Введение. I Осевое время и «скачки» самосознания человека
Философская антропология
I Осевое время и «скачки» самосознания человека II Осевое время и типы самопонимания III Человек как вещь IV Антропологический поворот и образ человека (М. Шелер) V Феномен человека (Пьер де-Шарден) Введение «Философская антропология, в широком смысле - … учение о природе (сущности) человека, который служит исходной точкой (центром перспективы, прим. авт.) и центральным предметом рассмотрения; в узком смысле – течение западно - европейской философии 1-й половины 20 в.», возникшей в русле антропологического поворота в философии. (Философский энциклопедический словарь, М.: 1983) Человек никогда не обделял себя вниманием, но в традициях культуры «осевого времени» он рассматривал себя то, как творение могущественных начал (бога, бытия), как эпифеномен, непреднамеренный результат действия законов природы и общества (труд создал человека). Но «бог умер», мир утратил небо, осевое время завершается. Гипостазированные продукты человеческого духа (бог, бытие, добро и зло, истина и пр.), поработившие своего создателя, потеряли власть над человеком. Без неба сомнительны и все прежние определения человека. Кто он: нomo sapiens, как полагала античность; нomo faber (человек-созидатель), как полагал Маркс; нomo ludens (человек играющий); христианин - творение бога; потомок волосатых предков, как внушает естествознание? Или человек - это недоразумение природы, жизни, ее тупик? Нет ответа, поскольку все “зеркала”, в которых человек раньше узнавал самого себя, откуда получал свои определения, смысл жизни и наставления в религии, морали, философии, науке, исчезли. Правда, быть может, после «смерти бога» человек наконец-то обрел подлинное свое бытие и определение, свою меру: «одномерный человек», взаимозаменяемый винтик в аппарате существования? Конец осевого времени сопровождается мироощущением катастрофизма, кризиса. Осознается в терминах: «бог умер», «кризис культуры», «кризис гуманизма», «смерть морали», «конец истории», «одномерное общество». Понятие «абсурда» в экзистенциализме. Признаки кризиса: а) упадок форм жизни и сознания, а не конфликты внутри этих форм. Под вопросом ценность самих способов бытия: государства, экономики, политики, религии, морали, философии, науки и т.д. б) “окостенение” этих способов жизни, превращение их в технологии по массовому тиражированию человека, дух погребен под этими надгробными плитами. в) историю имеют формы бытия и сознания, они субъекты. Человек перестал быть формой развития, «путем и путником», стал средством (имеем историю социо-культурных образований, но нет человека как истории). Ступеньки (формы жизни и сознания), по которым человек убегал от природы, стали его потолком, пределом. г) ослабление критической силы суждений, утрата понятийности, возвращение образности. Клиповая культура и сознание.
|