Защита и благословение места
Затем в [главных] направлениях у четырёх врат четверо ваджрачарьев делают предваряющее подношение мандалы и испрашивают разрешение на создание мандалы следующим образом: не сворачивая мандалы саморождения217, мудрой возношения, сопровождаемой мантрами, возносят её к небу. Затем путём преображения они создают из своих главных божеств соответствующую случаю силу ярости – подобно тому, как от пламени отделяется пламя. В каких же гневных божеств они преображают? В том случае, <если главное божество> Самвара или Хеваджра, – в такое как Трайлокья-виджая <khams gsum rnam rgyal> (Победитель Трех Миров); если Калачакра – в такое как Ваджравега <rdo rje shugs> (Ваджрный Натиск); а если Гухьясамаджа – в такое как Двешаваджра <zhe sdang rdo rje> (Ваджра Ненависти). Таким образом, каждый из них овладевает гордостью (ahamkara <nga rgyal>) именно своего гневного божества; затем ваджрачарьи, перейдя в северо-восточный угол, приказывают мешающим демонам <bgegs> [удалиться]. Затем, начиная с четырёх главных направлений, все ваджрачарьи исполняют в расширенном или кратком виде, смотря по указаниям, позы <rkang stabs>218, санпуту <kha sbyor>219 и т. д. и пригвождают остальных мешающих демонов магическим гвоздем (kila). Созерцая «защитный круг» (raksa-cakra <bsrung 'khor>), они охраняют место от [других] мешающих демонов; а с помощью мантр и мудр – благословляют (т. е. сообщают энергию) место мандалы, и оно обретает ваджрную природу. Такая последовательность ритуала места в общих чертах свойственна всем мандалам Ануттара-тантры и только слегка отличается, например, для Калачакры.
Ритуал подготовительных действий
Здесь четыре подраздела: подготовка богини земли, подготовка мандалы божеств, подготовка сосуда, подготовка ученика. Здесь слово подготовка (samantaka, sta gon) равнозначно слову основание (lhag gnas). Нет необходимости выполнять подготовку ученика во время подношения мандалы, собственное вхождение [в мандалу ваджрачарьи] или иные подобные действия, если этого не происходит на стадии посвящения.
Подготовка богини земли
Посредине того места, где будет нарисована мандала, помещают небольшую груду богини земли (prthivi). Здесь зарождают самая-саттву. Предложив подношение джняна-саттве, чтобы оно вошло в эту [груду], просят разрешения нарисовать мандалу и ищут подтверждения этого [землёй]. Существует два мнения о том, следует ли в этом случае подносить бали (bali).
|