Главное — встреча со Христом
И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему Иаков, 5, 15.
В обретении отношений с Богом, в возрастании чувства покаяния заключается самая главная помощь наркоману. Он нуждается именно в ней. Балансируя на грани жизни и смерти, он рискует никогда не встретиться со Христом. Цена этой не-встречи — вечность. То, что нужно всем, ему нужно в первую очередь, пока его сознание не угасло, пока с ним не произошло что-то неотвратимое. Если священник именно на это направит все свои силы, все свое внимание, есть надежда, что он успеет относительно человека, которого Господь привел к нему, сделать самое главное. Главная задача батюшки не «заставить бросить колоться» — так иногда формулируют свою задачу родственники наркомана, а помочь ему встретиться со Христом, или хотя бы пройти несколько шагов земной жизни на пути к Спасителю, что возможно в случае, если именно это — приведение людей ко Христу — является подлинным смыслом жизни самого священника. На этом пути мы должны помочь человеку осознать, кто он, найти то положительное в нем, на что он мог бы опереться, чтобы возрастить в себе целеустремленность и ответственность. Для этого нам придется потрудиться. Вероятнее всего, этому его не научили в школе, на эти темы с вашим подопечным еще никто не разговаривал. И здесь пастырю придется взять на себя роль родителя. В работе с наркоманом важно ставить временные рамки. Любимая стратегия любого наркомана — избежать обсуждения неприятных сторон своей жизни, о которых он не хочет думать, поэтому он может просто тянуть время или переводить тему разговора на что-то мелкое, незначащее, постороннее. Наша задача — помочь ему встретиться с реальностью лицом к лицу, осознать, посмотреть на это по-новому, свежим взглядом. Вряд ли «нравоучение о вреде наркотиков» будет уместной и полезной формой работы. Наркоману необходима помощь в осознании своего предназначения, обретении смысла жизни, построении своего будущего, обретении навыка отличия греховных поступков от нормальных, не противоречащих воле Божией душевных потребностей. В некоторых из предлагаемых в этой книге методов работы явно не упоминается слово «Бог». При составлении автор руководствовался Образом Доброго Пастыря, Который тем людям, которые просили только исцеления — подавал исцеление, голодных кормил хлебом, а тем, кто искал большего — изъяснял Свои притчи. Именно в этой ненавязчивости явилось людям проявление Его любви. Многие исцеленные затем искали Его для того, чтобы вопросить о большем... Самое искреннее желание и убежденность пастыря в том, что окормляемому необходимо примирение с Господом, Покаяние, Причастие, вовсе не означает, что задача священника — как можно быстрее навязать человеку свои убеждения и представления о жизни, доказывать их истинность, вразумлять и наставлять с позиции своей правоты. Протоиерей Александр (Геронимус) пишет по этому поводу: «Мне приходится практиковать в разных психиатрических учреждениях. И вот в диалоге с пациентами у меня всегда возникает проблема выбора между двумя стратегиями. Первая — пациента, погруженного в свои переживания, не воцерковленного, не ориентирующегося на церковную систему ценностей, можно начать убеждать, что все его житейские проблемы проистекают от того, что он вне Церкви, вне Бога. Иными словами, пригласить человека выйти за значимое для него смысловое поле — в пространство христианских ценностей. Другая — которую исповедует в своей душепопечительной практике митрополит Антоний Сурожский, и которой я в меру своих сил пытаюсь следовать, — это позиция соучастия в психической жизни человека там, где она реально происходит, где находятся его болевые точки. Если после этого, после исцеления, он начинает интересоваться источником, из которого пришло его исцеление, его можно вводить в ценности Церкви, в понимание того, Кто есть подлинный его Спаситель». [30] Лучшей проповедью Христа для пастыря, помогающего наркоману обрести смысл жизни, пусть будет качественная и деятельная помочь в разрешении проблемы пришедшего человека.
|