Студопедия — Обратите внимание! 15 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Обратите внимание! 15 страница






В Рос. Федерации строительство дошк. учреждений ведётся с нач. 20-х гг. До сер. 30-х гг. в зданиях яслей и дет. садов выделялись изолированные групповые с отд. входами и др. необходимые помещения. Но проекты не всегда учитывали требования рациональной эксплуатации и экономичности зданий. В кон. 30-х гг. началось возведение дошк. учреждений на 25—100 детей по типовым проектам (авторы А. К. Чалдымов, Р. М. Смоленская и др.). Рациональная компактная планировка включала гл. веситибюль, мастерские, лаборатории. Вместо коридорной рекреации стали применяться удлинённые залы с боковым освещением. Рост числа жителей в гор. микрорайонах привёл к необходимости проектирования укрупнённых школ на 50- 60 кл., а в перспективе — шк. комплексов на 90—120 кл. Шк. здания на 60 кл. с разделением на 2 возрастные уч. секции строились в Москве (арх. И. Н. Кас-тель) и др. городах. Оптимальной была признана школа вместимостью 30 кл., и в 80-х гг. укрупнение школ достигается путём создания комплексов из 2—4 таких школ или из автономных школ для разного возраста и общешк. центра.

В 70—80-х гг. ведущие позиции в разработке совр. типов шк. зданий занял коллектив под руководством В. И. Степанова. Совр. шк. здание включает 2 уч. блока (для мл. и ст. школьников) с автономными входами и вестибюлями, блоки продлённого дня и общешкольный. В общешк. блок входят актовый и физкультурный залы, столовая, мастерские и классы домоводства, пения и рисования, а также б-ка, кабинет ТСО, техн. центр (рис. 12). Разделение уч. секций позволило ввести в школе для каждой возрастной группы свой режим дня.

Совр. типовые и эксперим. школы строятся в большинстве случаев в 2—3 этажа и компонуются из блоков разл. конфигурации. Сооружаются и одноэтажные крупные школы. Выразительность внеш. форм каркасных и панельных шк. зданий достигается путём контрастного сочетания объёмов, применения цвета и элементов декоративного оформления (рис. 13). Дальнейшая эволюция А. шк. зданий связана с созданием помещений для подготовит, групп с рекреациями-спальнями, классов ручного труда мл. школьников и уч. мастерских для старших (табл. 1), а также уч. центров, состоящих из информац. отдела с б-кой, кабинетами индивидуальных занятий, лекционной аудитории, распределит, пункта ТСО.

Усложнившаяся функциональная структура школы требует определённой вариантности использования помещений. Первой ступенью «гибкости» обладает классная комната, к-рая может использоваться и как уч. кабинет, помещение для группы продлённого дня, б-ка и др. Макс, возможности имеются у компактной уч. секции (в плане близкой к квадрату) с 3—4 классами и рекреационным залом. В этом случае зал используется для занятий физкультурой или как игровое пространство для мл. классов, а др. помещения объединяются для разных уч. целей и внеклассной работы. Проекты одноэтажных школ с применением верхнего освещения делают возможной полную трансформацию помещений. Однако для классных помещений такое решение нежелательно из-за негативного психол. воздействия глухих стен. Увеличение «гибкости» достигается каркасными конструкциями с пролётом не менее 18 м. При стр-ве шк. зданий учитываются совр. нормы площади на 1 уч-ся: общей рабочей площади 3,9 м2, площади классов 1,3 м2, кабинетов 1,63 м2, лабораторий 2,0 м2, мастерских 3,5—5,7 м2, рекреаций 0,5 м2. Заметна тенденция к увеличению норм площади: общей рабочей до 4,4 м2, учебной — до 2,0—2,4 м2.

Компоновка секций шк. зданий зависит от характера застройки, ландшафтной и климатич. ситуации. В плотной застройке применяются близкие к центрической архит. схемы, напр. периметраль-ная с развитым общешк. блоком в центре. Блочные и павильонные конструкции используются гл. обр. в сел. или пригородной зоне и на рельефе. В жарком климате целесообразны павильонные конструкции, а также периметральные с обширным озеленённым двором. Для сев. р-нов желательны компактные архит. решения, уменьшающие теплопотери, наличие крытого холла (на всю высоту здания), бассейна и зимнего сада. Активно ведутся поиски обособления компактных уч. блоков и их оптимального расположения по отношению к зальным корпусам. Широко используются типовые проекты сел. школ, в т. ч. малокомплектных (в Рос. Федерации -св. 60), учитывающие совр. требования к А. уч.-воспитат. комплексов и помещений для отдыха, спортивных и др. занятий.

Архитектура дошкольных учреждений. Первые дошк. учреждения появились в Зап. Европе в нач. 19 в., их система-тич. стр-во началось в 70-х гг. Часто дошк. учреждения размещались в одном здании с нач. школой. По внеш. виду эти здания напоминали гор. особняк с прилегающими площадками для игр. На 1-м этаже размещались дет. приют, игровые залы, нередко с небольшим амфитеатром (зрительскими местами) вдоль стен, и кухня, на 2-м — квартира воспитателя или классы и рекреация нач. школы. С 30-х гг. 20 в. получил распространение тип зданий, организацию внутр. пространства к-рого определили пед. требования свободного воспитания: игровые помещения непосредственно примыкали к общему залу, образуя разл. варианты полифункционального пространства — от полной изоляции каждой группы в отд. комнате до объединения всей площади в единый зал (рис. 14).

Во мн. зарубежных странах совр. дошк. учреждения по-прежнему часто располагаются в одном здании с нач. школой. В интересах адаптации детей внутр. пространства помещений соразмерны с масштабом обычных жилых комнат. Для внеш. вида строений характерны композиции из разнообразных, подчас причудливых по силуэту и формам объёмов. Широко применяются естественные строит, материалы, яркие панели, суперграфика и пластич. разработка рельефа территории с игровыми зонами.

В Рос. Федерации строительство дошк. учреждений ведётся с нач. 20-х гг. До сер. 30-х гг. в зданиях яслей и дет. садов выделялись изолированные групповые с отд. входами и др. необходимые помещения. Но проекты не всегда учитывали требования рациональной эксплуатации и экономичности зданий. В кон. 30-х гг. началось возведение дошк. учреждений на 25—100 детей по типовым проектам (авторы А. К. Чалдымов, Р. М. Смоленская и др.). Рациональная компактная планировка включала гл. обр. игровые с прихожей-раздевалкой и кухню. Эти небольшие строения в 2 этажа внешне почти не отличались от жилых домов (рис. 15). Выразительность фасадов. достигалась пропорциональностью здания и деталями скромного декоративного убранства. В послевоенные годы увеличилась вместимость зданий и появились более пластичные объёмные решения дет. яслей и садов на основе блочных композиц. схем с открытыми спальнями-верандами и террасами по фасадам. С 1959 ведущим типом дошк. учреждений стали объединённые ясли-сады, гл. обр. из сборных индустриальных конструкций. В 60-х гг. в больших городах началось строительство укрупнённых яслей-садов на 10—12 групп. Совр. здания дет. яслей-садов состоят из небольших групповых и общественного блоков (табл. 2). В р-нах Севера после исследований арх. Л. Т. Назаровой увеличена норма площади на одного ребёнка; в составе помещений предусматриваются прогулочные веранды, фотарий, зимний сад. Здания имеют разнообразные объёмно-пространств. композиции, органически вписывающиеся в окружающую среду (рис. 16). Планировка осн. корпуса и территории учитывает необходимость изолирования групповых помещений (имеют отд. входы с примыкающими к ним двориками) и удобства связи с общими помещениями. Невыразительность типовых сооружений преодолевается с помощью рельефных, цветных панелей, декориро-вания зданий навесными формами и деталями, традиционными для данной местности, — парапетами, крышами разных форм, нац. орнаментом и др.

В городах с высокой плотностью застройки возводят укрупнённые ясли-сады на 14 групп и комплексы из яслей на 8 групп, 2 корпусов дет. сада по 10 групп каждый и служебно-бытового блока. Перспективным считается проектирование многоэтажных жилых домов с отведением 1-го этажа для дошк. учреждений. В сел. местности дет. ясли-сады (12—50 мест) объединяются в одном здании с нач. школами (40—100 уч-ся), образуя школу-сад.

Архитектура внешкольных учреждений. В нач. 20 в. в США и Европе стали строить отдельные от школ и дошк. учреждений дет. площадки, создавать дет. музеи, игровые центры в гор. парках со спорт, залами и площадками, б-кой и др. Типичные игровые площадки тех лет удовлетворяли гл. обр. потребности детей в движении. Они представляли собой огороженные, покрытые асфальтом участки, на к-рых размещались простые игровые элементы: песочницы, качели и др., иногда небольшие эстрады. В крупных городах при высотной застройке игровые площадки занимали плоские кровли домов.

Совр. площадки и игровые комплексы ориентированы на создание условий для разносторонней досуговой деятельности детей. Различают площадки специализированные (для детей конкретного возраста) и общие. На т. н. приключенческих площадках располагаются плеска-тельный бассейн, фонтаны, каналы, по к-рым дети пускают кораблики. Отд. песочницы заменены массивом насыпного песка, традиц. качели, качалки, тоббоган, спорт, элементы и др. объединены в сюжетную композицию (вулкан, джунгли, военный лагерь или «крепость»). Зона для маленьких отделена, но они могут наблюдать, как играют старшие дети. В плотно застроенных гор. р-нах устраиваются т. н. карманные парки — игровые площадки в тупиках, между домами, на свободных от движения транспорта участках улиц. Большим успехом у детей пользуются импро-визиров. площадки, впервые созданные в Копенгагене в 1943 К. Т. Сёренсеном. На таких площадках сохраняется природная среда с естеств. препятствиями или брусчаткой и плитами создаётся искусств, рельеф. Оборудование импро-визиров. площадок состоит или из утили-зиров. предметов (автопокрышек, ящиков и т. п.), или из лёгких строит, элементов и разнообразных каркасов, к-рые могут произвольно использоваться детьми. Материалы, из к-рых выполняются игровые элементы дет. площадок, должны отвечать требованиям безопасности, гигиены, эстетики.

В А. дет. музеев, большинство к-рых располагается в приспособленных зданиях, осн. внимание уделяется внутр. организации помещений. Характерно решение единого внутр. пространства в разных уровнях, помогающее детям свободно ориентироваться в экспозиции и позволяющее воссоздать в музеях нек-рую ист. реальность, напр. обстановку ср.-век. города, интерьер машины. Дети могут не только наблюдать, но и трогать экспонаты (огромные телефон и будильник, прибор для мультипликации и т. д.), практически ознакомиться с их устройством. Нек-рые музеи проектируются как центры внешк. работы, здесь располагают б-ку, мастерские по изготовлению экспонатов, планетарий и др.

В городах строятся учреждения для отдыха и развлечения детей, игровые центры. В ФРГ и Канаде создага серия типовых центров досуга, состоящих из спортивно-оздоровит. павильонов и игровых площадок. Совр. А. пополняется проектами дет. городков, комплексов техн. аттракционов, центров для спорта, игр, дет. кафе, кинотеатров (рис. 17). В А. внешк. учреждений преобладают решения с необычными композицией и силуэтом, контрастными соотношениями объёмов, нек-рым измельчением форм.

В России дет. внешк. учреждения получили распространение с нач. 20 в., гл. обр. благодаря усилиям обществ, орг-ций и муниципальных органов. Это были преим. игровые площадки и дет. клубы с помещениями для кружков и мастерских. В 1905 в Москве построен уникальный для своего времени Дет. клуб (арх. А. У. Зеленко). Сооружённое в стиле «модерн» здание имело сложный расчленённый объём с винтовой лестницей в башне, заканчивавшейся куполом планетария. Необычная композиция окопных проёмов и внутр. пространств придавала сооружению роман-тич. облик.

В Рос. Федерации спец. здания внешк. учреждений (Дворцы и Дома пионеров и школьников, дет. театры, муз. школы) стали строить в 50—60-х гг. Дворцы пионеров и школьников — крупные обществ, здания. Они возводились в больших городах и играли важную роль в формировании гор. ансамблей. Для А. этих зданий характерна открытая планировка без излишней монументальности форм. Многофункциональность здания, включающего комнаты для кружковых занятий, театр, планетарий, зимний сад и др., требует подчас различных архит. решений каждой секции и создания вместе с тем единого внутр. ансамбля. Как правило, это сооружения из неск. сблокиров. объёмов с многосветными пространствами залов (рис. 18). Современные дома детского творчества рассчитаны, как правило, на приём 300 или 500 чел.

Совр. тип муз. школы сложился в 70-е гг. Для этих зданий характерны большие объёмы концертных залов, вестибюлей и фойе, к-рые в сочетании с маленькими уч. помещениями создают разнообразные оригинальные пространств. формы (на аналогичных принципах проектируются также и дет. спорт, школы). В кон. 70-х -нач. 80-х гг. стали строиться школы иск-в, объединяющие в одном здании муз. и худож. школы, музей или галерею. Облик таких тикол-(как и дет. театров) призван быть не только фоном в изучении и восприятии детьми иск-ва, но в большей степени, чем др. сооружения для детей, должен воздействовать на их эстетич. развитие. В этого типа А. признана неуместной чуждая дет. восприятию жёсткость прямоугольных индустриальных форм, невыразительность, присущая нек-рым сложившимся образцам, напр. зданию театра с глухим объёмом сценич. коробки и остеклённым фойе.

Здания театров юного зрителя (ТЮЗов) 50-х гг. имели преим. симметричную композицию и отличались помпезностью и монументальностью, характерной для обществ, зданий того времени. Совр. здания для дет. театров имеют разнообразные формы и конструкции, учитывающие специфику дет. восприятия спектакля и пед. руководства им. Сцена в дет. театре пространственно приближается к зрителям. Помимо сцены действие спектакля происходит в проходах, специально расширенных для этого, и над оркестровой ямой. Иногда оно переносится в верхний уровень зала: на галереи или боковые доп. сцены. Ряды зрительских мест размещаются амфитеатром с большим углом подъёма, что создаёт доп. удобства для детей. В здании дет. театра (в городах на 250—500 тыс. жителей — на 600 мест, на 500—1500 тыс. жителей — на 800 мест) кроме 1 или 2 залов (для кукольных и драматич. спектаклей), фойе и др. помещений предусматриваются спец. комнаты для работы педагогов, музей и универсальное пространство, используемое для коротких театральных представлений или для лекций и обсуждений.

Различают 4 типа дет. игровых площадок, к-рые строят как отдельно, так и в комплексе. Площадки для детей до 3 лет располагают рядом с домами (песочница, качели, горка и др.). Площадки для детей 4—7 лет состоят из неск. игровых участков. Для детей 5—10 лет игровой центр разделён для сюжетных, спортивных, тихих игр и др. Художественно наиб, выразительны устроенные по индивидуальным проектам площадки, подобные — «приключенческим». На них устанавливаются легко трансформирующиеся мобильные игровые элементы.

Совр. А. сезонных учреждений для детей отличают органично вписывающиеся в природный ландшафт композиции, ярко выраженная образность отдельных сооружений и комплексов. Белоснежные корпуса приморских лагерей дет. отдыха напоминают плывущие корабли, постройки в лесу подобны островерхим городкам сказочных жителей и т. п. Обычный лагерь дет. отдыха состоит из разных по функции типовых и оригинальных построек (спальные корпуса, павильоны для кружковой работы, спорт, залы и др.), открытых игровых пространств. Крупные центры дет. отдыха респ. значения решены как комплексы из неск. лагерей отдыха и обществ, центра.

Осн. направления проектирования и стр-ва дет. учреждений в России связаны с совершенствованием архит. среды с целью наиб, полного учёта потребностей и условий развития детей, а также с решением проблем «морального устаревания» зданий при изменении пед. и демографич. требований. Опыт стр-ва 70—80-х гг. выявил пути приближения выразительности худож. облика типовых зданий к лучшим образцам индивидуальных построек. Индивидуализировать архит. решение сооружений позволяет переход к «открытой» системе типового проектирования, предполагающей типизацию не всего здания целиком, а лишь планировочной структуры блок-секций, к-рые разнообразны по формам, материалам и конструкциям ограждающих панелей и витражей. Большую роль играет удачное применение элементов монументально- декоративного иск-ва и продуманное пластич. решение открытых площадок вокруг дет учреждений.

Специальные учебно-воспитательные учреждения. В заруб, и отеч. практике с нач. 20 в. возводят спец. здания 4 типов в соответствии с особенностями обучения и воспитания детей с недостатками зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и умственного развития. Встречаются варианты с объединением учреждений двух типов в одном здании.

Особенности обучения и режим постоянного проживания отразились на функциональной и пространственно-эсте-тич. организации этих зданий. Классы рассчитываются на 12—16 учеников, расширен и дифференцирован состав помещений уч., мед., лечебно-спорт., внешк. блоков, а также мастерских, обеспечивающих возможность индивидуального обучения. Требования устройства комфортных и уютных зон отдыха (в т. ч. открытых двориков) в автономных уч. секциях, удобных и кратчайших связей между осн. помещениями, как внутри, так и снаружи, обусловили низкую этажность и блочное или павильонное композиц. решение зданий. В интерьерах исключаются перепады уровней в коридорах, нежелательны лестницы. Специфичны требования к колориту интерьеров: в школах для детей с поражением зрения и слуха яркий контрастный цвет несёт информац. нагрузку, в школах для детей с недостатками умственного развития яркий цвет противопоказан.

Коллективы архитекторов дет. учреждений сформировались в н.-и, ин-тах эксперим. проектирования уч. зданий, зрелищных зданий, в НИИ Госграждан-сельстрой, Гипротеатр, Союзспортпроект и др. в Москве. Действовали также зональные н.-и, ин-ты в Ленинграде, Новосибирске и их филиалы.

Для зданий профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений в меньшей степени важны требования адаптации, но более значимы проблемы функциональной и эстетич. организации архит. пространства. Значительные по объёмам корпуса — учебные, производственные, общественные и жилые во многом определяют композиц. структуру и худож. облик таких построек, к-рые могут становиться крупными градообразующими объектами.

Строительство зданий для проф. обучения получило развитие с переходом от производств, ученичества к массовой организованной подготовке рабочих и др. кадров в специализиров. уч. заведениях. С 60—70-х гг. 20 в. такие здания и комплексы строятся на основе блочных и павильонных композиций и отличаются от обычных школ наличием развитого блока мастерских, общежития и ряда подсобных строений. Архит. выразительность их решения достигается за счёт контрастных соотношений объёмов корпусов и пластики формообразующих нанелей и др. Для уч. заведений, рас положенных в сел. местности, предусматриваются помещения для с.-х. и транспортной техники, уч. полигоны и др.; в необходимых случаях возводятся жилые дона для преподавателей. Совр. проекты укрупнённых ПТУ и проф. уч. центров в России рассчитываются на 2—3 тыс. уч-ся и по масштабу и функциональной сложности сближаются с проектами вузов. Подобная тенденция характерна и для строительства средних спец. уч. заведений.

В А. вузов за рубежом прослеживаются 2 разл. принципа. Первый из них связан с обособлением и замкнутостью объёмно-планировочного решения. Этот принцип реализуется в периметральной застройке терр. вуза, при к-рой внутр. двор окружён уч., библиотечными и др. зданиями. Др. принцип связан с включением комплекса уч. заведения в систему гор. застройки. Этот принцип, проявившийся в приспособлении дворцового здания (иногда в парковом ансамбле), получил развитие в строительстве вузовских городков и университетских кампусов, ныне представляющих собой целый гор. район с десятками зданий и сооружений. Совр. университетские кампусы рассчитываются, как правило, на 5—20 тыс. студентов. Функциональный состав кампуса многообразен,. и архит. решение требует достижения как цельной гармоничной композиции внеш. объёмов, так и создания внутр. демократичной среды, отвечающей задачам учёбы и отдыха студентов. Лучшие совр. здания и комплексы вузов отличаются развитым силуэтом с разнообразными объёмами и богатой пластикой, гл. обр. благодаря архитектуре аудиторий, б-к, залов, выявленных на фасадах. Комплексы обществ, обслуживания иногда образуют пластич. стилобат, контрастирующий с высотными корпусами адм. и уч. блоков. А. вузов отличается завершённостью образа, чёткой структурностью форм, лишённой офиц. сухости.

В России первые здания вузов строились в классич. формах: ун-ты в Казани, Харькове; Горный ин-т в Петербурге (арх. А. Н. Воронихин, 1806- 1811). Вузовские комплексы состояли из гл. здания и вспомогат. сооружений в глубине застройки.

В Рос. Федерации при строительстве вузов от помпезных и монументальных псевдоклассич. решений 30—50-х гг. (здания МЭИ, МАДИ и др.) перешли к компоновке комплексов из типовых корпусов разного назначения. Блоки обществ, обслуживания строились при этом в отрыве от гл. здания и связывались с общежития-ми. Применение каркасно-панельных конструкций нередко придавало зданиям вузов промышленный облик. Совр. тенденция в проектировании вузов преследует цель интеграции объектов обществ, назначения, гибкости и вариативности использования пространства с учётом градообразующей роли вузовских комплексов. При этом в них расширяются лабораторные и производств, блоки, входящие в единый учебно-научно-произ-водств. комплекс вуза.

Лит Чарнолуский В., Шк. гигиена, санитария и архитектура, СПБ, 1911; Мижуев П. Г., Совр. школа в Европе и Америке, Ми912; Зеленко А. У., Дет. музеи в Сев. Америке, Ми926; Чал-дымов А. К., Архитектура дет. садов, М., 1948; Блохина Н. Б., В и х p о-ва Л — Т., Давыдова Г. МДет. дошк. учреждения, М., 1974; Степанов В. И., Шк. здания, М., 1975; Окунева Э. И., Театры юного зрителя, М., 1976; Смирнов В. В., Шк. строительство, Л., 1982; Бутусов X. А., Вершинин А. А., Рудаков В. Н., Архитектура обществ, зданий. Проекты и предложения по архитектуре для строительства в сел. местности РСФСР, М., 1985; К l äs e n L., Grundriss-Vorbilder von Gebäuden aller Art, Abt. 3, Schulgebäude, Lpz., 1884; AI o i G., Scuole, [Mil., I960]; D a 11 n e r R., Design for play, N. Y., 1969; «L'architecture d'aujourd'hui», 1971, № 154; «Techniques et Architecture», 1982, 344. А. А. Шадрин.

АСАКИ (Asachi) Георге [1(12).3.1788, Герца, ныне в Черновицкой обл. Украины, — 12(24). И.1869, Яссы], молд. и рум. писатель, просветитель, учёный, педагог. Учился (1803—12) в ун-тах Львова, Вены, Рима. Состоял на гос. службе у молд. господарей. В 1827—49 и 1856-

Б. В. Асафьев.

1857 руководил просвещением в Молд. княжестве. Сторонник гос. шк. системы. Один из организаторов (1814) первого в крае проф. уч. заведения — курсов инженеров-землеустроителей (в Господар-ской академии в Яссах), где науч. дисциплины впервые начали преподавать на родном языке. Содействовал открытию гос. уч. заведений: гимназии в Яссах (1828), 6 нач. уч-щ (1832), школы иск— в и ремёсел (1841) и др., а также первых: ср. школы (— «института») для девочек (1834), высш. уч. заведения — Михай-лянской академии (1835), пед. курсов (1832). Организатор науч.-просветительских и худож. об-в, публичной б-ки в Яссах (1841), издатель первых в Молд. княжестве газет и журналов. Предложил проект системы преемственных уч. заведений: ланкастерский класс (1 год обучения), начальная («нормальная») школа (2 года), гимназия (4 года), академия. Автор шк. учебников истории, лат. яз. и др., уч. пособий для профшколы, издатель уч. и просветительских книг. Выступал за общедоступность образования. Важным элементом воспитания наряду с наукой считал религию. Гл. задачу школы видел в формировании гражданина-патриота.

Соч. на молд. яз.: Сочинения, Киш., 1979.

Лит.: Булгару М. Д., Молд. просветитель Г. Асаки, в кн.: Актуальные проблемы истории философии народов СССР, в. 4, М., 1977; на молд. яз.-Л с в и т Ф., Г. Асаки, Киш., 1966.

АСАФЬЕВ Борис Владимирович (псевд. Игорь Глебов) [17(29).7.1884, Петербург, — 27.1.1949, Москва], музыковед, композитор, педагог, акад. АН СССР (1943), нар. арт. СССР (1946). Основоположник крупной музыковедческой школы. Окончил ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та (1908) и Петерб. консерваторию по классу композиции А. Лядова (1910). Автор опер, балетов и др. муз. произведений (Гос. пр. СССР, 1943, 1948). В 1918—21 работал в Муз. отделе Наркомпроса. Один из организаторов общедоступных концертов, для к-рых писал листовки-пояснения к исполнявшимся произведениям. Автор трудов по эстетике, теории и истории музыки, муз.-просветительских книг, в т. ч. первого сов. муз. словаря «Путеводитель по концертам» (в. 1, 1919), а также популярных очерков о композиторах. В 1919—30 вёл преподавательскую и н.-и, работу в Ин-те истории иск— в (Ленинград). С 1925 проф. Ленингр. консерватории. С 1943 в Москве, руководил н.-и, кабинетом при Моск. консерватории и сектором музыки Ин-та истории иск— в АН СССР. С 1948 пред. Союза композиторов СССР. А. много сил отдал пропаганде музыки, борьбе против догматич. методов в муз. педагогике. Понимал музыку как иск-во «интонируемого смысла». Это позволило ему научно обосновать тесные связи муз. сочинения с обществ. жизнью и «интонац. словарём эпохи». На основе интонац. теории разработал свою методику преподавания сольфеджио, к-рую изложил в кн. «Речевая интонация» (1925, опубл. 1965, содержит 330 примеров из рус. и укр. муз. фольклора). А. предостерегал от использования в системе массового муз. воспитания методов проф. муз. образования, утверждая, что у школьников нужно развивать способности к восприятию музыки как явления жизни, но не как учебной дисциплины. Гл. средством приобщения школьников к музыке считал не «обучение», а «наблюдение» (в процессе слушания и самостоят, музицирования). Участие в разл. формах исполнительства (особенно хоровое пение), по мысли А., развивает слуховую культуру человека, его восприимчивость к музыке. Свои взгляды по вопросам организации муз.-просветительской работы, организации и методики муз. воспитания школьников, муз.-проф. обучения изложил в статьях, опубликованных в сб. «Музыка в школе» (1925), «Вопросы музыки в школе» (1926). Мн. идеи А. легли в основу совр. системы муз.-эстетич. воспитания.

Соч.: Иабр. труды, т. 1—5, М., 1952—57 (в т. 5 библ. и нотография); Избр. статьи о муз. просвещении и образовании, Л., 19732.

Лит.: Орлова Е., Крюков А., Академик Б. В. Асафьев, Л., 1984; Крюков А., Б. В. Асафьев, Л., 1984; Б. В. Асафьев и сов. муз. культура. Мат-лы Всес. науч.-теоретич. конференции, М., 1986..

Д. О. Чехович.

АСКЕТИЗМ (греч. askete's — упражняющийся, подвижник), практич. метод достижения нравств. самосовершенства посредством регуляции человеком своих телесных потребностей. Возник в глубокой древности как религиозное учение, согласно к-рому истинное служение богу возможно при условии отказа от мирских благ и полного умерщвления плоти. В античной Греции А. означал систему закаливания и физич. упражнений. Но уже в учении стоиков А. стал приобретать этич. смысл и рассматривался как упражнение в добродетели. Духовное значение А. подчёркивается в Библии, др. религиозных трудах. Хотя аскетами нередко называют анахоретов (отшельников, пустынников) и монахов, даже в религиозном смысле этого слова А. не предполагает полного отречения от мирской жизни.

Требования А. занимают важное место в ряду нравств. обязанностей человека по отношению к самому себе (воздержание в пище, овладение культурой тела и т. п.) — Аскетич. правила направлены на удержание человека от постыдных слабостей (чревоугодия, лени, сладострастия), на укрепление воли, обретение ясности сознания и сохранение крепости духа. Осн. принцип А. сформулирован В. С. Соловьёвым: «Подчиняй плоть духу, насколько это нужно для его достоинства и независимости». А. не означает бесстрастного, тем более равнодушного отношения к миру. Требования А. приобретают высокий нравств. смысл, будучи подчинёнными обязанностям человека по отношению к др. людям (см. Альтруизм, Благодеяние).

Р. Г. Апресян.

 

АСПИРАНТУРА (от лат. aspiro — стремлюсь, стараюсь приблизиться), форма планомерной подготовки науч.-пед. и науч. кадров. Имеется в Рос. Федерации и др. гос-вах СНГ, в ряде заруб, стран (напр., аспирантские школы при нек-рых ун-тах США). В СССР впервые образована при Президиуме ГУС в 1925; в 30-х гг. введена в вузах и АН СССР, апосле 1945-при н.-и, учреждениях.

Традиционно различают А. с отрывом от произ-ва (очная), в к-рую принимаются лица не старше 35 лет (3 года обучения), и без отрыва от произ-ва (заочная) для лиц не старше 45 лет (4 года обучения). Подготовка в А. по психол.-пед. наукам предусмотрена по специальностям: теория и история педагогики, методика преподавания (по отраслям наук), спец. педагогика, теория и методика физич. воспитания и спорт, тренировки и оздоровительной физич. культуры, теория, методика и организация культ.-просвет, деятельности, общая психология, психофизиология, психология труда, инж. психология, мед. психология, социальная психология, социология и психология личности, юрид. психология, пед. и возрастная психология и др.

Поступающие в А. представляют науч. доклады (рефераты) на избранные ими темы по специальности или опубликованные науч. работы, сдают вступит, экзамены в объёме программы вуза по философии, специальности и иностр. языку.

Аспиранты работают по индивидуальным планам под контролем науч. руководителя, проходят необходимую практику и готовят диссертации на соискание учёной степени кандидата наук. Первой ступенью аттестации аспирантов как науч. работников являются экзамены кандидатского минимума (по философии, одному из иностр. языков и по специальности). Экзамен по специальности сдаётся по программе, состоящей из 2 частей: типовой и дополнительной (разработанной соответствующей кафедрой, отделом и т. п. и утверждённой учёным советом вуза, ф-та или НИИ, где принимается экзамен). Для приёма экзаменов кандидатского минимума руководители вузов, науч. учреждений, имеющих право приёма таких экзаменов, назначают спец. комиссии. Во время обучения по пед. и психол. специальностям аспиранты должны изучить педагогику и психологию, в т. ч. применительно к проблемам преподавания в высш. школе, экономику нар. образования, по ряду специальностей овладеть методами применения вычислит, техники, матем. моделирования и др. и по решению учёного







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 368. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия