Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ





I.Рубинштейн: потребности и мотивы человека зависят от общества, в котором он живет, при этом отражение потребности может иметь разный характер: чувство долга, интерес, протест. Существует иерархия: потребности, интересы, идеал.

II.Ломов: выделял три группы потребностей:

1) базовые – материальные условия, средства жизни, общение, отдых

2) производные – эстетические, потребность в обучении

3) высшие – потребность в творчестве

III.Маслоу: говорил о структуре потребностей, в которой сначала должны быть удовлетворены низшие, и только после этого будут активированы и начнут определять поведение потребности более высоких уровней. Пирамида Маслоу:

потребность в самореализации

потребность в признании, уважении высшие мотивы

потребность в аффелиации

потребность в безопасность низшие мотивы

биологические потребности

IV.Хекхаузен: предположил, что существуют два основных мотива – мотив достижения (МД) и мотив избегания неудач (МИН), у каждого человека они сбалансированы, или один доминирует:

d МД намного слабее МИН – высокий интеллектуальный уровень и масса способностей, но человек боится быть неоцененным из-за высокого МИН, поэтому не реализует ни одну возможность.

d МД намного сильнее МИН – даже там, где не нужны усилия, человек постоянно напрягается, бьется в открытую дверь

d баланс МД и МИН – МД чуть сильнее МИН

V.Закон Йеркса-Доусона: легкие задачи

трудные задачи

 

успешность

деятельности

интенсивность мотивации

Начиная с определенного момента, происходит перемотивация – человек так перевозбуждается, что не в силах сосредоточиться вообще.

Функции мотива:

ÿ энергетическая

ÿ направляющая

ÿ смыслообразующая – отношение к цели деятельности окрашивает деятельность в разные смыслы; цель может стать конечным мотивом деятельности – мотив сдвигается на цель и жизнь человека наполнена постоянным смыслом

ÿ регулятивная

Формирование мотива (Ильин):

 

потребность è осознание è потребность è абстрактная цель

(биологическая/социальная) потребности личности (мысль о еде)

(ψ феномен) ê

неспецифическая – активация человека поисковая деятельность

специфическая – голод, жажда (оценка ситуации)

ê

мотив

Направленность – система доминирующих мотивов.

- отношение того, что личность берет от общества к тому, что она отдает обществу, т.е. направленность является ведущей характеристикой личности.

Направленность состоит из (=проявляется в):

· мотивов, которые образуют мотивационную сферу личности – совокупность всех мотивов, которые формируются и развиваются в течении жизни; некоторые мотивы относительно устойчивы и доминируют, образуя стержень всей жизни, в них и проявляется направленность личности.

В ходе жизни личности происходит дифференциация и интеграция мотивов, на базе одного формируются другие, т.о., развитие мотивационной сферы происходит по принципу «напластывания» одних мотивов на другие.

· потребностей

· жизненных целей

· способностей

Мотивы являются стержнем направленности, они отражаю общественные и личные потребности, как материальные, так и эстетические. На этом фундаменте формируются жизненные цели личности – интегратор повседневных целей.

В структуру направленности входят также ценностные ориентации, симпатии, привязанности, интересы, т.е. субъективные отношения, которые определяются общественными. Т.о. можно сказать, что направленность формируется через общественные отношения, а это говорит о важной роли общения в формировании направленности.

 

Потребность- исходная форма активности индивида, состояние нужды в чем-либо, что необходимо для его нормального функционирования.

Потребность- особое психическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им "напряжение", "неудовлетворенность", "дискомфорт", как отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности.

Потребность может быть осознанной и неосознанной. Когда она осознанна, у человека возникает побуждение к деятельности.

Виды потребностей:

Потребности различают по происхождению и предмету.

1. По своему происхождению потребности могут быть:

Ø естественными

Ø культурными

2. По характеру предмета потребности могут быть:

Ø материальными

Ø духовными.

В естественных потребностях выражается активизирующая деятельность человека, зависимость от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни и жизни его потомства. У всех людей имеются естественные потребности в пище, питье, в существе противоположного пола и т.д.

В культурных потребностях выражается зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры. При разном экономическом и общественном строе, в зависимости от воспитания и усвоения распространенных и принятых обычаев и форм поведения человек приобретает различные культурные потребности.

В материальных потребностях выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребности в пище, одежде, жилищах и т.д.); в духовных - зависимость от продуктов общественного сознания. Следует особо выделить такую духовную потребность, как потребность в общении с другими людьми, что является важнейшим условием духовного развития человека. Духовные потребности неразрывно связаны с материальными потребностями. Для удовлетворения духовных потребностей требуются, разумеется, материальные вещи, которые являются, в свою очередь, предметом материальных потребностей.

 

Потребность объективна, мотив - субъективен. Связь между потребностями и мотивами неоднозначна. Потребность может вызвать несколько мотивов, и мотив может быть вызван несколькими потребностями.

 

Мотив - это осознанная и определенная (овеществленная) потребность, побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющйх ее направленность.

Функции мотивов:

1) побуждение,

2) направление,

3) смыслообразование.

 

Сходные потребности могут реализоваться в различных мотивах и, наоборот, за сходными мотивами могут стоять разные потребности. На базе какой-либо одной определенной потребности может формироваться целая констелляция мотивов, и, напротив, какой-либо один мотив может "вобрать" в себя несколько потребностей.

Мотивация:

• Позитивная и негативная.

• Внутренняя и внешняя

Мотивационная сфера личности - вся совокупность ее мотивов, которые формируются и развиваются в течение жизни. Эта сфера динамична и изменяется в зависимости от многих обстоятельств. Однако некоторые мотивы являются относительно устойчивыми и доминирующими, образующими как бы "стержень" всей сферы личности.

 

Потребностно-мотивационная сфера является исходным звеном НАПРАВЛЕННОСТИ, которая выступает как системообразующее свойство личности.

Направленность - система доминирующих мотивов (Мясищев),

Направленность - стремления, которые свойственны человеку, мотивы, в соответствии с которыми он действует.

Направленность - одно из главных образований личности. Рассматривается как мотивационное ядро личности, это системообразующий фактор.

Мотивы включаются в структуру направленности в той мере, в которой они обеспечивают смыслообразование.

Стороны направленности:

1) отражение (целеобразование);

2) регулятивная (регуляция деятельности проявляется в виде динамической совокупности мотивов).

Направленность характеризуетсяиерархичностью, наличием в ней доминирующих мотивов, определяющих основные вектора активности личности (отношение к окружающей действительности, другим людям, к самому себе как преимущественная направленность на предметную деятельность, на других людей, на себя лично).

Характеристики направленности:

1. Стремление,

2. Потребности, интересы, идеалы

Стремление - характеристика предметного содержания. Осознание начального и конечного пункта в тенденции.

Интерес сказывается на направленности мыслей и внимания человека.

Идеалы - некоторые образцы: совокупность норм поведения, ценностей. Это абсолютный стандарт, которого человек стремится достичь.

 

Вопрос 28. Развитие сознания и самосознания в онтогенезе. Функции самосознания: самопознание, саморегуляция и самоорганизация.

 

Сознание - высшая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.

Самосознание -высший уровень развития сознания, осознание человеком себя как личности.

Ю.Б.Гиппенрейтер определяет самосознание как образ себя и отношение к себе.

А.Н.Леонтьев считал, что «самосознание — это осознание себя в системе общественных отношений».

Л.С.Выготский: «самосознание — это динамическая система представлений человека о самом себе, осознание им своих физических, интеллектуальных и других качеств, самооценка этих качеств, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.»

 

Самосознание – это субъективный образ своего Я. В работах многих отечественных психологов доказано, что субъективные представления личности о себе формируются под воздействием социальной среды, представляют систему самовосприятий и связаны с влиянием оценочных отношений других людей, соотнесением своих мыслей и поступков, мотивов и целей с общественными нормами.

 

Функции самосознания:

1) Самопознание - важнейшая составная часть самосознания, сложный процесс опосредованного познания себя, понятия собственного «Я» как субъекта, отличного от других субъектов.

2) Функция саморегуляции - это функция сохранения и тождества личности, аккумулирования, интеграции познавательной деятельности и эмоциональной активности субъекта, его автономности, адекватности поведения внешним обстоятельствам и поставленным самим субъектом целям.

3) Самоорганизация - проявление внутренней способности и возможности реализовать самоосуществляемые процессы своего регулирования. Способность самостоятельно, сознательно ставить перед собой задачи, цели, определять направление своей деятельности.

Главные функции самосознания (по Гиппенрейтер):

1) познание себя,

2) усовершенствование себя,

3) поиск смысла жизни.

При этом, поиск смысла жизни есть одна из самых важных функций самосознания.

 

Развитие самосознания в онтогенезе.

Самосознание личности начинает складываться в процессе взаимодействия с другими людьми и ощущения своей "непохожести" на них, т.е. с открытием личностью своего "Я". Отделение “я” от “не-я” - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознание человека.

Л.С.Выготский предполагает наличие двух основных источников развития самосознания:

1) собственная практическая деятельность человека,

2) общение, в процессе которого происходит интериоризация личностью системы социальных взаимосвязей.

Таким образом, индивидуальное развитие ребенка может рассматриваться только в социальном контексте, в процессе овладения подрастающим человеком орудиями и знаками, то есть в процессе обучения. В результате ребенок обретает умение управлять самим собой, что невозможно без умения познавать себя. Безусловно, без предметной деятельности и без общения невозможно ни развитие личности, ни развитие сознания, ни развитие «Я».

Развитие самосознания ребенка осуществляется через преодоление противоречия между внешней регуляцией, системой требований, предъявляемых ему взрослым (обучение, воспитание), и его (ребенка) собственной спонтанной активностью. По мере взросления источник развития перемещается внутрь личности, внешняя детерминация поведения трансформируется во внутреннюю, возникает внутриличностное противоречие между Я-действующим и Я-отраженным, становящееся двигателем восхождения к Я-творческому. Если в силу каких-то причин развертывания указанного процесса не происходит, человек остается объектом внешних воздействий, будучи неспособным превратиться в субъект собственной жизнедеятельности.

Л.С. Выготский считал, что наиболее значимым для развития самосознания ребенка является кризис семи лет, когда мы имеем дело с возникновением обобщения переживаний, логики чувств. Ребенок впервые начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый» «я злой», у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях.

Этапы:

1) овладение собственным телом, возникновение произвольных движений (первые предметные действия)

2) ходьба, самостоятельные передвижения

3) первое представление о своем Я

4) речь – воздействие на окружающий мир -> изменение поведения и внутреннего отношения к другим

5) объективная социализация – приспособление к миру семьи и социуму

6) развитие критики и самокритики (10-11 лет)

Сознание – высший уровень психического отражения действительности, присущий человеку как общественно-историческому существу. Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность.

Самосознание– относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений человека о себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и формирует отношение к самому себе.

Структура самосознания:

d когнитивная сторона – функция самопознания: самонаблюдение, самоанализ, самооценка, формирование фиксированных представлений о себе

d аффективная сторона – функция самоотношения: самочувствие, самолюбие

d волевая сторона – функция саморегуляции: регуляция психической активности посредством отражения и моделирования действительности; представляет собой замкнутый контур регулирования (цель→модель условий деятельности→ информация о результате→оценка соответствия результата→решение о необходимости коррекции); связана с рефлексией личности. При решении задач необходима рефлексия и коррекция = самоконтроль – рациональная рефлексия и оценка субъектом собственных действий на основе личностно значимых мотивов и установок, заключающаяся в сличении, анализе и коррекции отношений между целями, средствами и последствиями действий.

- функция самоорганизации: самовоспитание; принятие себя сказывается на поведении, активности: если человек смиряется со своими недостатками, личностное развитие затрудняется. Недостатки связаны с осознанием несоответствия ценностям, заданным обществом → самоорганизация – направленное изменение себя в соответствии с нормами.

Точки зрения на первичность сознания и самосознания:

Бехтерев: простейшее самосознание предшествует сознанию (=ясным и отчетливым представлениям о предметах)

Выготский, Рубинштейн: самосознание – этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, т.е. ростом самостоятельности (2-3 года)

Онтогенез сознания и самосознания (Ананьев):

1) отделение своих действий от предметов = выделение себя из окружающего мира

2) отделение себя от своих действий = осознает, что он является субъектом действия, появляется произвольность

3) употребление местоимения «мой», «моя» в 2-3 года

4) употребление местоимения «я» в 3-4 года = переход к понятию мысли о себе, начинает формироваться самооценка: сначала оценивает себя только положительно, а к 15-16 годам оценивает адекватно

Важный этап в формировании сознания – переход ребенка от случайных, спонтанных действий к целенаправленным поступкам. Сначала младенец непосредственно реагирует на каждое внешнее раздражения, но постепенно реакции становятся более избирательными, он начинает осознавать собственные желания и выбирает соответствующие средства для их достижения (плачь не как реакция на боль, а как средство получить ласку матери).

Решающее значение для развития самосознания имеет взаимодействие с взрослыми, которые вырабатывают у ребенка определенное отношение к предметам и самому себе. Родители определяют «кто он такой»: они называют его, помогают осознать то, что принадлежит ему (части тела) и то, к чему принадлежит он (пол, членство в семье). Оценивая поступки ребенка, они вырабатывают у него определенно эмоциональное отношение к себе – чувство собственной ценности.

Можно сказать, что Ананьев считает, что развитее сознания и самосознания идет одновременно, примата нет.

 

Компоненты (=фазы развития) самосознания (Мерлин):

1.сознание тождественности – зачатки возникают уже в 11 месяцев, когда младенец начинает отличать ощущения, исходящие от его тела от ощущений, вызываемых внешними предметами

2.сознание Я как активного начала – ребенок осознает себя субъектом деятельности в 2-3 года, когда овладевает личным местоимением; возникает первая фаза детского негативизма «Я сам …»

3.осознание своих психических свойств – приходит в результате обобщения данных самонаблюдения, поэтому предполагает достаточно развитое абстрактное мышление

4.социально-нравственная самооценка – способность к ней формируется в подростковом и юношеском возрасте на основе накопленного опыта общения и деятельности.

Уровни (=этапы развития) самосознания (Кон):

Установочная система – образ Я.

1.нижний уровень образа Я – неосознанные, представленные только в переживании, установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с «самочувствие» и эмоциональным отношением к себе

2.осознание и самооценка отдельных свойств и качеств

3.частные самооценки складываются в целостный образ

4.формирование образа Я завершается и он вписывается в общую систему цели

Степени развития самосознания (для сравнения уровня развития самосознания у разных людей или на разных стадиях развития у одного и того же человека) (Розенберг):

· степень когнитивной сложности и дифференцированности, которая измеряется числом и характером осознаваемых личностью собственных качеств; чем больше качеств, чем они сложнее и обобщеннее, тем выше уровень самосознания.

· степень отчетливости образа Я, его субъективная значимость для человека; один человек много думает о себе, старается целенаправленно формировать себя, у другого рефлексия не развита, он действует, руководствуясь непосредственными побуждениями или логикой ситуации. Объекты рефлексии также могут разниться: один озабочен свое внешностью, другой – умственными способностями, третий –моральным обликом.

· степень внутренней цельности, последовательности образа Я; т.к. человек видит себя под разными углами зрения его самосознание противоречиво, но характер противоречий может быть разным: один вариант – осознание расхождения в степени развития каких-либо свойств (человек знает, что у него недостаточно развиты какие-либо качества и старается их развить), другой вариант – человек осознает, что присущие ему свойства в принципе не совместимы друг с другом (высокий уровень притязаний при низкой оценке своих способностей в значимой сфере деятельности).

· степень стабильности образа Я, устойчивости его во времени

 

 

Вопрос 29. «Образ Я» и «Я-концепция».

Я-концепция - относительно устойчивая система представлений индивида о самом себе, являющаяся основой взаимодействия с другими людьми и отношения к себе. Она включает: осознание своих физических, интеллектуальных, эмоциональных, волевых и др. свойств; самооценку; субъективное восприятие внешних факторов.

Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательная составляющая Я-концепции - образ Я или картина Я; составляющая, связанная с отношением к себе или к отдельным своим качествам, - самооценка или принятие себя. Я -концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельностное начало и возможности развития в будущем.

Я-концепция - важный структурный элемент психологического облика личности, складывающаяся в общении и деятельности.

 

Три главных элемента Я -концепции:

1) Когнитивная составляющая - образ Я - представление индивида о самом себе.

2) Эмоционально-оценочная составляющая - самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

3) Потенциальная поведенческая реакция - те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

 

Составляющие Я-концепции:

Ø реальное Я (представление о себе в настоящем времени),

Ø идеальное Я (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы),

При несовпадении реального Я и идеального Я происходит внутриличностный конфликт (неврозы).

 

Бернс выделяет следующие основные ракурсы Я-концепции:

1. Реальное Я - установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле.

2. Зеркальное (социальное) Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.

3.Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.

А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский: Образ Я - относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими.

Наиболее известным различением образов "Я" является различение "Я -реального" и "Я -идеального", атакже различение "материального Я" и "социального Я".

 

Я-концепция – устойчивое обобщенное внутренне не противоречивое, выраженное вербально представление о самом себе, стстема утновок относительно собственной личности.

Кон: Я-концепция как установка включает:

а) знание о себе в) планы поведения по отношению к себе

б) эмоциональное отношение к себе

Она уникальна и специфична для каждого человека.

Механизмы формирования Я-концепции:

интериоризация чужих оценок - теория отраженного зеркального Я (Мид и Кули)

Мнение человека о себе зависит от того, как его оценивает референтная группа, причем сдвиг в Я-к., вызванный мнением группы может быть очень устойчив. Изменения будут более значительными, если человек думает, что референтная группа единодушна в оценке его качеств.

Интериоризация чужих мнений предполагает и социальное сравнение, и атрибутивные процессы (человек сначала приписывает другим какое-либо отношение к себе, а потом принимает/отвергает его в качестве оценки), и отбор информации в соответствии с уже существующим образом Я и ценностными критериями.

социальное сравнение – проявляется двояко:

· человек сравнивает «наличное Я» с «прошлым Я» и «будущим Я», а свои притязания с достижениями

формула Джемса: самоуважение = успех

притязания

 

· человек сравнивает себя с другими людьми

Т.о., он учитывает не только свои успехи, но и успехи других, принимает в расчет ситуацию в целом.

Люди гораздо яснее осознают то, что они отличаются от других, т.е. от подразумеваемого среднего (физические недостатки, национальные меньшинства). Индивидуальность воспринимается как отличие от других и человек должен выбрать группу на которую он может/хочет ориентироваться и сравнивать себя с ней, а это определит его самоуважение.

Процесс социального сравнения двусторонен – человек воспринимает и оценивает себя в сравнении с другими, а других воспринимает и оценивает по себе, невольно приписывая другим собственные черты, считая их более правильными.

самоатрибуция – необихевиоризм Скиннера, теория самовосприятия Бена.

Человек черпает информацию о своих эмоциях, установках и убеждениях из трех источников:

а) восприятия своих внутренних состояний

б) наблюдения своего открытого поведения

в) наблюдения обстоятельств, в которых это поведение осуществляется

Чем слабее или непонятнее внутренние сигналы, тем больше человек судит о себе по своим поступкам. Причем, успех чаще приписывает себе, а причины неудач ищет вовне. Самоатрибуция селективна в отборе причинных факторов, в их интерпретации, в неодинаковом к ним внимании. Ту же функцию – оправдать свое поведение - выполняет эго-защитный механизм рационализации.

смысловая интеграция жизненных переживаний – смысловая интеграция образа Я

На ее основе все три предыдущих механизма образуют взаимосвязи и взамопереходы.

Понятие смысловой интеграции подчеркивает системность и ценностно-смысловой характер, неразрывную связь между когнитивными (что, насколько и благодаря чему осознается) и мотивационными аспектами Я-к.

Разная субъективная значимость разных аспектов Я позволяет людям находить оптимальные для себя направления самореализации. Дифференцированно-избирательная система личных ценностей и самооценок позволяет большинству людей сохранять высокое самоуважение, независимо от своих жизненных поражений и неудач.

Формирование, развитие и изменение Я-к. обусловлено социальной средой. Человеческое Я осознается в контексте отношений как идентичность (Я или не Я) и как потенциальное взаимодействие Я – другой.

Формы Я-концепции:

- реальное Я – каким человек видит себя в данный момент

- идеальное Я – каким хотел бы быть

- возможное Я – какое Я кажется ему возможным

- фантастическое (=воображаемое) Я – если бы все было возможно

- динамическое Я – каким я стану, достигнув поставленную цель

- представляемое Я – то, то репрезентируется окружающим

Могут быть также частные виды (профессиональное Я) и рассогласование ожжет стать источником внутриличностного конфликта или фактором самосовершенствования.

Степени развития самосознания (для сравнения уровня развития самосознания у разных людей или на разных стадиях развития у одного и того же человека) (Розенберг):

· степень когнитивной сложности и дифференцированности, которая измеряется числом и характером осознаваемых личностью собственных качеств; чем больше качеств, чем они сложнее и обобщеннее, тем выше уровень самосознания.

· степень отчетливости образа Я, его субъективная значимость для человека; один человек много думает о себе, старается целенаправленно формировать себя, у другого рефлексия не развита, он действует, руководствуясь непосредственными побуждениями или логикой ситуации. Объекты рефлексии также могут разниться: один озабочен свое внешностью, другой – умственными способностями, третий –моральным обликом.

· степень внутренней цельности, последовательности образа Я; т.к. человек видит себя под разными углами зрения его самосознание противоречиво, но характер противоречий может быть разным: один вариант – осознание расхождения в степени развития каких-либо свойств (человек знает, что у него недостаточно развиты какие-либо качества и старается их развить), другой вариант – человек осознает, что присущие ему свойства в принципе не совместимы друг с другом (высокий уровень притязаний при низкой оценке своих способностей в значимой сфере деятельности).

· степень стабильности образа Я, устойчивости его во времени

Образ Я многозначен, он включает в себя телесное чувство, образ тела, самотождественность, протяженность (мои мысли, мои вещи, моя религия). Образ Я, который складывается в результате личного жизненного опыта, оказывает влияние на восприятие данным человеком мира, других людей и оценивание собственного поведения.

Основные направления исследования физического облика:

ü тело как хранилище Я, как граница личного пространства

ü внешность

ü тело как носитель символических знаков

 

 

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 797. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.085 сек.) русская версия | украинская версия