Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ. ГОСТ Р 6.30-97

Теория цивилизаций А. Тойнби (1889—1975) продолжает линию О. Шпенглера и является, можно сказать, классическим вариантом теории локальных цивилизаций[14]. Тойнби – религиозный мыслитель, что существенным образом сказывается на его видении истории, истолковании ее целей и смысла, исторического прогресса, современной западной цивилизации и т. п. История, по Тойнби, – дело рук бога, реализующего ее через существование человека и человечества. В основе истории лежит взаимодействие мирового закона – божественного логоса и человечеств

 

В соответствии с этими критериями Тойнби выделяет 21 цивилизацию. В их числе: египетская, андская, китайская, минойская, шумерская, майянская, индская, эллинская, западная, православная христианская (в России), дальневосточная (в Корее и Японии), иранская, арабская, индуистская, мексиканская, юкатанская и вавилонская.«Число известных цивилизаций, – пишет Тойнби, – невелико. Нам удалось выделить только 21 цивилизацию, но можно предположить, что более детальный анализ вскроет значительно меньшее число полностью независимых цивилизаций – около десяти»[17].

Позицию Тойнби можно охарактеризовать как культурологический плюрализм – убеждение, что человеческая история представляет собой совокупность дискретных единиц социальной организации («цивилизаций»). Каждая из них проходит свой уникальный путь и имеет своеобразную систему ценностей, вокруг которой складывается вся ее жизнь.

 

10. Теория социокультурной динамики П. Сорокина

Всякая великая культура, по определению П. Сорокина, есть не просто конгломерат различных явлений, сосуществующих, но никак не связанных, а единство, или индивидуальность, все составные которого пронизаны одним основополагающим принципом, выражают одну, главную ценность1. Именно ценность служит основой и фундаментом единой культуры. Доминирующие черты изящных искусств и науки такой единой культуры, ее философии и религии, этики и права, ее основных форм социальной, экономической и политической организации, большей части ее нравов и обычаев, ее образа жизни и мышления (менталитета) - все они по-своему выражают ее основополагающий принцип, ее главную ценность.

11. Теория развития культуры К. Ясперса

К. Ясперс (1883-1969) разработал теорию, предполагающую единое происхождение человечества и единую историю культуры. Он выделяет четыре периода: «прометеевская эпоха», эпоха «великих культур древности», эпоха «духовной основы человеческого бытия» («осевое время») иэпоха «развития техники».

12. Типология культуры как научная проблема

Проблема типологии культуры как научная проблема чрезвычайно сложна. У неё не только нет однозначного решения, но и нет согласия в исходных основаниях и подходах к решению проблемы. Пожалуй, можно сказать, что вопросы типологии и периодизации культурного развития наименее разработаны в культурологии. Для разрешения этих вопросов предлагалось и предлагается множество решений, но они, как правило, мало кого убеждают помимо их авторов.

13. Национальная и этническая культура: типологические особенности

Национальная культура выступает синтезом культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества, нации. Характеризуется единством территории, государственностью, общностью экономической жизни. Совокупность обыденных и специализированных областей культуры национальной общности, представляет собой социальную, территориальную, экономическую, лингвистическую общность людей, имеет сложную социальную структуру и государственно-политическую организацию.

Этническая культура это культура в основе, которой лежат ценности, принадлежащие той или иной этнической группе. Признаками такой группы являются общность происхождения, расовые антропологические особенности, язык, религия, традиции и обычаи. Э. является культура, носители которой связаны единством «крови и почвы».

14. Восточный и западный типы культуры: характерные черты

Деление культур на восточные и западные фиксирует не только их территориальное расположение, но и характеристику методов и способов познания мира, ценностных ориентаций, основных мировоззренческих установок, общественно-экономических и политических структур.В современной культурологии под "Западом" подразумевается европейская, американская и австралийская культура, под "Востоком" - культура стран Центральной, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки. Запад разнообразен, Восток еще более пестр, тем не менее у этих двух "противоположных" типов культуры можно выделить присущие им черты, отличительные особенности.

1. Западные и восточные культуры различаются динамикой развития.

2. Западная традиция подчеркивает активное отношение человека к внешнему миру.

3. В рамках западной и восточной культур различным было отношение к природе. В рамках западной традиции сформировалось утилитарное, прагматическое, потребительское отношение к природе. "Природа - мастерская, и человек в ней работник". На Востоке от-ношение к природе было более созерцательным, трепетным и как показала историческая практика - более мудрым.

4. Западная и восточная культура различаются пониманием человека и его отношением к обществу, государству.

5. Западная и восточная культура отличаются отношением к возможностям разума.

15. Субкультура и контркультура

Субкультура это особое культурное образование отличающиеся устройством обычаями нормами и существующей рядом с господствующей культурой.

Контркультура это совокупность социально культурных установок крайне негативно ориентированных по отношению к ценностям господствующей культуры и даже противостоящих этой культуры.

16. Массовый, элитарный и народный типы культуры

Массовая культура — культура, популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе. Она включает в себя такие явления, как спорт, развлечения, быт, музыка, в том числе и поп-музыку, массовую литературу, средства массовой информации, изобразительное искусство, кино и т. п.

Элитарная культура — это «высокая культура», противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию. Ее основной идеал — формирование сознания, готового к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности. Данное понимание элитарной культуры, эксплицированное из подобного ее осознания как культуры высокой, концентрирующей духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений, представляется, по мнению российских культурологов, более точным и адекватным, чем понимание элитарного как авангардного.

Народная культура – культура, создаваемая в течение тысячелетий, путем естественного отбора, анонимными творцами – людьми труда, представителями народа, не имеющими специального и профессионального образования. Народную культуру составляют: религиозная (христианская), нравственная, бытовая, трудовая, оздоровительная, игровая, зрелищная культурные подсистемы. Эта культура зафиксирована в фольклоре, народных ремеслах, существует в обычаях и укладе жизни, в убранстве жилища, в танце, песне, одежде, в характере питания и воспитания детей (народная педагогика). Народная культура есть базис национальной культуры, педагогики, характера, самосознания. Приобщение детей к истокам народной культуры означает сохранение традиций народа, преемственность поколений, возрастание его духа.

 

17. Проблема личности в культуре. Инкультурация и культурная идентичность.

Проблема личности всегда находилась в центре внимания исследований культуры, так как культура и личность неразрывно связаны. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности. С другой стороны, личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре. Можно сказать, личность- это движущая сила и создатель культуры, а также главная цель ее становления. Каждый человек выступает по отношению к культуре в нескольких ролях: как продукт культуры: только усвоив правила, нормы и ценности культуры и общества, в котором живет человек, можно комфортно чувствовать себя, быть адекватным своим культуре и обществу; как потребитель культуры: в своей жизненной практике человек использует усвоенные нормы и правила, язык, знания и т.д. в готовом виде; обычно это происходит в форме стереотипов; как производитель культуры: человек способен и творчески порождать новые культурные формы, и интерпретировать уже имеющиеся; как транслятор культуры: воспроизводя культурные образцы в своей жизни и деятельности, человек тем самым передает информацию о них другим людям.

Инкультурация –процесс приобщения индивида к культуре, усвоения им существующих привычек, норм и паттернов поведения, свойственных данной культуре.

Культурная идентичность — это качество индивида, его ощущение тождественности с освоенными константами культуры и ее ценностными ориентирами, устанавливаемое посредством общности языка, значений символов, верований, ритуалов, стиля, обычаев и поведенческих образцов, позволяющее охарактеризовать его (индивида) как представителя культуры конкретного сообщества (к которому принадлежит или стремится принадлежать индивид). Культурная идентичность формируется в коммуникации ее носителей посредством использования общих знаков и символов, которые передаются от членов культурной группы к новичкам.

18. Религия, искусство, наука как явление духовной культуры

Религия — одна из древнейших разновидностей культуры и существует в обществе на любом этапе его развития.

ИСКУССТВО — форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно-выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, цвета, света, природного материала и т.д.).

Наука, как и другие формы духовной культуры, имеет двойственную природу: она представляет собой деятельность, связанную с получением знаний о мире, и одновременно всю совокупность этих знаний, результат познания. Наука с самого своего основания систематизировала, описывала, отыскивала причинно-следственные связи явлений, ставших предметом ее внимания. Таким предметом для нее был весь окружающий мир, его устройство, происходящие в нем процессы. Для науки характерны поиск закономерностей различных явлений действительности и выражение их в логической форме.

20)Культура Древнего Египта возникла одной из первых. Она существовала примерно с конца IV тыс. до н.э. до 332 г. до н.э. Формирование Египта как государства происходило в IV тыс. до н.э. Уже к началу тысячелетия на севере и юге реки Нил появляются более 40 городов, стоящих во главе областей, или номов. Во второй половине тысячелетия складываются два крупных государственных объединения: Северное (Нижнее) царство с центром Буто и Южное (Верхнее) со столицей Нехен. Наконец, к началу III тыс. до н.э. образуется единое египетское государство, возникшее в результате победы царя Южного Египта Мина над Северным, который заложил крепость Инбу-Хедж (Белые стены), превратившуюся затем в первую столицу нового государства — Мемфис.

В истории Древнего Египта обычно выделяют несколько больших периодов. Первый из них именуетсядодинастическим(IVтыс. до н.э.), в течение которого зарождалась египетская цивилизация. Последующие периоды, охватывающие 30 династий фараонов, египетский жрец Манефон, написавший историю своей страны, предложил называтьДревним (III тыс. до н.э.).Средним (конец III — начало II тыс. до н.э.) иНовым (II тыс. до н.э.)царствами. Последний период древнеегипетской истории иногда называют Поздним временем (I тыс. до н.э.).

 

Культура Двуречья (Месопотамии) возникла примерно в то же время, что и египетская. Она сложилась в долинах рек Тигр и Евфрат и существовала с IV тыс. до н.э. до середины VI в. до н.э. В отличие от египетской культура Месопотамии не была однородной, она формировалась в процессе многократных взаимопроникновений нескольких этносов и народов и потому быламногослойной.Главными обитателями Двуречья были шумеры, аккадцы, вавилоняне и халдеи на юге: ассирийцы, хурриты и арамеи на севере. Наибольшего развития и значения достигли культуры Шумера, Вавилонии и Ассирии.

Возникновение шумерского этноса до сих пор остается загадкой. Известно только, что в IV тыс. до н.э. южную часть Двуречья заселяют шумеры и закладывают основы для всей последующей цивилизации данного региона. Как и египетская, эта цивилизация быларечной. К началу III тыс. до н.э. на юге Месопотамии появляется несколько городов-государств, главными изкоторый становятся Ур, Урук, Лагаш, Jlapca и др. Они поочередно играют ведущую роль в объединении страны.

История Шумера знала несколько взлетов и падений. Особого выделения заслуживают XXIV-XXIII вв. до н.э., когда происходит возвышениесемитского города Аккад, находившегося севернее Шумера. При царе Саргоне Древнем Аккаду удаюсь подчинить своей власти весь Шумер. Аккадский язык вытесняет шумерский и становится главным на всей территории Месопотамии. Большое влияние на весь регион оказывает также семитское искусство. В целом значение аккадского периода в истории Шумера оказалось настолько весомым, что некоторые авторы называют всю культуру данного периода шумеро-аккадской.

21) В процессе формирования философской традиции Индии в полной мере проявились основные особенности древнеиндийской культуры. Первая, наиболее яркая особенность индийской культуры – удивительное многообразие ее феноменов, и вместе с тем, ощущение целостности и единства всей культурной жизни в совокупности. Философия Древней Индии неразрывно связана с религиозными представлениями, с литературой и искусством. Стремление к синтезу выразилось здесь в желании найти единое начало мира, достичь единства бога, человека и мира. И вместе с этим, многообразие сохраняется и здесь: индийцы рассматривают многочисленные философские школы как разнообразные проявления единой истины, как разные спицы в одном и том же колесе.

Бережное и уважительное отношение к традиции – еще одно важнейшее свойство индийской культуры. Однако традиционализм не следует понимать как косность, статичность, отсутствие развития и творческого поиска, безоговорочное и неосмысленное следование авторитету. Вряд ли можно сказать, что Индия, породившая множество философских школ, идеями которой длительное время питалась европейская философия, Индия, выработавшая новые художественные стили посредством синтеза местных традиций и культурного опыта завоевывавших ее народов, ставшая родиной одной из мировых религий – буддизма, давшая простор различным типам социально-политического устройства, была омертвелой и нединамичной.

22) Древнекитайская цивилизация имеет ряд специфических осо­бенностей отраз­ившихся на особенностях развития ее культуры: во-первых, это достаточно сложные природные условия повли­явшие на сравнительно позднее (если иметь в виду Шумер, Аккад, Египет, а также время появления первых земледельческих общин в долине реки Хуанхэ, приблизительно 5 тыс. лет до н. э.) возник­новение здесь цивилизации. Древний Китай развивался в отрыве от других цивилизаций практически до 2 в. н. э., не имея прямых контактов со странами за­падного мира.древнекитайская цивилизация имела не ирригационный тип в отличие от древнеегипетской, древнеиндийской и месопотамской ци­вилизаций. Поливное земледе­лие начинает развиваться в этом регионе лишь с середины I тыс. до н. э. культура древнего Китая относится к традиционным типам культур. Древне­китайское государство – это типичная восточная дес­потия. Глава государства с V в. до н. э. являлся наследственным мо­нархом, он же выполнял обязанности первого жреца и единствен­ного земле­владельца. В Китае жречество как отдельный социальный инсти­тут отсутствовало, религиозные действия производились гла­вами се­мейств, чиновниками царями-ванами. Вся земля являлась цар­ской собственностью. Кроме этого все было под­чинено строгой соци­аль­ной иерархии, вне которой находились рабы.

23)Культура Древней Греции отличалась глубоко светским характером и былаориентирована на свободную гражданскую личность.Величайшим достижением эгейской культуры было создание письменности, такназываемого слогового письма.Эпос - особый вид искусства Древней Греции. Эпические поэмы Гомера - шедеврыантичной литературы.Бурный расцвет поэзии, драматургии, архитектуры, скульптуры, оказавшийсерьезное влияние на дальнейшее развитие литературы и искусства характеризуеткультуру Древней Эллады.Культура Древней Греции положила начало развитию всех остальных европейскихкультур и в первую очередь Рима.

24)Культура Древней Италии и Древнего Рима распадается на 3 основных периода1. Культура доримской Италии (3 тыс.-Ш в. до н.э.)2. Культура Римской республики (III—I вв. до н.э.)3. Культура Римской империи (I-V вв. н.э.).

Предшественницей культуры Древнего Рима была куль­тура этрусков, чья страна простиралась от Тирренского моря до Апеннинских гор на востоке, а ее северная граница в VII в. до н.э. доходила до реки По. Этрурия представляла собой союз 12 городов-государств, с рабовладельческим строем, ос­нованным на безраздельном господстве аристократии. Рас­цвет этрусской культуры относится к V-VI вв. до н.э., ког­да она испытывала сильное воздействие греческой культу­ры. Памятники культуры и искусства этрусков дошли до нас в незначительном количестве. Известно, по Витрувию, что правильная планировка городов и ориентация улиц по сторонам света была введена в Этрурии раньше, чем в Гре­ции, в VI в. до н.э. Остатки архитектурных сооружений эт­русков свидетельствуют о высокой строительной технике хра­мов, богато украшенных скульптурой и живописью, гробниц — тумулусов (курганы с расположенными под холмом погребальными камерами и проносом).

К концу эпохи эллинизма, когда самостоятельности Эт­рурии был положен конец, этрусскую культуру следует уже рассматривать вместе с римской, когда на Апеннинском по­луострове формировались полисы — цивитас (римск.) — города-государства. Гражданином цивитаса мог быть каж­дый, кто имел земельный надел. Высшим органом власти здесь было народное собрание; выборным и законодатель­ным органом — магистрат. В цивитасе существовало нату­ральное хозяйство. Все города были замкнутыми, и между ними часто вспыхивали междоусобные войны. Самым круп­ным был Римский полис, который, завоевав Апеннинский полуостров и утвердив господство во всем Средиземномо­рье, к середине II в. до н.э. превратился в могучую державу.

Культура Древнего Рима складывалась как синтетическая, куда вошли этрусские, греческие и собственно римские тради­ции и черты, свойственные культуре народов, покоренных Ри­мом, иногда стоявших на более высокой ступени развития. Как и греки, римляне не мыслили жизнь вне гражданской общины, служить которой — долг и благо, вне свободы и независимости, вне связи с богами и полубогами (не имея своей развитой мифо­логии, римляне почти полностью переняли ее у греков, назвав богов новыми именами:Зевса — Юпитером, Афродиту — Ве­нерой, Ареса — Марсом, Диониса — Вакхом и т.д.). Однако необходимо отметить, что в античный гуманизм римляне вне­сли черты более трезвого миропонимания. Точность и исто­ризм мышления, суровая проза лежат в основе их художе­ственной культуры, далекой от возвышенной поэтики мифот­ворчества греков. Римляне считали, что богам нужны не чув­ства людей, а жертвы (вино, кровь, дым от мяса животных и т.д.), и само латинское слово религия (religio) означает перво­начально «связь» между человеком и богами («Я даю тебе, чтобы ты дал мне»). Практический склад римской культуры сказывается во всем; в трезвости мышления, нормативном пред­ставлении о целесообразности порядка, в скрупулезности рим­ского права (тесно связанного с религией), учитывавшего все жизненные явления, тяготении к точным историческим фак­там. Научные и философские идеи, литература и искусство — все переосмысливалось с точки зрения «Рим — центр Мира».

25)Арабомусульманская культура возникла на Аравийском полуострове в VII в. н.э. Это одна из самых молодых куль­тур, а мусульманская религия — самая молодая среди ми­ровых религий. До появления ислама на Аравийском полуострове существовала типичная культура кочевников на ста­дии разложения родового строя. Кочевые племена вели не­прерывные войны друг с другом и с соседями, что сдержи­вало экономическое и культурное развитие. Арабы были язычниками, у каждого племени был свой главный бог. Жизнь настоятельно требовала объединения арабских пле­мен. Объединение было возможно только на религиозной почве, и до Мухаммеда (Магомета) появлялись пророки, ко­торые пытались основать монотеистические религии, но, видимо, время и условия не благоприятствовали этому. Мухаммед — основатель новой религии, ислама, кото­рый говорил, что нет бога, кроме Аллаха, а Мухаммед — его пророк. Он учил, что надо жить по заповедям, которые потом стали мусульманскими законами и были объединены в Шариате — своде мусульманских законов. На основе этих трех священных книг (Шариат, Сунна, Карма) строилась вся жизнь мусульманина от рождения до смерти. Ислам внес строгую регламентацию во все стороны жизни, и вначале это было воспринято как благо. Многие запреты ислама были правильными для Аравии, но потом потеряли изначальный смысл и превратились в ритуал.В мусульманской культуре, которая возникла и суще­ствует как культура мужская, получили развитие архи­тектура (дворцы и мечети) и поэзия, очень часто распевае­мая под аккомпанемент струнных инструментов. Вырвать­ся из регламентации человек мог только в любви, в восхи­щении перед женской красотой, поэтому арабомусульманская поэзия в основном посвящена любви и красоте и философским вопросам. Условия жизни приучили арабов, а потом и всех мусульман любоваться красотой во всех ее проявлениях. Любование переносится на природу, драгоценные камни, лошадей и верблюдов и т.д., а вершина всего—женская красота. Любовь воспринимается поэтами и простыми людьми как роковое чувство, несчастное и чистое. С другой стороны, любовь—это вершина чувств, приносящая блаженство любимым и любящим.Арабомусульманской культуре свойственна тонкость чувств, что нашло отражение в поэзии, а живописи и скульптуры в этой культуре не существует, так как Аллах запретил изображать людей и животных, зато небывалого мастерства они достигли в придумывании и исполнении орнаментов; исключение составляет персидская миниатюра (женщина, лошадь).

Общие особенности мусульманского искусства:

♦ не новаторское, использует приемы и темы искусства завоевания народов;

♦ не имеет единого стиля и распадается на местные школы: турецкую, персидскую, испано-арабскую и т.д.

♦ носит религиозный характер;

♦ антиреальное, ибо ислам запрещает изображение живых существ.

Скульптура и живопись носят чисто декоративный характер и являются орнаментальным дополнением архитектуры.Типы архитектурных построек разнообразны. Самый распространенный тип—мечеть (переводится как «место поклонения»). Важная часть мечети—минарет—высокая башня, с которой мулла созывал мусульман на молитву.Широкораспространенны в исламской архитектуре также мавзолеи—тюрбе. Мавзолей — это гробница, увенчанная куполом.Основной материал архитектурных сооружений—кирпич. Культура Арабского Востока, распространившись на огромную территорию, оказала большое влияние не только на искусство и образ жизни исламских государств, но и на культуру тех народов, с которыми контактировала на протяжении всей своей истории.

 

26)Византийская культура – это особенный, оригинальный и самобытный тип культуры. Самобытность ее состоит в том, что она очень отличается от средневековой культуры Европы особенными элементами восточных цивилизаций. Вместе с тем ей не были чужды детали мусульманской и античной культуры. Византийская культура ориентировала человека на идеальный, в какой – то степени иррациональный мир высшей истины. Это объясняется доминантной ролью религии в жизни византийского общества.Такие особенности культуры не могли не повлиять на византийское искусство. Византийская культура подарила миру свой собственный художественный феномен. Основными отличиями византийского художественного стиля было то, что в нем не пытались воспроизвести отображение окружающего мира, а само художественное творчество не было средством самовыражения автора. Художники в первую очередь были своеобразными проводниками духовности. Они воплощали высший божественный мир на полотнах. Византийская культура оказала огромное влияние на культуру Киевской Руси. После крещения Руси, Византия стала в какой-то мере объектом для наследования. В том числе и Византийская культура была полностью позаимствована как основа в становлении собственной культуры. Нестор Летописец в « Повести временных лет» писал о визите князя Владимира в Константинополь. Князь был поражен красотой, величием и эстетическим наполнением византийских храмов и вернувшись домой, незамедлительно начал строительство таких же в Киевской Руси. Византийская культура подарила миру, и в частности Руси, искусство иконописи.В истории европейской и мировой культуры византийская культура играла очень важную и заметную роль не только потому, что стала логическим историческим продолжением греко-римской античности, но и была своеобразным синтезом западной и восточной духовной основы . Она оказала решающее влияние на формирование и развитие культур стран южной и восточной Европы.

27). Духовная и художественная культура западноевропейского Средневековья.Средневековая культура оказала влияние на формирование двух европейских художественных стилей того времени: романского и готического. Следует заметить, что «стиль искусства» - представляет собой фундаментальное определение организующих принципов и форм художественного мышления и творчества, характерных для определенного исторического периода развития культуры.Романский стиль (латин. romanus - римский) средневековья - это первое единое стилевое направление в западноевропейской художественной культуре X - XII вв. Его появление было вызвано желанием государственной власти и церкви средневековой Европы опереться на достижения культуры бывшей Римской империи. Возникновение же термина «романский» связано, прежде всего, со стремлением найти единство в развитии европейской культуры XI-XII вв. Общие черты романского стиля во Франции, Испании, Италии, Германии, Англии не столько объясняются римским влиянием или сходством социальных условий феодального строя, сколько являются результатом единого религиозного мировоззрения. Единство в многообразии - так можно охарактеризовать сущность романского стиля: единый язык культуры, но оттенки разные.Готика, готический стиль (итал. gotico - готский, варварский) -происходит от названия германского племени готов - второе общеевропейское стилевое художественное направление, а также устойчивая система художественно-образных средств и приемов, сложившихся в западноевропейском искусстве XII-XVI веков. Характерной чертой готического стиля является единство и целостность художественных проявлений, заявивших о себе во всех видах искусства под эгидой архитектуры.

28.

Возрождение делят на 4 этапа:

1. Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)

2. Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века)

3. Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)

4. Позднее Возрождение (середина XVI — 90-е годы XVI века)

Проторенессанс тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими традициями, этот период явился подготовкой Возрождения. Этот период делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год)

Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности.

Третий период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением». Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II — человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художеству.

Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590—1620-е годы. Некоторые исследователи причисляют к Позднему Возрождению и 1630-е, но эта позиция вызывает споры среди искусствоведов и историков. Искусство и культура этого времени настолько разнообразны по своим проявлениям, что сводить их к одному знаменателю можно только с большой долей условности

В эпоху Просвещения происходил отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Впервые в истории был поставлен вопрос о практическом использовании достижений науки в интересах общественного развития.

Учёные нового типа стремились распространять знание, популяризировать его. Знание не должно быть больше исключительным владением некоторых посвящённых и привилегированных, а должно быть доступно всем и иметь практическую пользу. Оно становится предметом общественной коммуникации, общественных дискуссий. В них теперь могли принимать участие даже те, кто традиционно был исключён от учёбы – женщины

Благодаря изобретению железных дорог и пароходов ускорились транспортные перевозки, а телеграфа - обмен информацией. В этот период учёные разных стран начали быстрее обмениваться новыми гипотезами, изобретениями и теориями. Возникли новые дисциплины на стыке различных наук: физхимия, биохимия

В начале XIX века в большинстве стран Западной Европы произошел промышленный переворот - переход от ручного производства к машинному. Это привело к созданию индустриального общества - общества, расколотого на капиталистов и пролетариев - наемных рабочих.

После Великой французской революции и завоевательных походов Наполеона Бонапарта в большинстве стран Европы образовались или начались тенденции к ограничению абсолютных полномочий монарха, разделению властей и демократизации общества. В связи с кризисом сословной структуры общества и его переходу к классовому,индустриальному обществу, появился новый социальный слой - пролетарии. Пролетарии происходили в основном из среды переквалифицировавшихся мануфактурных работников либо были выходцами из разорявшихся крестьянских хозяйств (их труд постепенно заменяли машины)

Славянская мифология и религия формировались на протяжении долгого периода в процессе выделения древних славян из индоевропейской общности народов во II—I тысячелетии до н. э. и во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов. Поэтому, естественно, в славянской мифологии имеется значительный индоевропейский пласт. Предполагается, что к нему относятся образы бога грозы и боевой дружины (Перун), бога скота и потустороннего мира (Велес), элементы образов близнечного божества (Ярило и Ярилиха, Иван-да-марья) и божества Неба-Отца (Стрибог). Также индоевропейскими по сути являются такие образы, как Мать Сыра-Земля, связанная с ней богиня ткачества и прядения (Мокошь), солнечное божество (Дажьбог), и некоторые другие[1].

Креще́ние Руси́ — введение в Древнерусском государстве христианства как государственной религии, осуществлённое в концеX века князем Владимиром Святославичем. Источники дают противоречивые указания на точное время крещения[1]. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году[2] и считать началом официальной истории Русской Церкви (некоторые исследователи полагают, что крещение Руси состоялось позже: в 990[1][3][4][5] или 991 году[5]).

Рядом авторов термин понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках[

Древняя русская литература, как и, литературы украинская и белорусская, органически связана с культурой Киевского государства 11-13 веков. До 14 века на Руси был один литературный язык. С XIV в, в общем литературном языке определились характерные признаки русского, украинского, белорусского языков, так как области, занятые этими народностями, оказались в различных общественно-политических условиях, и с тех пор литературы братских народов развивались каждая своим особым путем, взаимно влияя друг на друга.

Пётр I изменил начало летоисчисления с так называемой византийской эры («от сотворения Адама») на «от Рождества Христова». 7208 год по византийской эре стал 1700 годом от Рождества Христова, а Новый год стал праздноваться 1 января. Кроме того, при Петре было введено единообразное применение юлианского календаря.

После возвращения из Великого посольства Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями «устаревшего» образа жизни (наиболее известен запрет набороды), но не менее обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета[20], появляются переводы многих книг на русский. Успех по службе Пётр поставил для дворян в зависимость от образования.

Произошли изменения в русском языке, в который вошли 4.5 тысячи новых слов, заимствованных из европейских языков

34

Русская национальная культура в 19 веке достигла в искусстве, литературе, во многих областях знания высот, определимых словом «классика». Русская литература 19 века заслужено названа "золотым веком». Даже несведущий в литературе, не сможет возразить. Она стала законодательницей литературной моды, стремительно ворвавшись в мировую литературу. "Золотой век" подарил нам многих известных мастеров. XIX век – это время развития русского литературного языка, оформившегося в большинстве своем благодаряА.С. Пушкину. Он начался с расцвета сентиментализма и постепенного становления романтизма, особенно в поэзии. В этот период много поэтов, но главной фигурой того времени был Александр Пушкин. Как сейчас его бы окрестили «звезда».

Культура России второй половины XIX – начала ХХ в. впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы «золотого века» предшествующего времени. На рубеже XIX – начала ХХ вв. в духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощущением человека ХХ в. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем: личность и общество, искусство и жизнь, место художника в обществе и др. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и средств. В России сложился своеобразный историко-художественный период, который его современники назвали «серебряным веком» русской культуры. Выражение и название"серебряный век" является поэтиче­ским и метафорическим, не строгим и не определенным. У А. Ахмато­вой оно присутствует в известных строчках: "И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл...". Его употребляет Н. Бердяев. А. Белый назвал один свой роман "Серебряный голубь". Редактор журнала "Аполлон" С. Маковский исполь­зовал его для обозначения всего времени начала XX века. Российская культура в условиях развития страны начала ХХ века приобрела значительный размах и ряд новых направлений. В России произошел подъем в области образования: росло число учебных заведений, активизировалась деятельность учительства, преподавателей высших учебных заведений. Активно развивалось издательское дело. Теперь более подробно рассмотрим то, что происходило во времена «серебряного века» в науке, литературе, театре, музыке, архитектуре, скульптуре и живописи.

Советская культура – понятие, обозначающее культурную целостность (экзистенциал), сформировавшуюся на территории России, затем Советского Союза в период с 1917 по 1991 г. Типологически «советская культура» существенно отличается от таких понятий как «культура Древней Греции», «китайская культура», «русская культура» и близка, скорее, «культуре Возрождения», «культуре Просвещения» и т.д. Ее важная особенность состоит в том, что она не обладает собственным языком. Государственным языком Советского Союза был русский язык, и советская культура говорит на русском языке («советизмы» охватывают лишь поверхностный пласт языка и не ведут к кардинальной трансформации языкового сознания). Структуру советской культуры задает набор определенных идей, тесно связанных с русской культурой XIX в. (на гиперсоциальном уровне), а также определенных поведенческих моделей (на уровне социальной оболочки). Аналогично организованы и культура Возрождения или культура Просвещения: существуя в пространстве европейской культурной традиции, они выделяются в ней через определенный набор идей и поведенческих моделей, составляющих системное целое.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ. ГОСТ Р 6.30-97

2.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТОВЫМ ДОКУМЕНТАМ. ГОСТ 2.105-95

3. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления ГОСТ 7.1–84.

4. Теодоронский В.С., Сабо Е.Д., Фролова В.А. «Строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры»,- 2 изд., М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 352 с.

5. ГЭСН [Электронный ресурс]: 2010 - 2013 гг. Web: http://www.norm-load.ru/SNiP/Index1/151.htm.

6. Государственные элементные сметные нормы на строительные работы ГЭСН 81-02-47-2001 Озеленение. Защитные лесонасаждения/Госстрой России/Москва, 2001 г. – 60 с.

 

Приложение 1

(Пример оформления титульного листа)

 

 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Свердловской области

«Талицкий лесотехнический колледж им.Н.И.Кузнецова»

 


Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Введение

Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 394. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.067 сек.) русская версия | украинская версия
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7