Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛЕКЦИЯ №1




Определение ощущения:

Чаще всего ощущение определяют как элементарный психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

В этом определении можно выделить по меньшей мере четыре основных момента. Первое: ощущение – это элементарный психический процесс. Под словом «элементарный» здесь подразумевается относительная простота ощущения как одного из проявлений психики (например, ощущение света, цвета, звука, запаха и пр.) по сравнению с более сложными психическими процессами (такими как воспоминание, представление, мыслительный акт, изменение эмоционального состояния и т.д.).

Второе: ощущение есть отражение не предметов материального мира, а лишь отдельных свойств, признаков, характеристик этих предметов. Другими словами, мы не можем сказать: «я ощущаю этот стол, окно, комнату и т.д.» (предметы в их целостности можно лишь воспринимать). В то же время вполне корректно сказать, что «я ощущаю гладкость (шероховатость) и твердость поверхности этого стола, его цвет и другие отдельные свойства».

Третье: ощущение состоит в субъективном отражении не только внешних воздействий, но и внутренних состояний организма, таких как чувство наполнения желудка или мочевого пузыря, чувство сердцебиения, нехватки воздуха, болей со стороны каких-либо внутренних органов и т.д. Для отражения внутренних состояний организма служит специализированная интероцептивная сенсорная система (система висцеральной чувствительности).

Наконец, четвертое. Адресуясь еще раз к определению ощущения, данному выше, мы видим, что ощущение может возникать лишь при непосредственном действии раздражителей на соответствующие рецепторы. Этим ощущение отличается от таких проявлений психики как воспоминание, представление, образы воображения и фантазии и т.д.

Классификации ощущений:

В обыденном сознании и языке укоренилось представление о пяти основных «чувствах» – зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Когда говорят о «шестом чувстве», то обычно имеют в виду интуицию. На самом же деле, как будет далее показано, этих чувств (т.е. разновидностей ощущений) значительно больше. Для того, чтобы лучше разобраться в их разнообразии, имеет смысл определенным образом классифицировать ощущения.

Классификация ощущений может быть дана по различным критериям – по модальности, по расположению воспринимающих органов (рецепторов) и по их отношению к источнику воздействия.

Модальность можно определить как качественное своеобразие ощущения, обеспечиваемое активацией определенной сенсорной системы (органа чувств) соответствующим (адекватным) раздражителем. Из нашего повседневного опыта мы знаем, что ощущение света отличается от ощущения звука, а ощущение вкуса качественно иное, нежели ощущение запаха и т.д. Эти субъективные различия, эта непохожесть ощущений, формирующихся в разных сенсорных системах и называется сенсорной модальностью. По этой классификации выделяют ощущения зрительные, слуховые, тактильные, температурные, болевые, вкусовые, обонятельные и т.д.

По расположению рецепторов (в зависимости от того, направлены ли они во внешнюю среду или сигнализируют о состоянии внутренней среды организма) различают ощущения 1) экстероцептивные; 2) интероцептивные и 3) проприоцептивные. Экстероцептивные ощущения возникают при действии внешних раздражителей. Таковы, например, ощущения зрительные, слуховые и обонятельные, ощущения, возникающие при прикосновении к коже и т.д.

Интероцептивные ощущения сигнализируют о состоянии внутренних органов. Таковы, например ощущения учащенного сердцебиения, наполнения желудка и мочевого пузыря, ощущение нехватки воздуха в душном помещении и др. В некоторых случаях (при заболевании того или иного органа) интероцептивные ощущения могут доминировать над всеми остальными и определять поведение субъекта в данной ситуации.

Наконец, к третьей группе относят ощущения проприоцептивные. Это – ощущения, возникающие при движении суставов, напряжении и расслаблении мышц, растяжении сухожилий, ощущения со стороны вестибулярной системы (при поворотах, наклонах, изменении позы). Выделение таких ощущений в особую группу вполне оправданно, так как они сигнализируют не о событиях и изменениях во внешней среде и не о состоянии внутренней среды организма, а о том, как «вписывается» наш организм в окружающее пространство, каково взаимное расположение частей тела относительно друг друга и т. д. Иногда говорят, что ощущения такого рода формируют «схему тела» индивида, что имеет немаловажное значение для адекватного и целенаправленного поведения человека в окружающем его мире.

По отношению к источнику воздействия различают ощущения контактные и дистантные, или, другими словами, ощущения, возникающие при непосредственном контакте с раздражителем или на определенном (иногда очень значительном) удалении от него. Примерами ощущений при контактном воздействии могут служить вкусовые ощущения или ощущения давления на кожу. Ощущения при дистантном воздействии (зрительные, слуховые, обонятельные) не требуют непосредственного контакта с источником раздражения (света, звука или запаха). Интересно отметить, что в процессе эволюции живых организмов на Земле на первый план выходят именно дистантные органы чувств. Это позволяет животному или человеку в определенной степени предвосхищать те или иные события и изменения в окружающем мире, заблаговременно реагировать на жизненно значимые ситуации и т.д.

Свойства ощущений:

Различают четыре основополагающих свойства, которыми обладают ощущения – качество, интенсивность, длительность и пространственная локализация.

Качество– это особенность данного ощущения, отличающая его от других и варьирующая в пределах одной модальности. Таким образом, понятие модальности шире понятия качества; одна и та же сенсорная модальность может включать в себя несколько качеств. Примеры: вкусовая модальность включает в себя 4 основных вкусовых качества – кислое, горькое, сладкое и соленое; температурная модальность – 2 качества (тепло и холод) и т.д.

- Бирюзовый (цвет)

- Большой (размер)

- Запах ландыша

- Вкус малины

- Звук ЛЯ первой октавы

- Прикосновение руки

- Ощущение солнечного тепла

 

Интенсивность ощущения (иногда можно встретить выражения «сила ощущения», «величина ощущения», но более корректно все-таки говорить об интенсивности) зависит от двух факторов. Первое – это сила действующего на организм раздражителя. С точки зрения здравого смысла можно предположить, что интенсивность ощущения должна возрастать пропорционально величине раздражителя. В первом приближении это так, хотя чаще всего эта связь не является линейной (характер этой связи будет подробно анализироваться в соответствующих разделах). Второй фактор – это состояние самого организма. Известно, что в состоянии утомления, усталости ощущения ослабевают, в состоянии же физического и духовного подъема они, напротив, обостряются. Еще более показательны примеры, касающиеся людей с некоторыми заболеваниями, сопровождающимися повышенной возбудимостью центральной нервной системы (истерия, эпилепсия и др.). Так, перед истерическими или эпилептическими припадками чувствительность резко обостряется – свет кажется невыносимо ярким, звуки неестественно громкими, даже обычные прикосновения к коже могут восприниматься как болезненные.

Длительность ощущения, естественно, зависит от длительности действия внешнего раздражителя, но эта зависимость также достаточно сложна. Так, если испытуемому предъявить два звуковых сигнала одинаковой длительности (например, в 1 секунду), но различающихся по громкости, то более громкий звук субъективно ощущается как более длинный. Длительность ощущения в некоторых сенсорных системах может быть значительно меньше длительности воздействия. Так, если мы попадаем в помещение с каким-либо неприятным запахом, то обычно ощущаем этот запах лишь несколько минут, хотя пахучее вещество продолжает действовать значительно дольше. Это объясняется так называемой сенсорной адаптацией. Напротив, иногда ощущение может длиться даже после того, как раздражитель перестал действовать. Так, если вы пристально посмотрите на какую-нибудь яркую картинку (изображение) и закроете глаза, то «послеобраз» этой картинки будет оставаться перед вами еще в течение нескольких секунд.

Пространственная локализация ощущения имеет весьма важное значение для некоторых видов чувствительности (зрение, слух, кожное чувство), поскольку представляется важным не только сам факт действия на органы чувств того или иного раздражителя, но и его расположения в пространстве. Например, если мы переходим улицу и слышим гудок автомобиля, то для нас вовсе небезразлично, находится ли этот автомобиль справа или слева, движется ли на нас или в противоположном направлении. Благодаря адекватной оценке пространственной локализации зрительных объектов мы можем воспринимать их форму, размер и удаленность. При действии же болевых раздражителей на поверхность кожи у нас моментально срабатывает оборонительный рефлекс и мы быстро устраняем ту или иную часть тела от вредоносного воздействия.

Восприятие (перцепция)

Определение восприятия:

В термин восприятие часто вкладывается двоякий смысл. Во-первых, под восприятием понимают субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или на разные анализаторы. В этом смысле иногда употребляется понятие перцептивный образ. Во-вторых, восприятие можно трактовать как процесс формирования этого образа (употребляются также такие термины как перцепция, или перцептивный (сенсорно-перцептивный) процесс). Таким образом, в отличие от ощущения, восприятие есть субъективное отражение не отдельных свойств, сторон и характеристик предметов и явлений окружающего мира, а их целостное отражение как совокупность всех ощущаемых свойств. Общим же для ощущения и восприятия является то, что и то и другое формируется при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.

Еще определения:

Восприятие – процесс отражения целостных сцен, событий внешнего мира, возникающий при непосредственном воздействии внешних раздражителей на рецепторы (Меньшикова Г.Я.)

Восприятие –процесс построения перцептивного образа внешних предметов и событий (конструктивистский подход).

Восприятие – процесс извлечения информации об окружающей среде для организации поведения.

Зачем нам нужно изучать восприятие?

· Получить фундаментальные знания о том, как мы познаем окружающий мир;

· Решить практические задачи взаимодействия с окружающей средой (сирена-звук, цвет светофора- опасность, яркость монитора –не опасно для зрения);

· Лечить нарушения сенсорных систем;

· Создавать роботов, воспринимающих подобно нам окружающий мир;

· Создавать произведения живописи, архитектуры, музыки…

 

Классификации восприятия:

Обычно используют две классификации. Первая – в соответствии с преобладающей ролью того или иного анализатора. В этой связи говорят о зрительном, слуховом, кожно-кинестетическом восприятии и т.д. Так, если мы рассматриваем картину, то у нас работает зрительный анализатор, если слушаем музыку – слуховой. Понятно, что такая классификация несколько условна, поскольку в подавляющем большинстве случаев в восприятии участвуют сразу несколько анализаторов. Вторая классификация имеет больше философскую, нежели психологическую, подоплеку. Восприятие классифицируют в соответствии с основными формами существования материи – восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения. Можно видеть, что и эта классификация не лишена некоторых условностей.

Свойства восприятия:

Обычно выделяют шесть основных свойств восприятия – целостность, структурность, предметность, константность, активность и осмысленность.

Целостность восприятия. Как будет показано далее, по поводу этого свойства долгие годы продолжалась борьба мнений. Как утверждали представители ассоциативной психологии и сторонники структурализма (структурной психологии), восприятие можно рассматривать как совокупность отдельных ощущений. Из чего складывается, например, образ яблока? Согласно этой точке зрения – из ощущений формы (круглое), характера поверхности (гладкое), цвета (например, красное) и других отдельных свойств. Тем не менее в начале ХХ столетия гештальт-психологи убедительно доказали, что любой воспринимаемый образ изначально целостен и не сводится к сумме отдельных ощущений. Лишь используя определенные мыслительные (интеллектуальные) операции, мы можем выделить в воспринимаемом образе составные части, определить его структуру.

Структурность. Несмотря на то, что любой воспринимаемый образ по сути своей целостен, он имеет собственную структуру, т.е. состоит из взаимосвязанных, взаимоупорядоченных, структурированных элементов. Здесь имеется в виду структурированность этих элементов не только в пространстве, но и во времени. Так, например, слушая музыкальное произведение, мы воспринимаем не каждую ноту в отдельности, а формируем в сознании целостный музыкальный образ. Однако это не мешает нам воспринимать отдельные нюансы, музыкальные переходы, оттенки тембра и т.д.

Предметность восприятия можно определить как отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к самому этому миру. Возьмем к примеру любой зрительный образ. Известно, что «отпечаток», изображение любого объекта, воспринимаемого зрительной системой, формируется на сетчатке глаза. В то же время мы видим этот предмет не на сетчатке, не внутри глаза, а проецируем его в ту область пространства, где он реально находится. Имеются определенные генетические задатки, обеспечивающие свойство предметности восприятия, но наиболее важная роль принадлежит жизненному опыту. Так, известно, что наблюдатель может достаточно точно определить размер и удаленность знакомых объектов, но делает массу ошибок в отношении незнакомых. Еще более ярко это проявляется в случаях, когда слепорожденные «прозревали» в достаточно зрелом возрасте (такие случаи известны в медицине). Мир вовсе не открывается им во всей своей красе, а новые для них зрительные образы кажутся совершенно чуждыми, непонятными. Человек в буквальном смысле слова учится видеть, сверяя показания зрительной системы с привычными слуховыми, кожно-кинестетическими, обонятельными и другими образами, и этот процесс может затягиваться на месяцы и даже годы.

Особенно большое значение имеет предметность восприятия для дистантных видов чувствительности – зрения и слуха.

Константность (инвариантность, постоянство) восприятия. Очень важное свойство восприятия, позволяющее формировать субъективный образ независимо от внешних условий и разнообразных преобразований воспринимаемого объекта. Так, мы можем воспринимать, например, стол в разном ракурсе, с разного расстояния, при разной освещенности и т.д., но тем не менее воспринимаем его как нечто данное. Мы можем перевернуть этот стол «вверх тормашками», но и в этом случае будем воспринимать его как таковой.

Свойство константности восприятия также формируется на основании жизненного опыта, способности к обобщению, абстрагированию от конкретных признаков и деталей, а в процессе эволюции появляется достаточно поздно. Так, опыты по различению геометрических фигур, проведенные на низших позвоночных (рыбы) показали, что треугольники, ориентированные основанием вверх и основанием вниз расцениваются животными как разные фигуры. В то же время для млекопитающих (обезьяны) любые пространственные преобразования таких фигур (повороты, изменение размера и пр.) совершенно не влияют на опознание. Из этого можно заключить, что константность восприятия требует достаточно высокого развития нервной системы.

Активность восприятия состоит в том, что наши органы чувств – это не пассивные образования, в которых как в зеркале отражается внешний мир. Понаблюдайте за детьми дошкольного возраста и вы убедитесь, насколько активно они познают окружающий мир. До 5-6-летнего возраста ведущее место занимает не зрительная система, а кожно-кинестетический анализатор. Когда ребенок знакомится с новым для него объектом (например, игрушкой) он берет ее в руки, ощупывает со всех сторон, иногда ломает, пытаясь понять, что у нее внутри, как она устроена и т.д. И это вполне естественно, так как только активно манипулируя с объектами, можно познать мир. Если бы человек был неподвижен и не манипулировал с предметами, он никогда не составил бы правильное, адекватное представление о мире. И это не фантастика! Во всем мире, в том числе и в нашей стране, участились случаи ДЦП (детского церебрального паралича), а в наиболее тяжелых его проявлениях ребенок практически навсегда прикован к постели. Вряд ли такой человек научится когда-нибудь адекватно воспринимать мир и станет на сто процентов психически полноценным человеком.

Активность восприятия имеет отношение и к взрослому человеку. Можно привести три примера. Первый: наши глаза независимо от нашего желания и воли непрерывно движутся, как бы постоянно ощупывая окружающее пространство. Если бы глаза оставались неподвижными, мы были бы слепы! И этому есть экспериментальные подтверждения. Второй пример. В опытах американского психолога Стрэттона на испытуемого надевали очки, переворачивающие изображение внешнего мира. Несмотря на то, что в первые дни ношения таких очков испытуемый видел мир «вверх ногами», в один прекрасный момент все становилось на свои места, мир переворачивался и становился «как надо». Стрэттон показал, что такая перестройка происходит тем быстрее, чем активнее испытуемый движется, чем активнее манипулирует с окружающими его предметами. Наконец, третий пример. Предположим, вы сидите с закрытыми глазами, а на вашу ладонь попеременно кладут различные трехмерные фигурки – шар, куб, параллелепипед, конус, призму. Можете ли вы, не двигая рукой, опознать эти фигурки, ориентируясь только на ощущение давления на ладонную поверхность? Вряд ли! А если вам предложат ощупывать эти фигурки так, как вы считаете нужным? Наверно, в этом случае распознавание фигур не составит особого труда.

Осмысленность восприятия состоит в том, что воспринимаемые (перцептивные) образы всегда имеют определенное смысловое значение. Человек не только воспринимает объекты, но и классифицирует их, относит к той или иной категории, определяет их значимость в данный момент. Жизненный опыт, степень знаний об окружающем мире и здесь играет весьма значительную роль. Так, степень осмысления перцептивных образов у ребенка и взрослого, несомненно, различна.

В завершение вводного раздела следует упомянуть еще об одном понятии, имеющим непосредственное отношение к ощущению и восприятию – понятииапперцепции. Апперцепцию (термин введен в свое время Лейбницем) определяют как зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности.

Если задать вопрос, все ли люди совершенно одинаково воспринимают окружающий мир, то на этот вопрос не так легко дать однозначный ответ. Что касается ощущений, то у всех людей они более или менее одинаковы (за исключением случаев патологии органов чувств, разумеется). Что же касается целостного восприятия внешнего мира, его осмысления субъектом, то оно в значительной мере определяется особенностями жизненного опыта, условиями воспитания, уровнем образования и пр. Если мы вспомним, как воспринимали мир в раннем детстве, то наверно совсем не так, как в юности, а в пожилом возрасте мир предстает совершенно в других красках.

Известный отечественный психофизиолог В.Д. Глезер ввел очень емкое понятие сенсорно-перцептивной модели мира. Когда человек появляется на свет, то эта модель представляет собой не более чем генетический «каркас», потенциальную способность воспринимать внешний мир. Но с каждым днем на эту изначальную модель начинает нанизываться, «накручиваться» жизненный опыт, и сенсорно-перцептивная модель мира постоянно усложняется, изменяется, совершенствуется в течение всей жизни человека, обогащается его жизненными принципами, установками, потребностями. Известно, что разные люди могут интерпретировать одни и те же события совершенно по-разному, по-разному относятся к одним и тем же явлениям повседневной жизни, вкладывают разный смысл в одни и те же ситуации и т.д. В этом и состоит свойство апперцепции.

Известно, что апперцепция (или, другими словами, субъективная установка на восприятие) может формироваться не только самим субъектом, но и окружающими его людьми. Если, например, мы знакомимся с новым человеком, то восприятие его в момент первой встречи может быть не вполне объективным, предвзятым, если мы знали что-то об этом человеке со слов друзей и знакомых.

Основные подходы к изучению зрительного восприятия:

§ Структурализм одна из первых теорий, объясняющих зрит. восприятие. Самое гл. – найти мельчайшие кирпичики - а потом можно придумать здание. Кирпичики –это ощущения. Восприятие – сумма ощущений. Основной предмет –как мы воспринимаем самые простые стимулы, которые вызывают самые простые ощущения.

§ Гештальт-психология - в противовес структурализму. Восприятие – единое целое. Мы воспринимаем гештальт - единое целое, а не отдельные части.

§ Конструктивизм – одно из самых ярких. Предполагают, что в не может идти без использования знаний о внешней среде. Общение со средой формирует некоторый ментальный конструкт, который потом активно используется для того, чтобы воспринимать. Ментальный конструкт –это наши знания о среде и наши действия в этой среде.

§ Экологический подход – в противовес конструктитивизму. Не нужно ментальной конструкции, нам достаточно вычерпать информацию о световом потоке, кот приходит в глаз наблюдателю. В этой стр-ре все есть, сама структура задает нам структуру восприятия.

§ Информационный подход – в комп зрении. Процесс восприятия- процесс переработки информации. На каждом этапе свой процесс – выделение контура, объединение контура в единое целое, интнрпретация , переаботка инф от самых простых форм до самых сложных

§ Нейрофизиологический подход – о работе нейронах, перерабытывающих информацию

§ Когнитивная нейрология – нейроны –это хорошо, но должны связать с когнитивными процессами.

Основные феномены восприятия по Ф.Х. Олпорту

-Сенсорные качества

- Бирюзовый (цвет)

- Большой (размер)

- Запах ландыша

- Вкус малины

- Звук ЛЯ первой октавы

- Прикосновение руки

- Ощущение солнечного тепла

 

-Конфигурация (организация фигуры и фона, иллюстрация лицо-цветок, иллюзия цветового контраста). Это св-во было исследовано в гештальт –пс. Главгое в восприятии воспринимать фигуру на фоне. Отношение между фигурой и фоном оч спецефичное (картины Эшера). Ести мы что-то одно выбрали за фигуру мы теряем фон. Х исп-т эту особенность.

Лицо –цветок – показывает что не отдельные части, а гештальт – единое целое.

Феномены конфигурации – любые качества объектов воспринимаются не отдельно, а воспринимаются вместе с контекстом (окружением).

Иллюзия Мюллера-Лайера

 

 

 

Наше восприятие зависит, на каком фоне и в каком предъявлены объекты. Линии или форма в предъявленных иллюзиях зависят от контекста.

 

 

 

 

Иллюзия одновременного цветового контраста.

Одно и то же цветовое пятно, предъявленное на разном цветовом фоне воспринимается по-разному. Это свойство используют дизайнеры- привнести цветовую яркость , если краски однообразны.

 

-Константность

- это свойство воспринимать качества объектов внешнего мира неизменным несмотря на изменения условий наблюдения. (в зависимости от точки наблюдения –изменяются воспринимаемые свойства – должны были бы видеть все объекты мира изменяющимися в зависимости из какой точки смотреть). Но объекты мы воспринимаем неизменными. –это и есть константность. Чтобы объяснить это свойство вводят два понятия.

Дистальный стимул- объект, воспринимаемый наблюдателем.

Проксимальный стимул – отображение дистального стимула на рецепторной поверхности.

На поверхности сетчатки происходят очень сильные изменения проекции, когда вы перемещаетесь из одной точки наблюдения в другую или когда перемещается сам объект. Например,(несоответствие между размером проксимального стимула и размером дистального стимула) девушка-сетчатка-изменения размера, но мы воспринимаем рост как постоянный. Мы ориентируемся не на проксимальный стимул на на дистальный стимул. – несоответствие проксимальных стимулов при разных условиях наблюдения. + механизмы изменения проксимального стимула. Форма тоже может меняться, если измениться точка наблюдения (рука).

Образ объекта соответствует свойствам дистального или проксимального стимулов?

Зрительной системе приходится ориентироваться на дистальные стимулы, а не проксимальны, иначе мы не сможем выжить в этом мире.(елки).

- субъективные шкалы

У каждого своя собственная шкала степени выраженности свойства воспринимаемого объекта

ЛЕКЦИЯ №1







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 1428. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2020 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия