятым. Его поднимали на ботике Петра I в 1688 г., на судах в Белом море в 1693 г., на кораблях Азовского флота в 1697-1700 гг. В начале XVIII в. этот военно-морской флаг описывали так: «Флаг Его Царского Величества московского разделен натрое. Верхняя полоса белая, средняя синяя, нижняя красная. На синей полосе золотой с царской короною венчан двуглавый орел, имеющий в середине красное клеймо с серебряным св. Георгием без змия». При выборе цветов немаловажную роль сыграла русская национальная традиция. У русских с незапамятных времен белый цвет воспринимался как символ свободы и величия, отсюда фольклорный «белый царь». Голубой считался цветом Богоматери. Как полагают исследователи, голубые балдахины патриархов во время крестных ходов указывали на их причастность к служению Богоматери. И, наконец, третий из цветов красный символизирует цвет крови, пролитой за царя и отечество. В этой связи обращает на себя внимание то, что царские грамоты скреплялись печатью красного воска, под красным балдахином появлялись цари перед народом. Постепенно бело-сине-красный флаг, переданный Петром I в 1705 г. торговому флоту, стал государственным. Позже в XIX в. белой, синей и красной полосам придали значение единства Белой, Малой и Великой Руси. Причем собственно Россия — Великая Русь — получила в этом толковании красный цвет.

Следует отметить, что в триколоре цвета неоднократно менялись. Но все же в народном сознании утвердилось сочетание белого, синего и красного цветов. Интересно, что они украшали ледяные горки на масленицу и балаганы на ярмарках, появлялись при праздновании юбилеев Петра I. Именно бело-сине-красные флаги поднимались при открытии памятника Пушкину в 1880 г. в Москве, а также на Всероссийских художественно-промышленных выставках. Показательно, что царь Александр III перед своей коронацией 7 мая 1883 г. дозволил украшать здания бело-сине-красным флагом. В вопросе о сочетании цветов российского государственного флага последняя точка была поставлена в 1896 г. В том году особое совещание при Министерстве юстиции накануне коронации Николая II определило, что государственным будет «окончательно считаться бело-сине-красный цвет и никакой другой».

Национальный бело-сине-красный флаг снова стал достоянием российского народа в 1989 г., когда он появился на несанкционированных митингах и демонстрациях в Москве, Ленинграде и ряде других городов. В рамках решения правительства РСФСР от 5 ноября 1990 г. о создании новой российской символики 21 августа 1991 г. Чрезвычайная комиссия Верховного совета РСФСР постановила «считать исторический флаг России — полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой и алой полос официальным Национальным флагом Российской Федерации». 31 октября 1991 г. этот флаг был утвержден съездом Народных депутатов. При всех трудностях, переживаемых нашей страной, трехцветному флагу суждено стать символом объединения всех россиян.

Наряду с флагом та или иная страна в представлениях как ее граждан, так и иностранцев, отождествляется с ее гербом. Часто в качестве центрального элемента гербов выступают изображения растений и деревьев (например, у Ливана — кедр, Канады — кленовый лист и т.п.), животные (лев у Великобритании), птицы (орел у США, Германии, России и т.п.). В последних двух случаях напрашивается аналогия с положением дел в мире животных и птиц: подобно тому, как среди зверей царствовал лев, а среди птиц — орел, в мире людей на вершине власти стоят король, император, царь.

Двуглавый орел — один из древнейших символов власти, верховенства и мудрости. Орлы в таком качестве встречаются уже в Древнем Египте. В VII в. до н.э. двуглавый орел символизировал объединение Мидийского царства с Ассирией. Изображения орла встречаются на цилиндрических печатях Халдеи, датирующихся VI веком до н.э. В средние века золотой орел на красном поле стал одним из атрибутов Византийской империи. В XV в. черный орел на золотом фоне был гербом Священной Римской (Германской) империи.

Центральное место занимает изображение орла и в государственном гербе России. В России стремление представлять высшую власть над людьми приняло геральдическую форму в XV в. В тот период изображение византийского золотого орла на красном фоне было заимствовано Русью после женитьбы Великого Московского князя Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софии Палеолог. С тех пор российский герб постоянно подвергался изменениям. В последний раз он был изменен в 1856 г. по специально принятому по этому поводу закону.

Центральное место в нем занимал двуглавый орел, изображенный на фоне геральдического щита, который держали ангелы и архангелы Михаил и Гавриил с мечом и крестом. Каждая из голов орла несла по короне, над которыми на некотором расстоянии возвышалась третья, значительно большая корона. Как указывалось в описании герба в законе 1856 г. на груди орла изображен «герб московский: в червленом и золотыми краями щите святой великомученик и победоносец Георгий в серебряном вооружении и лазурной приволоке на серебряном, покрытом багряной тканью с золотою бахромою коне, поражающий золотого с зелеными крыльями дракона золотым осъмиконечным наверху копьем».

В свою очередь сам геральдический щит, увенчанный императорской короной, был изображен на фоне «сени» или мантии, соединенной с шлемом Александра Невского. Над ним возвышалась еще одна корона, а над нею хоругвь с полным повторением всех названных выше изображений. Венчал хоругвь символ православия — восьмиконечный крест. Идею государства передавала надпись: «С нами бог». Причем этот девиз повторялся на шлеме Александра Невского и хоругви. Далее на гербе воспроизводился целый ряд других эмблем и символов, призванных передать все атрибуты и нюансы титулатуры российского царя и подчеркнуть его власть над 50 различными по политическому статусу и размерам, а также экономическому, культурному, конфессиональному положению землями Российской империи.

Как известно, эта эмблема перестала быть государственным гербом сразу после октябрьского переворота 1917 г. и установления советского режима. Только в 1993 г. был утвержден новый герб Российской Федерации, в котором воспроизведены основные атрибуты традиционного государственного герба Российской империи. В соответствующих документах этот герб описывается следующим образом: «Государственный герб Российской Федерации представляет собой золотого двуглавого орла, помещенного на красном поле. Над орлом три исторические короны Петра Великого (две малые — над головами и над ним — одна большого размера). В лапах орла — скипетр и держава. На груди орла на красном щите изображение всадника, поражающего копьем дракона». Здесь корона — символ не монархии, как это было раньше, а суверенитета. Две головы орла символизируют то, что Россия лежит одновременно в Европе и Азии, она всегда обращена одновременно и на Запад, и на Восток. Шарообразность державы призвана говорить о единстве государства, скипетр же символизирует власть. Всадник, поражающий дракона,— древний символ противоборства добра, побеждающего зло.

 




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Типология обществ | Понятие основных принципов международного права

Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 2482. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия