Студопедия — Классицизм и ампир
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Классицизм и ампир






Зачатки классицизма проявились уже в итальянском искусстве второй половины XVI в. в творчестве Виньолы, Палладио, Серлио и Беллори. Однако целостной системой он стал только во Франции XVII в. К XVIII в. он уже доминировал во всей Европе. Немецкий интеллектуал Иоганн Иоахим Винкельманн в 755 г. утверждал, что современная ему культура имеет только один путь развития – следовать античным образцам и идеям. Этот поворот назад воспринимался тогдашним кругом интеллектуалов как обновление, благодаря вере в силу разума. Рациональная античность противостояла хаосу барокко, его многоликости, изменчивости и непредсказуемости. Классицизм базируется на принципах меры и гармонии. В то же время барокко и классицизм роднит идея противостояния природы и человека, индивида и социума. Но беззащитность человека перед реальным миром (вспомним слова Паскаля: «человек – это мыслящий тростник») в классицизме воплотилась иначе. Новая архитектура символизировала не только порядок, но и мощь государства. Отчасти она успокаивала, отчасти подавляла. От ее безукоризненных форм веяло холодом, и не случайно классицизм был столь любим тиранами – Наполеоном, Гитлером, Сталиным.

В современной науке принято выделять классицизм XVII в., классицизм XVIII и классицизм XIX века (неоклассицизм).

Основоположником классицизма считается французский художник Никола Пуссен. В живописи классицизма XVII в. получил развитие «идеальный пейзаж» (Н. Пуссен, К. Лоррен, Г. Дюге), воплотивший мечту классицистов о «золотом веке» человечества. Во французской архитектуре классицизм связан с отмеченными ясностью композиции и ордерных членений постройками Ф. Мансара. Среди образцов зрелого классицизма в архитектуре этого века – восточный фасад Лувра (К. Перро), творчество Л. Лево, Ф. Блонделя. В связи с этими мастерами мы можем говорить о чистоте стиля, позже французский классицизм вбирает в себя элементы архитектуры барокко и становится гибридом.

В эпоху классицизма появляются новые города, парки, курорты. Их характерные черты – логичность планировки, геометричность форм и объемов. Основой архитектуры классицизма становится ордер, близкий к античным образцам. Архитектура, скульптура и живопись эпохи классицизма исповедуют ясность, четкую разграниченность планов, сглаженность форм. В живописи полотно предстает как сцена, на которой разворачивается действие.

Поскольку эстетика классицизма основана на идеях рационализма, близких к воззрениям Декарта, она превозносит разум и логику. С точки зрения классицизма, ценно только то, что неподвластно времени. Эмоции должны подчиняться разуму, каприз – чувству долга. В классицизме существует четкая иерархия жанров. Чувственные жанры: натюрморт, портрет, пейзаж – относятся к «низким», так же как комедия, сатира или же басня. «Высокие» жанры – ода, трагедия, эпопея в литературе, эпические полотна в живописи – неминуемо должны обращаться к мифологии, истории, религии. Классицистская доктрина оформилась благодаря французским королевским академиям в Париже – живописи (основана в 648 г.) и архитектуры (основана в 67 г.).

В середине XVIII в. классицизм под влиянием эстетики Просвещения несколько изменился. В моде был Руссо с его концепцией «естественного человека». Новая архитектура требовала, чтобы ордерные элементы композиции были конструктивно оправданы, а в интерьере нуждалась в гибкой планировке комфортабельного жилища. Идеальным окружением дома стала пейзажная среда «английского» парка. Если «французский» парк прямолинейными дорожками и фигурными формами тщательно обрезанных кустарников подчеркивал контроль человека над природой, то английский утверждал наивысшую ценность того искусства, которое неотличимо от природы.

В архитектуре появились новые типы зданий: изысканно-интимный особняк, парадное общественное здание, открытая городская площадь.

Накануне Великой французской революции (789–794 гг.) архитектура продемонстрировала стремление к суровой простоте. Смелые поиски геометризма новой, безордерной архитектуры (К. Н. Леду, Э. Л. Булле, Ж. Ж. Леке) стали отправной точкой для поздней фазы классицизма – ампира.

Ампир (от фр. empire – империя) возник во Франции в период правления императора Наполеона I. Еще одно название ампира – неоримский стиль. Наполеон мечтал о славе римских императоров, и если классицизм ориентировался на демократические Афины Перикла, то художники Французской империи использовали формы искусства Древнего Рима. Поэтому светлую гармонию искусства периода Людовика XVI и демократическую строгость стиля Директории сменил парадный пафос «стиля Первой империи». И все же холодный, жесткий и помпезный ампир был отчасти романтичен, как и сам император. Наполеон был в восторге от «эпоса Оссиана [22]», и картина Жерара «Оссиан, вызывающий призраков» (80 г.), исполненная по заказу Наполеона для дворца Мальмезон, имела шумный успех в Париже. После египетского похода Наполеона (798–799 гг.) в Париже появилась мода на египетское. В 802—83 гг. были изданы двадцать четыре тома «Путешествия по Верхнему и Нижнему Египту» с гравюрами по рисункам барона Д.-В. Денона. В 809—83 гг. вышло «Описание Египта» Ф. Жомара, тоже иллюстрированное рисунками Денона. Эти иллюстрации вместе с «образцовыми проектами» Персье и Фонтена стали пособием для декораторов, орнаменталистов, лепщиков, резчиков, мебельщиков и ювелиров. Однако основными декоративными мотивами ампира были все те же атрибуты римской военной истории: легионерские знаки с орлами, связки копий, щитов и ликторских топоров.

Родоначальником нового стиля принято считать живописца Ж.-Л. Давида. Этот художник накануне революции прославил героические эпизоды из истории Рима в картинах «Клятва Горациев» (784 г.) и «Брут» (789 г.). Работая над картинами, Давид заказал мебельщику Ж. Жакобу предметы обстановки, срисованные им с ваз, найденных в раскопках Геркуланума и Помпеи. Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера и стал даже диктовать моду в одежде. Так, в 800 г. он написал портрет красавицы мадам Рекамье в античной тунике. Кушетка, на которой лежала мадам Рекамье, а также торшер у изголовья были выполнены в древнеримской манере. Стиль «рекамье» вскоре стал очень популярным. Спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон походила на палатку римского воина.

Придворными архитекторами Наполеона стали Ш. Персье и П. Фонтен, получившие образование в Риме. Именно они оформили интерьеры дворцов Мальмезон, Фонтенбло, Компьен, Лувр, Медон, Сен-Клу, Версаль, Тюильри, построили Триумфальную арку на площади Карусель в Париже, наподобие древнеримских (806–808 гг.). В 806–836 гг. еще одна Триумфальная арка была возведена по проекту Ж.-Ф. Шальгрена. Вершину Вандомской колонны украсила статуя Бонапарта в образе Цезаря в римской тоге (скульптор А.-Д. Шодэ).

В 82 г. Персье и Фонтен издали «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки». В комментариях они писали о том, что римский стиль можно сочетать с иными, любыми, которые придутся по вкусу. Ампир без проблем переварил сочетание римских и египетских мотивов. Красное дерево соседствовало не только с золоченой бронзой, но и с бронзой матово-черной (патинированной), которая имитировала традиционный для Египта базальт. В особняке пасынка Наполеона, принца Е. Богарнэ и его сестры Гортензии, построенном в 804–806 гг., интерьеры оформлены в самых разных стилях: здесь можно увидеть египетские, римские и даже турецкие мотивы (знаменитый Турецкий будуар).

Если для классицизма типичными были мягкие и сложные красочные гармонии, то ампир оперирует яркими красками – красной, синей, белой (это цвета наполеоновского флага). Стены обивали ярким шелком, в орнаментах преобладали круги, овалы, ромбы, пышные бордюры из дубовых ветвей, звезды из золотой и серебряной парчи на алом, малиновом, синем или зеленом фоне.

Несмотря на эклектичность и готовность наследовать декор иных эпох, ампир не распространился по всему миру. Зато, казалось бы, излишне строгий классицизм прижился в Голландии (архитекторы Я. ван Кампен, П. Пост), в архитектуре Англии (К. Рен), Италии (Пьемарини), Испании (де Вильянуэва), США (Джефферсон). Здания в этом стиле мы можем увидеть повсюду – в Восточной Европе, в Латинской Америке, в Скандинавии. А вот ампир остался «наполеоновским» стилем, и несмотря на то, что насаждался в завоеванных странах, развитие получил только в России – лишь победители приняли его добровольно. Еще до войны 82 г. архитекторы Персье и Фонтен посылали российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже». Русская аристократия подражала французской моде. В 84 г. русский император встретился с П. Фонтеном в Париже и получил альбомы с проектами оформления интерьеров и мебели. Эти рисунки способствовали появлению так называемого «русского ампира». Его корифеем считается К. Росси. Именно благодаря ему на русской почве ампир приобрел мягкость и пластичность.

В Англии ампир не получил распространения, но «английским ампиром» иногда условно называют стиль Георга IV (820–830 гг.), а «вторым английским ампиром» – стиль викторианской эпохи 830—890-х годов.







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 1001. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия