НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. В мире возникает очень много проблем от агрессивного национализма. Нередко он принимает форму религиозной нетерпимости (фундаментализма). Это больше касается мусульман (например, палестинских арабов, Ирана, Алжира и др.), но встречается и среди других религий. Часто он идёт рука об руку с терроризмом. Причём страдают обычно ни в чём не повинные люди. Люди издавна живут на планете, группируясь в определённые национальные сообщества, которые называются этносами. В древности это были роды, племена или союзы племён. Затем народности. А с развитием индустриального общества - нации. На земном шаре многие тысячи наций, народностей, племён. Они имеют: свой язык (или диалект), культуру, исторические особенности, традиции, религии и пр. Нации, в отличие от менее развитых общностей, связаны также с единой письменной культурой (в том числе и через средства массовой информации - СМИ), тесными экономическими отношениями, системой транспорта связи и мн. др. Некоторые племена насчитывают меньше тысячи человек, а иные нации - это десятки или даже сотни миллионов. Но каждая народность неповторима и имеет право на уважение к своим особенностям. Обычно народы живут не изолированно, а тесно соприкасаются друг с другом. Бывает, что одни народности как бы растворяются (ассимилируют) в других. Некоторые же в самых неблагоприятных условиях сохраняют свои особенности. Происходят и процессы взаимного сближения. Национальные отношения - понятие сложное. В разных местах на первый план могут выйти те или иные показатели: религия ли, язык, обычаи и др. Национальные отношения заключаются в том, каким образом уживаются эти различия; существует ли вражда, ненависть, противостояние, или, на-против, мир, согласие, взаимопонимание; смотрят ли на человека, прежде всего с позиции: кто он по национальности, или, напротив, это последнее дело; как относятся к межнациональным бракам и т. п. Этносы — большие группы людей, выделяемые на основе общности культуры, языка, сознания не-расторжимости исторической судьбы. Социальные общности, выделяемые по этническому признаку, многообразны. Прежде всего, это племена, народности и нации. Нация – исторически сложившаяся устойчивая форма общности людей, образующихся в процессе формирования общности их культуры, духовной жизни, языка, национальной психологии и созна-ния, экономических и политических связей, территории. Нации являются наиболее развитыми этническими образованиями, возникшими на основе языковой, территориальной, культурной, экономической, социально-психологической общности. Они наиболее характерны для современного мира, в котором существует не менее двух тысяч различных этносов. Важным фактором является национальное самосознание личности, которое определяет нацию как общность и человека как члена этой общности. Благодаря национальному самосознанию, человек остро чувствует интересы родного народа. Можно отметить две стороны национальных интересов: 1. необходимо сохранять свою особенность, неповторимость в потоке человеческой истории, уни-кальность своей культуры, решительно противодействовать физическому исчезновению народа, обеспечивать достаточный уровень экономического развития. 2. интересы нации состоят в том, чтобы не отгораживаться от других наций и народов. Характер национальных отношений определяют две взаимосвязанные тенденции: к дифференциации и к интеграции. Каждая нация стремится к саморазвитию, к сохранению национального своеобразия, языка, культуры. Эти стремления реализуются в процессе их дифференциации, которая может принимать форму борьбы за национальное самоопределение и создание самостоятельного национального государства. С другой стороны, саморазвитие наций в условиях современного мира невозможно без их тесного взаимодействия, сотрудничества, обмена культурными ценностями, преодоления отчуждения, поддержания взаимовыгодных контактов. Тенденция к интеграции усиливается в связи с необходимостью решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, с успехами научно-технической революции. Необходимо иметь в виду, что эти тенденции взаимосвязаны: многообразие национальных культур не ведет к их изоляции, а сближение наций не означает исчезновения различий между ними. Межнациональные отношения — материя особенно тонкая. Нарушение или ущемление национальных интересов, дискриминация отдельных наций порождают чрезвычайно сложные проблемы и конфликты. В современном мире существуют межнациональные конфликты, вызванные различными причинами: 1) территориальными спорами; 2) исторически возникшей напряженностью в отношениях между народами; 3) политикой дискриминации, проводимой господствующей нацией в отношении малых наций и народов; 4) попытками национальных политических элит использовать национальные чувства в целях собственной популярности; 5) стремлением народов к выходу из многонационального государства и к созданию собственной государственности. Следует иметь в виду, что международное сообщество при решении межнациональных конфликтов исходит из приоритета государственной целостности, нерушимости сложившихся границ, недопустимости сепаратизма и связанного с ним насилия. При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюдение гуманистических принципов политики в области национальных отношений: 1) отказа от насилия и принуждения; 2) поиска согласия на основе консенсуса всех участников; 3) признания прав и свобод человека важнейшей ценностью; 4) готовности к мирному урегулированию спорных проблем. Во второй половине XX века на политической карте мира появилось более сотни новых государств. И этот процесс продолжается. Неудивительно, что национальные отношения в мире одни из самых важных и в некоторых районах - самые беспокойные, вызывающие войны, революции и пр. А вместе с ними, понятно, огромную роль играет и идеология (обоснование) этих отношений - национализм. Его можно определить как всемирное восхваление своего народа, страны, религии и т. п. Нации, не имеющие собственного государства, порой стремятся создать его, и - напротив - господствующие народы стремятся подавить такие желания. Опыт показал, что попытки дать каждой или ведущим нациям государственное устройство очень часто оказываются неудачными. Это в определённый период может вести к расколам, недовольствам со стороны других провинций, понижению прав некоренного населения в национально-государственных образованиях. Всё это отчётливо проявилось в республиках СССР, который раскололся именно по национальным союзным республикам. Затем и отдельные республики столкнулись с национальными проблемами внутри себя. Множество русских, например, в Молдавии, Крыму, Прибалтике, в той или иной форме противостоят теперь господствующим нациям. А в восточных республиках порой подвергаются притеснениям. В результате появились миллионы беженцев, людей, бросивших всё нажитое и оставшихся ни с чем. В некоторых местах даже возникли войны: в Грузии (Абхазия, Южная Осетия), в Молдавии, в Карабахе, Таджикистане. Очень болезненна также проблема беженцев и переселенцев. Сегодня идёт напряжённый поиск путей выхода из многочисленных этнических кризисов. Передовой частью мирового сообщества осознана и признана ценность гуманистического подхода к этническим проблемам. Суть его состоит: 1. в добровольном поиске согласия (консенсуса), в отказе от национального насилия во всех его видах и формах. 2. в последовательном развитии демократии, правовых начал в жизни общества, в признании прав личности над правами государства и нации. Обеспечение прав и свобод личности, независимо от национальной принадлежности. Такова основная идея современного цивилизованного подхода. На международном уровне приняты документы обеспечивающие равенство всех наций, как титульных, так и национальных общин. Декларация прав человека и гражданина принятая (ООН); Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. (принята странами СНГ 21 октября 1994г.) Между тем существует мнение, что Беларусь – мононациональная республика, поскольку 83,2 % её населения составляют белорусы. Однако следует отметить тот факт, что данное мнение несколько ошибочно. Да, у нас нет дискриминации, открытого государственного антисемитизма, геноцида, вооружённых конфликтов на национальной почве. И всё же, в РБ по состоянию на 1 октября 2001г. зарегистрированы и действуют 93 общественные организации, 19 национальных общностей. Совершенствование национальной политики РБ определяется 3 направлениями: 1. белорусским национальным возрождением и развитием; 2. переводом в ранг государственной политики внимания к проблемам национальных общностей; 3. ростом внимания к белорусской диаспоре, особенно в ближнем зарубежье; Основой формирования национальной политики в РБ стало создание её правовой базы. Определяющими среди законодательно – правовых актов являются: • Конституция РБ; • Закон "О культуре в БССР" 4 июня 1990г. • Закон "О гражданстве РБ" 29 октября 1991г. • Закон "Об образовании РБ" 29 октября 1991г. • Закон "О национальных меньшинствах РБ" 5 января 2004г. • Закон "О печати и других средствах массовой информации" 13 января 1995г. Обретя независимость, РБ в числе основополагающих принципов определила своё отношение к народам, традиционно проживающим на её территории. В статьях 14 – 17, 50 и 51 Конституции РБ закреплены равные права граждан, принадлежащих к разным национальностям. В законе "О гражданстве РБ" заложены основы национального согласия в новых исторических условиях. Он предоставил гражданство всем, кто постоянно проживал на территории РБ, без всяких дискриминационных ограничений. В нашей стране приняты и действуют свыше 20 законодательных актов, в отдельных приложениях которых закрепляются права и свободы лиц, принадлежащих к национальным общностям. Следует также отметить и тот момент, что Уголовный кодекс РБ имеет специальную статью об ответственности за разжигание межнациональной розни. В июле 1997г. принята "Инструкция о порядке определения национальной принадлежности граждан РБ". В этом документе в соответствии с Конституцией и законодательством РБ определение национальной принадлежности граждан является их личным и свободным выбором. За последние годы в РБ проделана немалая работа по реализации прав национальных общностей. В 1994г. Министерством культуры РБ был создан Республиканский центр национальных культур, который к настоящему времени объединяет десятки национальных культурно-просветительных объе-динений. При центре работают самодеятельные национальные коллективы, отмечаются религиозные праздники ряда конфессий и национальных общностей, функционируют некоторые воскресные школы, курсы иностранных языков. В Белоруссии уже работают польская школа в Гродно, небольшая еврейская школа в Пинске, еврейские классы при общеобразовательных школах в Минске и Гомеле, воскресные школы ряда национальных общин. В 2000г. Госкомитетом была организована и поддержана подготовка первого в стране учебного пособия "Татароведение. История, религия и культура белорусских татар". Одним из важных результатов работы национально-культурных объединений стало проведение с 1996г. в городе Гродно Республиканских фестивалей национальных культур, которые получили широкий международный резонанс. Таким образом, весьма отрадно, что руководство нашей республики чётко заявило о своей решимости твёрдо проводить в жизнь принципы Всеобщей Декларации Прав человека, все статьи этого важнейшего документа.
|